еврейские семьи какие они
Семья по-израильски
Культ семьи – одна из основ, на которой держится всё израильское общество, и это заметно сразу невооруженным глазом: повсюду много
Культ семьи – одна из основ, на которой держится всё израильское общество, и это заметно сразу невооруженным глазом: повсюду много детей, папы везут коляски, а мамы несут младенцев на спинах или животах, на каждый сквер по новенькой площадке с качелями, а в каждом кафе или ресторанчике сидят малыши на своих специальных стульчиках и, кажется, никому особо не мешают.
«Детский вопрос» в Израиле решается просто – детей в семье должно быть столько, на сколько у родителей должно хватить сил, денег и здоровья, чтобы их воспитать родить и воспитать. А уж дальше, в рамках этих несложных ограничений, чем больше – тем лучше. Детей здесь очень любят, и им дозволено буквально всё. Закон в Израиле — всегда на стороне ребенка. Не только по установкам, давно сложившимся в обществе, но и по закону (чтобы помочь принять «правила игры» новым членам этого общества) детей ни в коем случае нельзя бить (в том числе таскать за уши), нельзя запугивать, третировать, обижать, потому что все это является формами насилия. «Никто не имеет право бить тебя, причинять тебе боль и страх», — постоянно говорят воспитатели детям. Поводом обратиться в полицию и наказать родителей могут стать обыкновенные синяки, характерные для щипков или ударов.
И всё же, при своей всепоглощающей любви к детям у обеих, «еврейская мама» и «израильская мама» – это, конечно, две большие разницы. Израильские матери не будут опекать своего сыночка до его старости. Они четко знают, что семья должна быть опорой – не только для детей, но и для родителей, поэтому в 18 лет ребенок должен уйти служить в армию, а дальше — в открытое плавание. В этот период ребенок взрослеет, учится брать ответственность, и в зрелом возрасте начинает помогать своим родителям, а не сидеть на их шее – такого «израильская мама» просто не допустит! Если в студенческом возрасте (после 23-25 лет) израильтяне продолжают жить с родителями, а не снимают квартиры сами или в компании своих друзей, то очень вероятно, что они работают в крупных фирмах на гарантированных окладах и просто временно экономят, чтобы в обозримом будущем приобрести уже собственное жилье.
Семья – вот основная ячейка израильского общества. Получается, что израильтяне куда менее восприимчивы к растиражированной в нашем мире идее потребления и философии глянцевой культуры, чем прогрессивный Запад. Поэтому и привлекательность долгих и надежных отношений, большой семьи и «домашнего счастья» у них куда выше. Возможно, отсюда же вытекает и нелюбовь израильтян к анорексично-худощавым моделям, образ которых никак не вяжется с образом матери, а спортивные загорелые мужчины, которые с гордостью везут перед собою детские коляски, сами становятся национальной гордостью.
Израильтяне с большим уважением относятся к традициям, и все главные праздники в году обязательно отмечаются в кругу семьи. На протяжении столетий семья позволяла сохранить и приумножить традиции еврейских праздников. А сегодня уже можно с уверенностью говорить и о том, что, в свою очередь, соблюдение этих традиций ответно укрепило семью. Как сказал однажды еврейский писатель Ахад hа-Арн, «не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев». Каким образом? Проводя каждую неделю как минимум несколько часов (время, которое длятся молитвы и трапеза) в близком кругу семьи, неизменно узнаешь историю своих предков, своего рода, своих корней – надо ведь о чем-то говорить! Так эти истории, а с ними традиция и верность корням, переходят из поколения в поколения, и до сих пор живут в современном Израиле.
Анастасия Цветаева, актриса
С моим израильским мужем мы познакомились на нейтральной территории — все началось с курортного романа, который перешел в интернет, а потом перерос в крепкую семью. Если сравнивать с москвичами, которые меня окружали, то израильские мужчины отличаются буквально во всем! Для них на первом месте – семейные ценности. Ни в каких других культурах я таких не встречала. И внешне они куда приятнее глазу, чем московские «мачо», потому что в одежде предпочитают комфорт и уместность лейблам.
