еврейский новый год какой по счету

Необычность еврейского календаря

Совсем недавно Кира Викторова опубликовала “День Вне Времени” на основе фактов древний цивилизации Северной Америки майя. Ее публикация вдохновила меня на более пристальное изучение вопроса об исчисление времени в иудаизме, о чем уже знал немало.

Израиль удивительная страна и уникальная.
В Израиле, и только в нем, есть, чего нет в других странах.
Израиль – колыбель трех мировых религий.
Только в Израиле есть место, где был захоронен и воскрес Иисус Христос. Место, где он родился – город Вифлеем.
Только в Израиле есть икона Божьей Матери, на которой она улыбается – Богоматерь Вифлеемская.
На всех других иконах Божья Мать изображена строгой, задумчивой.

И если во всем мире люди живут по одному летосчислению, то в Израиле в одной единственной стране мира – по другому, абсолютно в другом летоисчислении..

Во всех странах, в том числе и в России, и в Украине, используется григорианский календарь, в котором летоисчисление ведется от рождества Иисуса Христа.

Светский Израиль живет также по григорианскому календарю, а вот религиозный Израиль, то есть религиозные евреи используют в своей жизни для летосчисления календарь исторический, так называемый иудейский, по которому отсчет времени идет не от Рождества Христова, а со времен Адама и Евы.

Еврейские сутки начинаются не с утра, а с вечера.
В соответствии с этим все праздники начинают праздновать вечером и продолжают на следующий день – с утра до следующего вечера.

Еврейская неделя начинается после субботы, то есть в воскресенье – как и в большинстве западных стран.

Месяцы начинаются с новой луны, и в первый день Нового года Рош-ха-Шана может быть только понедельник, вторник, четверг или суббота.

Длина месяцев составляет попеременно 29 и 30 суток, каждые три года в еврейский календарь добавляют 13-й месяц.
Называется этот месяц Веадар. Его принято использовать перед месяцем Нисан исходя из 19-летнего цикла.

Нисан является первым месяцем еврейского календаря, а отсчет годов идет от седьмого месяца, называемого Тишри.
Благодаря периодической вставке месяца Веадара, весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан.

Если говорить о праздничных и траурных днях еврейского года, то нужно понять, как определяются даты этих дней.
О большинстве праздников написано в Торе, где указаны и их даты.
Еврейский народ живет по этому календарю, по крайней мере, более трех тысяч лет – с момента получения Торы на горе Синай.

Календарь религиозных евреев считается наиболее сложным для понимания из всех существующих.

Он основан исключительно на математических вычислениях и является представителем лунно-солнечного календаря.
По еврейским представлениям, первое новолуние мироздания пришлось на первый понедельник 3761 г. до нашей эры.
Этот год считается первым годом еврейского летоисчисления.

В истории еврейского календаря различают три главных периода:
— библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500—450 до н. э.),
— послебиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н. э.)
— талмудический, до заключения Талмуда (70—500 годы н. э.).

В первый период начала месяцев праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца.
Во второй — частично по видению луны и состоянию солнца, частично по вычислениям.
В третий же период — исключительно по вычислениям.

Современный европейский календарь решил эту проблему, просто “забыв” о понятии месяца.
Григорианский стиль, опираясь на опыт предыдущих календарей, все еще делит год на 12 частей, однако эти части лишь приблизительно соответствуют циклу луны.

Рош-ха-Шана — это еврейский Новый год,, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца Тишрей.
По еврейскому календарю он приходится на сентябрь или октябрь.
С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года.
Рош-ха-Шана отмечается в честь сотворения мира.

19 сентября 2020 иудеи праздновали Новый 5781 год.

В этот день в Израиле наступил 5781 год от сотворения мира.
Рош ха-Шана символизирует сотворение мира, от которого и ведется летоисчисление.

Зажжены свечи и произнесены молитвы.
Теперь согласно обычаю евреи могут отведать яблоки с медом.
И при этом все говорят: “Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год”.

Именно с пожелания хорошего и сладкого года евреи встречают праздник Рош ха-Шана — начало нового года по лунно-солнечному календарю.
Если Новый года в европейских странах — это сугубо светский праздник с елками, мандаринами и всем другим, то в Израиле Рош ха-Шана — глубоко религиозный праздник, наполненный духовным смыслом.

В Торе этот день назван праздником труб: “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание”.
В течение двух праздничных дней евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шафара.
Зов трубы, шафара, символизирует зов Божий, обращенный к Его народу, призыв к покаянию.

В этом и заключается смысл праздника Рош ха-Шана.
Важно, чтобы каждый человек мог слышать “пробуждающий звук трубы”, чтобы отвернуться от злых путей.

Шафар изготавливают из бараньего рога, что напоминает также и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака.
Рош ха-Шана открывает 10 дней трепета, так называемые “глобальные дни”, вместе с Судным Днем и праздником Кущей.
И все эти праздники пророчески символизируют второй приход Мессии.

Если бы в каждом году было ровно 12 месяцев, каждый из которых содержит 29 или 30 дней – в году было бы от 348 до 360 дней.
Известно, реальная длина астрономического года несколько выше – примерно 365,242 дня.

Чтобы ликвидировать эту «недостачу», еврейский календарь в некоторые определенные годы добавляет 13-й месяц.
Такой год называется «високосный».

Дополнительный же месяц называется адар, как и «обычный» (12-й) месяц года.
Чтобы отличить эти два месяца, их называют в високосный год, соответственно, «первый адар», и «второй адар», который следует сразу за «первым».

Потрясает точность еврейского календаря.
Но и сложность подсчета.

В 4-м веке римская империя провозгласила христианство официальной религией.
Резко усилились гонения на евреев, один за другим издавались императорские указы, направленные против изучения еврейской традиции.

Установление календаря Сангедрином оказалось под угрозой.
И тогда духовный лидер еврейского народа в те дни – Ґиллель Второй – постановил, что с этих пор еврейский календарь будет «вычисляться», то есть устанавливаться заранее.
По этим правилам, известных еще со времен получения Торы на Синае, даты еврейского календаря вычисляются до сих пор.

Имел возможность длительное время работать в среде сатморовских и любавических ортодоксальных евреев. Очень непростая и сложная у них жизнь. Их нужно пытаться понять.

Источник

Рош а-Шана 2021: Новый год и осенние еврейские праздники, как и когда отмечают

еврейский новый год какой по счету. Смотреть фото еврейский новый год какой по счету. Смотреть картинку еврейский новый год какой по счету. Картинка про еврейский новый год какой по счету. Фото еврейский новый год какой по счету

Еврейский Новый год — Рош а-Шана — начинает череду осенних иудейских праздников, которые отмечают не только в Израиле, но и в других странах, в том числе в России. На Рош а-Шана, по традиции, президент России поздравляет большую еврейскую общину нашей страны. Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудаизма — Торы. Подробнее — в материале ФАН.

Рош а-Шана 2021: что такое еврейский Новый год, традиции и заповеди

Рош а-Шана 2021 отмечается с вечера понедельника, 6 сентября, до вечера среды, 8 сентября.

Считается, что в этот день Всевышний творит суд над всеми, определяя жребий каждого, поэтому праздник также носит название Судный день. Название Рош а-Шана в переводе с иврита означает «голова года», то есть Новый год.

Торжества начинаются после захода солнца, после молитвы верующие участвуют в коллективной ритуальной трапезе, на которой обязательно присутствуют традиционные новогодние блюда. Трапеза проводится не только в семьях, но и в общественных пространствах — в синагогах, еврейских культурных центрах и т. д.

Традиционными блюдами на Рош а-Шана считаются все, что напоминает о совершенстве и красоте мира, сотворенного Создателем, символизируя полноту и сладость наступающего года.

еврейский новый год какой по счету. Смотреть фото еврейский новый год какой по счету. Смотреть картинку еврейский новый год какой по счету. Картинка про еврейский новый год какой по счету. Фото еврейский новый год какой по счету

Это круглый хлеб (хала); яблоки, кусочки которых с благословением обмакивают в мед; нарезанная кружочками морковь как символ денег и достатка; плоды граната, число зерен которого считаются соответствующим числу заповедей Торы; а также рыба, голова которой символизирует пожелание «быть во главе, а не в хвосте».

Праздничный стол ломится от овощей и фруктов, различных мясных и рыбных деликатесов, а также от сладостей. Все желают друг другу хорошего и сладкого года. А вот горькое, кислое, острое в этот праздник есть не принято, не едят также орехи. Работа на Рош а-Шана запрещена.

Одна из важнейших заповедей праздника — обязательно посетить синагогу или общественное пространство, где можно услышать, как трубят в шофар — специально выделанный бараний рог. Звук шофара символизирует глас Божий, трубят в него в течение праздника несколько раз, чтобы как можно больше верующих смогли исполнить эту заповедь.

Еще один ритуал праздника Рош а-Шана называется ташлих — освобождение от грехов прошедшего года. Грехи символизируют крошки из карманов, их выбрасывают в воду, отдавая рыбам. Ритуал сопровождается специальными молитвами.

еврейский новый год какой по счету. Смотреть фото еврейский новый год какой по счету. Смотреть картинку еврейский новый год какой по счету. Картинка про еврейский новый год какой по счету. Фото еврейский новый год какой по счету

Другие осенние еврейские праздники: Йом-Кипур, Суккот, Симхат Тора

Начиная с праздника Рош а-Шана для иудеев начинаются Дни раскаяния, или Дни трепета. Это десятидневная молитвенная подготовка к главному Дню покаяния, который называется Йом-Кипур. В 2021 году Йом-Кипур начнется вечером в среду, 15 сентября, и завершится вечером в четверг, 16 сентября.

Это время траура, молитвы и строжайшего поста (нельзя не только есть, но и пить).

Затем наступает время радости, которое называется Суккот, или праздник Кущей (шалашей). Суккот 2021 длится неделю — с вечера понедельника, 20 сентября, до вечера понедельника, 27 сентября. Праздник так и называется — Время нашей радости. Верующие полностью доверяют свою жизнь Создателю, поэтому все это время живут фактически под открытым небом — в непрочных шалашах (сукках). Сукки возводят во дворах домов, на балконах, около синагог и так далее. А Израиле в таких сукках верующие практически живут, в том числе ночуют; в более холодном климате в шалашах просто стараются проводить достаточное количество времени.

Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудеев — Торы. Праздник называется Симхат Тора (Радость Торы). Симхат Тора 2021 отмечается с вечера вторника, 28 сентября, до вечера среды, 29 сентября. Это — день окончания чтения годового цикла недельных глав Торы, после чего наступает новый цикл, который будет идти весь следующий год.

Подробнее о еврейских праздниках читайте в материалах ФАН.

Источник

Еврейский календарь

Зманим

Выбранный город
Выберите город из списка:
Или найдите город в нашей базе:

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Рекомендуем:

Недельная глава Толдот

Рав Бенцион Зильбер

Несколько секунд и вся жизнь

Почему «Эдом» — это западная цивилизация?

Отвечает Рав Менахем Эпель

Красивый Бней Брак

Глава Толдот

Тора с комментарием Раши, книга Берешит, глава Толдот

Недельная глава Толдот, Яаков и Эсав

Хава Куперман,
из цикла «Недельная глава Торы»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Толдот

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Выбери правильный мир. Недельная глава Толдот

Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»

Недельная глава Толдот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Недельная глава Толдот

Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»

Благословение

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.

Почитайте за честь прислуживать родителям. Толдот

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

История о мяснике и раввине, которым было уготовано одно и то же место в раю. Людей надо предостерегать, этому учили нас праотцы.

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Толдот

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Толдот. Справедливость и честность

Недельная глава «Толдот»

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

🍎 🍯 Рош а-Шана 101: всё, что нужно знать про еврейский Новый год

еврейский новый год какой по счету. Смотреть фото еврейский новый год какой по счету. Смотреть картинку еврейский новый год какой по счету. Картинка про еврейский новый год какой по счету. Фото еврейский новый год какой по счету

Осталось всего несколько дней до Рош а-Шана — еврейского Нового года; в 2021 году праздник начинается вечером 6 сентября и заканчивается вечером 8-го. «Цимес» собрал в одном тексте ключевую инфу: читайте сами и пересылайте друзьям. И да, мы тоже когда-то ничего о Рош а-Шана не знали. Это нормально 😃

Рош а-Шана, или еврейский Новый год, — это осенний праздник в начале месяца тишрей, седьмого месяца по еврейскому календарю. Это одновременно время радости и время серьёзной интроспекции, время праздновать начало нового года и подводить итоги минувшего. Это день рождения нашего мира — и время божественного суда. Мы осмысляем наши выборы, поступки и намерения в минувшем году и стараемся как можно честнее оценить себя и обдумать своё дальнейшее духовное развитие.

Считается, что в Рош а-Шана Господь открывает Книгу жизни и смерти — и через десять дней, на Йом-кипур, скрепляет печатью сделанные там записи.

А что такое вообще Высокие праздники?

Два дня Рош а-Шана начинают Десять дней покаяния (асерет йомей тшува), также известные как Дни трепета (ямим нораим), которые оканчиваются днём поста Йом-кипур. Дни трепета — это окончание длинного процесса подведения итогов, который занимает весь прошедший месяц под названием элул. Весь этот месяц в конце утренней молитвы в синагогах звучит шофар — традиционный инструмент из рога барана или горного козла. За неделю до Рош а-Шана добавляются ещё и специальные молитвы под названием Слихот. Реформисты отмечают Рош а-Шана один день, консервативные и ортодоксальные иудеи — два дня.

Но всё не так страшно, одновременно Рош а-Шана ещё и семейный праздник, повод собраться всем кланом за столом у любимой бабушки (или кто у вас матриарх семейства), наесться вкусной еды и обменяться подарками и поздравлениями — шана това у-метука, счастливого и сладкого года!

А когда всё это началось?

Празднование Рош а-Шана — ритуал, известный с библейских времён, хотя в Торе не упомянуты такие аспекты праздника, как Новый год или Судный день. Назначить этот день Новым годом — более поздняя талмудическая идея; возможно, всю эту тему целиком позаимствовали у вавилонян, сейчас уже не узнать.

Однако известно: раввины древности постановили, что Рош а-Шана — годовщина дня, когда был создан мир (или когда был создан человек, традиции разнятся).

Ещё одна дополнительная интерпретация: тишрей — седьмой месяц, а значит, как бы Шаббат всего года.

А что происходит в синагогах?

В утреннее богослужение на Рош а-Шана добавляют три набора молитв — малхуйот, зихронот и шофарот, они заканчиваются трублением в шофар. Особый молитвенник для Рош а-Шана называется махзор и содержит все нужные тексты.

В первый день читают главу Торы (Бытие 21), где Сара и Авраам, после многих бездетных лет, благословлены младенцем Исааком и Сара прогоняет Агарь, служанку и наложницу Авраама, вместе с её сыном Исмаилом. Чтение второго дня — Бытие 22, история о том, как Авраам чуть было не принёс в жертву своего драгоценного единственного сына.

Эта история и трубление в шофар — напоминание о завете, заключённом между Б-гом и народом Израиля.

Также среди самых известных традиций в эти дни — чтение пиюта «У-неттане токеф» («И придадим силу») и молитвы «Авину малкейну» («Отец наш, владыка наш»). Вот она в исполнении Барбры Стрейзанд:

Ещё одна популярная традиция, проводимая после полудня в первый день Рош а-Шана, — ташлиах, когда люди бросают в проточную воду хлебные крошки, символизирующие их грехи.

А как отмечать Рош а-Шана дома?

Традиционно Рош а-Шана — семейный праздник, включающий общую трапезу. Чаще всего она мясная, на стол стараются поставить всё самое вкусное. Обязательно пекут или покупают круглую халу, символизирующую вечный жизненный цикл. Ломти халы макают в мёд — символ сладкого нового года; то же самое делают с нарезанными яблоками. Часто едят цимес — сладкое блюдо из моркови и изюма.

Сефардские и восточные семьи отмечают Рош а-Шана специальным ритуалом, седером, похожим на тот, что принят на Песах, с особой едой, символизирующей благословения нового года. Чаще всего это гранат, финик, стручковая фасоль, свёкла, тыква, лук-порей и рыбья голова, все они обещают надежду на процветание и здоровье в наступающем году.

Многие символические кушанья выбраны за то, что их названия на иврите или вид созвучны благословениям — пусть в новом году мы будем в голове, а не в хвосте, пусть будем многочисленны, как зёрна граната.

Каждый продукт поднимают, говорят благословение и едят — чтобы словно интегрировать, вобрать в себя хорошие пожелания.

Некоторые люди избегают в этот период орехов из-за гематрии — сложной мистической системы интерпретации чисел, — поскольку у ивритских слов эгоз («орех») и хет («грех») одинаковое числовое значение. Но нам это делать не обязательно.

А что говорить?

Можно просто пожелать счастливого праздника — хаг самéах, а можно пойти дальше и использовать специальные новогодние формулы. Например, шанá товá — дословно «хороший год», пожелание, собственно, хорошего года. Часто говорят «шанá товá у-метукá», «хорошего и сладкого года». Гмар хатимá товá — «хорошей записи» (в Книгу жизни) — традиционное приветствие в дни от Рош а-Шана до Йом-кипура, поскольку считается, что в эти дни наши судьбы записываются в Книгу жизни.

Краткий словарик

Акеда́ — «связывание», чаще в форме акедат Ицхак, «связывание Исаака», — отсылка к библейскому рассказу о жертвоприношении Исаака
Гмар хатима́ това́ — «хорошей записи» (в Книге жизни), традиционное пожелание в период от Рош а-Шана до Йом-кипура
Хаг самеах — «счастливого праздника», так можно сказать в любой еврейский праздник
Махзóр — дословно «цикл», специальный молитвенник на Рош а-Шана и Йом-кипур, содержащий нужные для праздничных служб тексты
Слихóт — дословно «извинения», молитвы о прощении, которые читают во время месяца элул, и специальная служба за неделю до Рош а-Шана
Ташли́х (иногда ташли́ах) церемония символического избавления от грехов в первый день Рош а-Шана
Тишрéй — седьмой месяц года по еврейскому календарю, но именно в тишрее празднуется Рош а-Шана
Тшува́ «покаяние, раскаяние», лейтмотив Дней трепета от Рош а-Шана до Йом-кипура
Хет — «грех»
Шана́ това́! — «хорошего года», традиционное пожелание на Рош а-Шана
Шана́ това́ у-метука́! — «хорошего и сладкого года»
Шофа́р — традиционный музыкальный инструмент из рога животного
Цом каль — пожелание лёгкого поста, в том числе на Йом-кипур
Элýл — последний месяц еврейского календаря перед Рош а-Шана, время интроспекции, рефлексии и искупления грехов
Ями́м нораи́м Дни трепета, период от Рош а-Шана до Йом-кипура, когда устанавливается судьба каждого человека в будущем году

Источник

Системы летоисчиселения еврейского календаря

Какой год считать первым?

Система летоисчисления требует отправной точки, и она может быть практически любой — в зависимости от того, какое событие в истории люди считают настолько важным, чтобы вести от него счет. Исламский календарь, например, начинается с такого эпохального события, как хиджра, то есть прибытие Мухаммеда в Медину в 622 году н.э. Китайцы свое время меряли династиями императоров, а во Франции и Советской России некоторое время действовали нововведенные «революционные» календари.

Христианский календарь, которым пользуются сейчас во всем мире, считает своей отправной точкой год рождения Йешу, хотя и был введен гораздо позже, в 525 г. н.э. Хатам Софер пишет, что подсчет лет от Сотворения Мира напоминает нам, что мир обновляется Вс-вышним, что Земля Израиля — обещана нам, и что евреям не следует использовать григорианский (христианский) календарь (Драшот, друш 10, 7 ав 5570, том 5, стр. 114).

Книга Берешит содержит хронологическое летоисчисление от Сотворения мира до смерти Йосефа в Египте — и каждый человек может сам посчитать, в какой год от Сотворения Мира кто родился и кто умер из первых людей, упомянутых в книге Бытия.

А первая годовая система подсчета, используемая еврейским народом, которую мы находим в Танахе, в качестве точки отсчета устанавливает выход из Египта. Книга Бемидбар начинается с того, что описанные там события произошли «в первый (день) второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраима» (1:1).

Система отсчета от выхода из Египта была актуальна 480 лет: вплоть до строительства Первого Храма. «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду» (Книга Царей I, 6:1). Кроме того, в Книге Царей неоднократно упоминается, что то или иное событие происходило в такой-то год правления того или иного монарха.

Резюмируют мудрецы Талмуда в Мехильте (на главу Итро 19:1) и в Иерусалимском Талмуде (Рош Ашана), что первоначально годы считались от Исхода, а затем стали считаться от строительства Первого Храма.

После разрушения Первого Храма евреи повели новый счет: с самого начала изгнания, как указывает пророк Йехезкель (40:1): «На двадцать пятом году изгнания нашего, в начале года, в десятый (день) месяца…»

Мишна (Гитин8:5) указывает, что в гете (разводном письме) нельзя указывать дату от возведения Первого Храма или от разрушения Второго Храма. А это означает, что эти системы на тот момент для некоторой части евреев были актуальны.

Это подтверждает и удивительная коллекция надгробий, датируемых от 351 до 577 г. н.э., обнаруженная в Зоаре, к юго-востоку от Мертвого моря. Надписи на христианских надгробиях используют календарь римской провинции Аравии, первый год которого соответствует 106 г. н.э. А надписи на еврейских надгробиях, выполненные на арамейском языке, используют еврейский лунный календарь, который ведет начало от разрушения Второго Храма, и кроме того — указывают и номер года в семилетнем цикле шмита, как в Книге Юбилеев, найденной среди прочих рукописей в Кумранских пещерах.

Йеменские евреи во время чтения кинот (скорбных поэтических элегий) Девятого Ава по сей день вспоминают, сколько лет прошло с момента разрушения Второго Храма, и сколько лет — после разрушения Первого храма и последующего изгнания евреев в Йемен.

В последние годы существования Второго Храма и вскоре после его разрушения было принято несколько систем подсчета лет, который просуществовали недолго. Например, в написанном в Масаде гете указана дата «шестой год», что, по утверждению ученых, должно означать, что он был написан в 111 г. н.э., и отправной точкой является 106 г. н.э.: тот год, когда провинции Аравии и Бостра стали частью Римской империи.

Монеты, отчеканенные во время восстания Бар-Козевы (132-135 н.э.), были датированы началом восстания. На этих монетах также встречались надписи: «Первый год искупления Израиля» или «Второй год свободы Израиля».

Александр Великий и еврейское летоисчисление

Во времена Второго Храма существовала еще одна система, известная как миньян штарот и применяемая при составлении документов. В Талмуде указываются годы этого летоисчисления с добавлением слов ле-малхут александрус (правления Александра), что, казалось бы, должно указывать на его основателя — Александра Македонского, но на самом деле, подсчет годов велся от начала эры Селевкидов и применялся еще долго после того, как греческое владычество уже закончилось.

В тот год, когда монархия Селевкидов установила свою власть в Сирии, генерал Александра Македонского Селевк I Никатор вернулся в свою столицу — Вавилон. Сын Селевка, Антиох I, вместо того, чтобы начать считать годы заново, как это было принято среди правителей, продолжил год отсчета от правления своего отца.

Существует три возможных даты начала 1-го года ле-малхут александрус: сразу после битвы за Газу, и тогда 2-й год начинается спустя несколько месяцев, осенью 312 г. до н.э.; осенью 312 г. до н.э. (эту точку отсчета использует Талмуд); или осенью 311 г. до н.э.

В талмудический период (с третьего по пятый века н.э.) в Израиле и диаспоре пользовались разными методами датирования документов. Раши (Авода Зара 9а), комментируя барайту, в которой говорится о Земле Израиля после разрушения Храма, указывает, что отправной точкой летоисчисления в Эрец Исраэль в те годы было разрушение Второго Храма. Что касается диаспоры, то Талмуд (Авода Зара,10a) приводит от имени Рава Нахмана, что следует считать годы от «начала эры» греческих правителей (т.е. миньян штарот).

После завершения написания Талмуда миньян штарот еще продолжал применяться, и одновременно с этим стали использовать и дату с Сотворения Мира. Таким образом, в период средневековья использовались параллельно три системы — по крайней мере, в Египте XII века, когда жил Рамбам, который в Илхот Шмита ве-Йовель 10:4, желая разъяснить, какой именно год является годом шмиты, указывает его во всех трех системах: «Согласно этому расчету, в этом году, который является 1107-м от разрушения Храма, то есть 1487-м согласно миньяну штарот, то есть 4936-м от Сотворения Мира, — это год шмиты и 21-й год цикла йовель».

В последние века большинство евреев не ведут подсчет от разрушения Храма. Тем не менее, романиоты (потомки древнегреческой еврейской общины) использовали эту систему до недавнего времени. Например, в ктубе, написанной на острове Корфу 26 мая 1944 года (за считанные недели до депортации фашистами всех евреев с острова в июне 1944 года!), дата указана так: «пятница, четвертого сивана, 5704 год Творения и 1876-й год от разрушения Храма, да будет он восстроен вскоре, в наши дни и дни всего Израиля, амен, в соответствии с системой летоисчисления, которую мы традиционно используем здесь, в городе Корфу».

Миньян штарот в течение нескольких веков продолжал использоваться евреями в некоторых сефардских общинах, особенно в Египте. А наряду с этой датировкой встречаем в документах Каирской гнизы также и местную датировку — по исламскому календарю.

Раби Хаим Йосеф Давид Азулай (рабейну Хида) писал, что одно из достижений великого алахического авторитета XVI века раби Давида бен Шломо ибн Зимры (Радбаза), наряду с написанием более 3000 респонсов, было то, что он отменил использование системы миньян штарот в Египте (Шем Агдолим, том 1,далет: 16, стр. 19а).

Раби Яаков Сапир (Эвен Сапир62б) в 1864 году описал, что йеменские евреи, а также близкие к ним малабарские евреи (Индия) использовали исключительно миньян штарот, и, за исключением ученых и писцов, большинство евреев Йемена даже не знали года от Сотворения Мира.

Многим известна история про то, как Шимон а-Цадик в благодарность за то, что Александр Македонский отказался от намерения поставить свою статую в Иерусалимском Храме, обещал назвать всех еврейских мальчиков, родившихся в тот год, Александрами. Любопытно, что рабби Яаков Сапир, пересказывая эту историю, добавляет, что Шимон а-Цадик дал великому полководцу еще одно обещание: перейти на новое летоисчисление: ле-малхут александрус

Anno Mundi и Б-жественное управление мира

Когда же большинство еврейского мира повсеместно перешло на используемую сейчас систему летоисчисления? Раби Азария дей Росси (1511-1578) в своей книге Мэор Эйнаим предполагает, что широкому использованию летоисчисления с Сотворения Мира дал начало в IX веке н.э. рав Шрира Гаон, автор знаменитого Послания, объясняющего причины и обстоятельства, которые побудили мудрецов к записи Устной Торы.

Рабейну Там в XII веке, Тур в начале XIV века и Ран в середине XIV века свидетельствуют, что в их время общепринятая практика — это датировать разводные письма, используя год с Сотворения Мира. А Шулхан Арух в XVI веке окончательно утверждает, что эта система стала настолько универсальной, что если софер в разводном письме не напишет слова «от Сотворения мира», гет все равно будет кошерным.

В научных документах дату Сотворения Мира принято сопровождать аббревиатурой AM — anno mundi, что означает «в год мира». Для того, чтобы повсеместно использовать систему AM, необходимо было согласовать точную дату отсчета. В Письменной Торе эта дата не указывается.

Древнейшей систематизированной еврейской хроникой является Седер ОламРаба. И если мы знаем такие аксиоматичные даты, как, например, год рождения праотца Авраама — 1948 от Сотворения Мира — то это благодаря Седер Олам Раба. Тем не менее, это не единственная система AM, а одна из трех существующих.

В первой системе AM, которая и используется в настоящее время, 1-й год начинается за год до создания Адама и длится пять дней Творения (шнат тоу) — так было принято считать в Земле Израиля. Во второй системе AM, которая используется в Вавилонском Талмуде, 1-й год начинается в день создания Адама. И наконец, третья система AM, система хроники СедерОлам Раба, считает 1-м тот год, который начался через год после создания Адама.

В различных местах, в разные периоды времени и в различных классических документах использовались разные точки отсчета, что привело к значительной путанице. Неясно, почему первая система АМ стала общепринятой, но одно ее явное преимущество заключается в том, что по ней легче всего высчитывать год шмиты: число года делится на семь без остатка. Например, любому ясно, что ближайший год шмиты — 5782, так как разделив это число на 7, получаем 826 без остатка. Но по этой системе получается, что праотец Авраам родился не в 1948, а в 1950 году.

Книга Питхей Тшува разъясняет, что для того, чтобы избежать путаницы между системами, в документы необходимо включать фразу «в такой-то год от Сотворения Мира, в соответствии с подсчетом, принятым в этом городе …»

Получается, что не всегда евреи считали годы от Сотворения Мира, и в течение целых веков использовали систему летоисчисления, связанную с давно почившей династией Селевкидов. Это кажется странным — ведь, на первый взгляд, она не имеет отношения к еврейской Традиции.

Ключ к этой загадке можно найти в Гмаре (Авода Зара 10а), где говорится о том, что годы миньян штарот начинают считаться ровно через одну тысячу лет после Исхода из Египта. Раби Шломо Йеуда Лейб а-Коэн Раппопорт утверждает, что система миньян штарот была на самом деле просто продолжением подсчета лет от Исхода. А раби Яаков Медан, руководитель ешивы Хар Эцион, подчеркивает, что счет лет от Исхода (и его продолжение) ведет счет лет Б-жественного управления Мира и указывает не столько на годы правления того или иного царя из плоти и крови, а на годы правления Царя Царей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *