Какое средство выразительности использует автор все в глубоком мертвом сне страшное молчанье
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Тест по балладе В.А.Жуковского «Светлана» с ответами
В.А. Жуковский «Светлана». Тест.
1. Дайте определение жанру баллада.
А) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение.
Б) Стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай.
В) Русская народная эпическая песня о героических событиях национальной истории XI—XVI веков.
2. Кто прославился балладами в русской литературе?
А) А.С.Пушкин Б) В. А. Жуковский В) В.Н. Гоголь
3. Кому В.А. Жуковский посвятил своё произведение?
А) своей дочери; Б) своей жене; В) своей племяннице.
4. Какой русский обычай описан в балладе В.А.Жуковского?
А) гадания перед Рождеством;
Б) гадания на Новый год;
В) гадания в Крещенский сочельник.
5. Почему Светлана не принимала участия в гадании с девушками?
А) она боялась гадать на зеркале;
Б) её любимый был далеко, и она не знала, что с ним;
6. Какого гадания не было среди тех, которые использовали девушки в крещенский вечерок?
А) гадания с зеркалом; Б) гадания по картам; В) подслушивания.
7. Как назывались песни, которые пели девушки во время гадания?
А) подблюдные; Б) зазывательные; В) хороводные.
8. Кого автор называет «вестником полуночи»?
А) петуха; Б) сверчка; В) ворона.
9. Слова очи, уста, вихорь, скрыпит:
А) устаревшие; Б) новые; В) заимствованные.
10. Какое средство выразительности использовано автором в строках «в ней душа – как ясный день»?
А) эпитет; Б) сравнение; В) метафора.
11. Какой приём использует автор, описывая мистические приключения Светланы?
А) приём гиперболы; Б) приём антитезы; В) погружает героиню в сон.
12. Какая птица прилетела к Светлане?
А) ворон; Б) голубь; В) синица.
13. Чем отличается произведение В.А. Жуковского «Светлана» от других баллад традиционного стиля?
А) присутствием мистики; Б) счастливой концовкой; В) трагическим концом.
14. Приведите примеры эпитетов в балладе В.А. Жуковского «Светлана» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Приведите примеры метафор в балладе В.А. Жуковского «Светлана» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое средство выразительности использует автор все в глубоком мертвом сне страшное молчанье
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло. вьюги нет.
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье.
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье.
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом.
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится.
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг. в устах сомкнутых сто
Силится раздвинуть он
Руки охладелы.
Что же девица. Дрожит.
Гибель близко. но не спит
Голубочек белый.
Задания с кратким, ответом
1 вариант
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Все в глубоком, мертвом сне,
3. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.
4. Как называется прием?
Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах Милы разговоры.
5. Определите размер, которым написано произведение.
2 вариант
1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?
2. Укажите название изобразительного средства:
Мчат, как будто на крылах,
3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:
Из окна широкий путь
Виден сквозь туманы;
Снег на солнышке блестит,
4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
5. Определите способ рифмовки:
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
ОТВЕТЫ
1 вариант
1.баллада
2. эпитет
3. интерьер
4. анафора
5. хорей
2 вариант
1. романтизм
2.сравнение
3. пейзаж
4. эпитет
5. опоясывающая
Урок по русской литературе «В.А. Жуковский баллада «Светлана»»
Тест по литературе Светлана (В.А. Жуковский) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой… Ах! Свет лапа, что с тобой? В чью зашла обитель? Страшен хижины пустой Безответный житель. Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет… Слабо свечка тлится, То прольет дрожащий свет, То опять затмится… Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… Чу, Светлана. в тишине Легкое журчанье… Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом… Вот Свет лапе мнится, Что под белым полотном Мертвец шевелится… Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь — на лбу венец, Затворены очи. Вдруг… в устах сомкнутых сто Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица. Дрожит… Гибель близко… но не спит Голубочек белый.
Где ж. У зеркала, одна Посреди светлицы; В тонкий занавес окна Светит луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит… Светланин дух Смутен сновиденьем. «Ах! Ужасный, грозный сон! Не добро вещает он — Горькую судьбину; Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь туманы; Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий… Чу. в дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет.. Кто. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. Отворяйся ж, божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты; Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многилеты!
Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания
Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у далялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти. Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине. С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием. Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на щеках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.
Ответы на тест по литературе Светлана 1 вариант 1. баллада 2. эпитет 3. интерьер 4. анафора 5. хорей 2 вариант 1. романтизм 2. сравнение 3. пейзаж 4. эпитет 5. опоясывающая
PDF-версия Тест Светлана (113 Кб, pdf)
Тренировочные задания по литературе на ЕГЭ (примеры с ответами)
Вариант 1
1. Назовите направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, принципы которого нашли отражение в пьесе «Гроза» А. Н. Островского.
2.Назовите жанр, к которому относят произведение А. Н. Островского «Гроза».
3. Катерина чужда атмосфере, царящей в доме Кабанихи. Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет?
6. Назовите имя персонажа, который откажется взять Катерину с собой в Сибирь.
7. В приведённом фрагменте Катерина указывает на разницу между жизнью в доме родителей и в доме мужа. Как называется такое противопоставление в художественном произведении?
8. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ Катерины?
9. В каких произведениях отечественной литературы раскрывается проблема несвободы личности и в чём этих героев можно сопоставить с Катериной А. Н. Островского?
10. С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество Б. Л. Пастернака?
14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («чудака — чердака», «площадки — прятки»)?
15. Как в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идёт» раскрывается тема времени?
16. В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?
Вариант 2
Вариант 3
10. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А. А. Ахматова.
11. К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого лежит размышление об особенностях поэтического ремесла?
14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (без указания количества стоп).
15. Как в стихотворении А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» раскрывается позиция автора-поэта и в чём она заключается?
16. Кто из русских поэтов осмыслял суть поэзии и в чём можно сопоставить творческие позиции этих авторов с позицией А. А. Ахматовой, выраженной в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…»?
Вариант 4
14. Определите стихотворный размер произведения С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» (без указания количества стоп).
Вариант 5
1) риторический вопрос
14. Определите стихотворный размер произведения М. Ю. Лермонтова «Гроза» (без указания количества стоп).
Вариант 6
14. Укажите способ рифмовки, к которому прибегает автор в стихотворении «Нищий».
Вариант 7
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («тяжёлый — весёлый», «мне — во сне»)?
Вариант 8
14. Определите размер данного стихотворения (без указания количества стоп).
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
14. Укажите способ рифмовки, который использует автор в стихотворении «Август».
Вариант 12
Вариант 13
14. Как называется деталь, позволяющая поэту передать индивидуальность образа героини и отразить черты женского характера?
Вариант 14
Вариант 15
14. Море и небо — многозначные образы, связующие собой различные пласты художественного мира элегии. Они обозначают устремлённость души к высшим началам. Как принято называть такие образы в литературоведении?