если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Подходы к оценке стоимости бизнеса

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Если спросить человека, сколько денег у него в кошельке или на счетах, он назовет конкретную сумму. Легко понять, сколько стоит квартира или машина. А как же быть с бизнесом? Можно оценить его стоимость? Конечно, да. Для этого существует три подхода к оценке стоимости бизнеса. Рассмотрим их подробнее.

Содержание статьи

Оценка стоимости бизнеса может потребоваться в следующих случаях:

Олег владеет химчисткой. Помещение в аренде, оборудование: 4 стиральных и 4 сушильных машины. Мебель: стойка администратора, стул, диван и стол в клиентской зоне, кофемашина.
Для открытия брали кредит, по нему осталось выплатить 200 000 рублей. Олегу поступило предложение от конкурентов, которые хотят масштабироваться, о покупке бизнеса, поэтому он решил посчитать, сколько стоит его компания.

Для оценки стоимости бизнеса можно воспользоваться тремя подходами: затратным, сравнительным и доходным. Специалисты рекомендуют использовать два разных подхода и сравнить результат. Он не должен сильно отличаться. Если разница большая — где-то допущена ошибка.

Сергей Васильев, руководитель финансового направления консалтинговой компании Smart Success Group:

«Оценка бизнеса позволяет понять, сколько можно получить за него при желании его продать. Для отслеживания динамики развития компании рекомендуется проводить оценку регулярно, например, ежегодно.
Важно понимать, что ключевое слово — это «оценка». Полученные показатели — это не всесторонне объективное значение, это субъективное мнение. От того, кто проводит оценку, будет зависеть, какой метод использовать, какие предположения и допущения принять во внимание, какой горизонт планирования закладывать. Я неоднократно оценивал компании, рассматривая их с точки зрения денежных потоков или сравнивая их с аналогами. И я уверен, что в зависимости от целей, компанию можно оценить диаметрально противоположно: можно как занизить, так и завысить стоимость. Объективность в данном вопросе — понятие относительное»

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Оцениваем бизнес затратным подходом

Стоимость объекта оценки определяется как сумма затрат, необходимых для создания такого же объекта с учетом износа. Важный нюанс — учитывается не сколько денег потратил предприниматель на бизнес, а сколько денег потребуется, чтобы воссоздать такую же компанию.

Например, кофемашина, которая стоит у Олега в клиентской зоне, подарена друзьями на открытие бизнеса. Стоимость приобретения — ноль рублей. Новая машина такой же модели будет стоить 30 000 рублей. Но для оценки стоимости бизнеса потребуется ее рыночная цена. Сейчас эта модель с той же степенью износа стоит 20 000 рублей. Эта стоимость и будет использоваться в оценке.

Затратный подход включает два метода:

1. Метод чистых активов

Стоимость компании равна сумме всех активов за вычетом обязательств.
Олег проанализировал, сколько стоит оборудование и мебель, вычел обязательства по кредиту и получил результат 630 000 рублей.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

2. Метод ликвидационной стоимости

Бизнес рассматривается как комплекс активов, которые нужно продать как можно быстрее для погашения обязательств. В этом случае, стоимость активов, полученная предыдущим методом, корректируется на дисконт (размер скидки для ускорения продажи) и стоимость рекламы.

Предположим, Олег решил переехать и продать химчистку как можно быстрее. Все активы он продает со скидкой 10% и планирует потратить еще 30 000 рублей на рекламу.

Сергей Вербицкий, трабл-шутер, ментор:

«Оценка бизнеса нужна, если вы готовитесь к какому-то событию. Например, взять кредит в банке, продать весь бизнес или его часть, привлечь инвестиции. Ее можно провести самостоятельно, но вторая сторона может не доверять такой оценке. Чтобы этого избежать, можно обратиться в стороннюю компанию. Каждый метод оценки имеет свои и плюсы и минусы. Лучше выбирать тот, который привычен инвестору. Если же проводит оценку бизнеса сторонний специалист, то он лучше знает, какой метод предпочитает банк, фонд или инвестор»

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Проводим оценку с помощью доходного подхода

Если затратный подход опирается на стоимость имущества, то доходный основан на определении ожидаемых поступлений от бизнеса. Он предполагает, что бизнес будет приносить стабильную прибыль на протяжении долгого периода. Резкие изменения экономики, локдауны, революционные предложения на рынке остаются «за скобками». Так, владелец нефтяной вышки будет рассчитывать стоимость бизнеса исходя из текущей прибыли, не задумываясь о растущей популярности электротранспорта.

Доходный подход также включает два метода:

1. Модель дисконтированных денежных потоков

Основана на будущей прибыли.
Чтобы понять, сколько денег будет приносить бизнес в будущем, строится финансовая модель денежного потока, похожая на отчет о движении денежных средств.

Химчистка Олега приносит 40 000 рублей в месяц. Узнать эти данные не составило труда, так как Олег с открытия ведет учет в сервисе Планфакт. Размер денежного потока в следующие три года составит:

Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.

Казалось бы, дело сделано. Но все не так просто. Деньги сейчас стоят больше, чем деньги в будущем. У всех нас есть примеры того, что какая-то вещь раньше стоила меньше, чем сейчас. Дорожает недвижимость, товары, услуги, путешествия. С каждым годом объем товаров, который можно купить на 1000 рублей уменьшается. Значит, 1000 рублей в 2031 году будет стоить меньше, чем 1000 рублей в 2021.
Снижение стоимости денег показывает ставка дисконтирования. Она может определяться различными методами, рассчитываться на основании мнений экспертов или доходом по надежным инструментам, например, государственным ценным бумагам. Чаще всего, она выше ставки по депозитам, так как учитывает, что вложения в бизнес более рискованные. И чем надежнее бизнес, тем меньше риск и ниже ставка дисконтирования.

Для того, чтобы облегчить расчеты, можно воспользоваться функцией ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel или NPV в Google Таблицах. Олег посчитал, что у него стабильный, приносящий доход бизнес, поэтому установил ставку дисконтирования 30%. При прогнозируемом доходе 480 000 рублей в год, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 871 734 рубля.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

2. Метод капитализации

Оценивает бизнес исходя из прошлых доходов. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Результат — стоимость компании. Ставка капитализации — это значение ставки доходности на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку.

Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества

Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Подход, основанный на оценке прибыли, состоит в том, что ценность бизнеса заключается в его способности производить богатство в будущем.
Если бизнес в прошлом году имел доход в 1 миллион рублей, а средняя ставка капитализации в отрасли составляет 10%, вы можете оценить стоимость, разделив 1 миллион рублей на 10%. Итоговая стоимость компании составит 10 миллионов рублей.

Оценка бизнеса индивидуального предпринимателя может стать сложной задачей, поскольку лояльность клиентов напрямую зависит от личности владельца бизнеса. Будут ли клиенты автоматически ожидать, что новый владелец предоставит такой же уровень обслуживания и сервиса? Поэтому оценка бизнеса должна включать риск, при котором бизнес может быть потерян в результате смены владельца. Хотя метод оценки прибыли является наиболее популярным, самым правильным будет использование комбинации методов оценки стоимости бизнеса»

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Используем сравнительный подход

Для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом нужно выбрать несколько сделок на рынке с похожими компаниями, у которых известна цена продажи. Сравнение проводится по какому-то общему показателю. Это может быть выручка на квадратный метр площади, заполняемость номерного фонда, число посадочных мест.

Олег связался со своими знакомыми владельцами химчисток, посмотрел объявления о продаже и собрал базу для анализа. В нее попали 4 компании с похожим спектром услуг и расположением в городах с населением от 300 до 500 тысяч человек, как и его бизнес. В качестве основного показателя для сравнения Олег выбрал количество стиральных машин, потому что от него зависит объем продаж.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

В результате анализа выяснилось, что цена продажи бизнеса, в расчете на одну стиральную машину колеблется от 150 000 до 200 000 рублей, а, в среднем, составляет 182 500. Если умножить эту величину на количество стиральных машин в химчистке Олега, можно получить стоимость его бизнеса сравнительным методом.

182 500 х 4 = 730 000 (руб.)

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Сравнительный подход — это определение стоимости компании в сравнении с аналогичными, которые недавно были проданы. Идея похожа на использование сравнений с недвижимостью для оценки квартиры или дома. Этот метод работает только в том случае, если существует достаточное количество похожих компаний для сравнения.
Оценка стоимости бизнеса индивидуального предпринимателя на основе рыночной стоимости особенно сложна, так как найти общедоступную информацию о предыдущих продажах аналогичных предприятий часто просто невозможно»

Подводим итоги

Итак, у Олега получилось три разных варианта стоимости бизнеса:

Эти суммы дали Олегу понимание того, с какой стоимости можно начать переговоры и ниже какой цены лучше не опускаться. Покупатель может согласиться или нет с результатами оценки и ценой бизнеса, но Олег знает, на что ориентироваться в ходе сделки.

Марина Захарова, CEO Dolce Style:

«Когда продавала долю бизнесе, пользовалась простым подходом, отталкиваясь от того, сколько люди реально готовы заплатить. Пыталась привлечь оценщиков, но это не помогло. В итоге, продала долю за сумму, равную годовой прибыли»

Ян Петручик, PR-специалист Potolki.SPb:

«Я продал два готовых бизнеса: магазин и сервис техники Apple, точку по продаже хот-догов в торговом комплексе. Оценку провел по простой формуле:
Стоимость бизнеса = Годовая прибыль + Стоимость активов
В магазине активами я посчитал: торговое оборудование: стенды и инструменты. Для точки фаст-фуда добавил к годовой прибыли стоимость холодильников и прочей техники. Аккаунты в социальных сетях и настроенные рекламные кампании передавал покупателям бесплатно»

Источник

Оценка стоимости бизнеса — методы и способы

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Бизнес — это не только купля/продажа товаров и услуг. Чтобы получать прибыль нужно ориентироваться на рынке, инвестировать, отслеживать прибыльность, а если дела идут плохо — важно вовремя продать компанию, пока она не обросла неподъемными долгами.

Неважно, какие перемены ждут компанию, — в большинстве случаев тебе понадобится оценить реальную стоимость бизнеса для принятия верного решения.

Сейчас объясним что к чему.

Виды стоимости и их примеры

При оценке бизнеса применяют около десяти видов стоимости. Но есть четыре базовых, которые рассчитывают в самых типичных ситуациях:

Их и рассмотрим подробно: что это за цифры и когда они нужны.

Рыночная

Это сумма, за которую компанию можно продать в день оценки. Учитывают все имущество, включая доход, акции и долговые обязательства.

Отражает реальную обстановку на рынке и не зависит от желаний сторон сделки.

Применяется, например, когда:

Инвестиционная

Это сумма, которую готов заплатить конкретный инвестор за конкретное имущество или актив компании, исходя из инвестиционных целей.

Не равна рыночной стоимости. Зависит от инвестиционных требований вкладчика: ожидаемого дохода, периода окупаемости, рисков и т.д.

Рассчитывается, когда нужно принять инвестиционное решение. Еще учитывается при:

Восстановительная (стоимость воспроизводства)

Это сумма, в которую «выльется» создание и функционирование идентичного бизнеса на день оценки: с теми же активами, оборудованием, недвижимостью и т.д.

Считают, когда нужно:

Ликвидационная

Это цифра, за которую компанию можно продать как можно быстрее, минус затраты на продажу (например, рекламу, хранение, доставку и т.д.). Всегда ниже рыночной стоимости.

Рассчитывается, когда нужно быстро закрыть бизнес, например:

Как правильно подходить к оценке стоимости

Любой актив компании можно оценить тремя способами. Эксперт-оценщик применяет их все и только тогда делает совокупные выводы. А если от какого-то подхода отказался, то должен обосновать причину.

Конечно, попытаться рассчитать стоимость бизнеса можно и самому. Но, скорее всего, конечные цифры будут далеки от реальности.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Доходный подход

Здесь за основу берется прогнозируемый доход от деятельности компании. То есть: чем больше денег приносит и будет приносить компания, тем выше ее цена.

Доходный подход в оценке обоснован, когда нужно продать компанию или привлечь инвестиции.

Есть два доходных метода оценки:

Где: V — стоимость компании;
N — чистый годовой доход компании;
R — коэффициент капитализации.

То есть здесь для расчета нужно знать, какой доход принесет бизнес за определенный отрезок времени в будущем.

Метод подходит для компаний со стабильным и предсказуемым ростом.

Где: V — стоимость компании;
CFn – суммарные денежные потоки за каждый прогнозный период с первого по последний;
r – ставка дисконтирования;
n – номер соответствующего периода;
TV – терминальная стоимость бизнеса (раcсчитывается по формуле Гордона, если бизнес продолжит работу).

Проще говоря: расчеты основаны на том, что активы, которые есть у бизнеса сейчас, стоят выше, чем они будут стоить в будущем.

Этот метод подходит крупным компаниям, доход которых нестабилен и зависит, например, от сезонного спроса.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Сравнительный (рыночный) подход

Здесь компанию сравнивают с близкими конкурентами. Суть: чем дороже можно продать фирмы-аналоги, тем выше стоимость и нашего бизнеса.

Сравнительный подход обоснован только когда на рынке есть компании, схожие с нашей по техническим, материальным, экономическим и другим параметрам.

Есть три сравнительных метода оценки:

Затратный (имущественный) подход

Из-за инфляции, конъюнктуры рынка и других факторов стоимость активов на балансе не совпадает с их реальной рыночной ценой. Поэтому, чтобы увидеть реальные цифры, нужно скорректировать стоимость активов на балансе. А потом от суммы этих активов отнять сумму всех обязательств компании.

Есть два затратных метода оценки:

Другие методы оценки стоимости компаний

Есть и более специфические методы оценки стоимости компании. Их применяют редко — когда ни один из базовых подходов не отражает в полной мере специфику бизнеса и на рынке ситуацию.

Метод эмпирических правил

Метод обнажает слабые места бизнеса. Здесь рассчитывается валовый доход в процентах (объема реализации, суммы оплаченных счетов за год, годовой величины валового дохода, годового размера полученных гонораров). Но результаты этого метода не самодостаточны и должны быть результатами других методов.

Метод дисконтирования денежных потоков

Применяется, когда нужно оценить стоимость бизнеса на прогнозируемый период.
Рассчитывается по формуле:
P = CFt/(1 + I)^t,

Где: P — стоимость;
I — ставка дисконтирования;
CFt — денежный поток;
t — номер отрезка времени, на котором происходит оценка.

Пошаговая инструкция

Процедура оценки стоимости бизнеса состоит из 5 этапов. Конечно, это не эталон, потому что в каждом сегменте рынка будут свои нюансы.

Определение цели

От того, зачем нам нужно знать цену бизнеса зависит, какой вид стоимости будем рассчитывать и каким методом.

Выбор оценочной компании

От профессионализма оценщика напрямую зависит конечный результат. При выборе эксперта обращайте внимание на:

Сбор документов

Чем достовернее базовая информация о фирме, тем точнее результат. Оценщик запросит следующие документы:

Важно предоставить полные и достоверные данные, иначе стоимость бизнеса может оказаться некорректной.

Выбор модели оценки

Эксперт выберет базовый подход в оценке стоимости — тот, что больше остальных соответствует цели оценки и более полно учитывает конкретную ситуацию.

Остальные методы оценки тоже будут применяться, но их результаты будут скорее дополнять базовую цифру.

Интерпретация результатов

В теории результаты разных методов оценки должны совпадать. Но на самом деле так не бывает. Три подхода к оценке дают три разные стоимости бизнеса.

Оценщик выносит совокупное решение, опираясь на формулу:

Итоговая стоимость = Доходный × К1 + Сравнительный × К2 + Затратный × К3

Где: К1, К2, К3 — весовые коэффициенты, которые отражают значимость конкретного вида стоимости в итоговой оценке. В сумме все коэффициенты составляют единицу.

Подытожим: не стоит воспринимать оценку стоимости бизнеса как лишние и необоснованные затраты. Мол, можно и без экспертов обойтись — бухгалтер же есть. Но нет. Любая, даже незначительная, ошибка на любом этапе оценки приведет к некорректному представлению о собственном бизнесе. А от этого зависит будущее твоей компании.

Источник

Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста

Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Александр Афанасьев

Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»

Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.

Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.

Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.

Что такое рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.

Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.

Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.

Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.

Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.

Рассчитать рентабельность капитала

Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.

Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.

Например, у предпринимателя небольшой магазин.

60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.

45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.

5 млн рублей — налоги и взносы за год.

(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.

Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.

Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:

В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.

Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.

Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.

Отслеживать рентабельность активов

Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.

Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?

На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.

Сведем расчеты в таблицу:

ВаняПетя
Прибыль за год3 млн рублей5 млн рублей
Активы10 млн рублей50 млн рублей
Рентабельность активов30%10%

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.

Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.

Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.

В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:

Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.

Повысить рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.

Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:

Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.

Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.

Часть воронкиКоличество людей за день
Люди, которые просто шли мимо магазина1000 человек
Люди, которые зашли внутрь магазина80 человек
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную30 человек
Покупатели15 человек

Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.

Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».

Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.

Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.

Оценить оборачиваемость активов

Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.

Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:

Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.

Товар АТовар Б
Продали, цена за штуку120 000 ₽55 000 ₽
Купили, цена за штуку70 000 ₽50 000 ₽
Прибыль с одной штуки50 000 ₽5 000 ₽
Продали штук за месяц120
Прибыль за месяц50 000 ₽100 000 ₽

Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.

Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.

С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.

Посчитать финансовый рычаг

Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.

Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.

Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.

Развивается на своиПривлекает чужие деньги
Стартовый капитал1 000 000 ₽1 000 000 ₽
Рентабельность активов50% годовых50% годовых
Привлекает кредитНетКаждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей
Собственный капитал через 10 лет57 000 000 ₽357 000 000 ₽

Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.

Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:

Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.

Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги

Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.

Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.

Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету, эксперт — Александр Афанасьев.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как организовать вебинар и заработать на нем

Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире

Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше

CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса

Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики

Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте

Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.

если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Смотреть картинку если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Картинка про если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки. Фото если бизнес приносит нестабильный доход какой метод целесообразно использовать для его оценки

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *