красная волна это что

Красная волна

Красная волна

Red Wave (в переводе с английского: «Красная волна») — сборный альбом-сплит с композициями четырёх рок-групп СССР: Аквариум, Кино, Алиса, Странные игры. В оригинале издание представляло собой комплект их двух грампластинок, на которых каждой группе была отведена одна сторона. Переиздан на CD под названием «Red Wave — Four Underground Bands from the USSR» лейблом SNC в 1994 году.

Содержание

Список композиций

Сторона 1 (Аквариум)

Сторона 2 (Кино)

Сторона 3 (Алиса)

Все песни из альбома «Энергия»

Сторона 4 (Странные игры)

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Красная волна» в других словарях:

волна — ВОЛНА, ы, ж. Стечение обстоятельств, когда на дороге попадается один и тот же свет светофора. Зеленая волна. Красная волна … Словарь русского арго

Волна — У этого термина существуют и другие значения, см. Волна (значения). Волна изменение состояния среды или физического поля (возмущение), распространяющееся либо колеблющееся в пространстве и времени или в фазовом пространстве. Другими словами,… … Википедия

Третья волна (Тоффлер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Третья волна. Третья волна The Third Wave Автор … Википедия

Стоячая волна — (чёрная) изображена в виде суммы двух волн (красная и синяя), распространяющихся в противоположных направлениях. Красные точки обозначают узлы Стоячая волна колебания в распределённых колебательных системах с характерным расположением… … Википедия

Русский рок — Направление: рок Истоки: барды, русская народная музыка, зарубежная рок музыка и рок н ролл Место и время возникновения: 1960 е, СССР Годы расцвета … Википедия

Цой, Виктор Робертович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Цой. Виктор Цой Виктор Цой … Википедия

Районные газеты Тверской области — Районные газеты Тверской области газеты, выпускающиеся в муниципальных районах Тверской области. Учредителями газет являются государственные и муниципальные организации. В газетах размещается информация о деятельности органов муниципальной… … Википедия

Группа крови (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Группа крови (значения). Группа крови … Википедия

Red Wave — Сборник Аквариум, Кино … Википедия

Алиса (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алиса. АлисА … Википедия

Источник

Самый лучший день для побега на Запад. «Красная волна» и «горби-рок»

С допо­топ­ных вре­мён Рос­сия дели­лась на запад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов. Как толь­ко идея «окна в Евро­пу» ста­ла чем-то реаль­но обо­зри­мым, этот кон­фликт раз­го­рел­ся, кажет­ся, веч­ным огнём. Осо­бен­но ярко это отра­зи­лось на исто­рии нашей попу­ляр­ной музы­ки, кото­рая, с одной сто­ро­ны, появи­лась в изо­ли­ро­ван­ной стране, а с дру­гой — изна­чаль­но была эрза­цем музы­ки, при­шед­шей с той сто­ро­ны желез­но­го зана­ве­са кон­тра­банд­ным путём.

Это поро­ди­ло несколь­ко нев­ро­тич­ное состо­я­ние в сре­де музы­кан­тов, если угод­но, кри­зис иден­тич­но­сти: были те, кто сле­до­вал идее, что нуж­но дер­жать­ся рус­ских кор­ней, а были те, кто все­ми сила­ми ста­рал­ся исполь­зо­вать музы­ку как пор­тал в мир шоу-биз­не­са стран раз­ви­то­го капи­та­лиз­ма. Не менее часто обе интен­ции встре­ча­лись у одних и тех же арти­стов, ста­ра­ю­щих­ся кое-как пород­нить квас с кока-колой. Здесь пред­став­ле­на исто­рия о том, как (не)сложилась попыт­ка экс­пан­сии рус­ской музы­ки на Запад.

VATNIKSTAN запус­ка­ет цикл из пяти мате­ри­а­лов Пет­ра Поле­щу­ка об экс­пан­сии рус­ской поп-музы­ки на Запад: от «гор­би-рока» и евро­пей­ско­го про­ек­та нуле­вых до Pussy Riot, рус­ско­го рэпа и Новой рус­ской волны.

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что Джо­ан­на Стин­грей с музы­кан­та­ми ленин­град­ско­го рок-клу­ба. Фото из архи­ва Джо­ан­ны Стин­грей. 1980‑е гг.

Восьмидесятые: «красная волна»

Едва ли поко­ле­ние двор­ни­ков и сто­ро­жей мог­ло поду­мать, что вслед за поте­ря­ми ком­со­моль­ских биле­тов сле­ду­ю­щая гла­ва в их офи­ци­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции будет свя­за­на с кон­цер­та­ми дале­ко за пре­де­ла­ми СССР. Пер­вая идея экс­пор­та рус­ской музы­ки бук­валь­но «сва­ли­лась» на наших клас­си­ков рус­ско­го рока с при­ез­дом Джо­ан­ны Стин­грей (сту­дент­ки Уни­вер­си­те­та Южной Кали­фор­нии, успев­шей запи­сать нью-вейв пла­стин­ку Beverly Hills Brat).

В 1984 году Джо­анне пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ность побы­вать в СССР в каче­стве турист­ки. Неза­дол­го до пово­рот­но­го путе­ше­ствия Джо­ан­на узна­ёт от сво­их зна­ко­мых о том, что в Совет­ском Сою­зе тоже суще­ству­ет рок-музы­ка, а заод­но полу­ча­ет теле­фон «насто­я­щей рок-звез­ды Совет­ско­го Сою­за» Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва, «рус­ско­го Боуи и Дила­на» разом. Как при­ня­то гово­рить, тогда всё изме­ни­лось и для них, и для наших: зна­ком­ство с ленин­град­ской рок-тусов­кой, помощь музы­кан­там, а так­же пер­вая любовь в лице гита­ри­ста «Кино» Юрия Кас­па­ря­на. Сво­е­го рода синоп­си­сом всей этой исто­рии стал выпуск на Запа­де ком­пи­ля­ции рус­ских роке­ров на пла­стин­ке Red Wave. Как писа­ла сама Стингрей:

«— Нуж­но выбрать груп­пы, — гово­рю я, сра­зу вхо­дя в состо­я­ние трак­то­ра. — Конеч­но же, „Аква­ри­ум“ и „Кино“. Кто ещё, как ты думаешь?
В конеч­ном счё­те мы реши­ли вклю­чить „Али­су“ и „Стран­ные Игры“ обе груп­пы обла­да­ли неве­ро­ят­ным маг­не­тиз­мом, и ребят из этих групп я тоже счи­та­ла сво­и­ми дру­зья­ми. Эти четы­ре груп­пы — пожа­луй, луч­шее, что было в рок-клу­бе того вре­ме­ни, — мог­ли при­дать аль­бо­му раз­но­об­раз­ное, сво­бод­ное, рас­ко­ван­ное зву­ча­ние: эклек­тич­ность „Аква­ри­ума“, тём­ный поп „Кино“, жёст­кий рок „Али­сы“ и пуль­си­ру­ю­щий ска-ритм „Стран­ных Игр“.

Любой здра­во­мыс­ля­щий чело­век огра­ни­чил­ся бы одной этой, и без того непро­стой зада­чей, но меня сжи­га­ло жела­ние сопрово­дить аль­бом ещё и видео­кли­па­ми, снаб­дить таким обра­зом музы­ку ещё и визу­аль­ным рядом. Запу­щен­ное бук­валь­но несколь­ки­ми года­ми ранее MTV вовсю наби­ра­ло в Аме­ри­ке попу­ляр­ность, и видео­кли­пы ста­ли луч­шим спо­со­бом про­дви­же­ния новой музы­ки на рынок. Кро­ме того, мне было оче­вид­но, что каж­дая из ото­бран­ные нами групп обла­да­ла сво­им ярко выра­жен­ным лицом и что вме­сте они соста­вят кон­траст­ную и неве­ро­ят­но зре­лищ­ную кар­ти­ну. Борис оста­вал­ся Бори­сом — силь­ный и кра­си­вый, как Апол­лон; Вик­тор Цой со сво­ей гри­вой волос, чёр­ным гри­мом и радуж­но переливающими­ся рубаш­ка­ми выгля­дел как капи­тан пират­ско­го суд­на; „Али­са“ излу­ча­ла ярост­ную дерз­кую энер­гию, как какой-то неве­до­мый нар­ко­тик; а „Стран­ные Игры“ были нескон­ча­е­мым празд­ни­ком мер­ца­ю­щих огней и по-шутов­ски смеш­ных и ярких персонажей».

Поми­мо мифов о том, что весь этот про­ект дол­жен был вырас­ти в пол­но­мас­штаб­ную экс­пан­сию, так­же ходи­ли слу­хи, что аме­ри­кан­цы замыс­ли­ли целый худо­же­ствен­ный фильм о рус­ском роке (где, соглас­но Стин­грей, сам Боуи вызвал­ся сыг­рать Гре­бен­щи­ко­ва). Увы, аль­бом «Red Wave» не стал той мат­рёш­кой рус­ской куль­ту­ры, кото­рую из него пыта­лись сделать.

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что

Тем не менее опре­де­лён­ный барьер был снят: рус­ские роке­ры пока­ти­ли с гастро­ля­ми по зем­лям обе­то­ван­ным. В той или иной сте­пе­ни, при помо­щи Стин­грей (и, разу­ме­ет­ся, акти­ви­зи­ро­вав­ше­го­ся Тро­иц­ко­го и дру­гих куль­тур­тре­ге­ров) неко­то­рые музы­кан­ты отпра­ви­лись с гастро­ля­ми по Евро­пе и Аме­ри­ке — Стас Намин, «Зву­ки Му», Аук­цы­он, поз­же «Парк Горь­ко­го» и дру­гие. Напри­мер, «Зву­ки Му» успе­ли оча­ро­вать Дэви­да Тома­са из Pere Ubu и даже ока­за­лись на шоу Джо­на Пилла.

Неко­то­рым повез­ло начать рабо­ту с запад­ны­ми про­дю­се­ра­ми — «Зву­ки Му» с Брай­а­ном Ино, Гре­бен­щи­ков с Дэй­вом Стю­ар­том — и выпу­стить пла­стин­ки на тамош­них лей­б­лах (Сер­гей Курё­хин на англий­ском Leo Records). Гре­бен­щи­ков высту­пил у Лет­тер­ма­на, дав весь­ма скан­даль­ное (не в свою поль­зу) интер­вью. Стас Намин ока­зал­ся в спис­ках участ­ни­ков запи­си пер­во­го соль­но­го аль­бо­ма Кита Ричард­са, «Чёр­ных рус­ских» под­пи­сал Motown.


Борис Гре­бен­щи­ков на шоу Дэви­да Леттермана

Стас Намин отме­чал, что во вре­мя пере­строй­ки инте­рес к совет­ской куль­ту­ре зна­чи­тель­но возрос:

«На Запа­де в то вре­мя был инте­рес ко все­му рус­ско­му, осо­бен­но в Аме­ри­ке — после столь­ких лет анти­со­вет­ско­го бойкота».

Что при­ме­ча­тель­но, инте­рес был обо­юд­ный, но, воз­мож­но, со сто­ро­ны Запа­да ещё силь­нее: посколь­ку вся рок-музы­ка в вось­ми­де­ся­тых ста­ла сугу­бо ком­мер­че­ской, кор­по­ра­тив­ной и лишён­ной того потен­ци­а­ла, кото­рым обла­да­ла преж­де, запад­ные арти­сты захо­те­ли отыс­кать нечто инте­рес­ное в «анти­ры­ноч­ном» про­стран­стве рус­ско­го рока. Иссле­до­ва­тель «гор­би-рока» Алек­сандр Мор­син отмечал:

«Это настро­е­ние было во мно­гих ста­тьях, но нагляд­нее все­го в теле­мо­сте Лон­дон-Ленин­град, там об этом гово­рят в лоб. Гэбри­эл, Ино, Крис­си Хайнд так и гово­рят: нас пожра­ли день­ги, мы хз что делать. У вас денег нико­гда не было, и вы бод­рые. В чём сек­рет?… Инте­рес 100% был, но боль­ше иссле­до­ва­тель­ский и медий­ный, куда мень­ше — музыкальный».


Теле­мост «Ленин­град — Лон­дон». Телев­стре­ча рок-музы­кан­тов Вели­ко­бри­та­нии и СССР (1988)

Как в иссле­до­ва­нии «От „крас­ной вол­ны“ до „новой рус­ской вол­ны“: российский музы­каль­ный экс­порт и меха­ни­ка зву­ко­во­го капи­та­ла» писал Мар­ко Биазиоли:

«Несмот­ря на это, рус­ским музы­кан­там тогда не уда­лось поко­рить англо­языч­ную пуб­ли­ку — при­чи­на­ми тому были и пере­жит­ки холод­ной вой­ны, и пред­рас­суд­ки пуб­ли­ки, и недо­раз­ви­тость совет­ской рок-индуcтрии».

Но, пожа­луй, глав­ной при­чи­ной был язы­ко­вой и куль­тур­ный барьер — рус­ским было труд­но понять, как вер­но пре­зен­то­вать себя запад­но­му слу­ша­те­лю. Впо­след­ствии Гре­бен­щи­ков неод­но­крат­но отме­чал, что Боуи дал ему настав­ле­ние «не допу­стить, что­бы они [аме­ри­кан­цы] сде­ла­ли из аль­бо­ма [БГ] оче­ред­ной аме­ри­кан­ский аль­бом». Что, к сожа­ле­нию, и случилось.

Гре­бен­щи­ков, выпу­стив­ший «Rado Silence», стал неглас­ным сим­во­лом «рус­ских музы­кан­тов на Запа­де», одна­ко, ско­рее, для сво­их же сооте­че­ствен­ни­ков — аме­ри­кан­цем БГ пред­стал на аль­бо­ме весь­ма кон­вен­ци­о­наль­ной фигу­рой, от кото­рой жда­ли рус­ской экзо­ти­ки, а полу­чи­ли, как поз­же язви­тель­но отзы­вал­ся Игги Поп, чело­ве­ка, кото­рый «косил под Боуи».

Вопрос: а мог ли вооб­ще пат­ри­арх рус­ско­го рока пред­стать как-то аутен­тич­но, но доступ­но, учи­ты­вая, что соб­ствен­ной поп-музы­каль­ной иден­тич­но­сти в СССР вовсе не существовало?

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что Джо­ан­на Стин­грей и Борис Гребенщиков

Как писал Биазиоли:

«Кро­ме того, про­валь­ным ока­за­лось и поли­ти­че­ская репре­зен­та­ция БГ. Пред­став­лен­ная запад­ной ауди­то­рии фигу­ра БГ не вызы­ва­ла как тако­во­го инте­ре­са, так как не пред­став­ля­ла ника­кой кри­ти­ки соци­а­ли­сти­че­ско­го госу­дар­ства и ника­кой наруж­ной экзо­ти­че­ской чер­ты, за кото­рую запад­ная пуб­ли­ка мог­ла бы заце­пить­ся. Мар­ке­тинг-экс­перт CBS Джей Круг­ман утвер­ждал, что связь с Рос­си­ей „будет пер­вым, за что ухва­тит­ся пуб­ли­ка“. Соот­вет­ствен­но, Гре­бен­щи­ко­ва пред­став­ля­ли одно­вре­мен­но как одно­знач­но рус­ско­го и как англо­фи­ла, под­чёр­ки­вая его бли­зость с англо-аме­ри­кан­ской тра­ди­ци­ей. Мар­ке­то­ло­ги про­дви­га­ли „Radio Silence“ как мани­фест кон­ца холод­ной вой­ны — но не учли того, что новая друж­ба наро­дов никак не была отыг­ра­на ни в зву­ке, ни в куль­тур­ном пове­де­нии БГ».


Eurythmics и БГ на кон­цер­те в Уэмбли

В июне 1988 года Борис Гре­бен­щи­ков ока­зал­ся на ста­ди­оне «Уэм­бли» на одной сцене с Энни Лен­нокс, солист­кой Eurythmics. Это была их послед­няя пес­ня на кон­цер­те в честь 70-летия рево­лю­ци­о­не­ра, бор­ца с апар­те­идом и узни­ка сове­сти Нель­со­на Ман­де­лы. Эпо­халь­ный кон­церт транс­ли­ро­ва­ли 67 стран мира на общую ауди­то­рию в 600 мил­ли­о­нов теле­зри­те­лей. Но, как отме­ча­ет Алек­сандр Морсин:

«…конеч­но, когда Энни Лен­нокс вызы­ва­ет на сце­ну БГ — это дипло­ма­ти­че­ский жест, спа­се­ние уто­па­ю­щих, сброс про­ви­ан­та с вертолёта».

Ана­ло­гич­но и с дру­ги­ми пио­не­ра­ми — любо­пыт­но, как Ино, уви­дев Пет­ра Мамо­но­ва, раз­гля­дел в нём нечто сред­не­ве­ко­вое, тогда как рус­ско­му слушателю/зрителю было совер­шен­но оче­вид­но, что Мамо­нов — кри­вое зер­ка­ло обез­до­лен­но­го рус­ско­го мужи­ка. Запись аль­бо­ма с Ино, как и после­ду­ю­щее про­дви­же­ние аль­бо­ма, тоже обер­ну­лись про­бле­мой: так меж­ду интел­ли­гент­ным Ино и Мамо­но­вым, кото­рый отли­чал­ся нахра­пом, обра­зо­вал­ся кон­фликт не столь­ко куль­тур­ный, сколь­ко творческий.

Брай­ан Ино и Зву­ки Му

Всё это под­во­дит к доволь­но печаль­но­му выво­ду: рус­ский рок, выбрав­шись за пре­де­лы зана­ве­са, к сожа­ле­нию, так и не нашёл слов, что­бы при­ми­рить запад­но­го слу­ша­те­ля со сво­им «про­дук­том». Один из глав­ных музы­каль­ных кри­ти­ков, Роберт Кри­ст­гау, напи­сал в The Village Voice, что совет­ский рок зву­чит как

«…дежа­вю: то, что такая роман­ти­че­ская бол­тов­ня сде­ла­ла Гре­бен­щи­ко­ва под­поль­ным геро­ем в СССР, дока­зы­ва­ет лишь что тота­ли­та­ризм застав­ля­ет [арти­стов] рис­ко­вать ради самых без­зу­бых банальностей».

Спра­вед­ли­во­сти ради тот же Кри­ст­гау был весь­ма лестен к «Кино», написав:

«Когда его [Цоя] согруппни­ки затя­ги­ва­ют высо­кое „оуоо“ на под­пев­ках в „Даль­ше дей­ство­вать будем мы“, то это зву­чит как их ответ „Back in the U.S.S.R.“»

А вот слу­шал ли кри­тик «Кино» на самом деле, судя по этой цита­те, вопрос открытый.

Начав­шись, как про­ект, направ­лен­ный на пере­да­чу дости­же­ний ленин­град­ско­го рока, «Red Wave» при­шла к их упро­ще­нию, тира­жи­ро­ва­нию кли­ше холод­ной вой­ны о репрес­сив­ном Восто­ке и сво­бо­до­лю­би­вом Запа­де, к экзо­ти­за­ции совет­ской ина­ко­во­сти. Но дру­гие арти­сты исполь­зо­ва­ли экзо­ти­за­цию себе на (ком­мер­че­скую) пользу.

Когда на Запа­де вышел релиз груп­пы Gorky Park в 1989 году, её мар­ке­тинг был обу­стро­ен вокруг сте­рео­ти­пи­за­ции совет­ской эсте­ти­ки: пер­вые бук­вы назва­ния груп­пы GP были сти­ли­зо­ва­ны на облож­ке таким обра­зом, что­бы напо­ми­нать серп и молот; назва­ние груп­пы так­же было напе­ча­та­но на кирил­ли­це. Клип на пер­вый син­гл с пла­стин­ки «Bang» начи­нал­ся с демон­стра­ции аме­ри­кан­ско­го и совет­ских фла­гов: участ­ни­ки груп­пы были оде­ты в тра­ди­ци­он­ные рус­ские костю­мы, вре­мя от вре­ме­ни в кад­ре появ­ля­лись изоб­ра­же­ния Лени­на и Гага­ри­на, бала­лай­ки и рус­ские сло­ва. В отли­чие от «Red Wave», «Парк Горь­ко­го» доби­вал­ся экс­плу­а­та­ции «клюк­вы».

В ито­ге тот пери­од полу­чил неглас­ное назва­ние «гор­би-рок» и был отме­чен боль­ши­ми надеж­да­ми, увы, так и не оправ­дав­шим­ся. Раз­но­го рода пополз­но­ве­ния ещё слу­ча­лись. Самый, пожа­луй, гло­баль­ный при­мер — про­ве­де­ние «рус­ско­го Вуд­сто­ка», кото­рый тоже пода­рил надеж­ды мест­ным музы­кан­там на вто­рой шанс.

Тем не менее исто­рия экс­пан­сии рус­ской музы­ки на этом не закон­чи­лось, а наобо­рот — толь­ко нача­лась. Дру­гое дело, что «толь­ко начи­на­ет­ся» она до сих пор.

Источник

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это чтоed_glezin

ed_glezin

«Red Wave» примечателен тем, что это — первый официальный релиз рок-музыки СССР на Западе. Сборник был выпущен в Калифорнии по инициативе Джоанны Стингрей тиражом 10 000 экземпляров. Чтобы издать эту музыку на Западе, Стингрей контрабандой вывезла записи групп из СССР.

После официального выпуска «Red Wave» на западе, Стингрей послала по экземпляру тогдашним лидерам США и СССР, Рейгану и Горбачёву, с заявлением, что то, чего они не могут достичь на дипломатическом уровне, успешно получается у рок-музыкантов. После этого Министерство культуры дало распоряжение фирме «Мелодия» срочно выпустить пластинку «Аквариума», чтобы создать для мировой общественности впечатление распространённости и доступности в Советском Союзе альбомов советских рок-групп. В результате «Мелодией» была официально выпущена пластинка — сборник «Аквариума» — т. н. «Белый Альбом», в который вошли записи с альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Для этой пластинки были использованы студийные записи Андрея Тропилло. Сборник входит в официальную дискографию группы «Аквариум». В такие же короткие сроки «Мелодией» вскоре были выпущены пластинки «Кино» — «Ночь», «Алиса» — «Энергия» и «Странные Игры» — «Смотри в оба».

А все началось с того, что в 1984 году 24-летняя калифорнийская тусовщица на неделю приехала в СССР, познакомилась с Борисом Гребенщиковым и открыла для себя подпольный мир музыкантов и художников Ленинграда, в который влюбилась без памяти. Джоанна дружила с главными героями рок-клуба, записывала с ними песни и снимала им клипы, привозила им из Штатов одежду и инструменты, которые звучат на знаковых русских рок-альбомах. Ее фото- и видеосъемки, где смеются и дурачатся молодые и красивые Виктор Цой, Сергей Курехин, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и Александр Башлачев, представляют собой редкие документальные свидетельства золотой зари ленинградского рока. Главное достижение Джоанны Стингрей — тот самый спродюсированный ей сборник «Red Wave», который открыл русский рок для Запада, спровоцировав бум интереса к новой советской молодежной культуре во всем мире — в том числе и в самом Союзе.

Сейчас Джоанна Стингрей живет и работает в Лос-Анджелесе, воспитывает дочь Маддисон, рожденную от барабанщика «Центра» Александра Васильева.

Вот как о создании исторического альбома позднее вспоминала сама Джоана Стингрей:

«Для «Кино» и других друзей я была Санта-Клаусом. Так однажды сказал Борис. Когда я продвигала русский рок в США, я встречалась с разными фирмами и показывала им фотографии «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». На всех производило впечатление, что советские рокеры так круто выглядят. Многие сами передавали для них вещи. Музыкальные журналы, например, подарили футболки со своими логотипами после того, как мы сделали серию интервью, посвященную выходу сборника «Red Wave». Я отвезла их в Ленинград.

Я везла не только футболки. У меня где-то есть старые фото, на которых я готовлюсь к очередной поездке в СССР. Со мной два металлических кейса с бас-гитарами, огромный кофр с клавишными — целый музыкальный магазин. Я много всего вывезла в Ленинград, и музыканты очень это ценили.

Альбом «Red Wave» поначалу задумывался как сборник песен «Аквариума». Но потом я подумала, что, раз мы впервые показываем Америке русскую рок-музыку, надо, чтобы на сборнике были разные группы. Я решила взять четыре, которые мне больше всего нравились и с музыкантами которых я общалась: «Аквариум», «Кино», «Алису» и «Странные игры». Борис со мной согласился. Эта идея была хорошей еще и потому, что группы играли разную музыку — мы показывали, что русский рок разнообразен.

Вывезти записи для сборника «Red Wave» было непросто. Фонограммы были записаны на катушечных лентах — морально устаревших, больших и неудобных. Кроме того, я везла рисунки для обложек и тексты песен. Бумаги с текстами я прятала за подкладку сапог-луноходов, а пленки с фонограммами я провозила в потайном кармане своей кожаной куртки. Забавно, я везла музыку тайком, как будто я наркокурьер. Но тогда было очень страшно. Мне пришлось провозить не только фонограммы «Red Wave», но и видеокассеты — мы снимали клипы и хотели, чтобы их показывали на Западе. Самым безопасным был маршрут из Ленинграда через Финляндию — в ленинградском аэропорту досматривали не так тщательно, как в московском.

Сборник «Red Wave» я отнесла сначала на крупные рекорд-лейблы — Warner и Capitol. Им понравилась идея. Но дальше они спросили: «Если мы выпустим этот сборник, насколько это будет незаконно?» Они боялись судебных разбирательств и денежных исков. Поэтому мы договорились с маленьким лейблом Big Time Records, который не побоялся рискнуть.

Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные. Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире. Это был другой взгляд на Россию.

Пара журналов написала, что я контрабандой вывезла фонограммы из России. Первым был Der Spiegel, кажется. Я им не говорила такого слова, но они написали. Когда я снова вернулась в СССР, я первым делом пошла в ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам), поскольку музыканты мне говорили, что им звонили из ВААПа и хотели, чтобы я подписала какие-то бумаги о том, что мне передаются права для издания музыки. Я пришла к ним в офис, принесла вырезки из газет и журналов с рецензиями на «Red Wave» и спросила, чего они хотят. Они стали меня отчитывать: ты вывезла записи нелегально, этого нельзя было делать! Долго отчитывали. Я очень разозлилась, ведь сборник прекрасно приняли — у западной прессы были только положительные отклики. В конце встречи люди из ВААПа дали мне подписать бумагу, что я это сделала без ведома музыкантов. Это, конечно же, было неправдой, но наш изначальный план с Борисом предполагал сделать меня одну ответственной за «Red Wave», потому что я американская гражданка, с которой власти Советского Союза ничего не смогут сделать.»

Я легко согласилась на подпись, отдала ВААПу гонорар и думала, что вопрос улажен. Они мне даже предложили издать «Red Wave» на «Мелодии», и я, окрыленная, вернулась в Штаты готовиться к свадьбе с Юрием Каспаряном.

Источник

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем»: разоблачаем 8 мифов о Джоанне Стингрей и «Красной волне»

35 лет назад, летом 1986 года, в США и Канаде вышла двойная пластинка Red Wave («Красная волна») с песнями четырех ленинградских рок-групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». С тех пор этот сборник стал символом прорыва советского рока на Западе и одним из свидетельств повальной моды на СССР в конце 1980-х. За релизом стояла Джоанна Стингрей, туристка из Америки и будущая жена гитариста Юрия Каспаряна, а ныне — автор книги «Подлинная история русского рока». Несмотря на самое нежное наше отношение к несостоявшейся американской актрисе с прической маллет и зачатками вокальных данных, «Нож» решил, что пришла пора назвать вещи своими именами: по нашей просьбе журналист и ведущий телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин развенчивает основные мифы, раздутые вокруг стингреевской «Красной волны».

1. Западные медиа начали рассказывать о советском роке без помощи Стингрей

С подачи Джоанны Стингрей принято считать, что сборник Red Wave вызвал огромный интерес к советскому року (прежде всего в СМИ). «Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные, — рассказывала Стингрей в интервью. — Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире». Но это не совсем так.

Американские издания неоднократно публиковали материалы о советских рок-музыкантах еще с середины 1970-х.

Например, о «Машине времени», позже об «Автографе». В 1982 году в Washington Post вышел лонгрид «Русские рок-звезды беспокоят чиновников». Заголовки вроде Soviets Are Rockin’ Like the West или Rock band unnerves Kremlin были обычным делом за несколько лет до «Красной волны». Песни советского рок-подполья передавали на радио «Свобода» и «Би-би-си».

Слова Стингрей об «огромном интересе» на поверку оказываются огромным преувеличением. Крупные музыкальные медиа, включая журнал Rolling Stone, в массе своей проигнорировали релиз. Из новостных изданий о пластинке писали максимум в The Daily News или Chicago Tribune, в основном же — отнюдь не центральные газеты. Плюс состоялось ровно одно интервью Стингрей в утреннем телешоу.

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что

2. Это был не первый зарубежный релиз советского рока

За год до выхода Red Wave записи четырех советских групп («Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Центр») вышли на английском лейбле Recommended Records. Это был сборник «Совет поп», изданный тиражом 100 кассет: буквально смотрины горби-рока в одной из музыкальных столиц мира.

В 1982 году фирма Kismet Records распространила в США пластинку «Охотники за удачей» с хитами «Машины времени».

Перед Олимпиадой-80, в самый разгар холодной войны, в Америке вышел альбом трио Black Russian — недавних эмигрантов из Москвы, которых подписал флагман черной музыки Motown Records. Годом позже в Англии разошлась пластинка ленинградского авангардиста и участника «Аквариума» Сергея Курехина. Не говоря уже о десятках релизов в Америке групп из Восточной Европы, например, Lady Pank из Польши.

3. Советские рок-музыканты сами выходили на контакт с иностранцами

Стингрей утверждает, что в период промо Red Wave выступала в роли «музыкального дипломата», связав мир ленинградского андеграунда с американской рок-элитой — но в лучшем случае она лишь укрепила существующую связь и зафиксировала ее на фотопленку.

БГ переписывался с Боуи за год до знакомства со Стингрей.

«Дорогой Борис! Мне очень понравилось то, что я услышал [речь об альбоме „Аквариума“ „Радио Африка“. — Прим. авт.], это весьма разнообразный материал. Вместе со мной записи прослушали несколько моих друзей, включая Игги Попа, и он тоже был в восторге», — писал Боуи Гребенщикову весной 1983 года.

Собственные рок-мосты наводил и экс-лидер «Цветов» Стас Намин. В качестве участника международного музыкального проекта Peace Child он выступал в клубах и аренах по всей Америке, а затем в Японии, где пел в один микрофон с Питером Гэбриелом. Пресса подавала его как «самого популярного рокера Советского Союза» и писала о его планах на Стинга и Фила Коллинза. В то же время в шоу «Поп-механики» в Ленинграде участвовал басист британской группы Ultravox Крис Кросс.

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что

4. Аналогии в духе «русский Дилан» начались не с рокеров, а с бардов

Рассказывая о русских рокерах на MTV, Стингрей подбирала каждому артисту западный аналог, чтобы локализовать его таким образом на местном рынке. Гребенщиков, по ее словам, занимал в СССР то же место, что Дилан в Америке. Кинчев находится «между Билли Айдолом и Ниной Хаген», «Странные игры» продолжают дело Madness. Стингрей пишет, что принялась доносить эти параллели до западных продюсеров, и те наконец разглядели потенциал «красных» подпольщиков.

Однако ярлыки типа «советский Дилан» или «русский Спрингстин» были в ходу у иностранных критиков с середины 1970-х, только тогда под ними подразумевались Галич и Высоцкий.

Точно так же «Машину времени» называли «красными The Beatles», в «Автографе» находили черты Genesis, а фронтмена «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса назначали «эстонским Джаггером» — и всё это до «Красной волны».

В тех случаях, когда совместные фото Стингрей с участниками «Кино» или «Новых художников» действительно вызывали ассоциации с постерами западных звезд, это сходство зачастую было сфабрикованным: Стингрей делала всё, чтобы ее окружение было похоже, например, на британскую группу новой волны Thompson Twins.

5. Четыре ленинградские группы — еще не весь советский рок

Полуторачасовой сборник Стингрей, обещавший слушателям знакомство с современной советской гитарной музыкой, выдавал желаемое за действительное. Red Wave не был слепком мейнстрима, как не был и знаменем маргиналов. В итоге за бортом осталась дюжина команд, чей потенциал и популярность были ничуть не меньше, чем у условных «Странных игр».

«Красная волна» отражала лишь круг общения Стингрей: в обойму фаворитов попали те, с кем она чаще тусовалась и кому больше симпатизировала.

По слухам, на пластинке могли оказаться песни Майка Науменко, но этого не случилось. С тех пор вопрос, насколько справедливым был отбор групп для первого экспорта советского рока, остается открытым. Недавно патриарх подпольной звукорежиссуры Андрей Тропилло, записавший почти все треки для Red Wave, объявил, что готов выпустить собственную — вдвое большую — версию сборника. Кроме старожилов в него попадут «АукцЫон», «Облачный край», «Ноль» и «Зоопарк».

6. Клипы и обложка Red Wave вводили в заблуждение и морочили людям головы

Для промо «Красной волны» в Америке Стингрей принесла в часовой блок MTV нарезку с хоум-видео ленинградского арт-подполья: репетиции, интервью, тусовки, мастерские. И, конечно, клипы: очень сырые, без продакшена и сценариев.

Главный герой клипов «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы» — Сергей Курехин. Видео «Кино» про летнюю ночную прогулку снимали зимним днем.

Из VHS-гэгов Стингрей складывалось впечатление, что «Аквариум» — это дуэт, «Кино» — трио, а распавшиеся «Странные игры» всё еще вместе, причем все музыканты играют в каком-то одном огромном коллективе. Впрочем, так и было: этот монстр-бэнд назывался «Поп-механика», но ему не нашлось места на Red Wave.

красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что

Представление о том, что Стингрей впервые дала широкой западной аудитории возможность увидеть советских рокеров, не выдерживает критики: фестиваль «Тбилиси-80» с «Аквариумом» и «Машиной времени» показывали по финскому ТВ, выступление «Автографа» на Live Aid видели десятки миллионов телезрителей, «Динамик» и «Воскресение» играли в эфире первого советско-американского телемоста. За три месяца до выпуска Red Wave европейские каналы транслировали благотворительный концерт в помощь жертвам взрыва на Чернобыльской АЭС с участием «Браво» и «Круиза».

На обложке пластинки — странный коллаж. Позади рок-идолов Петербурга — Собор Василия Блаженного, очереди в мавзолей Ленина и окна Белого дома в Москве. С тем же успехом на конверт можно было поместить картину «Четыре святых Аляски» Байрона Бердсолла.

7. Экспорт советского рока не ускорил его легализацию на родине

По словам Джоанны Стингрей, после релиза Red Wave в Америке министерство культуры СССР попыталось нейтрализовать репутационный ущерб, нанесенный властям опальной пластинкой: записи неофициальных групп экстренно получили зеленый свет на «Мелодии», чтобы рок-музыканты лишились ореола мучеников — хотя бы в глазах иностранных наблюдателей.

«Красная волна» могла ускорить выход ленинградского рока из тени, но сначала «Мелодия» взялась за релизы москвичей: первые рок-пластинки в СССР были на счету «Черного кофе», «Круиза» и других героев советского метала.

За ними последовали новички «Секрет» и «Браво». Если, конечно, не считать полуофициальный поп-рок «Группы Стаса Намина» и «Машины времени» — их пластинки появились еще до Red Wave.

«Когда я пришла к Борису [Гребенщикову], он подарил мне вышедшую на „Мелодии“ пластинку. До Red Wave ничего подобного быть не могло, и я понимала, как много это для него значит», — уверяет в мемуарах Стингрей. Судя по статье в ежеквартальном бюллетене «Мелодии» о первой официальной пластинке «Аквариума», релиз давно напрашивался. О группе действительно писала пресса, ее звали на «Музыкальный ринг».

Легализация вчерашних бунтарей стала возможной не благодаря усилиям 25-летней артистки из Беверли-Хиллз, а из-за прихода к власти Михаила Горбачева и объявленной им гласности. Хиты БГ и Цоя всплывали на Западе и раньше, но никакой тамиздат не был аргументом в пользу их выпуска в СССР, пока не грянула перестройка.

8. Стингрей не сделала знаменитыми своих подопечных, но прославилась сама

За Стингрей закрепилось реноме «главного пропагандиста советского рока на Западе». На федеральных телеканалах ее называют «человеком, который открыл миру русский рок».

Пиар горби-рока в Америке с помощью Red Wave не увенчался триумфом, зато Стингрей заявила о себе как о почти всемогущем продюсере, способном обставить КГБ, переправить запрещенку через океан и договориться с MTV.

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем», — говорит сейчас Стингрей. Только за последние два года она выпустила пять книг о своих приключениях между Нью-Йорком и Ленинградом, причем четыре из них вышли в России и на русском языке — в Америке мемуары Стингрей востребованы намного меньше. То же касается и ее официального сайта с внушительным фотоархивом: подавляющее большинство его посетителей живут в России и странах СНГ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Red Wave
красная волна это что. Смотреть фото красная волна это что. Смотреть картинку красная волна это что. Картинка про красная волна это что. Фото красная волна это что
2 LP Аквариум, Кино, Алиса, Странные игры
Дата выпуска