красная королева на основе реальных событий что за манекенщица
Регина Збарская: Личная трагедия «красной королевы»
Ее любили мужчины и ненавидели многие женщины, она была знаменита и очень красива. Ее называли «русская Софи Лорен» и «тело государственной важности». У нее была слава и деньги, но, к сожалению, это не обеспечило ей счастливой жизни. Регина Збарская. Советская манекенщица, перед которой преклонялся сам Пьер Карден.
Царица Регина
27 сентября 1935 года в семье офицера Николая Колесникова родилась дочь. Отец решил, что его крошку нужно непременно назвать Региной, что в переводе с латинского означает «царица». Конечно, до царствования на советских подиумах маленькой Регине было еще далеко, но среди своих сверстников она несомненно выделялась. Девочка была очень артистична и умна. Она уже с детства понимала, что ее будущее зависит только от нее.
После окончания войны семья Колесниковых обосновалась в милом городке – Вологде. Получив аттестат, девушка поехала покорять Москву. Выбор юной особы пал на экономический факультет ВГИКА, хотя задушевной мечтой Регины была кинокарьера. Но она понимала, что поступить на актерский факультет без подготовки было практически нереально. А «зацепиться» в столице провинциалке очень, очень хотелось. Зато на экономический факультет хорошистка, спортсменка и просто умница попала без особого труда.
Именно в студенческие годы Регина поняла, что молодость и внешние данные – билет в блестящее будущее. Девушка была частой гостьей на богемных вечеринках, где собирались артисты, режиссеры, художники. При этом Регина была не просто хорошенькой девочкой – она умела поддержать разговор, владела двумя языками и обладала прекрасными манерами.
Институт был окончен. Диплом лежал «в кармане», но Регине совершенно не желала трудиться в душных бухгалтерских кабинетах. Она с маниакальным упорством штурмовала съемочные павильоны «Мосфильма». Но режиссеры не спешили делать ей заманчивые предложения. Но девушка не сдавалась и однажды, на одной из вечеринок, ее «европейскую внешность» заметила художница и модельер Вера Аралова. Она пригласила Регину на работу в Общесоюзный Дом Моделей на Кузнецком мосту.
Постыдная профессия
В советское время профессия «модель» не считалась престижной и оплачивалась ничтожно. Более того, девушек называли «демонстраторами одежды». А за глаза профессию манекенщицы именовали…постыдной, доступной. Так думало большинство людей, но только не Регина! Она наслаждалась подиумом и вниманием… В Доме Моделей Регина Колесникова моментально стала манекенщицей номер 1! И несмотря на статус новичка, сразу же стала выезжать за границу. Западные модельеры восхищались не только ее грацией и статью, но и ее легкостью в общении. Но мало кто знает, что кроме броской внешности у Регины были…кривые ноги! Именно! У самой красивой девушки СССР были непозволительно кривые ноги!
Вячеслав Зайцев, модельер: «Какая хорошая девка была! Потрясающая манекенщица! Просто звезда! Рядом с ней никто не стоял! Частенько я к ней домой заходил, чтобы…поесть! Я молодой был и всегда голодный, а Регинка меня подкармливала. Помню, как в 1965 году к нам приехала группа модельеров из Парижа, и я ее пригласил на ужин с нами в ресторан «Арагви». Она же хорошо говорила на языке Мольера. Мы сидели за столом с Пьер Карденом, с Диором, с Ги Лярошем. И была еще великолепная Софи Лорен. Так Софи пришла в восторг от Регинки. А Карден, помню, все пытался угостить ее шампанским. Регина очень стеснялась, но потом ничего, ничего…Мило пообщалась с Карденом. Он был просто ее очарован! У нее могла бы сложиться прекрасная карьера в Париже, но…увы… Я не знаю почему, но она отвергла предложение Кардена о работе! Зря, зря…Может и жила бы до сих пор!»
Шпионка КГБ
Эффектная внешность, доступ в интеллектуальные круги, свободное владение двумя иностранными языками (английским и французским) – все это делало Регину идеальной кандидатурой на роль… шпионки. Ходят слухи, что после очередного возвращения из Парижа ей дали понять, что если она и дальше планирует выезжать за границу и вести привычной образ жизни, то придется «потрудиться» на благо Родины. Что именно входило в ее обязанности, доподлинно неизвестно, но с тех пор манекенщица неизменно присутствовала на всех встречах иностранных гостей, приезжавших в столицу, ходила с ними в театры и рестораны.
Вячеслав Зайцев, модельер: «Шпионка… Ничего об этом не знаю! Думаю, что она не была способна на такое! У нее сложная судьба и страшная. Она блестяще ходила! Красота необыкновенная! Она была лучшей моей моделью, все американские коллекции на нее делал. Девочки многие просто пустышки были, а Регинка – большая умница! Но судьба несправедливо с ней поступила: мужики подлецы попадались…. Изменяли ей, не ценили ее…Ну как тут выдержишь? Она же хотела обычного бабского счастья! Хотела детей! А ничего этого не было…Да, да…И она сломалась…Несколько раз пыталась уйти из жизни…Травилась… А все из-за любви и одиночества!»
Ошибка в жизни. Лев Збарский
Великий Фредерико Феллини восхищался породистой красотой Регины, Пьер Карден дарил ей лучшие свои платья, Ив Монтан посвящал ей песни. Ходили слухи, что сам Фидель Кастро являлся большим поклонником манекенщицы, но ни он, ни другие знаменитые мужчины не смогли покорить сердце девушки, как это сделал художник Лев Збарский.
Регина, как и любая другая девушка, хотела удачно выйти замуж. Конечно, с ее внешними данными, найти идеальную пару не составляло особого труда. В 1960 году в жизнь королевы Регины вошел настоящий король – Лев Збарский. Именно под его фамилией Регину узнали во всем мире.
Новоиспеченный муж был настоящим плейбоем. Он пользовался необычайным успехом у женщин, однако Регине удалось на какое-то время усмирить супруга. В течении семи лет чета Збарских была одной из самых красивых пар московского бомонда. Однако за нарядным фасадом скрывались непростые отношения.
В 32 года Регина, наконец, забеременела. Мечтавшая о сыне, таком же талантливом, как папа, или дочке, столь же красивой, как мама, Регина в красках представляла себе их будущую счастливую жизнь втроем. Но эти мечтам не суждено было сбыться: художник видел лишь в своей жене музу, но никак не женщину, стирающую пеленки. Сказав твердое «нет!», он вынудил ее сделать аборт! Это решение далось Регине непросто. И дабы хоть немного успокоить нервную систему, она начала принимать сильные антидепрессанты, совершенно не подозревая, что судьба в лице любимого супруга уже готова дать ей очередную пощечину – Лев Збарский ушел от красавицы – жены к актрисе Людмиле Максаковой. Новость о том, что в новой семье у Льва появится сын Максим, которого художник так и не позволил завести Регине, окончательно растоптала ее. И тогда она, в первый раз, попала в психиатрическую лечебницу, куда еще не раз будет возвращаться в течении своей недолгой жизни.
