Картина сон в летнюю ночь марк шагал

О «сюрреализме» Марка Шагала

Картины, которые Шагал создает в период с 1923 по 1941 год, до отъезда в Америку, отмечены двойственностью. Иные из этих произведений кажутся настоящими сюрреалистическими полотнами, но на самом деле ими все же не являются. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Обнаженная написана в манере, близкой французской художественной стилистике начала 1920-х годов. По гладкости фактуры, красоте и выписанности модели картину можно было бы счесть безупречным академическим упражнением в русле долгой живописной традиции изображения обнаженной натуры со спины, если бы только не произвольность, с какой фигура помещена над городским пейзажем. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).

В действительности Шагал говорит о себе. Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Витебск внизу— он возник из детства и принадлежит прошлому. Белла вверху — она царит в памяти и принадлежит настоящему. А в букете цветов, обособленном, как бы разрывающем своими красками серый фон, можно увидеть образ самого Шагала, его эмблему, подпись. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно — как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927).

Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Осел и невеста, составляющие влюбленную пару, на первый взгляд и в самом деле предстают как нечто абсолютно сюрреалистическое и уж точно фантастическое. Но название произведения отсылает к одной из самых совершенных комедий Шекспира, где в центре действия — любовь царицы фей Титании к ткачу Основе, который волшебством превращен в осла. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона; волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов; метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе — эльф и он же домовой или Добрый малый Робин).

Подобное смешение позволяет Шекспиру переплести в пьесе несколько историй, в которых при свете луны, в волшебной ночной атмосфере встречаются красавица и чудовище, возникают гримасы и улыбки, желания и сновидения. Совершенно очевидно, что Шагалу доставляет удовольствие постоянное веселое вторжение чего-то сказочного, ирреального, знаменующего победу воображения над рассудком.

Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Даже нежность, с которой он изображает своих персонажей, и отсутствие животной грубости созвучны пьесе Шекспира, мастерски умеющего раскрыть всю полноту любви, поднимая ее над буффонадой. У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Ну, а столь необычный для художника красный ангел в небесах — это, скорее всего, шекспировский добрый эльф Пэк. Итак, Шагал и тут рассказывает о себе самом, точнее, делится с нами своим восхищением шекспировской пьесой.

По возвращении во Францию после войны Шагал и в других произведениях использует «сюрреалистическую» образность для иллюстрации чего-то, не имеющего никакого отношения к сюрреализму. Пример тому — «Часы с синим крылом» (1949).

Маятник с птичьим крылом в центре картины, кажется, доминирует над заснеженной деревней; еще выше в воздухе — петух; внизу на переднем плане — брошенный букет; поверх часов — обнявшиеся влюбленные; силуэт бредущего еврея — все это в сочетании с загадочным названием напоминает композиции Магрита.

Действительно, в этом произведении много странного. Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Но это разные рассказы. Один — о детстве, другой — об изгнании, третий — о тоске. Так на театральной сцене могут одновременно находиться несколько персонажей, не вступающих в общение друг с другом. Они объединены пространством, и каждый произносит свой монолог, не слыша того, что говорят другие. Если бы действительно все описанное происходило в театре, это была бы некая специально поставленная режиссером какофония. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов.

Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем — на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Встречался нам и петух — один из любимейших образов шагаловского бестиария, и, разумеется, витебский пейзаж, откуда родом и часы, и петух, и еврей-скиталец. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры, и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.

Деформация, которой Шагал подвергает классическую композицию (разномасштабность, несообразные сближения и др.), не несет в себе разрушительного для картины заряда и не отсылает к подсознанию, как это происходит у сюрреалистов. Просто он применяет в построении картины особую логику чувства, которая по своему усмотрению играет перспективой, сходством и разумом, устанавливает собственные эстетические правила.

Источник

Шагал: Сон в летнюю ночь

Carrières de Lumières

Картина сон в летнюю ночь марк шагал. Смотреть фото Картина сон в летнюю ночь марк шагал. Смотреть картинку Картина сон в летнюю ночь марк шагал. Картинка про Картина сон в летнюю ночь марк шагал. Фото Картина сон в летнюю ночь марк шагал

Шагал: Сон в летнюю ночь / фото carrieres-lumieres.com

Прославленные стены заброшенных каменоломен «Carrières de Lumières» в прованской Адской долине в этом году стали приютом шедевров Марка Шагала.

Культурно-исторической матрицей масштабной мультимедийной экспозиции «Шагал: Сон в летнюю ночь» стали двенадцать универсальных идей — фрагментов жизни и кисти известного художника — Витебск, Жизнь, Поэзия, Коллажи, Война, Витражи, Парижская опера, Дафнис и Хлоя, Мозаики, Цирк, Иллюстрации, Библия. То, что вдохновляло и управляло рукой Шагала, стало вполне самостоятельным арт-объектом, перенесенным в современный формат.

Крупные планы живописных полотен мастера из коллекции Национального музея Марка Шагала в Ницце позволяют посетителям увидеть произведения искусства в новом свете и оценить их глубину и выразительное богатство. В дополнение к нарисованным работам художника, экспозиция также раскрывает коллажи, мозаики и витражи, тем самым, иллюстрируя полный спектр его талантов. Все пространство «Карьер-де-Люмьер» целиком пропитано и наполнено не только и не просто объективным достоянием Шагала, но морем ярких цветов, характерных для палитры художника, окуная любого пришедшего в поэтическую и особенно динамичную атмосферу той эпохи, выразителем и покорителем которой стал художник.

Самым главным физическим откровением стала, вероятно, возможность практически встать за спиной автора и увидеть ранее не замеченные или упущенные из виду детали его работ. Этому способствует ретрансляция картин на пол, стены и колонны при помощи ста видеопроекторов. Не осталась без внимания и специально подобранная звуковая дорожка, сопровождающая посетителей в коридорах выставки. Михаил Рудый, пианист и близкий друг Марка Шагала, лично подошел к выбору мелодического материала, скрупулезно встроив тональности музыки в изобразительный ряд.

«Carrières de Lumières» представляют собой пещеры на месте некогда заброшенных каменоломен, которые уже около полувека являют собой выставочное пространство для тематических выставок в формате мультимедиа. Необычная галерея находится в Адской долине (Val d’Enfer), где по легенде собирались на шабаш средневековые колдуны и ведьмы Прованса. По одной из версий, это место вдохновило Данте на его «Божественную комедию». Среди героев ежегодных экспозиций последних лет были Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Микеланджело, да Винчи, Рафаэль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *