кратковременные телодвижения что либо обозначающие или сопровождающие речь
Жесты: попытка обобщения и классификации
Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т. п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».
Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.
В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
При классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:
Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:
Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:
Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.
Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).
Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:
В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее, у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.
Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.
У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.
Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.
Жесты: классификация и попытка обобщения
Жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи. Жесты сопровождают речь или заменяют ее; при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию или предмету. Вот основные классификации жестов.
Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.) В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».
Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека,
при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.
В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.)
По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой:
Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:
Жесты всегда, во-первых, вариативны (даже когда они общеупотребительны — это обусловлено индивидуальными особенностями человека), а во-вторых — многофункциональны. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.
Вариативность и многофункциональность жестов
Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жесты почесывания затылка, передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко.
Такесика — специальная область психологии невербального поведения, которая изучает жесты-прикосновения.
Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.)
Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).
Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:
В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.
Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.
У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.
Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.
Автор: Bлaдимиp Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в Пензе.
Словари
1. Идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника, провожатого.
отт. Следовать вместе с кем-либо, чем-либо для охраны, конвоирования, указания пути.
отт. Быть, находиться всегда вместе с кем-либо, чем-либо; сопутствовать кому-либо, чему-либо.
2. Провожая, напутствовать кого-либо.
отт. Провожая, следуя за кем-либо, выражать как-либо свое отношение идущему, едущему.
отт. Звучать, раздаваться вслед кому-либо, чему-либо.
3. Производить, совершать какое-либо действие одновременно с чем-либо, вслед за чем-либо; соединять с каким-либо сопутствующим действием.
отт. Происходить, совершаться, иметь место одновременно с чем-либо, вслед за чем-либо.
4. Прилагать к чему-либо, дополнять чем-либо.
СОПРОВОЖДА́ТЬ, сопровождаю, сопровождаешь, несовер. (книжн.).
1. кого-что. Итти, следовать рядом, вместе с кем-нибудь (офиц.). Арестованного сопровождал военный конвой. Командующего сопровождали адъютанты.
|| перен., кого-что. Появляться, быть во время чьего-нибудь пути, следования, сопутствовать кому-чему-нибудь. Буря сопровождала наш корабль. Успех сопровождает всю его деятельность.
2. (совер. сопроводить) перен., что. Происходить, быть в наличии. Одновременно с чем-нибудь. Музыку сопровождало пение. Это происшествие сопровождали странные обстоятельства.
3. (совер. сопроводить) что чем. Посылать что-нибудь с приложением, прибавлением чего-нибудь (канц.). Заявление необходимо сопровождать соответствующими документами.
4. (совер. сопроводить) перен., что чем. Высказать что-нибудь, указать на что-нибудь с каким-нибудь прибавлением, дополнением. Все свои утверждения автор сопровождает обильными выписками из первоисточников.
1. кого (что). Следовать вместе с кем-н., находясь рядом, ведя куда-н. или идя за кем-н. Иностранных гостей сопровождает переводчик. С. делегацию. Делегация с сопровождающим (сущ.).
2. что. Производить одновременно с чем-н., сопутствовать чему-н. С. пение музыкой. Успех сопровождает его выступление. С. речь жестами.
3. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Служить приложением, дополнением к чему-н. Текст сопровождают комментарии. Посылку сопровождает извещение.
СОПРОВОЖДАТЬ, сопроводить кого, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, для проводов, провожатым, следовать. Сопровождать арестантов. Сопровождать чей гроб, похороны. Невоздержную жизнь сопровождают болезни. Волчец сопровождает оловянную руду, в ней находится.
1. Идти, ехать вместе с кем-, чем-л. в качестве спутника, провожатого или для охраны, конвоирования, указания пути. С. делегацию. Генерал шёл, сопровождаемый адъютантом. Иностранного гостя сопровождал переводчик. Груз сопровождала охрана из восьми человек. С. арестованных. // Постоянно быть, иметь место во время пути, следования кого-, чего-л. При выходе из гавани корабль сопровождали ветер и дождь. Томик стихов Пушкина сопровождал его всю войну.
2. чем. Напутствовать при уходе, отъезде; выражать своё отношение идущему, едущему. Сели в поезд, сопровождаемые советами, пожеланиями успеха. Собаки сопровождали нас лаем. Толпа сопровождала его обидными замечаниями.
3. чем. Производить, совершать какое-л. действие вместе, одновременно с другим (обычно основным) действием. С. пение музыкой. С. речь жестами, выразительной мимикой, улыбкой. // Происходить вместе, одновременно с чем-л., сопутствовать чему-л. Успех сопровождает каждое его выступление. Странные обстоятельства сопровождали его отъезд. Начался грипп, сопровождаемый высокой температурой, кашлем и насморком.
4. чем. Прилагать к чему-л., дополнять чем-л. С. заявление справкой. С. текст комментариями, примечаниями, рисунками.
5. Муз. Аккомпанировать. Мы услышали скрипку, сопровождаемую оркестром.
1. Идти, ехать вместе с кем-л. в качестве спутника или провожатого.
Несколько раз княжна под ручку с матерью проходила мимо меня сопровождаемая каким-то хромым старичком. Лермонтов, Княжна Мери.
Дня через три после отъезда Григория явился в хутор Татарский Митька Коршунов. Приехал он не один, его сопровождали двое сослуживцев. Шолохов, Тихий Дон.
Следовать вместе с кем-, чем-л., охраняя, конвоируя или указывая путь.
— В молодости, будучи начальником конвойной команды, сопровождал я партию арестантов из Казани в Пермь. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Груз сопровождали семь человек японцев-сдатчиков. Новиков-Прибой, Цусима.
Быть, находиться вместе с кем-л. во время пути, следования куда-л.
Я ехал прочь: иные сны… Душе влюбленной грустно было, И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло. Пушкин, Приметы.
Несколько томиков по военной истории сопровождали его во весь поход. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
Напутствовать при уходе, отъезде, посылать (пожелания, замечания, советы и т. п.) вслед, вдогонку (идущему).
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны. Пушкин, Капитанская дочка.
[Уличная детвора] сопровождала нас самыми обидными замечаниями и остроумными кличками. Мамин-Сибиряк, Зеленые горы.
Совершать действие, сопутствующее другому (обычно основному) действию, дополняющее его.
Сопровождать речь жестами.
Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем. Чехов, Каштанка.
[Девки] сопровождали эту игру песнями. Гладков, Повесть о детстве.
Происходить одновременно, совместно с чем-л., сопутствуя чему-л.
Ночью у Николая Яковлевича сделалась лихорадка, сопровождаемая бредом. Мамин-Сибиряк, Любовь.
[Удачливость] постоянно сопровождает выполнение их планов. Салтыков-Щедрин, Мандарин.
Прибавлять, присоединять к чему-л., дополнять чем-л. при отправлении, подаче.
Сопровождать заявление справкой.
Аккомпанировать кому-, чему-л., исполнять вторую партию.
Мы услышали скрипку, сопровождаемую оркестром. Емельянова, Весьегонские любители.
следовать за кем, за чем, сопутствовать кому; эскортировать (воен., офиц., а также шутл.)
/ всюду: ходить (или ездить) следом за кем, за чем, ходить как тень за кем, быть тенью кого, чьей; ходить по пятам за кем, увязываться за кем (разг. неодобр.)
Жест — движение рукой иди другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь
Мимика — движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Роль невербальных средств в общении.
Мимика. Жесты. Национальный характер жестов.
Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (сло-весными) используют жестикулярно-мимические, т. е. невербальные средства. Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55 или даже 65 %, а вербальных, соответственно, 45 или 35 %. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из спе-циалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов. Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо оту-читься собирать складки на лбу, расправлять почаще на-хмуренные брови. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
О многом может сказать и жестикуляция собеседника. В русском языке существует немало устойчивых выра-жений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертетъ головой, поднятъ голову, покачатъ головой, развести руками, опустить руки, махнутъ рукой, положа руку на сердце, приложитъ руку, протянутъ руку, погрозитъ палъцем, показатъ нос.
Не случайно, в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.
Виды жестов:
· жесты открытости и честности, обмана и сомнения
По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмическиеи механические.
1.Указательныежесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесъ, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул, открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу иположи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Ка-кой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?». Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет (указательный жест), тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой ипоказывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не зна-ете, где ближайшая аптека находится?»
2.Изобразительныйжест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешъ, что такое винтовая лестни-ца? Она вот такая (делается вращателъное движение правойрукой по вертикали). Конечно, можно сказать: Лестница, идущая спиралъно, винтообразно. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его. Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воз-действовать на слушателя дополнительно и наглядно.
3. Символическиежесты — условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.
Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными (4).Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: ударитъ (хлопнутъ) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указатъ на дверь (обида).
5.Ритмическиежесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи — то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.
(Жест разъединения, расподобления — ладони рас-крываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совер-шенноразные темы; Это надоразличатъ; Ониразошлисъ.
Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработалисъ; Давайте объединим усилия).
А. Пиз в книге «Язык жестов» выделяет такую группу жестов, как жесты честности и открытости, обмана и сомнения (6). Так, открытая ладонь с древности у всех лю-дей ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью. Открытая ладонь символизирует чистые помыслы, отсутствие «камняза лазухой». Например, клятва в суде сопровождается поднятием руки с открытой ладонью. Когда ребенок обманывает, он прячет ладони за спи-ной. Совпадение слов и жестов называют конгруэнтностью. А. Пиз отмечает, что можно повысить свой кредит доверия, выработав привычку в процессе общения держать ладони открытыми. И наоборот, когда жест открытых ладоней становится привычным, снижается количество лжи в речи.
Обман, ложь, сомнение сопровождаются такими жестами, как защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка.
Во время обмана подсознание выбрасывает лучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что сказал человек. При этом мозг подает сигналы сдержать произносимые слова. Так, если человек во время речи прикрывает рот рукой, это означает, что он лжет. Если человек прикрывает рот, когда слушает собеседника, это означает, что он чувствует, что тот говорит неправду. Прикосновение к носу — это замаскированный вариант предыдущего жеста. Потирание века — также жест обмана. Как правило, мужчины потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проводят пальцем под глазом.
К жестам сомнения относят почесывание и потирание уха, что означает желание слушающего отгородиться от слов; сигнализирует о том, что человек наслушался вдоволь и, возможно, сам хочет высказаться. Данный жест является модификацией жеста ребенка, когда он затыкает уши. С возрастом жесты становятся более утонченными, завуалированными. Жест «почесывание шеи» означает «Я не уверен, что согласен с вами». Если, производя этот жест, человек говорит, что отлично вас понимает и согласен с вами, он лжет. Жест «оттягивание воротничка» означает, что человек лжет, либо расстроен, разгневан. Если ваш собеседник производит этот жест во время речи, его можно остановить вопросами: «Не могли бы вы повторить эту мысль?» или «Уточните этот пункт». Таким образом вы дадите понять, что чувствуете игру вашего партнера.
Как отмечают специалисты, нельзя интерпретировать жест изолированно. Для правильной интерпретации жеста нужно учитывать контекст его использования, то есть комплекс всех сопровождающих жестов, мимику и ситуа-цию общения. Так, если человек за столом переговоров подпирает щеку указательным пальцем, другим пальцем прикрывает рот; при этом ноги его скрещены, вторая рука располагается поперек тела, как бы защищая его, а голо-ва наклонена вперед — это означает «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен». Если же человек, со скрещенными руками и ногами, стоит зимой на остановке, то это лишь означает, что он замерз.
Следует учитывать национальный характер жестов,который может проявляться в несовпадении значений и оценочных окрасок одних и тех же жестов в разных язы-ковых культурах. Так, русские в знак согласия покачива-ют головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. Французы при прощании подносят руку к губам и носу. Незна-ние принятого в той или иной стране значения жеста может привести к непониманию, и даже поставить человека в неловкое положение. Например, такой жест, как подня-тый болыной палец руки (остальные пальцы прижаты к ладони), в России имеет значение «Все в порядке». В Греции этот же жест означает «Заткнись!», а в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии он используется в трех значениях: 1) «голосование» на дороге; 2) «все в порядке» и 3) нецензурное ругательство. Представьте себе американда, который на дорогах Греции пытается поймать машину с помощью этого жеста. Такой жест, как два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутои от себя, в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании служит знаком победы. Но если ладонь повернута к себе, то жест равнозначен выражению: «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. Кроме того, во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с позернутой ладонью к себе — знак оскорбительный, — а бармен в ответ на этот жест несет еще две кружки пива.
При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый болыной палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо, кручение пальцем около виска, что означа-ет «из ума выжил», «разума лишился».
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, вниматель-но смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе — значительно сужаются.
Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек — ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превос-ходстве. Такой жест характерен для высших военных чи-нов, работников милиции, директоров. Психологи рекомен-дуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать при-ема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест — и сразу придет уверен-ность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.
Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.