Вячеслав Зайцев: « Когда Регина первый раз вышла из больницы, то сразу пришла ко мне. Конечно, я ее принял. Она была слегка полновата: сказались эти лекарства, которые ей давали в психушке…Но она стала работать у меня моделью. Все налаживалось, но…появился этот подлец …югославский журналист… Имя такое…Костья… Жгучий брюнет окрутил Регину и пообещал жениться. Помню, как она мне говорила, что встретила хорошего человека и собирается с ним в Белград! Вот и нехороший человек оказался! А Регинка расслабилась и, видимо, много рассказала лишнего…Она же в компаниях с разными людьми общалась! А этот Костья слушал и записывал за ней. А потом и вышла книга «Сто ночей с Региной Збарской». Ну как могла она такое выдержать? И вновь попала в психушку! Вышла и устроилась…уборщицей. Я тогда ей говорил: «зачем ты так с собой поступаешь? Зачем себя унижаешь?» Но она и слушать не хотела! Все винила себя! Да просто винила себя во всех неудачах! От этой вины и одиночества ушла…»
Сто ночей с Региной Збарской
В любой истории, где присутствует красивая и успешная девушка, всегда найдется место грязи. В середине 70-х Регина Збарская, после предательства мужа, познакомилась с югославским журналистом. Молодой и горячий Костья моментально вскружил голову манекенщице. Несколько месяцев бурного романа стали поводом для книги «Сто ночей с Региной Збарской». Но данное «произведение» было не о романтических чувствах…Издание содержало признание Регины о ее доносах на других людей, откровенные фотографии и самые интимные подробности из жизни «русской Софи Лорен».
Подло, мерзко, унизительно! Такого удара Регина не смогла пережить…Сильнейший стресс довел ее до попытки суицида и, как следствие, госпитализация в психиатрическую больницу.
Ксения Лукьянчикова, актриса, исполнившая роль Регины Збарской в сериале «Красная королева»: « Меня отобрали из 100 претенденток на роль Регины. Мне и раньше говорили, что я на нее очень похожа. Честно, то до съемок я о ней мало знала…Чтобы понять каким человеком она была, нужно прочитать много книг. А книг практически и не было. Когда меня утвердили на роль, то я училась еще в театральном институте и поднимать архивы о Регине у меня совершенно не было времени. Но внешний образ сложился благодаря съемочной группе. А характер героини – мое интуитивное представление…Конечно, мне рассказывали о ней те, кто был с ней знаком…Думаю, что это была сильная, красивая женщина…Да, она сломалась…Я не хочу осуждать свою героиню…Я чувствую ее боль, одиночество…Но я ни в коем случае не претендую на то, что Регина Збарская была именно таким человеком…»
Смерть. Большая загадка «красной королевы»
Хоронили «красную королеву» совсем не по – королевски. Ни коллеги по Дому Моделей, ни подруги, ни прежние воздыхатели не пришли проводить Регину Збарскую в последний путь. Тело ее кремировали, а место захоронения так и осталось неизвестным.
Послесловие. Сериал «Красная королева»
Создатели сериала «Красная Королева» старались придерживаться исторической линии, но, поскольку фильм художественный, а не документальный, история о жизни первых советских манекенщицах…несколько приукрашена. Прототипом главной героини стала манекенщица Регина Збарская. В сериале ее зовут Регина Барская.
Алена Семенова, режиссер сериала: «Любая историческая картина требует детального изучения. Мы просмотрели кучу материалов о Регине Збарской, общались с очевидцами того времени, с бывшими моделями. Было очень сложно подобрать лица тех манекенщиц…Стандарты красоты были другие. Съемки сериала шли более восьми месяцев. Конечно, было сложно. На роль Регины претендовали более ста актрис. Но выбор пал на студентку Ксению Лукьянчикову. Да, я рисковала…У Ксении мало опыта…Я чувствовала, что попала в точку…и не только внешним сходством…Ксения талантлива и большая трудяга. Картина получилась! И это самое главное!»
Интересные факты
Самым дорогим платьем стал свадебный наряд Августы 1905 года, которое, по легенде, шила сама Надежда Ламанова – мастерица, одевавшая царскую семью. Главная героиня Ксения – Регина предстает перед зрителем в платье 19 века.
Из-за жары на съемочной площадке главной героине стало плохо…. Ксения Лукьянчикова, актриса: «Были и проблемы на съемках. Снимали сцену в автомобиле. На улице было очень жарко, а я в парике и корсете. Мы с Артемом Ткаченко, который сыграл моего мужа, в машине …Он понимает, что мне становится плохо и говорит: «Ксюша, выходи на воздух!». Я выхожу и падаю в обморок! Меня подхватывает оператор…Если бы он этого не сделал, то я бы точно разбила себе голову…Не могу сказать, что съемки легко проходили…»
Модельер Вячеслав Зайцев раскритиковал сериал «Красная Королева». Он считает, что не все факты соответствуют реальности.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
«Красная королева»: актеры и прототипы
Сериал «Красная королева»: UGC
Сериал «Красная королева», актеры которого окунулись в мир советской моды, увидел свет в 2015 году. Он повествует о трагической судьбе манекенщицы Регины Збарской, звезда которой засияла на небе не в то время и не в том месте. Вместе с ней борются с издержками эпохи и другие действующие лица.
Вот некоторые популярные актеры сериала и их прототипы:
Ксения Лукьянчикова
Сериал «Красная королева» для Ксении Лукьянчиковой стал дебютным. Ее героиня — Зоя Колесникова (позже Регина Збарская) — была амбициозной девушкой, готовой любой ценой вырваться из провинциальной глуши.
После того как мать, вместо Зои, села в тюрьму, она сменила имя на Регину и подалась в Москву. Знакомство с новыми людьми, первое романтическое увлечение, учеба во ВГИКе — все это казалось провинциалке подарком судьбы. Но со временем девушка поняла, что хочет большего.
Новый виток ее жизни начался со встречи с Верой Араловой и Львом Барским (фамилия персонажа в сериале), после которой она твердо решила стать моделью. Несмотря на препятствия, вскоре она оказалась на подиуме в Париже, а ее имя попало на обложки популярной западной прессы.
Ее прообраз — Регина Николаевна Колесникова — происходила из вполне порядочной и не связанной с криминалом семьи. Насчет ее родителей есть несколько версий. По одной из них, они были профессиональными циркачами, которые погибли во время одного из трюков. По другой, она появилась на свет в Вологде в семье врача и офицера.
В реальности Регина также училась во ВГИКе. Однако встреча с Верой Араловой, которая вывела ее на подиум, произошла раньше, чем показано в сериале. Эта эффектная темноглазая брюнетка со стрижкой паж стала одной из немногих манекенщиц Советского Союза, которые демонстрировали достижения легкой промышленности далеко за пределами страны.
Как и у героини сериала «Красная королева», личная жизнь Збарской не сложилась. Любовь к первому и единственному мужу Феликсу-Льву Збарскому перечеркнул его настойчивый приказ избавиться от еще не рожденного ребенка. Отношения с югославским журналистом втянули Регину в политический скандал, который только усугубил ее психическое состояние.
Умерла Регина Збарская в 52 года, приняв смертельную дозу снотворного.
Артем Ткаченко
Актер Артем Ткаченко, известный по лентам «Петровка, 38», «Варвара», «Чужая война», в сериале «Красная королева» сыграл Льва Барского — любимого мужчину, а со временем — супруга Регины.
По сюжету Лев Барский — молодой и перспективный московский художник. Знакомство между ним и Региной завязалось в очереди за билетами на показ мод, который проводил в Москве парижский модельер.
Притом что в его окружении было множество молодых девушек, не заметить такую эксцентричную леди, как Регина, он не мог. Вскоре у них начался роман, который закончился свадьбой. Вначале пара жила душа в душу, пока Льва не обвинили в хранении валюты, а его жену не начали использовать сотрудники КГБ.
После того как очередной семейный скандал закончился прерыванием беременности Регины, история Льва в сериале прерывается.
Прототипом Льва Барского был Феликс-Лев Збарский — художник, который прославился далеко за советскими пределами. Он родился в семье ученых и получил двойное имя в честь химика Льва Карпова и революционера Феликса Дзержинского.
С раннего детства увлекался рисованием, что с годами переросло в профессиональную деятельность. Иллюстратор по образованию, он создавал рисунки к популярным на то время книгам и в начале 60-х годов прошлого столетия уже брался за постановки мультипликационных фильмов.
В отличие от Регины Колесниковой, он был дважды женат. Брак с ней мог бы длиться еще не один год, если бы не его интерес к прекрасному полу и нежелание обременять себя обязательствами в виде детей.
При отсутствии всяких установок на продолжение рода наследник у него все-таки появился, но в браке с другой женщиной — актрисой Людмилой Максаковой. После расставания с ней он некоторое время жил в Израиле, а последние дни провел в США.
Умер Лев-Феликс Збарский в 2016 году, так и не дожив до своего 75-летия.
Елена Морозова
Известной актрисе театра и кино Елене Морозовой сериал «Красная королева» подарил не менее значимую роль. Ее героиня — Вера Ипполитовна Аралова — стояла у истоков модной индустрии СССР.
Ее проницательность и профессионализм помогли рассмотреть в Регине Збарской модельный потенциал и сделать на нем ставку. Рядом с ней всегда было много знаменитостей и светских персон.
В сериале Вера Ипполитовна — это еще и символ новаторства. Она первая осмелилась предложить модель сапог с высоким голенищем и на каблуке, которые Запад воспринял на ура.
На самом деле карьера художника-модельера Веры Араловой начиналась с любви к живописи. Отдельные ее работы до сих пор встречают посетителей в некоторых российских музеях искусств.
Появление красных сапог на каблуке — это действительно ее заслуга. Та пара, которую надела Регина на показе во Франции, шилась за личные деньги Араловой. Позже ее идею переняли на Западе, откуда обувь экспортировали в Союз.
Ее последние годы жизни были тесно связаны с Америкой. Хотя перед самой смертью она вернулась в Москву.
Виктор Стороженко
Сериал «Красная королева» дал почувствовать Виктору Стороженко себя чернокожим красавцем Джеймсом Паттерсоном, матерью которого была Вера Ипполитовна Аралова. Темная кожа, кучерявые волосы, крупные черты с высокой точностью копировали его прототипа — старшего сына выдающейся женщины-модельера.
В ленте эпизодов с Джеймсом немного. Понять этот персонаж лучше всего поможет биография самого Джеймса Ллойдовича.
Джеймс Паттерсон прославился еще в раннем детстве, сыграв малыша-негритенка в фильме «Цирк». Становлению актерской карьеры мальчика помешала Вторая мировая война. Из-за нее он вместе с 2-мя младшими братьями попал в детский дом, а позже — лишился отца. Ллойд Паттерсон через год после контузии умер во время радиоэфира.
До войны Джеймс успел получить музыкальное образование, но в 18 лет решил связать себя с военной службой. Всего 7 лет потребовалось юноше, чтобы стать старшим лейтенантом и командиром подводной лодки Черноморского флота. Столько же времени ушло на то, чтобы окончательно убедиться в преданности другому призванию — поэзии.
Писать стихи Джеймс Паттерсон начал еще в суровые детдомовские времена. Только после увольнения со службы он поступил в Литературный институт и вскоре стал членом Союза писателей СССР.
Безденежье и невостребованность как творца заставили его с матерью в начале 90-х годов прошлого века эмигрировать в США. Сам поэт верит, что до своей кончины еще успеет хоть раз увидеть Родину.
Галина Петрова
Без ее героини — Лилии Юрьевны — этот сериал было бы скучно смотреть. «Красная королева», благодаря ее поучительным советам, стала хрестоматией для всех, кто хочет научиться искусству соблазнять мужчин.
По сценарию знакомство Регины и Лилии Юрьевны, которая жила по соседству с Верой Араловой, произошло в 5-й серии. Она выступила для неопытной манекенщицы наставницей и в какой-то степени матерью, которой ей не хватало. Советы о том, как держать спину, правильно ходить, а также завоевать Льва Барского дали щедрые плоды.
Прототипом этой мудрой женщины из сериала выступила Лилия Брик — ключевая персона литературной жизни в советский период. Она знала и общалась со многими творческими фигурами своей эпохи, например Майей Плисецкой, Андреем Вознесенским, Пабло Пикассо.
Лилия Брик была музой Владимира Маяковского. Он посвятил ей, тогда уже замужней даме, ряд произведений. Однако любовь, которая вспыхнула как гром в ясный день, долго не могла оставаться в тайне.
Вместе они пережили много радостных мгновений. Именно он подарил обещанный Renault, за рулем которого она передвигалась по московским улицам.
Притом что Лилия Брик не была женой Маяковского, она унаследовала немалую долю его сочинений. С ее подачи в Москве появился музей Маяковского. Она же выступила редактором книг с его стихотворениями.
Василий Цыганцов
Прототипом модельера Славы, которого сыграл Василий Цыганцов, был Слава Зайцев — тогда еще начинающий и малоизвестный дизайнер женской одежды. Его встреча с «красной королевой» состоялась в 9-й серии, когда он представил ее Пьеру Кардену.
В жизни Вячеслав Михайлович Зайцев не привык сдаваться и идти на поводу собственных эмоций. Выходец из рабочей семьи, он свято верил в то, что достоин большего.
В начале 60-х годов ХХ столетия Вячеслав окончил текстильный институт в Москве, после которого занял руководящую должность на одной из швейных фабрик. Его имя могло еще долго оставаться неизвестным. Однако созданная им коллекция женской спецодежды каким-то образом попала в Paris Match и привлекла внимание общественности.
Талант и упорство привели его на пост художественного руководителя Общесоюзного дома моделей одежды. О нем как о советском короле моды заговорили известные мировые модельеры, такие как Пьер Карден и Марк Боан.
Новой страницей его биографии стало разрешение на выезд за рубеж, которое Зайцев получил незадолго до своего 50-летия. Сразу после этого он стал костюмером для одного из бродвейских мюзиклов, начал одевать звезд эстрады, кино, придумывать образы для выступлений спортсменов на Олимпийских играх.
Сегодня имя Вячеслава Зайцева связано не только с модой. Он известный художник, работы которого можно увидеть в Третьяковской галерее и на выставках в Америке и Западной Европе. Его регулярно приглашают на телевидение и на всевозможные конкурсы.
«Красная королева» — сериал, который еще раз напоминает о сути известной народной поговорки о красоте и счастье. Мало родиться красивой. Главное — правильно распорядиться теми достоинствами, которые подарила сама природа. Только тот, кто это сделает, познает истинное счастье.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Красная королева советского подиума: трагическая судьба Регины Збарской
Мечтала стать актрисой, но оказалась на подиуме
Родилась Регина в 1935 году в Вологде в семье офицера Николая Колесникова и врача Дарьи. Развелись родители девочки, когда она была еще школьницей. Мать осталась в Вологде. Отец перебрался в Москву, где сразу получил большую квартиру в доме неподалеку от МГУ. Женился второй раз, однако сказки про злую мачеху не получилось: новая супруга Николая очень хорошо относилась к Регине, и девушка отвечала ей тем же.
В МГУ Регина не стремилась, несмотря на школьный аттестат с хорошими оценками. Она мечтала стать актрисой и выбрала ВГИК, однако не рискнула поступать на актерский факультет, где требовалось обойти других абитуриентов в творческом конкурсе. Девушка выбрала экономику, однако, несмотря на это, исправно ходила на кинопробы и вечеринки, где собиралась богема из кинематографических кругов. Там она и познакомилась с Верой Араловой — художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей.
Веру Аралову можно смело назвать легендой. Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина. Как рассказывает советский редактор-модельер Айя Семынина, именно Аралова изобрела женские сапожки с молнией. До этого в Союзе носили только валенки, бурки и уродливые фетровые ботики, а девушки, которые хотели выглядеть элегантно, даже зимой ходили в туфельках. Из-за неповоротливости советской легкой промышленности выпуск новинки, придуманной Верой, на Западе освоили раньше.
Не удивительно, что покровительство Араловой помогло Регине. Но дело было не только в нем: девушку отличала редкая красота. Регина умела себя подать, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например, у девушки были слегка кривые ноги. За ней даже гонялся иностранный фотограф, рассчитывающий выставить их напоказ: ходил по пятам, снимал только снизу. В зарубежных журналах фотографии были опубликованы с заголовком «И это ноги самой знаменитой советской модели!», но никто не обратил на статью внимания.
Актрисы из Регины не вышло, но моделью она оказалась прирожденной. Стройная и высокая, она великолепно двигалась и умела принять правильную позу. Манекенщица сама выбирала, с какой прической она будет позировать для журналов, и потом миллионы советских женщин копировали «пучок Збарской».
Странности Збарской
Многое в поведении Регины казалось ее коллегам странными. Например, девушка рассказывала, что родилась в семье провинциальных циркачей и ее родители-гимнасты разбились, выполняя сложный трюк, когда она была еще совсем маленькой. При этом Регина обладала изысканным вкусом, прекрасными манерами и говорила на двух языках без акцента — английском и французском. Девушка приглашала знакомых домой: Айя Семынина говорила, что бывала у манекенщицы в гостях и была знакома с ее отцом.
Регина великолепно одевалась: постоянно меняла платья, юбки и кофты. Откуда она их брала, никто не знал. Как оплачивала, тоже неизвестно: ставки манекенщиц были в те времена весьма скромными. Звезда подиума была замкнутым человеком и даже когда общалась с людьми, держала дистанцию. При этом Регина избегала выходить на улицу одна — только с кем-то. Возможно, дело было в яркой внешности и стильных вещах: девушка опасалась за свою безопасность. Это сейчас женщина, одетая по последнему писку моды, вызовет разве что восхищенный возглас, раньше за брюки-дудочки могли и побить.
Работать с девушкой было непросто. Регина часто не соглашалась с компоновкой моделей и спорила с художниками. Как-то она остановила съемки в Сочи, потому что решила, что прическа должна быть другой, и заставила заниматься ее волосами коллегу, пока фотограф в ужасе считал минуты до заката. Иногда Збарская могла ни с того ни с сего сказать человеку колкость. Семынина рассказывает, что как-то к Регине подошел художник «Журнала мод», начал о чем-то говорить, а манекенщица вдруг смерила его взглядом и спросила:
— А ты читал автора N?
— Нет, — смешался парень.
— Ну тогда нам не о чем разговаривать!
Потом выяснилось, что писателя, упомянутого девушкой, не существовало. Регина, скорее всего, придумала его, чтобы задеть художника.
В СССР манекенщицы получали копейки. Работа была тяжелой: во время примерок приходилось стоять на каблуках по десять-двенадцать часов в одной и той же позе, пока художники и конструкторы обсуждали, как переделать новое платье. Единственной радостью была возможность выехать за рубеж. Выпускали далеко не каждую: девушка должна быть не только хорошей моделью, но и пройти все проверки и собеседования.
Однако была у славы и другая сторона. Коллеги начали шептаться: Регине позволяют выезжать, потому что она работает на КГБ. Ходили слухи, что ее взяли в оборот в 1961 году: дали понять, что если девушка и дальше хочет посещать другие страны, то придется «потрудиться» на благо родины. Не зря же Збарской позволено больше, чем остальным: например, спокойно отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок.
Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Регина работала за пределами СССР и пользовалась известностью. Ее красотой восхищался Федерико Феллини, Пьер Карден дарил ей свои лучшие наряды, а Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро был фанатом советской манекенщицы. Однако из всех именитых поклонников она выбрала советского художника.
Сто дней с Региной Збарской
Познакомилась с Львом Збарским Регина на показе «для своих»: девушка демонстрировала на редколлегии «Журнала мод» новые модели. Лев, которого пригласили работать над иллюстрациями, был потрясен появлением манекенщицы: замершая в огромных декорированных дверях девушка выглядела как королева на парадном портрете. В редакции Збарский пробыл еще месяц — и почти каждый день ужинал с Региной в ресторане.
В начале 60-х Регина и Лев расписались, и девушка взяла фамилию супруга. В 1967 году манекенщица забеременела. Известно об этом стало во время подготовки к международному форуму моды, после которого Збарской предстояло ехать в Монреаль на торгово-промышленную выставку. Регина колебалась: она хотела ребенка, но отказаться от поездки в Канаду было непросто. Решил всё Збарский: сказал, что не хочет детей, и отправил жену на аборт.
Вскоре после этого Лев завел роман с актрисой Марианной Вертинской, потом переключился на Людмилу Максакову, которая родила от него сына Максима. Регина тяжело переживала предательство и однажды попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. Ее откачали и отправили в психиатрическую больницу. Подозревали даже, что женщина страдает шизофренией. Вернулась из клиники Збарская изрядно пополневшей, но продолжила работать на подиуме: одежду тогда показывали девушки разных размеров.
После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Коллеги выходили замуж, эмигрировали, рожали детей, а знаменитая манекенщица оставалась одна. В середине 70-х Збарская познакомилась с югославским журналистом, но кончился недолгий роман плачевно. В Германии мужчина выпустил книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он рассказывал о сексуальных предпочтениях манекенщицы, а также утверждал, что она призналась, что работает на КГБ ради возможности ездить за границу.
Книга не только испортила репутацию Збарской, но и ударила по и без того хрупкой психике женщины. Разразился скандал, Регину постоянно таскали на допросы. Она вновь совершила попытку самоубийства — и опять оказалась в психбольнице. Поддержал женщину Вячеслав Зайцев — позвал ее на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году. Его сотрудник Александр Шешунов вспоминает, что даже в 47 лет после всех злоключений Збарская была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя и набрала вес.
Иногда Регина выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», иногда подрабатывала натурщицей. Ходили слухи, что она даже была уборщицей у Зайцева, но Шешунов утверждает, что это не так. Регина, по его словам, участвовала в показах, а модельер всегда представлял ее «своей музой и любимой манекенщицей».
Панические припадки
Однако психическое здоровье Збарской становилось всё хуже. Как-то она пришла на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы, объяснив это тем, что хотела «чего-то новенького». Иногда на манекенщицу накатывали приступы паники: тогда она запиралась дома и выбрасывала одежду из окон. Зайцев беспокоился о своей «музе», звонил всякий раз, когда она не появлялась на работе. Узнав, что выйти просто не в чем, собирал пакеты с одеждой и мчался к Регине.
15 ноября 1987 года Регина в третий раз приняла решение уйти из жизни: выпила горсть таблеток и заснула навсегда. По одной версии, она сделала это в больнице, по другой — ее нашли дома с телефонной трубкой в руках. Ходили слухи, что самоубийство Збарской было связано с приговором генералу ГРУ Дмитрию Полякову, которого расстреляли за сотрудничество с американской разведкой. Збарская действительно как-то упоминала, что мужчина — ее любовник, однако и историю про родителей-циркачей она тоже рассказывала до самой смерти.
Хоронили «красную королеву» без почестей. Коллеги из Дома моделей не пришли проводить ее в последний путь, а друзей у нее не было. Тело кремировали, а где покоится прах Збарской, до сих пор неизвестно.
Фото: П.Федотов/ТАСС, Евгений Кассин/ТАСС