Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов «Сон»

Презентация: «Михаил Юрьевич Лермонтов «Сон»». Автор: Казаковцевы. Файл: «Михаил Юрьевич Лермонтов «Сон».ppt». Размер zip-архива: 68 КБ.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Сон»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Сон»

Урок анализа стихотворения

Прочитайте внимательно стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

Ответьте подробно на все вопросы Напишите письменный анализ стихотворения

Сон В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал

недвижим я; Глубокая ещё дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их жёлтые вершины И жгло меня – но я спал мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж юных жён, увенчанных цветами, Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа её младая Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй

Почему это стихотворение названо «Сон»

Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии Лермонтова

Вспомните, например, стихотворение «Выхожу один я на дорогу»

Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

В мрачные времена работорговли некоторые невольники, насильно

вывезенные Америку, убивали себя, надеясь на то, что их души, скинув бремя плоти, смогут вернуться в отчий дом.

Как этот факт может помочь прояснить смысл этого стихотворения?

Кратко перескажите стихотворение

Ключевые слова к ответу

Где лежит умирающий герой

Какое значение имеет Кавказ в лирике Лермонтова? Является ли Кавказ обычной географической областью, или он воплощает особый мир, с которым читательское сознание прочно связывает романтические ассоциации?

Какое расстояние отделяет «долину Дагестана» и «родимую сторону»

Что позволяет лирическому герою «достичь» отчего дома? Чем различается описание Дагестана и описание «родимой стороны»? Какая картина является более конкретной, более прозаичной, а какая написана романтическими красками? Что в в описании вам кажется необычным?

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя

Докажите, что эта тема является одной из ведущих в творчестве Лермонтова. На сопоставлении каких контрастных планов строится стихотворение? Как сон помогает лирическому герою преобразовать изначальную дисгармонию мира?

Выдающийся русский философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьёв в своей

Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «После битвы», написанное в 1903

году. Воткнув копьё, он сбросил шлем и лёг. Курган был жёсткий, выбитый. Кольчуга Колола грудь, а полдень спину жёг… Осенней сушью жарко дуло с юга. И умер он. Окостенел, застыл, Припав к земле тяжёлой головою. И ветер волосами шевелил, Как ковылём, как мёртвою травою. И муравьи закопошились в них… И равнодушно всё вокруг молчало, И далеко среди полей нагих Копьё, в курган воткнутое, торчало. Какие общие мотивы связывают бунинское стихотворение со стихотворением Лермонтова «Сон»? Чем отличаются эти мотивы?

Источник

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 14.08.2018

Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.

История создания

М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.

Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.

Жанр, направление и размер

Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.

Образы и символы

Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.

Темы и настроение

Основная идея

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.

Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».

Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».

Источник

Полный анализ стихотворения «Сон» (М.Ю. Лермонтов)

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Делая полный анализ стихотворения «Сон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, команда Литеровед.ру расскажет историю создания, поможет разобраться со средствами выразительности, которые использовал автор, а так же раскроет основный смысл, переданный поэтом.

История создания

Не зря стихотворения Лермонтова были названы пророческими. Это отмечали и люди того времени, и наши современники. Ряд стихотворений Михаила Юрьевича предсказывает не только его личную судьбу, но и судьбу государства. Его труды пронизаны глубиной и смыслом. В каждой строчке мы можем заметить переживания и эмоциональное настроение самого автора.

Как и несколько других работ, стихотворение «Сон» было опубликовано уже после смерти автора.

Жанр, размер

Если говорить о жанре данного произведения – то, безусловно, это лирика. Направление – романтизм. В стихотворении «Сон» Лермонтов использует ямб, где каждая стопа состоит из двух гласных.

Смысл названия

Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Здесь мы видим, что герой погиб недавно, поскольку его рана еще дымиться. К концу же сток он засыпает навечно.

Вторая часть включает в себя три строфы, в которой автор описывает свою родину и образ любимой.

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Там, на его далекой родине, ещё не знают, что его уже нет в живых. Это и является центральной частью композиции. Далее автор нас знакомит с возлюбленной героя, которая начинает чувствовать приближающееся горе. Далее во сне она видит то, что случилось с её любимым, переносится туда. Именно это и показывает ту связь, которую смогли обрести влюбленные в загробном мире.

Главной композиционной особенностью считается то, что конец стихотворения переносит нас обратно в начало произведения, тем самым замыкая его.

Образы и символы

В описании пейзажа автор использует Дагестан. Показывая скалы, Михаил Юрьевич подчеркивает свою отчужденность и отгороженность от внешнего мира. Он показывает то, что в момент смерти человек находится один, вдалеке от всех людей и общества.

В пророческом образе героя мы видим самого автора, который при помощи сна пытается поведать нам о своем душевном состоянии и переживаниях.

Так же поэт использует антитезу, когда речь заходит о солнце – символе жизни, которое освещает мертвое тело. Этим он показывает, что со смертью героя ничего не изменилось кардинально. Солнце продолжает светить.

В образе лирического героя мы можем увидеть сильного и смелого мужчину, который был очень одинок. Лишь умерев, он попадает в идеальный мир, где всем правит любовь.

Темы и проблемы произведения

Одна из тем произведения – это, конечно же, одиночество лирического героя. То, что он находится в далеком и скалистом Дагестане, только лучше подчеркивает то, что находиться там он не имеет ни малейшего желания. Он одинок и печален, и именно эта самая отчужденность накладывает на героя отпечаток грусти.

Второй темой смело можно назвать тему смерти. Именно она и является основной проблемой произведения, в котором вплотную переплетается с любовью. Это как вечное соседство добра и зла, которые не смогут существовать по одиночке. Это и выступает основной мыслью стихотворения «Сон».

Так же автор через описание пейзажа и природы передает все настроение произведения. Описание одиноких скал показывает настроение лирического героя, подчеркивая его одиночество. Солнце, которое продолжает светить высоко в небе, выступает противовесом самой смерти. Все стихотворение пронизано трагичностью и одиночеством. Автор доносит то, что человек в самые ответвлённые моменты своей жизни находится всегда один. Приходит в этот мир и уходит из него он в полном одиночестве. Даже любовь приходит только во сне.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов использует большое количество различных средств выразительности, тем самым делая текст ярким и контрастным.

В стихотворении «Сон» он использует большое количество эпитетов и метафор, благодаря которым он сумел передать все настроение автора. Так же поэт использует антитезу, чтобы провести резкий контраст между живым и мертвым.

Основная идея произведения

Мысль, которую заложил автор в произведении, дает нам возможность подумать о смерти и её неминуемом приходе. Ведь рано или поздно с ней суждено встретится абсолютно каждому человеку. Это позволяет попытаться найти смысл своей жизни. Пересмотреть свои взгляды и поступки, чтобы не оказаться в последний день жизни таким же одиноким, как и лирический герой произведения. И пока ещё есть время, есть возможность постараться изменить свою жизнь в лучшую сторону и стать счастливым.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

анализ стиха «сон» Лермонтова

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Источник

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 16
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель:
показать учащимся трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира; выявить особенности жанрового и композиционного мышления поэта на примере стихотворений «Валерик», «Сон»; проанализировать композицию стихотворений и определить их специфику; развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, опорный конспект, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, отражающие его философско-религиозные взгляды, представляют собой огромный интерес и помогают понять личность этого человека. Судьба, жизнь, поступки — всё было в этом человеке и поэте противоречиво, двойственно. Двойственность определяла и внешний его облик, и внутренний мир. Не случайно внешность поэта разные люди воспринимали диаметрально противоположно: одни находили её необычной, особенно глаза, другие — отталкивающей.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

М. М. Дунаев замечает: «…искусство коварно. Оно не только отражает, оно и заражает.
Внося противоречивые стремления в душу, искусство может обречь её на долгую внутреннюю борьбу. Полярные противоречия, заложенные в лермонтовских созданиях, не могут не вызвать сильнейшего разряда… очищающего либо губительного. Эти противоречия суть отражение душевного состояния самого поэта. Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова — это очевидно…»

И всё же у поэта появляется желание вложить смысл в каждое мгновение жизни своего лирического героя, в душе поэта происходит борьба личности с «ничтожеством», то есть с бесследной уничтожимостью следов чувств, надежд, желаний; «…тайное сознание, что я кончу жизнь ничтожным человеком, меня мучит» (из письма к С. А. Бахметьевой, 1832).

Лермонтов стремится проникнуть в тайну, вместе с тем он хочет познать себя, определить своё отношение к миру, к Вселенной. Мысль о неотвратимости судьбы, об ожидающем человека бессмысленном и жестоком конце волнует молодого поэта, заставляет его размышлять над вопросами свободы и воли самого человека.

И всё-таки, несмотря на все истинные разочарования, поэт верил, что «мир для счастья сотворён», он называл надежду «Богом грядущих дней»:

Но чувство есть у нас святое,
Надежда, Бог грядущих дней,—
Она в душе, где всё земное
Живёт наперекор страстей. (Лермонтов М. Ю. «Когда б в покорности незнанья. «)

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик»

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

У ч е н и к. В жизнь, а позже и в творчество поэта величаво входит Кавказ: место, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь. Кавказ, куда Лермонтов был переведён на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть поэта» в 1837 г. и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-м. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ — судьба.

Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребёнком. Будучи взрослым, он трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле — это было место его службы. В 1837-м мятежный поэт был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». В середине июня 1840 г. Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз — за дуэль с Эрнестом де Барантом.

Поэт принимал участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А. В. Галафеева. С 6 по 14 июля 1840 г. Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вёл журнал военных действий отряда Галафеева. Лермонтов принимал участие в боевом походе, отличился в сражении при Валерике и был представлен к награде. В рапорте о сражении при реке Валерик сообщалось, что поручение, данное Лермонтову, «было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля», но что офицер этот, несмотря ни на какие опасности, «исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Валерик, или Валарик,— речка в Чечне, приток Сунжи. Название это происходит от чеченского слова «валлариг» — мёртвый. Наиболее полно и ярко боевые впечатления поэта выразились в стихотворении «Валерик» и картине «Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 года». Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами «Журнала военных действий» видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и сам стиль, целые предложения «Журнала» и строки стихотворения.

Автор написал стихотворение в эпистолярном жанре для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений. Тема этого произведения — это вечная во всей литературе тема жизни и смерти. Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 г. в альманахе «Утренняя заря».

3) Беседа

• К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
• Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
• Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. По какому признаку они противопоставлены?
• Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
• Какой в стихотворении изображена война? Что придаёт описаниям лирического «Я» особую достоверность?
• Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
• Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
• Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл придаёт ему нерегулярность рифм?
• Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл придаёт тексту ирония его финала?

4) Обобщение учителя
(с обращением к опорному конспекту, размещённому на доске)

— Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой — это нарушение правил, непредсказуемость, свобода.

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Стихотворение представляет собой не механическое сцепление разных жанров, а органическое единство.

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

У ч е н и к. В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи.

Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ.

3) Беседа

• Почему это стихотворение названо «Сон»?
• В чём особенности композиции этого стихотворения?
• На сопоставлении каких контрастных планов строится стихотворение?
• Какой смысл заключён в том, что умирающему воину снится сон о нём самом, который «в родимой стороне» видит его подруга? В чём трагичность общения их душ?
• В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
• Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя? Докажите, что эта тема является одной из ведущих в творчестве Лермонтова.
• Как сон помогает лирическому герою преобразовать изначальную дисгармонию мира?
• Согласны ли вы с тем, что «Сон» — это поэтическое воплощение фантасмагорической картины скорой гибели поэта — действительно вещий сон?
• Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии Лермонтова?

4) Обобщение учителя

Провидческий дар, по мнению В. С. Соловьёва, поэту достался от его предка — шотландского рыцаря из города Мельроза Томаса Лермонта, который славился как ведун и прозорливец, пребывавший в загадочных отношениях с царством фей.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчуждённости героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь его душа это чувствует.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает и усиливается драматическое мироощущение.

Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело.

Без ответа остаётся вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Какое из изученных на уроке стихотворений оказалось наиболее близким вам? Почему?».

2. Опережающее задание
Выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург

Дата сражения: 11 (23) июля 1840.
У реки Валерик: 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный).
Написанное М. Ю. Лермонтовым стихотворение «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право») впервые было опубликовано (с пропусками) в 1843 г. в альманахе «Утренняя заря».
Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева.
Кроме того М. Ю. Лермонтовым были сделаны несколько рисунков, изображающих эпизоды сражения на Валерике.

Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Смотреть картинку Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Картинка про Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения. Фото Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя стихотворения

При Валерике. Похороны убитых 12 июля 1840 г. Худ. М. Ю. Лермонтов (1840—1841).

Данное изображение в чёрно-белом варианте было использовано в статье «Валерик» опубликованной в пятом томе «Военной энциклопедии», изданном книгоиздательским товариществом И. Д. Сытина в 1911 году в Санкт-Петербурге

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *