если есть миллион рублей каким бизнесом заняться
Куда вложить ₽1 млн: 5 безопасных и прибыльных вариантов
Допустим, у вас есть 1 млн. Именно в рублях. И вы не готовы к риску. Но при этом, глядя на ставки по вкладам, вы впадаете в закономерное уныние — особенно, понимая, что процентный доход свыше ключевой ставки на 1 января с ₽1 млн будет облагаться НДФЛ в 13%. Поэтому вы ищете альтернативу.
Если бы я была в такой ситуации, для себя я бы рассматривала следующие варианты. Сразу оговорюсь, что все оставила бы в рублях, так как на перспективу от года и дольше ситуация в экономике может хотя бы частично восстановиться после COVID. Так что доллар вполне может уйти до ₽70 и ниже.
Итак, варианты инвестиций ₽1 млн с низким риском, которые я бы выбрала для себя лично (не в порядке приоритета).
1. Конечно, это облигации. Они с 2021 года тоже становятся менее выгоды ввиду налогов в 13% со всего купона. А из-за снижения ключевой ставки доходность по облигациям тоже снизилась. Поэтому такие инвестиции я бы предлагала осуществлять следующим образом: открытие индивидуального инвестиционного счета (ИИС) и покупка внутри него облигаций.
Если же речь про счет типа А, то можно рассмотреть покупку внутри него биржевого фонда облигаций, чтобы когда придет время закрывать ИИС, фонд можно было перевести на обычный счет, продержать его свыше трех лет с даты покупки и потом продать без налога по льготе долгосрочного владения. Напомню, что тип ИИС можно выбрать через три года с даты открытия, если вы не уверены, какой тип вам лучше.
2. Мне импонируют фонды рентной недвижимости, внутри которых — склады, торговые центры. Ели речь про склады, то это должен быть не один мелкий склад, а крупные индустриальные комплексы, сданные в долгосрочную аренду крупным арендаторам. Если речь про торговые центры, то покупать их стоит только при условии, что арендатором там выступает продуктовый ретейлер. Это необходимо, чтобы при второй волне COVID не возникло проблем с арендой (прочие магазины в COVID не работали, а онлайн продажи не всегда давали возможности платить аренду на уровне до пандемии).
Рентные фонды могут давать ожидаемую доходность на уровне 10% годовых или даже чуть больше. Примеры: PNK Rental, «Сбербанк Управление активами», фонд «Арендный бизнес», «Альфа-капитал Арендный поток» и прочие. Пороги входа у фондов разные: есть и от ₽5 тыс., есть и как раз от ₽1 млн. Не все закрытые фонды торгуются на бирже, но многие имеют планы выхода на нее. Имеет смысл уточнить в управляющей компании, насколько близки эти планы, чтобы брать фонд на ИИС.
3. Еще один вариант — структурные продукты с полной защитой капитала. Но их я рассматриваю только с погашением через три-шесть месяцев, так как основные события, важные для портфеля, пройдут как раз до конца 2020: выборы в США, итоги III и IV кварталов, новости по торговой войне между США и Китаем, развитие ситуации в Белоруссии и так далее.
Я бы рассмотрела структурные ноты на срок от трех до шести месяцев на рост российского рынка, американского индекса S&P 500 и золота. Обычно вход в подобные инструменты редко превышает ₽300 тыс., так что хватит на все три категории. А в 2021 году уже будет видно, нужно ли менять стратегию, на какие новые ноты переключиться. Их тоже можно брать на ИИС для налоговой оптимизации.
4. Есть вариант инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Но только на срок не дольше 3 лет. Я бы выбрала ИСЖ с фиксированной доходностью. Ставка фиксированной доходности по полисам на три года сейчас почти 7% годовых, что выше вкладов. Если есть готовность заморозить средства на пять лет, то ставка будет выше 7%, плюс вы получите социальный налоговый вычет в размере ₽120 тыс. (если у вас, конечно, есть доходы, облагаемые под 13%, и если у вас не было расходов на лечение, обучение, пенсионные программы, так как на все эти расходы, включая взносы по страхованию жизни от пяти лет, вычет лимитирован в ₽120 тыс. в год). Такие программы обычно доступны при взносе около ₽100 тыс. руб., но все зависит от страховой компании.
5. Есть универсальный вариант: инвестировать около 80-90% от суммы в любые из ранее перечисленных инструментов, а оставшиеся 10-20% — уже в несколько более рискованные. Но не совсем в треш, чтобы просадка по рискованному элементу компенсировалась доходностью по консервативному блоку. То есть сделать некоторое подобие структурного продукта.
Вы вполне можете комбинировать варианты, описанные мною выше, а не размещать все во что-то одно. Благо, порог входа в обозначенные инструменты позволяет в большинстве случаев разбить ₽1 млн на несколько инструментов. Либо, возможно, вы с чем-то не согласитесь и введете в ваш портфель свои варианты. В любом случае, указанные выше инструменты не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а лишь моими рассуждениями о том, как бы я распорядилась 1₽ млн с низким риском. А решение по вашему капиталу, безусловно, за вами.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее
10 бизнес‑идей с минимальными вложениями для запуска в 2021 году
Проекты с минимальными вложениями можно запускать в разных сферах, некоторые идеи особенно перспективны. Чаще всего они связаны с продолжительным трендом, например, заботой об окружающей среде и новыми потребностями. Сейчас, например, востребованы форматы альтернативного образования, онлайн-курсы, проекты, связанные с e-commerce.
Часто бизнес в небольших городах позволяет обойтись скромными вложениями, в то же время более низкая конкуренция делает потенциальных клиентов неискушенными и восприимчивыми к экспериментам новых игроков.
Мы отобрали 10 оригинальных проектов с вложениями до 500 000 руб. в разных сферах — от онлайн-курсов по стилю до выращивания микрозелени.
Коворкинг для бьюти-мастеров
Алена Козырева из Екатеринбурга на своем опыте испытала сложности работы частного визажиста, которому часто приходится переезжать с места на место и перевозить с собой множество косметических средств и инструментов. Решить проблему помогла аренда студии с будущим партнером по бизнесу и преподавателем школы красоты.
В 2018 году девушки вложили в запуск коворкинга 300 000 руб. и начали продвигать его среди начинающих мастеров, которые не могут позволить себе арендовать полноценный кабинет, потому что уже вложили довольно серьезные средства в обучение и закупку расходников. Рабочие места в бьюти-пространстве арендуют 30 мастеров: они могут снять себе место на час, целый рабочий день и на 15 дней в месяц.
Это тот случай, когда профессиональные продажи не помогли привлечь клиентов, зато сработало продвижение в интернете, а конкретнее — объявления на Avito, профессиональные паблики и Instagram. Значительное количество клиентов составляют бывшие ученики преподавателя школы красоты, они получают скидку на аренду рабочего места.
О специфике проекта и потенциальных проблемах формата читайте в статье BeautyFree: как зарабатывает коворкинг для бьюти‑мастеров.
Производство изделий из дерева
Семейная мастерская Руслана и Елизаветы Курашовых зарабатывает более 1 млн руб. в год на изделиях из дерева. Среднемесячная выручка — 100 000 руб., в месяц к ним обращаются 15-20 клиентов, при этом паре удалось открыть мастерскую практически без вложений и опыта работы с деревом. Они просто читали книги, смотрели обучающие видео и изучали форумы.
Сэкономить на аренде помещения смогли благодаря работе в гараже и в бывшем магазине одежды. Продвижение ничего не стоило благодаря возможностям «ВКонтакте» и Instagram. Новых клиентов помогли найти городские маркеты.
Последующие вложения в мастерскую за три года приблизились к 400 000 руб., из них 105 000 руб. выходного пособия Елизаветы при увольнении из банка пошли на закупку фрезерного станка, а 300 000 реинвестированных в бизнес из прибыли вложений пошли на закупку лазерного станка.
Выращивание микрозелени
Проекту Santa Green удалось окупить первоначальные вложения в 100 000 руб. уже через месяц. Семья предпринимателей Заречневых подсмотрела идею по выращиванию микрозелени в одном из ресторанов Санкт-Петербурга.
Микрозелень — это молодые ростки листовых овощей, которые используются для декорирования и приготовления блюд. Это могут быть базилик, горошек, брокколи, подсолнечник, горчица. Такой продукт органично вписывается в фитнес-тренды и востребован среди спортсменов.
На старте всю зелень партнеры выращивали в кладовке в собственной квартире — при этом они самостоятельно учились ухаживать за растениями и в итоге разработали систему автополива. Когда бизнес расширился, растения переехали в отдельное помещение и начали там замерзать — проблему решила система обогрева и вентиляция.
Сейчас все дополнительные вложения в бизнес окупаются практически мгновенно, продукт пользуется спросом благодаря востребованности здорового образа жизни и высокой конкуренции среди ресторанов. Каждый месяц проект работает с новыми клиентами — им предоставляются пробные заказы, а позже с ними согласовываются цены и партии.
Новые заказы SantaGreen получает благодаря Instagram и контекстной рекламе.
О первых успехах и сложностях, рынке и перспективах читайте в статье Как супруги из Санкт‑Петербурга зарабатывают на микрозелени.
Центр психологического мастерства
Трансформационные игры Евгении Ганиной помогают быстро проработать психологические проблемы, и при этом 80 % клиентов остаются в центре для более глубокой терапии. Предпринимательница обрела бизнес-навыки, когда разрабатывала программу MBA в Урало-Сибирском институте бизнеса.
Игры продолжительностью два-три часа оказались хорошей альтернативой многодневным психологическим мастер-классам. Они объединяют в себе групповую терапию, тренинги, мастер-классы и коучинговые консультации, помогают управлять стрессом, снижать вес, формировать отношения. Каждая игра разрабатывается месяц.
В игре участвуют шесть не знакомых друг другу людей, она состоит из пяти-семи этапов. В конце игры человек должен найти несколько путей решения проблемы.
Первоначальные вложения — 300 000 руб. – пошли на аренду и обустройство кабинета, методические пособия, игры, книги. Основные статьи расходов сейчас — аренда, закупка новых методических материалов, съемка и монтаж образовательных курсов.
Подробнее о необычной бизнес-идее читайте в статье Как монетизировать психотерапию с помощью игр.
Букинистический магазин
В 2016 году предпринимательница из Вологды решила распродать домашнюю коллекцию старых книг, вдохновившись собственным курсом по онлайн-маркетингу. Сегодня в новом помещении в центре города магазин продает по 500-700 книг в месяц по очень низким ценам и приносит небольшую прибыль.
Стартовый капитал в размере 60 000 руб., вложенных в кассовый аппарат, трехмесячную аренду и мебель, окупились только через год из-за неправильно выбранного расположения. Через год проект перезапустился в центре города, Татьяна Ястребова заказала у друзей дешевую мебель и собрала 600 книг для старта продаж. Первые клиенты пришли после объявления в городском паблике во «ВКонтакте».
Онлайн-сервисы для предпринимателя, которые автоматизируют работу ИП и ООО
В магазине не принимают книги от покупателей: отпугивает сложная отчетность перед налоговой и более высокие цены — добавленная за реализацию стоимость делает книгу на 50-80 руб. дешевле. Каждая книга фотографируется и выставляется в альбом в соцсетях, есть SMS-рассылка о новых поступлениях.
Татьяна покупает большие личные коллекции, которые продаются на Avito, «Юле» и городских досках объявлений. Примерно 2 % книг продаются в другие города. Средняя цена книг — 10-50 руб., зарабатывать получается за счет количества и низкой закупочной цены. Популярностью пользуется военная литература, русская и зарубежная классика, собрания сочинений.
Уроки стиля онлайн
Наталья Семенова из Екатеринбурга начала карьеру стилиста в 2009 году и уже в 2011 году основала школу стиля, которая через восемь лет превратилась в образовательное пространство в центре города с 30 преподавателями-практиками. В 2018 году предпринимательница запустила онлайн-направление, которое меньше чем за год принесло ей более 1,5 млн руб. выручки.
Многие студенты приезжали в школу в Екатеринбурге из других городов и стран. Тот, кто не мог приехать, предлагал привезти интенсив к себе в город. Так зародилась идея онлайн-курсов.
Такая бизнес-модель требует минимальных инвестиций, особенно если запускать ее на базе офлайн-образования с преподавателями, административным персоналом, помещением и оборудованием для съемки. Благодаря тому, что школа уже была узнаваемой, на продвижении удалось сэкономить примерно 100 000 руб. Основные сложности были связаны с получением образовательной лицензии на онлайн-школу и прохождением проверок и экспертизы в надзорных органах. На это тоже ушло примерно 100 000 руб.
В базовом пакете ученики изучают материалы самостоятельно, в расширенном — получают сопровождение работы с первым клиентом после окончания курса.
Курсы программирования для детей
К онлайн-направлению присматриваются и на рынке дополнительного детского образования. Например, Роман Лихач из Южно-Сахалинска тоже увлекся альтернативным образованием и запустил курсы программирования по трем направлениям для 25 школьников. Предприниматель набирает учеников с помощью Instagram, в котором у него несколько тысяч подписчиков, и готовит отдельные программы для летних месяцев.
На аренду помещения и закупку мебели ушло 300 000 руб.
Об источниках привлечения клиентов, тренде на альтернативное образование и онлайн-формате читайте в статье Как на кредит запустить курсы программирования для детей.
Детские квесты
В 2016 году предприниматель Михаил Воробьев начал проводить командные квесты для детей и взрослых, на которых ведущий загадывает ребятам головоломки и шифровки, а в конце они находят тайник со сладкими подарками. Сценарии квестов и реквизиты предприниматель придумывает сам.
За четыре года компания Михаила Воробьева Happy Quest организовала в Нижнем Тагиле более 2 000 мероприятий с общим числом участников более 15 000 человек и заработала более 7 млн руб. Сейчас предприниматель регистрирует торговую марку для европейского рынка и готовится запускать свой проект на чешском рынке.
О показателях бизнеса, франшизе и старте в Чехии читайте в статье Как заработать более 7 млн рублей на детских квестах в регионе.
Магазин винных шкафов
Предприниматель из Екатеринбурга Евгений Морозов переключился с винного бутика и дегустаций вина на онлайн-магазин товаров для хранения вина в 2011 году, когда прибыли от оригинального проекта стало хватать только на зарплату сотрудникам. Поставщики винных шкафов у предпринимателя уже были, отсюда и выросла бизнес-модель.
С 2011 года магазин продает винные шкафы, аксессуары и мебель для винных погребов и ресторанов, в том числе зарубежных производителей, таких как Smeg, KitchenAid, VacuVin, Dometic. За шесть лет спрос на бокалы, декантеры и винные шкафы вырос в несколько раз.
Упор в продвижении делается на частных клиентов — в этом помогают, например, обзоры новинок на YouTube-канале. Но пока 50 % заказов приходится на винные бутики и рестораны.
По мнению Евгения Морозова, в этом бизнесе сначала нужно сформировать у клиента потребность в товаре, а потом предложить сам товар — это легко выполнимо благодаря Instagram, Яндекс.Маркету и Яндекс.Директу.
Поскольку доходы клиентов снижаются, сейчас популярностью пользуются менее дорогие товары: винные бокалы, декантеры, штопоры, насосы, охладительные рубашки. Количество заказов с низким средним чеком растет.
Вечеринки для женщин в декрете
Занимаясь развитием онлайн-афиши бесплатных детских мероприятий в подмосковных городах, Галина Каширская неожиданно обнаружила свободную нишу — досуг для мам с детьми.
Она безуспешно пыталась найти оборудованное помещение со специальными условиями для маленьких детей. И в итоге решила сама организовать проект Mamaphotoparty — фотосессии для мам в декрете. Формат предполагает общение, познавательные лекции и, конечно, отдых. К проекту привлекаются спонсоры: кондитеры, психологи, визажисты, фотографы, предприниматели, работающие в сегменте детских развлечений.
Самые выгодные бюджетные франшизы: как получить прибыльный бизнес, вложив до 1 млн рублей
В бюджетной части рейтинга самых выгодных франшиз (инвестиции в открытие точки — до 1 млн рублей) второй год подряд преобладает детская тема. Активно развиваются спортивные и танцевальные школы, а франчайзеры предлагают партнерам новые досуговые форматы для детей. Так, «Чемпионика» в 2019 году запустила курсы программирования, а в линейке «Юниора» увеличилось до 12 число обучающих проектов — от киберспорта до актерского мастерства. Кроме того, спустя два года в рейтинг вернулись сети кафе-мороженых — Gelateria Plombir и «33 пингвина», тоже во многом ориентированные на детскую/семейную аудиторию. Лидером списка бюджетных франшиз стала служба экспресс-доставки СДЭК: на фоне общего роста интернет-торговли управляющая компания пересмотрела условия сотрудничества с франчайзи и добилась среднегодовой прибыли с одной точки в 3 млн рублей (при инвестициях в 300 000 рублей).
Запуск франшизы: 2009 год
Собственные/франчайзинговые точки: 25/2100
Вложения: 0,3 млн рублей
Выручка/прибыль: 8,6/3 млн рублей
Новосибирский оператор экспресс-доставки СДЭК был создан в 2000 году для перевозки товаров из интернет-магазина Korzina.ru в города Сибири и Дальнего Востока. Но уже через год компания начала работать в Москве, через два — в Санкт-Петербурге. Сейчас СДЭК осуществляет 150 000 отправлений в день, доставляет посылки в 252 страны и 36 000 населенных пунктов в России.
Запуск франшизы: 2014 год
Собственные/франчайзинговые точки: 3/486
Вложения: 0,7 млн рублей
Выручка/прибыль: 5,7/4,1 млн рублей
Первую футбольную школу «Юниор» предприниматель Александр Семенцов открыл в родном Томске в марте 2013-го, в конце следующего года начал развивать франчайзинговую историю. С 2015 года все партнеры сети используют разработанную управляющей компанией IT-платформу, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать эффективность работы каждого филиала (посещаемость, конверсия, рейтинг тренеров и т. д.).
В начале 2019 года стартовал совместный проект «Юниора» и футбольного клуба «Спартак». Франшиза «Спартак Юниор» стоит на 30% дороже, но пользуется большим спросом — открыто уже около 100 школ. По итогам года стороны продлили партнерское соглашение на семь лет.
Сеть «Юниор» представлена в 15 странах мира. Весной 2020-го список должны были пополнить США, но открытие школы в Лос-Анджелесе перенесли на август из-за карантина.
Запуск франшизы: 2011 год
Собственные/франчайзинговые точки: 98/750
Вложения: 0,4 млн рублей
Выручка/прибыль: 5,2/2,1 млн рублей
Автомобильную сухую мойку Fast & Shine запустили в России два выпускника МГУ, подглядев идею в США и полностью повторив американскую бизнес-модель. Есть несколько вариантов работы: выездная мойка и стационарная на парковках. Особенность проекта — вместо воды автомойщики используют специальную химию, поэтому стартовые инвестиции, по сути, сводятся к стоимости ее закупки. За 2019 год сеть приросла почти на 150 новых франчайзинговых точек, а рентабельность увеличилась на 10%.
Запуск франшизы: 2015 год
Собственные/франчайзинговые точки: 0/102
Вложения: 0,4 млн рублей
Выручка/прибыль: 4/2,4 млн рублей
Школа танцев «Русский балет» — второй проект франчайзера «Лига спорта» (первый — футбольные школы «Юниор»). Партнерская сеть насчитывает 102 хореографических студии в России и еще 10 — за рубежом: к примеру, в 2019-м бренд вышел на рынок Молдовы.
На открытие новой школы требуется в среднем полтора месяца и от 232 000 рублей, при этом средний срок возврата инвестиций — восемь месяцев. Эффективность бизнес-модели во многом обеспечивает отлаженная ERP-система, к которой подключены все франчайзи. В роялти также включены услуги колл-центра, юристов, дизайнеров, маркетологов и бухгалтеров центрального офиса.
Запуск франшизы: 2015 год
Собственные/франчайзинговые точки: 22/225
Вложения: 0,7 млн рублей
Выручка/прибыль: 3,5/2 млн рублей
Петербургская сеть кафе-мороженых основана предпринимателем Евгением Драем в середине 2000-х. Спустя семь лет после основания она начала работать по франшизе, и сегодня под брендом Gelateria Plombir — почти 250 точек (из них лишь 22 собственные). Самый простой формат — брендированная стойка на колесах, ее открытие вместе с паушальным взносом стоит до полумиллиона рублей. Кафе чуть побольше требует в среднем 700 000 рублей, которые окупаются за четыре месяца.
Запуск франшизы: 2014 год
Собственные/франчайзинговые точки: 0/760
Вложения: 0,7 млн рублей
Выручка/прибыль: 2,1/0,9 млн рублей
Бизнес-идею сетевой футбольной школы один из основателей проекта Евгений Кудрявцев привез из Гарварда. Первые детские секции под брендом «Чемпионика» открылись в 2013-м, через год совладельцы запустили франчайзинг. В 2018-м сеть насчитывала 60 собственных филиалов и 455 партнерских, но за год управляющая компания продала все точки своим франчайзи.
Покупатель франшизы «Чемпионика» получает эксклюзивное право открывать неограниченное количество филиалов на закрепленной за ним территории, поэтому сеть быстро растет (+130 точек за год). Кроме того, теперь «Чемпионика» предлагает не только футбольное образование, но и танцевальное, а также обучение программированию.
В 2019 году «Чемпионика» стала победителем предпринимательской премии правительства Москвы в номинации «Франшиза года».