Замуж за еврея: какие они мужья на самом деле. Тонкости отношений с мужчиной из Израиля
Быт на равных
Еврейские мужчины привыкли устраивать быт так, чтобы в семье были на равных, независимо от пола. Причем, равноправие это может распространяться и на финансовые отношения в паре, но об этом чуть позднее.
Порой русские женщины, прогуливаясь по израильским городам, удивляются тому, что на детских площадках с малышами гуляют, преимущественно, мамы и папы. Ничего странного в этом нет, ведь евреи не делят домашние обязанности на «мужские» и «женские». Еврейские мужчины приучены разделять со своей женщиной не только уход за ребенком, но еще и мытье посуды, процесс приготовления пищи, уборку квартиры.
Равноправие в решении финансовых вопросов
В большинстве еврейских семей и мужчина, и женщина равноправны в те моменты, когда разговор заходит о решении того или иного финансового вопроса. Проявление этого можно заметить уже не первых порах отношений, когда пара только начинает встречаться и идет на свидание. Любой еврей считает вполне нормальным предложить девушке оплатить счет в кафе пополам.
Кстати, такой формат финансовых взаимоотношений нравится далеко не всем русским женщинам. Как правило, в числе недовольных находятся те, которые представляют собой незрелых личностей и привыкли строить свои отношения в формате «папа и дочка». Что же, в таком случае мужчина-еврей не для вас.
Свою женщину любой мужчина этой национальности видит в роли заботливой, понимающей супруги, а также любящей матери, которая сумеет вложить в детей только лучшие качества.
Кстати, почти все евреи после начала отношений с понравившейся девушкой изъявляют большое желание познакомиться с ее семьей, а также с максимальным количеством родственников. Если же по какой-то причине она уклоняется от этого, в его голове могут зародиться некоторые сомнения. Кстати, после знакомства с таким мужчиной девушке стоит приготовиться к тому, что, скорее всего, совсем скоро она будет приглашена в его дом для знакомства с родителями.
Они любят признание
Любой еврей желает создать семью, в которой он будет признан и женщиной, и детьми. Эти мужчины высоко ценят внимание к себе со стороны супруги, а также бесконечную заботу, которую она проявляет к нему. Если женщина относится к нему как к королю, пусть будет готова стать в его глазах настоящей королевой.
Женщину, которая признала мужа-еврея как лучшего мужчину, он будет носить на руках и окружать бесконечной любовью.
В семье должно быть уважение
Бесконечная любовь укрепляет отношения
Брак только с еврейкой?
Сегодня многих женщин терзает вопрос о том, женятся ли евреи на «не своих»? Однозначного ответа на него дать нельзя. Безусловно, на первых порах знакомства израильского мужчину волнует ваше происхождение. Эта информация нужна ему для того, чтобы понять, возможно ли в перспективе заключение брака между вами в Израиле. Кроме этого, ваша национальность определяет будущее совместных детей, ведь еврейство передается исключительно по материнской линии.
В настоящее время некоторые женщины, предки которых были евреями, приезжают в Израиль и проходят в стране обряд гиюр.
Женщина, которая желает построить счастливую семью с евреем, должна быть интеллектуально развитой, состоявшейся личностью, которая ценит семью, своего мужчину и умеет проявлять чувства к нему, а также к детям.
О еврейском браке для чайников
О том, что такое традиционная еврейская семья, каковы в ней обычаи, бережно передаваемые из поколения в поколение; как иудаизм влияет на отношения мужчины и женщины, на воспитание детей; каковы особенности национального еврейского ухаживания и брака. Обо всем этом нам рассказали Елена и Марк Кацманы, которые сумели сохранить в своей семье традиционный уклад и стараются придерживаться истинно еврейского образа жизни.
Единение двух начал
Еврейская свадьба
Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених надевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: «Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля». Раввин читал «Ктубу» (брачный договор), а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда.
Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеского долга немедленно вызывало суровое осуждение общины.
В старину, в еврейских общинах.
Девочка же знала, что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой. Знала она и то, что, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.
Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы.
12 дней на разных кроватях
Иудаизм предлагает оригинальную формулу для поддержания остроты ощущений в интимной жизни. Какую? В течение 12 дней каждого месяца мужу запрещено прикасаться к жене. Это означает, что ему нельзя не только вступать с ней в сексуальные отношения, но даже касаться ее и спать с ней на одной кровати.
Такая сексуальная скромность.
Истинная еврейка не ходит на дискотеки, не носит открытую одежду. Она никогда не накрасится вызывающе. Дело в том, что для настоящего еврея скромно одетая девушка выглядит более желанным объектом, чем красавица с обложки модного журнала. В то время как многие женщины стремятся показать свою красоту и сексуальную привлекательность, еврейская женщина выглядит загадочно и скромно.Еврея ее недоступность завораживает и манит, он пытается разгадать тайну прекрасной незнакомки.
Даже если еврей не получит в ответ благосклонности, он будет с восхищением любоваться ею издали. Таково традиционное мужское отношение к женщине у евреев.
Кстати, Елена Кацман рассказала нам, что ее будущего мужа всегда восхищала ее неприступность. Ему пришлось добиваться ее очень долго!
Женское начало
Автор: Мария Свободная, Татьяна Шлапак
О еврейских законах семейной жизни
По еврейскому закону, который называется законом о чистоте семейной жизни — таhарат-hа-мишпаха, половые отношения строго запрещены от начала менструации — включая последнюю ночь или сутки до ее предполагаемого начала — и вплоть до того, как женщина окунется в миквэ. Женщина в период менструации называется нида — «нечистая».
Иногда менструация происходит регулярно, через равные (двадцать пять — тридцать дней) промежутки времени, а иногда — с отклонением в несколько дней. Чтобы предвидеть ее начало, когда интимные отношения между мужем и женой запрещены, женщина должна знать этот цикл. Для его расчета существуют свои правила, которые можно узнать из книг о законах семейной чистоты.
Продолжительность менструации также неодинакова. Окончание ее определяется специальной процедурой на пятый день после начала или позже, если выделения еще не прекратились. Когда точно установлено, что месячные окончились, начинают отсчет семи чистых дней, а затем женщина окунается в миквэ и становится дозволенной мужу.
В Талмуде и во многих древних еврейских книгах сказано, что дети, зачатые в запрещенное для интимных супружеских отношений время, склонны к дерзости и нахальству, и наоборот — дети, рожденные в семьях, соблюдающих законы чистоты, обычно скромны, деликатны и вырастают хорошими людьми (конечно, при соответствующем воспитании).
Еврейские законы, регламентирующие нашу повседневную жизнь, вызывали интерес у непредвзятых ученых — несколько таких примеров мы приводили в главе «Шмини». Им хотелось найти объяснение практической пользы соблюдения правил, предписываемых Торой евреям.
Разумеется, медики не обошли своим вниманием и физиологическое явление, о котором мы говорим. Они нашли в законах Торы о ниде много ценного. Так, А. Кастнер в книге «Гинекология», отрывки из которой приводятся в брошюре «Между мужем и женой», изданной на иврите в Иерусалиме в 1983 г., и д-р Я. Смитлин в своем труде «Семейная чистота» (Нью-Йорк, 1936), говорят следующее: в выделениях половых органов женщины есть вещества, уничтожающие бактерии, но во время менструации эти вещества отсутствуют. Вместо них выделяются другие, не противостоящие микробам, а напротив — создающие для них питательную среду. Так как при менструации кровеносные сосуды в матке открыты, то они оказываются беззащитными перед любой инфекцией, которую могут передать и мужчине. Все возвращается в норму через десять-двенадцать дней. Сама природа убрала на это время естественный противоинфекционный барьер. Поэтому разумно в период месячных воздерживаться от половых связей.
К раку одинаково восприимчивы все народы, но рака полового органа у еврейских мужчин практически не бывает. Многие ученые объясняют это обрезанием, указывая на канцерогенное воздействие смегмы — выделений внутренней оболочки крайней плоти.
В начале шестидесятых годов впервые в Москве, в новом здании Московского университета, состоялся Всемирный съезд онкологов. С интересным обобщением выступили на съезде югославские ученые. По результатам обширных исследований они утверждали, что рак полового органа у мусульман встречается в сто раз реже, чем у христиан, а у евреев, соблюдающих религиозные законы, не встречается совсем, и объясняли это тем, что мусульмане совершают обрезание после достижения мальчиками тринадцатилетнего возраста, и этого времени достаточно, чтобы смегма могла оказать свое вредное воздействие.
В 1918 г. доктор Вейнберг из Вены обследовал 18.800 еврейских женщин. Среди них было обнаружено девять случаев рака шейки матки, то есть одно заболевание на 2090 женщин. И столько же случаев этого недуга пришлось на 990 неевреек — одно заболевание на 110 женщин.
Еще одно исследование распространенности рака шейки матки среди еврейских и нееврейских женщин: на 28.800 евреек — тридцать два случая — один на 900; на 2080 неевреек — тридцать три — один на 63, в четырнадцать раз больше (д-р Тейлгабер, «Гигиена у евреев», брошюра «Между мужем и женой»).
Старший врач-онколог больницы им. Монтефиоре в Нью-Йорке д-р Шмуэль Корман пообещал премию в сто тысяч долларов тому, кто приведет к нему еврейскую женщину, соблюдавшую законы семейной чистоты и заболевшую раком шейки матки. Это было в шестидесятом году. До сих пор никто к нему за деньгами не обратился.
Отметим, что в заболеваниях раком других органов тела между евреями и неевреями разницы нет. Тот факт, что еврейские женщины реже болеют раком шейки матки, пробовали объяснять тем, что еврейские мужчины делают обрезание. Но в Ливане, где часть мужчин (мусульмане) обрезаны, а часть (христиане) — нет, в обеих группах населения процент заболеваний этим видом рака одинаков. Это позволяет предположить, что от рака половых органов предохраняет именно соблюдение законов чистоты семейной жизни.
По данным проф. Лимбрози, случаи смерти от родов составляют 1%: у евреек и 4% — у неевреек; мертворожденные дети рождаются у евреек в 2,25% случаев и у неевреек — в 3,9% случаев.
Доктор Карпельд из Лондона находит, что всем народам мира было бы полезно принять еврейский подход к интимным отношениям мужчины и женщины: он безупречен с точки зрения гигиены. Подобное мнение высказывалось учеными не раз.
Вы можете спросить, почему эти правила, так же, впрочем, как и кашрут, целесообразность которого признают многие специалисты, не предписаны всем народам. Почему, если это так полезно для здоровья?
Потому что Б-г не дает медицинских рекомендаций. Отнюдь не все, что полезно, Тора возводит в заповедь. Есть действия, запретные для народа, которому Б-г велел быть святым. Другие же народы вправе, но вовсе не обязаны так поступать.
Законы чистоты семейной жизни — одна из важнейших заповедей Торы. Их нарушение приравнивается к нарушению поста в Йом-Кипур. Мы соблюдаем эти законы потому, что так нам велел Б-г, но никак не потому, что ученые это одобряют.
У каждой заповеди много причин, и явных, и скрытых. Одну из очевидных здесь назвал раби Меир. Почему, спрашивает он, Тора повелела, чтобы нида отдалилась от мужа (мужу сказано — «не приближайся», то есть даже не прикасайся к ней) на столько-то дней? Он не спрашивает, почему вообще предписано отдаление (это понятно, и такие правила есть у некоторых других народов), но — почему указан определенный срок? И отвечает: потому что муж привыкает к жене, и она может надоесть ему. Теперь же, отдалившись от него на время, она вернется к нему, как невеста в день свадьбы.
