На каком языке мыслят глухонемые от рождения люди?
Потеря в раннем детстве органов осязания – зрения и слуха – полностью изолирует ребенка от внешнего мира. А если ты слепоглухонемой с рождения и никогда не знал о существовании речи, предметов? Как происходит социализация, развивается мышление в этом случае? Подобные вопросы занимают многих.
Развитие глухонемого ребенка невозможно без определенного педагогического процесса, оно искусственно. Изначально тифлосурдопедагоги – профессионалы, работающие с людьми, имеющими с рождения ограничения зрения и слуха – были уверены, что в даре речи и состоит сущность человека. И первое, что пытались сделать – это научить таких людей первичной речи. Положительного эффекта, конечно, не возникало.
На каком языке мыслить?
Мысль является первичной – приходит невысказанной, лишь впоследствии развития облекается мозгом в известные ему слова. По сути, сами слова отдельны от мыслей и существуют одновременно. Просто так отрефлексировать этот процесс невозможно. В первую очередь наше мышление взаимодействует не с определенным предметом, а с символом – его образом. Каждый имеет некий запас знаний и понятий, из которых и формируется мышление.
Сегодня, согласно данным об обучении и воспитании слепоглухонемых детей, высказывается уверенность, что психика и поведение человека не являются врожденными, не развиваются спонтанно, а вырастают, формируются лишь благодаря общению. Поэтому, прежде чем судить о мышлении глухонемых – их нужно научить взаимодействовать с внешним миром. То есть формирование речи – не первая роль в обеспечении и развитии психики.
На первое место здесь выходит деятельность общения, то есть формирование жестов – первой речи глухонемых, и лишь после этого можно переходить к речи словесной. У глухонемого человека словесная речь может сформироваться лишь в дактильной (пальцевой) форме. Такая речь создается после общения жестами, когда жесты, которые обозначают предметы или действия заменяются словами на пальцах. Лишь после этого можно изучать рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля, который был разработан в 1824 году.
Если мы постараться объяснить это просто? Для людей с обычным слухом сочетания звуков, то есть привычные слова, связаны с определёнными изображениями – картинками. Именно эти картинки и обрабатываются нашим мозгом. У глухонемых же нет необходимости мысли и понятия облекать в формы слов. Таким образом, можно предположить, что глухие «думают» с помощью языка жестов, то есть также, как мы мыслим на обычном для себя языке.
Но образ определенного слова у глухонемого все-таки может быть осязательным. О том, как формируются мысли, мыслят глухонемые, которым не удалось выучить специальный язык, мы ничего не можем знать. С большей или меньшей определенностью можно лишь утверждать, что у таких людей как правило слабые интеллектуальные способности.
Психике глухонемого человека нужно помогать формироваться. У обычных детей невозможно четко отследить факторы, благодаря которым их психика развивается, ведь многие навыки и предпочтения, чувства и эмоции слагаются незаметно – в обычной повседневной жизни.
Глухонемого ребенка ведет и «создает» педагог, он как бы программирует будущую личность. Свои представления о нашем мире такой человек может получить лишь при общении с педагогом – на том языке, на котором этот педагог говорит. Лишенные такого общения дети попросту не развиваются.
При должном подходе и обучении с грамотными преподавателями, биологически оставаясь глухонемым, человек может обрести доступ к любым сферам жизни и знаниям. Как если мы не видим лучей ультрафиолета, в отличии от насекомых, но ведь знаем об их существовании.
И глухие и слышащие мыслят понятиями и образами. А жестовый язык ничем не хуже любого другого языка. В разных странах жестовые языки различаются. Глухие вынуждены искать образы и предметы чтобы объясниться с иностранными глухими. Даже английский и американский жестовые языки в корне отличаются.
Мы общаемся на русском жестовом языке, в Казахстане и на Украине тоже такой же. Это дактильная азбука. Но ей пользуются редко – только для имен собственных и новых слов, для которых пока нет жестов.
Это наш неофициальный гимн:
А жестовый язык красивый, вот на нем поют мои знакомые:
Тут я читала свое стихотворение:
Это ссылка где множество жестов глухих: http://video.mail.ru/mail/rohrandreas/1893 Мои ответы о жестовом языке: http://otvet.mail.ru/question/24814578/ Как можно выучить язык жестов? http://otvet.mail.ru/question/30237003/ Где скачать самоучитель языка жестов, на котором говорят глухонемые? http://otvet.mail.ru/question/29530992/ Смогут ли общаться на языке жестов глухонемые из разных стран?
Недавно в Казани были глухие японцы и мы с ними общались
>> Глухие вынуждены искать образы и предметы чтобы объясниться с иностранными глухими
Точно так же, как и слышащие, но не понимающие иностранного языка. Русский и немец, не знающие языка друг друга, будут общаться, скорее всего, жестами. )))))
Почему у слышащих родителей может родиться глухой ребенок
Автор: Редакция Мастерслух
Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.
Генетическая предрасположенность
Более чем в половине случаев потери слуха связаны с генетической предрасположенностью. Именно гены определяют, какие наследственные признаки перейдут от родителей к детям. От матери и отца мы получаем по одной копии каждого гена. Этот генетический набор может содержать как нормальные гены, так и патогенные, которые проявляются в виде заболеваний.
Каждый из нас может быть носителем измененных, патогенных генов. И проблема в том, что такие гены могут себя не проявлять, а мы – даже не знать об их существовании.
Измененные гены по-другому называют мутацией. Когда ребенок получает два таких измененных гена, по одному от каждого родителя, мутация проявляется. Вероятность совпадения двух мутационных генов составляет около 25 %.
Каждый человек может являться носителем гена рецессивной несиндромальной глухоты, которая никак себя не проявляет. Чаще всего люди даже не знают о том, что такой ген есть в их организме
На что обратить внимание
Не всегда нужно копаться в причинах случившегося. Возможно, вы узнаете, что явилось причиной и привело к снижению слуха у ребенка. А ввозможно, причина так и останется загадкой. Генетика – это всего лишь статистика. Ее не исправишь. Конечно, хочется знать и понимать, как можно было избежать глухоты. Однако когда проблема уже есть, то важнее ставить другой вопрос: «Как помочь малышу?»
Часто нарушение слуха у крохи воспринимается родителями трагически. Переживание глубоких душевных страданий может помешать увидеть самое главное – своего ребенка. А для него снижение слуха совсем и не горе. При своевременном обращении к специалистам ребенок становится полноправным членом общества и развивается так же, как все остальные. Иногда даже лучше.
Случай из практики: мальчик, кохлеарные имплантаты установлены на оба уха. Первый – в 2 года, второй – в 4. В 14 лет он приехал из Чечни вместе с отцом на очередную настроечную сессию. По развитию мальчик ни в чем не уступает сверстникам. Участвует в олимпиадах по физике, знает несколько языков: русский, чеченский, английский. Тем не менее в конце визита отец спрашивает у врача: «Как же так? Почему нам не повезло?»
А ведь у мальчика все хорошо! У него две руки, две ноги и два глаза. У него есть семья. Ребенок живет полноценной жизнью и слышит. Современные слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты позволяют скорректировать практически любую потерю слуха и дают возможность наслаждаться жизнью во всей ее полноте.
При постановке диагноза самое важно для родителей – помнить о самом ребенке и стремиться помочь ему в развитии и компенсации слуха
К сожалению, не все родители принимают диагноз своих детей и предлагаемую специалистами схему лечения. Они готовы использовать сомнительные методы без гарантии какого-либо результата: рефлексотерапию, иглоукалывание, капли и таблетки. Однако все эти методы не способны компенсировать слух. Они лишь отнимают время, которое может быть использовано для развития.
Физический слух компенсируется слуховыми аппаратами. В случае необходимости – кохлеарными имплантатами. Впрочем, во время ожидания операции на второе ухо все же целесообразно использовать на нем слуховой аппарат.
Ребенку для полноценного развития нужно слышать, понимать речь и говорить самому. Еще важнее – любовь родителей, которые готовы принимать его таким, какой он есть.
Снижение слуха – не приговор
Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.
Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.
Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.
Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу
Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →
Далеко не все люди обладают стандартным набором средств выражения своих чувств. Для большинства из нас уметь разговаривать — это неотъемлемая способность, важный инструмент коммуникации. Однако есть и такие люди, которые от рождения не способны слышать, видеть или воспроизводить какие-либо звуки. На каком же языке тогда думают они? Давайте разбираться.
Орган чувства, которого нет
Стоит сразу сказать, что здесь речь идет не о тех, кто когда-либо мог слышать или видеть. Вовсе нет. Среди потерявших голос или слух в течение своей жизни вам вряд ли удастся найти того, кто думает на другом, не понятном нам языке. Их мысли действуют в той же форме, что и наши, однако в случае людей, у которых того же слуха не было изначально, подобного сказать нельзя. Они определенно мыслят на другом языке.
И это касается почти всех людей, не имеющих одного из органов чувств или конечности. Организм человека во многом нацелен на самодостаточность, и даже при некоторых хирургических вмешательствах может спокойно жить. Наша система направлена на компенсацию недостатков, что позволяет слепым хорошо слышать. Иначе говоря, организм подстраивается под обстоятельства, и так как те же глухие люди остаются полноценным членами общества, это означает, что они способны анализировать информацию похожим на наш способом, просто на другом языке.
Родной язык глухих
Так как глухие часто общаются на языке жестов, и именно он является для них основным и родным. Фактически никаких других средств выражения он не имеет. И то, что даже думают глухие на своем языке, подтверждает пример со снами. Когда человек спит, он может начать шевелить руками, что и представляет собой общение для неспособного слышать. Почти так же мы разговариваем во сне, так как для нас именно речь представляет собой способ коммуникации с другими людьми.
Однако использование языка жестов вовсе не означает, что человек уступает говорящим людям. Это скорее является таким приспособлением, благодаря которому глухой может контактировать с остальным обществом. В его понимании никакой дисфункции нет, он общается просто другими средствами. Данный язык, наоборот, позволяет ему вливаться в коллектив и социализироваться. И некоторые даже осваивают чтение по губам. Но для них это остается вторым языком, а не первым.
Напомним, что также мы рассказывали про людей с афантазией, то есть тех, кто не имеет богатого воображения.
Если человек не будет знать никакого языка, то на каком языке он будет думать?
Будет думать как все живые существа, которые не используют слова.
Говард Басби (специалист из колледжа для глухонемых Галаудет в Вашингтоне) считает, что они думают образами. Вот отрывок из книги Стивен Джун «История тела. 2640 фактов»:
«кое-кто до сих пор считает, что глухие не умеют думать. Однако глухие люди мыслят и выражают свои мысли на самых разных языках, начиная с английского и заканчивая языком жестов».
Доктор Басби добавляет, что «большинство людей в своем сознании пользуются визуализацией. Они считают, что думают словами, поскольку пытаются выразить свои мысли вербально. Описание мыслей дает им язык. Выражая свои мысли по-английски, вы полагаете, что и думаете их по-английски». Доктор Басби проиллюстрировал это примером: «Представьте прыгуна в высоту. Он стоит и смотрит на то место, откуда собирается прыгать; однако он не говорит себе: „Сейчас я побегу вот здесь, потом остановлюсь вот там, а прыгать буду с правой ноги» Он этого не говорит. Он представляет».
Что-то можно отметить для себя по нашему вопросу в интервью с глухой от рождения Мариной, сотрудницей Всероссийского общества глухих. Вот отрывок интервью:
«В садике девочка быстро освоила русский жестовый язык (так правильно называется то, что мы привыкли называть «язык жестов»).
— Сейчас мне 30 лет, и мне кажется, будто я знала этот язык всегда, буквально с рождения, — делится Марина. — Он прост, удобен и понятен мне, хотя объективно я понимаю, что он трудный, гораздо труднее английского, например. У нас есть своя грамматика, много сложностей.
Сотрудники ВОГ говорят, что иногда к ним приходят слышащие люди с просьбой научить их жестовому языку. Успех, по словам глухих, будет зависеть только от старательности — как, впрочем, и при изучении любого иностранного языка.
— Один молодой человек недавно занимался: сам переводит речь на жесты, но вот понять нас не может, несмотря на все усилия — слишком быстро, — рассказывает сотрудница ВОГ.«
И еще одно свидетельство из статьи в ЯндексДзен:
«Я родилась глухонемой, у меня это врожденное. И отчасти к сожалению двое моих детей тоже глухонемые, так что это в нашей семье генетическое. Я не ношу слуховые аппараты потому что мне они не помогают. И с детства я говорю на языке жестов.
Я воспринимаю информацию из окружающего мира как и все, через зрение, осязание, обоняние, прикосновение, все так же, как и у обычных людей. За исключением звука, звук не является частью моего процесса мышления.