К чему трещат дрова в печке приметы
Приметы про печь
Издревле на Руси печку называли главной кормилицей, заступницей, душой семьи. Она лечила от болезней, за ней любил прятаться дедушка-домовой. Народные приметы про печь всегда были наполнены какой-то особой добротой, мудростью и заботой.
Для мира, гармонии и здоровья
Огонь — стихия древняя, могучая. Пламя способно обогреть, высушить одежду, обеспечить домочадцев горячим обедом. Или обидеться, выйти из-под контроля и сжечь хижину, оставив людей без крова.
Про затопку печи и не только
«Испечь в печи ляльку»
В некоторых русских сказках печка выступала в качестве атрибута главной лесной злодейки — Бабы Яги. Непослушных детей и добрых молодцев она так и норовила на лопату посадить да в огонь отправить.
Интересно, что в народе на этот счет существовала совершенно особая примета — она советовала родителям болезненного ребенка «испечь в печи ляльку».
Понятно, что никто не собирался жарить младенцев по-настоящему, но бабки советовали совершенно серьезно:
Правда, предварительно ее очищали от золы и угольков. Подобным же способом знахарки выхаживали недоношенных младенцев.
Особенности печных предсказаний
Выпал кирпич
Говорили, что через это отверстие утекают благосостояние и здоровье домочадцев. Использовать такой камень не по назначению было нельзя, его следовало вернуть на место и заделать повреждение.
Ломать печь
Одновременно начинали строительство новой «кормилицы», а ее большого почитателя-домового временно приглашали пожить в углу за веником.
Про угольки в пище и другие приметы
Горшки с варевом ставили в жерло печки, туда, где трещал огонь. Неудивительно, что некоторые угольки могли оказаться в каше или щах. Хозяйке, обнаружившей такой «подарочек», советовали готовиться к приходу гостей.
Народные Приметы
Народные приметы и ритуалы, связанные с печкой.
// Если дрова в печи горят с треском — будет мороз, а если с гудящим шумом — жди бурана.
// Дрова горят вяло или гаснут — в ближайшие дни наступит оттепель.
// Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх — верный признак солнечного и безветренного дня.
// Дым выгибается коромыслом и стелется по земле — подтверждение предстоящего ненастья.
// Если за печью зимой затрещал сверчок – быть теплу и мягкому снегу. Погоду предсказывала и каша, выбежавшая из горшка. Та, что направлялась к выходу из печи, предрекала ненастье, та же, что выбежала к дальней стенке, обещала хорошую новость этому дому. Коли в печи кошка греется – быть морозу лютому. Неожиданно разгоревшийся в печи уголь, сулил скорые холода.
// Уезжая навсегда из дома, хозяевам следовало напоследок не трогать печь, иначе новым хозяевам хорошей жизни не будет. Отсыревшая печь ведет к слезам своей хозяйки. Подпирая печь кочергой, женщина сама провоцирует мужа на измены.
// Бросая в печь мусор, был риск сжечь свое благополучие. У тех домочадцев, кто шевелил сковородником в печи, появлялись мыши. Положивший дрова вперед остряками, рисковал затеять ссору.
// С треском дров в печи, связаны легенды о том, что это души, ушедших с этой земли, домочадцев. Если у кого-то из покинувших этот мир, остались какие-то дела, то треск и сильный шум при топке печи говорят о том, что души просят помощи своих близких. Если же ушедший был беспросветным грешником, то в таком случае говорили, что если затрещали дрова, то он вместо ада жарится в домашней печи.
// Другим же вариантом, объясняющим, почему трещат дрова в печи, была еще одна примета, сулящая сильную непогоду. Когда в печи, помимо треска, слышны ухающие звуки – значит, ждет кого-то из семьи дорога.
// Приметы об печах запрещали ломать этот самый важный символ жизни. Если же печь пришла в негодность, и сломать ее требовалось для постройки новой, то необходимо было попросить у домового прощения за то, что его беспокоили и лишали жилища. Предлагалось выбрать для него любой укромный угол и, взяв веник, перенеси его туда на время возведения его нового дома.
Приметы про печь
Чтобы умаслить домового, на печь сажали фигурку кошки, символизирующую уют и тепло. Считалось, что это животное приносили в дар домовому, который в ответ должен был следить за порядком.
Обращались к запечным жителям и во время выпадения молочных зубов. Только в этот раз главным героем являлась мышка. Согласно поверьям, отдавая ей свой молочный зуб, ребенок должен был попросить себе коренной, еще лучше прежнего. Выпекая хлеб, важно было, чтобы он достаточно поднялся, поэтому поставив его в печь, хозяйки ненадолго приподнимали подол. Уходя из дома, стоило прислонить к печи ухват, а также открыть трубу. Это должно было обеспечить добрый путь.
Особое значение имела зола. Собрав золу, хозяйка могла воспользоваться ею для стирки вещей. Они, как это ни странно, становились не только чистыми, но и еще более крепкими. Примета про золу сулила не только чистое белье, но и избавление от многих напастей.
Если за печью зимой затрещал сверчок – быть теплу и мягкому снегу. Погоду предсказывала и каша, выбежавшая из горшка. Та, что направлялась к выходу из печи, предрекала ненастье, та же, что выбежала к дальней стенке, обещала хорошую новость этому дому. Коли в печи кошка греется – быть морозу лютому. Неожиданно разгоревшийся в печи уголь, сулил скорые холода.
Уезжая навсегда из дома, хозяевам следовало напоследок не трогать печь, иначе новым хозяевам хорошей жизни не будет. Отсыревшая печь ведет к слезам своей хозяйки. Подпирая печь кочергой, женщина сама провоцирует мужа на измены.
Бросая в печь мусор, был риск сжечь свое благополучие. У тех домочадцев, кто шевелил сковородником в печи, появлялись мыши. Положивший дрова вперед остряками, рисковал затеять ссору.
Трещат дрова в печи – примета
С треском дров в печи, связаны легенды о том, что это души, ушедших с этой земли, домочадцев. Если у кого-то из покинувших этот мир, остались какие-то дела, то треск и сильный шум при топке печи говорят о том, что души просят помощи своих близких. Если же ушедший был беспросветным грешником, то в таком случае говорили, что если затрещали дрова, то он вместо ада жарится в домашней печи.
Другим же вариантом, объясняющим, почему трещат дрова в печи, была еще одна примета, сулящая сильную непогоду. Когда в печи, помимо треска, слышны ухающие звуки – значит, ждет кого-то из семьи дорога.
Из печки выпал уголек – примета
Нередко случалось так, что из печи выпадал уголек, а то и вовсе целая головешка. Народные приметы об печи и этому нашли объяснение. Выпал уголь – жди гостя. Если уголек выпал с отверстием в нем, то ждали гонца с плохими вестями. Овальный – скоро в семье появится прибавление.
Примета: русская печь
Русская печь на протяжении всех веков отличалась от своих аналогов в других странах. Люди приспособили ее под множество функций, а русские традиции и приметы наделили особым смыслом. Наверняка все слышали, что в сказках отрицательные персонажи сажали детей в печь.
Доля правды в этом, оказывается, есть. Только печь использовали не злые ведьмы, а любящие матери, желающие здоровья для своего потомства и печь, соответственно, была совсем не раскаленная.
Существовало поверье, что занемогший ребенок, полежавший в теплой печи, обязательно пойдет на поправку. Слабеньких и недоношенных младенцев, таким образом допекали, чтобы они набирались сил. Приметы печь отождествляли с материнским чревом и началом всех начал, поэтому такое отношение к ним вполне объяснимо.
Примета: ломать печь
Приметы об печах запрещали ломать этот самый важный символ жизни. Если же печь пришла в негодность, и сломать ее требовалось для постройки новой, то необходимо было попросить у домового прощения за то, что его беспокоили и лишали жилища. Предлагалось выбрать для него любой укромный угол и, взяв веник, перенеси его туда на время возведения его нового дома.
Примета: строим печь
Строительство дома всегда начиналось с планирования места для печи, ведь именно она являлась краеугольным камнем любой жилой постройки. Приметы, относительно этого мероприятия, были следующие:
К чему трещат дрова в печке приметы
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Печь – приметы, суеверия, обычаи
Печь – приметы, суеверия, обычаи.
Печь – сердце дома, его центр и логический и магический! Не зря зачастую от древних домов остаются печные стенки и трубы, не зря в некоторых местностях печь закладывали раньше самого сруба. Отсюда из центра распространялось животворящее тепло, здесь готовилась еда, здесь искали защиты от хворей и ненастья дети, старики, больные и роженицы! Множество уникальных обычаев связано с русской печью.
Немалое значение имела печь и во множестве других обрядов, не связанных напрямую с домовиком и домом, но зато имевших огромное значение для славянской семьи и налаженного быта, печка-матушка проходила сквозь всю жизнь человека и участвовала во всех ее важных вехах. Так, если в момент рождения ребенка огонь горел ровно, то и дите должно было быть спокойным и здоровым. Если печь не в порядке, то и малыш будет неаккуратным и сопливым. А уж коли погас огонь, то и ребенок вырастет злым и негодным, а то и вовсе преступником. Украинцы говорят о тех, кто отличается необыкновенной удачливостью: «у печурце родився». В некоторых славянских родах даже принято было «допекать» младенца, если он родился слабеньким и недоношенным: его заворачивали в тесто или в материну рубаху и на хлебной лопате запихивали в печь, так символически одновременно убивали и болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить его уже здоровым.
Когда в дом к девке приходила сваха, то она протягивала руки к печи очищаясь огнем и призывая его себе в помощь, а сама красавица пряталась от сватов на печи и только ее согласие спуститься оттуда, значило, что она поменяет отчий дом на дом мужа.
Во время женитьбы молодые должны были три раза обойти печь, так жених благодарил тот очаг, что дал ему жену и уводил ее к своему, прося у огня и предков здоровья и детей. Когда свадьба завершалась в печь бросали пустой горшок и приговаривали «Сколько черепков столько и молодых ребят». Именно отсюда пошел обычай бить бокалы.
Если кто-то из домашних надолго покидал свое гнездо, то печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути.
Печь была символом мира и покоя, при ней нельзя было ругаться или выражаться. Сейчас мы говорим: «Тише: здесь же дети или дамы»; а тогда говорили: “Печь в хате!” Если же Вас пускали в дом и устраивали на полатях, то Вы становились другом и практически членом семьи: от Вас не ждали зла и не замышляли Вам худое.
Даже в смерти печь оставалась со своими домочадцами. Если тоска по ушедшим давила тяжелым грузом, то следовало открыть заслонку, смести сор и сказать: «Сор в печь, а тоска с плеч». Чтобы души умерших предков могли повидать своих потомков в день поминок печную трубу держали открытой, а на самой печи нередко оставляли угощение. На Украине и в Белоруссии, когда из печи вынимали хлеб, клали на его место пару поленьев, чтобы на том свете «перейти через пекло».
Практически все северные народы умели складывать в своих домах печи. Одной из стран с развитой и многовековой традицией печного обогрева можно назвать Финляндию, да и вообще все финские народности. Особенностью финских печей всегда было то, что для их постройки издревле использовался не рукотворный кирпич, а натуральный природный материал: талькомагнезит или талькохлорит, «народные» названия которого говорят о нем более ярко «печной» или «огненный» камень. Так что печи плотно вошли в культуру и жизнь всех финских и близких к ним народностей. Так у них тоже жил свой домовой или «хозяин печи», который тоже заботился и о доме и о людях, которые там жили. Вепсы считали, что он часто является в образе крупной мыши, живущей преимущественно за печью, и выбрасывали ему туда молочные зубы своих детей со словами: со словами: «Мышка-норушка! На тебе деревянный, дай мне костяной!». Те же вепсы омывали новорожденного в избе на шестке у печи, добавляя в воду обереги: уголек, соль, ложки, паутину, щепки от половиц, свиное рыло, чесалку или хлеб, чтобы ввести малыша в дом и защитить от сглаза, порчи и болезней. Затем свекровь подносила внука к печи или клала его ненадолго на шесток, чтобы приобщить к древней родовой святыне и отдать под покровительство духа огня. Примерно так же с новорожденными поступали и карелы, но они возлагали на печной шесток и мертворожденных младенцев, омыв их, завернув в тряпочку и поместив внутрь самого большого лаптя. И вепсов, и у карелов и у финнов невеста, прощаясь с домом, сидела у печи. Здесь же приносили в жертву «пячин ижанд» (духам домашнего очага) ленту-волю из ее волос, сжигая ее на углях загнетки. Возвращаясь с похорон или просто кладбища, представители финских племен прикасались к печи ладонями, сообщая хозяевам печи, что похоронили родича и собираются вместе на поминальную трапезу. Огонь в загнетке поддерживали постоянно, он защищал весь род от болезней и напастей, но на Рождество его «обновляли», добывая пламя трением овинных колосников друг о друга. Так же как и в России, в Финляндии некоторые отголоски древнего уклада дошли до наших дней, например, на Новый Год финны гадают на олове, которое разогревают в специальном ковшике в камине, печи или попросту на плите, а потом выливают в ведро со снегом или водой. По форме слитка, его поверхности или структуре они предсказывают, что их ждет в новом году.
Еще множество уникальных обычаев, примет, заговоров и суеверий связано с русскими и финскими печками. Более подробно со многими из них можно в книгах Соловьева, Федотова, Семеновой и многих других. А мы в одной из следующих тем расскажем немного о лечебной силе настоящей печи.
К чему трещат дрова в печке приметы
Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло
Продолжаем тему печного фольклора. На этот раз поговорим о приметах и суевериях
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу. Это делалось, чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».
Новоприобретенную кошку следует ткнуть мордой в печную заслонку. Чтобы кошка знала дом нового хозяина, следует на печной заслонке помыть лапки у принесенной в дом кошки, приговаривая при этом: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от дома».
Во время женитьбы молодые должны были три раза обойти печь, так жених благодарил тот очаг, что дал ему жену и уводил ее к своему, прося у огня и предков здоровья и детей. Когда свадьба завершалась в печь бросали пустой горшок и приговаривали «Сколько черепков столько и молодых ребят». Именно отсюда пошел обычай бить бокалы.
Печь была символом мира и покоя, при ней нельзя было ругаться или выражаться. Сейчас мы говорим: «Тише: здесь же дети или дамы»; а тогда говорили: “Печь в хате!” Если же вас пускали в дом и устраивали на полатях, то вы становились другом и практически членом семьи: от вас не ждали зла и не замышляли вам худое
К сожалению, не ко всем приметам удалось найти пояснение и толкование.