Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Ирина Медведева запись закреплена

Детальный разбор сна Святослава («Слово о полку Игореве»)

Давайте пройдемся по важным строчкам:

1. На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.

Из тиса делали гробы, значит, сон несет предзнаменование беды, чьей-то смерти.
Когда людей хоронили, их накрывали белой пеленой, а вот в чёрное одевается невеста, венчающаяся с женихом. Как вы заметили, сейчас все наоборот. То есть присутствуют свадебные мотивы. Зачем они нужны, узнаем чуть позже Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

2. Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье.

Невеста на свадьбе пила зеленое вино, а не синее Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве
Плюс это праздничное, казалось бы, вино — зелье. Ещё один мотив горя. Причём сначала свадьба проходила благополучно, а потом зелье появилось. Параллель с походом Игоря.
Первая битва была выиграна, а вторая проиграна.

3. Сыпали жемчуг на полотно.
Жемчуг — символ слёз. Белый — цвет смерти в русском фольклоре (чёрный позже станет символом смерти).

4. Златоверхий терем мой стоял
Без конька.

Мотив неудачи, горя.

5. Вывод:
Зачем нужны свадебные мотивы? Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Сны, снящиеся невесте перед венчанием, были вещими, по поверью. Перед тем, как выйти замуж, девушка должна была причитать (плакать о том, что уходит из родительского дома). По структуре свадебный и похоронный плачи схожи. Делаем вывод: автор хочет указать на то, что сон Святослава вещий.

Такой подробный анализ каждой строки «Слова о полку Игореве» мы делали в университете. Мне было очень интересно узнать такие подробности, а вам?)

Источник

несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

СОН СВЯТОСЛАВА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КТО ТАКОЙ БУС В «СЛОВЕ О ПОЛКУ»

Сергей Русаков. СОН СВЯТОСЛАВА

Сергей Русаков. СОН СВЯТОСЛАВА

Двое суток с Сергеем Николаевым переписывали перевод концовки Сна Святослава Киевского. «В связи с вновьоткрывшимися обстоятельствами».
Мы распутывали бороду самого, пожалуй, темного места «Слова». Перли друг на друга, как два десантника. Он отстаивал приоритет грамматики, а я (по мере сил) – поэтики. Несколько раз (уже в который раз!) чуть друг друга не поубивали.
И когда уже казалось, что всё, хватит, вдруг оно и срослось.
Когда стали искать компромисс, нашли не компромисс, а решение текстологической теоремы.

А Святŏсла́вŏ
му́тен со́нŏ ви́дѣ
вŏ Кы́евѣ на го́рах.
«Сѝ ночĕ сŏ вѐчера
одѣва́х‹у›ть мя́, – рече, –
че́рною паполомо́ю
на крова́ты ти́совѣ.
Че́рпахуть ми си́нее вино́
сŏ трудо́мĕ смѣ́шено,
сы́пахуть ми то́щими тулы́
пога́ныхŏ толко́винŏ
вели́кыи женчу́гŏ на лоно́
и нѣ́гуютĕ мя́.
У́же дѐскы бѐз кнесе
вŏ мое́мĕ тѐремѣ
златове́рсѣмĕ.
Вĕсю́ ночĕ со̀ вечера
Б‹у́со›ве вра̀ни вŏзгра́яху
у̀ Плѣснĕска на боло́ни бѣ́ша.
Де́брĕ‹с›ки са̀н‹и› и‹з›не́сош‹а› ‹ся›
кŏ Си́н‹ю›му мо̀рю».

Вот Сергей так сформулировал:
«Святославу приснились зловещие твари – во́роны Буса (которого воспевали готские девы) и гробовые змеи (драконы), «выносящиеся» из дебрей к Азовскому морю, где Игорь потерпел поражение. Разумеется, автор и его слушатели не могли не знать о похоронных санях, поэтому дебрьски сани (то есть змеи) вызывали и эту ассоциацию: сон предвещал гибель русского войска».

Выкладываю николаевские комментарий к этому месту (см. pdf-скрепку).

Но прежде в нашем прозаическом (техническом) переводе:

А Святославу на Киевских горах приснился смутный сон. «Накануне вечером обряжают меня, ‒ говорит, ‒ в черный саван на тисовой кровати. Наливают мне синее вино, смешанное со скорбью, сыплют мне на живот крупный жемчуг из тощих колчанов неверных толковинов. И оплакивают меня. Уже тесовая кровля без князька у моего златоверхого терема. Всю ночь с вечера на выгоне у Плеснеска каркали во́роны Буса. Гробовые змеи из дебрей, словно похоронные сани, помчались к Синему морю».

Похоронные сани — это обычай отвозить покойников на санях. Владимир Мономах в поучении детям говорит: «Сидя на санях, я…»
Но дело в том, что «сани» — это еще и змеи.
И еще примечания: Бус – это, видимо, бог Один. Естественно, что его спутники – вОроны. А в толковании боярами сна готские девы (готы-тетракситы тогда еще жили в Крыму, во времена «Слова» Крым-их.) будут «петь время Бусово».
Святослав еще не знает о походе и поражении Игоря.

А в новой редакции моего стихотворного перевода пока вот так:

Мутный сон приснился Святославу
в Киеве на горах:
– Всю ночь, – говорит, –
обряжали меня
чёрными покровами
на ти’совой кровати,
че’рпали мне синее вино,
с зельем оно перемешено!
Из пустых колча’нов
толкови‘нов поганых
крупным жемчугом лоно посыпа’ли,
всё-то меня ублажали…
А где был князёк – там прореха.
Уже терем златоверхий мой без верха!
И всю ночь, с вечера,
Бусовы во’роны
вскаркивали у Плеснеска за го’родом.
Змеи адовы – сани погребальные –
к морю Синему понесли меня.

PS:
Николаев попросил добавить и вот это:
Дьбрь, мн. дьбри в вост.-слав. диалектах – ‘глубокий овраг, поросший лесом; крутой склон горы; лесная чаща, густой лес и т. п.’ (ЭССЯ sub *dъbrь), т. е. нежилое и не используемое в хозяйстве пространство, являющееся типичным «потусторонним» локусом, населенным демонами. Поэтому мне кажется более приемлемым толкование дебрь‹с›ки сан‹и› как ‘(мифологические) змеи, живущие дебрях’ (см. также Дыбо 2010б: 134). Праслав. sanь ‘змей, дракон’ – хтонический персонаж, связанный с подземным мраком, преисподней, могилой (СДЭС sub Змеи).

КОММЕНТАРИЙ С. Л. Николаева:
Песнь V(3)

PS:
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О БУСЕ

Связь некоего Буса с во’ронами весьма любопытна.

Поющий Один из Старой Ладоги. 750-е. Высота 5,4 см. Государственный Эрмитаж. № 2551/2.

Это бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента.
Найден Евгением Рябининым на Земляном городище в составе клада кузнечно-ювелирных инструментов. Правый глаз Одина прочерчен двумя концентрическими окружностями (гравировка хорошо видна под лупой). Отсутствует левый глаз, отданный Одином в Нижнем мире в обмен на мудрость. Рога Одина в виде двух воронов, его постоянных спутников и разведчиков. Такие же рога у Одина вендельского времени можно видеть на одной из бронзовых матриц, найденных в Торсланде на острове Эланд (Швеция). См. по: Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. С. 338

Откроем Словарь русских народных говоров. С. 302. Там в статье БУСА читаем: 1) Лодка-однодревка; 2) большой корабль. И есть сноска: bussa (др. сканд.) – большое широкое судно.

Иллюстрацией к этой словарной статье симбирская песня из собрания Киреевского:

Еще:
Бусак – деревянная чашка с двумя ручками, из которой угощают пивом. (Белозерское, Новгородское, Псковское. 1849 г.)
…а ведь и впрямь эта пивная чаша похожа на скандинавское «большое широкое судно».

А теперь вспомним о ладожской стеклодельне, открытой археологом Евгением Рябининым. Она работала с 780-х как минимум полвека (и сгорела при оккупации Приладожья находниками-скандинавами, судя по всему, шведами).

В этой мастерской по арабской технологии ладожане изготовляли бусы – в том числе глазчатые («глазок» – стеклянный шарик с пятнышками-зрачками). Эти бусы были первым шагом в многоступенчатом ладожском товарообмене: за бусы у финских охотников покупали пушнину, ее продавали арабским купцам за серебряные дирхемы, за серебро покупали у скандинавских купцов каролингские мечи и прочие товары из Европы.

Необходимое пояснение: слово «глаз/глазок» – первоначально просто ‘камешек’. А глаз назывался оком. В 1114 г. навестивший Ладогу киевский летописец увез оттуда более ста «глазков», собранных на берегу Волхова местной детворой. И крупных (бусы, в том числе и глазчатые), и мелких (это бисер). То есть «глазками» он называет не глазчатые, а любые бусы.

Видимо, не в последнюю очередь благодаря ладожской стеклодельне сместилось и значение слова. Глаз (в смысле око) стало книжным словом веку к XVII. Во времена Нестора «глаз» и «глазок» – камешек или стекляшка.

Не принимая моей гипотезы в целом, С. Л. Николаев пишет мне следующее: «Бусы, южнорусск. бузы – этимология неясная, но, судя по буЗы, связь с бусой (кораблем), который в нижне-нем. имеет З (bu:ze), не исключена». Конец цитаты.

Но если вспомнить, что в Нижнем мире бог Один отдал за мудрость левый глаз, то (цитирую догадку моего сына Александра Чернова): «Надо думать, местное скандинавское, а потом и финское население Ладоги видело в стеклянных глазчатых бусах око Одина. Ведь стекло было нетленным, а, значит, божественным материалом. Ладожские глазки и сегодня, через тысячу с лишнем лет, выглядят, как новенькие».

Бусы (глазки, бисер) привозили на бусах-ладьях. Видимо, потому «провертанные» каменные и стеклянные шарики и стали зваться бусами. По одному из списков ПВЛ Олег заманивает на свою ладью Аскольда и Дира тем, что он, де, купец и везет от Олега «великий бисер» (то есть те же бусы).

Если допустить, что название скандинавских судов стало не только названием стеклянных бус (это допускают и серьезные академические лингвисты), но и славянским прозвищем чужого верховного бога, то понятно, почему в собственно славянской мифологии Бус не встречается.

Вряд ли этим именем жившие в Крыму в XII веке готские девы звали Одина. Но у автора «Слова» они поют о каком-то стародавнем «времени Бусовом». Вероятнее всего, это времена языческой архаики, поэтому времена Буса предположительно можно отождествить с языческими временами бога Одина, а самого Буса – с Одиным, главой дружинного скандинавского Олимпа.

Читать в «Слове» «время бус» (скандинавских морских судов) предложила исследователь М. А. Салмина. И, сдается, что она права: Бусово время (хоть с прописной, хоть со строчной) – время ворогов-находников, являвшихся по ночам из-за моря на бусах-драккарах, время чужого бога Одина, время оккупации Северной Руси.

Есть, впрочем, и альтернатива этому решению. В 1846 г. историк Н. Г. Головин под псевдонимом Н. Г. издал в Москве книгу «Примечания к «Слову о полку Игореве», где высказал такое соображение: Бус «Слова» – это вождь антов (Боус, Бож, или Бооз), о котором рассказывает римский историк Иордан в своей «готской истории». В 375 г. готский король Винитар победил антов и приказал распять на кресте их вождя Бооза. Вместе с сыновьями и семьюдесятью антскими вельможами.

Но ведь бывают не только странные сближения, а и нестранные контаминации.

…Увы, лингвист С.Л. Николаев решительно протестует:

В 12 веке Бус не мог ассоциироваться ни с бусами-лодками ни с бусами-бусинками, потому что этих слов русские, да и прочие славяне просто еще не знали. По той простой причине, что такое звучание бутца-корабль получил только в 14 веке (после норвежского фонетического перехода bu:tza > bu:ssa), а бусы/бузы «бусинки» известны с 16 века, до этого бусы так не назывались.

Слово бусы (диал. бузы) «бусы, бусинки» – несомненное заимствование, причем позднее, судя по чередованию с/з. Это слово известно только с 17-го века. Оно могло быть связано (хотя большинство этимологов в этом сомневаются) с названием корабля «буса», которое было заимствовано у норвежцев – первое упоминание 1471 года, «мурмане» (норвежцы) пришли на «бусах». Однако в 17 в. это русское слово обозначало уже исключительно «татарские», восточные торговые корабли, на которых товары везли вверх по Волге. Отсюда и могло возникнуть слово бусы/бузы в результате метонимии. Разумеется, ни во времена Древней Ладоги (7–9 вв.), ни в 10–13 веках ни буса «корабль» (просто потому что в такой форме его еще не было у германцев), ни бусы/бузы «бусинки» не были известны русским.

Однако тогда маловероятна и связь бусинок со скандинавскими торговыми судами: с XII века на Руси безбусинный период. Христианизация отменила этот тип женских украшений. Уже Нестор, собравший на берегу в Ладоге в 1114 году более ста бус-глазков считал, что они выпали из тучи.

Кстати, вот еще что сейчас вспомнилось… В Новгороде в 48-и (или 49-м) юный Валентин Берестов поднял на раскопках из слоя берестяной поплавок с надписью «Бож». И Арциховский сказал: «Берестов находит бересту».
А первую грамоту нашли только 26 июля 1951 г.

Надо смотреть в полевых описях. Берестов (а он мне про то сам рассказывал) такого придумать не мог. Не тот был человек.

– Низка с мозаичной арабской (хазарской?) бусиной и глазком типа 48 (по Львовой, рис. 1), составленная в 1990-х ладожанкой Ольгой Кузиной из находок на прибрежном огороде (восточный склон Земляного городища). Здесь бусы VIII–XI веков со всей ойкумены: Дунай, Скандинавия, Кавказ, Урал, арабский Восток, может быть, даже Индия. Тут и мои случайные находки, подобранные на Земляном городище Старой Ладоги (берег Волхова, окрестные огороды, археологические отвалы). Я собрал их с помощью ладожской детворы в 1990-х и в начале 2000-х. Внизу четыре глазчатых бусины VIII–X веков (не привозные, из рябининской стеклодельни) и подвеска из горного хрусталя, у которой серебряная проволока завязана викингским морским узлом. Аналоги найдены в Бирке в слоях X в., но не с хрусталем, а с сердоликом.

Источник

Слово о полку Игореве, 5. Сон Святослава

Святослав видит сон непонятный.
Мутным сном он немало смутился:
Снился град на горах, Киев снился,
А дальнейшим немало встревожен:
«В эту ночь, – говорит, – одевают
Вдруг меня покрывалом печальным:
Черным, черным, чернее, чем сажа!
Я ж лежу на кроватке тисовой –
Да из крепкого, красного тиса
Доски к досочкам пригнаны прочно!
Вот, вино подают, зачерпают –
Синим, синим течет, синеалым!
Будто в море вливается небо
Ночью звездной, чужой, безотрадной!
Или будто руда синевою
Отливает, иль будто по жилам
Кровь течет, посиневши от тягот –
Будто с горем вино мне смешали!

Рядом сыплют мне жемчуг на лоно –
Жемчуг белый да ровный, блестящий.
Нежно холят, как в путь провожают.
Только вижу, что сыплется жемчуг
Из пустых половецких колчанов!
Крупный жемчуг!
Да что же такое!
Будто вижу свой терем, как с неба:
Златоверхие отчи покои –
А уж доски без связи, без князя –
Это в тереме-то златоверхом!»
Как уж тут не встревожиться! Будто!

«В эту ночь, – говорит, – показалось:
Вороньё в синем небе взыграло,
Синей стаей кричат у заплеска,
Там, где море выходит на берег,
Там, где бел-горюч камень Алатырь,
Там, на море, на море-кияне
Будто ждут меня к синему морю,
А над морем-то зарево ало!
А уж море чернёхонько – черно!
И за что мне кручина-истома?»

Отвечали смиренно бояре:
«Есть кручина, что ум полонила,
Есть истома, что сон подчинила –
Это то, что два сокола славных
Не спросясь, не сказавшись, слетели
С золотого престола отцова
Поискать себе в Тмуторокани
Ратной славы, желанной победы.
Почерпнуть шлемом синего Дону,
Испытать да испить свою долю.
Нынче грады в тоске и печали:
Не взлететь соколам – припешали!
Им подрезали гордые крылья
Сабли злые в земле половецкой,
Их поганые в плен затворили,
Их опутали в путы железные!»

Ведь на третий день к полудню пали Игоревы стяги.
Тьма настала.
Темно было в горький день третий.
Словно вдруг не единое солнце померкло,
А светили бы два – и померкли бы оба.
Верно, так же темно, кабы оба багряных,
Оба жарких столпа воссияли и сгасли.
Так темно, словно оба погасших светила
Погасили по месяцу по молодому –
Унесли бы с собой. – Так два князя погасли,
Вот, Олег с Святославом окутались тьмою,
И, как солнца, ушли, погрузились за море,
Потакая великому буйству средь бесов.
Разом чушь да нелепицы, вздоры да бредни –
Вся чужая бессмыслица, вся ахинея! –
Осмелели, окрепли, почуяли силу.
На реке на Каяле тьма свет заступила –
Переделали половцы Русскую землю!
Точно звери какие, как быстрые барсы!
Будто пардусы – выводок тигров чубарых,
С малолетства уже приучаемых к травле:
На бегу потрошат да грызут, не запнутся.
Ах, чубарые барсы, гиены!
Переделали Русскую землю!
Уж хула на хвалу оказалась похожа,
Притесненье желанно, как матушка-воля.
Див зловещий в еловом лесу не таится:
Вся земля – как дупло ему. То-то доволен!
Это готские красные девы запели,
Разыгрались по берегу синего моря,
Русским златом звеня.
Им весёлое время!
Время петь; да готовить крамолы и мщенья
За былые на Русской земле пораженья!

Только мы уж, дружина, как есть без веселья!
Жадно ждали – да жадность и ту упустили.

Источник

Евангелие от Христа. Сон Святослава в Слове о полку Игореве

Какой вещий сон приснился Святославу («Слово о полку Игореве»)?

Почему сон Святослава назван вещим?
Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения:

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава.

Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси.

А теперь подробности.

Вот такой мрачный сон приснился Святославу.

В «Слове о полку Игореве» автор описывает вещий сон Святослава.

Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни.

Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные.

Душой болел он за землю свою.

А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал.

Пали знамена Игоревы!

Обильна печаль потекла по земле Русской.

Сон делится на две части.

Одна часть относится к самому Святославу.

А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна.

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение.

Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька.

Князек в древнерусском варианте – «кнес».

«Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель.

Слово о полку Игореве.

В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году.

Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода.

В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий «в Киеве на горах», видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска.

Одним из ключевых моментов «Слова о полку Игореве» является сон Святослава.

Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ).

Читаем описание сна Святослава ниже:

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как «конек» (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме.

Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать.

Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Смотреть картинку Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Картинка про Какой сон снится святославу из слово о полку игореве. Фото Какой сон снится святославу из слово о полку игореве

Объяснение смутного сна святослава

«Мутный сон» Святослава

Екатеринбургский писатель и филолог А.П. Комлев, исследователь «Слова о полку Игореве», с которым читатели «НУ» уже встречались, предложил редакции свой вариант комментария одного из центральных фрагментов великого литературного памятника. Надо сказать, что по поводу «Сна Святослава» создана огромная литература, в том числе статья академика М.П. Алексеева. В то же время традиционный комментарий настаивает на нескольких вторжениях в текст, не мотивированных палеографически, содержит внутренние противоречия. Например, утверждается, что Святослав видит во сне собственные похороны. Но тогда знамения сна оказываются ложными, ибо ни по дальнейшему контексту «Слова», ни по летописным сведениям кончина Святослава отнюдь за этим не последовала… Предлагаемый комментирующий материал содержит прочтение текста, естественным образом снимающее указанные противоречия.

Оборот «одевах темя черною паполомою» перекликается и взаимодействует с последующими: «в тереме златоверсем»; «Темно бо бе в третей день»; «На реце, на Каяле тьма свет покрыла». Соотносится и с предыдущим — «черные туче с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца». Комментаторами общепринято, что под «четырьмя солнцами» разумеются в своих «златых шеломах» четверо князей, участников похода на Каялу. Отчетливо обыгрывание по тексту имени «Святослав» и корня «свет-» («…свет светлый… Святославлича…»). Значит, «светлый» великий князь Святослав Киевский, укрывая свое темя черною паполомою, символически уподоблялся солнцу, закрытому тучей.

Исследователи повторяют, будто Святославу снятся собственные похороны, будто образы сновидений предвещают его гибель. Но в таком случае следует признать, что знамения оказались ложными. Ибо Святослав Всеволодич не умер вскоре ни по тексту «Слова», ни по историческим данным. Он мирно почил почти через десять лет в 1194 г., до самой кончины своей уже оставаясь киевским князем и, если доверять летописным построениям, практически оставшись последним сколько-то авторитетным киевским князем, умевшим еще сдерживать удельные вожделения окружных «великих» князей… Впрочем, по «Слову» сон Святослава называется «мутным» (подходящие словарные древнерусские значения: «смутный, неясный, тревожный»), а не «вещим», – хотя прописаны «вещий Боян, веща душа». Однако в насыщенных сновиденческих образах отражается страшный исход уже свершившихся событий, о которых великий Святослав получит первые вести только после своего пробуждения. Явлен во сне и наглядный печальный пример из давно минувшего, указующий на вероятие подобных последствий в будущем.

Сон Святослава и его толкование боярами

Модератор: Лемурий

Сон Святослава и его толкование боярами

Предлагаю сюда перенести все идеи по поводу сна в.к. Святослава. Напоминаю содержание отрывка с краткими комментариями, отражающими мою скромную т.з.

Святослав мутен сон видит в Киеве на горах.

Не те ли это горы, куда после полей ведет тропа Трояна (=Бояна=Смолятича=Даниила)?

Бояре толкуют это место так:

И сказали бояре князю: «Уже, княже, тоска полонила твою душу. Се бо два сокола слетело с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо им было испить шеломом Дону

. Сыплют мне из пустых тул поганых «тльковин» великий женчуг на лоно и негуют меня.

Уже доски без князька в тереме моем златоверхом

Всю ночь с вечера бусое (пьяное?) воронье граяло

Темно ибо было в 3-й день: два солца померкло, оба багряные столпа погасли и с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою поволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла. По русской земле простерлась.

У Плесеньска на болони была дебрьски сани и понесли ее к синему морю

В этом отрывке имеется, как отметил Сулейменов, тюркская синтагма: «дебрь кисаню», означающая железные путы. Это согласуется с толкованием бояр:

Уже соколам крылья «припешали» (то есть сделали пешими) поганых сабли, а самих опутали в путы железные.

Во сне Святослава половецкие слова «дебрь кисаню» превратились (о, Фрейд. ) в сани в дебрях! Дальнейшее толкование:

Половцы как гнездо пардуса и в море погрузили ста (сотни воинов?)

В море погрузили не сани, а воинов.

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Также копирую сюда материалы Лемурия:

«Сон Святослава». Палех. Оформление издания «Слова о Полку Игореве», 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ 94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ, 95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено, 96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно, 97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ. 98 Всю нощь съ вечера б с ви врани възграяху 99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь ки Саню и несошлю къ синему морю».

93 А Святослав мутен* сон видел: « В Киеве на горах*

95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,

96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,

97 и нежили меня. Уже доски без кнеса* на моем тереме златоверхом*.

98 Всю ночь с вечера серые* вороны граяли

99 у Плесньска*: «На пойме были лесистой р. Сан и понеслися* к синему морю».

Здесь и далее Автор СПИ представляет Святослава как «невесту», покидающую свой родной дом:

— «Уже доски без крепежа в моем тереме «: » Мне не много ночесь спалося, Мне во снях грозно казалося: Будто ночесь во темной ноченьке, Что у вас, мои родители, Что у вас, мои сердечные, Все тыночки раскатилися, Все столбы да пошатилися, С теремов верхи повынесло. (Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. «Песнь о полку Игореве. Новые открытия» М., 2009, с. 18.)

Но вся СЛОЖНОСТЬ правильного толкования сна в наложении обрядового плача невесты на библейские сюжеты, о которых речь будет ниже.

«Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». (СЗБ)

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б):

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый. (Валька кошку бусыю завёс. )ПОЧ. 2. Пьяный (Бусый што ль, на стину кидаисся!)ГАГ.

«. Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного „граяния“ их не бывает. И черные и «бусые» вороны охотно питаются трупами, поэтому собираются во множестве на местах сражений. » (Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 114)

В «мутен сне» великий князь опасается выхода угров, которым «Галичкы Осмомыслѣ Ярославе. подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь», к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла): «врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю»

Карта Галицких городов из книги М.Н. Тихомирова «Древнерусские города», М.,1956, с.296

Возможна и такая разбивка «на болони бѣша деб(?) р(ѣ)ки Саню»: Если допустить, что Мусин-Пушкин принял букву «и» за «б» (в Екатерининской копии это видно)

Автор СПИ просто употребил синоним глаголу: рече = деи

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Добрый день Евгений!

Давненько вас что-то не было слышно. Даже скучно стало. Как яблоки в Крыму? Вы же туда поехали, когда они только цвести начали. Сколько времени прошло? Почти полгода. Стихотворений, наверное, написали с дюжину. Не стесняйтесь, выкладывайте. Покритикуем. А вот за разгадку сна Святослава вы зря взялись. Впрочем, не удивительно, это же ваша привычка тратить свободное время на то, что не умеете делать.

Объяснение смутного сна святослава

Сон князя Святослава является одним из интереснейших эпизодов Слова о полку Игореве. Во-первых, он отражает ярчайшую палитру русского бытия древней Руси – элементов национальных традиций и духовно-религиозной культуры русского общества 12-13 веков. Во- вторых, содержание сна, подборка образов сновидений, является очередным доказательством литературного гения автора, которому удалось две исторические битвы с половцами, во времени разделенные столетием, оживить в нескольких часах смутного ночного сна. От битвы хана-оборотня Боняка с венгерским королем Коломаном на реке Сан в 1097 году, до битвы князя Игоря с половцами на реке «каяле» в 1185 году, которая стала возможной благодаря действиям другого хана-оборотня – Кончака. Две битвы две эпохи, которые едва ли не в деталях повторяют друг друга.
Многие исследователи пытались разгадать этот смутный сон, но до настоящего времени он так и остается смутным и не разгаданным. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Будем по возможности опираться на точность перевода церковнославянского текста.

Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.

Но бывает и так, когда оба действия совмещаются друг с другом. Тогда по-настоящему образуется смутный и страшный сон, пронизывающий все существо человека. По всей вероятности, такой сон и приснился князю Свтославу. Так что же увидел первопрестольный Киевский князь Святослав, «отец всех князей», в своем смутном сне? Для начала прочтем первую часть сна, самого известного и популярного перевода Д.С.Лихачева:

«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом.

(Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)

Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:

Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:

«Святъславъ мутен сонъ виде въ Киеве на горах: сыновщъ съ вечера одевахуть мя рече, чрною паполомою на колаты тесове. чрпахуть ми синевино съ трудомъ смешено. пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковинъ велика женчужа ми въ лоно и неговавшу мя. уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоврсемъ.»

На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.

в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.

Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется)

. В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).

В церковнославянском языке словосочетание «синевино»

не требует особого пояснения. Однозначно, это вино, привезенное из-за синего моря, то есть, вино заморское (надо полагать было редкое и дорогое). Другое же слово «труд» (с трудом смешено) понятие более объемное и требует отдельного разъяснения.

Таким образом, автор «Слова» выражением: «пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковин»

, показывает нам не процесс высыпания из пустых колчанов «крупного жемчуга» на грудь князя Свтослава, а толпу, скопище «поганых тлковин», которые усердно напихивают в лоно (недра) князя
«велика (много) женчужа»
.

, «поганого», «поганые» многократно встречаются в тексте «Слова», все эти слова относятся к половцам в смысле «нехристей», «басурманей», внуков агарянских (потомков Агари – служанки, которая родила от Авраама сына Измаила, родоначальника арабов).

Именно эпизод сна, когда «тулаи»

, (скопище, толпа) «поганых тлковинъ», усердно напихивает в недра (полость живота) князя Святослава «велика женчужа» и «негует» (растирает) его тело благовонным мирром, больше всего возмущают князя, ибо мы должны помнить, что князь был достойный, благочестивый и убеленный сединой правоверный христианин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *