если при абсолютно неэластичном спросе на какой либо товар произойдет снижение предложения
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: раскрыть понятие эластичности спроса и предложения.
Оглавление
2.1. Ценовая эластичность спроса. Показатели эластичности
Производителям следует иметь в виду, что реакция покупателей на изменение цен на разные товары неодинакова.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент.
где ΔQd – изменение объема спроса; Δp – изменение цены.
Если изменение цены вызывает существенное изменение объема спроса (т. е. процент изменения спроса больше процента изменения цены), то это – эластичный спрос (или товар эластичного спроса), ed>1.
Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:
2.2. Значение эластичности спроса для экономической политики фирм
Эластичность спроса имеет большое значение для ценовой политики фирм. Это хорошо иллюстрирует линейная функция спроса.
Эластичность линейной функции спроса изменяется от до 0.
Изменение эластичности спроса здесь объясняется следующим. Наклон линии спроса в данном случае постоянен. Следовательно, он не совсем точный показатель эластичности.
Представим формулу эластичности следующим образом:
— наклон линии спроса, он постоянен.
Таким образом, эластичность спроса зависит от соотношения P/Q.
Если двигаться вниз по линии спроса, то цена уменьшается, а величина спроса растет, т. е. ed уменьшается.
Если цена настолько велика, что Q=0, то ed=. Если же p=0, то и ed=0.
В середине линии спроса ed=1. Это легко можно доказать и алгебраически, и геометрически. Отметим лишь, что перпендикуляр, проведенный из точки, где ed=1, на ось абсцисс, делит расстояние 0d пополам.
Рис. 1. Связь между эластичностью спроса,
изменением цены и общей выручкой продавца
Изменяя цену на отрезках с разной эластичностью, фирма может сделать следующие выводы:
Линия MR расположена ниже кривой спроса, поскольку возрастающий объем продукции продается по все более низким ценам (ценам спроса). При ed=1, MR=0, затем TR падает, а MR принимает отрицательные значения.
Итак, при ed>1 фирме выгодно снижать цены, но невыгодно повышать. При ed>1 – наоборот: выгодно повышать цены и невыгодно их снижать.
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу
Если товары взаимозаменяемые, то повышение цены на товар b ведет к увеличению объема спроса на товар а, т. е. edа,b>0.
Если товары взаимно дополняют друг друга, то повышение цены на товар b ведет к уменьшению величины спроса на товар а, т. е. edа,b Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:
Спрос на малоценные товары с ростом доходов падает – edi 1. Если процент изменения величины спроса меньше процента изменения цены – спрос неэластичный, ed 1) снижение цены увеличивает выручку фирмы; повышение цены – уменьшает выручку, т. е. фирме выгодно снижать цену. При неэластичном спросе (ed Основная
Если при абсолютно неэластичном спросе на какой либо товар произойдет снижение предложения
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Виды эластичности:
1.) эластичность спроса по цене,
2.) эластичность спроса по доходу,
3.) п ерекрестную эластичность по цене 2х товаров.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
· Неэластичный спрос (E p (D) D ).
· ΔQ — изменение величины спроса;
· ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Факторы эластичности спроса
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:
· Н аличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
· В ременной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
· Д оля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
· С тепень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
· Р азнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
· В ажность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).
Факторы неэластичности спроса
Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
· Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если «выход из строя» или «обманутые ожидания» ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
· Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
· Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
· Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
· Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0 1), то о предметах роскоши.
Для товаров низкого качества, т.е. «относительно худших», эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
1 Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).
2 Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
3 Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
4 Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.
5 Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
6 Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
7 «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).
Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
Тема 6: Эластичность спроса и предложения
1. Товар можно отнести к нормальным товарам, если:
г) коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,5.
2. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса больше 0, то товары являются:
3. Ценовая эластичность вертикальной кривой спроса:
4. Если при абсолютно неэластичном предложении какого-либо товара произойдет снижение спроса, то равновесное количество данного товара:
г) останется неизменным, а цена понизится.
5. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:
а) росту расходов населения на жевательную резинку.
