Карты сновидений каплана уильямса интерпретация
Карты сновидений каплана уильямса интерпретация
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Карты Каплана-Уильямса. Начало.
Блог был замыслен давно. около года назад. И совпало это страстное желание с моим увлечением психологической работой с ассоциативными картами Стрифона Каплана-Уильямса. «Карты снов и фантазий» были созданы юнгианским аналитиком в 1991 году на основании двадцатилетней работы с образами фантазий и сновидений клиентов. Ко мне они пришли благодаря семинарам Александра Коробкина, героически привозящего сии картинки из Владивостока в Москву вот уже на протяжении двух лет. Саша откопал эти карты на мировых просторах психологической мысли (не уточняла) и адаптировал к психологии среднерусского человека. Среднерусского, это в смысле человека от Владивостока до Москвы со всеми территориальными нюансами.
К написанию постов меня сподвиг личный интерес и безмерное удивление, иногда граничащее с трепетом «как! это работает?!», а также желание пообщаться с теми, кто интересуется проективными методами и особенно ассоциативными картами, только появляющимися в пространстве российской психологической мысли и прочно внедрившимися в профессиональный инструментарий западного врачевателя душ.
В связи с этим не расшифровываю специальные термины как то «архетипические» или «базовый конфликт» (тем, кто в теме и так все понятно), но все же постараюсь больше писать русскими словами. Если применение термина вызывает неоднозначную трактовку, буду открыта к обсуждению.
Трудно было определить с чего начать. С рассказа о символах, изображенных на картах и их архетипических значениях? Каплан-Уильямс об этом уже написал. Где-то в сети даже бродит самостийный перевод. О способах и возможностях работы? Вот эта тема более интересна, но в теоретическом плане, т.к. к картам я пока имею больше клиентское отношение, нежели профессиональное.
Решение пришло, как обычно, внезапно. Поскольку каждый символ имеет индивидуальное значение, и карты помогают раскрыть свои собственные смыслы, то было бы логично поделиться своим собственным клиентским опытом – опытом собственной работы и проживания как архетипических, так и культуральных и личных значений образов карт, радостными открытиями и вопросами типа «как же это устроено?». Если что-то зацепит странника, забредшего на мой блог – буду рада пообщаться.
Как я понимаю, в работе с картами бессознательное выбирает те архетипические символы, которые как-то отзываются его внутреннему состоянию, и, подкрепленное, как фундаментом, коллективным опытом, строит вокруг них каркас из собственных индивидуальных значений. Как только человек начинает взаимодействовать с архетипом, он попадает в определенную ролевую позицию, ролевой кластер. Здесь достаточно возможностей для всесторонней диагностики. А дальше идет работа – на осознавание причин своих жизненных трудностей или по исцелению души и возвращению целостности (результат зависит от личной готовности и уровня проработанности).
Удивительно, что из 66 карт бессознательное, как мне кажется, всегда безошибочно цепляет именно ту, основную карту, отображающую актуальную жизненную ситуацию и помогающую последовательно раскрыть и проработать (с участием профессионального консультанта, как правило), базовый внутренний конфликт.
В дополнение к функции магистральной направляющей, какой может являться система карт Каплана-Уильямса, работа с картами помогает преодолевать тревогу и сопротивление клиента, структурирует личный опыт, помогает отыскать дорогу в хаосе, приводит к большей осознанности, ответственности и совсем другому уровню принятия решений. Это на уровне рационального опыта. Я даже подумываю о том, как эти карты применять в коучинге.
Есть в работе с картами и другая часть – иррациональная.
Следующий пост начну с неё, с первой карты.
Карты сновидений каплана уильямса интерпретация
ПРИМЕР КАРТЫ МУДРОСТИ ДЛЯ 1 КАРТЫ ОСНОВНОЙ КОЛОДЫ:
1.
Архетип самости.
Источник (БАЛАНСИРОВКА-ПЕРЕСЕЧЕНИЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ)
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТАМИ СНОВИДЕНИЙ
Вместо стремления прямо сразу начать использовать Карты Сновидения, я рекомендую вам обратить внимание на несколько моментов. Интуитивные инструменты, подобно Картам Сновидений, не поставляются сразу же, как торговые автоматы: они требуют почтительного и задумчивого подхода их новых владельцев. При таком построении отношения к ним, вы будете намного более восприимчивыми к их мудрости и руководству. В конце концов, Карты Сновидений разработаны для того, чтобы влиять на отзыв сна и ваш процесс сна, чтобы помочь вам стать больше гармоничным с вашим интегральным центром и источником сна. Неудивительно, что они не могут быть слишком поспешными. Попробуйте выполнить следующие шаги:
Вы только что купили и получили в подарок Карты Сновидений. Найдите место, где вы можете побыть наедине в течение нескольких минут. Прикоснитесь к Картам Сновидений с духовным опытом личностного значения. Лучше, чтобы никто не подсматривал за вами и не прерывал вас. Откройте пакет и положите Карты Сновидений и Карты Мудрости на стол лицом вниз. Только не просматривайте колоду.
Теперь прочувствуйте свою начальную реакцию на карты и их энергию. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы ожидаете получить от них. Перетасуйте колоду, все еще не смотря на карты и выбирая одну. Затем, не смотря на карты, выберите карту с описанием и переверните их лицом к себе.
Позвольте себе получить впечатления. Куда смотрят ваши глаза? Какие чувства вы испытываете? Вы можете записать свои карты и свои впечатления в своем Журнале Карт Сновидений, который вы должны держать для своей работы с Картами Мудрости и Сновидений.
Будучи со своими непосредственными впечатлениями, ищите Карту Мудрости для Карты Сновидения, которую вы уже выбрали, а Карту Сновидения для Карты Мудрости. Какие Карты еще хочется добавить по вашим впечатлениям?
Теперь вы проводите обряд своего пользования картами, первым устанавливая свое собственное отношение к ним в позволении картам дать вам их ответ. Вы можете захотеть сделать другие вещи: как познакомить, таким образом, своих друзей или свою семью.
РАЗЛОЖЕНИЕ ТРОЙНОЙ КАРТЫ
Разложение тройной карты это самый удобный способ, чтобы начать использовать свои Карты Сновидений. Оно даст вам понимание темы вашего сна, ваше место в нем и даст руководство для вашей бодрствующей жизни, чтобы решить проблемы, которые сон может представить. Попробуйте следующие шаги:
Подготовьте себя к ночи, прежде чем разрешить себе иметь сон по проблеме. Подумайте над тем, что хотите понять. Задайте вопрос об этом, запишите его в свой Журнал Сновидений и засыпайте, думая об этой проблеме и вопросе. Скажите себе, что вы проснетесь и запишите что-нибудь, что приходит в ваше сознание, является ли это сном или нет.
Следующим утром медленно проснитесь без перемещения, только наблюдая, какие мысли и образы появляются, и затем медленно переворачивайтесь и записывайте все в свой Журнал Сновидений, не думая о них. Когда вы закончите, напишите название и дату, а также добавьте любые комментарии, которые приходят вам на ум, и приготовьтесь использовать Карты Сновидений и Карты Мудрости.
Теперь обозначьте круг символов, действий и тем во сне. Это интуитивный выбор. Вы не должны быть точны. Выберите то, что кажется вам, самой центральной темой или символом, с которой вы хотите поработать. Обычно идите туда, где самая большая положительная или отрицательная энергия.
Найдите от одной, до трех Карт Сновидений, на которых имеется тот же символ, или подобный символ. Вы можете сделать это, просматривая колоду или найти символ в Приложении Алфавитной части. Там вы найдете одно или несколько номеров карт, которые представляют его ключевую типичную движущую силу. К Картам Сновидений подбираете Карты Мудрости, на которых эти движущейся силы описаны.
Если вы выбрали две или три карты, то положите их в линию рядом друг с другом и положите одну карту, которая, по вашему мнению, больше всего выражает ваш сон в середину трех карт. Первая Карта Сновидения, которая у вас помещена слева,(изображением вверх) «Место Главной Темы» или «Матка».
Чтобы выбрать Карту Сновидения вы можете также ощутить настроение и проблему вашего сна и обратиться к Типичному Профилю движущей силы для номера карты, которую вы хотите.
Затем снова посмотрите на сообщение своего сна и подчеркните или обведите что вы(ваше эго) делаете во сне. Каково ваше отношение к тому, что происходит во сне? Как вы взаимодействуете, или не взаимодействуете, с ключевыми символами? Выберите от одной до трех Карт Сновидений, которые представляют это. Если вы выбираете больше чем одну карту, то выстраиваете их в линию рядом друг с другом, как и раньше, и поместите ту карту в середину трех, которая больше всего представляет ваш сон. Верните другие два выбора в пакет.
Карта, которую вы выбрали, находится справа изображение вверх. Она называется «Место Сна Эго», или просто «Спящий».
И так, теперь у нас есть Карта Сновидения в Матке и в Спящем. Между ними есть место, которое мы называем Место Решения или «Гнездо». Мы позволим силе синхронности выбрать карту Сновидения для места в середине. (Синхронность это слово, которое впервые употребил К.Г.Юнг, чтобы описать значащее совпадение.)
Перетасовывая колоду Карты Сновидения и выбирая наугад карту, не смотря на нее сначала, вы получите карту «выбранную» не сознанием, эта та часть нас, которая, кажется, имеет психическое влияние, силу руководства, которую мы называем Источником образцом центра.
Переверните эту третью карту и поместите ее в Гнездо. Карта Сновидения в Гнезде представляет новый фактор, который может соединить то, что изображено от ваших снов в Матке и Спящем.
Теперь мы имеем шаг, который люди традиционно называют как «интерпретация», мы называем его «отражение» или «анализ». Размышляйте над этими тремя картами. Какие изображения кажутся больше всего соединенными? Как эти связи могут быть уместны в вашем сне и в проблеме, о которых вы хотите иметь сон? Запишите свои отражения. Помните, мы поднимаем сознание вместо того, чтобы произвести категорические ответы на ваши проблемы. Работа с Картой Сновидения расширяет вашу перспективу. Она не дает вам ответов, чтобы вы следовали вслепую.
Карты снов и фантазий Каплана-Уильямса(практика,работа с картами).
Предлагаю поработать с первой картой Каплана Уильямса. Если Вы испытываете ощущение беспокойства, повышенной тревоги, мышечную напряженность и не способность расслабиться, хроническую усталость и слишком быстрый темп жизни, то для решения этих проблем необходимо следующее:
Цель карты — найти внутренний центр, обозначить для себя самое главное, важное. Получить ответ, на что в вашей жизни стоит обратить внимание.
Если Вы выбрали Центральное изображение.
Центр – это та точка, вокруг которой объединяются противоположности. Он уравновешивает все существующее.Часто мы не знаем своего истинного центра – того, что делает возможным наше существование. Мы осознаем центры различных областей своей жизни. Их исследование способно привести к осознанию истинного центра, являющимся подлинным истоком нашего бытия.
Твоя задача — проявлять себя как дитя вселенной, постоянно ищущее точку баланса, исходя из которой, возможно по-настоящему строить свою жизнь.
Если Вы выбрали периферические изображения:
Алтарь – место поклонения, духовный центр.
Сакральное пространство украшено цветами и белой раковиной.
Бесцельные блуждания и бесконечные тревоги достаются тем, кто не ищет центр, более великий и значительный, чем они сами.
Усмири себя, сосредоточившись на вещах более важных, чем собственное я.
Фонтан — источник, обновление.
Вода бьет высоко вверх.
Источник течет свободно, когда мы открыты ему.
Познай свою жажду, ищи то, что может ее утолить.
Хоровод – веселье, радость.
Общая радость объединяет в круг.
Только тогда мы можем быть удовлетворены, когда находимся в контакте с чем-то более великим, чем мы сами.
Веселись вместе с теми, кто может помочь тебе обрести центр.
Свеча – освещение, утверждение
Свеча горит в самом центре.
Познай центр, чтобы найти свой жизненный путь.
Ежедневно находи ценность в каждой возможности своей жизни.
Медитирующий – свершение, очищение
Ищущий сгорает, окруженный своим безмолвием.
Истинное молчание – вот единственная песнь достойная исполнения.
Освобождайся от всего, пока не найдешь то, что освободит тебя от себя самого.
Сердцевина яблока – простота, сущность
Разрезав яблоко можно увидеть его сердцевину.
Не так важно, что вы делаете, а то, как вы это делаете.
Осознавай как ты действуешь, а не почему или зачем.
Витраж – разделенность на части, непостижимость и таинственность.
Каждое стеклышко витража находится на своем месте.
Суть духовность в том, чтобы использовать свою жизнь для того, что больше, чем жизнь.
Спроси себя о том, кто или что имеет большее значение, чем собственное я.
Комета – творец, великолепие.
В появлении кометы проявляется великолепие вселенной.
Готовность к чему угодно подготавливает нас ко всему.
Найди в каждом дне своей жизни то, что способно вызвать благоговение.
Текст книги «Сон разума или иная реальность»
Автор книги: О. Странник
Жанр: Эзотерика, Религия
Текущая страница: 21 (всего у книги 36 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]
Эротические сны
Сексуальная активность является существенной деталью осознанных сновидений для многих людей, в особенности, женщин. Патриция Гарфилд сообщала, что две трети ее осознанных сновидений имели сексуальный характер, и половина из них заканчивалась оргазмом. В книге «Путь к экстазу» Гарфилд рассказывает, что все оргазмы в ее снах отличались «глубочайшей насыщенностью». Ощущая необычайную целостность, которую редко встретишь в бодрствовании, она оказывалась «охваченной взрывами, потрясавшими душу и тело».
В чем смысл сновидений с полетами? Согласно доктрине Фрейда, это не что иное, как выражение сексуального желания. В данном случае такая интерпретация может быть принята безо всяких натяжек.
Можно рискнуть и предположить, что сексуальная активность и переживание оргазма во время осознанного сновидения вызывают в организме физиологические изменения, очень схожие с теми, что происходят во время подобной активности в состоянии бодрствования.
Согласно теории, поддерживаемой многими психологами и нейрофизиологами, мозг человека, воображающего какой-то объект, работает примерно так же, как и во время действительного восприятия этого объекта. Если это так, то воображение (или память) и восприятие различаются лишь степенью, определяющей яркость и насыщенность переживания. Однако воображаемое яблоко нельзя ни пощупать, ни попробовать.
Образы и воспоминания – это лишь смутные отражения, лишенные яркости настоящего восприятия. С другой стороны, иногда бывает очень трудно различить внутренние и внешние переживания, как это бывает с людьми, склонными к галлюцинациям. Наша способность отличать воспоминания прошлых переживаний от текущего восприятия, несомненно, помогает нам выжить. Если бы наш далекий предок, встретившийся лицом к лицу с саблезубым тигром, будучи охотником и часто видя тигров во сне, то он наверняка не знал бы, реальный ли тигр перед ним и надо ли от него убегать, и рисковал быть съеденным! В результате у него не было бы потомства и никому бы из нас не досталось такого ужасного воображения!
Поблагодарим эволюцию за то, что большинство из нас унаследовало способность различать внутренние и внешние события, исключая, конечно, сновидения. Это исключение объясняется тем, что во время БДГ-сна часть мозга, подавляющая яркость образов, сама оказывается подавленной и позволяет воспоминаниям и умственным образам существовать с не меньшей яркостью, чем при восприятии во время бодрствования. Именно так мы обычно их и переживаем, ошибочно принимая за внешнюю реальность, пока нам не посчастливится обрести осознанность.
Есть основания полагать, что различие в степени яркости восприятия имеет нейрофизиологическую основу и объясняется соответствующим различием в интенсивности разрядки нейронов в мозге. Свидетельства осознанно сновидящих, позволяют сделать вывод, что уровень активности мозга во время осознанных сновидений совпадает, а очень часто и превосходит подобный уровень, сопровождающий вос-триятие во время бодрствования. Яркость восприятия – главный критерий, с помощью которого мы судим о реальности происходящего.
Язык сновидений
В «Забытом языке» Эрих Фромм пишет: «Сновидения древнего и современного человека пишутся на том же языке, что и мифы, сложенные на заре человеческой истории… Но современный человек помнит этот язык только во сне, а наяву забывает. Насколько важно для нас понимать его, когда мы бодрствуем. Полагаю, что язык символов – это именно тот чужой язык, которым должен овладеть каждый. Понимая его, мы можем прикоснуться к одному из самых значительных источников мудрости – мифу, и познать глубинные уровни нашей собственной личности».
СновИдение – дар человеку, ускоритель на его пути к совершенству. Во сне, человек неограничен обстановкой и моралью, своим положением и законами общества. Мы поступаем из собственных побуждений и обстоятельств сна. Во сне мы сами себя «экзаменуем» на зрелость и искренность, осознанность и устойчивость сознательности.
«Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра; ибо когда суды Твои на Земле, тогда живущие в мире научаются правде». (Исаия 26:9)
Упражнения по развитию памяти
Сновидение – это нечто, как мы уже выяснили, происходящее в пространстве и вне времени. Чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире снов, важно запомнить их в виде пространственных структур. Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривалась, как пространственная реальность, и поэтому для хранения информации, которую необходимо было запомнить, отводили пределенное пространство.
Ораторы Древнего Рима учились развивать память, передвигаясь по своеобразной «кладовой» памяти. Такая «кладовая» строилась следующим образом.
Прохаживаясь по какому-нибудь пустому зданию, облаченный в длинную тогу оратор пытался сконцентрировать свое внимание на каждой особенности ространства, его окружавшего. Это продолжалось до тех пор, пока он не выучивал наизусть расположение каждого закоулка, каждой трещины в доме. После того, как это пространство твердо закреплялось в памяти, его можно было использовать как хранилище для запоминания различных фактов. Например, вам нужно запомнить поэму в 500 строк.
Для этого, сделав первый шаг вправо, первую строчку поместите в том углу, где мрамор немного пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья – у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом все, что необходимо запомнить, можно расположить в определенных местах здания. А мысленно прогуливаясь по этому зданию – развить в себе способность восстанавливать пространственно-объектные отношения.
Как показывают научные данные, для того, чтобы информация закрепилась в памяти, необходимо 24–28 часов. Выходит, все, что поступает в этот момент, еще сохранено и находится в состоянии тонкой памяти, и нам кажется, что мы чего-то и не помним. Нам легче вспомнить то, что уже перешло от тонкой к закрепленной памяти. Следует отметить, что эти 24–28 часов относятся к свободному, естественному запоминанию, то есть когда наш мозг это делает помимо нашей воли.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, разработанных с применением древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, разработанных с применением древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
Оглянитесь вокруг, определитесь в пространстве, окружающем вас, и убедитесь, что находитесь в состоянии бодрствования. Теперь постарайтесь понять, что, когда вам снится сон, вы точно так же считаете, что бодрствуете. Затем убедитесь, что вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Когда это понимание проникает в ваше сознание, начинайте исходить из того, что вам в самом деле снится сон. Вы оказываетесь в мире сновидений, который окружает вас со всех сторон, как это и происходит ночью. Этот мир полностью реален. Дотроньтесь до земли – она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете? Теперь начинайте передвигаться в пространстве, в которое попали. Вы продолжаете осознавать, что передвигаетесь внутри обыкновенного сновидения. При этом не забывайте, что все происходящее вокруг – реальность. Внимательно изучайте каждый объект этого пространства. Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Вот представьте, что вам снится, что вы делаете упражнение на развитие памяти из книги под названием «Краткий курс сновидений». Вот вы аккуратно берете ее в обе руки и внимательно рассматриваете, затем медленно поворачиваете один раз, воспринимая книгу как медленно вращающийся объект.
Закройте глаза. Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги, как объект сновидения. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела под разными углами зрения. Повторите это упражнение с несколькими различными предметами.
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например, комнату, в которой стоит несколько предметов. Запомните расположение предметов в ней до мельчайших подробностей. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно «посмотрите» на ее содержимое. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем сможете выполнять его без труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками ли понюхать. При выполнении этого важного упражнения на «мысленное фотографирование» пытайтесь как можно лучше скоординировать работу всех органов чувств. Теперь вы, подобно ораторам древности, имеете свою «кладовую» памяти.
Прочитав это упражнение до конца, закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие оттенки ощущений испытывает при этом ваше тело. Начинайте с ощущений в ногах, мысленно передвигайтесь вверх. Не спешите. Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на место, где расположен вход. Смотрите внимательно. Обращайте внимание на все детали. Есть ли там окна? Какого цвета дерево, кирпич или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие детали. Затем повернитесь ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что вы видите? После этого начинайте медленно поворачиваться обратно, пока опять не окажетесь лицом к входу. Если там есть дверь, то какая высокая? низкая? какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок? Теперь откройте дверь и ступите на порог. Осмотритесь.
Пусть глаза привыкнут к возможному изменению освещенности. Взгляните на пол. Как он выглядит? Он – каменный? Деревянный? Может, он сделан из другого материала? Если отказывает память, используйте воображение. Какие в доме стены? Посмотрите вверх. А потолок? Теперь начинайте медленно передвигаться в том пространстве, в котором находитесь. Не забывайте, что вы идете медленно. Времени достаточно. Внимательно смотрите по сторонам, вверх, вниз, перед собой, вправо, влево, оглянитесь назад. Увидев интересный предмет, подойдите к нему и осмотрите.
Попав на кухню, подойдите к раковине. Есть ли там кран? Что это за кран? Что находится под раковиной? Есть ли плита или другие приспособления для приготовления пищи? На чем они работают – на газе, электричестве или на дровах? Что расположено между плитой и раковиной?
Внимательно все осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит ваша кровать. Медленно, еще медленнее. Умение замедлять движения – один из труднейших моментов в искусстве восприятия зыбких образов сновидений.
Вот вы стоите перед своей кроватью. Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. Внимательно рассмотрите кровать. Подойдите и сядьте на край. Затем лягте. Медленно! Если на постели лежит одеяло, укройтесь им. Теперь закройте глаза и вспомните все ощущения, которые вы когда-либо испытывали, лежа на этой кровати. Не меняйте положения тела до тех пор, пока точно их не воссоздадите. Теперь сядьте и осмотритесь. Изменилось ли что-нибудь в окружающем вас пространстве? Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если она была закрыта) и выйдите наружу. Остановитесь спиной к дому и медленно проснитесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от фазы сновидения к фазе пробуждения.
Последующие упражнения связаны с записыванием снов. Записать сновидения на бумаге – это очень важно. Ведь только подумайте: как часто мы видим сны, которые, кажется, ничто не способно стереть из памяти! Но вот проходит несколько минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания. Делая записи, мы препятствуем такому исчезновению и создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в тот или иной сон. Записанный текст – это порой единственное, что остается от сновидения, как иероглифы на руинах забытой цивилизации.
Есть люди, которые говорят, что никогда не видят снов. Это неправильное утверждение. Им следовало бы говорить, что своих снов они не запоминают. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он исчезнет в небытие, хотя бы постараться запомнить свои сны, тогда вам будет с чем сравнить. А пока вас ждет продолжение рассказа из серии «Ловушки разума», раскрываем карты… – в прямом и переносном смысле!
Карты сновидений
Карты сновидений, как и Ловушки сновидений, тоже понятие двойственное. Первый вид этих карт – нечто, напоминающее игральные карты или скорее гадальные карты, наподобие старинных цыганских карт, а больше всего они похожи на карты Таро. Мне удалось раскопать в интернете, правда без особых подробностей, что первые карты сновидений в 1905 году, были нарисованы фэнтези-иллюстратором американцем Сиднеем Симом.
Кажется, он подвизался в рисовании комиксов на заре этого вида искусства. Затем удалось раздобыть сведения о комплекте картинок-символов «Карт снов и фантазий» С.Каплана-Уильямса вкупе с «Картами сновидений» Дж. Паркер и «Архетипическими картами» К.Майэрс.
Юнгианец Стефан Каплан-Уильямс, проанализировав ассоциации и символику сновидений многих людей, создал Карты символов сновидений и фантазий, где отражены значения базовых архетипов, предложенных Юнгом. На использовании этих карт был основан яркий и зрелищный метод глубинной психотерапии.
В 1991 году Стефан Каплан-Уильямс публикует «Карты снов и фантазий», в 2003 году появляются «Архетипические карты» Кэролин Майэрс, а в 2004 году – «Карты сновидений» Джулии Паркер. Ни одна из этих методик не опубликована на русском языке, до сих пор они продолжают оставаться практически недоступными для ныне практикующих российских психологов. Познакомиться и получить опыт комплексной работы с ними предлагается на различных платных курсах, почему-то в основном на Украине.
Модель архетипов Каплан-Уильямса и его карты снов; личные образы и архетипические символы как средство энергизации терапевтического процесса; исследование «внутреннего пространства» психики, а также создание мандалы состояния клиента, где отражены надежды, сны, фантазии, воспоминания в его личной символике, и работа с этим в соотнесении с картами и символикой, предложенными Каплан-Уильямсом. И таким образом, – исследование себя и своего жизненного Пути с помощью символики карт.
Это предложение адресовано прежде всего практикующим психологам, заинтересованным в изучении новых подходов к работе с психологической трактовкой сновидений. Надо сказать, что Каплан-Уильямс, оставил нам уникальное наследство – фактически первый словарь-переводчик языка сновидений – 66 карт с 9 основными символами на каждой – результат 20-летней исследовательской работы. В 66 Картах мудрости отражено 500 жизненных архетипов и 500 жизненных заданий, помогающих осуществлять трактовку сновидческих и жизненных ситуаций и корректировать, якобы, ваши, соотносимые с действительностью, мечты. Считается, что карты снов невозможно сопоставить с иными образными картами, к примеру, Таро, потому что они являют из себя абсолютно новую систему и по образному ряду, и по постройке, и по методологии их применения. Карты снов базируются на научном изыскании тысяч снов и того, как прогрессивные люди действуют со своими снами и встраивают их в собственную обыденность.
На картах представлена основная масса ключевых знаков, появляющихся в снах нашего современника. Возможно, на картах представлен всепригодный, межкультурный язык образов, на котором беседуют с нами сны, а возможно – это всего лишь рекламная завлекаловка на эти курсы. Конечно, возможно, что карты снов – это не суеверия, не бешеные фантазии, а некое эзотерическое исследование, отражающее, в первую очередь, концепцию их составителей.
Несомненно, архетипические образы и символы, как мы здесь уже не раз говорили, являются основой работы по расшифровке онейрологических образов и посланий. Карты же эти, якобы, в соответствии с особенностями русского языка адаптированы в ассоциативные ряды к каждой карте. Считается также, что на основании современных исследований в области психологии символов и образов, внесены дополнения и скорректированы интерпретации значений карт, с использованием техник символодрамы, психодрамы и арт-терапии разработаны специальные практические упражнения для каждой карты; предложен, также оригинальный подход комплексного использования «Карт снов и фантазий» С.Каплана-Уильямса вместе с «Картами сновидений» Дж. Паркер и «Архетипическими картами» К.Майэрс, что открывает доступ к новым возможностям и увеличивает общую эффективность психотерапевтической работы со сновидцами.
Вторая разновидность карт сновидений – карты сновидческих пространств и миров. Материалов по картографии сновидений очень много. Существует тибетская карта сновидений из тибетского медицинского трактата, где в целом сновидения можно разбить на шесть групп: сны об увиденном, сны об услышанном, сны об испытанном, сны о совершённых молениях, сны об исполнении желаний, сны, возникшие в результате расстройства физиологических функций. Руководствуясь этой картой, и если вы сумеете объединиться с Ясным Светом сна, то сможете объединиться также с Ясным Светом смерти; это карта, которая подсказывает вам, куда идти, где найти то, что вы ищете. Карта всё проясняет. Без нее вы бы заблудились.
Шаманская карта сновидений, которая совпадает отчасти с Картой шаманских странствий, странствий его духа в иных мирах, в том числе и в сновидческих пространствах. Там душу шамана ждет едва ли не самое трудное испытание. Она должна проявить совершенно невероятную ловкость и проскочить в одну из щелей, образующихся лишь на одно мгновение между движущимися скалами. Это не менее трудное испытание, чем то, которому Одиссей подвергался в проливе между Сциллой и Харибдой. После столь трудного испытания душа шамана в образе птицы садится на дерево 48, принадлежащее «кори» (неким «чужим»), причем более сильные и квалифицированные шаманы садятся на верхнюю ветку, шаманы послабее – на вторую ветку, а еще более слабые – на нижнюю.
Здесь подвергается испытанию выносливость шамана. Если он устал, то ему не устоять против одолевающего его сна во сне, а заснув, он сваливается с дерева, увязает в топкой внешней поверхности небесной сферы и погибает. Сильный шаман не спит во сне и после отдыха продолжает свой путь и спускается на лунную землю, по пути на которую он должен еще раз продемонстрировать свою ловкость, увертываясь от нападающих на него злых духов в облике крылатых обезьян и ещё 39-ти различных сущностей.
С лунной земли душа шамана обычным (для таких путешествий) порядком спускается на нашу землю. Чтобы стать шаманом и иметь возможность путешествовать по миру сновидений, человек также должен развить свою душу Сюр (какой интересный термин! – вспоминаем «сюрреализм»…). Он должен осознать, что он живет не только в физическом мире, но в большей своей части он живет в мире мечтаний, представлений и грёз. Он живет большей частью своей души в мире сновидений; в этом же (реальном) мире он живет в душе Сюр.
Для тренировки тела Сюр в шаманизме делается следующая практика: представьте хорошо вам известную дорогу и идите по ней в своем теле Сюр, видя каждую ее деталь, каждый ее поворот. И если в своем внутреннем мире вы сможете долго идти по этой дороге, не сбиваясь, не путаясь, не отвлекаясь на другие мысли, значит ваше тело Сюр будет готово для шаманского путешествия, путешествия по другим мирам. Говорится, что шаманы умирают и возрождаются к жизни множество раз. Они знают, как сориентироваться в неизвестных областях, в которые они попадают во время экстаза (или во сне?). Они учатся исследовать новые уровни существования, которые открываются им в их опыте.
Антропологам хорошо известно, что похожие шаманистические системы существуют в Тьерра дель Фуэго, в верхней части Южной Америки, в Лапландии (Северная Европа), Сибири и Южной Африке. У австралийских аборигенов, отделенных от всего человечества в течение тридцати или сорока тысяч лет, лежит в основе такая же система.
Широко известно, и существуют доказательства того, что шаманы владели и ладеют подробными знаниями об использовании многих снадобий, вызывающих альтернативные состояния сознания. Религиозная литература Индии указывает на использование в древности мифического, или, по крайней мере, не открытого еще, психоделика, называемого сомой, который позволял войти в контакт с внутренними силами природы. Примитивные племена Центральной и Южной Америки известны своим использованием в ритуальных целях таких снадобий, как йядж, пейотль и многих других, вызывающих экстатические переживания. Иногда экстаз вызывался ритмом барабанов и танцами, длящимися всю ночь. В Китае с древних времён существует квадрат Ло-шу – это особый узор, обнаруженный, по легенде, на панцире черепахи, поднявшейся из реки Ло в Южном Китае. Этот узор представляют в виде диаграммы 9-ти квадратов (диаграммы Ло-шу); к этой же системе фен-шуй относится и китайская карта сновидений.
В последнее время появилось немало новых систем развития сновидений или развития с помощью сновидений, таких, например, как: «трансфёринг реальности» В. Зеланда, трансперсональная мифологема Станислава Грофа («Надличностное вИдение»), практики «Хакеров сновидений», концепции Стивена Лабержа и Аллана Монро, «Школа сновидений» А. Панова, программа Елены Мир («Путь астрального воина»), описание «нагуализма» или лабиринтов самопознания Ал. Ксендзюка – все эти системы в той или иной степени стали производными от учения Кастанеды, что, по моему мнению, является неправильным и опасным, неизбежно ведя к чёрной магии и применению галлюциногенов. Все перечисленные практики также содержат картографирование сновидений.
У Панова приложена к книге большая и таинственная карта, повторяющая своими очертаниями конфигурацию человеческого тела, в тексте же он даёт такое описание: «С момента, когда сновидящий начинает следить за своими снами, у него постепенно – с годами – интуитивно складывается топография пространств его сновидений. Топография эта, прежде всего, основывается на повторяемости тех или иных пространств во снах (по принципу «Здесь я уже был»). Затем, по мере разворачивания неявного посвящения, (тоже интуитивно), начинает осознаваться и структура сновиденческих пространств: «это пространство отдаленней чем то; пространству предшествует пространство Y, через которое можно попасть в пространство Z…..Продвижение по внешней карте в ходе неявного посвящения начинается с преодоления границы восприятия, которая во сне может иметь вид высокого препятствия – гОры, стена, стена тумана и т. п…. За этим простираются принципиально иные функциональные уровни сновидческой деятельности, при помощи которых, по мере практики, можно продвинуться далеко, очень далеко, так далеко, что однажды пропадет желание возвращаться, когда вы вспомните дорогу иного Возвращения, настоящую Игру и, если вам повезет, однажды не вернетесь сюда….»
В «Счастливых сновидениях» Е.Цветкова много ландшафтных и топографических описаний сновидческих пространств, причём карта счастливых сновидений, описанная Цветковым (а их несколько десятков), по замыслу автора, должна отвечать различным человеческим потребностям, например: в любви, деньгах, успехе, здоровье, славе, замужестве и т. д.
Все аспекты людских желаний и стремлений отражены на данной карте. Попробуйте запомнить свое сновидение этой ночью, и найти соответствующую картинку на карте, и если пожелаете, попробуйте нарисовать свою карту.
Тема картографирования хорошо развита и неплохо освещена на сайтах Хакеров сновидений. Вкратце, картография – это целевое неделание или метод развития сновиденной памяти. Вместо постановки акцентов внимания на сюжетах снов, вы фиксируете местность своих сновидений. Практика картографии приводит к накоплению фрагментов некоей сновиденной карты. Затем фрагменты стыкаются и сливаются. Вы получаете схему вашего «сновиденного мира». Эта карта имеет индивидуальные и архетипические черты. В некоторых случаях, взглянув на чужую карту сновидений, вы можете вспомнить множество своих снов и узнать места, в которых вы тоже бывали. Помимо интересного исследования люди, занимающиеся картографией сновидений, накапливают некие бонусы, которые ХС называют «возращенной светимостью сознания» и «памятью сновидений». Первый феномен связан с накоплением личной силы, второй – с развитием «второго внимания». В совокупности они приводят к контролю сновидений – к возможности контролируемого вхождения в сон и слиянию сна и яви, а также (верите ли?!) с возможностью собираться толпой единомышленников в условленном месте по карте. Более подробно об этом в разделе «Трансфёринг реальности и Хакеры сновидений».