кракелюр что это на посуде
Кракле или цек? Уход за «живой посудой» и её реставрация
Здравствуйте, дорогие подписчики и гости магазина! Очень давно мечтала написать эту статью, долго она зрела в голове.
Неформальные отзывы о посуде, которые я получаю, самые разнообразные: что тарелочки оказались потрескавшимися, т.е. глазурь была в трещинках, что на дне пиалы в трещинках кракле целый космос. Конечно, все мы разные и неповторимые с нашими всемозможными суждениями и взглядами.
Я принадлежу к той категории мастеров и ценителей, которые используют кракле глазурь для украшения посуды. Какое-то время я работала экскурсоводом в Музее искусств народов востока, и видимо уже там впитала восточную эстетику кракле.
Да, китайцы, первыми научившиеся делать фарфор, большого искусства также достигли и в технике кракле. Вот один прекрасный образец китайской пиалы. Здесь трещинки кракле выступают как непосредственный элемент декора.
Или вот эта волшебная чаша, выполненая в технике раку, когда посуду чернят, т.о. трещинки все наполняются дымком и кракле видно невооруженным взлядом. Перед вами японская традиция.
Конечно, не всем нравится эти волшебные трещинки, многим нравится гладко. Один известный гончар ответил на мой вопрос о кракле, что посуда должна быть только Без трещинок. Сначала я расстроилась, а потом успокоилась, ведь каждому своя дорога!
Посуда, которую я предлагаю, украшена трещинками кракле. Это фрагмент тарелочки из белой глины.
Сеточка кракле достаточно тонка и почти не видна на фотографиях новых работ. Она появляется после промокания и когда вы начинаете пользоваться посудой. Поэтому вот фото любимой тарелочки после двух лет использования.)
Также хочется коснуться темы ухода за посудой, изготовленной вручную. Буду дальше называть такую посуду «живой». «Живую посуду» перед применением желательно подержать в ванночке с теплой водичкой, около 10 минут, просушить и начинать пользоваться! Посуда не промокает, предназначается и для чая, и для горячих блюд. Мыть «Живыю посуду» лучше натуральными средствами, такими как хозяйственное мыло, горчица и сода. Честно говоря, мы вообще не моем посуду средствами для мытья посуды, т.к. считаем их вредными.))))
Длительного опыта мытья в посудомоечной машине нет, т.к. такой машины не имеем.))) Но у одной соловчанки подглядела, что моя вазочка для варенья, которая моется в посудомойке, выглядит бодро спустя два года использования.
«Живая посуда» впитывает запахи поэтому если вы пьете кофе, для него должна быть отдельная «живая» кружка. Также по этой причине не рекомендуется замачивать «живые» тарелки с жирной посудой, жир может впитаться через донышко.
Ну вот, наверное и все секреты общения с » живой посудой.» Поздравляю с весной! Желаю вам процветания и легкости!
Что такое кракелюр и чем он отличается от цека
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур. Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах. В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури. Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле. Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким. Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга. Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки. Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.
С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения. Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.
Кракелюр что это на посуде
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Цек и кракле. Брак или красота?
На днях обсуждали с одной из заказчиц цек на новой тарелке.
Вот такой (если присмотреться, его заметно)
Лично я цек люблю, особенно если трещинки помолочены или задымлены (как в раку керамике). Вещь выглядит так, как будто у нее уже есть своя история и от этого она становится только уютнее.
В результате разговора я решила вынести этот вопрос в отдельный пост и развеять сомнения ^_^
Итак.
В керамике существует два понятия: цек и кракле. Вот какие определения дает интернет.
Очень похожие определения, правда?
Как мне кажется разница в том, что цек зачастую появляется случайно, а кракле делается намеренно. Но и только.
И хотя нередко цек позиционируется как брак, существует огромное количество примеров его декоративного использования.
Например, раку керамика (когда после обжига еще горячее изделие кидают в холодную воду, иногда в опилки)
Получается так. Красота, не правда ли? Автор: Камилла Кампигнион
Или вот еще
пиалы Марики Акиловой
И получается, что это всего лишь вопрос вкуса. Кому-то нравятся эти трещинки в глазури, кому-то нет. И если цек и кракелюшки вам по душе, то пусть они вас не смущают.
Главное при использовании такой посуды соблюдать правила гигиены (вовремя мыть теплой водой, если жирное, то с содой). Но, думаю, это к любой глиняной посуде относится ^_^
PS: и кстати, совсем неожиданно наступила пятница. В один день ветер снял все листья с деревьев за окном и наступил ноябрь. Так что сегодня очень хочется пожелать всем душевных выходных, добрых эмоций и побольше тепла. И ароматного чая в чашках с трещинками ^_^
Секреты красивого декупажа: советы начинающим. Однокомпонентный кракелюр
Итак, в прошлый раз мы разобрались, как правильно выбрать салфетку и как грунтовать заготовку для декупажа, а также узнали, как правильно приклеить салфетку без морщин и пузырьков при помощи подручных средств. Сегодня речь пойдет о кракелюре — неотъемлемой составляющей современного декупажа.
Кракелюр бывает однокомпонентным и двухкомпонентным
Однокомпонентный кракелюр — это самостоятельное средство, которое предназначено для создания трещинок в слое краски.
Двухкомпонентный кракелюр — это два средства, которые взаимодействуют друг с другом и создают трещинки в слое лака. Затем эти трещинки затираются пудрой или краской. Данная техника больше подходит для опытных мастеров.
Золотые правила однокомпонентного кракелюра:
Направление и расположение трещинок напрямую зависит от направления движения кисти при нанесении кракелюрного медиума. Лучше всего наносить кракелюрное средство широкой синтетической кистью.
Толщина трещинок зависит от степени высыхания кракелюрного слоя перед нанесением на него слоя краски. Чем суше слой кракелюра — тем тоньше получатся трещинки, но слишком усердствовать с высушиванием не нужно. Поэкспериментируйте со временем высушивания вашего средства, используя для этого ненужную деревянную дощечку-палитру.
На размер и характер кракелюра влияет и толщина верхнего слоя краски. Краска должна наноситься быстро и максимально однородным слоем. Нельзя прокрашивать одно и то же место дважды — это испортит кракелюр. Для ровного нанесения верхнего слоя краски хорошо подходит спонж для макияжа или посудная губка. А вот с кистью сложнее — для начала нужно потренироваться, чтобы не было заметно очевидных мазков. Слишком густую краску можно немного разбавить водой.
Температура и влажность воздуха при сушке, также меняет характер трещин:
Не нужно пытаться добавить кракелюр на каждую работу. Все должно быть уместно. Характер трещинок должен сочетаться с сюжетом. Например, нежные романтические мотивы в пастельных тонах будут гармонировать с тонкой паутинкой, а динамичные «мужские» сюжеты украсят широкие контрастные трещинки.
В большинстве случаев кракелюр лучше смотрится по краю рисунка, обрамляя и подчеркивая его, а не на всей поверхности. Но есть и исключения: например, двухцветный рисунок с трещинками в тон.
Многие кракелюрные лаки и медиумы непереносят покрывных лаков на водной основе. Чтобы не испортить изделие, лучше всего использовать лак-аэрозоль.
Как работать с однокомпонетным кракелюром?
Все тайны одношагового кракелюра
Поверхности.
Пористые поверхности.
Стекло и глазурованная керамика.
Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.
Металл.
Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.
Старые поверхности.
Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).
Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.
Для работы нам понадобится:
— декорируемый предмет
— грунт
— акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
— одношаговый кракелюрный лак
— кисть плоская синтетика
— спонж
— акриловый лак
— стаканчик с водой
— салфетки для вытирания кистей
Порядок работы:
Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).
4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.