джефф безос бизнес какой
Думай, как Безос: секреты успеха от лидера Amazon
Подобный успех не приходит случайно. Для него необходимо правильное мышление. И каждый может им обладать. Узнайте советы Джеффа Безоса, которые помогли ему стать настолько успешным и уникальным человеком.
1. Принимайте решение, имея 70% информации
Владеть большим количеством информации выгодно. Но Безос добавляет к этому следующее:
«Большинство решений стоит принимать, когда у вас есть 70% информации о том, что вы хотели бы знать. Если вы будете ждать 90% это будет слишком долго».
Например, сервис Prime Now (сервис доставки) был запущен через 111 дней после его создания. На этом пути были неполадки и повороты в ложных направлениях. Но быстрое решение дало преимущество перед конкурентами. Дожидаясь идеальной обстановки для старта, вы даёте им возможность уйти в отрыв.
2. Игнорируйте соперничество
Все компании сталкиваются с конкуренцией. Это естественная часть бизнеса. Чаще всего она заставляет вступать их в своеобразное соревнование. В действительности, на первом месте для предприятия должны быть интересы клиента. Такой подход создаёт условия для развития инноваций.
Говоря о том, как появился Amazon Prime, Безос пояснил:
«Клиенты желают чего-то лучшего и обычно даже не знают, чего конкретно. Ваше намерение должно быть направлено на то, чтобы восхитить потребителя и побуждать себя изобретать новое. Ни один клиент никогда не просил Amazon создать программу быстрой доставки Prime, но оказалось, что это то, чего хотят все».
3. Окружайте себя настолько хорошей командой, насколько это возможно
У Amazon есть особенные фишки при приёме человека на работу. Потенциальному сотруднику могут задать вопрос в духе «Сколько заправочных станций работает в США?». Никто не знает правильного ответа, но его от кандидата и не требуют. Этот вопрос задаётся, чтобы оценить навыки критического мышления.
«Каждый раз, когда мы нанимаем кого-то, он или она должен поднять планку ожиданий выше. Это позволяет всему коллективу совершенствоваться по мере расширения и обновления» — говорит Безос.
4. Используйте 10%-й шанс
«Если у вас есть 10% вероятность получить 100-кратный возврат средств, делайте такую ставку каждый раз, когда будет возможность».
Это простая математика. Чтобы достичь успеха принимайте смелые бизнес-решения. Вы не всегда добьётесь желаемого, но научитесь вещам, которые помогут достичь высокой прибыли в будущем.
Amazon Marketplace потерпел неудачу в первых двух попытках запуска. В третий раз это сработало. С тех пор он вырос и вносит вклад в почти половину продаж Amazon.
5. Не избегайте инноваций
Будучи успешным сейчас, вы не имеете никаких гарантий, что будете успешны в будущем. Предприниматель не может наверняка предположить, что его отрасль останется неизменной. Если вы не станете внедрять инновации, это сделает кто-то другой. И он оставит вас позади.
Сложно представить советы Джеффа Безоса без этого. Потому он и признал потенциал персонализации электронной коммерции и сосредоточил здесь своё внимание. Так, Amazon достиг успеха и продолжает внедрять новшества, чтобы оставаться актуальным.
6. Оставайтесь сдержанным
Бережливость – прямая противоположность современным практикам большого бизнеса. Многие советы Джеффа Безоса проповедовали это с самого начала. Известно, что свой первый рабочий стол будущий миллиардер сделал сам из двери (просто двери были дешевле). И пользовался им даже тогда, когда Amazon стал публичной компанией.
«Достигайте большего с меньшими ресурсами. Ограничения порождают изобретательность, самостоятельность и находчивость. Никто не даёт дополнительных очков и доходов тому, кто увеличивает персонал, раздувает бюджет и расходы».
Вам необязательно идти за дверями и мастерить из них рабочие столы. Просто подумайте, за счёт чего можно сократить расходы компании или личные траты. Так, сдержанность по отношению к комфорту даёт возможность преуспеть.
7. Стройте свою культуру
У Amazon есть чёткая корпоративная культура, которая удостаивается и критики, и похвалы. Она не работала бы эффективно в любой компании, но чётко работает в этом случае. Как объяснил Безос в письме акционерам:
«Кто-то, пытаясь обогнать конкурентов, может выбрать одну культуру. Другой же, любящий первопроходцев и изобретателей, тяготеет к иной культуре. К счастью, мир полон множеством высокоэффективных, сильно отличающихся друг от друга подходов. Мы никогда не говорим, что наш метод правильный. Просто он наш».
Найдите то, что делает вашу бизнес-культуру уникальной. Подумайте о том, какова разница между тем, чтобы быть хорошим руководителем или отличным руководителем. А после этого приглашайте в команду тех, кому близка ваша философия.
Крупные компании легко уходят в такой формат работы, при которой процесс убивает прогресс. Amazon, несмотря на свой размер, всё ещё демонстрирует готовность меняться. Об этом говорят их постоянные тесты и эксперименты с Amazon Prime. Они внедрили бесплатную доставку в течение дня и даже доставку в течение часа через Prime Now. Появилось введение Prime Video и Prime Day.
Предприниматель должен быть готов совершенствовать бизнес и искать инновации, а не давать бюрократическим процессам душить систему.
9. Вникайте и улучшайте
Разрушение традиционной деловой практики помогло Безосу сделать Amazon успешным. Создать новый способ доставки товаров. Илон Маск придерживался аналогичного подхода. Он «разглядывал» машины Mercedes Benz, прежде чем приступить к разработке автомобилей Tesla.
Советы Джеффа Безоса и его личность вдохновили поколение предпринимателей следовать его примеру. К ним относится Тейлор Оффер (входит в список Forbes 30 under 30), который учился у Безоса до основания носочного бренда FEAT. Вот его слова:
«Мы проанализировали носочную индустрию и были удивлены, что компании сильно опираются на торговые точки. Благодаря этому мы увидели возможность продавать носки через социальные сети. В то время это была сумасшедшая идея, но она привела к продажам на миллионы долларов».
10. В топку бюрократию
Стартапы наполнены новыми и быстрыми решениями. Но по мере роста бизнеса они часто замедляются, погрязая в бюрократии. Это вредит развитию. Превращение компании из беспощадного хищника в вялый образец травоядного – это то, чего Безос не хочет допустить в Amazon. Он желает, чтобы в компании всегда сохранялось ощущение стартапа. Поддержка подобного менталитета важна для предпринимателей, которые хотят постоянно находиться в авангарде индустрии.
11. Станьте мастером провалов
Страх принять плохое решение часто заставляет человека ничего не менять в жизни. Но, как сказал Безос, ошибки будут всегда и если предприниматель не умеет исправлять положение после маленьких промахов, то с крупными ему придётся гораздо сложнее. Более того, они обойдутся дороже.
Пробуйте пока это дёшево и не масштабно. Так вы поймёте, как действовать при неудаче и противостоять им в будущем.
Любой неверный шаг – это опыт и возможность стать лучше. Ищите ответы и учитесь на них, чтобы добиться успеха при следующих попытках.
12. Рассчитывайте на долгосрочный период
«Это всё ради долгосрочной перспективы».
Советы Джеффа Безоса не обойдутся без этого. Такая фраза была в его первом письме акционерам Amazon. По словам предпринимателя, все цели должны последовательно отражать фокус компании на долгосрочной игре. Всё — от инвестиционных решений до планов увеличения штата должно учитываться в «длинных» прогнозах. Разработайте долгосрочный подход. Он поможет принимать более целесообразные действия и добиваться постоянного, а не временного успеха.
13. Мыслите шире
Amazon никогда не собирался становиться интернет-магазином книг или онлайн-ритейлером. Просто книги оказались лёгким способом выйти на рынок в тот момент. Для Безоса это было только началом.
В 2000 году он без привлечения общественного внимания основал компанию Blue Origin, которая занимается исследованием космоса, потому что давно мечтал об изучении космических пространств и даже колонизации других планет как запасного варианта Земли.
Подумайте о своих мечтах и сравните их с бизнес-инструментами, которые используете, чтобы к ним приблизиться. Не путайте эти два варианта, но и не выбирайте самый простой из них.
Книжный червь. История успеха Джеффа Безоса
Forbes представляет новый видеопроект — «Инвестируй как миллиардер». Заработать крупное состояние не просто, но куда сложнее сохранить его и уж тем более приумножить. Инвестбанкиры и аналитики рассказали Forbes о том, как богатейшие люди мира добились успеха и чем отличаются их инвестиционные стратегии и подходы к ведению бизнеса. Герой первого эпизода — самый богатый человек мира Джефф Безос.
Доводилось ли вам когда-нибудь слышать о компании Relentless? Интересно, чем может заниматься организация, название которой переводится как «безжалостный» или «непреклонный». Вы удивитесь, но вы точно знаете эту компанию. Вбейте relentless.com в своем браузере, и вы попадете на сайт корпорации, о владельце которой не могли не слышать. Это Джефф Безос — богатейший человек в мире и основатель онлайн-гиганта Amazon.
Безос родился в 1964 году в штате Нью–Мексико. Его матери было всего 17 лет, через четыре года она развелась с отцом Джеффа и вскоре вышла замуж за Майка Безоса. Майк Безос усыновил маленького Джеффри и дал ему свою фамилию.
В школе Безос был отличником, после ее окончания он поступил в Принстон. Изначально его привлекала физика, но вскоре он увлекся информатикой и инжинирингом. Окончив институт, Безос начал работать на Уолл-стрит и в какой-то момент оказался в хедж–фонде D.E.Shaw. Там Безос встретил свою будущую жену, тоже выпускницу Принстона. Маккензи Безос изучала литературу в Принстоне. Одна из ее любимых книг — «Остаток дня» Кадзуо Исигуро — сегодня рекомендована к прочтению всем топ-менеджерам Amazon.
В 30 лет Джефф уволился и переехал в Сиэтл, штат Вашингтон, где решил начать свой бизнес. В 2010 году, выступая перед студентами Принстона, Безос вспомнил, как подошел к своему начальнику и сказал, что хочет создать книжный магазин. Начальник пригласил Безоса прогуляться в Центральном парке, внимательно выслушал и сказал, что идея, конечно, отличная, но еще лучше она была бы, если бы принадлежала человеку, у которого нет такой хорошей работы, как у Джеффа. С этой логикой Безос не мог не согласиться — он попросил дать ему на раздумья 48 часов. А потом уволился. Студентам Принстона Безос сказал, что не жалел бы, если бы из затеи с книжным магазином ничего не вышло, но никогда бы не простил себе, если бы вообще не попытался.
Что было дальше, вы знаете. Безос первым начал использовать массивы данных для продаж книг — до этого книжные магазины и издатели не хранили никакой информации о своих клиентах и руководствовались скорее интуицией о том, какие книги будут популярны. Амбиции Безоса простирались гораздо дальше книготорговли — она была всего лишь способом получить имена и данные, каналом привлечения клиентов. Вскоре Amazon из магазина книг стал «магазином всего».
У Amazon было и другое важное преимущество — компания продавала книги дешевле конкурентов. В чем секрет успеха? Все продажи осуществлялись через интернет, а в США штаты не могли взимать налог с покупки, если продавец не имел физического присутствия на их территории (эта практика недавно была отменена). Таким образом, покупатели Amazon, проживавшие за пределами штата Вашингтон, не платили налоги при покупке. Вообще изначально Amazon была очень секретной компанией — никто толком не знал, ни сколько у нее сотрудников, ни где находятся ее склады. Со временем и компания, и Безос стали более публичными.
От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса
Во многих интервью Джефф Безос рассказывал, что с детства был «гаражным изобретателем»: из наполненных цементом покрышек мастерил автоматические ворота, из фольги и зонта — солнечную печь, из гремящего противня — сигнализацию. Говорит, смекалка передалась от деда по материнской линии, разрабатывавшего космические и ракетные технологии в военной программе DARPA. После выхода на пенсию дедушка переехал на ранчо в Техас, где Безос и проводил лето каждый год с 4 до 16 лет. Ферма располагалась в такой глуши, что проще было научиться делать все необходимые предметы своими руками, чем вызывать специалистов или ехать в город. Так, дед собственноручно штопал раны скоту иглами, которые сам же и мастерил, или, например, собрал на пару с внуком подъемный кран из подручных средств, чтобы передвинуть запчасти Caterpillar. Джефф с детства впитал тезис о том, что главное — верить в свои силы, проявлять находчивость и гибкость, о чем рассказал изданию TechCrunch.
Первую попытку сколотить собственный бизнес будущий мультимиллиардер предпринял в старших классах. Недолго пожарив картошку в McDonald’s, он открыл образовательный лагерь для подростков Dream Institute с упором на изучение литературы. Удалось набрать шесть платных учеников, двумя из которых были брат и сестра Джеффа.
Из хедж-фонда в книготорговцы
После школы Безос поступил в Принстон, но не на кафедру теоретической физики, как хотел, а на кафедру информатики и электроизмерительных приборов. Иными словами, судьба сама усадила будущего отца e-commerce за компьютер.
Джефф отмахнулся от вакансий в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting, чуть было не организовал собственный стартап с рассылкой новостей по факсу за подписку, но спасовал и попросил знакомого хедхантера подыскать вакансию в технологической компании. Так создатель Amazon попал на собеседование на Уолл-стрит в D. E. Shaw — молодой хедж-фонд, активно использовавший компьютерные технологии. С основателем фонда Дэвидом Шоу они сразу нашли общий язык, и Безос проработал в D. E. Shaw четыре года.
К 1994 году 30-летний Безос получал шестизначный оклад на должности старшего вице-президента компании, но душу это не грело. Джефф возродил мечты о стартапе. «Я представил себя через 50 лет и задумался: буду ли 80-летний я жалеть, что ушел с работы? Решил, что даже об этом не вспомню. Я очень боялся пожалеть о том, что не рискнул. Страшнее всего не рискнуть. Если бы я рискнул и прогорел, сто процентов не жалел бы», — изливал душу Джефф в интервью CNBC. Проведя короткий ресерч, Джефф выяснил, что онлайн-торговля в середине девяностых увеличивалась на 2300% в год. Даже самый амбициозный финансист с Уолл-стрит не мог не преклониться перед потенциалом интернета.
Джефф Безос составил список из 20 продуктов, которые могли бы продаваться в сети лучше остальных. В шорт-лист вышли софт, компакт-диски и книги. Книжный червь и бывший декан литературного лагеря Безос не мешкая выбрал последнее, уволился из хедж-фонда и, взяв жену Маккензи и собаку Камалу, рванул в Сиэтл.
5 июля 1994 года Безос зарегистрировал компанию Cadabra, Inc., но знакомый юрист подсказал, что словечко слышится как «cadaver», то есть «труп». Джефф прошерстил словарь на предмет более благозвучных слов и остановился на Amazon (поскольку амбициозный стартапер мечтал сколотить самый масштабный онлайн-ресейл книг, имя самой полноводной реки как раз подошло). Впоследствии Джефф не раз отмечал: «Бренд-нейм очень важен. Особенно если ваш бизнес находится в онлайне, а не в физическом мире».
Снова в гараж, а потом — в миллионеры
Первый год Безос с женой и парой сотрудников трудились в гараже арендованного дома. Там, помимо стартапа, зародились корпоративные традиции Amazon: вечеринки по пятницам и сосновые двери вместо столешниц (столы для гаражного офиса Джефф выпиливал из досок).
Нарастающий аппетит
Резкий скачок новичка на рынке ввел в ступор конкурентов. В том же году крупнейшая американская книготорговая компания Barnes & Noble запустила собственную онлайн-платформу, а вместе с ней — агрессивную пиар-кампанию с заявлением, что у них больше книг, чем на Amazon.com. Параллельно Barnes & Noble подала против Amazon иск, утверждая, что рекламный слоган «Крупнейший книжный магазин на Земле» вводит в заблуждение, поскольку «это вовсе не книжный магазин, это книжный брокер».
Также разработчики активно совершенствовали процесс покупки на сайте компании. Amazon первой ввела систему заказа в один клик (запатентовав разработку, она впоследствии судилась с конкурентами, которые ее использовали) и программу бесплатной доставки заказов стоимостью свыше 99$. Новые возможности площадки поддерживали ее популярность и гарантировали лояльность покупателей.
Авторский метод
Несмотря на то что Amazon стала одной из главных площадок e-commerce, ее прибыль была близка к нулю. Но отец-основатель не паниковал: по его расчетам, компания и не должна была получать прибыль в течение первых четырех-пяти лет. Выручку сжигало непрерывное наращивание оборотов. «Это забег на длинную дистанцию», — утверждал Безос в 1997-м (и так же озаглавил первое открытое письмо к сотрудникам).
Все, что пожелаете, — по подписке
В сентябре 2006 года Amazon запустила Unbox — сервис, позволявший скачивать фильмы и телепередачи в DVD-качестве. С развитием инфраструктуры компании в США и по всему миру он превратился в стриминговый сервис и стал называться Prime Video. В 2010 году компания организовала собственное телепроизводственное подразделение — Amazon Studios, снимающее сериалы и фильмы.
В сентябре 2007 года Amazon пополнился сервисом Amazon Music, который в 2020-м, по подсчетам Counterpoint Research, нарастил обороты. Число подписчиков увеличилось на 104% по сравнению с 2019-м, а доля выручки составила 12%: сервис Amazon обошел даже YouTube Music, получивший 9%.
Бесконечность — не предел. Как Джефф Безос покорил ретейл и космос
Кто такой Джефф Безос и почему о нем все говорят?
20 июля 2021 года Джефф Безос совершил свой первый космический полет, который продлился 10 минут и 10 секунд. Вместе с бизнесменом в путешествие отправился экипаж из трех человек: его младшего брата Марка, профессиональной летчицы 82-летней Уолли Фанк и 18-летнего Оливера Деймена. Джефф Безос должен был стать первым космическим туристом, но его опередил бизнесмен Ричард Брэнсон — его полет состоялся 11 июля.
Взлет Amazon: история создания
1994 — Джефф Безос ушел с должности старшего вице-президента инвестиционной компании DE Shaw & Co и переехал в Сиэтл, чтобы создать Amazon. Он назвал компанию в честь самой полноводной реки мира, чтобы подчеркнуть масштаб бизнеса.
1995 — запустился сайт магазина. Его слоган был — «крупнейший книжный магазин Земли». В этом же году 3 апреля была совершена первая покупка — научная книга «Fluid Concepts And Creative Analogies: Computer Models Of The Fundamental Mechanisms Of Thought».
1998 — ассортимент магазина начали расширять: появились компакт-диски, игрушки, настольные и компьютерные игры.
2008 — у компании появилась облачная сеть доставки контента CloudFront.
2010 — Amazon создала Amazon Studios — собственное производство сериалов и фильмов. Но официально объявила о кинопроизводстве только в 2015 году.
2017 — Amazon открыла первый в мире автоматизированный супермаркет Amazon Go — магазин без кассиров. Чтобы попасть в магазин, покупатель скачивает приложение со специальным QR-кодом, и сканирует его при входе. В супермаркете везде установлены камеры с искусственным интеллектом, а на полках расположены сенсоры, которые отслеживают оставшийся товар. Выбрав нужные продукты, посетитель может просто выйти из магазина — деньги автоматически спишутся с его банковской карты.
2019 — компания запустила благотворительную программу Fulfillment by Amazon Donations. Благодаря ей нераспроданные товары со складов Amazon отправляются в благотворительные фонды. Но в 2021 году журналисты британского телеканала ITV News провели тайное расследование и выяснили, что сотрудники складских помещений еженедельно утилизируют около 130 тыс. товаров. Они отправляются на переработку или попадают на свалки, а Amazon таким образом освобождает место под новинки.
По словам бывших сотрудников, стратегия, которая помогла компании вырасти в гигантскую корпорацию, — постоянно захватывать новые доли рынка. Кризис нулевых помог компании выработать новаторский подход и сформировать основные принципы, которых они придерживаются и сейчас. Сегодня это одна из крупнейших платформ e-commerce и публично-облачных вычислений.
Как онлайн-ретейлер Amazon добился успеха?
Как и у многих компаний, большая часть расходов приходится на штат. Компания всегда стремилась снизить траты на сотрудников, и ее не раз критиковали за выбранные методы. Amazon строго следит за рабочими на своих складах: временем, потраченным на задачи и перерывы, скоростью процессов, отсутствием краж и многим другим. В 2020 году некоммерческая правозащитная организация Институт открытых рынков опубликовала результаты исследования о системе контроля Amazon. Согласно их данным, сотрудники находятся в постоянном стрессе, а их права угнетаются. Даже минимальное нарушение правил может привести к мгновенному увольнению. Например, водители должны доставлять вовремя 999 посылок из 1000. Отсюда нарушение правил дорожного движения и высокий риск аварий на дорогах. Помимо этого, Amazon выступает против создания профсоюзов, не дает сотрудникам общаться на рабочем месте и увольняет их по результатам отслеживания их загрузки алгоритмами.
При этом уже несколько лет Джеффа Безоса критикуют за неуплату налогов. Еще в 2018 году Дональд Трамп, занимавший пост президента США, обвинил в этом бизнесмена. А также в том, что он разоряет небольшие магазины, которые не могут справиться с конкуренцией. В 2021 году налоговое управление США начало расследование после публикации материала независимым изданием ProPublica. Согласно их данным, создатель Amazon не заплатил федеральные подоходные налоги в 2007 и 2011 годах.
Космос — детская мечта
В 2000 году Джефф Безос основал аэрокосмическую компанию Blue Origin. Его цель — создать будущее, в котором миллионы людей будут жить и работать в космосе на благо Земли. Blue Origin производит частично и полностью многоразовые ракеты-носители, которые являются безопасными, недорогими и удовлетворяют потребности всех гражданских, коммерческих и оборонных заказчиков.
Сейчас Blue Origin работает над тремя прототипами орбитальных ракет и космических кораблей: New Shepard, New Glenn и New Moon. New Shepard уже прошла много испытаний: компания провела 15 запусков, в ходе которых тестировала все нововведения. Всего один из них был неудачным — самый первый. А 20 июля 2021 года на этом космическом корабле Джефф Безос совершил первый в истории компании пилотируемый полет. Членами экипажа, помимо самого бизнесмена, стали его брат, 82-летняя летчица Уолли Фанк и 18-летний сын голландского бизнесмена Оливер Дэмен. Последние стали самыми пожилым и юным космонавтами в истории.
Бизнесмен считает, что будущее землян предопределено: мы должны покинуть планету. Впереди — строительство космических заводов, которые будут работать круглосуточно на солнечной энергии, перенос тяжелой промышленности на Луну и многое другое.
Любовь к космосу идет из детства: будущий предприниматель обожал сериал «Звездный путь». А во время выступления на выпускном вечере в школе он поделился своей мечтой — «дать человечеству возможность колонизировать космос, чтобы превратить Землю в огромный национальный парк».
А при чем здесь Илон Маск?
Между предпринимателями уже несколько лет идет «война» за космическое пространство. Еще в 2018 году Илон Маск отправил в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy, а уже в 2020 году астронавты совершили полет на его корабле Crew Dragon. Летом того же года Маск получил контракт от военных на новые ракетные двигатели, обогнав компанию Джеффа Безоса Blue Origin. Представители Blue Origin заявили, что были «разочарованы» результатами конкурса.