к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей

К чему бесплодно спорить с веком? / Обычай — деспот меж людей

К чему бесплодно спорить с веком? / Обычай — деспот меж людей
Иносказательно о силе привычки, устоявшихся традиций и пр. (ирон.). см. Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей.

Смотреть что такое «К чему бесплодно спорить с веком? / Обычай — деспот меж людей» в других словарях:

Обычай — деспот меж людей — Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. I, строфа 25). К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Смысл выражения: правила, некогда установленные людьми, со временем становятся неписаными… … Словарь крылатых слов и выражений

обычай старше закона — Обычай не клетка (не переставишь) Ср. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. А.С. Пушкин. Евг. Онег. 1, 25. Ср. Обычай земли есть неписан закон земский; обычай ин закон. Стоглав. 42. Законы отец (по Нестору Печерскому) обычаи … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

беспло́дно — нареч. к бесплодный (в 3 знач.). К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Пушкин, Евгений Онегин. Игроки бесплодно пытались отыграть у Топорнина мяч. Л. Гумилевский, С востока свет! … Малый академический словарь

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей — Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. 1, строфа 25): Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. В этих строках поэт описал не только… … Словарь крылатых слов и выражений

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Осторожно, традиция!

«К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай — деспот меж людей», А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Довольно ярко и образно А.С.Пушкин выразился о силе привычки, устоявшихся традициях, неписанных правилах, и пр. Ему ли не знать это, собираясь как раз писать о нарушении этих обычаев и традиций? Но чаще всего традициям следуют, как неписанным законам общества, даже вопреки своим интересам и здравому смыслу. А на пытающихся оспорить эти традиции смотрят как на ненормальных, бунтовщиков, нарушителей спокойствия, подрывающих устои общества.

«Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Религиозная традиция — это, в основном, доктрина, которая, как считается, обладает божественной властью, хотя может не исходить из Священного Писания, но обоснованна в преданиях.

Некоторые традиции могут звучать очень религиозно и убедительно, но фактически преуменьшают, игнорируют или даже противоречат Слову Божьему, а если не слову, то духу. Но не смотря на это, считается, что именно так верно и правильно.

Когда на земле жили такие воплощения Бога как Рама, Кришна, Иисус Христос, они не всегда поддерживали общепринятые традиции. Например, Рама отменил величайший обряд жертвоприношения коня – ашвамедху. Это был царский обряд демонстрации обретения власти и силы, праведности и благосостояния. В те времена ашвамедха была всё…

В детстве Кришна уговорил жителей Врадже, которые каждый год проводили пуджу богу Индре, не делать этого, а почтить холм Говардхана, который питает и защищает жителей этого селения.

Отношение Иисуса Христа к традициям тоже известно:

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»( Мат.15:1-9).

Я не против традиций, но наступает время, когда традиция устаревает, тормозит дальнейшее развитие общества, а то и тянет назад, как например, сохраняющийся в некоторых местностях обычай похищения невесты, которым прикрываясь ломают человеческие судьбы.

Есть традиция, истоки которой хоть и происходят, якобы, из Писания, но которая настолько владеет обществом, что её «чтут» не только верующие, а, практически, все.

« Да, они такие же, как их праматерь Ева. Поэтому их надо заранее прессовать, и посильнее, чтобы ничего подобного снова не родилось в их головах».

Подождите… про голову… это интересно. Кто у нас голова?

«Хочу также, чтобы вы знали, что… жене г(о)лава – муж»(1Кор.11:3),

любимые стихи мужской части населения.

Что тут поделаешь, если Сам сказал:

«…к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16).

Прямо садомазохизм какой-то, он её прессует, а её влечёт…

Когда первобытный единый человек был разделён Богом на две половины, то это были не совсем равные половины, голова досталась мужчине, а сердце женщине. Думают, мыслят, философствуют, составляют богословские трактаты о том, что произошло в Эдеме, мужчины. А женщине думать нечем, в сердце нет мозгов, но сердце не думает, а знает. Но кто будет спрашивать первую грешницу в церкви? «Жены ваши в церквах да молчат. »(1Кор.14:34).

Многие считают, что говорящий змей был первым диавольским чудом. Изначально, змей, якобы, имел очень респектабельный вид, его оперение переливалось разными цветами, и он летал. Но после того, как диавол использовал его своим медиумом для обольщения людей, Божье проклятие превратило его в обычную змею.

Странно, змей был, якобы, проклят, а диавол нет почему то.

Посудите сами, что, допустим, павлин с перьями, страус, гусь и т.п., вас обманули… Это можно воспринимать серьёзно? Во-первых, змей это всего лишь животное, говорить о нём, как о хитром, наравне с человеком, это через чур, всё таки между людьми и животные существует грань. И, во-вторых, человек «учит» животных, в смысле, дрессирует, а не животные учат человека. А тут, вдруг, человек, т.е жена, стала решать со змеем жизненно важные проблемы, ещё бы с обезьяной пошла консультироваться.

Не забывайте, что Библия книга притч и аллегорий. Притчи и аллегории самый подходящий язык для истины. Но где брать персонажей для этих аллегорий? Из окружающего мира, в том числе и животного.

Потому и змей аллегория. И советую мужчинам-богословам, закрепившим подчинённое, униженное, виноватое, рабское положение женщины через свои трактаты, заняться чем то другим.

Если змей аллегория, символ, то чего?

И до Библии, до Моисея, были Писания, было богословие, было определённое мировоззрение у людей. Люди не живут без религии и мировоззрения, но они меняются. Моисей хорошо был знаком с ними в Египте. В древнем Египте змея символизировала знания, мудрость, богатство, власть. Господь Вишну покоился на Змее Шеше в мировом океане в перерывах между творением Вселенной. Господь Шива носил змею на шее, и она его не кусала, и не душила. Эти символы указывают на спокойный, укрощённый ум.

Теперь вспоминайте, кому при «распиливании» человека досталась г(о)лова, и соответственно ум?

Где был Адам, когда Ева прогуливалась по саду?

Человек существо диалектическое. Это значит, что если обычные супруги могут поссориться и расстаться, то диалектические половины могут бороться, враждовать, расходиться, мириться, объединяться, но при этом они будут всё время вместе. Когда Бог разделил человека на «мужчину» и «женщину», то это был также аллегорический раздел, т.к. «операция» происходила в душе. Да, их стало как бы двое, внутренне, внешне же человек по прежнему один, хоть мужчина, хоть женщина. И когда Ева прогуливалась возле дерева познания добра и зла, Адам просто не мог не быть с ней рядом. К тому же, и прогулка аллегорическая, потому что никуда ходить не надо, и сад, и деревья находятся в душе. Но как описать? С помощью природы…

Да, но ведь Ева первая съела запретные плоды? А как же тут не съешь, если тебе ум-муж говорит? К тому же, сначала именно перстный человек приходит в соприкосновение с грехом. Сравните:

«похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»(1Иоан.2:16),

« увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Похоть – от слова хотеть, желать, вожделеть. Страстное возбуждение, влечение к плотским, чувственным удовольствиям. Ум подумал, а распаляется, вожделеет душа.

«…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех…» (Иак.1:14-15).

Но, источник греха, т.е. его «папа» – гордость… ума.

И, следовательно, «смиренномудрие – это единственное лекарство от гордости и остальных грехов» Прп. Иустин (Попович)

С тех пор и пошло, кто-то разглагольствует, а кто-то приносит в подоле, и осуждается не краснобай, а приносящая в подоле. Но прежний соблазнитель уже не тот, ползает на брюхе, и лепечет что-то неразумное:

«жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»(Быт.3:12).

Но и на брюхе, желание обольщать не иссякает, а как обольстит, то сразу в кусты:

— «Адам, Пётр, Иван, Роберт… где ты? У нас будет ребёнок!

А из кустов – тишина.

Так получилось, что превратно понятая легенда, повлияла на человеческое общество, породив традиционно негативное отношение к женщинам.

«Ты, что, не г(о)лава? Стукни кулаком по столу, топни ногой, покажи, кто в доме хозяин…»

А у ножниц какая половина главная? А у очков?

Если супруги не слушают ап. Павла и церковных пастырей, трясущих Библией, и не делятся на г(о)лаву и хвост, то и живут… дружно, как… ножницы.

Вспоминается тренер по теннису, тренировавшая моего сына. Бывшая военнослужащая, парашютистка… Она пошла в армию, чтобы получить квартиру, получили, и она продолжала прыгать с парашютом, и рожать детей, причём троих, а муж сидел в декретном отпуске.

Мой папа, нередко бывало, как подвыпьет, признавался: «она умнее меня…».

Традиции традициями, но кто не обретёт кроткий ум, женщина или мужчина, получат драконий:

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью
рогами»(Отк.17:3).

Всё та же знакомая двоица, жена и зверь…, но уже не земляной, а багряный.

Смотрите же за собою, а не за женщинами. Потому что, виновник греха не женщина, да и не мужчина, а каждый в своей части, в составе диалектического человека. В Быт.3 главе показаны лишь роли каждого.

«Традиции. Традиции подобны манго.
Когда плод манго только появляется, он ещё горький.
Пройдёт время, и его вкус станет кислым.
И только тот, кто любит кислое, будет радоваться ему.
Лишь в положенный срок манго созреет и станет сладким.
Такие плоды понравятся всем!
Но через какое-то время, плод начнёт портиться.
Он начнёт источать гнилой запах…
Человек, съевший гнилое манго, заболеет.
И в конце от манго остаются лишь сухие косточки, которые никто не захочет есть.
Я не имею ничего против традиций…
Но когда они становятся способом эксплуатации и вместо радости приносят людям страдания, их, как сухие косточки, надо предать земле и принять новые традиции!» Кришна из к\ф «Махабхарата»

Считается, что христианство более революционно, чем Ветхий Завет, и, наконец, освободило женщин от дискриминации, основанной на этой же, якобы, Библии:

«нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал.3:28).

Освободило? Но в Библии не было причин для дискриминации. А где же они были и есть?

Источник

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…

к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Смотреть фото к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Смотреть картинку к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Картинка про к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Фото к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людейПушкинские строки «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» пересекаются с чеховским высказыванием: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Смысл фразы в том, что человек должен успевать следить за собой, быть достаточно привлекательным для людей. Ведь, как известно, человека встречают по одежке, а провожают по уму — еще одна пословица на эту же тему.

Пушкинское высказывание, тоже успело стать афоризмом, не утратившим актуальности в наши дни. Напротив, на фоне рекламного бума и изобилия косметических товаров и услуг эта строка приобрела особую остроту. Человек может быть талантливым ученым, популярным артистом, финансовым гением, или компьютерным программистом, при этом должен выглядеть безупречно. Особенно, если человек вращается среди людей: коллег, партнеров¸почитателей таланта.

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. И что плохого в том, что мужчина вовремя просмотра новостей по ТВ, стоя в пробке, или ожидая пока произойдет химическая реакция подшлифует немного ногти, или подрежет кутикулу?

Важно, чтобы человек знал ту тонкую грань, меру, золотую середину или, если хотите лезвие бритвы, за которой находится комплекс, нарушение. Перешагнул влево, не думает человек «о красе ногтей» значит, впадает в неряшество, в неопрятность. Шагнул вправо, вместо того, чтобы думать, о том, как он поет, или что говорит с трибуны, человека заботит мысль о том, как он выглядит, это уже смахивает на нарциссизм, на самовлюбленность. Это – другая грань. Пушкин в этой строфе пишет о человеческом комплексе, стоящем рядом с нарциссизмом. Но это – другой комплекс. Онегина очень заботит, что скажут о его внешности, но его не волнует, как его проводят «по уму».

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Источник

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 25):
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

В этих строках поэт описал не только Онегина, но и отчасти самого себя. О нем было известно (и известный портрет работы художника О. А. Кипренского тому наглядное свидетельство), что одно время он очень тщательно ухаживал за своими ногтями, а на мизинец, где был особенно длинный и красивый ноготь, он, ложась спать, даже надевал специальный чехольчик, чтобы не сломать этот предмет своей особой гордости.
Цитируется: как ответ на упреки в излишней заботе о своем внешнем виде.

Смотреть что такое «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей» в других словарях:

быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь

быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

КРАСА — КРАСА, красы, жен. 1. только ед. Красота (поэт. устар.). «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.» Пушкин. 2. Украшение, то, что составляет славу, украшение кого чего нибудь (книжн. торж.). «Юный град, полнощных стран краса и диво.» … Толковый словарь Ушакова

К чему бесплодно спорить с веком? / Обычай — деспот меж людей — Иносказательно о силе привычки, устоявшихся традиций и пр. (ирон.). см. Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

Источник

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей

Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837) о привычке Евгения Онегина хорошо и модно одеваться (глава 1, строфа 25):

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант [ 69 ]

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной [ 71 ] выходил

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

Примечания

↑ 68) (1794 – 1856) — гусарский офицер, член «Союза благоденствия», философ, друг Пушкина. Отличался щегольством, изысканным вкусом, что в сочетании с блестящим умом и широкой образованностью делало его одной из самых ярких фигур петербургского света.

↑ 69) — человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни)..

↑ 70) — человек, любящий наряжаться, щёголь.

↑ 71) — комната, где одеваются, наряжаются.

↑ 72) — богиня любви в древнеримской мифологии.

Евгений Онегин в кабинете (художник Е. П. Самокиш-Судковская) к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Смотреть фото к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Смотреть картинку к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Картинка про к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей. Фото к чему бесплодно спорить с веком обычай деспот меж людей

«В этих строках поэт описал не только Онегина, но и отчасти самого себя. О нем было известно (и известный портрет работы художника О. А. Кипренского тому наглядное свидетельство), что одно время он очень тщательно ухаживал за своими ногтями, а на мизинец, где был особенно длинный и красивый ноготь, он, ложась спать, даже надевал специальный чехольчик, чтобы не сломать этот предмет своей особой гордости».

Портрет Кипренского — единственный прижизненный портрет, который поэт одобрял. Портрет хранится в Третьяковской галереи. По поводу этого портрета поэт в 1827 году написал стихотворение «Кипренскому».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *