естествознание в каком классе изучают
Естествознание в школе
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Естествознание в школе» в других словарях:
Естествознание — Развитие греч. Е. от ионийской натурфилософии до эллинистич. науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период застоя, продолжавшийся до Возрождения. Возникновение науки знаменуется преодолением наивных мифологич.… … Словарь античности
ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия
ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — периодич. издания, посвящённые проблемам воспитания, обучения и образования. Совр. Ж. п. можно классифицировать: по издателю правительственные, науч. учреждений, общественные, частных лиц; по проблематике общепедагогические, методические, науч.… … Российская педагогическая энциклопедия
Журналы педагогические — В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… … Педагогический терминологический словарь
Вагнер, Владимир Александрович — русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в… … Большая биографическая энциклопедия
Вагнер, Владимир Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер (фамилия). Вагнер Владимир Александрович Российский зоолог и зоопсихолог, доктор зоологии, профессор Дата рождения … Википедия
Верзилин, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верзилин. Николай Михайлович Верзилин Дата рождения: 8 (21) января 1903(1903 01 21 … Википедия
ОБОДОВСКИЙ — Александр Григорьевич [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин … Российская педагогическая энциклопедия
ОБОДОВСКИЙ Александр Григорьевич — [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин т. В 1816 вместе с др … Российская педагогическая энциклопедия
Естествознание в каком классе изучают
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
Естествознание как учебный предмет в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Естествознание как учебный предмет впервые был введён в русскую образовательную школу в 1786 году усилиями М.В. Ломоносова.
главные (5 лет) малые (2 года)
география физика естественная история (IV кл.)
Автор первого учебника – Зуев Василий Фёдорович. Книга «Начертания естественной истории» состояла из 3 частей:
— «Ископаемое царство»: о неживой природе – земли, камни, соли, металлы;
— «Прозябаемое царство»: о жизни и строении растений;
— «Животное царство»: о жизни и строении животных.
Учебник просуществовал около четверти века.
В 1804 году преподавание естествознания было расширено. Предмет стал изучаться со второго класса. Были разнообразны и методы: экскурсии, наглядность, чтение статей.
В 1828 году преподавание прекратилось на четверть века (в связи с восстанием декабристов). Возобновилось преподавание в 1852 году уже с первого класса.
Выдающимся методистом в это время (1877 год) стал Герд Александр Яковлевич. Он считал, что необходим комплексный подход к изучению природы в течение 2 лет (во II – III классах). При этом преподавание естествознания практически было сведено к нулю. Лишь в 1901 – 1902годах в школы России была введена программа природоведения, рассчитанная на 3 года обучения: I класс – неживая природа, II класс – растения, III класс – животные и человек.
Известными в этот период стали педагоги Никонов Л.Н., Ягодовский К.П., Райков Б.Е., Половцев В.В.
В советский период развития образования систематически построенные курсы естествознания были уничтожены. Созданы комплексные программы с производственным уклоном. Отдельные часы на изучение природоведения с 1923 по 1931годы не выделялись.
В 1933году были утверждены стабильные учебники. В 1940году природоведение как отдельный предмет в начальной школе отменён. Естествоведческий материал изучался в рамках уроков по родному языку. В 1950 году программа естествознания сокращена, но выделена в отдельный предмет. Известные педагоги – Скаткин М.Н., Завитаев П.А., Перроте А.А., Павлович С.А., Валерьянова Е.А., Половинкин А.А.
В 60 – егоды выходят «Дневники наблюдений» Валерьяновой Е.А. Исследовательский метод в преподавании естествознания забыт, хотя в методике преподавания естествознанияв конце 60 – х годов ведутся интенсивные научные исследования.
К началу 70 – х годов выделились 2 методические группы учёных: московская и свердловская. В Москве больший акцент был сделан на II класс, а в Свердловске – на III класс. Подготовлены конкурсные учебники Горощенко В.П., Клепининой З.А., Мельчаковым Л.Ф. По результатам эксперимента к 1974 – 75 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для III класса (автор – Мельчаков Леонид Фёдорович). К 1975 – 76 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для II класса (автор – Клепинина Зоя Александровна). Кроме того, были выпущены новые дневники наблюдений Аквилевой Г.Н. и Клепининой З.А.
С 80 – хгодов проводились исследования по переходу на 4 – летнее начальное образование. В практике преподавания естествознания утвердились два учебных предмета – «Ознакомление с окружающим миром» в I, II классах и «Природоведение» в III, IV классах.
В 90 – егоды школа из авторитарной постепенно становится на принципы гуманизации. В качестве государственных утвердились три системы:
— традиционная (включает в себя 5 УМК);
— система общего развития младшего школьника Л.В.Занкова;
— система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Таким образом, всё, что изучает теория и методика естествознания, находит отражение в образовательных системах (УМК):
1. формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий;
2. формирование интереса к чтению дополнительной литературы;
3. теорию и методику экологического образования;
4. формирование санитарно-гигиенической культуры, умений и навыков охраны и укрепления здоровья.
Задачи изучения естествознания в начальной школе.
Подходы к определению цели изучения естествознания в начальной школе различны. Так, Петросова Р.А. считает важным «…формирование у учащихся широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений».[6, с.17] Аквилева Г.Н. указывает, что основной целью изучения естествознания является «общее и специфическое развитие личности школьника».[4, с.71]
Учитель начальной школы в своей работе, в первую очередь, должен руководствоваться нормативными документами. ФГОС начального общего образования определяет цели обучения следующим образом.
Основные задачи обучения естествознанию.
1. Формирование и развитие элементарных представлений и понятий об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи её компонентов.
2. Воспитание положительных личностных качеств: наблюдательности, любознательности, творческих способностей, эмоций, нравственных качеств и др.
3. Совершенствование (развитие) познавательных процессов: речи, мышления и др.
4. Формирование практических умений и навыков: санитарно-гигиенических, экологических, навыков ухода за растениями и животными и т.д.
Курс «Естествознание» в старших классах
Зачем естествознание старшеклассникам?
В школу вводится профильное обучение, а естественнонаучные предметы не являются основными для большинства профилей. Крайне сложно в таких условиях преподавать в старших классах биологию, физику и химию, о неэффективности одночасового школьного курса не говорил только ленивый. Некоторым школам удается отводить на данные предметы по два часа, однако базовые курсы все же не дают шансов изучить важные темы достаточно глубоко.
Введение естествознания позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом эффективное и увлекательное преподавание предмета (3 часа в неделю). По естествознанию не предусмотрена сдача ЕГЭ, что открывает преподавателю определенную свободу действий, возможность организовать интегрированное обучение. На сегодняшний день есть два подхода к структурированию и определению содержания курса:
Объединение трех автономных образовательных областей в один предмет.
Синтез полученных в основной школе знаний и их развитие в старшей школе в ЕНКМ (естественнонаучную картину мира).
Формирование у учеников естественнонаучных представлений о мире специалисты называют одной из ключевых задач курса. Несмотря на хорошее советское образование, в головах многих людей в наше время господствуют абсолютно антинаучные идеи, вплоть до плоской формы Земли. Очевидно, что есть необходимость не просто передавать ученикам знания, связанные с физикой, химией, биологией — нужно объединять эти знания в общую систему, демонстрировать их практическое значение.
Особенности введения курса «Естествознание» в старших классах
С введением в школе естествознания выстраивается преемственность между средней школой и высшим образованием, поскольку в ВУЗах гуманитарного профиля курс «Естественнонаучная картина мира» является обязательным.
В ряде зарубежных стран накоплен опыт изучения естествознания в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.
Аргументы «против» (то, что «тормозит» введение предмета в школьный курс):
Педагогические ВУЗы пока не готовят учителей для ведения естествознания, а курсы повышения квалификации не решают проблему полноценной подготовки педагогов.
Ограниченное число учебников по естествознанию в ФП лишает учителя возможности выбора, что противоречит закону «Об образовании».
Скоропалительное введение курса естествознания приведет к уменьшению учебной нагрузки учителей химии, физики и биологии, что повлияет на размер заработной платы.
Преимущества УМК «Естествознание» Олега Габриеляна
Корпорация «Российский учебник» представляет две линии по предмету «Естествознание» для старших классов: авторства О.С. Габриеляна и авторства С.А. Титова. Рассмотрим подробнее одну из них.
Принципы построения курса О.С. Габриеляна:
Формирование естественнонаучной картины мира.
Современное состояние естествознания.
Эксперимент и проектная деятельность.
Доли предметов в содержании курса распределились следующим образом: биология и экология — 30%, химия — 22%, физика и астрономия — 22%, физическая и экономическая география — 14%, история — 3%, МХК— 5%, родная литература и язык — 4%. УМК включает учебники, ЭФУ, сборник рабочих программ, книгу для учителя, рабочие тетради. Учебник 10 класса состоит из разделов «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». Учебник 11 класса: «Микромир. Атомы. Вещества. Реакции», «Человек и его здоровье», «Естествознание на службе человека». В параграфах помимо прочего разбираются современные разработки: большой адронный коллайдер, биотехнологии, генномодифицированная продукция, нанотехнологии и т.д. Каждый учебный блок включает практические работы. Курс ничем не уступает привычным предметам на базовом уровне, однако позволяет преподавателю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.
Для работы по представленному УМК вы можете воспользоваться бесплатной методической помощью (необходима регистрация на сайте):
Апробировать электронные формы учебников «Естествознание. 10 класс» и «Естествознание. 11 класс» вы можете через сервис LECTA, воспользовавшись предложением «5 учебников бесплатно».
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.
Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.
Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.
Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.
Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.
Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.
Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.
Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)
Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.
Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.
Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.
Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.
С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:
Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.
Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.
О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?
Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.
2. Обоснованность и доказательность.
5. Отсутствие фактора субъективности.
7. Ориентированность на практическое применение.
Правильный ответ: 8. Исследуемость.
Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования
- естественный отбор действует эффективнее в каких условиях
- естествознание это какие предметы