С одной стороны, звучит обидно — и для мужчин, и для женщин. В конце концов, отношения ведь бывают разные! Есть сильные чувства, которым, кажется, никакое привыкание не страшно. Но такова особенность мужчин: они — инициаторы отношений, и они же время от времени нуждаются в «автономном» существовании, без которого могут потерять интерес к жене.
С другой стороны, прочность и глубина чувств в еврейской семье — общеизвестны и поражают многих. Именно законы Торы позволяют супругам сохранять, постоянно обновляя, свежесть чувств.
То, что физическую близость следует регулировать, прерывая ее время от времени, понимают многие (например, американский психолог Дж. Грэй утверждает, что при нерегулируемой половой жизни пресыщение наступает месяца через три — «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Нью-Йорк, 1992), но в каком режиме, как часто и на какое время — знает только Тот, Кто нас создал. Ему ясны физиологические и психологические особенности и мужчины, и женщины. Он установил в заповедях Торы определенный режим, оптимальность которого подтверждает практика.
Я знаю много примеров выполнения законов семейной чистоты в тяжелых условиях.
Мне известны несколько случаев, когда люди, собираясь жениться, строили миквэ. Так сделал и я в Казани, объединившись с еще двумя молодыми людьми. И мы были не одни в стране. Знаю о женщине — враче из Таллина, в течение многих лет ежемесячно ездившей в миквэ в Ригу.
Помню, в начале сороковых годов у нас в Казани выходила замуж одна еврейская девушка. Бассейна для ритуального омовения в городе тогда не было, и она решила поехать в Москву, чтобы совершить твилу — окунуться в миквэ. Шла война, без командировочного удостоверения никуда не двинешься, но я давал тогда частные уроки дочери замдиректора завода, попросил — и мне выписали командировку на имя невесты. Девушка поехала, в дороге проверяли документы, она не смогла ответить на вопросы контролеров — и расплакалась! Кого в ту пору могли разжалобить слезы? Но именно с ней случилось чудо: ее пропустили. Даже подумать страшно, чем все это могло обернуться и для нее, и для заместителя директора, да и для меня тоже!
Традиции евреев
Еврейский народ один из самых древних, его история насчитывает более трех тысячелетий. Как нацию, евреев отличают преданность традициям, прагматичность и высокий интеллект (согласно многочисленным исследованиям ученых, средний показатель IQ евреев – 108-115, тогда как в Европе и Азии он составляет около 80). Рассеянные по всему миру в результате вынужденной многовековой ассимиляции, иудеи, несмотря на религиозное и культурное влияние стран, где они проживали, смогли сохранить свою национальную сущность.
Религиозные традиции
Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.
Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:
Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:
Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.
Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.
Семейные традиции
Еврейские семьи известны своей прочностью и взаимной заботой. Семейная жизнь строго регламентируется Торой и библейскими канонами. Семьи создаются рано, юноши часто женятся в возрасте 20 лет, девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет. Брак с человеком другой национальности не признается законным, даже если он скреплен официальным гражданским актом.
Свадьба
Свадьба («кидушин») согласно национальным традициям евреев, проводится осенью. Для новобрачных сооружается отдельный навес (хула), символизирующий их будущий общий дом. Жених и невеста становятся под балдахин, жених одевает своей суженой кольцо и произносит: «Этим кольцом согласно вере и закону Израиля ты посвящаешься мне». После этого начинается свадебный пир, который длится 7 дней. Застолье сопровождается игрой еврейского оркестра ― скрипки, цимбал, лютни и бубен.
По обычаю, после свадьбы родители на два года предлагают новобрачным кров и стол. Для молодых это и материальная поддержка, и нечто вроде «семейной интернатуры»: они учатся у родителей взаимному уважению и заботе друг о друге.
Семейная жизнь
Важную часть религиозного кодекса евреев составляют семейные традиции. Семья является основой еврейской общины и считается нерушимой, за каждым из ее членов признаются определенные права и обязанности.
Моральное поведение супругов должно быть безупречным. Так, Тора запрещает мужчине даже прикасаться к чужой жене, сестре, дочери или матери. Если замужняя женщина опорочила себя слишком вольным поведением, муж может потребовать официального развода. И повторно выйти замуж разведенная женщина имеет право за любого мужчину, кроме того, с кем совершила супружескую измену.
Тора требует от супругов сохранения душевной чистоты и цельности чувств. Чтобы сексуальные отношения супругов много лет не теряли новизны, и между ними надолго сохранялось состояние «медового месяца», мужу и жене запрещено спать в одной постели: в еврейской спальне должно стоять две кровати.
Рождение детей
Значимым событием в еврейской семье является появление ребенка. Национальность детей определяется не по отцу, как у других народов, а по матери. То есть если мать еврейка, ребенок ― еврей, независимо от того, какой национальности его отец. Если же отец ребенка еврей, а мать ― не еврейка, их ребенок евреем не считается. Ребенок, рожденный вне брака, незамужней женщиной, не считается незаконнорожденным, и в правах не ущемляется. Еще одна отличительная особенность еврейской семьи ― отцы заботятся о детях так же самоотверженно, как и матери.
С рождением ребенка у иудеев связан особый обряд, означающий принятие мальчика в религиозную общину ― обрезание (циркумизация, брит). Это хирургическая мини-операция по удалению крайней плоти, которая проводится мальчикам на восьмой день после рождения, хотя такой обряд может совершаться над мужчинами любого возраста. Обрезание выполняет мохел (моэль) ― человек, для которого совершение обрезания является единственной работой. Такой обычай есть и у некоторых других народов, но только евреи придают ему особое значение, считая обрезание выполнением одной из Господних заповедей.
Проводы в последний путь
Похороны у евреев раньше были довольно сложной и долгой процедурой, в настоящее время проводы в последний путь значительно упрощены. Усопшего хоронят в простом светлом одеянии, считается, что дорогие одежды нарушают принцип всеобщего равенства перед Господом. Над покойником дома и в церкви читаются молитвы, после чего тело предают земле. Кремацию Тора запрещает, но сегодня традиции евреев, проживающих в России и других европейских странах, допускают кремирование, если на то была прижизненная воля покойного. Цветы на могилу приносить не принято, вместо них на надгробие кладут камешки.
Траур по покойнику включает три периода. Первый (шива) продолжается неделю. В это время скорбящие не должны заниматься никакой работой. Второй (шлошим) длится 30 дней, в этот период сохраняются только основные, внешние элементы траура. Третий период, который соблюдается только в случае смерти родителей или ребенка, длится год.
Необычные еврейские обычаи
У евреев есть интересные и необычные традиции и обычаи, которые у других народов не встречаются.
Шаббат
В переводе с иврита – «шаббат» означает «отдых, воздержание от работы». Считается, что Бог сотворил мир за 6 дней, начав с воскресенья, а на седьмой день, в субботу, отдыхал. Поэтому и людям в субботу запрещен любой физический или умственный труд. В некоторых современных еврейских многоэтажках даже есть специальные лифты, которые автоматически останавливаются на каждом этаже, чтобы человек при пользовании такой техникой не совершал никаких действий. Нарушить Шаббат разрешается только ради спасения человеческой жизни.
Кашрут
Это свод правил, который касается пищевых ограничений, и содержит перечень продуктов питания, разрешенных и запрещенных к употреблению.
Цдака
Одной из основных заповедей иудаизма является оказание помощи нуждающимся («Цдака»). По традиции, у евреев принято в праздники подавать милостыню ― деньги или продукты. При этом делать это нужно, закрыв лицо маской: считается, что анонимность благодеяния убережет подающего от гордыни и подчеркнет, что подаяние, как и любая помощь ― не услуга, а восстановление справедливости.
Камни вместо цветов
На еврейских кладбищах не увидишь цветов, принесенных на похоронах или при посещении могил. Вместо цветов на надгробных камнях лежат камешки. В иудаизме считается, что камень символизирует вечность, и, помещая его на могильной плите усопшего, ты оставляешь рядом с ним частицу своей души.
Традиционные еврейские блюда
Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.
ТОП-10 самых популярных еврейских блюд: