крафтовая мебель что это
Что такое крафтовый?
Слово крафт вошло в моду, и его часто применяют по поводу и без него. Сегодня можно встретить массу товаров, в названии которых используется прилагательное крафтовый. Это не только известное всем пиво, но и бургеры, роллы, кофе, виски. Что же такое крафтовый продукт и чем он отличается от обыкновенного?
Что такое крафтовый?
В Англии термином craft обозначали искусно сделанный, выполненный вручную товар, хотя буквально его можно перевести как ремесло. Таким образом, под этим словом подразумевается производство штучного товара. Крафт противопоставляется масс-маркету, то есть ширпотребу, который выпускается для массового потребления.
Изготавливаются крафтовые продукты малыми партиями, потому что только так можно обеспечить надлежащий контроль и высочайшее качество. Кроме того, при производстве используются индивидуальные рецепты, в состав которых входят натуральные, экологические компоненты без вредных добавок.
Сколько стоит такой товар и где его найти
Может ли такой товар быть дешевым? Конечно, нет. Подобное производство требует очень больших вложений, а значит, стоимость должна быть рентабельной.
Вы вряд ли найдете крафтовую продукцию в супермаркете. Реализуют ее обычно в собственных лавках, пекарнях, маленьких магазинчиках.
Сегодня слово крафт стало модным среди маркетологов, и его используют, когда хотят подчеркнуть эксклюзивность товара. Казалось бы, что эксклюзивного может быть в хлебе? Мука, вода, дрожжи. Оказывается, не все так просто. Если вы используете натуральные продукты, без всяких ненужных примесей, у вас в почете ручной труд, а буханка не плесневеет на второй день — вот вам и крафтовый хлеб.
Кто в Минске делает крафтовую мебель. Уставшим от IKEA и ДВП посвящается
В чём разница между крафтом и DIY
Пример первый. Osvetitelno!
У Марии Пожарской есть своя мастерская, где делают буквы-светильники из стали или дерева. Всё началось с того, что Мария и её муж Василий решили сделать сюрприз друзьям на свадьбу: стальные подсвечивающиеся буквы А&О (инициалы молодожёнов). «Свадьба была летом. Буквы хорошо смотрятся в темноте, поэтому мы долго прятали их по углам, чтобы не раскрыть сюрприз раньше времени». Когда ведущий вывел гостей на улицу передохнуть, Мария и Василий всё расставили. Гости вернулись – включились буквы. «Эффект был классным: буквы переливались и давали достаточно света для танцпола. Друзья очень бурно отреагировали: фоткали и выкладывали в соцсети».
Мария и Василий изначально не думали зарабатывать на крафтовой мебели, поэтому мастерская официально открылась только месяц назад. Сейчас мастерская «Осветительно!» делает такие буквы на заказ. Стальные в основном подходят для создания «вау-эффекта» на праздниках и торжествах, деревянные – для дома. Мощность освещения можно регулировать, вкручивая лампочки, разные по яркости. Но приятнее всего, когда свет мягкий и не режет глаз. Светильники разные: с торцевыми элементами – 100 см (4,2 млн, в прокат – 1,5 млн) и 50 см (2,8 млн), и без них – 50 см высотой (2 млн). Цены устанавливают исходя из затрат на изготовление – Мария уверяет, что после девальвации ещё не повышали.
В зависимости от формы светильники можно использовать по-разному. Бордовое сердце – для романтической атмосферы, облако или штурвал – как ночник в детской комнате. Пока мастерская продавала светильники только знакомым и друзьям. Бордовое сердце подарили друзьям на свадьбу, розовое сердце тоже взяла знакомая, и тоже как подарок на свадьбу. Ночник в форме штурвала уехал в Вену, в детскую четырёхлетнего мальчика. Мария раскручивает мастерскую через соцсети, сделала сайт, и, конечно, пользуются «сарафанным радио». Как только мастерская стала больше пиариться – заказы пошли.
Пример второй. Bianko: своя мебель для своего кафе
Алексей Бенько, фото: Relax.by
Алексей Бенько, он же мастер Bianko, делает мебель из дерева. Год назад он открыл кафе Lumber на улице Маяковского, 184. Дощатый пол, отделку и почти всю мебель: барную стойку, стулья, столы и полку для бокалов – Алексей делал сам. Он решил, что это даст атмосфере в кафе в разы больше – это первая причина, и так выйдет дешевле – причина вторая. По словам Алексея, сработало: люди постоянно говорят о необычности интерьера и мебели. Столы сделаны из поддонов, прокрашенных в серый цвет, барные стулья, стойка и полки – из сосны. С этим материалом Алексей в основном и работает, реже – с дубом или ольхой.
В Беларуси дуба нет, потому что его не срубают: надо заказывать из России или других стран, а это дорого. Например, 1 квадратный метр столешницы из дуба стоит 3,7 млн.
А вот сосна и ольха продаются свободно. Сейчас мебель, которая стоит в кафе (и не только), можно заказать – Алексей разместил свои работы на сайте Цех32. И цены на многие вещи не «кусачие»: барный стул – 1 млн, стол – 2 млн, обычный стул –700 тыс, светильник – 900 тыс. Правда, Алексей говорит, что крупных покупателей на этом портале он не нашёл: видно, туда в основном за безделушками заходят. Из-за того, что Алексей пока не рекламировал себя, его покупателями были только знакомые или родственники. Например, индийский комод купил его дядя.
В портфолио мастера Bianko есть светильники, комод, полочка в виде буквы «Z». С покраской Алексею помогает друг, остальное он делает сам. Работает на склад, но если что-то нужно изготовить на заказ, справится максимум за неделю. Летом был перерыв: Алексей сделал только одну свадебную арку, но сейчас будет возобновлять работу. Специального образования у Алексея нет – он экономист. Для создания мебели он использует только ручные инструменты: торцовочную и ручную пилы, электролобзик, фрейзер, шлифовальную машину. Цены на мебель Алексей устанавливает исходя из затрат, и выходит почти как в магазине.
Пример третий. Andrei Voronin Woodworks
Мастер Андрей Воронин занимается деревом: делает арт-объекты и мебель. Его первым творением был куб из поленьев. Впоследствие Андрей не раз делал эту модель на заказ, но самый первый куб оставил себе. Андрей называет его «арт-табуреткой». Такая табуретка довольно практичная: на ней можно сидеть, класть вещи как на столик или просто любоваться.
Мастерская Андрея Воронина находится в Бресте, но большая часть заказов – из Минска. С доставкой проблем нет: её делает мастерская. Основная деятельность – арт-объекты из дерева. Мебель Андрей стал делать около двух лет назад, но серьёзно занимается бизнесом около года. В мастерской Андрея работает семь человек, в том числе одна девушка. Его мастерская раскручена: сейчас так много заказов, что приходится завышать цену. Кроме различных ручных инструментов, Андрей пользуется станками: рейсмус, фуганок, фрезерные станки. Понятно, что они не работают так, как автоматические промышленные, но без них работать было бы куда сложнее и дольше.
Где граница между крафтом и масс-маркетом
На самом деле, «граница» привязана к самому продукту, а не к оборудованию или количеству работников. Крафтовая мастерская гибка к желаниям покупателя, в отличие от масс-маркета. В мастерской может работать и пятьдесят человек, но если они делают что-то уникальное, это всё равно будет крафт. А сложное оборудование только помогает делать эксклюзивные вещи: многие изделия одним напильником сложно изготовить. Если мастерская перейдёт к каким-то ограничениям и станет делать только определённую линейку, закончится и понятие «крафт».
Из чего делается крафтовая мебель? Да из чего угодно: начиная от старых джинсов и ткани из бабушкиного сундука, заканчивая винными пробками, покрышками и европаллетами.
Да хоть картон – сейчас, кстати, это направление активно используется для изготовления мебели, особенно детской. Но главное в крафте – не оригинальность материалов, а сама возможность делать что-то креативное и нестандартное.
Как работает мастерская крафтовой мебели
Крафт-мастерская работает либо на заказ, либо на склад, рассчитывая, что люди купят изделия. У мастерской нет каталога кухонь или диванов, как у обычных фабрик. Здесь уместнее говорить о портфолио – то есть примерах уже сделанных проектов. Клиент может заказать что-то похожее, и если оно уже есть в наличии, этапы с разработкой идеи и производством сами собой опускаются: вы не потратите времени больше, чем в обычном магазине. Но чаще клиент приходит со своей идеей или показывает свой интерьер и говорит: «Сделайте что-нибудь крутое к нему».
Тогда мастер предлагает варианты – работа основывается на доверии клиента. Сколько заказов может вести мастерская одновременно, зависит от количества работников: один или два человека не справятся с большим потоком клиентов. Но с другой стороны, мастер чаще всего и владеет мастерской, поэтому может работать больше 8 часов в день или нанять подрядчиков. В России, например, есть мастерские, где изначально работало только три человека, а сейчас – по 10-15.
На цену крафтовой мебели во многом влияет известность автора, так что она не обязательно будет дороже фабричной. Если художник пока себя не зарекомендовал, то цена будет состоять только из себестоимости (материалы и сложность работы) и прибыли.
Плюсы и минусы крафта
1. Необычность и эксклюзивность. Возможно, такого шкафа, как у вас, больше ни у кого в мире не будет – в Беларуси точно. Все гости будут говорить: «Вау!»
2. Душа. Мастер делает каждый предмет своими руками и вкладывает что-то от себя – это не обезличенный масс-маркет.
1. Всё основано на доверии. Если человек первый раз обращается в мастерскую, не факт, что ему понравится результат – всякое может быть.
2. Время. Надо ждать, пока будет готов заказ. Но этот минус тоже условный: если мастерская не загружена, и изделие несложное, могут и за неделю всё сделать. При этом есть немаловажный человеческий фактор – ответственность мастера.
3. Цена. Как правило, хэнд-мейд стоит на порядок больше.
Самые занятные заказы
Танк для работника Wargaming
Как-то жена сотрудника Wargaming захотела сделать мужу сюрприз. Ей хотелось чего-то оригинального, но чтобы внутрь обязательно можно было вставить фотографию. Так, девушка пришла к Марии Пожарской в компанию «Osvetitelno!». «Мы подумали: просто фоторамка – это слишком скучно, и дешевле заказать на aliexpress. А сердце – слишком банально», – вспоминает Мария. Девушка подсказала, что муж очень любит свою работу – так пришла идея с танком. Жена выпытала у мужа, какая модель танка является его любимой, и Мария сделала нужную форму. В кабине нашлось место для небольшой фотокарточки. Теперь танк стоит у мужа на рабочем столе. Светильник сделан из древесно-слоистой плиты и работает на светодиодах холодного свечения. Его цена – 1,2 млн.
Стол из акации от Andrei Voronin Woodworks
Со столом из акации было так: Андрей Воронин встретился с заказчиком в его дорогом офисе, где был совсем не подходящий дешёвый стол из ДВП. Заказчик хотел это изменить. Идею придумал Андрей, а с заказчиком он обговаривал только мелкие детали: какие будут края, ширина, ножки и прочее. Мастерская Андрея долго делала стол – около двух месяцев. Заказчик терпеливо ждал, но когда получил, был в восторге. После он рассказывал Андрею: столешница была настолько тяжёлой, что он еле затащил её на свой этаж (доставка была только до подъезда). «Это был сложный заказ, но после него мы поняли, что вышли на новый уровень», – признается Андрей.
Большие книжные стеллажи из дуба от Andrei Voronin Woodworks
Большой дубовый стеллаж – 2,5 метра в длину и 3 метра в высоту – мастерская Андрея Воронина тоже делала около двух месяцев. По его словам, это была целая эпопея. Когда Андрей с коллегами пришли монтировать стеллаж, оказалось, что заказчик неправильно измерил потолок. Им пришлось два дня подряд подгонять стеллаж по размеру – в квартире заказчика, где жили три кота. У одного из работников была аллергия на шерсть: чесались глаза, и он постоянно сморкался. Большой стеллаж собрать было сложно – каждую из 114 частей нужно было соединить между собой четырьмя элементами. Если перемножить, получается 456 элементов – всё это надо было закрутить. Но главное, кошкам понравилось: теперь они там постоянно лазят.
Камень, дерево, бумага: крафтовые вещи для твоей квартиры
Как насчет крафтовой мебели, украшений или просто каких-то симпатичных безделушек, которые будут дополнять дизайн твоего дома? И всё это эксклюзивно для тебя.
Какой стиль выбрать? Ты волен выбирать самостоятельно. Основное направление компании — интерьер в стилях сканди, лофт и рустик. Посмотри на фотографии — и сам поймешь, что вещи, изготовленные Evergreen Workshop, будто взяты их обстановки лофт, настолько они аутентичны.
Нам понравились лампы. Теплый и ламповый — это именно про них. Само собой, вкручивать светодиодную, тем более, энергосберегающую лампочку не надо. Только классические лампы накаливания для максимального уюта в доме.
Полезно и красиво
Мы задали вопросы директору компании, так что не думай, что информация взята из воздуха. В своих авторских изделиях ребята используют массивы лиственницы и сосны. Для мебели — практически любой материал на твое усмотрение: дуб, ясень, вяз. Хоть из красного дерева, главное, чтобы хватило на это финансов.
Что касается дизайна, то, опять же, можешь оценить по фотографиям. Нам понравилась возможность заказать изготовление реплики. Объясняем: скидываешь понравившуюся картинку, найденную в интернете, которая зацепила тебя, и тебе охота себе такую же мебель или что-то, что украсит твой дом. Это может быть даже стол из Овального кабинета, если хочешь ощущать себя одновременно миллиардером и президентом. В компании оценят сложность работы и подсчитают затраты на материал и работу. Если тебе всё подходит, то они изготовят аналогичный предмет интерьера, который, по твоему желанию, может быть изменен, например, будет использован другой материал, способ использования и так далее.
Открываешь их Инстаграм, видишь всю эту красоту и думаешь, что это тебе не по карману. Мы тоже так думали, пока не узнали у Evergreen Workshop ценник на дизайнерские вещи. Приятно то, что предметы интерьера не дороже аналогичных изделий в других крафтовых сообществах: на что-то цена та же, а на какие-то вещи даже ниже. Пример — светильник, который стоит 1200 рублей за маленький вариант, и 3500 — за большой.
Что касается самого интересного — мебели, то цена считается индивидуально. Но в том же Инстаграме ты можешь увидеть пример тумбы, которая стоит 7000 рублей, и стола за 12 000.
Да, ты скажешь, мол, да вы совсем, что ли, там крышей поехали, откуда у меня 12 тысяч на стол? Погоди, не спеши нас закидывать помидорами: мебель изготовят из долговечных материалов и она будет надежно скреплена. Это добротная вещь, которая прослужит не только тебе, но и твоим детям, и, возможно, даже внукам.
Заказать крафтовые подарки ты можешь в группе Evergreen Workshop. Вещь отправят по всей России почтой или транспортной компанией на твой выбор.
Крафт-ренессанс: как ручной труд вернулся в дизайн-индустрию
В индустрии дизайна и не только в ней наметился повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) и предметам, созданным с использованием ремесленных технологий. Ко всему сделанному вручную — в противовес машинному массовому производству. Интерес этот отразился на наших потребительских привычках настолько, что даже хлеб, кофе и пиво мы сегодня предпочитаем с маркировкой «крафтовый». Так что же такое современное прикладное искусство и ремесло и в каких отношениях они состоят с искусством и дизайном? Почему предметы ручной работы снова стали такими желанными? И что ждет нас в ближайшем будущем?
Размывание границ и новые смыслы
Спросите кого угодно — искусствоведа, галериста, художника, производителя, коллекционера, — что такое декоративно-прикладное искусство и чем оно отличается от всех его производных, и вы услышите совершенно разные ответы. Оказывается, сегодня даже специалисты не могут найти согласия в этих вопросах. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1907 году, говорится: «У французов вошло недавно в употребление название «декоративное искусство» для различных отраслей ремесленного производства, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных изделий, бронзы, обоев и других предметов роскоши». В наши дни это определение верно лишь отчасти. Сложившаяся терминология явно не успевает за активно развивающимся художественным процессом. А все, что связано с ремесленным производством, переживает кризис идентичности. Академия художеств недавно выпустила монографию «Прикладное, декоративное, дизайн. К проблеме современной терминологии декоративного искусства и дизайна», где авторы открыто заявляют, что «часто мы совсем не понимаем друг друга, поскольку традиционная, классическая терминология используется сегодня крайне произвольно». Еще менее отчетливы границы между дизайном, искусством и декоративно-прикладным искусством.
Со времен первой промышленной революции ремесло и дизайн всегда находились на разных полюсах. Первое всегда представлялось чем-то архаичным, даже регрессивным, второе — символизировало прогресс и будущее. Искусству и вовсе приписывалось божественное происхождение, в то время как ремесло считалось уделом людей. Но в какой-то момент, после мирового экономического кризиса 2007–2008 годов, дизайн вдруг обратился за вдохновением к ремесленным способам производства. Многие люксовые марки начали внедрять элементы крафта в свою продукцию, сделав это частью маркетинговой стратегии. Ремесло и промышленность стали постоянными партнерами, дизайнеры не раздумывая сочетают производственные процессы с ручным трудом. Пренебрежительное отношение к термину «ремесло» в современной практике теперь просто неуместно. Но взаимодействие, о котором идет речь, — это, безусловно, результат неудовлетворенности существующим положением вещей и потребность в чем-то новом. Иначе прагматичный бизнес не стал бы так активно эксплуатировать эту тему. Что же подготовило почву для подобных перемен?
На пороге четвертой промышленной революции, двигателями которой станут уже не уголь, электричество и интернет, а искусственный интеллект и бездушные роботы, люди, следуя привычному паттерну «жизни в эпоху перемен», испытывают элементарное беспокойство перед надвигающейся неизвестностью. Это отчасти напоминает ситуацию конца XIX — начала XX века с движением Arts and Crafts, возникшим в Великобритании и быстро распространившимся по всей Европе и США. Основную тревогу у участников этого движения вызывала продукция массового производства, качество которой, по их убеждениям, вело к деградации как потребителей, так и производителей товаров. Спасение они видели в сближении искусства и ремесла, возвращении к предметам ручного изготовления, популяризации декоративно-прикладного искусства и традиционного ремесленного производства.
Крафт-ренессанс сегодня, конечно же, обусловлен не одним только страхом перед неизвестностью. Это еще и плод предыдущей технической революции. Созданные ею цифровые технологии сильно изменили образ жизни и всю структуру нашего поведения. Возможность работать удаленно и проводить больше времени там, где нравится, привела к тому, что мы больше внимания стали уделять оформлению своего дома. Мы стали более разборчивыми, нас тяготит одинаковость, мы стремимся к кастомизации и тянемся к вещам уникальным — one of a kind. Массовое производство не способно обеспечить нас предметами подобного качества, зато ремесленное может. Оно помогает нам восстановить связь с физическим миром. Наделенное множеством смыслов, значений и накопленной веками человеческой мудростью, оно совершенно естественным образом вызывает у нас доверие.
Спрос и предложение
Там, где есть спрос, наш рациональный мир тут же готов предоставить выгодное предложение. Новоиспеченные выставки, фестивали, ярмарки и симпозиумы, посвященные различным видам ДПИ, учреждаются и проходят сейчас по всему миру. Британская столица гордится, что кроме недели дизайна и недели моды у города есть London Craft Week (Неделя прикладного искусства), в этом году прошедшая в пятый раз. Великобритания вообще богата на подобные мероприятия: например, прямо сейчас там проходит British Ceramics Biennial (Британская биеннале керамики). А еще здесь существует единственная на сегодняшний день в мире международная ярмарка Collect, посвященная исключительно прикладному искусству. В ней принимают участие ведущие международные галереи.
В Венеции 15 сентября закончила работу третья по счету Venice Glass Week. Эта инициатива, выросшая из стремления популяризировать ремесленные традиции изготовления муранского стекла, на волне всеобщего интереса к прикладному искусству быстро переросла в международную. В Нью-Йорке в сентябре этого года дизайнер и тренд-форкастер Лидевей Эделькорт проводила первый фестиваль текстиля, направленный на повышение интереса к тканям среди профессионалов и населения. В четвертый раз в мае в Париже был организован салон Révélations Biennale Internationale Métiers d’Art et Création — причем, по сравнению с 2017 годом, число его участников увеличилось в два раза.
Loewe Foundation, принадлежащий известному испанскому модному бренду, недавно объявил о старте четвертого по счету конкурса Loewe Craft Prize, призванного привлечь талантливых ремесленников, чьи художественное видение и стремление к инновациям устанавливают новые стандарты будущего. Приз за победу в конкурсе составляет €50 тыс. Британский The Foundation of Harewood, ранее поддерживавший только проекты, связанные с искусством, в этом году провел выставку Useful/Beautiful: Why Craft Matters. В сентябре в Берлине под эгидой немецкой версии интерьерного журнала АD прошла выставка AD House of Crafts, посвященная ремесленному искусству и мастерам, его создающим. В Корее весной представили цифровую платформу Artmining: с ее помощью планируется продвигать художников и дизайнеров, владеющих уникальными секретами и навыками. У нас в стране новую жизнь обрел московский Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства с открытием в нем в 2017 году Центра моды и дизайна. В Санкт-Петербурге на базе Музея художественного стекла на Елагином острове в 2018 году создана единственная в России Стеклодувная мастерская, демонстрирующая технологии горячей обработки стекла и обучающая им всех желающих.
На ярмарке коллекционного дизайна Design Miami/Basel в этом году галереи, специализирующиеся на прикладном искусстве (Pierre Marie Giraud, Hostler Burrows, Erastudio Apartment-Gallery), потеснили дилеров, выставлявших мебель и светильники, а галереи, которые ранее представляли смешанный ассортимент предметов коллекционирования, сместили акцент на ДПИ (Galerie Maria Wettergren, The Future Perfect Gallery).
Galleria Rossella Colombari, занимающаяся исключительно дизайном середины прошлого века, привезла на последнюю сессию ярмарки коллекционного дизайна Nomad в Венеции современную садовую скульптуру — огромных керамических истуканов, созданных основателем модного бренда Antonio Marras. На той же арт-площадке огромной популярностью пользовались залы галереи Officine Saffi, представившей керамику современных скандинавских и японских художников, а также галереи Format Oslo, показавшей современный текстиль, стекло и керамику.
Движение навстречу ДПИ идет на всех уровнях. Утомленные работой, встревоженные политикой, расстроенные сложными отношениями или просто находящиеся в подавленном состоянии от избыточной цифровой активности жители городов устремились в многочисленные студии, предпочитая занятия керамикой традиционной терапии, используя гончарный круг как таблетку от всех бед.
Ведущий сайт об искусстве и коллекционном дизайне Artsy.net недавно опубликовал статью под заголовком «Занятия керамикой помогают бороться с депрессией». А газета The New York Times выступила с материалом «Керамика — это новый пилатес. Макраме лечит нервные расстройства».
Будущее ремесленных технологий
То, что мы наблюдаем сегодня, — скорее постиндустриальная ностальгия по доиндустриальному периоду. И конечно, вопрос о том, чтобы вернуться к экономике, основанной на ремесленном труде, не стоит. В отличие от времен Уильяма Морриса, сейчас высокие технологии и медленное ремесло легко объединяются в новые гибриды. По мнению Деяна Суджича, исследователя и директора лондонского Музея дизайна, ирония сегодняшнего дня заключается в том, что большая часть населения планеты живет в странах, где по-прежнему сильны традиции ремесленного мастерства, но их жители остро нуждаются в промышленных товарах, которые позволили бы им выбраться из нищеты. Тем временем потребители в более развитых странах тянутся к продукции ремесленного производства. В результате в будущем, считает Суджич, мы увидим новые промышленные объекты, которые будут пытаться устранить возникшее противоречие между всеобщим пренебрежением к товарам массового производства, которые нам по карману, и одновременно нашим стремлением к объектам, созданным ремесленным способом, и неспособностью их приобрести из-за их высокой стоимости. Это будет новый вид «ремесла», использующий передовые технологии и создающий продукцию, удовлетворяющую всем перечисленным требованиям.