Как подготовить гиперактивного ребенка ко сну
Как уложить спать гиперактивного ребенка.
Для детей с признаками СДВГ выстраивается ритуальность в каждом процессе: сон, еда, занятия, прогулка. Ритуальность означает каждодневное повторение одних и тех же действий. При этом ритуальность предполагает повторение действий в строгой последовательности. При смене последовательности нарушается ритуал.
Нервная система выстраивает жизнь в соответствии с двумя процессами: возбуждения и торможения. Нервной системе детей свойственно быстро возбуждаться и долго тормозиться. Нервная система детей с СДВГ в этих процессах «застревает» дольше: умножьте время для того, чтобы успокоиться ребенку с признаками гиперактивности на 3.
Пошаговые рекомендации родителям о построении режима сна для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Ритуалы сна для гиперактивного ребенка.
Спать дети отправляются в 21:00. В период с 20:00 до 21:00 включаем ритуальный час. Разбиваем час на 2 части по 30 минут. Первые 30 минут посвящаем гигиеническим процедурам: купание, чистка зубов, расстилание постели.
Вторые 30 минут делим на 2 части по 15 минут. Первые 15 минут читаем книжки. Вторые 15 минут выделяем на разговоры с детьми о том, что сегодня с ними было интересного. Приглушаем свет в комнате. Во время беседы поглаживаем ребенка сверху-вниз: тормозим нервную систему.
Колыбельные и релаксационная музыка не тормозят нервную систему: в них нет ритма. В комнате также не ставим источников мигающего света: проекторы, лампочки, мигающие свечи.
На пороге нового года будет актуально упомянуть, что гирлянды на окнах и на елке в доме с детьми лет до 8-ми выключаем за 3 часа до сна.
СДВГ у детей и расстройства сна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.
СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых. Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.
Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.
Типы СДВГ у детей
Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:
СДВГ и нарушение сна
Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.
Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.
Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость. С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать. Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.
Формы расстройств сна при СДВГ
При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.
По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.
При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.
Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.
Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.
Причины нарушений сна у детей с СДВГ
Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:
Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна
Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов. Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном. Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.
Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка. Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.
Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.
СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел «на завтра»), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон. Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.
Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным «уровням» помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.
Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.
Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.
Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения. При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции. Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.
Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ?
Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ? 19.03.2019 15:48
Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)?
Если вы воспитываете гиперактивного и невнимательного ребенка, наверняка сталкивались с целым спектром проблем. Дети с СДВГ плохо спят с самого младенчества.
Эта статья посвящена именно тем случаям, когда вашему ребенку официально поставлен диагноз СДВГ. Если вам тяжело с ребенком и вы никогда не обращались к специалисту, рекомендую сначала получить консультацию невролога.
Часто термин «гиперактивный» применяется к детям, у которых нет синдрома. Если речь просто о ситуациях, когда ребенок ведет себя очень активно перед сном, но в остальное время вы не можете назвать его гиперактивным, читайте статью: » Ребенок гиперактивный перед сном».
Если же вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ или с высокой долей вероятности он предполагается, читайте текст ниже.
Вся моя боль как мамы и консультанта по сну заключена в том, что диагноз СДВГ ставится обычно не ранее 5-6 лет. Порой ужасно спящему младенцу, которому в будущем поставят СДВГ, не помогает ничего! А мама гадает, что же с ним такое: ведь соматически он здоров.
Конечно такие случаи, когда вообще нет улучшения ситуации со сном, исключительные. Ниже расскажу, чем помочь ребенку. Но правда такова, что такие дети спят гораздо хуже сверстников и улучшить их сон гораздо сложнее!
Дети с СДВГ:
Как помочь лучше спать гиперактивному ребенку?
Режим, режим и режим
Любые поведенческие и эмоциональные сложности усиливаются в разы при дефиците сна. У многих «проблемных» детей банальный недосып. Достаточный и качественный сон творит чудеса с любым ребенком: неважно есть у него поставленный диагноз или нет.
Ребенок с СДВГ должен жить на четком, постоянном режиме.
Это не тот ребенок, которого можно подстраивать под жизнь взрослых. Отсутствие режима или его хаотичность вносит в ритм еще больший сбой. Подробнее.
Режим должен быть более-менее постоянным. Если ребенок уходит в ночь в одно и то же время каждый день, организм привыкает и засыпание занимает меньше времени.
Критично важно сохранить дневной сон как можно дольше.
Такому ребенку требуется больше сна, чем другим потому что ему нужно компенсировать эмоциональные затраты от высоких перегрузок. Он устает быстрее и сильнее других детей.
Посмотрите нормы сна. Ваш ребенок должен вписываться в средние рекомендации. А лучше начинать с верхней границы нормы.
Даже небольшой недосып повышает импульсивность, гиперактивность и невнимательность (13).
Контроль за вами
У детей с СДВГ страдает функция самоконтроля и саморегуляции. Применительно к теме сна это означает, что ваш ребенок:
1. Испытывает сложности с планированием своих действий: сначала убрать игрушки, взять ночную одежду, потом принять душ, уложиться в 10 минут, почистить зубы, одеть пижаму, потом пойти в спальню и не задерживаться по пути, лечь в кровать. Многоступенчатые действия могут вызывать сложности. На любом этапе ребенок может выпасть из процесса и в итоге лечь на два часа позже.
2. Сильно отвлекается в процессе подготовки ко сну. Может зависнуть перед телевизором, случайно проходя мимо. Заинтересоваться чем-то в комнате вместо того, чтобы лечь в кровать. Может вылезти из кровати после того как лег и пойти что-то делать. Укладывание может затянуться надолго.
3. Проявляет интенсивные эмоциональные реакции на любые ситуации и долго отходит. Ему сложно самому затормозиться и войти в спокойное состояние. Может «разойтись» перед сном так, что полночи будет бегать по дому. Находясь в кровати, часто не может спокойно лежать: ерзает, суетится, не замолкает, машет руками и ногами. Такое ощущение, что его батарея никогда не разряжается.
Поэтому контроль за сном остается за родителями еще долго.
Перед уходом в спальню помогайте заранее спланировать активности: «через 10 минут мы заканчиваем все дела и идем в ванную». Напоминайте о необходимости сделать те или иные действия. Проверяйте что он сейчас делает и приближается ли цели.
Также ошибкой будет отправить ребенка укладываться в спальню одного. Туда нужно идти с ним и помогать ему успокоиться перед сном. Иначе укладывание может затянуться.
Ищите средства, которые помогут успокоить ваше чадо непосредственно перед сном. Кому-то достаточно родительского присутствия и чтения книги. Кому-то помогает легкий массаж или простое поглаживание перед сном. Кому-то требуется включать расслабляющую музыку и даже проводить легкие медитации.
Введите ритуал перед сном
Ребенок с СДВГ легко отвлекается и не может успокоиться. Это не тот ребенок, который сам в три года идет в кроватку и сам засыпает. Ребенку с СДВГ важен ритуал, и он должен быть так долго по возрасту, как требуется. Вы должны проводить время перед сном, помогая ребенку настроиться на сон. Подробнее.
Постоянство очень важно. Здесь же важно, чтобы вы как родитель устанавливали правила и границы в поведении. Именно вы решаете время начала сна и устанавливаете правила поведения (например, нельзя выходить из спальни после выключения света).
Ограничьте стимулирующие активности вечером
В зависимости от возраста и сути проблем вы сами знаете, что это за активности. Дети с СДВГ возбуждаются быстро, а тормозятся медленно. Иногда они не способны войти в нормальное состояние перед сном, что вызывает ужасную ночь.
В раннем возрасте чрезмерно возбуждающие активности лучше планировать на утро.
Телевизор и гаджеты лучше дозировать по времени. Перед сном должно быть свободное от экрана время, чтобы нервная система успокоилась. Как минимум за 1,5 часа до сна.
Ограничьте использование гаджетов
Электромагнитное излучение подавляет выработку мелатонина (гормона, критично важного для хорошего сна).
Мелатонин также разрушается от света, исходящего от любого экрана. В итоге ребенок долго засыпает и плохо спит ночью.
Даже, если вы не видите проблем со сном, качество сна страдает (так как концентрация мелатонина неоптимальна для глубокого сна)
Как минимум за полтора часа до ночного сна ребенок не должен использовать телефон или планшет.
В другое время дня также есть смысл дозировать время на гаджеты.
Гаджеты не только влияют на качество сна, но и на развитие детского мозга.
Помогите чувствительному ребенку
Некоторых детей раздражают обычные вещи и ситуации. Слишком яркий свет, от одежды все чешется, неудобная подушка – и так далее. Попробуйте понять и помочь ребенку.
Проконсультируйтесь с неврологом и педиатром
Дети с СДВГ также могут получить выгоды от дополнительного приема мелатонина, так как у многих есть проблемы с нарушением циркадного ритма, но только по назначению врача. А также врач может назначить иные препараты.
Исключите иные медицинские проблемы.
СДВГ часто ассоциируется с проблемами сна: бруксизмом, синдромом беспокойных ног (44% людей с СДВГ страдают им по сравнению с 7-10% из обычной популяции), апноэ, синдромом отложенной фазы сна. Обязательно оцените характер засыпания и сна вашего ребенка и проконсультируйтесь с врачом.
Исключите кофеин в диете ребенка
Оптимизируйте уровень витамина Д3, магния, цинка и железа.*
(*Ссылки на научные исследования приведены в конце статьи).
У большинства детей с СДВГ неоптимальный уровень этих элементов: все критичны для регуляции процессов сна и бодрствования, а также влияют на проявление симптомов СДВГ. Витамины и минералы сами по себе не являются средством лечения и не заменяют лекарственные препараты. Но если у ребенка есть дефицит, это может усугублять как сложности со сном, так и симптомы синдрома.
Дефицит витамина Д3 ассоциируется с симптомами СДВГ (1). Дополнительный прием витамина Д3 улучшает поведение (2).
Дефицит магния также повышает силу эмоциональных реакций, склонность к импульсивному поведению и истерикам (3). Дополнительный прием магния существенно улучшает симптомы СДВГ (4, 19).
Существует связь между СДВГ и уровнем цинка в организме (5, 19). А также с запасом железа: у людей с СДВГ сывороточный уровень ферритина ниже средней популяции (6). Дефицит железа усугубляет импульсивность и гиперактивность (19). Нормальный уровень железа критичен для хорошего сна.
Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом: не занимайтесь самоназначением.
Все перечисленные выше витамины и минералы также в свою очередь влияют на качество и продолжительность сна.
Добавьте омега-3 в рацион ребенка*
(*Ссылки на исследования приведены в конце статьи).
Омега-3 влияет и на сон, и на проявление симптомов СДВГ.
Множество научных исследований предполагает наличие выгод от приема добавок омега-3 для пациентов с СДВГ (7).
Мексиканское исследований (10) выявило влияние добавок омега 3/6 на шкалу гиперактивности и импульсивности. При потреблении омега 3 в течение 12 месяцев пациентам требовались более низкие дозы препаратов.
Другое исследование (11) заключило, что 0,5 г. EPA в сутки улучшило поведение на занятиях и снизило оппозиционное поведение детей.
В другом исследовании (9) дети с СДВГ получали 900 мг EPA и 600 мг DHA в день в течение трех месяцев. Выводы: добавка омеги-3 снизила симптомы СДВГ.
Выбирайте правильные добавки. Подробнее про омега-3 и ее влияние на сон.
Минимизируйте количество «синтетической» еды и сахара
Искусственные пищевые красители и имитаторы вкуса негативно влияют на сон детей, а также усиливают симптомы СДВГ. Проанализируйте: что ест ребенок и в каком количестве.
Обратите внимание на сладости, газированные напитки, чипсы, хлопья, сладкие йогурты, шоколадки, мороженное.
Люди, потребляющие больше сахара, спят хуже и проводят меньше времени в глубоком сне (20). Глубокий сон важен для восстановления, иммунной системы и роста.
Конечно вы не сможете отказаться от сладостей вообще. Но хотя бы ограничить потребление вечером стоит.
Обеспечьте ребенку подверженность солнечному свету в первой половине дня
Солнечный свет – основной синхронизатор циркадного ритма.
Важно гулять каждый день в первой половине дня: даже в пасмурную и плохую погоду.
Оптимизируйте серотонин
Некоторые лекарственные препараты, назначаемые детям с СДВГ на Западе, имеют эффект как раз за счет воздействия на уровень серотонина.
Неожиданная новость: основная часть серотонина производится в кишечнике.
Состояние микрофлоры может усугублять проявления синдрома. А также кишечник значительно влияет на наш сон.
Если у ребенка есть проблемы, проконсультируйтесь с педиатром.
Проанализируйте диету: больше полезной для микрофлоры пищи и меньше вредной.
Другие добавки
Определенной эффективностью для симптомов СДВГ найдены также:
Проконсультируйтесь с врачом.
Ребенок должен пить достаточно воды
Обезвоживание усугубляет когнитивные проблемы (18). Достаточное количество жидкости важно и для хорошего сна.
Как вы уже поняли из статьи, на сон влияет все!
Сколько жидкости должен потреблять ребенок?
По рекомендации ВОЗ (17) это:
В объем жидкости входит вода из фруктов и овощей, супа, сока. молока, а не только чистой воды.
Читайте также:
P. S. Дорогие читатели, я трачу очень много времени на изучение научных источников и написание подобных статей. Если вы нашли мою статью полезной, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет лучшей помощью для моего блога и мам, нуждающихся в информации.
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности
Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности
Кулагина Любовь Леонидовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 227»
Мотовилихинского района г Перми.
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)
Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»…
Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребёнок:
Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).
Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.
Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.
Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!
И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.
Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.
Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.
Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.
Девиз нашего ДОУ » КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ. КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ. КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ» Мы стараемся.