если на высоте 3 500 м температура 15 то какая температура у поверхности земли
Решение географических задач по теме «Температура воздуха», 6 класс
Решение географических задач способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки.
— развитие умений высчитывать температуру воздуха на разных высотах, вычислять высоту;
— развитие способностей анализировать, делать выводы.
Как изменяется температура с высотой?
При изменении высоты на 1000 метров (1 км) температура воздуха изменяется на 6°С (при увеличении высоты температура воздуха понижается, а при уменьшении – повышается).
На каждый километр вверх температура воздуха понижается на 6 градусов, то есть, если высота горы 4500 или 4,5 км получается, что:
Ответ: 22 градуса у подножия горы
2.Определите температуру воздуха на вершине горы 3 км, если у подножия горы она составила + 12 градусов.
Если через 1 км температура понижается на 6 градусов, следовательно
Ответ: самолёт поднялся на высоту 7 км
4. Какова температура воздуха на вершине Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.
Ответ: 0 градусов на вершине горы
5. Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 31 градус, а высота полета – 5 км?
Ответ: 1 градус температура за бортом самолета
Как меняется температура с высотой? Сейчас разберемся…
Дело в том, что иногда при увеличении высоты температура не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Это явление называется температурной инверсией. Оно часто происходит ясными безветренными ночами, когда поверхность Земли интенсивно излучает тепло и охлаждается, заодно охлаждая и приземный слой воздуха. Днем инверсия обычно исчезает, однако зимой в умеренных и полярных широтах приземный слой холодного воздуха может не успеть прогреться за короткий световой день, в результате чего инверсия сохраняется в течение нескольких суток.
Инверсию можно наглядно видеть, наблюдая за дымом из трубы. Обычно в безветренную погоду дым поднимается вертикально (так как он, хотя и остывает в процессе подъема, всегда остается теплее, а значит, легче окружающего воздуха, температура которого тоже уменьшается с высотой) и постепенно рассеивается. В случае же инверсии дым, поднимаясь через приземный слой холодного воздуха, охлаждается до такой степени,что становится холоднее, а следовательно, и тяжелее, вышележащего слоя. В результате дым перестает подниматься и начинает распространяться горизонтально. Если же в одном месте много источников дыма и прочих выбросов – например, дело происходит в городе, в котором много заводов и автомобилей, – то все загрязняющие вещества накапливаются в приземном холодном слое, что создает серьезные проблемы с качеством воздуха. Такая ситуация часто складывается, например, в Красноярске, где это явление даже имеет особое название – «черное небо».
Впрочем, основное правило всё же таково: чем выше мы находимся, тем холоднее вокруг. И тут можно решить, что при подъеме в горы климат будет меняться так же, как если бы мы двигались к полюсам (в нашем полушарии – в сторону севера). Однако, если бы мы действительно шли от экватора к полюсу, климат обретал бы всё более выраженную сезонность – чем дальше на север тем больше становится разница между летом и зимой. В горах же, хоть и холодает с высотой, но колебания температур как бы повторяют те, что царят у подножия гор. К примеру, в Экваториальных Андах на высоте 2,5-3 км круглый год стоит температура +13- +15 °С, примерно как в Москве во второй половине мая. Наверное, тебе покажется, что жить без зимы и без лета немного скучновато, но, согласись, что такой климат лучше, чем вечные +26…+28 °С у подножия. (Конечно, для пляжа это идеальная погода, но ведь и в школу тоже ходить придется!) Возможно, именно поэтому столицы Колумбии и Эквадора – стран, в которых расположены Экваториальные Анды, – и находятся в поясе «вечной весны».
