если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенокВопрос: Салам, я из Филиппин. Я замужем за мусульманином. Хотела бы узнать, потому что мои родители тоже спрашивали меня об этом: имеет ли наш ребенок право выбирать, какую религию он хочет исповедовать? Должен ли он изучить обе наших религии, а затем выбрать, какой из них он хочет следовать, когда подрастет? Я католичка, а мой муж является мусульманином. Я достаточно, как говорят, объективна, я всего лишь желаю для моего ребенка наилучшего, как и многие другие матери. Я хотела бы знать, если у моего ребенка есть выбор, какой религии ему следовать. Огромное спасибо, и надеюсь на ваш скорейший ответ.

Ответ: Ассаляму алейкум!

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. В исламе одно из требований смешанного брака состоит в том, что мать имеет право следовать ее религии, но дети должны быть воспитаны мусульманами.

Можно понять ваше беспокойство как матери, вы, естественно, хотите того, что будет лучше для ваших детей.

Исламское воспитание не отменяет веры ваших детей в Христа и второе пришествие Иисуса, а, скорее, такое воспитание должно служить укреплению этих убеждений, ибо они являются основной частью исламского вероучения.

Также Ислам требует, чтобы дети были воспитаны, как мусульмане, для того чтобы избежать возможного напряжения.

Иногда детям очень трудно понять, почему их родители делают разные вещи. Это может не только стать источником напряженности и путаницы, но дети могут также чувствовать себя в ловушке трудной семейной ситуации.

Важно, чтобы обстановка в доме была спокойная, что позволит детям развиваться в максимально благоприятных условиях для их блага в жизни этой и следующей.

Ислам можно рассматривать как синтез всех предшествующих монотеистических религий. Это не означает, что вы не можете рассказать детям о вашем образе жизни и вашей религии, однако они все равно должны быть воспитаны по исламским принципам.

Уверены, если вы уделите некоторое время для изучения исламских принципов, вы увидите, что Ислам демонстрирует нам, что лучше для детей от зачатия и на протяжении всей их жизни. Дети, естественно, должны знать и о вашей религии.

Когда же они будут достаточно взрослыми, то они смогут сами выбрать, что им по душе.

Вы объективны с вашим мужем, и поэтому мы призываем вас исследовать исламские методы воспитания и исламскую систему убеждений.

Мы уверены, что вы увидите, что это действительно научит детей тому, как следует относиться к различиям в верованиях других людей, и как стать богобоязненными и праведными людьми, которые бы выступали за справедливость для всех людей независимо от их веры или цвета кожи.

Источник

Как выбрать религию ребёнку у которого родители исповедуют разные религии?

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Начну с того, что религия это какие то обряды и условности. А живая вера это нечто другое. Так вот человек либо верит в догмы, либо не верит. Тут не стоит вопрос о выборе, тут стоит вопрос о вере и доверии. А чтобы верить во что-то, нужно знать основы вероисповедания. Ну например: Иисус пришел на землю чтобы спасти всех людей и взять грехи каждого человека на Себя. Он умер за грехи всех людей (но мне более важно что Он умер лично за мои грехи). Через три дня Он воскрес и вознесся на небеса чтобы приготовить для меня место рядом с Ним. И после моей земной жизни Он встретит меня на небесах.

Вот это и есть основа веры.

Так что нужно знать основы вероисповедания.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

А может, дать ребёнку вырасти и выбрать самому? Вот чтоб не гнать его сразу с рождения в строй рабов божьих, а пусть сам выберет свой путь?

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

1)Пусть сам выбирает, когда подрастет.

2)Религия- один из аттрибутов этноса. Значит родители должны выбирать религию в зависимости от того, к какой национальности будет отнесен ребенок. Относить лучше по месту жительства или по национальности отца.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Положить перед ребёнком символы, не двух религий, а всех к какому потянется, та его.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Обычно в таких семьях больше таки придерживаются одной религии, одних обычаев. Иногда просто потому, что один из родителей мение активно исповедует свою, иногда потому что живут на територии, где доминирует одна из религий. И тогда и детям стоит прививать именно ту, к которой больше семья склоняется.

Ведь главное не какому богу молишся, а какие моральные принципы у тебя.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

На мой взгляд, нужно оставить право выбора ребенку, потому что это прежде всего личность! Он вырастет и решит, во что ему верить, и верить ли вообще.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Просто нужно рассказать ребёнку правду. Правда в Том, что Господь один. И надо ребёнку рассказать, что Бог отправил много пророков мир им. Среди них был Моисей, Авраам, Иисус, Мухаммад с.а.с.

Бог отправил нам Тору, Псалтырь, Евангелие, Коран.

Коран последнее послание. Чему должен следовать ребёнок?

Истине и покорности Богу.

Выбирая путь к Богу мы не должны ошибиться.

Путь этот. Это путь покорности Богу. Он Один.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Если у родителей разные религиозные взгляды, то будет правильнее учить понемногу и давать познания и в той и в другой религии, не давя делать выбор, пока не вырастет.

Подрастет сам определится что ему надо, по хорошему так надо вообще всем воспитывать детей, но мы с малолетства не даем право выбора, просто несем ребенка в храм.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Статья 57 Семейного кодекса РФ, закрепляет право ребенка выражать свое мнение по любым семейным вопросам. Обязателен учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, но только при условии что это не противоречит его интересам. Оценивать это «непротиворечие» будут органы опеки и суд.

Таким образом, полноценного права выбирать у ребенка нет, это можно делать только после достижения совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Эти сотовые телефоны в руках детей для матерей просто бяда, бяда, как говорил домовенок Кузя.

Вот не было их, и мамы были уверены, что их дитя в школе,сел за парту и получает образование.

а теперь с тревогой ждут: чего не звонил. что случилось? Воображение рисует маньяков, хулиганов и т.д.Ничего не случилось, не до этого ему.У нас в школе носить телефоны детям запрещают. Пусть на уроках и переменах делают то, что и должны делать: учиться и отдыхать(менять свое статическое положение, общаться), а не сидеть, уткнувшись в телефон.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Как быть ребенку если у родителей разные веры?

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенокКак быть ребенку если у родителей разные веры?

Разные веры у родителей всегда ставят ребенка перед выбором. Ответ на вопрос и сложный и простой. Простой, если такой брак еще не заключен. Христианин или христианка, для которых вера — главное в жизни, как бы сильно ни было его чувство, не станет соединять себя браком с человеком иных представлений о Боге и Церкви. «Брак есть таинство, в котором благословляется супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» (Православный катехизис). Конечно же, ни о каком единодушии, ни о создании малой Церкви в браке с иноверными речи быть не может. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в Православии.

К сожалению, мы имеем множество трагических примеров поспешных решений, основанных на страсти и влюбленности.

Более сложным вопрос представляется тогда, когда дело уже сделано. Союз двух людей существует, и в нарастающий поток проблем втягиваются дети. Ответ Церкви на это совершенно конкретен: православные могут сочетаться браком с инославными при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Я знаю пример, когда был заключен брак православного не только с инославной, но с мусульманкой, причем она была из королевской семьи одной из древнейших правящих династий Ближнего Востока. Дети их были воспитаны в Православии, несмотря на то, что жили за границей, и благословние Божие и поныне видимо почивает на этой семье и на их потомках.

Что касается вопроса о том, могут ли дети сами выбирать веру в сознательном возрасте, то на это можно ответить лишь то, что я бы никакому ребенку не пожелал, чтобы его ставили в ситуацию выбора между отцом и матерью, бабками и дедами, близкими с одной и с другой стороны.

Не случайно Церковь столь настороженно и скептически относится к подобным бракам, которые возможны только с благословения правящего архиерея. И это совсем не проявление жестокости или узости мышления. Это – многовековой опыт и искреннее желание удержать молодых людей от ошибок. Кстати, по статистике в США, например, разводов между межрелигиозными браками в три раза больше, чем при браках единоверцев. А дети, воспитываемые в двух, порой диаметрально противоположных, шкалах ценностей, не говоря уже о традициях и обычаях, неизбежно несут невосполнимые духовные потери.

Что касается христианина или христианки, решившихся вступить в такой брак, то их главной духовной задачей становится то, чтобы добрым нравом, исполнением заповедей Христовых, самоотвержением, любовью, смирением и терпением привести супруга и детей ко спасению во Христе и в Его Церкви, без которой спасения нет.

Источник

Какой веры должен быть ребенок у разных по вере супругов?

Создан брак между мусульманином и христианкой у них родился ребенок девочка.Как определиться с верой.Родители не хотят ждать пока она подрастет и сможет выбрать сама.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Вообще то перед тем как заключить брак нужно было договориться о вере между супругами. Если семья мужа мусульманская, они всегда хотят чтобы дети и внуки жили по их законам. Трудно жить, когда один из супругов одной веры другой противоположной. Если у вас в семье все хорошо, тогда так остро вопрос не стоит какой веры будет ребенок. Просто его нужно воспитывать в вере к Богу(Аллаху). А конкретно он все таки выбирать будет сам. Даже если вы сейчас будете его крестить или воспитывать по убеждениям другой веры, повзрослев он может отказаться от веры. Только в сознательном возрасте человек выбирает себе путь быть ему христианином или мусульманином. Воспитывайте в духе уважения к двум верам и одного Создателя.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

В первую очередь самим супругам уважать религиозные убеждения друг друга.Каждый пусть рассказывает ребенку основы своей веры,про различия.Эдакий круглый стол,в нравственном плане,ведь найдутся общие точки соприкосновения-помогать ближним,уважать старших и т.д. вот на этим и воспитывать.А в выбор религии предоставить ребенку,он хоть маленькая,но свободная личность.

если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Смотреть картинку если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Картинка про если родители разной веры какой веры должен быть ребенок. Фото если родители разной веры какой веры должен быть ребенок

Вообще это неправильно навязывать кому то свою веру.даже если это ваш ребёнок.

Смотря где ребёнку придётся жить.если например в России среди христиан то христианство.так ему будут намного проще освоится в социуме.а вообще лучше подождать пока ребёнок не подрастёт и сделает выбор сам.

Источник

О смешанных браках

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Баш­ки­ров

Меня давно про­сили рас­ска­зать о сме­шан­ных браках и об отно­ше­нии к ним Церкви.

И вот тогда, неожи­данно для самих супру­гов, ока­зы­ва­ется, что рели­гия мужа имеет свое учение, а вера жены совсем другая. Иногда у обоих воз­ни­кает «рели­ги­оз­ный пат­ри­о­тизм» и жела­ние непре­менно вовлечь спут­ника жизни в свою общину, а глав­ное, вос­пи­тать детей только в своей вере. Пара­докс тут в том, что может воз­ник­нуть кон­фликт, и глав­ное там, где его не должно было бы быть – на рели­ги­оз­ной почве.

Так было и на Руси прак­ти­че­ски до начала 18 века. Допус­ка­лись лишь редкие исклю­че­ния. Но вот гря­нули пет­ров­ские реформы, стали появ­ляться массы ино­стран­цев, и уже к 20 годам про­блема сме­шан­ных браков стала настолько острой, что ей при­шлось заняться Синоду Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. И его уже самые первые реше­ния были нетра­ди­ци­он­ными и очень сво­бод­ными.

В 1721 году был опуб­ли­ко­ван указ (от 23 июня), раз­ре­ша­ю­щий выслан­ным в Сибирь швед­ским плен­ни­кам – про­те­стан­там жениться на пра­во­слав­ных рус­ских без пере­мены своей веры. Им запре­ща­лось только совра­щать жену в свою веру и пред­пи­сы­ва­лось вос­пи­ты­вать детей в пра­во­сла­вии. А в авгу­сте того же года Синод издал посла­ние, в кото­ром гово­ри­лось, что «брак вер­ного мужа с женою ино­вер­ною не есть сам по себе нечист или бого­мер­зок», и что, если тако­вой и запре­ща­ется цер­ков­ными пра­ви­лами, то не без­условно, «аки бы сам собою был он без­за­кон­ный, но только из опа­се­ния «дабы верное лицо не совра­ти­лося к зло­ве­рию невер­ного или ино­вер­ного своего подру­жия».

Труд­ней было с бра­ками пра­во­слав­ных хри­стиан с нехри­сти­а­нами, кото­рых в Рос­сий­ской импе­рии жило немало. Такой брак просто запре­щался. А вот с бра­ками между самими нехри­сти­а­нами дело обсто­яло по-иному. Если один из супру­гов кре­стился, то он мог пре­бы­вать, как тогда гово­рили, в еди­но­брач­ном сожи­тель­стве и с некре­ще­ной женой, если их брак был заклю­чен еще до его кре­ще­ния. Такой брак оста­вался в силе и не тре­бо­вал под­твер­жде­ния по пра­ви­лам пра­во­слав­ной Церкви.

Если же ново­кре­щен­ный имел несколько жен, то после кре­ще­ния он должен был выбрать из них одну, с кото­рой поже­лает жить, и «тогда их брак бла­го­слов­ля­ется по цер­ков­ному чину»

В общем, эта прак­тика при­зна­ется нашей Цер­ко­вью и сейчас. Вот как гово­рится об этом в при­ня­той в 2000 году «Соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»:

При­ме­ча­ния

1 Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к сме­шан­ным бракам имеет две сто­роны: Кано­ни­че­ская и прак­ти­че­ская.
Кано­ни­че­ское право, вос­хо­дя­щее к эпохе Все­лен­ских собо­ров (4–8 вв.), тре­бует при­над­леж­но­сти обоих супру­гов к Пра­во­слав­ной Церкви:
«…К 7‑му веку в Пра­во­слав­ной Церкви повсе­местно сло­жи­лась особая кано­ни­че­ская дис­ци­плина о сме­шан­ных браках, четко сфор­му­ли­ро­ван­ная 72 кано­ном на 6‑м Все­лен­ском соборе (691). Осно­ва­нием для её опре­де­ле­ния послу­жили тексты Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Завета об отно­ше­нии к сме­шан­ным бракам, а также соот­вет­ству­ю­щее зако­но­да­тель­ство собо­ров древ­ней Церкви… Согласно этому…документу сло­жи­лась сле­ду­ю­щая кано­ни­че­ская прак­тика Пра­во­слав­ной Церкви отно­си­тельно сме­шан­ных браков:
— браки пра­во­слав­ных хри­стиан с лицами, не при­над­ле­жа­щими к Церкви, строго вос­пре­щены;
— допус­ка­ется пре­бы­ва­ние пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина в брач­ном союзе с ино­вер­цем лишь в том случае, если этот брак был заклю­чен, когда оба супруга нахо­ди­лись вне Пра­во­слав­ной Церкви (1. Кор. 7, 13, 14, 16–17);
— дети, родив­ши­еся от такого сме­шан­ного брака, должны быть кре­щены и вос­пи­таны в пра­во­слав­ной вере;
— в случае, если ино­вер­ный супруг не поже­лает более оста­ваться в браке с обра­щен­ной в пра­во­ве­рие супру­же­ской поло­ви­ной, брак рас­па­да­ется, и пра­во­слав­ной поло­вине раз­ре­ша­ется всту­пать в новый брак с пра­во­слав­ным лицом;
— пра­во­слав­ному раз­ре­ша­ется всту­пать в брач­ное сожи­тель­ство с ино­вер­ной сто­ро­ной лишь в том случае, если она обе­щает при­нять пра­во­сла­вие и тотчас испол­нит это обе­ща­ние» (Боло­хов­ский Н. Совре­мен­ная прак­тика сме­шан­ных браков в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.//Европейский Гума­ни­тар­ный Уни­вер­си­тет. Учение записки. Выпуск 2. Сбор­ник науч­ных статей факуль­тета тео­ло­гии. Минск, 2004. С. 84–85).

Однако и Пра­во­слав­ная Цер­ковь, и Като­ли­че­ская цер­ковь пре­ду­пре­ждают о раз­но­мыс­лии, как об опас­но­сти, кото­рая может подо­рвать такой брак:
Общ­ность веры супру­гов, явля­ю­щихся чле­нами тела Хри­стова, состав­ляет важ­ней­шее усло­вие под­линно хри­сти­ан­ского и цер­ков­ного брака. Только единая в вере семья может стать домаш­ней Цер­ко­вью ( Рим. 16:4 ; Флм. 1:2 ), в кото­рой муж и жена сов­местно с детьми воз­рас­тают в духов­ном совер­шен­ство­ва­нии и позна­нии Бога. Отсут­ствие еди­но­мыс­лия пред­став­ляет серьез­ную угрозу целост­но­сти супру­же­ского союза. Именно поэтому Цер­ковь счи­тает своим долгом при­звать веру­ю­щих всту­пать в брак только в Гос­поде (1. Кор. 7, 39), то есть с теми, кто раз­де­ляет их хри­сти­ан­ские убеж­де­ния. (Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 2001 г. С. 73).

А в като­ли­че­ском кате­хи­зисе об этой про­блеме гово­рится так:
«№1634… Нельзя недо­оце­ни­вать труд­но­сти сме­шан­ных браков. Их при­чина – в раз­де­ле­нии хри­стиан, кото­рое еще не пре­одо­лено. Супруги рискуют на опыте испы­тать тра­ге­дию хри­сти­ан­ского раз­де­ле­ния в сердце их соб­ствен­ного дома. Аера­вен­ство веро­ис­по­ве­да­ний усу­губ­ляет эти труд­но­сти еще больше. Раз­но­сти в вере и в пред­став­ле­ниях о браке, раз­ли­чия в рели­ги­оз­ном созна­нии могут стать источ­ни­ком серьез­ной напря­жен­но­сти в браке, осо­бенно в вопросе вос­пи­та­ния детей. А отсюда может воз­ник­нуть опас­ность рели­ги­оз­ного без­раз­ли­чия» (Mixed marriages and disparity of cult.//Cathechism of the Catholic Church. New-York – London-Toronto-Sydney – Auckland, 1995. P. 455).

2 «…В насто­я­щее время, – отме­чал про­то­и­е­рей С. Щукин, – моло­дежь настолько зара­жена рав­но­ду­шием к цер­ков­ным пред­пи­са­ниям, что для моло­дых супру­гов эти «мелкие» раз­ли­чия кажутся не могу­щими поме­шать их любви и «вза­им­ному ува­же­нию» к вере дру­гого». Воз­можно, что в первые месяцы и годы брака веро­ис­по­вед­ные рас­хож­де­ния будут мало ощу­щаться. Но чем дальше будет идти время, чем более будут опре­де­ляться харак­теры и убеж­де­ния супру­гов, тем труд­нее им будет осу­ществ­лять свое внут­рен­нее един­ство.
Их рели­ги­оз­ная жизнь, не зани­мав­шая много места в моло­до­сти, с годами обычно уси­ли­ва­ется, и тогда рели­ги­оз­ное раз­но­мыс­лие мужа и жены будет ощу­щаться более болез­ненно. Их внут­рен­няя духов­ная жизнь будет всё более и более обособ­ляться, пока каждый их них не почув­ствует, что дороги их разо­шлись в самом глав­ном» (Щукин С., про­то­и­е­рей. О браках с ино­слав­ными. //Православное обо­зре­ние. №38. Мон­ре­аль, 1959. С. 5).
Многое зави­сит еще и от того, как моло­дые люди под­хо­дят к выбору неве­сты или жениха. К сожа­ле­нию, чаще всего – это внеш­ние каче­ства, кра­сота, при­вле­ка­тель­ность, но отнюдь не внут­рен­ние досто­ин­ства. Об обман­чи­во­сти этих моти­вов пре­ду­пре­ждал еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«…Не отвра­щайся… от жены по при­чине её непри­вле­ка­тель­но­сти. Послу­шай что гово­рит Писа­ние: «Мала пчела между лета­ю­щими, но плод её – лучший из сла­стей» ( Сир. 11:3 ). она Божие созда­ние: не её ты пори­ца­ешь, но Того, кто создал её. Чем вино­вата жена?
Не хвали её и за кра­соту. Раз­врат­ным душам свой­ственна такая похвала и такая нена­висть, да и самая страст­ная любовь. Телес­ная кра­сота про­из­во­дит вели­кую наг­лость и много нера­зум­ного; она воз­буж­дает рев­ность и нередко застав­ляет подо­зре­вать тебя в гнус­ных поступ­ках. Но она, ска­жешь, достав­ляет удо­воль­ствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от при­вычки диво это скоро теряет свою пре­лесть. А то, что вслед­ствие кра­соты бывает дур­ного, оста­ется навсе­гда: ослеп­ле­ние, безу­мие, высокомерие…А если при­клю­чится болезнь, то тотчас всё уле­тает.
Будем же искать в жене бла­го­ра­зу­мия, уме­рен­но­сти, кро­то­сти: таковы при­знаки истин­ной кра­соты, а телес­ной кра­соты не будем искать и не станем уко­рять её за то, что от неё не зави­сит, или лучше, и вовсе не станем уко­рять, потому что это свой­ственно дер­зо­сти, не будем огор­чаться и него­до­вать.
Или не видите, сколько таких, кото­рые жили и с кра­си­выми женами, но бед­ственно окон­чили свою жизнь; напро­тив, сколько таких, кото­рые имели жен не очень бла­го­об­раз­ных, но в полном бла­го­по­лу­чии дожили до глу­бо­кой старости…Не станем искать денег, ни внеш­него бла­го­род­ства, но бла­го­род­ства душев­ного. Пусть никто не думает раз­бо­га­теть через жену, постыдно и позорно такое богат­ство…» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на посла­ние к Ефе­ся­нам. Беседа 20 (№2, 3). Тво­ре­ния. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 169, 170).
«Посто­янно при­хо­дится наблю­дать браки, – пишет Пер­во­и­е­рарх Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей Мит­ро­по­лит Фила­рет († 1985), – как браки заклю­ча­ются теперь не по серьез­ному, глу­бо­кому, про­ве­рен­ному чув­ству любви, – а по «влюб­лен­но­сти» – чув­ству не серьез­ному, не глу­бо­кому, и в нрав­ствен­ном отно­ше­нии – очень не невы­со­кому. Часто содер­жа­нием такой влюб­лен­но­сти явля­ется – увы – в сущ­но­сти, – только живот­ная похоть, только «вол­не­ние крови моло­дой» ( а иногда и не моло­дой, да грязно – бур­ли­вой…).
И вместе с тем, в таких «браках» в пред­брач­ную пору посто­янно наблю­да­ется фальшь и само­при­кра­ши­ва­ние и тела и души, лице­мер­ное жела­ние не быть, а казаться лучше и красивее…Но ведь жизнь можно стро­ить только на правде, на лжи она усто­ять не может. И отсюда – столь частое разо­ча­ро­ва­ние супру­гов друг в друге, и – без­об­раз­ная прак­тика раз­во­дов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти «влюб­лен­но­сти» посто­янно раз­ре­ша­ются в «граж­дан­ские браки», т. е. неза­кон­ные связи, систе­ма­ти­че­ские посто­ян­ные нару­ше­ния 7‑й запо­веди, за кото­рые Цер­ковь отлу­чает от при­ня­тия Святых Таин. А окан­чи­ва­ется всё это сплошь и рядом тра­ги­че­ски – не только ссо­рами, но и пре­ступ­ле­ни­ями, убий­ством и само убий­ством…
Хри­сти­ан­ский брак есть живая жизнь двух в еди­не­нии. И с годами супру­же­ская любовь в нем только уси­ли­ва­ется, ста­но­вится глубже, оду­хо­тво­рен­нее. Конечно, и в хри­сти­ан­стве в эту супру­же­скую любовь, как извест­ное сла­га­е­мое, входит любовь страст­ная, свя­зан­ная со свой­ствен­ной каж­дому чело­веку есте­ствен­ной поло­вой склон­но­стью и чисто телес­ным вле­че­нием, тяго­те­нием к дру­гому полу. Но в истинно хри­сти­ан­ском браке такая любовь стра­сти в при­вя­зан­но­сти супру­гов входит, как мы ска­зали, только – как сла­га­е­мое, и нико­гда не имеет такого зна­че­ния и силы, как в нехри­сти­ан­ских брач­ных союзах» (Фила­рет, мит­ро­по­лит. Кон­спект по Закону Божию. По книге «Хри­сти­ан­ская жизнь» про­то­и­е­рея Н. Воз­не­сен­ского. Рок­ленд, 1989. С. 64).

3 Так счи­тает и извест­ный бого­слов про­то­и­е­рей Иоанн Мей­ен­дорф († 2004), кото­рый видит боль­шие труд­но­сти сме­шан­ного брака в невоз­мож­но­сти евха­ри­сти­че­ского един­ства супру­гов:
«…Без­условно, и не при­над­лежа к одной Церкви, можно насла­ждаться друж­бой, раз­де­лять инте­ресы друг друга, ощу­щать истин­ное еди­не­ние и «пре­бы­вать в любви» друг к другу. Но весь вопрос в том, можно ли все эти чело­ве­че­ские отно­ше­ния изме­нить и пре­об­ра­зить в реаль­ность Цар­ствия Божия, если отно­ше­ния эти не обо­га­щены опытом при­над­леж­но­сти к Цар­ству, если они не скреп­лены одной верой. Можно ли стать «единым телом во Христе без сов­мест­ного при­ча­ще­ния Его евха­ри­сти­че­ского Тела и Крови? Может ли брач­ная пара войти в таин­ство брака, – таин­ство, отно­ся­ще­еся «ко Христу и Церкви», – не участ­вуя в таин­стве Боже­ствен­ной Литур­гии?…».
Но он же сам при­знает, что такое еди­не­ние и в пра­во­слав­ной среде, к сожа­ле­нию, не частое явле­ние:
«…На деле неко­то­рые сме­шан­ные браки ока­зы­ва­ются проч­нее и счаст­ли­вее, чем браки пра­во­слав­ных, кото­рые нико­гда не слы­хали об истин­ном зна­че­нии хри­сти­ан­ского брака и не при­ни­мали на себя ника­кой хри­сти­ан­ской ответ­ствен­но­сти перед Богом» (Иоанн, Мей­ен­дорф, про­то­и­е­рей. Сме­шан­ные браки.//. Брак в Пра­во­сла­вии. //Сборник: Соло­вьев В. Смысл любви. //Тро­иц­кий С. Хри­сти­ан­ская фило­со­фия брака.//Протоиерей Иоанн Мей­ен­дорф. Брак в Пра­во­сла­вии. М., 1995 С. 242).
Кри­ти­че­ски и даже резко отри­ца­тельно к сме­шан­ным бракам отно­сятся и неко­то­рые гре­че­ские бого­словы:
«Совре­мен­ный гре­че­ский бого­слов Пана­гио­тис Блюмис, про­фес­сор кано­ни­че­ского права в Уни­вер­си­тете Афин, под­чер­ки­вает, что древ­няя прак­тика Церкви, осно­ван­ная на суще­ству­ю­щих кано­нах, не раз­ре­шает заклю­чать сме­шан­ные браки. Ситу­а­ция изме­ни­лась после обра­зо­ва­ния ино­вер­че­ских общин, в зна­чи­тель­ной мере род­ствен­ных пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству. Из прак­ти­че­ских сооб­ра­же­ний было начато при­ме­не­нии цер­ков­ной ико­но­мии (домо­стро­и­тель­ства – В. Б) также и в этой обла­сти и раз­ре­шено заклю­чать сме­шан­ные браки, при усло­вии, что таин­ство брака будет совер­шено в церкви, а дети – кре­щены в Пра­во­сла­вии.
Гре­че­ские бого­словы счи­тают, что таин­ство брака, совер­шен­ное в ино­вер­че­ской церкви, хотя бы, напри­мер, в Римско-като­ли­че­ской, должно быть совер­шено заново в Пра­во­слав­ной Церкви. Иначе такой союз счи­та­ется недействительным…В этом вопросе наблю­да­ется полное согла­сие всех пра­во­слав­ных церк­вей. К сожа­ле­нию, на местах это тре­бо­ва­ние испол­ня­ется не всегда» (Гав­риил (Крань­чук). Морально-прак­ти­че­ские задачи супружества.//Афонское при­но­ше­ние совре­мен­ной пра­во­слав­ной духов­но­сти. Калуга, 2000. С. 171).

5 «По трак­тату 1768 г. фев­раля 12–24 (Полный Свод Зако­нов. №12071), в кото­ром (арти­кул II, статья 10) поста­нов­лено сле­ду­ю­щее: «Дети, от разной веры роди­те­лей рож­да­ю­щи­еся, сыно­вья в отцо­вой, а дочери в матер­ней вере вос­пи­ты­ваны быть должны, выклю­чая дого­вор для дво­рян­ства, если бы како­вой чрез кон­тракт брач­ный, пред сва­дьбою заклю­чен­ный, состо­яться имел»… Что же каса­ется слу­чаев, в кото­рых один пол детей по преж­нему пра­вилу должен был быть вос­пи­тан в гос­под­ству­ю­щем веро­ис­по­ве­да­нии непре­менно, а другой может, по воле ино­вер­ных роди­те­лей, быть или вос­пи­тан в их веро­ис­по­ве­да­нии, или, по их согла­сию при­со­еди­нен, к гос­под­ству­ю­щему, то в сих слу­чаях Свя­тей­ший Синод предо­став­ляет пра­во­слав­ному духо­вен­ству силою убеж­де­ния дости­гать того, чтобы все дети вос­пи­ты­ва­емы были в пра­во­сла­вии (при­ме­ча­ния к 67 статье)» (Пра­во­слав­ная бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия. Изда­ние под редак­цией А. П. Лопу­хина. Т. 2. Пет­ро­град, 1901 г. С. 1051).

6 «Из 68 статьи 1 части X тома Свода Зако­нов сле­дует, что, с одной сто­роны, корен­ные жители Фин­лян­дии про­те­стант­ского испо­ве­да­ния, повен­чав­ши­еся вне пре­де­лов Фин­лян­дии, с пра­во­слав­ными жен­щи­нами, теряют право на кре­ще­ние и вос­пи­та­ние своих детей в про­те­стант­ской вере, а обя­заны кре­стить и вос­пи­ты­вать их по пра­ви­лам Пра­во­слав­ной Церкви; с другой сто­роны, те же корен­ные жители Фин­лян­дии про­те­стант­ского веро­ис­по­ве­да­ния, повен­чав­ши­еся в пре­де­лах Фин­лян­дии с жен­щи­нами пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния, сохра­няют за собою право, если поже­лают, на кре­ще­ние и вос­пи­та­ние своих детей в про­те­стант­ской вере и в том случае, если эти дети будут рож­дены во время про­жи­ва­ния их роди­те­лей вне пре­де­лов Фин­лян­дии…» (Бул­га­ков С. В. Раз­ли­чие испо­ве­да­ний лиц бра­чу­ю­щихся. Настоль­ная книга для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. Т. 2. М., 1993. С. 1207).

8 Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Указ. соч. С. 74.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *