если план 0 а факт 1 какой будет процент выполнения
Как посчитать на сколько процентов выполнен план
Процесс планирования является неотъемлемой составляющей любого успеха. Наличие конкретизированных в показателях целей позволяет контролировать движение человека или организации в определенном направлении, придает деятельности понятность. Это позволяет без промедления перейти к результативным действиям. Однако не менее важным условием достижения успеха является умение контролировать результаты своей деятельности. Человек должен хорошо представлять себе, на каком этапе он находится и сколько еще ему предстоит сделать. Данная статья расскажет вам о том, как рассчитать процент выполнения плана.
Зачем нужно рассчитывать
Существует множество сфер человеческой деятельности, результаты которых поддаются точному количественному измерению. Для того чтобы осуществлять свою деятельность результативно, извлекать максимальную пользу из своих действий, прибегают к планированию. Наличие конкретных целей позволяет придерживаться именно тех показателей, при которых деятельность имеет смысл.
Ярким примером в данном случае является планирование бюджета. Чтобы организация оставалась прибыльной и получала необходимые для развития средства, осуществляется разработка показателей доходов и расходов. Выполнение плана является гарантией успешного развития компании.
Чтобы правильно выстраивать свою деятельность и своевременно достигать этих показателей, необходимо представлять себе, на каком этапе по отношению к этой цели находится организация. Именно для четкого позиционирования человека или организации на пути к достижению результатов и применяется расчет процента выполнения плана. Он позволяет правильно выстроить свою деятельность, чтобы все необходимые показатели были достигнуты точно в срок.
Как рассчитать выполнение плана
Когда речь заходит о том, как посчитать процент выполнения плана, то подразумевается отношение двух его составляющих: тех показателей, которые были достигнуты, и тех, которые необходимо достичь. В продажах – это совокупность совершенных клиентами покупок к общему запланированному объему реализации. При планировании бюджета – это количество заработанных на текущий момент денежных средств к тому объему финансов, которые необходимо заработать в течение определенного промежутка времени.
Таким образом, чтобы определить процент выполнения плана, необходимо найти частное достигнутых результатов на данный момент и запланированных к определенному сроку, а затем умножить получившееся число на 100.
Применение формулы на практике
Например, агентство недвижимости планирует сдать в этом месяце 28 квартир. На данный момент арендовано 6. А значит, процент выполнения плана организации на текущий момент времени имеет значение 21. Именно эта информация служит основанием для активизации дальнейшей деятельности компании и поиска новых арендаторов.
ПВП = 6 / 28 * 100 = 21,428
Заключение
В большинстве сфер деятельности, в которых результаты поддаются четкому количественному измерению, человек или организация прибегают к планированию значений, достижение которых является необходимым условием для обеспечения успешного развития. Данная операция применяется в сфере продаж, экономических действий крупных организаций, небольших проектов, обычных семей, а также во множестве других областях. Достижение запланированных показателей требует четкого позиционирования на всем пути движения к ним. Именно с целью осуществления контроля над приближением к задуманному и используется формула процента выполнения плана.
Прибыль предприятия
Рассчитаем процент выполнения плана по следующей формуле:
Выполнение плана = 100% (16)
I квартал Вып. = 100% = 110,2%
II квартал Вып. = 100% = 102,8%
III квартал Вып. = 100% = 95,9%
IV квартал Вып. = 100% = 144,9%
Рассчитаем отклонение плана по следующей формуле:
Отклонение от плана = Факт – План (17)
I квартал Вып. = 21000 – 19050 = 1950 тыс. руб.
II квартал Вып. = 21600 – 21000 = 600 тыс. руб.
IV квартал Вып. = 30000 – 20700 = 9300 тыс. руб.
Из выше приведенного графика можно сделать вывод, что в первом и четвертом кварталах на ПК «Колорит» в течение 2010 г. балансовая прибыль по факту была больше, чем по плану.
Таблица 7 – Выплаты из прибыли в течение 2010 года
Выплаты: Налог на прибыль (20%) Плата за производственные фонды Процент за кредит
Из нее отчислено в: – резервный фонд, – фонд накопления, – фонд потребления.
Осталось в распоряжении предприятия
Полезно знать >>>
Большинство аналитиков, работающих в корпорациях, чтобы получить операционные показатели фирмы, должны использовать в Excel разного рода математические операции. Вычисления такие как процентные части от суммы, относительное отклонение от бюджета или возможные наценки возникающие на основе выполнения всех бизнес-анализов. Все это нужно посчитать в процентах.
Как посчитать процент от числа в Excel
Когда руководство Вас просит вычислить процентную часть текущей реализации поставленной цели, оно имеет ввиду относительное сравнение текущих показателей, с запланированными показателями, которые нужно достичь. Математические действия для вычисления данной формулы в Excel очень просты. Необходимо поделить текущие показатели разделить на запланированные и отобразить значение результата в процентном формате ячеек. Таким образом мы получим процентное значение отображающее долю реализации части плана. Допустим в плане продаж фирмы запланировано продать в этом месяце 100 планшетов, но месяц еще не закончился и на текущий момент продано пока только 80 штук. В процентах это математически вычисляется так (80/100)*100. Если же мы используем процентный формат ячеек в Excel, тогда не нужно умножать на 100. В таком случае формула выглядит так: =80/100.
Как посчитать процент выполнения плана в Excel
Не важно, как поставлена задача: процентная часть реализации цели, выполнение бюджета или плана продаж в процентах – это все касается одной и той же задачи. Вычисляется одним и тем же способом. Ниже на рисунке отображен список регионов. Напротив, каждого региона рядом в столбце указана желаемая цель и фактическая реализация плана. Обратите внимание, что в последнем столбце где указан результат выполнения плана в процентах изменен формат ячеек на «процентный». А формулы в этом столбце весьма простые – значение столбца «Продано» делиться на значение в столбце «План» =C2/B2.
Мало что можно сказать о данной формуле. Ведь в ее основе используется математическое вычисление. В самой формуле же применяться только лишь ссылки на ячейки, так чтобы одно значение было разделено на другое. Без каких-либо функций. Достаточно лишь вписать формулу в первую пустую ячейку последнего столбца (D2), а далее скопировать ее заполнив остальные ячейки.
Как вычислить процент выполнения от общего плана
Теперь усложним задачу. Допустим нам нужно отдельно сравнить каждый фактический показатель по отношению к общему поставленному плану для всех регионов. Поставленная задача, наглядно проиллюстрированная ниже на рисунке:
На этот раз регионы не имеют столбца со своим собственным планом. Вместо этого сразу идет столбец «Доля», где каждый показатель продаж сравнивается с общим планом, указанным в ячейке E2. Формула в столбце «Доля» на этот раз выглядит следующим образом =B2/$E$2.
БЛОГ
Только качественные посты
Динамический План Факт анализ в Microsoft Excel
Смотрите видео к статье:
Давайте разберемся, что под этим подразумевается:
У нас есть План и Факт каких-то значений, например, «Продаж», где:
Проведем анализ План – Факта, для этого посчитаем следующие значения:
Детализация План Факт анализа
План может иметь разную детализацию – это определяет детализацию (глубину) План/Факт анализа, например:
Все это называется — уровни планирования, т.е.: 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень (на практике более 3-х уровней не используется)
(Здесь нужно уточнить, что естественные атрибуты/иерархии не считаются уровнями планирования. Например, если у нас есть план по товарам, то план по категориям — это просто сумма товаров. Проще говоря, если атрибуты/иерархии не увеличивают количество строк детализации плана, то это не уровень планирования)
Также, как правило, план имеет базовый уровень планирования (детализации) – это Время, чаще всего план детализируется для каждого месяца
Уровни планирования – это самый важный критерий в системе планирования, который определяет сложность планирования. Например, если у Вас трехуровневый план продаж (=трехуровневая система планирования продаж в разрезе: Канал продаж/Клиент/Товар), где имеется:
То Вам нужно спланировать: 5 * 1000 * 300 = 1 500 000 строк детализации плана, т.е. плановых значений по умолчанию для каждого месяца. Соответственно, умножаем это на *12 получаем, 18 000 000 строк в год
Поэтому самые распространенные системы планирования в продажах бывают 1-2 уровневые. Вот несколько примеров уровней планирования для отделов продаж:
В примерах уровень планирования «Товар» можно заменить на «Категорию» или «Брэнд». Это позволит уменьшить количество строк детализации плана продаж
Также, как правило, верхний уровень планирования должен быть связан напрямую с исполнителями – менеджерами отделов продаж, иначе за выполнение плана не будет персональной ответственности
На практике, ключевой вопрос, который возникает – В какой программе можно выполнить План Факт анализ?
Известно, что на сегодняшний день самым удобным инструментом для анализа данных является Microsoft Excel. Соответственно, План-Факт анализ лучше делать в Excel, и для этого есть три подхода:
Соответственно, самый продвинутый подход к План Факт анализу – это «Подход 1», который, в первую очередь, позволяет делать динамический План / Факт анализ с помощью Сводных таблиц Excel
Но, как вариант (на случай, если Подход 1 не используется в компании), приведу пример динамического План Факт анализа в Excel для «Подхода 2 и 3», который позволяет получить эффект, близкий к «Подходу 1»
На мой взгляд, это очень удачный и гибкий вариант план факта для предприятия…
Пример: Динамический План Факт анализ в Excel с помощью Сводных таблиц
Как работает?
Лист Данные:
Функция СУММЕСЛИМН, которая выполняет суммирование данных по нескольким условиям.
Лист BI_Факт:
Лист План_Факт:
И самое интересное, что для актуализации данного План Факт анализа при «Подходе 1 и 2» достаточно просто выполнить команду Excel: «Данные» > «Обновить Все», и План Факт станет актуальным на текущий момент времени. В случае «Подхода 3» необходимо предварительно вставить в файл текущий факт продаж
Пошаговая инструкция: Как сделан и работает Excel файл «Динамический План Факт анализ в Excel» находится в видеоуроке к данной статье
Как посчитать процент выполнения плана на дату?
Для того, чтобы рассчитать процент выполнения плана, нужно воспользоваться формулой: %плана = (факт / план) * 100%. Эти показатели могут быть выражены как в количественных, так и в стоимостных единицах, а также складываться из нескольких компонентов.
Как посчитать процент выполнения плана на текущую дату?
Подсчитываем ежедневно выполнение плана продаж
Как посчитать процент выполнения плана за месяц?
Нужно узнать, какой процент плана будет по итогам месяца, если темп производства останется аналогичным. Для этого используем формулу: %плана_прогноз = (факт / текущий день) (план / количество дней в месяце) * 100%.
Как определить степень выполнения плана в процентах?
Необходимо поделить текущие показатели разделить на запланированные и отобразить значение результата в процентном формате ячеек. Таким образом мы получим процентное значение отображающее долю реализации части плана.
Как рассчитать прогноз выполнения плана продаж?
Как посчитать процент выполнение?
Что бы рассчитать процент выполнение нужно факт разделить на план. Соответствующий процент умножить на ставку, а затем суммировать.
Как определить на сколько перевыполнен план?
Для вычисления процента выполнения плана нужно разделить фактические показатели на плановые и умножить на 100. Если результат получится больше 100 – план перевыполнен.
Как найти отклонения от плана?
Фактическую цифру умнож. на 100 и разделить на цифру плановую. От данного значения минус 100. Если результат отрицательный то значит на столько план не выполнен если положительный то соответственно перевыполнен план.
Как считается отклонение?
Рассчитывается оно следующим образом:
Как посчитать потери в процентах?
Когда вам нужно посчитать процент от заданного числа, то нужно умножить это число на количество процентов и поделить на 100. Аналогичный способ – умножить число на ноль запятая количество процентов.
Как посчитать процент выполнения плана по формуле в Excel
Большинство аналитиков, работающих в корпорациях, чтобы получить операционные показатели фирмы, должны использовать в Excel разного рода математические операции. Вычисления такие как процентные части от суммы, относительное отклонение от бюджета или возможные наценки возникающие на основе выполнения всех бизнес-анализов. Все это нужно посчитать в процентах.
