Какие приемы сказочные используются в описании дворца объятого сном
Какие сказочные приемы использованные в описание дворца в спящей царевне?
Какие сказочные приемы использованные в описание дворца в спящей царевне.
Белка орешки грызёт.
Сказка спящая царевна сравнить описание сонного царства и проснувшегося?
Сказка спящая царевна сравнить описание сонного царства и проснувшегося.
Какое сравнение спящей царевны с мёртвой царевной?
Какое сравнение спящей царевны с мёртвой царевной.
Сказка «Спящая царевна».
Написать описание спящей царевны!
«Спящая царевна» описание объятого сном замка?
«Спящая царевна» описание объятого сном замка.
Составить характеристику спящей царевны из сказки «Спящая царевна»?
Составить характеристику спящей царевны из сказки «Спящая царевна».
Какой была царевна в сказке спящая царевна?
Какой была царевна в сказке спящая царевна.
Краткое Описание героев сказки спящая царевна?
Краткое Описание героев сказки спящая царевна.
Характер спящей царевны из сказки Жуковского 《Спящая царевна》?
Характер спящей царевны из сказки Жуковского 《Спящая царевна》.
Какие устаревшие слова в спящей царевне?
Какие устаревшие слова в спящей царевне.
Описание любого героя из сказки спящая царевна?
Описание любого героя из сказки спящая царевна.
Жил бил кот. Він любив ловити рибу. Одногоразу він нічого не зловив. Він засумував і білше ніколи не ловив рибу.
Возьми любую детскую сказу и измени имена героев).
Как понять отзыв то есть самое главное да.
Мне понравилось, очень увлекательное произведение. Интересно было читать.
Они богатыри так что их основное дело * защищать от врагов и помогать людям *.
Они богатыри, по легендам спасали русь от врагов.
Один в Поле не воин Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме В.А. Жуковский » Спящая царевна»
Конспект урока литературы в 4 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Учитель Угарова Н.Е.
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
I. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание:
— Назвать жанры произведений В.А.Жуковского
II. Этап подготовки к восприятию нового материала
Учитель: Какова же тема нашего урока?
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.
Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
— Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?( авторские, литературные)
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описывающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
Урок литературы в 5 классе
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
— познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
— сопоставить эту сказку с народными сказками;
— проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
— Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
— Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
— А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
— Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
— Обратимся к композиции, сюжету, героям.
— Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
— А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
— Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
— Обычен ли герой? ( нет)
— И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
— Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
— Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
— А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
— Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
— Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
— Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
— Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
— Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
— Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
— Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
— Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
— Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
— Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
— Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
— Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
— Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
— Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
— И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
— Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
— Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
— Каков финал сказки?
— Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
— Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
— Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
— Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
Конспект урока по литературе «Спящая царевна. В.А.Жуковский»
Конспект урока по литературе «В.А.Жуковский.Спящая царевна»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Спящая царевна. В.А.Жуковский»»
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)