Какое впечатление произвела на вас картина ужасного грозного сна светланы какие образы в этом сне
Описание “крещенского вечерка”. Сон героини (о балладе “Светлана” В. А. Жуковского)
У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.
К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.
Баллада “Светлана” была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера.
Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки
Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идет с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.
В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок – в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.
Мы отчетливо ощущаем легкий шуточный оттенок в балладе “Светлана” – ив легкости стиха, и в счастливом финале. “Светлана” существенно отличается от таких баллад, как “Лесной царь”, “Кубок” или “Людмила”, которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.
Related posts:
Проект по литературе. Сборник методических материалов «Сон как литературный прием»
Проект. “Толкование сна Светланы. Баллада В.А. Жуковского “Светлана”
Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами
Ø Выяснить, что значит сон Светланы из одноименной баллады В.А. Жуковского.
Ø Определить, отличается настрой баллады русского поэта от настроя баллад зарубежных поэтов
Ø Исследовать мнение обучающихся о вещих снах.
Ø Исследовать текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Ø Получить полное толкование сна героини с опорой на различные сонники
Ø Сон Светланы пророчит благие вести.
Ø Баллада Жуковского имеет позитивный, светлый настрой в противовес балладам европейских авторов
1.Баллада: история и особенности жанра
Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.
Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.
Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.
Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.
В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада “Лесной царь”немецкого поэта Гёте.
Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады (“Светлана”, “Эолова арфа”, “Ахилл” и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.
Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как “Песнь о вещем Олеге”, “Жених”, “Утопленник”, “Ворон к ворону летит”, “Жил на свете рыцарь бедный. “. Также к жанру баллады можно отнести его цикл “Песен Западных славян”.
Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это “Воздушный корабль” из Зейдлица, “Морская царевна”.
Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович» «Илья Муромец» «Садко» и др.).
Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих “Опытах” Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: “Похищение Берты” и “Прорицание”.
Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев (“Таинственный пономарь”, “Осенняя прогулка рыцаря Ральфа” и другие)
Особенности баллады как жанра:
· наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка), лаконичность
· эмоции автора и чувства героев
· сочетание реального с фантастическим
· романтический (необычный) пейзаж
· сочетание лирического и эпического начал
Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского:
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.
Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.
Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это желание собственного счастья вопреки всему.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок. Сняв с ноги, бросали, Снег пололи, под окном Слушали, кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили, В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и серьги изумрудны, и перстень золотой.
Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты.
2.История создания баллады «Светлана»:
Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
-То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сны — будоражат лучшие умы человечества тысячи лет. Сны – до сих пор не может объяснить наука. А многие считают, что сны могут показывать наше будущее, и даже самое далёкое. Конечно, многие ученые хотят объяснить природу снов, но многое остается за гранью познания.
В первый момент погружения в сон человек перестает реагировать на внешние раздражители. Попробуйте в это время негромко задать ему вопрос. Ответа чаще всего не получите. Для его пробуждения нужно повысить голос. Попытка разбудить спящего, прикасаясь к нему, не всегда помогает. Не всегда может разбудить спящего и свет. Такая пониженная реакция заснувшего человека объясняется ослаблением восприимчивости его органов чувств: слуха, зрения, осязания.
Значение сна светланы в балладе жуковского
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование — это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.
Больше того, сон в балладе Жуковского — это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.
Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь — сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив — гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.
Сон Татьяны – это и сон-дополнение. В своём сне Татьяна разрешает внутренний конфликт: чувство симпатии и чувство страха к Онегин противопоставлены друг другу. Онегин притягивает Татьяну (во сне она решается зайти в избу, в которой проходило пиршество чудищ под предводительством Онегина), и одновременно с этим ужасает её (позже героиня стремится убежать из избы, потому что она напугана). Но сон оказывается сразу двойным портретом: портретом Татьяны и портретом Евгения Онегина (каким его представляет сознание героини). Сон Татьяны – это первая, пусть и неосознанная попытка осмыслить сущность Онегина.
Так сон в литературе, как правило, выполняет одну из трёх функций: дополнение, потрет или иносказание. Но Жуковский начинает традицию, когда сон как приём играет сразу три роли, взаимодополняющих и взаимосвязанных, и занимает центральное, смыслообразующее место в произведении. Сон Татьяны в «Евгении Онегине» эту традицию продолжает.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50954
Сон эзотерика рассматривает как кратковременнный переход в другой мир.
Этот выход необходим для физического существования, потому что так мы получаем большой запас энергии, так как энергии из продуктов, воздуха не достаточно для жизнедеятельности. Если человека лишить сна, его физическое тело не сможет жить. Все происходит на бессознательном уровне.
Волнующие человека на Земле обстоятельства и мысли, вполне могут иметь продолжение во сне. Если человек во сне выходит в ментальный план, то идет еще большая энергетическая подпитка. Соответственно ему нужно меньше времени на сон.
Индийское древнее учение утверждает, что более высоко развитый человек снов не видит, поскольку ментальный и физический мир не соприкасаются. Те люди, которые помнят свои сновидения, могут понять в каких подпланах астрального мира они подпитываются энергией.
Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов и получили следующие результаты.
Всего в опросе приняло участие: 44 респондента
В балладе «Светлана» нам удалось обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников.
(текст сна Светланы)
За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами. Занялся от страха дух. Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!»
Оглянулась. милый к ней Простирает руки. «Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы.
Сели. кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут. пусто все вокруг, Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг; Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий. Вот в сторонке божий храм Виден одинокий; Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; На средине черный гроб; И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом.
Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
Ниже приводятся ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана», которые размещены в качестве примера подобного рода сочинений, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.
1. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана» более двух столетий назад: работу над произведением он начал в 1808 г., а закончил в 1812 г. В тексте мы встречаем слова и сочетания, вышедшие из употребления в современном русском языке («ярый воск», «песенки подблюдны», «песни круговой», «при святом налое» и др.), это дает читателю понять, что описываемые события относятся к далекому прошлому. В целом баллада создает ощущение страшной зимней сказки со счастливым концом. Сначала автор передает грусть и тоску героини, затем нагнетается атмосфера мрачной мистики, но последние строки внушают оптимизм и сглаживают тяжелое впечатление, позволяют порадоваться за Светлану.
2. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
В балладе «Светлана» В. А. Жуковский воплотил характер русской девушки, подчеркивая такие ее качества, как терпение, открытость любви, простодушие, вера в Бога. В итоге автор «вознаграждает» Светлану за её стойкость, показывает, насколько реальная жизнь лучше мрачных сновидений, желает ей светлой и весёлой жизни.
Описывая в начале баллады гадания, традиционные для крещенской поры, автор, с одной стороны, готовит правдоподобный переход от реальности к фантастическому миру ночных грёз, с другой – раскрывает внутренний мир Светланы, показывает, какие мысли беспокоят её. Так мы понимаем, что героиня переживает из-за разлуки с женихом и по поводу грядущих перемен в её жизни.
Сон Светланы начинается с появления в зеркальном отражении жениха, стоящего за её спиной. Суженый зовет героиню ехать в храм венчаться. Они едут туда на санях, но в церкви не слышно венчальных песен, там отпевают покойника. Кони отвозят Светлану в одинокую избушку, где также стоит гроб. Девушка узнает в покойном своего жениха и в этот миг просыпается перед зеркалом.
3. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и всё, однако, моё». Замечали ли вы эту особенность поэта? В каких произведениях?
Многие произведения В. А. Жуковского – это переводы работ зарубежных авторов. Чужое творчество писатель переосмысливал, преобразовывал, дополнял своими идеями, превращал в достояние русской литературы. Первым широко известным произведением Жуковского стала элегия «Сельское кладбище», которая представляла собой перевод стихотворения английского поэта Т. Грея. Сюжет произведения немецкого автора Г.-А. Бюргера лег в основу балладу Жуковского «Людмила». Через творческое переосмысление поэта мы можем познакомиться с «Одиссеей» Гомера, с творчеством Вергилия, Овидия, В. Скотта, Ф. Шиллера, Дж. Г. Байрона. Безусловно, передать талант иностранных авторов в полной мере мог только переводчик, обладавший особым литературным и поэтическим даром.
4. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
В. А. Жуковского называют новатором в области поэтического языка потому, что он первым из русских поэтов решает отказаться от рационалистической поэтики, характерной для XVIII века. Поэт расширяет выразительные средства лирический речи, уделяя большое внимание переживаниям персонажей своих произведений и лирического героя. Так внутренний мир человека стал достоянием русской поэзии.
Кроме того, новаторство Жуковского заключалось и в том, что в своих произведениях он представлял личность как неотъемлемую часть народа, а народ – как совокупность личностей. Таким образом, читатели могли лучше понять создаваемые поэтом образы, более глубоко им сопереживать. В русской литературе после Жуковского национальные традиции стали обязательными штрихами к портрету персонажей.
5. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад. Аргументируйте суждение о том, что Жуковский – новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите своё суждение цитатами из баллады «Светлана».
С творчеством В. А. Жуковского связывали начало романтизма в России. Баллады поэта, в отличие от произведений предшественников, обладали содержательной завершенностью и признаками, позволяющими выделить русскую балладу в отдельный жанр, сочетающий в себе традиции исторической песни и фантастический, мистический сюжета с ярким, чаще всего, пугающим событием.
В стихотворном произведении «Светлана» есть и четкая сюжетная линия, и мистика, и описание переживаний персонажа, ставшие характерными для русской баллады. Для того, чтобы передать читателю эмоции тревожности, страха, которые испытывает Светлана, автор использует эмоционально-окрашенные слова, например: «бледен и унылый», «печаль», «гроб», «взят могилой», «в страшных… местах», «страшен хижины пустой безответный житель» и др.
Сон Светланы и сон Татьяны: роль и место в произведениях по балладе В. А. Жуковского «Светлана» и роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)
Мотив сна часто встречается в произведениях русской литературы и играет разные роли. Этот мотив можно встретить в балладе В. А. Жуковского «Светлана» и в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В обоих произведениях он играет важную роль: сон Светланы становится неким испытанием для героини, а у Татьяны это пророчество, предостережение.
В балладе Жуковского «Светлана» сну отводится важное место.
Героине, ожидающей жениха, снится кошмар, в котором она видит мертвого возлюбленного: «Милый друг ее — мертвец!» Сон девушки мрачен, это подчеркивается эпитетами: «черный гроб», «в страшных местах», «лунный свет, бледен и унылый». Но от страшного видения Светлана пробуждается благодаря вере: «Пред иконой пала в прах, / Спасу помолилась. ». Она считает, что сон предзнаменует «горькую судьбину». Однако конец баллады счастливый: к героине приезжает жених и все хорошо. Сон, в котором отразились страхи девушки, стал своеобразным испытанием для нее. Но благодаря этому кошмару Светлане удалось стать сильнее духовно. Жуковский делает вывод: «. несчастье — лживый сон; / Счастье — пробужденье».
Таким образом, сновидения главных героинь имеют большое значение в балладе В. А. Жуковского «Светлана» и романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сон отражает внутренние переживания девушек, делает сюжет разнообразным и подсказывает читателю дальнейшие события.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какое впечатление произвела на вас картина ужасного Грозного сна в балладе Светлана Какие образы в этом сне позволяют надеяться
1. Произведение Марка Твена «Том Сойер».
2.Эта повесть о жизни, о приключениях мальчика из небольшого американского городка в штате Миссури.
3. Главный герой Том Сойер, мальчишка лет 9-14, чаще называется возраст 12 лет. Остроумный, хитрый, лентяй, но добрый и отзывчивый. Любит читать, в основном приключенческую литературу. Любит и заботится о тёте Полли (в первой главе Том вместо того, чтобы пойти в школу, пошёл на реку. Чтобы снять рубашку ему пришлось распороть воротник, зашитый тётей Полли. Дома он зашил его опять). Он небольшого роста, у него русые, кудрявые волосы и голубые глаза. Уши немного торчат в стороны.
5.Эта повесть вызывает симпатию, как у детей, так и у взрослых. Самоотверженная любовь Тома к Бекки Тэтчер вызывает невольную улыбку, и лишь только один момент в повести вызывает у меня осуждение к поведению Тома, по моему мнению, он жестоко поступил со своей тетей Полли. Том пытался произвести в городе фурор, появившись живым на собственных похоронах, тем самым он пренебрег чувствами своей тети. Но после того, как Том увидел ее искренние переживания, он раскаялся.
Автору повести отлично удалось передать атмосферу детства, после прочтения, которой взрослый человек, бесспорно, окунается в воспоминания о своем детстве.