А что же на других планетах? Космонавт, решивший заняться там альпинизмом, увидит всё ту же картину – чем выше в горы, тем холоднее. Правда, например на Марсе температура уменьшается в среднем на 2,5 °С на каждый километр высоты, то есть не так сильно, как у нас на Земле. Это объясняется тем, что марсианская атмосфера менее прозрачна, в ней всегда много пыли, поэтому солнечное тепло лучше прогревает газовую оболочку Марса. Однако для штурма высочайшей горы Марса, Олимпа, придется утеплиться: ее высота – 26 км, а значит, на вершине должно быть на 65 °С холоднее, чем внизу.
Становится холоднее при движении вверх и на Венере. Если у поверхности там царит просто адская жара – около +470 °С, то на высоте 50-55 км температура опускается до вполне комфортных +20 °С. Кстати, и атмосферное давление на этой высоте почти равно земному. Может быть, в будущем можно устроить там города, висящие на огромных дирижаблях? Но есть маленькая проблема: атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа, и там бывает дождливо, при этом из туч льется не вода, а… концентрированная серная кислота.
Задачи по теме Тепло в атмосфере (температура)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10 500 м, если температура воздуха у земной поверхности +20°?
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Будет ли покрыта снегом вершина горы высотой 3000 м, если среднегодовая температура ее подножья +20°?
Определение амплитуды колебания температуры
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры
Решение задач по теме «Атмосфера»
Чему равна температура воздуха на вершине горы высотой 1500 м, если у ее подножия она +20º?
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 740 мм рт. ст., а на вершине 710 мм рт. ст.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°? Высота Памира 6 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +39°? Высота горы 6 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +5°? Высота горы 5 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +20°? Высота горы 7 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10 500 м, если температура воздуха у земной поверхности +20°?
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Будет ли покрыта снегом вершина горы высотой 3000 м, если среднегодовая температура ее подножья +20°?
Определение амплитуды колебания температуры
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры
Решение задач по теме «Атмосфера»
Чему равна температура воздуха на вершине горы высотой 1500 м, если у ее подножия она +20º?
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 740 мм рт. ст., а на вершине 710 мм рт. ст.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°? Высота Памира 6 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +39°? Высота горы 6 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +5°? Высота горы 5 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Решение задач по теме «Атмосфера»
Какова температура воздуха на вершине горы, если в июле у подножия она составляет +20°? Высота горы 7 км.
Определение амплитуды колебания температуры.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-988870
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Решение географических задач по теме «Атмосфера»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лешан Татьяна Анатольевна,
учитель географии и экономики
МОУ «СШ № 16 г. Макеевки»
Решение географических задач по теме «Атмосфера»
Задача 1. Какова температура воздуха на высоте 3,5 км, если на уровне моря она = + 22 о С?
Вертикальный температурный градиент (Δ t ) – это величина, на которую изменяется температура воздуха с высотой.
Δ t = 6 о С/1 км или 0,6 о С/100 м высоты
1) 3,5 км × 6 о С/ км = 21 о С – разница температур
Ответ: на высоте 3,5 км температура воздуха равна + 1 о С.
Задача 2. Над побережьем Азовского моря летит самолет на высоте 5 км. Температура за бортом самолета равна (– 9 о С). Какая температура в этот момент на берегу моря?
1) 5 км × 6 о С/ км = 30 о С – разница температур
2) 30 о С + (-9 о С) = + 21 о С – температура на берегу моря
Ответ: на берегу Азовского моря температура воздуха равна + 21 о С.
Задача 3. За бортом самолета температура воздуха равна (- 32 о С). На какой высоте летит самолет, если температура над земной поверхностью равна (+ 16 о С)?
2) 48 о С : 6 о С/ км = 8 км – высота самолета
Ответ: самолет летит на высоте 8 км.
Задача 4. Определите вертикальный температурный градиент (Δ t ), если разница температур между высотами в 2200 м равна 11 о С.
Вертикальный температурный градиент можно определить с помощью пропорции:
Х = 11 о С × 100 м : 2200 м = 0,5 о С/100 м
Ответ: Δ t = 0,5 о С/100 м высоты.
Задача 5. Температура воздуха, который быстро поднимается вверх со скоростью 5 см/с в течение 7,5 часов понизилась на 13,5 о С. Определите, на сколько градусов понижалась температура воздуха при поднятии его на каждые 100 м?
1) Определим скорость подъема воздуха в час:
5 см/с × 3600 с = 18000 см/час = 180 м/час
2) Определим высоту, на которую поднялся воздух за 7,5 часов:
180 м/час × 7,5 часов = 1350 м
3) Δ t = 13,5 о С : 1350 м = 0,01 о С /м = 1 о С/100 м
Ответ: температура воздуха понижалась на 1 о С на каждые 100 м подъема.
1) За 1 день 1 м 2 поверхности Земли получает 1 кВт энергии, значит за 300 дней 1 м 2 Сахары получит 300 кВт энергии.
300 кВт = 3 × 10 2 кВт
2) 1 км 2 = 1 000 000 м 2 = 1× 10 6 м 2
3) Площадь Сахары 7 000 000 км 2 = 7 × 10 6 км 2 = 7× 10 12 м 2
4) 7× 10 12 м 2 × 3 × 10 2 кВт = 21 × 10 14 кВт энергии – получит Сахара за год
Ответ: за год Сахара получает 21 × 10 14 кВт энергии.
Задача 7. На какой высоте летит самолет, если за его бортом атмосферное давление равно 360 мм рт. ст.?
Вертикальный барический градиент (ΔР) – это величина, на которую изменяется атмосферное давление с высотой.
ΔР = 1 мм рт. ст. / 10 м высоты
Барическая ступень (ΔС) – это высота, на которую нужно подняться или опуститься, чтобы атмосферное давление изменилось на 1 мм рт. ст.
ΔС = 10 м / 1 мм рт. ст.
1) Атмосферное давление на уровне моря = 760 мм рт. ст.
400 мм рт. ст. ×10 м : 1 мм рт. ст. = 4000 м – высота самолета
Ответ: самолет летит на высоте 4000 м или 4 км.
Задача 8. Какова относительная высота горы, если у ее подножия атмосферное давление равно 733 мм рт. ст., а на вершине – 693 мм рт. ст.?
40 мм рт. ст. ×10 м : 1 мм рт. ст. = 400 м – относительная высота горы
Ответ: относительная высота горы – 400 м.
Задача 9. Каково атмосферное давление на вершине заводской трубы, если ее высота – 50 м, а давление воздуха у основания трубы = 750 мм рт. ст.?
1) Определим, на сколько мм рт. ст. изменится атмосферное давление при подъеме на 50 м:
h × Δ Р = 50 м × 1 мм рт. ст. : 10 м = 5 мм рт. ст.
2) Найдем атмосферное давление на вершине трубы:
750 мм рт. ст. – 5 мм рт. ст. = 745 мм рт. ст.
Ответ: атмосферное давление на вершине заводской трубы = 745 мм рт. ст.
Задача 10. Каково атмосферное давление на вершине Роман-Кош (Крым), если в городе Запорожье (абсолютная высота 75 м) давление – 740 мм рт. ст.?
1) Найдем разницу высот: 1545 м – 75 м = 1470 м
2) Определим, на сколько мм рт. ст. изменится атмосферное давление при подъеме на 1470 м:
h × Δ Р = 1470 м × 1 мм рт. ст. : 10 м = 147 мм рт. ст.
3) Найдем атмосферное давление на горе Роман-Кош:
740 мм рт. ст. – 147 мм рт. ст. = 593 мм рт. ст.
Ответ: атмосферное давление на вершине Роман-Кош = 593 мм рт. ст.
Задача 11. При нормальных условиях атмосферное давление на вершине горы = 286 мм рт. ст., а у ее подножия – 625 мм рт. ст. Определите абсолютную и относительную высоту горы.
разница давления между подножием и вершиной горы
625 мм рт. ст. 3390 м – относительная высота горы
разница давления между уровнем моря и вершиной горы
4740 м – абсолютная высота горы
Ответ: h абс. = 4740 м, h отн. = 3390 м.
Абсолютная влажность ( q ) – это количество влаги, которое находится в 1 м 3 воздуха в данный момент.
Относительная влажность ( r ) – это отношение абсолютной влажности ( q ) к максимально возможной при данной температуре ( Q ), выраженное в процентах.
Абсолютная влажность воздуха, который находится
в состоянии насыщения в зависимости от температуры:
1) По таблице определяем, что при температуре (- 20 о С) Q = 1 г/м 3
Ответ: при температуре (- 20 о С) относительная влажность воздуха равна 65 %.
Задача 13. Воздух имеет температуру + 27 о С и относительную влажность 33 %. Найти абсолютную влажность этого воздуха.
Используя формулу относительной влажности воздуха: r = q : Q × 100 %,
выведем формулу, по которой определим абсолютную влажность воздуха: q = Q × r : 100 %
По таблице определяем, что при температуре (+ 27 о С) Q = 26,1 г/м 3
q = 26,1 г/м 3 × 33% : 100% = 26,1 г/м 3 × 0,33 = 8,7 г/м 3
Ответ: абсолютная влажность воздуха равна 8,7 г/м 3
Дефицит влажности – это количество влаги, которой не хватает до полного насыщения воздуха (= Q – q ).
По таблице определяем, что при температуре (+ 17 о С) Q = 14,6 г/м 3
Найдем дефицит влажности: 14,6 г/м 3 – 9,5 г/м 3 = 5,1 г/м 3
Ответ: чтобы достигнуть состояния насыщения, в каждом м 3 воздуха должно быть на 5,1 г влаги больше, чем есть в данный момент.
2) Определим относительную влажность первой воздушной массы:
r = q : Q × 100 % = 4,5 г/м 3 : 5 г/м 3 × 100 % = 90 %
3) Определим относительную влажность второй воздушной массы:
r = q : Q × 100 % = 9,6 г/м 3 : 13 г/м 3 × 100 % = 74 %
4) 90 % : 74 % = в 1,2 раза – относительная влажность первой воздушной массы больше.
Ответ: относительная влажность первой воздушной массы больше в 1,2 раза.
Задача 16. Воздух, который имеет относительную влажность 75 % и температуру + 22 о С, в течение ночи охладился до + 14 о С. Образуется ли роса утром?
Для того, чтобы водяной пар, который находится в воздухе, перешел в жидкое состояние (конденсировался) или в твердое состояние, необходимо, чтобы воздух, пройдя точку насыщения, стал перенасыщенным водяными парами. При этом в приземном слое воздуха могут образовываться роса, туман, изморозь, иней или облака, но при условии, что воздух поднимается.
Точка росы – это температура, при которой влажный насыщенный воздух становится перенасыщенным.
2) Используя формулу относительной влажности воздуха: r = q : Q × 100 %,
выведем формулу, по которой определим абсолютную влажность воздуха:
q = Q × r : 100 % = 19,6 г/м 3 × 75 % : 100 % = 14,7 г/м 3
1) По таблице определяем, что при температуре +15 о С Q = 13 г/м 3
3) Определим относительную влажность воздуха:
r = q : Q × 100 % = 9,8 г/м 3 : 13 г/м 3 × 100 % = 75,4 %
Ответ: относительная влажность воздуха равна 75,4 %.
Задача 18. Воздух, температура которого + 24 о С и относительная влажность воздуха 52%, поднялся на высоту 2 км. Образует ли этот воздух облака?
1) 2 км × 6 о С/ км = 12 о С – разница температур
4) q = Q × r : 100 % = 22,2 г/м 3 × 52 % : 100 % = 11,5 г/м 3 – абсолютная влажность воздуха
Задача 19. В каждом м 3 воздуха, температура которого + 20 о С, содержится 9,7 г влаги. На сколько градусов этот воздух должен охладиться, чтобы в нем начался процесс конденсации?
1) По таблице находим, что воздух, содержащий 9,7 г влаги, становится насыщенным при температуре ниже, чем +11 о С.
Ответ: воздух должен охладиться на 9 о С, чтобы в нем начался процесс конденсации.
Задача 20. О чем говорит ситуация, когда дневной бриз на берегу океана сменяется на ночной в полдень?
Бриз – ветер прибрежной зоны, дующий днем с моря на сушу, а ночью – с суши на море.
Резкое понижение давления над акваторией океана приводит к изменению направления ветра. Направление бриза меняется на противоположное – с берега на океан, что свидетельствует о приближении шторма. Чем быстрее падает давление, тем сильнее ожидается ветер.
Ответ: изменение направления бриза в полдень говорит о приближении шторма.
Задача 21. Определите, на сколько мм рт. ст. нормальное атмосферное давление высшей точки равнинной части Украины больше давления на вершине самой высокой горы Украины.
1) Высшая точка равнинной части Украины – г. Берда (515 м).
Определим нормальное атмосферное давление для этой точки:
2) Высшая точка Украины – г. Говерла (2061 м).
Определим нормальное атмосферное давление для этой точки:
3) Найдем разницу атмосферного давления на двух вершинах:
Ответ: нормальное атмосферное давление на г. Берда выше давления на г. Говерла на 154,6 мм рт. ст.
Задача 22. Самолет вылетел из аэропорта при нормальной погоде ( t = 25 о С, Р = 765 мм рт. ст.). Достигнув намеченной высоты (5000 м), он частично разгерметизировался. Давление в салоне стало падать на 2,5 мм рт. ст. за каждые 10 с. Сколько времени есть у пилотов, чтобы опустить самолет на высоту 1000 м над уровнем моря?
Определим разницу давления в салоне самолета и на высоте 1000 м:
2) Давление в самолете падает на 2,5 мм рт. ст. за 10 с или на 15 мм рт. ст. за 1 мин.
3) Определим время, которое есть у пилотов для спуска на нужную высоту:
665 мм рт. ст. : 15 мм рт. ст. / 1 мин. = 44,33 мин, или 44 мин 20 с.
Ответ: у пилотов есть 44 мин 20 с, чтобы опустить самолет на высоту 1000 м над уровнем моря.
Задача 23. От мощного ледяного поля в Антарктиде откололся айсберг. Определите атмосферное давление на вершине айсберга, если над ледяным полем толщиной 1800 м давление равнялось 540 мм рт. ст.
1800 м – Р = 540 мм рт. ст. 1) Плотность льда и воды не одинакова и соотносится как 900 :
1000, т. е. попав в воду 9/10 айсберга будет находиться под
водой, а 1/10 – над водой. Определим высоту айсберга над водой:
180 м – Р? 1800 м × 0,1 = 180 м
180 м
2) Найдем разницу высот между поверхностью ледяного поля и
0 м айсбергом: 1800 м – 180 м = 1620 м
3) Найдем давление на поверхности айсберга:
540 мм рт. ст. + 1620 м × 1 мм рт. ст. : 10 м = 702 мм рт. ст.
Ответ: атмосферное давление на вершине айсберга составляет
Задача 24. Четыре метеостанции в стране одновременно зафиксировали такие показатели атмосферного давления: А (север) – 755 мм рт. ст., Б (юг) – 740 мм рт. ст., В (запад) – 748 мм рт. ст., Г (восток) – 758 мм рт. ст. Определите направление ветра в центре этой страны.
755 мм рт. ст. Ветер – движение воздуха из области высокого в область
В этом задании область высокого давления находится на
748 мм рт. ст. 758 мм рт. ст. северо-востоке, а низкого – на юго-западе.
В центре страны будет дуть северо-восточный ветер.
Ответ: в центре страны будет дуть северо-восточный