кракелюрный лак что это такое
Все тайны двухшагового кракелюра
Все тайны двухшагового кракелюра.
В чем отличие одношагового и двухшагового кракелюра?
На каких поверхностях можно делать двухшаговый кракелюр?
Как подготовить поверхность перед работой?
На пластик и металл наносим специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Стекло, фаянс и фарфор перед работой обезжириваем, протираем спиртом, затем наносим специальный грунт для стекла. Вместо специального грунта можно нанести на поверхность клей-лак для декупажа фирмы Viva Decor (другие лаки не подойдут).
Виды кракелюрных лаков.
Первый вид: 1-й лак на основе растворителя, 2-ой лак на водной основе.
Патинирующий лак №678 + Кракелюрный лак №688, фирма Maimeri, (Италия). Объем 75 и 250 мл.
1 шаг. Патинирующий лак – вязкая темная жидкость на основе органических растворителей. Равномерно наносится плоской синтетической кистью и подсушивается до лёгкого отлипа (от 1 до 6 ч.).
2 шаг. Кракелюрный лак – средней густоты желтоватый состав на водной основе. Наносится плоской синтетической кистью. Оставить до полного высыхания или подсушить феном.
Проявить трещинки масляной краской. Через трое суток (когда масляная краска высохнет) можно
смыть верхний слой кракелюрного лака теплой водой.
Для закрепления и защиты можно использовать акриловый лак или патинирующий лак (1 шаг).
При работе с этой парой важно: не высушивать 1 шаг полностью, должна сохранятся некоторая липкость, 2 шаг наносить равномерно без подтеков и пропусков.
Эти лаки придают всей работе достаточно заметный состаренный вид (весь фон приобретает желтовато-охристый оттенок). Данную особенность нужно учитывать при работе. На изображениях в теплых тонах эти лаки смотрятся достаточно естественно и красиво, а на работах в холодных тонах нужно использовать эти лаки с осторожностью, т.к. зачастую желтоватый оттенок лаков при наложении на сине-сиреневые цвета дает грязный оттенок.
Второй вид: 1-й лак на основе спирта, 2-ой лак на водной основе.
Шеллак жидкий (очищенный) + гуммиарабик, фирма Ferrario (Италия).
1 шаг. Шеллак (спиртовой лак) – быстросохнущая жидкость янтарного оттенка. Наносить лучше не менее 3-х слоев. Первые два слоя полностью высушить в течении 15-20 мин. Третий слой не доводить до полного высыхания, чтобы он остался немного липким.
2 шаг. Гуммиарабик – густой слегка желтоватый состав на водной основе. Оставить сохнуть естественным путем или подсушить феном.
Проявлять трещины можно втирая масляную краску.
Гуммиарабик также осторожно смывается теплой водой или закрепляется спиртовым лаком (1 шагом). Если вы не смываете гуммиарабик, ни в коем случае не пользуйтесь водными лаками, они растворяют гуммиарабик, превращая его в кашицу, и смазывают рисунок трещин!
Эта пара практически не желтит, дает очень тонкие и изящные трещинки.
С гуммиарабиком можно применять и очищенный шеллачный лак других производителей (например Maimeri).
Третий вид: 1-й и 2-й лаки на водной основе.
Кракелюрный лак на водной основе молочно-белого цвета, после высыхания становится прозрачным. Кисти после работы сразу отмываем в воде.
Нанести на подготовленную поверхность шаг 1, дать высохнуть до «отлипа», нанести шаг 2. Высушить, втереть масляную краску. Быстро вытереть. Второй шаг смывания не требует. Размер трещин зависит от толщины второго шага кракелюра.
Двухшаговые кракелюрные лаки, № 753 и 754. фирма Maimeri (Италия). Объем 125 мл
Номер лака- смотрим на последние три цифры на артикуле на этикетке сбоку.
Капризный, реагирует на влажность и на температуру окружающей среды. Может и не проявиться.
После полного высыхания масляной краски аккуратно смываем второй лак под чуть теплой водой (не струей, а как душик). Вода сама высыхает. Для закрепления работы покрываем ее акриловым лаком или первым шагом.
Порядок работы с двухшаговыми кракелюрными лаками:
1. Делаем весь необходимый декор- покрываем работу акриловой краской, делаем декупаж, расписываем поверхность и тд. Даем всем краскам и лакам полностью высохнуть.
2. Приступаем к состариванию поверхности:
Наносим первый шаг (лак) плоской синтетической кистью тонким слоем.
Важно: лак обязательно должен покрывать полностью всю поверхность тарелки. Если какие-то места будут без лака, то трещины там не получатся. От толщины слоя лака не зависит величина трещин. Она скорее зависит от степени подсыхания лака. Чем больше лак подсох- тем мельче будут трещины.
Даем лаку подсохнуть, он должен достигнуть состояния «до отлипа», т.е. должен быть еще немного липким, но уже не пачкать пальцы. Время подсыхания лака зависит от выбранной пары и колеблется от 15 минут (шеллак) до 6 часов (лак на основе растворителя).
Кисти после работы отмываем сразу в воде (если это лак на водной основе), в ацетоне или уайт-спирите (если это лак на основе растворителя) или в спирте (если это шеллак).
Важно: от толщины слоя этого лака будет зависеть величина трещин. Чем толще слой лака, тем крупнее трещины. Также на процессе образования трещин могут сказываться уровень влажности в помещении, наличие сквозняков и качество подготовленной поверхности.
Даем лаку тщательно просохнуть естественным образом- около 1-3 часов. Также можно немного ускорить процесс сушки феном. Но не стоит долго сушить лак горячим воздухом, т.к. от этого второй лак может вздуться, покрыться пузырями. За время высыхания второй лак вступает во взаимодействие с первым лаком и растрескивается.
4. Когда второй лак полностью высохнет, то на поверхности появится сетка полупрозрачных трещинок, которые надо проявить.
Для проявления трещин используем масляную краску любого цвета. Также будет красиво смотреться, если использовать для проявления трещин два цвета масляной краски.
Выдавливаем немного краски из тюбика на работу и втираем краску пальцем в поверхность работы.
5. Убираем излишки масляной краски при помощи бумажной салфетки. Даем краске в трещинах как следует высохнуть (около трех суток).
6. Покрываем поверхность защитным финишным лаком. Если работа декоративная, то достаточно нанести один слой лака. Если же это предмет, который будет часто использоваться в быту (комод, столешница и т.п.), то необходимо нанести 2-3 слоя финишного лака. Каждому слою лака даем тщательно просохнуть.
Важно: Если вы не смывали 2 шаг, для покрытия нельзя пользоваться водным лаком.
Все тайны одношагового кракелюра
Поверхности.
Пористые поверхности.
Стекло и глазурованная керамика.
Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.
Металл.
Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.
Старые поверхности.
Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).
Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.
Для работы нам понадобится:
— декорируемый предмет
— грунт
— акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
— одношаговый кракелюрный лак
— кисть плоская синтетика
— спонж
— акриловый лак
— стаканчик с водой
— салфетки для вытирания кистей
Порядок работы:
Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).
4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.
Что такое кракелюр. Декупаж с кракелюром
С помощью кракелюрного лака или пасты можно придать некий старинный шарм, загадочность и антикварность изделию.
Существует два вида кракелюрного лака – однофазовый (одношаговый или однокомпонентный) и двухфазовый (двухшаговый или двухкомпонентный). Из названия понятно, что в первом случае используется один лак, во втором – сочетание двух различных видов.
Однокомпонентный кракелюр
Однокомпонентные лаки все на водной основе, не имеют неприятного запаха, можно даже аллергикам безопасно их использовать.
Особенности работы с однокомпонентным кракелюром
На подготовленную поверхность наносим акриловую краску (цвет желаемых трещин), ждем полного высыхания. После покрываем однокомпонентным кракелюрным лаком, сушим. Обязательно читаем инструкцию, так как у каждого производителя заявлено разное время высыхания.
Потом уже красим вторым контрастным слоем краски. Тут важно нанести краску равномерным плотным слоем с одинаковым нажимом на кисть или губку, так, чтоб нижний слой не просвечивал. Покрывать вторым слоем краски надо очень аккуратно, чтоб они не находили друг на друга, иначе в этих местах будет слишком толстый слой и не растрескается.
Так как лак на водной основе, то готовое изделие не должно контактировать с водой или надо будет дополнительно покрыть сверху водостойким лаком.
Причины различного размера и характера трещин в однокомпонентном кракелюре
Размер и характер трещин в кракле зависит от многих факторов. Если его наносить с помощью губки, то получится хаотичная сеточка, если кисточкой – то трещинки будут как бы «идти» по направлению мазка кисти.
Размер трещин в кракелюре зависит от толщины слоя лака и от времени, через которое на него будет нанесена краска (чем сырее кракелюр и толще нанесенный слой — тем больше, грубее и глубже трещинка, соответственно, чем тоньше слой и больше подсушен – тем меньше и нежнее получается сеточка трещинок).
По окончании работы кисточки и губки следует промыть водой.
Этапы нанесения кракелюрного лака в зависимости от вида декупажа
Техника нанесения однокомпонентного кракелюра различается в зависимости от выбранного вида декупажа. При прямом декупаже наносится краска, затем кракелюрный лак, потом снова краска контрастного цвета, затем на поверхность наклеивается салфетка.
При обратном декупаже – приклеивается рисунок, затем кракелюрный лак, потом краска (фон), затем другой слой краски (цвет трещин.)
Структурная или кракелюрная паста
Помимо классических кракелюрных лаков в магазинах можно найти много средств для создания трещин под названием структурная паста (кракелюрная паста или паста для создания фресок). Это что-то вроде художественной шпатлевки.
Кракелюрную пасту удобнее наносить с помощью мастихина или шпателя. В результате получаются красивые трещины, которые имитируют старинную поверхность. Чтобы создать такие трещины рекомендуется использовать горячий фен сразу после нанесения. Он способствует быстрому высыханию.
После, изделие может быть окрашено акриловыми красками на водной основе, трещины могут остаться в цвет общего тона или можно затереть контрастными пигментами. Время высыхания и размер трещин зависит от толщины слоя – чем толще, тем дольше и крупнее трещины.
Двухкомпонентный кракелюр
Нюансы работы с двухкомпонентным кракелюром при декупаже
Двухкомпонентный кракелюр в декупаже делается, как правило, на завершающем этапе декорирования поверхности. На подготовленное изделие с наклеенным рисунком наносим первый шаг лака, ждем его высыхания (обычно это от 30 минут до 2-х часов, в зависимости от производителя), потом наносим второй шаг и так же ждем полного высыхания.
Не забываем внимательно читать описание техники работы с выбранным кракле. Производителем может быть заявлено высыхание от 2-х часов до суток. Проявившиеся трещинки затираем или масляной краской или сухим неводным пигментом или битумом. Лишнее убираем влажной тканью или губкой.
Характер трещин на декупаже с кракелюром зависит от способа нанесения кракелюрного лака. Если первый шаг нанести очень тонким слоем, то трещинки будет мелкие и нежные. При толстом нанесении – будут более крупные и характерные трещины. Это все надо учитывать при создании кракле.
Двухкомпанентные пасты для кракелюра
Так же, как в однокомпонентном кракелюре, в линейке двухкомпонентных кракелюров присутствует паста для создания трещин. Такие пасты работают в паре с основой для создания такого кракелюра. Визуально результат будет напоминать однокомпонентный кракле, только получившиеся трещинки будут более округлые, равномерные и одинаковые.
Этапы нанесения двухкомпонентной кракелюрной пасты
Первым делом наносим на поверхность тонкий и равномерный слой основы для кракелюрной пасты, ждем высыхания (можно воспользоваться феном), затем наносим кракелюрную пасту, используя кисть, спонж или шпатель.
Размер трещин будет зависеть от толщины слоя кракелюрной пасты. Тонкий слой создаст эффект потрескавшейся краски; толстый – эффект объемной пасты.
Как сделать однокомпонентный кракелюр своими руками и подручными материалами
Иногда очень сложно выбрать необходимый кракелюр среди многообразия представленных средств в магазинах, особенно новичку. Иногда проще попробовать сделать его из подручных средств, чтоб понять, что же такое кракелюр и как он выглядит.
Кракелюр с использованием клея ПВА
Самый популярный способ создания однокомпонентного кракелюра для декупажа своими руками – это использовать для этого клей ПВА.
Но, не каждый клей для этого подойдет, лучше брать строительный. Он, в отличие от канцелярского, не разбавленный. Его густота прекрасно подойдет для создания слоя «кракелюрного лака». Есть 2 способа получения кракелюра с помощью ПВА.
Первый способ – клей ПВА выступает в роли заменителя кракелюрного лака.
Наносим слой краски (цвет трещин), сушим. Потом наносим клей ПВА, помня, что чем толще слой, тем грубее и крупнее будут трещины и потребуется больше времени для просушки.
Затем оставляем окончательно высохнуть (лучше часов на 5-6 или больше, в зависимости от толщины нанесенного клея), покрываем лаком и готово.
Второй способ – клей ПВА смешиваем с акриловой краской 1 к 1 и этот состав наносим на первый слой краски, сушим минут 20, потом уже можно помочь феном и получаем так же интересный рисунок.
Кракелюр для декупажа с помощью яичного белка
Кракелюр с помощью яичного белка достаточно интересный способ. Принцип нанесения идентичен стандартному способу создания однокомпонентного кракелюра, хотя и имеет свои особенности.
После высыхания произвольно наносим белок толстыми слоем, хорошими мазками. Сушим только естественным способом, это может занять много времени (лучше оставить на ночь). Высохший белок аккуратно покрываем слоем контрастной краски, следим чтоб мазки не находили друг на друга. Сушим.
Кракелюр с помощью мебельного лака для дерева ПФ 283
Прекрасные трещины на декупаже получаются с использованием мебельного лака ПФ 283. Единственное, этот лак алкидный и поэтому с ним надо работать в хорошо проветриваемом помещение в маске и перчатках.
Первый слой краски покрываем лаком, ждем его высыхания 3-4 часа до «отлипа» (то есть лак липнет, но не остается на руках). Наносим второй контрастный слой акриловой краски и сразу же сушим феном до появления трещинок. Полного высыхания лак достигает за 36 часов, после чего можно уже работать дальше с изделием.
Кракелюр с использованием желатина
Остывшую желатиновую массу наносим в произвольном порядке на предмет декора и даем ему подсохнуть минут 10-15, можно помочь феном, но не перегрейте. Следом покрываем краской аккуратно, следим, чтоб желатин не потянулся за кисточкой, особенно в местах, где очень толстый слой. Сушим и покрываем акриловым лаком.
Уксусный кракелюр
С помощью уксуса, лучше 9%, так же можно получить сеточку трещинок. На акриловую краску (не до конца подсушенную) наносим уксус губкой, сушим естественным путем. В результате будут достаточно тонкие трещины.
Двухкомпонентный кракелюр своими руками
Своими руками и в домашних условиях реально сделать и двухкомпонентный кракелюр для декупажа, хоть это и будет немного сложнее.
Двухкомпонентный кракелюр с использованием яичной скорлупы.
Двухкомпонентный кракелюр с использованием яичной скорлупы основан на принципе мозаики. Высушенную скорлупу без пленки ломаем на кусочки различной величины. Из получившихся фрагментов складываем рисунок, оставляя между частичками зазор. Клеим на клей ПВА. Высохшую мозаику красим аккуратно, так чтоб не залить трещинки.
Покрываем лаком, чтоб можно было потом затереть трещинки масляной краской или битумом. А можно, покрасив все одним цветом, потом аккуратно провести по поверхности другой краской так, чтоб не попасть в растрескавшийся слой.
В результате получается осень красивая поверхность, рисунок которой Вы сами можете изначально создать, а не ждать что же будет в результате.
Кракелюр яичной скорлупой представлен на фотографии в начале статьи. Там использована скорлупа 3-х разных оттенков – белая, коричневая и светло-коричневая. Она затерта масляными красками цвета охры и золота и затем покрыта лаком. Эта цветовая гамма отлично подошла к общему фону рисунка.
Как сделать двухкомпонентный кракелюр из однокомпонентного кракелюрного лака
Бывает так, что есть только однокомпонентный кракелюрный лак, но хочется использовать двухкомпонентный в творчестве и декупажировании. Основная идея заключается в том, что если однокомпонентный лак может растрескаться акриловую краску, то он может и создать трещины в акриловом лаке.
Этапы работы следующие:
1 наклеиваем салфетку, высушиваем;
2 покрываем акриловым лаком в 8 – 10 слоев. Наносим их очень тонко, не создавая подтеков, каждый слой делаем перпендикулярно предыдущему. Чем больше слоем, тем крупнее и грубее трещины.
3 подсушенный акриловый лак покрываем однокомпонентным кракелюрным лаком очень аккуратно ровным слоем.
4 примерно через час уже будут видны трещины. Затираем контрастными пигментами или масляной краской. Покрываем финишным лаком.
В данной теме мы рассмотрели все основные способы создания кракелюра при декупаже различных изделий, теперь мы имеем представление, чем отличаются однокомпонентный кракелюр от двухкомпонентного. Составы для кракле можно приобрести в магазинах для творчества или сделать самим не выходя из дома. Прекрасный рисунок из трещин можно создать из клея ПВА, яичной скорлупы, желтка, из желатина.
А в следующей статье я представлю Вашему вниманию простой мастер класс по декупажу шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюра фирмы VAN PURE, ну и конечно, читайте на нашем портале обучения и саморазвития другие статьи о декупаже с моими мастер классами и теоретическим обучением этому замечательному виду творчества и хенд мейда, например, о декупаже на ткани, самых распространенных ошибках декупажа, салфеточной технике декупажа, и вообще, краткий обзор основных существующих видов и стилях декупажа.
Кракелюрный лак
Что такое кракелюр
При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.
Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.
Одношаговый кракелюр в декупаже
Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:
Декупаж изделия выполняется поэтапно:
Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.
Двухшаговый кракелюр в декупаже
Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:
Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.
Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:
Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа
Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.
В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.
Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.
Что такое кракелюр и чем он отличается от цека
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур. Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах. В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури. Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле. Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким. Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга. Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки. Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.
С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения. Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.