Как посчитать процент от числа в Excel
Когда руководство Вас просит вычислить процентную часть текущей реализации поставленной цели, оно имеет ввиду относительное сравнение текущих показателей, с запланированными показателями, которые нужно достичь. Математические действия для вычисления данной формулы в Excel очень просты. Необходимо поделить текущие показатели разделить на запланированные и отобразить значение результата в процентном формате ячеек. Таким образом мы получим процентное значение отображающее долю реализации части плана. Допустим в плане продаж фирмы запланировано продать в этом месяце 100 планшетов, но месяц еще не закончился и на текущий момент продано пока только 80 штук. В процентах это математически вычисляется так (80/100)*100. Если же мы используем процентный формат ячеек в Excel, тогда не нужно умножать на 100. В таком случае формула выглядит так: =80/100.
Как посчитать процент выполнения плана в Excel
Не важно, как поставлена задача: процентная часть реализации цели, выполнение бюджета или плана продаж в процентах – это все касается одной и той же задачи. Вычисляется одним и тем же способом. Ниже на рисунке отображен список регионов. Напротив, каждого региона рядом в столбце указана желаемая цель и фактическая реализация плана. Обратите внимание, что в последнем столбце где указан результат выполнения плана в процентах изменен формат ячеек на «процентный». А формулы в этом столбце весьма простые – значение столбца «Продано» делиться на значение в столбце «План» =C2/B2.
Мало что можно сказать о данной формуле. Ведь в ее основе используется математическое вычисление. В самой формуле же применяться только лишь ссылки на ячейки, так чтобы одно значение было разделено на другое. Без каких-либо функций. Достаточно лишь вписать формулу в первую пустую ячейку последнего столбца (D2), а далее скопировать ее заполнив остальные ячейки.
Как вычислить процент выполнения от общего плана
Теперь усложним задачу. Допустим нам нужно отдельно сравнить каждый фактический показатель по отношению к общему поставленному плану для всех регионов. Поставленная задача, наглядно проиллюстрированная ниже на рисунке:
На этот раз регионы не имеют столбца со своим собственным планом. Вместо этого сразу идет столбец «Доля», где каждый показатель продаж сравнивается с общим планом, указанным в ячейке E2. Формула в столбце «Доля» на этот раз выглядит следующим образом =B2/$E$2.
Лукавые цифры: почему для расчета KPI мало знать «план» и «факт»
Для проведения оценки персонала по ключевым показателям деятельности (KPI) для каждого сотрудника формируется так называемое «Соглашение о целях» или «Матрица KPI». В эту матрицу включают ограниченное число оценочных показателей из библиотеки KPI должности. Обычно рекомендуется четыре-пять показателей для сотрудников, шесть-семь показателей для руководителей разных уровней.
На практике матрицы KPI имеют разные формы и содержание. При разработке таких матриц важно соблюдать компромисс между полнотой информации, необходимой для постановки целей и проведения оценки, с одной стороны, и их простотой и понятностью для сотрудников – с другой.
Чаще всего матрицы KPI, используемые для постановки целей и оценки результатов работы сотрудников, имеют вид, показанный на рисунке 1.
Казалось бы, все просто и понятно. Выбираем четыре-семь оценочных показателей. Определяем их веса. Ставим «План». Оцениваем «Факт». Вычисляем индексы KPI, показывающие процент выполнения плана. Если план перевыполнен, индекс будет выше 100%. Если не выполнен, то меньше 100%. Затем считаем рейтинг сотрудника, как средневзвешенную оценку индексов KPI с учетом их весов.
При этом индексы KPI чаще всего считают, как «Факт/План» для позитивных показателей, и «План/Факт» для негативных показателей. Напомню, что позитивными принято называть показатели, значения которых желательно увеличивать. Например, выручка, прибыль, рентабельность и т.д. В отличие от них, негативные показатели желательно уменьшать. Например, доля брака, просроченная дебиторская задолженность, количество претензий и т.д.
Рассмотрим условный пример матрицы KPI начальника отдела продаж с подобной логикой расчета индексов KPI (рисунок 2).
Рисунок 2
По форме все красиво. Однако, попробуем разобраться, как эта форма применяется на практике для оценки эффективности сотрудников и расчета оплаты по результатам работы. На практике может получиться абсурд.
Оценка позитивных показателей
Разберемся вначале с позитивными показателями. В этом случае для расчетов используется естественное соотношение:
Индекс KPI = Факт/План
Например, план по объему продаж составляет 40 тыс. рублей, а по факту имеем 39 тыс. рублей. Тогда 39000/40000 = 97,5%. Хороший результат. Или для коэффициента рентабельности продаж: 4,5/5 = 90%. Тоже неплохо. Или для так называемого среднего чека: 220000/200000 = 110%. Вообще замечательно.
Используя соотношение «Факт/План», мы формально предполагаем, что измерение результата в процентах начинается с естественной точки отсчета, равной нулю. В этом случае любой результат будет «засчитан в плюс». Так, если объем продаж по каким-то причинам составил не 39 тыс., а скажем, всего 5 тыс. рублей, то индекс KPI будет: 5000/39000 = 12,8%. Имеем невысокий, но все-таки положительный результат.
А почему отсчет результата должен начинаться именно с нуля? Потому что так устроена система исчисления? Есть ноль, значит, с него и будем начинать? Но это формальный подход, не учитывающий природу того или иного показателя. По такой логике можно подсчитать, например, «индекс температуры тела». Если по плану положено 36,6, а по факту имеем 24,0, то индекс KPI = 24/36,6 = 65%. Получается, что формально больной на 65% еще жив, хотя в действительности это уже не так. Нижняя критическая температура тела человека, как известно, составляет 25,0. Именно при этой температуре начинаются необратимые изменения в организме. Следовательно, значения показателя ниже этого уровня уже не имеют смысла и в зачет не идут.
В бизнесе для любого показателя деятельности также существует некоторый критический уровень, ниже которого опускаться просто нельзя. И, как ни странно, этот уровень далеко не всегда равен нулю. Например, для показателя «Выручка» критический уровень – это точка безубыточности бизнеса или чуть ниже ее, но, во всяком случае, это не ноль. Если выручка не дотягивает до критического уровня, предприятие покрывает свои расходы, но остается без средств к существованию и тихо умирает, хотя индекс KPI может показывать положительный результат.
Скажем, для нашего примера точка безубыточности может составлять 25 тыс., а по факту имеем 20 тыс. рублей. Тогда индекс KPI будет равен 20000/40000 = 50%. То есть, судя по индексу, «пациент скорее жив, чем мертв», хотя на самом деле он «скорее мертв, чем жив». Но ведь тогда и отсчет жизнеспособности надо начинать не с нуля, а с 25 тыс. рублей!
Аналогичные рассуждения возможны и для других показателей. Например, если предприятие берет кредит на приобретение текущих активов, то и рентабельность продаж от реализации этих самых активов должна быть никак не меньше, чем ставка кредитования. Иначе, мы снова уходим в минус, то есть в «мертвую зону». Тогда и отсчет результата для KPI «Коэффициент рентабельности продаж» должен начинаться не с 0%, а именно с указанного уровня.
По той же логике коэффициент рентабельности инвестиций (ROI) не может быть меньше, чем средневзвешенная стоимость капитала, иначе EVA будет отрицательной, а это уже совсем никуда не годится. Тогда и отсчет результата для ROI должен начинаться не с 0%, а с уровня, обеспечивающего положительную EVA.
Таким образом, для позитивных показателей считать индекс KPI в лоб по формуле «Факт/План» в общем случае некорректно, так как при этом мы игнорируем суть показателя. Как же тогда считать? Для этого формулу «Факт/План» можно скорректировать, добавив в нее заданный критический уровень, хуже которого значения показателя совершенно недопустимы. Назовем этот уровень базой. Тогда для расчета индекса KPI на величину базы надо уменьшить и числитель, и знаменатель этой формулы. Получаем: индекс KPI = (Факт – База) / (План – База) или, если считать в процентах, то:
Индекс KPI = (Факт – База) / (План – База) × 100%.
Если подсчитать индексы KPI по этой формуле, то мы увидим, что наличие базы снижает индексы тех показателей, по которым план не выполнен, и, напротив, повышает индексы тех показателей, по которым план перевыполнен. И это справедливо. База как бы дополнительно стимулирует к достижению более высоких значений показателей, то есть «штрафует» плохие результаты (ниже плана), и «премирует» хорошие результаты (выше плана).
Оценка негативных показателей
Как отмечалось выше, на практике часто для расчета индексов негативных показателей используется обратное соотношение:
Индекс KPI = План/Факт
Например, для показателя «Просроченная дебиторская задолженность» Индекс KPI = 100000 / 125000 × 100% = 80%. Уловить какую-то логику в подобных расчетах довольно сложно. Однако на практике используют еще один способ расчета индексов KPI для негативных показателей. Их считают по формуле:
Индекс KPI = (2 – Факт / План) × 100%
Здесь с логикой уже лучше. Так, в нашем примере для показателя «Просроченная дебиторская задолженность» план = 100 тыс. руб., а факт = 125 тыс. руб. Тогда индекс KPI = (2 – 125000/100000) × 100% = 75%. В данную формулу заложена зеркальная логика. Поскольку для позитивных показателей 75 от 100 составляет 75%, то и для негативных показателей 125 от 100 также должно составлять 75%. Почему? Потому что в обоих случаях разница между планом и фактом одинакова, то есть равна 25.
Тогда, чтобы подсчитать индекс KPI, надо из плана вычесть разницу между фактом и планом и разделить на план, то есть как бы преобразовать негативный показатель в симметричный ему позитивный показатель. В итоге несложных преобразований получаем итоговую формулу:
Индекс KPI = (План – (Факт – План)) / План × 100% = (2 – Факт / План) × 100%
Тогда, если факт = 0 (ведь такое возможно!), получаем индекс KPI = 200%. Если же факт = 2 × план (факт в два раза больше плана), то индекс KPI = 0%.
Оказывается, в данной формуле скрыто предположение, что точкой отсчета для негативных показателей является двойной план. А почему собственно? Почему не тройной и т.д.? Логика вновь исчезает и подменяется искусственным предположением, игнорирующим суть показателя.
А если реальный критический уровень показателя ниже, чем двойной план? Тогда можем получить аналогичное противоречие, описанное выше для позитивных показателей: значение показателя находится в мертвой зоне, а индекс KPI показывает, что у нас все хорошо (или почти хорошо). Например, уровень просроченной дебиторской задолженности 140 тыс. рублей может быть критическим и смертельным для предприятия, а индекс KPI, несмотря на это, будет равен 60%.
С другой стороны, если факт > 2 × план, то по данной формуле индекс KPI вообще будет отрицательным числом! Как же так? Ведь любой школьник знает, что проценты отрицательными не бывают. Отрицательной может быть лишь динамика показателей, выраженная в процентах. Но это совсем другой случай. Однако, на отрицательные индексы легко закрыть глаза, учитывая, что в случае факт > 2 × план, индекс KPI будет равен нулю. Тогда вновь приходим к неявному предположению о том, что точкой отсчета положительного результата для негативных показателей служит уровень 2 × план. Впрочем, странность этого предположения мы уже обсудили.
Выходит, что для негативных показателей формула: индекс KPI = (2 – Факт / План) × 100% также надумана и не выдерживает строгой критики. Что же делать? А делать ничего не надо. Для расчета индексов негативных показателей работает то же самое соотношение:
Индекс KPI = (Факт – База) / (План – База) × 100%
Общий индекс эффективности сотрудника
Таким образом, для расчета индексов KPI как позитивных, так и негативных показателей правильнее использовать соотношение, показанное на рисунке 3.
Если мы знаем индексы оценочных показателей, то затем вычисляем общий индекс эффективности (рейтинг) сотрудника, как средневзвешенную оценку всех индексов KPI с учетом их весов. При использовании данного подхода индексы KPI будут действительно показывать, на сколько процентов выполнена норма, для которой база является точкой отсчета результата. Тогда должна измениться и «Матрица KPI». В ней появляется еще один столбик, «База», и с учетом базы пересчитываются значения индексов KPI (рисунок 4).
В общем случае, по сравнению с предыдущим методом, различия в оценках индексов KPI могут быть существенными. Кроме того, наличие базы дает дополнительный ориентир сотруднику и лучшее понимание природы показателей. Но главное: индексы KPI теперь рассчитываются по адекватной методике без каких-либо надуманных и искусственных предположений.