еврейские приметы и суеверия
Плохие приметы у евреев
— Слушай, христопродавец, а евреи верят в плохие приметы?
— Без этого у евреев никуда, кукла Лена. Понятное дело, перейдя из иудаизма в христианскую культуру, все эти приметы моментально стали хорошими.
К примеру, во всем мире любят радугу. У евреев же радуга считается плохим предзнаменованием. В Торе говорится, что после потопа Бог показал Ною радугу в знак того, что потоп больше никогда не повторится. А так хотелось бы!
Или число 13. У евреев это число считается счастливым. Понятное дело, христиане не ждут от него ничего хорошего.
А еще случайно надеть одежду наизнанку. Евреи ссчитают это хорошей приметой. Христиане же видят в этом верное предзнаменование того, что тебя сегодня побьют.
— А исключения из этого правила бывают?
— Бывают. К примеру, евреи считают, что если оставить пустой сосуд на столе, к примеру бутылку — то это приведет к бедности. И также считает все пьющее человечество.
А еще еврей в помещении должен всегда находится с покрытой головой. А христианин наоборот, в помещении должен снимать головной убор.
А почему ты об этом спрашиваешь, кукла Лена?
— Да старая коммунистка говорит, что сирийская армия и весь сирийский народ достиг славной победы на поли брани, сбив российский самолет-разведчик ИЛ-20. Потому что РФ обвинила в крушении самолета Израиль. А это верная примета того, что за вас (см. картинку над текстом), наконец, возьмутся.
— Я рад, что старая коммунистка обратила свой пытливый взор и на эту тему.
— А этот жидо-масон еще и шутит, посмотрите на него! Нашел повод для смеxyёчков — совершили они красивое политическое самоубийство… Ну а мне чего-то боязно стало. Что я теперь без тебя делать то буду, я кого спрашиваю? Ты что, не видишь, что все время по телевизору говорят?
— Да, сейчас телевизор стал уже не тот. Вот, помню, в советское время, в программе «Время» показывали встречу Брежнева и Арафата. Стоит крупный важный Брежнев. Вдруг к нему подбегает маленький небритый Арафат, прыгает на него, обхватывает шею дорого Леонида Ильича руками и долго, жадно, в засос, целует Генерального Секретаря в губы…
Это была действительно жесть! А что сейчас? Лучшие советские традиции бездарно разбазарены.
— Разбазарены, говоришь? И теперь:
Над арабской мирной хатой
Снова реет жид пархатый?
— Было дело. Это пророческое стихотворение Бродский написал еще в 1986 году. Конечно, очень лестно, что и сегодня российские генералы наделяют израильские самолеты летными характеристиками НЛО.
— И ты это мне в преддверье грозных событий говоришь, диабетик?? Да если бы у вас, жидо-масоны безродные, было хотя бы хоть грамм мозгов на всех… Старая коммунистка говорит, что теперь, когда, наконец, твердо взят курс на построение новой Северной Кореи №;2, а широкие народный массы вдохнули полной грудью…
В связи с этим старая коммунистка предложила мне полагаться на Него и не забывать, Кто истинный источник человеческого благополучия.
— Сразу же после своей грозной и мужественной речи прямо так и сказала? Мол, и опять израильская военщина издевается над арабской деревенщиной?
— Именно так и сказала. Так что так и знай, христопродавец! Россия — это страна, которая чтит своих шахидов. А лично я, со своей стороны, тебе передачи в тюрьму носить не буду, космополит ты безродный! Раньше дать надо было. Да я тебя гневно осужу, сионист! Мы же с тобой даже не расписаны. Да, ты, обормот, постоянно распускал ручища — но я же не раз возражала!
Да, я к тебе приходила квартиру прибрать за корку хлеба, поесть приготовить. Кстати, часто свинину, хотя ты раввин-расстрига. Так ты же меня за это мучил, заставлял в пеньюаре перед плитой стоять. А то и вообще в одних чулках, изверг. Мне из-за этого как-то даже горячее масло на живот брызнуло…
И на Крайний Север таскал всегда. Ну ничего-ничего, правильно старая коммунистка говорит: «Сбылись мечты народные — в этот раз на Колыму без куклы Лены поедешь», закулиса ты мировая! Поймешь тогда, как тебе без меня будет. Слезами умоешься, диабетик!
— Кукла Лена, не плачь.
— Да убрал ты ручища, обормот.! Да иду я, иду, уже плиту выключила. Тащит он меня. Ничего, отзовутся тебе, христопродавец, мои слезки.
Еврейские приметы и суеверия
Суеверия как неосознанные допущения сил, способных защитить либо достичь определенного компромисса, есть у каждого народа. В них отражаются наиболее характерные черты нации, ее судьба, а вырабатываются они в процессе пережитых радости, горя, страха. Вера в сверхъестественные силы порождается стремлением растолковать непостижимые человеческим умом явления. В результате возникают суеверия, всевозможные приметы, мифы, являющиеся частью культуры народа.
Каково отношение евреев к предрассудкам? Существуют ли они в культурном пространстве этой нации? Откуда появились и что из себя представляют? В Торе сказано, что властителем мира является великое Божественное провидение. Евреи верят в определенную закономерность происходящего. Всякого рода предрассудки, лженаучные теории отвергаются Торой. Это касается и суеверий, связанных с черными кошками, просыпанной солью и т.п. Известно, что в этой священной книге даже выдвигается требование наказания смертной казнью за колдовство.
Суеверия в древние эпохи
Заглянем в древние времена и увидим, что суеверий там хватало. К примеру, известна просьба царя Шауля к колдунье о вызывании духа Самуила. Обычаи язычников активно распространялись в Израильском царстве правительницей Изевель. В период властвования Менаша это же практиковалось и Иудее. Правда, такое навязывание язычества в различные эпохи приводило к резким протестам.
В период Вавилонского царства среди еврейского народа часто встречались такие суеверия как запрещение становиться в разлитую воду, табу на одалживание воды. Считалось, что человека постигнет несчастье, если он очутится между двумя мужчинами, собаками либо пальмами. Следовало опасаться всего парного, например, 2 или 4 блюд, такого же количества бокалов вина за одной трапезой. Лишь очевидные идолопоклоннические суеверия осуждались. Многие предрассудки в еврейской нации формировались под воздействием чародейства, магии– занятий, довольно распространенных в Вавилонии.
Суеверия приобретались и под греко-римским влиянием. Это касалось верований в легкую руку, одетой навыворот рубашки, якобы вызывающей определенного рода сны, в плохие приметы, например, в кукареканье петуха к несчастью.
Средневековые предрассудки
В это непростое время происходило массовое заимствование суеверий народов, живших по рядом с евреями. Иудейские магические формулы часто содержали греческие и латинские термины. Борьба галахических авторитетных личностей, жестко выступавших против суеверий, не давала результата. С точки зрения Маймонида, суеверия являлись языческими иллюзиями, которые противоречат разуму и отвратительны духу Торы. Выдающийся философ не видел рационального зерна ни в вере в таинственные существа, ни в носимых амулетах.
Впрочем, в определенных кругах, представители которых склонялись к мистическому восприятию мира, древнейшие суеверия, объясняемые при помощи Каббалы, принимались и одобрялись. Времена стирали следы язычества, терялась первородную сущность. В «Завещаниях» Иехуды Хасида а-Леви правильным признавался обычай, который запрещал иметь невесту с таким же именем, как у матери жениха. Из достаточно своеобразных рекомендаций рабби Йехуды можно назвать запрет чистки обуви в день отправления в дальнюю дорогу. Талмудический трактат Йома содержал положение, в соответствии с которым не разрешалось погружаться в сон, не снимая обуви.
Суеверия Нового времени
В этот период появилась вера в сглаз, для предотвращения которого нужно было трижды сплюнуть. Наличие грешника в регионе, где широко распространилась страшная болезнь, считалось причиной эпидемии. Для ее прекращения следовало наказать нечестивца.
В период эпидемий иудеями Литвы устраивались свадьбы калек прямо на погосте, показательные венчания девушек с покойниками, свадьбы сирот на родительских могилах. В Галиции на строениях писали о том, что холера посещала дом, навешивали на него закрытый замок, а ключ выкидывали. Родственницы для выздоровления больного шли на кладбище. Там они мерили длину могил праведников при помощи свечных фитилей, становившихся впоследствии частью свечей для синагоги.
В Книге Исцелений есть много суеверных обрядов, которые связаны с исцелением больных людей. Евреи Алжира резали черного петуха, а его кровью мазали голову и грудь страждущего. В Галиции полагали, что в дитя, бьющегося в конвульсиях, вселился злой дух, для изгнания которого следовало разбить предмет посуды непосредственно перед детским лицом. Причем сами люди часто понимали, что эти действия помогали, как прошлогодний снег от болезней.
Некоторые суеверия возникали, как желание на практике применить то, о чем говорилось в священных книгах. С Талмудом связан счастливый день вторник и несчастливый понедельник, благоприятный месяц адар, ведь в нем родился Моше.
Интересными считаются суеверия, которые сопряжены с женитьбой, семейной жизнью, потомством. Сестры не должны были выходить замуж в один день во избежание сглаза родителей. Главенство в семье определялось тем, кто первым дотронулся до руки друг друга после брачной церемонии. В Торе указывалось, что молиться о конкретном поле младенца можно лишь до сорокового дня от зачатия, потом молитва становится бессмысленной. Для защиты своего дитя от дурного глаза еврейки три раза целовали его и столько же раз отплевывались. Существовал и запрет на переступание через ребенка. Если же он по какой-то причине был нарушен, то нужно было сразу же переступить через него обратно. Считалось, что если этого не сделать, то дитя перестанет расти. Интересно, что данный предрассудок существует и у других народов.
В еврейском доме завешиваются все зеркала, если в нем лежит усопший. Причем закрыты они в продолжение недели в период шивы (7 дней траура). Согласно поверью, если зеркало открыто, то душа покойника попадает в его ловушку и не может улететь в загробный мир. Одним из суеверий является и то, что зеркала должны быть завешены и ночами, чтобы блуждающие во время сна человеческие души также не попали в их ловушки. В Европе городские евреи верили, что собака, пробежавшая поперек дороги во время похоронной процессии, приносит большое несчастье. Доходило до того, что погребение откладывали на другой день, а мертвого человека возвращали на место.
Конечно, многие суеверия, связанные с язычеством, исчезли, но некоторые остались довольно долго. До XIX века представители еврейских южнорусских земледельческих колоний верили, что ночью в конюшни приходит нечистая сила (мазиким). Бесы заплетают лошадиные гривы и волосы спящих там людей.
Существуют и такие суеверия, которые не назовешь еврейскими. Их от своих родственников слышали многие дети. Примером, является предрассудок, что на человеке нельзя пришивать пуговицы, чинить одежду, потому что можно «зашить ум».
Любопытно, что существующая у многих народов примета (если во время своей речи человек чихнет, значит, он говорит правду) ведет свое начало от еврейского поверья. Если читая «Амиду» иудей чихает, следовательно, молитва принимается Господом благосклонно. Если же при таком же действии происходит процесс испускания кишечных газов, то это без благожелательности.
Особую роль играли предания, которые затрагивали финансовые вопросы. Кавказские евреи считали добрым знаком присутствие в жилище змеи, якобы доставлявшей материальное благополучие. Они же верили, что истинное богатство приносит лишь Илья-пророк (Элиягу ха-Нави), чаще всего являющийся в образе седовласого бородатого старика, который одаривает иудеев деньгами в ночь с субботы на воскресенье. Для того чтобы это событие произошло, субботним вечером кавказские евреи зазывали в дом случайного путника, щедро потчевали его, надеясь, что это тот самый пророк Элиягу.
Хасиды считали, что настоящее богатство приносит особенное благословение безгрешного человека (цадика). Его просили благословить на получение хорошего заработка. Раввины определенных хасидских общин жаловали людям деньги «на развод». Существует много историй о том, как такой подарок привлекал к человеку сказочное богатство.
Популярным способом привлечения денежных средств у евреев доныне является ношение каббалистических камей – талисманов, на которых благочестивый раввин, посвященный в тайны Каббалы, вывел слова благословения на большой заработок.
Ладонь на удачу: в какие приметы верят евреи
Можно ли представить себе современную жизнь без капельки чуда, прекрасной случайности, без маленьких радостных моментов везения? Вряд ли, ведь в таком случае мир представлял бы собой серый мегаполис, населенный унылыми скучными жителями. Именно старинные поверья, красивые легенды, необычные приметы, о которых затаив дыхание слушают малыши и к которым присматриваются взрослые, вносят тот самый момент спонтанности и сказочности в повседневность.
Верят ли евреи в приметы? И если да, то в какие?
Евреи верят в существование Творца и в то, что все в мире является частью Его замысла. Вселенная управляется Б-жественным провидением. Евреи верят в значимость и неслучайность всего происходящего. Скорее всего, все события, которые происходят в этом мире, имеют определенную закономерность. Многие из этих закономерностей отслежены людьми. Механизм наиболее понятных и изученных явлений люди называют “законами природы”. Другие закономерности, механизм которых до конца не постигнут, – поверьями. А еще есть псевдозакономерности: суеверия, лженаучные теории.
Евреи доверяют науке (“законы природы”) и традиции (“поверья”) и не признают суеверия. Евреи верят, что все происходящее с ними и вокруг них, является знаками провидения, указаниями Небес, требующими интерпретации, в строгом соответствии с еврейским законом (галаха) и еврейской традицией. А еще евреи непоколебимо верят, что каждый их поступок, в зависимости от степени своей б-гоугодности, так или иначе влияет на их судьбу, изменяя, а иногда и полностью преображая ее. А значит, и тут существуют достаточно четкие и хорошо известные закономерности.
Для полноты картины можно добавить, что в основе многих еврейских обычаев, выглядящих как “приметы”, лежит сказанное в каббалистических источниках. Таким образом, евреи верят в приметы. Но в еврейские и по-еврейски.
Евреи – народ не такой, как все. И их отношение к приметам не исключение. У всех народов есть поверья и приметы, но, в основном, запрещающие или гласящие о том, как не надо делать, чтобы избежать плохих происшествий. То есть, направленные на то, чтобы чего-то бояться и избегать. У евреев тоже есть приметы, но и здесь все построено интересно. Часто, если не всегда, приметы сопровождаются какой-нибудь припиской вроде: “это раньше так нельзя было, а теперь времена изменились”; или “но если ты настоящий иудей, а не шабесгой какой-нибудь, то можно”; или даже “а вообще-то это к счастью”. В общем, и здесь проявляются такие присущие евреям национальные черты характера, как природное дружелюбие, здравомыслие и конструктивный настрой.
И все же, без каких примет не обходится повседневная жизнь обычного еврея?
Евреи Кавказа верят, что если в доме поселилась змея, то его хозяев ждет богатство. И наоборот: если жившая в доме змея вдруг решила его покинуть, значит, скоро из дома уйдут счастье и благополучие. Поэтому поселившаяся в доме змея у кавказских евреев считается добрым предзнаменованием, ее принято всячески привечать и подкармливать молоком.
Считается, что настоящее богатство еврею может принести только пророк Элиягу, который больше всего любит появляться в облике нищего седобородого старца. Те же кавказские евреи верят, что чаще всего Элиягу ха-Нави, любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, – то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его – в надежде, что под его личиной скрывается сам пророк Элиягу.
В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика – духовного лидера общины. И ничего постыдного в том, чтобы попросить благословение на хороший заработок, хасиды не видят. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги – “на развод”. И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.
Самым знаменитым из таких благословений цадика является “доллар Любавичского Ребе”. На протяжении почти четырех десятилетий любой еврей мог явиться в нью-йоркскую резиденцию Седьмого Любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона и получить из его рук один доллар “на счастье”. Этот доллар помогал достичь богатства только в том случае, если ребе присовокуплял к нему благословение на хороший заработок и давал указание, на какие именно благотворительные цели этот человек должен будет потратить часть своих денег, когда разбогатеет. Но даже не принося богатства, доллар Любавичского Ребе считается в еврейской среде талисманом, хранящим человека от различных несчастий и приносящим удачу.
Однако одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи – талисманы с благословением на хороший заработок, написанным праведным раввином, разбирающимся в тайнах Каббалы. Обычно такая камея представляла собой кусочек пергамента, который следовало хранить в кошельке. В наши дни пергамент в основном заменяется плотной бумагой, заключенной в плотную полиэтиленовую упаковку, а сами камеи тиражируются с помощью обыкновенной типографской машины.
С одной стороны, еврейские приметы имеют развернутое объяснение, а с другой – их трудно объяснить непосвященному! Например, согласно еврейской традиции, не следует сплетать пальцы рук. Суеверие? Нет, конечно! Просто пальцы рук – это материальное воплощение несочетаемых начал и т.д.
Или, скажем, есть в иудаизме такая примета: если во время молитвы “Амида” человек чихает – это значит, его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то. без благосклонности. Если второе можно понять, то совершенно непонятно, при чем тут чихание в первом случае. И из еврейского поверья образуется общечеловеческая примета: чихнул – значит правду сказал. А ведь это только молитвы касалось!
А еще есть еврейское поверье, что не следует спать в обуви. Приводится в талмудическом трактате Йома (78б).
В каждой религии есть традиционные обереги – символы, которые веками оберегают и приносят удачу и счастье. Иудаизм не исключение. Основные символы, которые имеют огромное значение в иудаизме, есть хамса, звезда Давида и Менора.
Хамса выглядит как стилизованное изображение человеческой ладони: три пальца вытянуты вперед, а первый и пятый имеют одинаковую, симметричную форму, как будто вместо мизинца находится второй большой палец. Встречаются, однако, и несимметричные Хамсы. Говорят, что в таком случае они обязательно должны быть праворукими, так как этот знак связывают с еще одним известным утверждением: “Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука”.
Знак хамса используют и мусульмане, и иудеи, но его история значительно древнее самих этих религий. Еще в эпоху древних цивилизаций Месопотамии хамса служила защитным амулетом. Это подтверждают многочисленные археологические исследования.
У финикийцев хамса символизировала руку лунной богини Танит, покровительницы Карфагена, на Кипре ее ассоциировали с богиней Афродитой.
Популярность этого символа в Древнем Египте в качестве руки Атут, обеспечивавшей плодородие, помогающей выходу мужчин и женщин из тела бога-создателя, сохранилась и по сей день, на территории сегодняшней страны Марокко.
В древней Индии, в VI веке до нашей эры появилось философское учение джайнизм, эмблемой которого было изображение раскрытой ладони, по сути, немного измененный амулет хамса, значение которого – выражение идеи ненасилия.
Хамса появилась в еврейской культуре от древних финикийских соседей, а позднее и от мусульман. В еврейских общинах мизрахим и сефардов она была особенно популярной. У евреев амулет, представляющий собой открытую ладонь, получил название “Рука Мирьям” по имени сестры Моше. Женщина по имени Мирьям упоминается в библейских текстах, где о ней говорится как о пророчице, которая после переправы израильтян через море вышла с тимпаном в руках во главе женщин и воспела хвалу Господу. Евреи называют хамсу также “Яд а-Хамеш”, что с иврита переводится дословно как “рука пяти”.
Пять пальцев амулета напоминают человеку о том, что он должен все свои пять чувств использовать для служения Вс-шнему и Его прославления. Кроме того, слово “хамеш”, на иврите это означает “пять”, символизирует пятикнижие Моисея, пять священных книг еврейской Торы. Поэтому хамсу связывают с пятью книгами Торы. Еще ее называют “Рука Бога”, а также оберегом “Бли айн нора”, что переводится с иврита: “от сглаза”.
Еще пара символических соответствий: ивритская буква “хэй”, соответствующая амулету, стоит в алфавите на пятом месте и является также первой буквой слова “хай”, которое переводится “жизнь”.
Действительно, хамса, являясь популярным амулетом, не могла не стать и ювелирным украшением. Выпускаются сережки и кулоны в виде хамсы, брелки для ключей, украшения над входом в дом (как в России вешают подкову). Если хамсу подвесить на красной нити, это добавляет ей каббалистического смысла.
Часто амулет имеет дополнительные символы, оберегающие от порчи, например, звезду Давида или рыб, которые символизируют удачу в еврейской мистике. Встречаются талисманы, покрытые текстами защитных молитв. Цвет хамсы обычно синий или голубой: считается, что эти цвета помогают от дурного глаза. Если для украшения используются полудрагоценные камни, чаще всего это – бирюза.
В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты, такими как “Шма Исраэль” (Слушай Израиль – главная молитва), “Биркат ха-Байт” (благословение жилища), “Тфилат ха-Дерех” (молитва путешествующих) или другие благословления. А часто просто пишут добрые пожелания в вольной форме.
Звезда Давида (на иврите – Маген Давид, “Щит Давида”) – эмблема в форме шестиконечной звезды, или, как ее еще называют, гексаграммы. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Гексаграмма – символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты.
Менора (на иврите букв. “светильник”) – один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь.
Возможно, без веками существующих поверий и примет, нам было бы сложнее объяснить некоторые закономерно происходящие вещи. Приметы уходят корнями в древнюю мудрость предков, которая сейчас находится так далеко от нас. Но почему бы ей не воспользоваться? Ведь даже самый ярый скептик нет-нет, да и возьмет с собой в путь из маминых рук маленькую голубую ладошку. На счастье и на удачу…
Евреи и суеверия: самые страшные и жуткие домыслы
Суеверия. В них как нельзя лучше проявляются характер и особенности народа, его судьба. И формируются они в радостях, печалях и страхах повседневной жизни. Человек всегда стремился объяснить загадочные и непонятные для себя явления. Так появлялись всевозможные мифы и суеверия, которые являются частью культуры каждого народа.
Как евреи относятся к суевериям? Есть ли вообще суеверия в еврейской культуре? Откуда они взялись и какие из них – самые странные, забавные или поражают воображение? Согласно Торе, все в этом мире управляется великим Б-жественным провидением. Поэтому евреи верят, что все происходящее неслучайно, значимо и, скорее всего, подчинено определенной закономерности. Но есть также закономерности кажущиеся: суеверия, лженаучные теории и «законы» гуманитарных «наук», которые Тора отвергает и не признает (черные кошки, просыпанная соль и т.д.), а за колдовство Тора и вовсе требует наказывать смертью.
Однако, в древности суеверия были распространены. Так, царь Шауль просил колдунью вызвать дух Самуила. Широкое распространение языческих обычаев в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше и подобные инциденты в другие исторические эпохи вызывали резкий протест пророков.
Во времена Вавилонского царства в еврейской среде распространенными были такие суеверия, как страх оказаться между двумя женщинами или, наоборот, женщине – оказаться между двумя мужчинами, между двумя пальмами или собаками, поскольку это предвещает несчастье; запрет одалживать воду или ступать на пролитую воду и прочее. В Вавилонии особенно опасным считалось все парное: нельзя есть за одной трапезой два или четыре блюда, пить два или четыре бокала вина и т. д. Только те из суеверий, которые были явно идолопоклоннического происхождения, вызывали осуждение. На формирование многих еврейских суеверий оказали влияние занятия колдовством и магией, распространенные среди народов Вавилонского царства.
В Иерусалимском Талмуде также встречаются упоминания о суевериях, приобретенных под греко-римским влиянием: вера в легкую руку, в то, что одетая наизнанку рубаха вызывает сновидения. Вера в дурные приметы: увидеть ворона — к беде, курица кукарекает как петух — к несчастью.
В Средние Века евреи широко заимствовали суеверия народов, с которыми жили по соседству, поэтому во многих случаях сложно сказать, является ли то или иное суеверие исконно еврейским или заимствованным. В еврейских магических формулах использовались греческие и латинские слова. Галахические авторитеты резко выступали против распространения суеверий, однако их борьба не имела успеха. О суевериях говорится как «о мерзости народов», раньше населявших Обетованную землю, противопоставляемых Израилю, который «должен быть непорочен перед Господом Б-гом своим». Маймонид считал суеверия языческими заблуждениями, противоречащими разуму и противными духу Торы, он отрицал всякое рациональное зерно в таких суевериях, как вера в потусторонних мифических существ, амулеты. Однако в кругах, склонных к мистицизму, древние суеверия были объяснены с помощью каббалы; так многие из них были приняты и одобрены. Время стерло память о языческом характере многих суеверий, они потеряли свою первозданную суть. Так, в «Завещаниях» Иехуды Хасида ха-Леви одобрен обычай, запрещающий жениться на женщине, носящей имя матери жениха (обычай, заимствованный из немецкого фольклора); кроме того, Иехуда советует зарезать курицу, которая кукарекает, как петух, несмотря на то, что в Талмуде это определяется как дархей ха-эмори. Есть еще одна довольно нестандартная рекомендация рабби Йеуды Хасида: нельзя чистить обувь в день, когда мы собираемся отправиться в путь. А в талмудическом трактате Йома можно найти суеверие, согласно которому не следует спать в обуви.
В Новое Время бытовала вера в сновидения и сглаз; чтобы предотвратить действие дурного глаза, следовало сплюнуть три раза. Причиной эпидемий считался живущий в районе бедствия грешник, которого раввин должен был наказать – и тогда эпидемия прекратится. В Литве во время эпидемий холеры евреи устраивали на кладбищах свадьбы между калеками, а в Пинске — свадьбы сирот под черной хупой на могилах их родителей; в некоторых захолустных местностях на кладбище устраивали формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции на домах либо делали надпись «холера уже была здесь», либо вешали замок, а ключ выбрасывали. Чтобы помочь тяжелобольному, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище, где измеряли длину могил благочестивых людей свечными фитилями, которые шли затем на синагогальные свечи.
В «Сефер Рефуот» приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивали черного петуха и вымазывали его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считали, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка. Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: «Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли».
Возникновение некоторых суеверий связано со стремлением людей практически использовать сказанное в Писании или в мидрашах. Так, еще с талмудических времен счастливым днем для путешествия или какого-либо начинания считается вторник, потому что в библейском описании третьего дня творения дважды сказано «Б-г увидел, что было хорошо», понедельник же считается несчастливым, потому что в описании второго дня творения ни разу не сказано «Б-г увидел, что было хорошо». Месяц адар считается счастливым, потому что в этом месяце родился Моше. Преимущественно среди каббалистов распространена вера в магическую силу камей.
Всегда довольно интересными были суеверия, связанные с замужеством и семейной жизнью, детьми. Считалось, что сестрам не следует выходить замуж в один день, чтобы не сглазить родителей. Если после брачной церемонии жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет главенствовать в семье, если же невеста первой дотронулась до руки жениха, то главенство будет принадлежать ей.
Согласно Торе, молиться об определенном поле ребенка можно только до 40-го дня от зачатия. Потому что после 40-го дня такая молитва подпадает под запрет «тфилат шав» — запрет бессмысленной молитвы. На 7-8 неделях беременности у зародыша уже формируются половые признаки, и если попросить Б-га о ребенке конкретного пола, это будет просьба о явном чуде. Раввины же говорят, что Вс-шний совершает сколько угодно чудес, но не явных.
Чтобы защитить ребенка от дурного глаза, еврейские матери прибегали часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть.
Нельзя переступать через ребенка, ибо он вследствие этого не будет расти; чтобы исправить неосторожность, надо переступить еще раз в обратную сторону. Кстати говоря, это суеверие уже давно перешло в другие культуры.
В еврейской культуре существует множество интересных обычаев и суеверий, связанных со смертью. Например, при освящении нового кладбища рекомендуется убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен.
У евреев также принято закрывать все зеркала в доме, если в нем кто-то умер. Зеркала не открывают в течение семи дней, когда семья соблюдает шиву (семь дней траура – прим.ред.). Существует поверье, что, если зеркало не накрыть, то душа умершего может попасть в его ловушку и уже не сможет попасть в загробный мир. Эта традиция породила другое суеверие. Зеркала должны быть покрыты каждую ночь, чтобы, когда люди спят, их души блуждают и могут попасть в ловушку зеркала.
Среди евреев европейских городов считалось большим несчастьем, если во время погребальной процессии их соотечественника пробежит собака поперек дороги. В таком случае погребение откладывалось до другого дня, и мертвеца относили опять туда, откуда взяли.
Однако не все суеверия с явно языческой подоплекой исчезли и были забыты. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний в XVII-XIX столетиях верят, что по ночам в конюшнях бродят «мазиким», красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих.
Есть и такие суеверия, о которых сразу и не подумаешь, что они – изначально еврейские. О таких от своих мам и бабушек слышат с самого детства не только еврейские дети. Например, кто не слышал о том, что не надо чинить одежду или пришивать пуговицу в то время, когда эта одежда находится на человеке, потому что при этом можно «зашить память»? Похожий запрет на одновременное подстригание ногтей на ногах и на руках.
Интересно, что общечеловеческая примета о том, что чихнувший человек говорит правду, тоже происходит именно от еврейского суеверия. Это поверье говорит нам о том, что, если во время молитвы «Амида» человек чихает – это значит его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то. без благосклонности.
Особое место всегда занимали поверья о деньгах и богатстве. У евреев Кавказа добрым знаком считается, если в доме поселилась змея, – в этом случае его хозяев ждет богатство. Настоящее богатство еврею может принести только Элиягу ха-Нави – пророк Илья, который чаще всего предстает в облике нищего седобородого старца. Кавказские евреи верят, что Элиягу любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, – то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его – в надежде, что в его образе скрывается сам пророк Элиягу.
В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика. У хасидов принято просить у ребе благословение на хорошую «парносу» – заработок. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги – «на развод». И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.
Одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи – талисманы с благословением на хороший заработок, написанными праведным раввином, сведущим в тайнах Каббалы.
А какие суеверия знаете вы? Пишите нам в комментариях