6. Эластичность спроса по доходу принимает положительные значения, если товары:
7. Если коэффициент перекрестной эластичности предложения меньше нуля, то товары Х и У:
Если предложение товара неэластично, то значение коэффициента эластичности:
9. Ценовая эластичность спроса на товар измеряет чувствительность величины спроса к изменению:
Базовая формула, по которой рассчитывается коэффициент прямой эластичности спроса по цене, это:
б) относительное изменение объема спроса / относительное изменение цены.
11. Общая выручка производителя уменьшается, если:
а) цена товара снижается при неэластичном спросе.
12. При эластичном спросе общий доход продавца возрастет, если:
а) цена данного товара уменьшится.
Если спрос на товар является эластичным, то коэффициент прямой эластичности спроса по цене:
14. Перекрестная эластичность спроса на товар измеряет чувствительность величины спроса к изменению:а) цен на взаимосвязанные товары.
Эластичность спроса по цене изменяется под влиянием такого фактора, как
г) наличие товаров-заменителей.
17. Если спрос на товар Х неэластичный, то снижение его цены на 10% приведет к:
г) увеличению объема спроса менее чем на 10%.
18. Если бы эластичность спроса на утюги была бы нулевой, это означало бы, что:
б) данное количество утюгов может быть продано по сколь высоким ценам.
19. Производитель товара Х снизил цену на свой товар на 5 %, в результате чего объем продаж вырос на 4 %. Спрос на товар Х является:
20. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене товара У имеет отрицательное значение (Е
Тема7 : Основы поведения фирмы.
1. В долгосрочном периоде все ресурсы рассматриваются, как:
Главная характеристика краткосрочного периода:
a) нельзя ввести в строй новые производственные мощности, но возможно повысить степень их использования.
3. Производственная функция показывает:
в) максимальное кол-во продукта, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов.
4. Принципиальное различие долгосрочного и краткосрочного периодов состоит в том, что:
г) все ответы верны.
5. Период времени, в течение которого производитель может изменить любой из факторов производства, называется:
а) долгосрочный период.
Что характеризует производственная функция?
б) зависимость объема выпуска от применяемых факторов производства при заданной технологии.
Какая из формул является производственной функцией?
8. Предельный продукт труда – это:
б) прибавка к выпуску, полученная за счет увеличения затрат труда на
9. Действие закона убывающей отдачи означает, что:
в) с увеличением переменного фактора производства средний продукт этого фактора увеличивается, достигая своего максимума, а затем снижается.
Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности изменения спроса на товар к изменению его цены. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент.
Математически эластичность спроса может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности (Ed):
где Ed – эластичность спроса по цене;
ΔР/Р – относительное (процентное) изменение цены; ΔQ/Q – относительное (процентное) изменение спроса.
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1 % объем продаж снижается на 2 %. В этом случае:
Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы в экономическом анализе знак «минус» опускается, т.е. берется абсолютное значение показателя.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на хлеб, соль, сахар, спрос на эти товары меняется незначительно.
Приведем варианты эластичности спроса.
1. Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше чем на 1 % на каждый процент снижения цены (сильная реакция), т.е. Ed > 1. Обычно эластичный спрос имеют предметы роскоши, например дорогие автомобили, одежда знаменитых модельеров и т.п. В случае роста цен на эти товары покупатели воздерживаются от покупок или переключаются на другие аналогичные товары.
2. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 % на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), т.е. Ed
Конфигурация кривых спроса с разной эластичностью представлена на рис. 13, 14.
Рассчитывая коэффициент Ed, следует решить еще одну проблему: какой из двух уровней цены и количества (начальный или конечный) использовать в качестве точки отсчета. Дело в том, что математические выражения показателя эластичности в этих случаях будут разными.
Во избежание неопределенности в расчетах обычно используют для анализируемого интервала средние значения цены и количества продукции, т.е. полусумму начального и конечного значений показателей. Эту формулу называют формулой средней точки:
Рис. 13 Виды эластичности спроса Рис. 14 Абсолютно эластичный и
абсолютно неэластичный спрос
Общие правила влияния эластичности спроса по цене на доход продавца (выручку от продажи) представлены в табл. 4.
Влияние эластичности спроса на выручку от продажи товара
Изменение цены | Эластичный спрос | Неэластичный спрос |
Рост | Доход снижается | Доход растет |
Снижение | Доход растет | Доход снижается |
Итак, основные правила эластичности спроса:
1) чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяемые и заменяющие товары позволяет всегда сделать выбор в пользу более дешевых;
2) чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Так, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги прачечной;
3) чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса. Например, повышение цен на зубную пасту, которая приобретается в относительно небольших количествах и затраты на нее невелики, не вызовет изменения спроса. В то же время повышение цен на основные продукты питания, расходы на которые в бюджете потребителей достаточно высоки, приведет к резкому снижению спроса;
4) чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Это ситуация дефицита. Поэтому фирмы-монополисты заинтересованы в создании дефицита на свой товар, так как это дает возможность повышать цену;
5) чем выше степень удовлетворенности потребностей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при значительном снижении цены.
6) спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется тем, что потребителю нужно время, чтобы отказаться от привычной ему продукции и перейти на новую.
Эластичность предложения по цене.Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены.
Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1 %. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es):
Р – цена предложенного товара;
Q – количество предложенного товара.
Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина предложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами.
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5 %, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10 %. В этом случае коэффициент эластичности: Es = 10 % / 5 % = 2
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низкая эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключить производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.
В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:
– если Es > 1, предложение эластично;
– если Es 1, доход с повышением цены растет быстрее, чем в случае с неэластичным предложением.
Следует иметь в виду, что эластичность предложения зависит от нескольких факторов:
– способности к длительному хранению и стоимости хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;
– особенностей производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены, либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным;
– временного фактора. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.
В чем отличие положения долгосрочного равновесия чистого конкурента от монополистического конкурента?
В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?
В каком случае достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе при регулировании государством монополии?
В каком случае монополист получает максимальную валовую выручку?
В краткосрочном периоде конкурентная фирма прекратит производство, если:
В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:
В краткосрочном периоде олигополия реагирует на изменение спроса:
В отличие от конкурентной фирмы монополист:
В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:
В случае ценовой дискриминации:
В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:
В точке максимума общего продукта:
В чем отличие положения долгосрочного равновесия чистого конкурента от монополистического конкурента?
В чем состоит основное преимущество монополистической конкуренции?
Величина предельной нормы технологического замещения показывает:
Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
Возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба) возникает тогда, когда:
График спроса на продукцию монополиста является:
Для нормальных товаров эффект дохода:
Для товаров низшего качества эффекты дохода и замещения:
Долгосрочное равновесие на рыках монополистической конкуренции означает что:
Допустим, что предложение товара Х абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар вырастет, то равновесная цена:
Если затраты обоих ресурсов увеличатся на 20%, а объем производства возрастет на 10%, то в этом случае имеется:
Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:
Если объем покупок равен объему продаж на совершенно конкурентном рынке, то можно заключить, что:
Если предельные издержки превышают средние издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то фирма:
Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:
Если при абсолютно неэластичном предложении какого-либо товара произойдет снижение спроса, то равновесное количество данного товара:
Если при абсолютно неэластичном спросе на какой-либо товар произойдет снижение предложения, то равновесная цена данного товара:
Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:
Если спрос на товар X неэластичный, то снижение его цены на 10% приведет к:
Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
Если у совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде предельные издержки равны средним переменным издержкам, при этом предельные издержки равны предельной выручке, то она:
Если цена продукции недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:
Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:
Закон спроса предполагает, что:
Закон убывающей отдачи в долгосрочном периоде:
Закон убывающей предельной полезности означает, что:
Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
Изокванта (кривая равного продукта) характеризует:
К постоянным издержкам фирмы относятся:
Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы:
Какие из перечисленных факторов обусловливают падающий характер кривой спроса?
Какое из выражений дает возможность вычислить среднюю прибыль?
Какое из следующих выражений представляет предельные издержки:
Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию “нормальная прибыль”:
Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
Какое из следующих утверждений характеризует положение долгосрочного равновесия?
Какое из следующих утверждений является неверным:
Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:
Какое соотношение между ценой и предельной выручкой существует в условиях олигополии и монополистической конкуренции?