Как оставить ребенка на сон в детском саду
Ребёнок не спит в детском саду: заставлять или нет
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Татьяна Челпанова, психолог
https://vk.com/topic-48978_7738981
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Ребёнок и не обязан спать, у неё вполне может быть такая физиология, что она просто не устаёт, как большинство в садике. Мою старшую вон никто не укладывает, поговорили с воспитателями и решили, что пусть Машенька просто полежит тихо в кроватке. Мы с женой, поговорили об этом с дочкой. И всё, хочет спать днём — то спит, не хочет — просто лежит.
Виктор
https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_psycology/3147369
В нашем садике правило было: тихонько лежать, не мешать, отдыхать и мечтать. Детки радовались, что не заставляют и не замечали, как засыпали. Вот это подход! Поговорить нужно и с ребёнком, и в саду, чтобы тихонько отдыхать (слово спать — не говорить).
Ниночка
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Сначала воспитатели пытались всё же его уложить, потом жаловались, что он мешает всей группе — то писать попроситься, то водички попить. Потом они приспособились и стали выкатывать его кроватку из общей спальни. Там он мог тихонько сам полежать или посидеть, полистать книжку, и все были довольны.
Ирина Авдеева
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
У меня дочка с 4-х лет тоже не хотела посещать детский сад потому, что там ложат спать. Я с воспитательницей договорилась чтобы ребёнка не укладывали спать, и всё нормально. Но иногда воспитатели идут на хитрость и просят мою девочку приспать других деток, а потом идти играть, но она засыпает вместе с детьми.
Надежда
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Но у меня есть возможность забирать её днём, поэтому я решила не мучать ребёнка. Я забираю её после обеда, и это время мы тратим на прогулку и на посещение танцевального кружка. Думаю, не меньше полезно.
Natalietta
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Про жёсткие кровати — ведите переговоры, что можно сделать. Подушек нет — это как? уточните, принесите в садик. Дайте с собой специальную игрушку из дома «на сон» (мишке интересно, какие сны ему приснятся в садике, давай отнесём, и вы будете смотреть сны вместе — самое банальное).
Крохозябр
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care3&trd=39464
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну в условиях детского сада»
Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?
Однозначного ответа нет, все зависит от конкретного ребенка – его темперамента, состояния здоровья и особенностей проведенного дня.
Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.
Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.
Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.
Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь укладывают ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании укладывают в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения должны быть спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке.
Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.
Суточная потребность ребенка в сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.
Несколько советов родителям по подготовке малышей ко сну:
• Не допускайте шумных подвижных игр за несколько часов до сна.
• По возможности прогуляйтесь всей семьей около дома, чтобы организм получил как можно больше кислорода.
• В теплое время года форточку в спальне можно оставлять открытой всю ночь, зимой достаточно проветрить комнату перед сном.
• Создайте спокойную, умиротворяющую вечернюю обстановку.
Следуя этим несложным советам, вам не составит труда позволить своему ребенку насладиться здоровым сном, полезным и приятным.
Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.
Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.
Консультация для родителей «Советы родителям об участии в жизни детского сада» Как нам, воспитателям не хватает родителей, которым не все равно, чем занимаются их дети в детском саду! Когда ребёнка приводят к семи часам.
Консультация для родителей «Значение посещения детского сада ребенком» Посещение ребенком детского сада необходимо для полноценного воспитания малыша. Конечно, любые мама и папа имеют свое личное мнение по этому.
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.
Консультация «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» Консультация «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» В соответствии с ФГОС меняется концепция образования и возникает новая.
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.
Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.
Консультация «Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?»
Никифорова Наталья
Консультация «Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?»
Почему ребёнку нужно спать днём?
Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Ещё лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребёнок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.
Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на её переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс, мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днём в садике, начинают часто болеть.
Ребёнок не спит в садике: какие причины?
Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:
• Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребёнок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
• Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
• Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
• Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъём за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
• Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребёнок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
• Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребёнка и его желание/нежелание спать в садике.
• Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.
Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?
Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нём.
Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днём в саду.
Во-вторых, нужно выяснить, почему ребёнок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.
Ребёнок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?
Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:
• Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
• Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
• Чтобы ребёнку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
• В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
• Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трёх-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьёй, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
• Всегда обозначайте время, когда вы придёте, и выполняйте обещание. Причём говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
• Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошёл день, что сегодня было интересного. Если ребёнок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Ребенок первый раз остался на сон в садике
Дети с рождения обладают разными характерами, поэтому так непохожи их реакции на одну и ту же ситуацию. Вот и освоение детского сада проходит для каждого индивидуально. Коммуникабельные малыши воспринимают перемены в своей жизни с энтузиазмом, ведь у них появилось больше друзей и увлекательных игр. Замкнутым же чадам весьма сложно привыкнуть к новой обстановке и определенным правилам. Особо много трудностей представляет собой дневной сон в ДОУ.
Помощь ребенку в адаптации к детскому саду
Чтобы посещение садика не превратилось в пытку для крохи и его родителей, стоит прислушаться к следующим советам:
1. Малыш должен еще дома быть приучен к определенному распорядку дня, тогда он станет более послушным, организованным и дисциплинированным.
2. Рекомендуется приучать чадо к посещению дошкольного образовательного заведения в полтора-два года. Именно в этом возрасте процесс адаптации проходит менее болезненно.
3. Если ребенку тяжело прощаться с мамой в садике, пусть его туда провожает кто-то другой из ближайших родственников.
4. Нельзя потакать капризам крохи. Когда он устраивает истерики, не желая оставаться в ДОУ, мама не должна тотчас забирать его домой. Ведь тогда малыш поймет, что взрослыми можно легко манипулировать путем криков и слез.
5. Адаптация должна происходить плавно. Нельзя оставить чадо сразу на целый день в детском саду. Время пребывания увеличивается постепенно.
6. Кроме того, нельзя приводить всех новеньких дошколят в один день, ведь воспитателям будет трудно уделить должное внимание каждому, избавляя их от стресса и страха перед непривычной ситуацией.
Как впервые оставить ребенка в ДОУ на сон
Чтобы перед дневным укладыванием в кровать кроха не начинал истерику, важно еще задолго до начала посещения дошкольной образовательной организации усыплять его дома в одно и то же время.
Хорошо, если у малыша будет любимая игрушка, с которой он убаюкивается каждый день. Ее обязательно следует брать с собой в сад.
Оставить чадо на сон можно через две-четыре недели после первого похода в ДОУ. При этом важно каждый день внушать ему мысли, что в садике обязаны спать все детки, и избежать этого не удастся.
Родители должны проявить настойчивость в этом вопросе, иначе ребенок почувствует их колебания и тоже будет волноваться.
Если кроха настойчиво упрямится, не хочет спать днем, нужно будить его утром как можно раньше, чтобы к обеду он изрядно утомился.
Рекомендуется еще до садика познакомить малыша с детьми, которые будут заниматься в одной группе с ними. Тогда он не станет чувствовать себя абсолютно одиноким и покинутым.
Подобные советы помогут облегчить привыкание чада к ДОУ. Польза дошкольных образовательных учреждений велика, поэтому не стоит отказываться от их посещения, если ребенок капризничает. Адаптационный период занимает один-два месяца. После него обычно все встает в нормальное русло.