кремация или захоронение что выбрать
Кремировать или хоронить?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Когда умирает близкий, горе оглушает нас. Но решение приходится принимать в большинстве случаев очень быстро. Мы вспоминаем, что говорил усопший, пытаемся понять его волю, видим наши реальные возможности. Расслышать голос разума в деле организации похорон бывает трудно не только из-за нахлынувших эмоций, но и из-за массы суеверий, предрассудков и заблуждений в отношении к смерти и погребению.
Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва
Можно ли кремировать?
Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?
В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.
Кремируют ли православных?
Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.
Кремировать или хоронить?
Можно ли кремировать христианина?
Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.
Что происходит с душой, если человека кремировали
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва
Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.
Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?
Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.
– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.
До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.
Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!
Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».
Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь
Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?
Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».
Кремация «под ключ»
Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.
– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.
Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.
Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».
– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.
В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.
В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны.
– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.
Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:
– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!
Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?
После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.
– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.
Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.
– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.
– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.
Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей
– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.
За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.
Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.
На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.
«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»
Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.
– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.
Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.
Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.
Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…
– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.
«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»
Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.
Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?
К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.
– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.
То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!
В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.
Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.
Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.
В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?
Кремация или погребение?
Уход из жизни дорогого человека всегда сопровождается большим стрессом. Тем не менее, родственники обязаны в ближайшее время решить ряд важных вопросов, уделить время организации похорон. Достаточно часто на этом этапе близкие люди сталкиваются с серьезной проблемой: какой способ погребения выбрать? Традиционное захоронение со всеми полагающимися обрядами и почестями или современная кремация останков? В большинстве случаев, ответ на вопрос будет зависеть от личных предпочтений и мировоззрения. Однако у каждого их этих способов есть и вполне резонные доводы, которые стоит учесть, перед обращением в ритуальное агентство.
Особенности традиционного погребения
Один из самых древних и популярных способов, к которому обращается подавляющее большинство населения во всем мире — погребение в землю. Классические похороны практиковались еще античными эллинами, проводились в Древнем Китае. Подобие похорон можно проследить и в древнем Израиле, где тела оставляли на открытом воздухе в специально отведенных местах. Современное погребение в традиционном стиле предполагает:
В зависимости от исповедуемой веры и принятых в ней нормах в гроб помещают ритуальную атрибутику.
Особенности кремации
Сожжение тела было востребовано жителями древней Греции и Рима. Практикуют его буддисты и индуисты. Кремация умершего, от латинского «cremo» — гореть, стала единственным спасением во время чумы и других эпидемий. Помогала быстро отдать почести воину, погибшему в бою на чужеземной территории. Но несмотря на вековую известность, к широкому использованию крематориев европейские народы пришли только в конце XIX века. Это связано с жесточайшим запретом всех христианских религий, согласно которым после пришествия Спасителя, умершие снова обретут жизнь, но возможно это будет только при наличии тела.
Первые крематории устраивались под открытым небом. Тело усопшего попросту сжигали на костре. Современные традиции и методы сильно отличаются от древних и включают:
Захоронение урны производят либо в нише колумбария, либо на традиционном кладбище внутри семейного склепа или в порядке подзахоронения в могилу одного из близких родственников покойного.
Как православная церковь относится к кремации
Верующие люди знают легенду о втором пришествии Христа. Согласно христианским представлениям только после естественного разложения тела, душа обретает свободу и получает право на воскрешение. Поэтому долгое время сожжение в пламени крематория не только не приветствовалось, но и возбранялось, а захоронение в землю считалось лучше для души. В современных реалиях священнослужители стали относиться к обряду кремации терпимее. Многие батюшки готовы отпеть умершего перед сожжением, так как точных указаний к образу погребения в священном писании нет.
Что дешевле: кремация или похороны
Погребение на кладбище классическим способом воспринимается более естественно. Близкие люди из старшего поколения едва ли оценят идею испепеления останков. К тому же, священники рекомендуют выбирать именно этот способ захоронения.
Однако классические похороны связаны с рядом недостатков:
Кремация умершего выигрывает по многим параметрам:
Но при этом у семьи не будет места на кладбище для привычного поминания в великие праздники. К тому же, многим нужно время, чтобы привыкнуть к смерти, и им трудно осознать, что от близкого человека остался только пепел. Также при выборе способа похорон нужно ориентироваться на пожелания и предпочтения самого покойного.
Захоронение гробом или кремация: что выбрать?
Действительно ли кремация дешевле, чем захоронение гробом? В каком случае целесообразнее выбрать тот или иной вид погребения?
Каждая религия затрагивает вопросы смерти человека и перехода в иной мир. В каждой из культур есть свои погребальные ритуалы, которые складывались веками и являются одной из главных составляющих традиций общества. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.
До недавнего времени в Москве соотношение традиционного погребения в землю и кремации было примерно равно. Но в последние года доля похорон с кремацией стала расти, да и пандемия коронавируса сыграла в этом большую роль. Многие жители мегаполиса выбирают такой способ погребения из соображений экономии. В этой статье мы рассмотрим актуальную информацию, касающуюся обоих способов погребения, которая поможет определиться с выбором.
Краткие факты
Что нужно знать о захоронении гробом
В общественном сознании глубоко укоренилась мысль, что похоронить гробом на московском кладбище стоит баснословных денег, это могут себе позволить только состоятельные граждане, а всем остальным остается только кремация. В СМИ нередко мелькают заголовки о коррумпированности ритуального рынка и несметных богатствах похоронщиков. Однако, мало кто из горожан владеет актуальной информацией в этой области до наступления траурных событий.
Чтобы получить ясное представление о соотношении цен, в первую очередь нужно знать способы получения места на столичном кладбище. Место для захоронения на кладбище в Москве можно купить, получить бесплатно, а также произвести родственное захоронение в имеющуюся могилу.
Покупка места на кладбище возможна как по факту смерти, так и заблаговременно на аукционе. Купить участок для захоронения можно на любом московском кладбище, в том числе и закрытом для свободных захоронений при условии, что на этом кладбище производится продажа свободных участков. Безусловно, покупка понравившегося места на выбранном кладбище — самый дорогой способ получения могилы. Стоимость могилы варьируется от нескольких сот тысяч рублей до нескольких миллионов в зависимости от площади приобретаемого участка, его расположения по отношению к центральному входу на кладбище, а также от престижности самого кладбища и его удаленности от центра города. Ознакомиться с актуальными ценами на участки для захоронений и их наличием можно в едином реестре на сайте Правительства Москвы.
Получить место на московском кладбище можно и на безвозмездной основе. Бесплатные места на кладбищах в Москве предоставляются только на тех кладбищах, которые имеют статус открытых для свободных захоронений. Все эти кладбища располагаются за МКАД и, к сожалению, выбрать понравившийся участок нельзя. Но денег на покупку места для захоронения не потребуется, и оплатить будет нужно только копку могилы.
То же касается и имеющегося семейного участка. Захоронение гробом на участке семейного (родового) захоронения производится бесплатно, оплаты требует только услуга копки могилы. Но здесь необходимо учитывать срок давности предыдущего захоронения. В Москве повторное захоронение гробом возможно только по истечении 15 лет с момента предыдущего погребения. На захоронение урн срока давности нет.
Все остальные траты, включая установку памятника и ограды, остаются на усмотрение родственников и потребуют денежных вложений не ранее, чем через год, когда земля на могиле осядет. В день похорон на свежую могилу может быть установлен только деревянный крест, который приобретается при заказе ритуальных принадлежностей.
Что нужно знать о кремации
Кремация в Москве, как и во всем мире, производится в специальных ритуальных сооружениях — крематориях, оборудованных печами. В процессе кремации гроб и останки человека сгорают при очень высокой температуре, после чего собираются в специальный герметичный контейнер — урну.
Родственникам, которые рассматривают кремацию как способ погребения близкого человека, стоит помнить, что забрать урну с прахом из крематория можно только при предъявлении документа, удостоверяющего право на могилу или ячейку в колумбарии. То есть, в обязательном порядке требуется место для погребения урны, как и для погребения гроба.
Место для захоронения урны можно получить теми же способами, что и для захоронения гробом, о них мы писали выше. Единственная разница в том, что для урны требуется значительно меньше места, чем для гроба, поэтому даже платные участки обходятся дешевле.
Кроме того, существует возможность поместить урну в нишу колумбария. Сегодня большинство московских кладбищ располагают стенами скорби или специальными саркофагами — открытыми колумбариями цилиндрической формы. Стоимость аренды колумбарной ниши варьируется от нескольких тысяч рублей в год до нескольких десятков тысяч.
Важно помнить, что сама по себе процедура кремации платная. Тарифы в московских крематориях едины и устанавливаются ГБУ «Ритуал».
Западная культура полнится описаниями развеивания праха в живописных местах. Помимо явной романтической составляющей, подобный способ погребения к тому же признан самым бюджетным. Тем не менее, даже прогрессивный Запад далеко не всегда готов отдать прах своих близких во власть стихий.
На этом сказываются и религиозные убеждения, и абсолютно не зависящее от религии желание родных иметь определенное место, где можно «навестить» усопшего. В случае если останки предаются ветру или воде, у людей не остается даже иллюзии, что часть их близких все еще находится с ними в этом мире.
Комплексный подход
Независимо от того, какой способ погребения будет в итоге выбран родственниками покойного, необходимо помнить о нескольких основных моментах.
Несмотря на деликатную тему смерти, похоронное дело является сферой предпринимательства. При этом, как и в любом другом взаимодействии продавца и покупателя, внимание заказчиков зачастую намеренно фокусируют на цене какой-либо одной, достаточно дешевой детали, представляя ее как итоговую стоимость погребения. И только позже, уже в процессе организации похорон, начинают открываться все новые и новые «дополнительные траты». В результате «бюджетные» похороны могут перерасти даже средние показатели.
Чтобы не допустить этого, необходимо представлять себе весь процесс организации похорон – от заказа ритуальных принадлежностей до собственно погребения. За профессиональной консультацией можно всегда обратиться в одну из ритуальных справочных, в том числе и с вопросом о стоимости различных вариантов захоронения.
Ритуальная справочная похоронного предприятия «Ритуал» предоставляет консультации по всем вопросам организации похорон в ежедневном круглосуточном режиме по тел. (495) 642-28-83, (495) 642-28-84.
Исторический экскурс
Все религии, так или иначе, касаются вопроса смерти человека и последующего перехода в иной мир. По этой причине ритуал погребения является одним из важнейших действ в любой культуре. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.
Обычай сжигать тела умерших был исторически связан с развитием цивилизации. Погребальные культуры Древней Греции и Рима рассматривали кремацию как помощь душе умершего в ее переходе к загробной жизни.
С наступлением средневекового периода кремация, как, впрочем, и научный прогресс, подверглись суровому осуждению христианских идеологов. Более того, в 785 году Карл Великий и вовсе запретил кремацию под угрозой смертной казни. В результате христианский мир забыл о сожжении тел на ближайшую тысячу лет.
Столь долгая приверженность ингумации (захоронению в землю) обуславливалась не только следованием христианским традициям, но и наличием достаточного места для погребения. Однако технический и научный прогресс неизбежно показали жителям городов обратную сторону медали – резкое сокращение свободного места на фоне увеличения численности населения и, следовательно, нуждающихся в погребении тел.
Разрастание городов, скученность строений и тотальное пренебрежение санитарными соображениями привели к массовым болезням с не менее массовой смертностью. Цивилизованная Европа страдала от подобных нашествий уже несколько столетий, однако увеличение плотности населения поставило эпидемию в один ряд со стихийным бедствием. К счастью, одно из достижений научного прогресса – открытие микроорганизмов – показало, что захоронения играют немалую роль в распространении тяжелых болезней. Именно тогда о кремации снова вспомнили.
Решающую роль в возрождении кремации сыграла резолюция Международной медицинской конференции 1869 года во Флоренции, в которой ученые призвали к «сохранению здоровья и земли для живых людей» с помощью распространения сожжения как способа погребения. Тем не менее, кремация не отменяла христианскую заботу о покойном, поэтому подобное погребение требовало цивилизованных условий для сожжения тела.
Спустя всего четыре года после исторической Флорентийской конференции Бруно Брунетти сконструировал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. Уже в следующем году была основана Английская ассоциация крематоров. Вслед за Европой кремация распространилась в США, где также было создано несколько подобных ассоциаций.
Первый крематорий в Российской империи появился на территории форта «Александр I» недалеко от Кронштадта. Кремацию в форте проводили по медицинским соображениям. Дело в том, что в «Александре» размещалась первая в России эпидемиологическая лаборатория (отсюда и неофициальное название форта – «чумной»). По понятным причинам, погибшие от заболеваний лабораторные животные не могли быть транспортированы на материк, поэтому сжигались на территории форта.
Первый гражданский крематорий в России появился до революции во Владивостоке и был предназначен для кремации проживающих на территории города японских подданных. Советским же гражданам «огненное погребение» стало доступно в 1920 году в Петрограде, а в 1927 году – в Москве, на территории Донского монастыря.
Вопросы религии
Преобладание того или иного способа погребения тесно связано с господствующим религиозным учением. Научно-технический прогресс и глобализация внесли в данную проблему свои коррективы, но так и не смогли решить ее до конца.
В масштабе планеты кремация является если не самым распространенным видом погребения, то, по крайней мере, сравнима с захоронением по степени востребованности. Такое соотношение обусловлено распространением кремации у индийцев и китайцев, составляющих более трети человечества. Кроме того, за кремацию выступает значительная часть язычников, атеистов, а также ученых и защитников экологии. В современных развитых странах доля кремируемых колеблется от 70 до 98%. Многие люди осознают разрушительное действие прогресса на природное равновесие и считают, что планета чрезмерно загрязнена продуктами человеческой деятельности. Захоронение тел в землю лишь увеличивает нагрузку на и без того ослабленную экосистему. В последние годы критике экологов подверглась даже кремация, связанная со значительными выбросами углекислого газа в атмосферу. Новейший вид погребения – промессия – предполагает криогенную обработку тела, преобразующую ткани в элементы, которые могут легко и быстро усвоиться экосистемой.
Тем не менее, значительная часть населения Земли продолжает рассматривать захоронение в землю как единственный верный способ погребения. Самые распространенные монотеистические религии отрицают кремацию и выводят ее за рамки дозволенного. В частности, Христианство, Иудаизм и Ислам подвели под отрицание кремации основательную религиозную базу, которая в основном зиждется на бережном отношении к телу как к сосуду, где некогда находилась душа.
Так, неприятие кремации христианами обуславливается верой в день Страшного Суда, когда души умерших возвратятся в свои тела и восстанут из могил. Тело рассматривается как дом, который нужно сохранить, чтобы душе было куда возвращаться. В мусульманской похоронной традиции кремация сравнивается с горением в аду, а люди, кремирующие тело правоверного, берут на себя большой грех. Иудаизм также негативно относится к сожжению. Ортодоксальные евреи не раз выступали против строительства крематориев в Израиле. Два других течения в иудаизме – реформистское и консервативное – относятся к сожжению покойных более терпимо.
Некоторые историки видят истоки приверженности тому или иному виду погребения в географии расселения и природных условиях. Обычай закапывать умерших в землю объясняется скудной растительностью регионов, в которых происходило зарождение и становление иудаизма и ислама. По этой причине самым доступным видом погребения являлось захоронение в землю либо возведение каменного кургана.
Тем не менее, процесс глобализации вносит свои коррективы даже в столь ортодоксальную сферу, как религия. В настоящее время наиболее развитые страны, страдающие от перенаселения, не могут игнорировать проблемы экологии и нехватки мест под традиционные захоронения. Более того, юридическая основа в виде конституций, декларации прав человека и гражданских свобод имеет определенное влияние на религию, которая вынуждена считаться с законодательной властью. Поэтому религиозным главам приходится идти на определенные уступки.
Так, в 2008 году Ватикан признал право на отпевание кремированных верующих, одобрив новый похоронный обряд, предназначенный для кремации. В нем были приведены специальные молитвы, произносимые над пеплом, а также молитвы, предназначенные для крематория.
Православная церковь также уравняла кремацию с захоронением, объявив, что кремация не противоречит канонам христианства. Подтверждением тому служит проведение обрядов отпевания умерших в траурных залах крематориев священниками РПЦ.
Русская православная церковь не раз получала открытые обращения граждан, чьи близкие, умерли при трагических обстоятельствах. Так, жены и матери солдат, погибших во время чеченских кампаний, а также родственники подводников затонувшего «Курска» просили священнослужителей разъяснить, что будет с душами их близких, чьи тела были уничтожены против их воли. Неужели участь защитников Отечества – гореть в адском огне? Ответ Православной церкви был однозначен: невозможность захоронения не является тяжким грехом и не порицается.
Таким образом, современная христианская Церковь склонна ставить превыше всего веру человека и его поступки, а не внешние религиозные предписания. Бог был настолько велик, что создал человека из глины, поэтому и воскресить человека Всевышний может даже при отсутствии тела. Кроме того, тела многих средневековых праведников давно истлели. Значит ли это, что они не удостоятся воскрешения?
В своей работе «Оккультизм в Православии» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель».
Схожее мнение можно найти у древнехристианских писателей. К примеру, автор апологии христианства «Октавий» Минуций Феликс утверждал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
Упоминания кремации как принятого способа погребения можно найти и в иудейском Танахе, практически полностью соответствующем христианскому Ветхому Завету. В качестве примера приведем несколько цитат:
«И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12);
«. И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19);
«И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14).
Современный взгляд
На сегодняшний день захоронение в землю и кремация в развитых странах Европы и Америки все более противостоят друг другу как традиционное и новое, нежели как правоверное и еретическое. По этой причине традиционный способ погребения выбирают в основном люди старшего поколения и завещают его своим потомкам.
Сохранение традиций, в том числе и традиций погребения, становится попыткой поддержать преемственность поколений и сохранение наследия. Ведь с самых ранних времен некрополи отражали особенности той или иной культуры и господствующие в обществе порядки. В современном мире, где постепенно стираются границы и различия, сохранение национальной и культурной идентичности становится для многих крайне важной задачей.
Данная ситуация наблюдается и в России, с той лишь разницей, что длительное подавление Церкви и взращивание общества атеистов стало причиной угасания православной культуры. Этот период «заморозки» привел к тому, что при захоронении в землю зачастую преследуется совсем не религиозная, а советская традиция. Востребованность же кремации зачастую зависит от наличия в городе крематория, а также от финансовых ресурсов на погребение. Услуга кремации, в отличие от работ по захоронению, имеет фиксированную стоимость, а урна с прахом способна разместиться на крайне ограниченной площади.
С течением времени и по мере отдаления от советских времен, все больше россиян чувствуют в себе потребность в следовании религиозному учению, не только православной, но и порой совсем не христианской традиции. Эта тенденция обозначает отход от материалистической идеологии и символизирует хотя и робкое, но стабильное возрождение духовности.
Одной из мощнейших тенденций современного мира является индивидуализация и, как следствие, рост самоосознанности человека. В этих условиях догмы религии зачастую отходят на второй план, уступая место сугубо личным соображениям, как умирающего, так и его родственников. В подобных условиях забота о прижизненном волеизъявлении усопшего и соблюдение предписаний его вероисповедания должны иметь решающее значение при выборе способа погребения.