Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание

Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»

Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть картинку Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Картинка про Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание
Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»

«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»

«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Источник

Значение снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Описание и значение снов

Скрытый символизм заложен автором в сновидения, с которым следует познакомиться поближе, дабы получше понять личность Родиона. Разбор смысла и значения снов позволит школьнику написать грамотное сочинение по теме произведения. Начальная суть символичных видений заключалась в разрушении гипотезы Раскольникова и раскрытии правильной сути жизни. Одни из них страшные, другие же, наоборот, положительные. В некоторых главах произведения герой видит следующие видения:

Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть картинку Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Картинка про Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание

С помощью сообщений, посылаемых главному герою в сновидениях, автор пытается бороться с идеологией ненависти созданного персонажа. Расшифровка своеобразных символов — это ключи, отпирающие закрытые двери сложного замысла Достоевского.

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

О забитой лошади

Центральный персонаж переносится в детские годы. Перед ним открываются родные места, он шагает по улице вместе с отцом, на пути встают кабаки и церкви. Он видит лошадь, избиваемую людьми. Пьяные мужчины с ожесточением бросаются на животное, молотя его кнутами. Запряженная в телегу лошадка не может убежать. В конце ее добивают ломом по голове.

Эти образы противопоставляются друг другу, заставляя героя романа призадуматься над верностью своих суждений и теорий. Соборы располагаются недалеко от питейных заведений, показывая, что человек самостоятельно выбирает дорогу, по которой идет.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

Об оазисе в Африке

Родиону приснился прекрасный оазис посреди африканской пустыни. Второй сон он видит до совершения рокового поступка. Песчаная равнина с голубой водой становится источником живительной влаги для «странника». Примечательно, что герой оказывается в Египте. Несмотря на простоту сна, его анализ показывает большую глубину символов. Оазис с прозрачным водным источником — образ чистоты побуждений, проскакивающих сквозь жизненную рутину, наполненную нищетой, развратом, неблагочестивыми мыслями, злобой.

Сам же сон можно истолковать как стремление героя к чему-то чистому, прекрасному. Раскольников все еще сомневается в своих желаниях, у него есть шанс пойти по правильному пути. Важной составляющей видения является местоположение — Египет. Таким способом автор привносит в произведение нотку наполеонизма, ведь для великого исторического деятеля египетский поход был первым. Именно там Наполеон испытал горести поражения из-за чумы, положившей его войско. Разочарование ждет и главного героя романа. Такой сон обязан был присниться затеявшему изначально проигрышную игру герою, чтобы дать шанс на спасение.

Грезы в состоянии забытья

Незадолго до совершения преступления Раскольникову грезится загадочная африканская пустыня: кругом величавые пальмы, чистые ручьи, золотой песок, и здесь отдыхают верблюды. Источник с чистой голубой водой, из которого пьет Раскольников, символизирует веру в Христа. Анализируя это сновидение, можно предположить, что перед совершением греховного поступка Бог подсказывал отказаться от него и очистить свою душу в святой воде.

Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть картинку Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Картинка про Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание

К сожалению, молодой человек не вник и на этот раз в посылы добра и сразу после пробуждения готовит орудие преступления. Зло в его душе вновь побеждает. Значение второго сна героя в том, что несмотря на гуманистическое содержание своей теории, преступление Раскольникова совершает чудовищное. Убив Алену Ивановну, Раскольников, измазанный кровью, убивает и вернувшуюся внезапно ее беременную дочь Лизавету.

Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Смотреть картинку Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Картинка про Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание. Фото Какую роль играют сны раскольникова в романе преступление и наказание

Раскольников эти законы нарушил и поэтому проиграл в борьбе со своей совестью. Последняя оказалась на ступень выше его умственных измышлений.

Поэтому Раскольников, потратив последние деньги, приходит на помощь больному Разумихину; спасает детей на пожаре, рискуя жизнью; помогает семье Мармеладовых, защищая Соню от Лужина. По мнению Порфирия Петровича, у Родиона «великое сердце». Болезнь Раскольникова после убийства доказывает, что перед совестью все люди одинаково равны, а проявление доброты к окружающим и есть следствие высокой нравственности.

Об Илье Петровиче

Убийство старухи состоялось. Персонажа, совершившего преступление, лихорадит. И здесь нельзя не упомянуть кратко о сне Раскольникова, в котором он видит Илью Петровича и хозяйку. Сновидения идут чередой, три последующих приводят героя к осознанию действительности. В дом преступника приходит полицейский и избивает владелицу квартиры. Это слышит персонаж, но не видит. Он не может пойти на помощь, так как переживает за свой арест.

Это говорит о невозможности Родиона переносить издевательства над людьми, насколько бы плохими они ни были. Сцена становится своеобразным отражением произошедших событий с персонажем, который уже не мог остановиться и одуматься. Он чувствует вину, боится быть разоблаченным, наказанным. Но сколько бы веревочке ни виться, все становится на свои места, злодеи оказываются наказанными.

Сны Раскольникова после преступления

После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.

О смеющейся старухе

Это видение имеет глубокую идейно-композиционную роль. Оно говорит о характере и нынешнем внутреннем состоянии Родиона. Событие предшествует приходу Свидригайлова, рассказывающего центральному персонажу романа о том, что ему известно об убийстве. Смех старухи также символичен. Героиня будто ликует от победы над обидчиком, испытывающим угрызения совести. Родионова теория разрушилась.

Сны Раскольникова до преступления

Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.

Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).

О конце света

Несостоятельность гипотезы подтверждается последним сном героя. Его он видит на каторге, когда серьезно заболевает. Ему грезится, что весь мир окутала страшная болезнь, которая по своей мощи не может конкурировать с моровой язвой. Кажется, что все живое вот-вот погибнет. Людей в свои оковы заключают злоба и жестокость. Происходят убийства на каждом шагу, ужас плодится на планете, наступает конец света.

Подобное может сниться только людям, которые не могут реализовать замысел о всемирном спасении. Ведь именно его Родион не реализовал. На практике его теория не работает и выглядит ужасно.

В этот момент персонаж пытается достичь гармонии. Этому способствуют место его нахождения и окружение:

Раскольников начинает понимать, насколько неправильными были его софистические умозрительные рассуждения. Мир нуждается в искренности, доброте, способной противостоять злу и порочности человечества.

Краткое содержание сновидений центрального персонажа романа «Преступление и наказание» поможет грамотно составить текст сочинения, заполнить читательский дневник. Для удобства информацию можно сократить, выбрав самые яркие символы и их значение, занеся их в таблицу с указанием, в какой главе произошло действие.

Вовсе не обязательно читать всю книгу, чтобы понять основную мысль этих снов. Достаточно ближе познакомиться с творчеством Достоевского, для которого сновидения значили гораздо больше. Они были прообразами обнаженной совести, которую нельзя заговорить препаратами, славными словами. Это позволяет открыть души и характеры героев.

Сны Раскольникова и их значение в романе

«Преступление и наказание» роман великого русского писателя Ф. Достоевского. Это важный роман, поднимает сложные психологические и социальные темы. Автор писал роман с 1865 по 1866 год.

Сны Раскольникова, это очень важны в романе, они безусловно отображают, суть личности Раскольникова, его переживания, которые и толкнули его на преступление (на всю его судьбу).

Сон – это физическое состояние человека, когда человеческая активность значительна понижается. Мозг продолжает работать и происходит процесс бессистемного воспроизводства воспоминаний и страхов (тревог), когда человек спит он не контролирует «ход своих мыслей», мозг работает без сопротивления сознания.

В романе, множество и других символичных сцен, которые так же играют важную роль для смысла произведения.

Во время своего пребывания на каторге Достоевский, «сидел» не только с политическими «преступниками» но и с уголовными элементами. Многим из них было всё равно, они не раскаивались и охотно бы продолжили свои деяния, когда выйдут.

В середине девятнадцатого столетия, Александр Второй (наконец то) отменил крепостное право (рабство). Многие крестьяне став свободными не понимали что с ней делать, они не имели средств к проживанию и шли на дороги или в города, — грабить и убивать.

Но, были и другие, которые раскаивались и действительно перевоспитались на каторге.

Главная тема романа, ужасная бедность отдельно взятого человека (определённого слоя общества). Основную часть общества мало интересуют проблемы молодого и мучающегося молодого человека. И именно своим невниманием по сути толкает его на преступление. Раскольников безусловно виновен в убийстве старухи процентщицы, но общество виновно не в меньшей степени.

В первой части романа Раскольникову снится детство. Снится ему сон, когда он болен, у него температура, озноб.

Снится, его семья, потом отец. Далее снится улица, где находится кабак, куча хулиганов избивают маленькую лошадь, которая везёт телегу. Маленький Родион хочет заступиться, но ничего не получается. Её убивают, лежащую.

Во второй части романа (после убийства старухи) ему снится: какие-то странные и страшные звуки: дикие крики, вопли, звуки драки и т. д. Во сне Раскольников уверяет себя что убийство совершено верно, далее он просыпается.

Далее ему снится: он возвышается (выше) над толпой, однако люди смотрят осуждающе, и вот он видит, что старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Последний сон ему сниться на каторге. Сон показывает жестокость и мучения. Он видит до какой степени он ошибался и окончательно отказывается от своей теории (о праве на убийство).

Другие сочинения: ← Анализ поэмы Ворон Эдгара По↑ ДругиеОбраз и характеристика Ильи Муромца в былинах →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности. В романе «Преступление и наказание» автор рассказывает нам о снах Раскольникова и Свидригайлова. Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.Смотрите:— Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о Раскольникове

Первый сон. Сон об убийстве лошади.

Достоевский по праву считается писателем – психологом. Никто из авторов, как он, не может так точно и чётко раскрыть все душевные человеческие конфликты, переживания, стремления и проблемы, которые хранятся глубоко в подсознании каждого из нас, и только такой художественный приём, как раскрытие личности персонажа через его сон, помогает это сделать.

Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» настолько погружен в себя, в свои мысли, что не замечает, как его сущность «раскалывается» на две части, действительность сливается с фантазиями и реальность становится какой-то далёкой и невозможной. На протяжении всего романа Родион Раскольников несколько раз видит сны. Но так как герой испытывает апатию, полусон – полубред, то с большой уверенностью нельзя сказать, был ли это сон или очередной бред, или это всего лишь игра воображения. Но каждый сон по-своему считается ключевым моментом в сюжете произведения. Без этих снов невозможно до конца понять душевное состояние героя. Сны не только являются осмыслением его жизненной ситуации, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Но наиболее значимым для понимания характера и мировоззрения Раскольникова, для понимания его поступков играет первый сон – сон об убийстве лошади. Этот эпизод помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную страшной «идеей».

После долгих блужданий по Петербургу и размышлений о пользе смерти старухи-процентщицы главный герой засыпает в парке после «пробы». Как только сон сковывает сознание Раскольникова, мы попадаем в его небольшой родной городок, оказываемся вдали от суеты и давящей желтизны домов больших городов. Вокруг всё зелено, ярко, всё является воплощением веры в добро, милосердие и сострадание к другим, то есть перед нами раскрывается внутренний мир маленького Роди, душа которого наполнена добром и только положительными качествами. Мальчик испытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, «весь дрожит» от одних только доносящихся из него звуков и вида «шляющихся кругом пьяных и страшных рож». И когда впоследствии сам герой с теплотой и любовью вспоминает бедную городскую церковь и старого священника, то в этот момент мы видим не человека, который хочет совершить убийство, а человека, который поистине живёт, любит жизнь в любом её проявлении, радуется каждому дню и верит, что добро есть

Но светлые краски тускнеют, небо заволакивают чёрные тучи, когда начинаем читать строки из сна об избиении лошади: «Но уж бедной лошаденке плохо». «Она задыхается, останавливается, опять дергается, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».

Непосредственно перед эпизодом сна Раскольников, идя по бульвару, видит, как некий господин пытается совратить молодую девушку, и тогда герой решает за неё заступиться, как он впоследствии пытается спасти лошадь в своём сне. Но увиденное происшествие на улице ещё больше убеждает его в правильности теории и допустимости «крови по совести», а избиение животного лишний раз напоминает Раскольникову о насилии и жестокости в мире. Он уже не видит никакой разницы между животным и человеком. И эта лошадь становится воплощением страданий оскорблённых и униженных.

Сам сон довольно точно передаёт почти все детали предстоящего убийства старухи – лошадку в итоге убивают топором, по её морде течёт кровь, а на Миколке, мы замечаем, нет креста, как впоследствии и на Раскольникове.

В этом сне мы видим целую огромную толпу, жестокую и бессердечную. Лишь один человек, который пытается вступиться за лошадь, – это старик, но он один ничем не может помочь бедному животному.

Это сновидение является вещим, оно указывает герою на неудачный исход задуманного им дела, потому что он один не может изменить общественный строй, каких бы огромных усилий не прикладывал.

В Раскольникове ещё остались некоторые положительные качества, он колеблется в исполнении своего страшного замысла. Пробудившись, обращается к Богу и всем своим существом отрекается от своей сумасшедшей идеи, но, несмотря на это, почти через сутки убивает старуху.

Читая роман дальше, мы никак не можем забыть этот первый сон, а Достоевский постоянно на него указывает. Когда Раскольников возвращается к себе в комнату, спрятав украденные драгоценности, он дрожит, как лошадь, потом ему мерещится, что на лестнице бьют его квартирную хозяйку, а Катерина Ивановна Мармеладова, умирая, кричит: «Уездили клячу!», случайно подвернувшийся красильщик оказывается Миколкой, появляется кабатчик Душкин, который «врёт, как лошадь».

Да и сам первый сон по-настоящему фантастичен, во многом потому, что здесь нашли своё отражение черты придуманного страшного плана Родиона. Поначалу мы видим, будто это воспоминания из детства Раскольникова, но затем понимаем, что многое здесь неправдоподобно, потому что сама лошадь была запряжена в телегу, которая уже названа странной, и тут же добавлено, что это «одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей». Поэтому в итоге в наше сознание закрадываются мысли о никчёмности и беспомощности бедной лошади, и мы понимаем, что её судьба уже предрешена.

Сон будто подсказывает Раскольникову, что он должен после свершения своего страшного плана притвориться наблюдателем или той же лошадкой, которая уже задыхается от невыносимых условий жизни. И Родион сваливает всю вину на плечи подвернувшегося красильщика, оставив себе ещё один шанс «побороться».

Поэтому можно сказать, что эпизод первого сна достаточно символичен, он предопределяет действия Раскольникова, отражает борьбу его внутреннего мира, но подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими чертами его натуры, как сострадание и нежность.

Можно заметить, что после этого сна Родион долгое время совсем не видит снов, не считая видения накануне самого убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой. Здесь писатель использует традиционную символику цвета: голубой — это цвет чистоты и надежды. Вода выступает во сне как символ жизни. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти.

Источник

Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.

Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.

Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.

Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.

Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.

2 вариант

Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях. Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.

Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.

Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой. Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *