крепчает ветер значит жить старайся что значит
Поль Валери. Кладбище у моря. Перевод с французского Е. Витковск
ПОЛЬ ВАЛЕРИ
(1871-1945)
“Ищи себе, смертный, у богов уменья по уму,
ступени по стопе, помни, в какой мы доле.
Не пытай бессмертия, милая душа –
обопри на себя лишь посильное”.
Пиндар, III Пифийская песнь, 59 – 63.
(Перевод М. Л. Гаспарова).
Спокойный кров среди гробниц и пиний,
Где ходят голуби, где трепет синий;
Здесь мудрый Полдень копит пламена,
Тебя, о море, вновь и вновь слагая!
Внимать покой богов – сколь дорогая
За долгость мысли плата мне дана!
Как тонок труд молниевидных вспышек,
Сжигающих алмазных искр излишек,
Какая тишь на пенах зачата!
Возляжет солнце над пучиной водной –
Твореньем чистым истины исходной
Мерцает Время, явствует Мечта.
Минервин храм, сокровище, отрада,
Спокойства обозримая громада,
Надменный Зрак, и огнен, и суров,
Завесы чьи над толщей сна владычат!
Мое молчанье. Златочерепитчат
В душе воздвигнутый, Великий Кров.
Над Времени обзорною вершиной
Стою, вместив её во вздох единый,
Во взор морской – вбираю небосвод;
О круг богов, мой высший дар приемли –
Бестрепетные искры, что на земли
Верховное пренебреженье шлет.
Как для плода нет радости безбрежней,
Чем в сладость обратить свой облик прежний –
Вот он вошел в уста, и вот исчез, –
Так я вдыхаю дым, которым буду;
Душе сгоревшей внятен отовсюду
Прибой, представший пением Небес.
О Небо, вот я пред тобою ныне!
От праздности могучей, от гордыни
Себя отъемлю и передаю
Пространствам озарённым и открытым;
Скользящей хрупко по могильным плитам
Я приучаюсь видеть тень свою.
Душа, пред факелами равноденства
Предстань сиянью мудрого блаженства,
Оружью света ныне дай ответ,
Стань первой вновь, стань изначально чистой,
Узри себя. Но перед мраком выстой,
С которым власть над миром делит свет.
Лишь для меня, и лишь во мне едином,
Под сердцем, в роднике стиха глубинном,
Меж пустотой и чистым бытиём,
Величье, знаю, эхом отзовётся,
Чтоб горький сумрак гулкого колодца
Звенеть остался в будущем моём.
Ты знаешь ли, лжеузник сонной пущи,
Залив, решётки скудные грызущий
Слепящих тайн моих закрытых глаз –
Чью плоть ничтожишь утлым приговором,
К земле костистой гнёшь чело, в котором
О мёртвых просверк мысли не угас.
Утешен я священным сим отрезком
Земли, что напоён бесплотным блеском,
Где светочей господствует волшба, –
Здесь всё одето в камень, злато, хвою,
Здесь мрамор тенью шевелит живою,
И море стережет мои гроба.
Ты, псица полыхающего солнца,
Гони отсюда идолопоклонца,
Когда, блюдя пастушеский урок,
Пасу моих могил спокойных стадо –
Здесь робким голубям бывать не надо,
И любопытство ангелов не впрок.
Здесь будущему празднствовать так просто
Изглодана цикадами короста.
Здесь мир жарою пожран и угрюм,
Как вышедший из пламенного горна:
Небытием пьяна, здесь жизнь просторна,
И горечь сладостна, и ясен ум.
Спят мертвецы, – к их тайне благосклонно
Земли от зноя высохшее лоно;
Недвижен Полдень и самозабвен
Там, наверху, в пленительном безделье.
Чело, и совершенное очелье,
Я – смысл твоих глубинных перемен.
Лишь я служу тебе противоречьем,
Раскаяньем и страхом человечьим –
Алмаза твоего изъян живой,
Но, мрамором придавленный в дремоте,
В корнях дерев народ, лишённый плоти,
Уже неспешно сделал выбор свой.
Расплавленный отсутствием всецелым,
Стал красной глиной облик, бывший белым, –
Отъятой жизни дар – цветком возрос!
Где всё, что было некогда привычным,
Единственным, неповторимо личным?
В глазах – личинки ныне вместо слёз.
Стон девушки, заласканной в щекотке,
Уста, и миг стыдливости короткий,
Трепещет грудь в пленительном жару,
Кровь на губах, измученных защитой,
Последний дар, еще ладонью скрытый –
Всё станет прах, и вновь пойдёт в игру.
Ужель, душа, ты тянешься к покою,
Ко сну, который ни волной морскою,
Ни золотом обманно не цветёт?
В пар обратясь, возобновишь ли пенье?
Нет! Всё течёт! Святое нетерпенье
Иссякло, – бытие полно пустот.
Вы, пращуры, вы ныне персть земная,
Что спит, стопы идущих препиная,
Под них главы пустые подложив, –
Червь подлинный вам угрожать не может,
Он ничего под плитами не гложет,
Он лишь во мне, он только жизнью жив!
Любовью ли, иным огнём сугубым
Снедаем он, разящий тайным зубом –
Как ни зови его, итог един:
Он видит, алчет, мыслит, – год за годом
Он числит плоть мою своим феодом,
Он ведает – кто раб, кто господин.
Зенон Элейский, о Зенон жёстокий!
Меня ли ты в назначенные сроки
Стрелою нелетящей поразил?
Рождённый звуком, я простерт во прахе.
Ах! солнце. Жуткой тенью черепахи
Душе недвижный кажется Ахилл.
Нет, нет! Воспрять – и выжить в эрах новых!
Довольно, плоть, тебе дремать в оковах!
Вливайтесь прямо в грудь мою, ветра!
Мне душу и верни, и распечатай,
О море. О прибой солоноватый,
С тобою слиться мне пришла пора!
Да! Ты, о море, – бред, лишённый меры,
Хитон дырявый на спине пантеры,
Весь в идолах солнцеподобных звёзд, –
Мятеж, молчаньем налитой до края,
Сверхгидра, что пьянеет, пожирая
Свой собственный, свой ярко-синий хвост.
Крепчает ветер. Значит – жить сначала!
Страницы книги плещут одичало,
Дробится вал средь каменных бугров, –
Листы, летите! Воздух, стань просторней!
Раздёрнись, влага! Весело раздёрни
Спокойный кров – кормушку кливеров!
Перевод с французского Е.Витковского
Крепчает ветер значит жить старайся что значит
В этой теме будем обсуждать фильм Хаяо Миядзаки «Ветер поднялся» («Kaze Tachinu»).
Ждем ваших отзывов, рецензий и впечатлений 🙂
Список кинотеатров, в которых с 20 февраля начнётся прокат фильма «Ветер Крепчает» (спасибо Никите Татаринцеву и reanimedia.ru):
ВОРОНЕЖ
Спартак
Синемапарк Галерея Чижова
Максимир
ЕКАТЕРИНБУРГ
Синемапарк Старлайт Алатырь
Киномакс-Мегаполис
Карнавал
Гранат
Парк Хаус
Роликс
Салют
Титаник
КЕМЕРОВО
Планета Кино Променад 3
КРАСНОДАР
Киномакс
Киноцентр
Семь Звезд
Формула Кино ОЗ
КРАСНОЗНАМЕНСК
Сити Старз Звездный
МУРМАНСК
Кронверк Синема Форум
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Синемапарк Торговый Квартал
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Синемапарк Седьмое Небо,
Синемапарк Фантастика,
Индиго
НОВОКУЗНЕЦК
Кино им Кино
НОВОСИБИРСК
Победа
Синемапарк Роял Парк
Синемапарк Сан Сити
Кронверк Синема Аура
Кронверк Синема Мегаплекс
Седьмое Небо
Кино Сити
ПЕНЗА
Пять Звезд
Роликс
РЯЗАНЬ
Кронверк Синема Виктория Плаза
Пять Звезд Рязань
САРАТОВ
Синемапарк Триумф Молл
Синема 5
СЫКТЫВКАР
Кронверк Синема Макси
УЛЬЯНОВСК
Синемапарк Аква Молл
УФА
Синемапарк Галерея Арт
Синема 5
Искра
Мегаполис
ЧЕБОКСАРЫ
Три Пингвина
Синема 5
ЮЖНО-САХАЛИНСК
Октябрь
Самый Лучший Кинотеатр
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Формула Кино Галерея
Формула Кино Питерлэнд
Киностар де Люкс Дыбенко
Киностар де Люкс Радуга
Синемапарк Гранд Каньон
Мираж Синема Балкания
Мираж Синема Озерки
Кронверк Синема Родео Драйв
Кронверк Синема Сити Молл
Люксор
Жемчужная Плаза
Синема Стар
Синема Лаунж Англеттер
Художественный
МОСКВА
Октябрь
Каро Фильм Атриум
Формула Кино Европа
Формула Кино Сити
Формула Кино на Мичуринском
Формула Кино на Можайке
Формула Кино на Рублевке
Формула Кино Горизонт
Формула Кино Витязь
Формула Кино Чертаново
Киностар де Люкс Химки
Киностар де Люкс Белая Дача
Киностар де Люкс Метрополис
Киностар де Люкс Теплый Стан
Синемапарк Старлайт на Багратионовской
Синемапарк на Калужской
Люксор Росто
В оригинале с русскими субтитрами:
Москва (Пионер)
Якутск (Лена)
Санкт-Петербург (Англетер)
Москва (35мм)
Из Челябинска и области, все те, кто хочет пойти на новый шедевр Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», вступаем в группу. Пытаемся собрать компанию. Толпой явно веселее 🙂
«и в зале было человек семь
«Я пошел и было человек 6
Блин, что ж так мало то. Все на Нимфоманку с Робокопом?
Ну, что. Автобиография. Практически. Это все и есть Миядзаки, главное, что в нем есть и было, с чисто его, миядзакинскими, философией и взглядами на вещи. В любом случае, тот Миядзаки, которого я представляла себе, пересмотрев почти всю его фильмографию.
В общем, это очень верное и трогательное прощание. И вызывающее совершенно особенные благодарность и успокоение. Все мы так или иначе горевали, что больше фильмов от Миядзаки не увидим. Возможно, кому-то этот фильм поможет, оглянувшись назад, искренне порадоваться и позволить этой радости перевесить все остальное
Прочесть перед просмотром: «Ветер крепчает»
«Ветер крепчает» — последний большой фильм Хаяо Миядзаки. Большинство критиков сходятся во мнении, что при всех несомненных достоинствах эта картина рассчитана в первую очередь на японского зрителя и будет во многом непонятна западной аудитории. На мой взгляд, критики изрядно преувеличивают. «Ветер крепчает» не затрагивает каких-то потаённых струн глубочайшей японской души. Сложность его восприятия заключается в том, что фильм повествует о жизни предвоенной Японии и подробно описывает жизнь и быт целого поколения японцев.
Для того чтобы получить от просмотра те же впечатления, что и среднестатистический японский зритель достаточно знать несколько фактов о японской истории. По уму перед просмотром в кинотеатрах в таких случаях следует давать небольшую брошюру со всей необходимой информацией, чтобы никаких лишних вопросов не возникало. Я попробовал самостоятельно сделать такой информационный листок. Он не содержит никаких спойлеров или деталей сюжета. Пожалуйста, не поленитесь перед просмотром аниме ознакомиться с этими несвязанными на первый взгляд фактами, они помогут вам лучше понять «Ветер крепчает» и получить от него максимум удовольствия.
Самолет Мицубиси А6М «Рэй-сэн» (на западе более известный как «Зеро») стал венцом карьеры Дзиро Хорикоси, одним из лучших истребителей Второй Мировой и самым массовым боевым самолетом Японии. В 1940-1945 году было изготовлено больше 10 000 истребителей «Зеро».
Для японцев «Зеро» это, безусловно, предмет национальной гордости, который символизирует модернизацию страны и ее способность «догнать и перегнать» развитые индустриальные страны Европы и США. Иной точки зрения придерживаются китайцы и корейцы, которые во Второй Мировой оказались не в состоянии сопротивляться мощи японской авиации и подвергались безответным бомбежкам. Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников (сопоставимо с трактовкой немецких танков в отечественной историографии).
Джованни Батиста Капрони — итальянский авиаконструктор и промышленник. В 1908 году он построил свой первый самолет, в 1910 основал авиастроительную компанию. Заводы Капрони производили в основном военные самолеты. Компания «Капрони» внесла значительный вклад в вооружение Италии в мировых войнах, поэтому отношение к ее основателю в Италии и остальное Европе неоднозначное: с одной стороны Капрони внес безусловный вклад в развитие авиации, с другой стороны он во многом отвественен за милитаристские амбиции фашистского режима Бенито Муссолини. Судьба Капрони и его детищ во многом схожа с Дзиро Хорикоси.
Джованни Капрони был одним из пионеров авиации. Созданные им самолеты (далеко не всегда практичные и жизнеспособные) выдают в итальянском инженере настоящего мечтателя.
Великое землетрясение Канто 1 сентября 1923 года стало самым разрушительным в истории Японии. Толчки магнитудой в 8 баллов и последующие пожары почти полностью уничтожили Токио и Йокогаму, погибли сотни тысяч человек, пострадали более 4 миллионов. Экономический ущерб от землетрясения превысил затраты Японии на Русско-японскую войну. Считается, что землетрясение 1923 года стало причиной экономического упадка Японии и прервало ее бурное послевоенное развитие.
В Японии главной опасностью землетрясений являются вовсе не подземные толчки, а последующие пожары. Так в Токио более сорока тысяч человек задохнулись, безуспешно пытаясь спастись от огня и дыма в парках и на центральных площадях.
В 1927 году Японию охватил крупнейший кризис, получивший название финансовый кризис эпохи Сёва. Его причинами традиционно считают Великое Землетрясение 1923 года и схлопывание «экономического пузыря», раздутого японскими компаниями в результате индустриального подъема после Первой Мировой войны. В результате кризиса обанкротилось 37 японских банков и бесчисленное количество мелких компаний, экономику взяли под контроль всесильные корпорации-монополисты, корыстные интересы которых через несколько лет приведут Японию к милитаризации и вторжению в Китай.
1927 год. Япония переживает экономический кризис, который усугубляется незавершенной индустриализацией. Чтобы выйти из экономического тупика Япония начинает колониальную экспансию.
Для Японии война началась значительно раньше, чем для Европы. В 1931 году Япония вторглась в Китай и оккупировала Манчжурию. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций. В 1937 году Япония пошла на эскалацию конфликта и объявила войну Китаю. То есть вооруженное противостояние на Востоке началось задолго до прихода к власти Адольфа Гитлера.
В 1930 году Япония владела Корейским полуостровом, островом Тайвань и Южным Сахалином. «Ястребам» из числа молодых и амбициозных офицеров этого казалось мало, и они рассчитывали оккупировать Китай, для начала.
«Мицубиси» и «Накадзима» были крупнейшими японскими монополиями в сфере машиностроения, в том числе гражданской и военной авиации. Они вели жесткую конкуренцию за государственные заказы на производство боевых самолетов. Тендеры за счет госбюджета размещали Императорская армия и Объединенный флот, эти две ветви японских вооруженных сил постоянно соперничали между собой и стремились перетянуть именно на свою сторону бюджетное финансирование и лучших конструкторов. «Мицубиси» надеялись с помощью гениальных способностей Дзиро Хорикоси победить своих заклятых конкурентов из «Накадзима».
Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Его компания занималась преимущественно созданием пассажирских самолетов. Во время Первой Мировой немецкое правительство принудительно передало разработки Юнкерса и его производительные мощности под нужды военной промышленности. После прихода к власти нацисты потребовали от Юнкерса передать им все патенты и заводы, Хьюго безуспешно пытался сопротивляться, его собственность была экспроприирована, а сам авиатор отправлен в ссылку.
Компания “Junkers” прославилась своими тяжелыми и пикирующими бомбардировщиками. Мало кто знает, что ее основатель был пацифистом и с риском для жизни сопротивлялся нацистской диктатуре.
Несмотря на подписание антикоминтерновского пакта в 1936 году отношения между Японией и Германией перед войной были напряженными. Япония всегда была союзником Великобритании и участвовала на стороне Антанты в Первой Мировой войне, поэтому немцы воспринимали японцев как пронырливых азиатов, которые готовы ударить в спину при первой возможности. Многие высокопоставленные деятели Третьего Рейха не одобряли союз с Японией.
В первой половине ХХ века немецкая культура имели огромное влияние. Независимо от политических убеждений каждый образованный человек считал необходимым ознакомиться с трудами немецких философов, публицистов и композиторов. Особенной популярностью пользовался роман Томаса Манна «Волшебная гора». Это произведение рассказывает о путешествии инженера Ганса Кастропа в изолированный горный санаторий, по мнению критиков «Волшебная гора» дает панораму идейной жизни европейского общества в канун мировой войны.
В романе «Волшебная гора» (кадр из экранизации 1982 года) красочно описан буржуазный образ жизни и манеры европейской интеллигенции. Неудивительно, что многие японцы восприняли его как учебник по заморским обычаям, которым они стремились подражать.
«Ветер крепчает» и «Волшебная гора» уделяют немало времени описанию процедур по лечению туберкулеза. Единственным способом спастись от этой болезни в начале ХХ века было продолжительное пребывание в горном санатории.
В Японии 30-х курили практически все и везде. Наиболее популярной маркой японских сигарет была “Cherry” (производились с 1904 года трестом Japan Tobacco Inc).
Миядзаки и сам большой любитель подымить за работой. Он не упустил такой мелкой детали как дизайн пачек японских сигарет в 30-е годы.
Ветер крепчает / Kaze Tachinu
Режиссёр — Хаяо Миядзаки
Продолжительность — 126 мин.
Последний мультфильм великого Хаяо Миядзаки — чёрт, да не важно уже, о чём конкретно он будет, такое нельзя пропускать. Тем более, что на практике выясняется, что «Ветер крепчает» — самая, пожалуй, взрослая работа мастера; в том числе и потому, что здесь он почти полностью отказывается от всякой сказочности и впервые говорит прямым текстом.
Впрочем, ключевое слово — пожалуй, «почти». Миядзаковская версия жизни реально существовавшего авиаконструктора Дзиро Хирокоси (и папа, и дядя великого аниматора собирали на заводе истребители, построенные по его чертежам) вольно переплетается с событиями романа «Ветер крепчает», сочинённого писателем Тацуей Хори, и вообще разворачивается в мире, в котором люди, существовавшие на самом деле, запросто встречаются с литературными персонажами, а итальянский авиатор Джованни Капрони становится ментором главного героя, но только в сновидениях.
Да дело, в общем-то, не только в вольности трактовки исторических событий — чисто визуально созданный Миядзаки на большом экране рукотворный мир настоящей Японии первой половины XX века дышит по-настоящему сказочными цветами и кажется даже чересчур реальным. Даже самые простые (как в реальной жизни, так и в художественном кино) вещи — ветер, шелестящий страницами книги, тень дерева на стене здания, первые капли дождя, падающие на землю, мотыльки, слетевшиеся к фонарю — в его исполнении приобретают какую-то невероятную весомость. Кажется даже, что все мелкие детали, из которых складывается повседневная жизнь — перемены ветра и погоды, случайные разговоры, смешные моменты коммуникации в семье и на работе — для Миядзаки куда интереснее и важнее любых весомых тем.
Миядзаки — безусловно, романтик, но его романтизм — вовсе не следствие близорукости, как у его героя. Он, может, и не говорит совсем прямым текстом о том, что Дзиро Хорикоси в конечном счёте кладёт свою жизнь на то, что его крылатые создания полетят среди прочих целей на Пёрл-Харбор — и эта фигура умолчания заставляет недалёких людей по разные стороны океана волноваться и обвинять его последний мультфильм во взаимоисключающих вещах (в Японии «Ветер» называли «антипатриотичным», в Штатах предлагали бойкотировать за воспевание милитаристской агрессии). Нет-нет, Миядзаки прекрасно знает, чем закончится эта предвоенная идиллия — но сознательно выбирает позицию живописания жизни, во всём разноцветном великолепии её самых мельчайших деталей. Это он останавливается вместе с героями на ночной улице в Дессау, чтобы прислушаться к доносящемуся из окна Шуберту — и он же понимает, как важно показать, что за их спинами в этот момент начинается антиеврейский погром.
Вердикт — замечательный поздний Миядзаки — вдвойне пронзительный от того, что прощальный
Прочесть перед просмотром: «Ветер крепчает»
«Ветер крепчает» — последний большой фильм Хаяо Миядзаки. Большинство критиков сходятся во мнении, что при всех несомненных достоинствах эта картина рассчитана в первую очередь на японского зрителя и будет во многом непонятна западной аудитории. На мой взгляд, критики изрядно преувеличивают. «Ветер крепчает» не затрагивает каких-то потаённых струн глубочайшей японской души. Сложность его восприятия заключается в том, что фильм повествует о жизни предвоенной Японии и подробно описывает жизнь и быт целого поколения японцев.
Для того чтобы получить от просмотра те же впечатления, что и среднестатистический японский зритель достаточно знать несколько фактов о японской истории. По уму перед просмотром в кинотеатрах в таких случаях следует давать небольшую брошюру со всей необходимой информацией, чтобы никаких лишних вопросов не возникало. Я попробовал самостоятельно сделать такой информационный листок. Он не содержит никаких спойлеров или деталей сюжета. Пожалуйста, не поленитесь перед просмотром аниме ознакомиться с этими несвязанными на первый взгляд фактами, они помогут вам лучше понять «Ветер крепчает» и получить от него максимум удовольствия.
Дзиро Хорикоси — известный японский инженер-авиаконструктор. Его вклад в японскую историю сопоставим с достижениями таких гениев как Семен Лавочкин (СССР) или Вилли Мессершсмитт (Германия). Аниме «Ветер крепчает» основано на биографии Дзиро, его жизни и работе в 20-30-е годы.
Дзиро Хорикоси — национальный герой Японии. Созданные им самолеты не только не уступали, но и во многом превосходили западные аналоги. Вклад этого человека в историю и культуру Японии можно сравнить с тем значением, которое имеет в России Калашников.
Самолет Мицубиси А6М «Рэй-сэн» (на западе более известный как «Зеро») стал венцом карьеры Дзиро Хорикоси, одним из лучших истребителей Второй Мировой и самым массовым боевым самолетом Японии. В 1940-1945 году было изготовлено больше 10 000 истребителей «Зеро».
Для японцев «Зеро» это, безусловно, предмет национальной гордости, который символизирует модернизацию страны и ее способность «догнать и перегнать» развитые индустриальные страны Европы и США. Иной точки зрения придерживаются китайцы и корейцы, которые во Второй Мировой оказались не в состоянии сопротивляться мощи японской авиации и подвергались безответным бомбежкам. Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников (сопоставимо с трактовкой немецких танков в отечественной историографии).
Джованни Батиста Капрони — итальянский авиаконструктор и промышленник. В 1908 году он построил свой первый самолет, в 1910 основал авиастроительную компанию. Заводы Капрони производили в основном военные самолеты. Компания «Капрони» внесла значительный вклад в вооружение Италии в мировых войнах, поэтому отношение к ее основателю в Италии и остальное Европе неоднозначное: с одной стороны Капрони внес безусловный вклад в развитие авиации, с другой стороны он во многом отвественен за милитаристские амбиции фашистского режима Бенито Муссолини. Судьба Капрони и его детищ во многом схожа с Дзиро Хорикоси.
Джованни Капрони был одним из пионеров авиации. Созданные им самолеты (далеко не всегда практичные и жизнеспособные) выдают в итальянском инженере настоящего мечтателя.
Великое землетрясение Канто 1 сентября 1923 года стало самым разрушительным в истории Японии. Толчки магнитудой в 8 баллов и последующие пожары почти полностью уничтожили Токио и Йокогаму, погибли сотни тысяч человек, пострадали более 4 миллионов. Экономический ущерб от землетрясения превысил затраты Японии на Русско-японскую войну. Считается, что землетрясение 1923 года стало причиной экономического упадка Японии и прервало ее бурное послевоенное развитие.
В Японии главной опасностью землетрясений являются вовсе не подземные толчки, а последующие пожары. Так в Токио более сорока тысяч человек задохнулись, безуспешно пытаясь спастись от огня и дыма в парках и на центральных площадях.
В 1927 году Японию охватил крупнейший кризис, получивший название финансовый кризис эпохи Сёва. Его причинами традиционно считают Великое Землетрясение 1923 года и схлопывание «экономического пузыря», раздутого японскими компаниями в результате индустриального подъема после Первой Мировой войны. В результате кризиса обанкротилось 37 японских банков и бесчисленное количество мелких компаний, экономику взяли под контроль всесильные корпорации-монополисты, корыстные интересы которых через несколько лет приведут Японию к милитаризации и вторжению в Китай.
1927 год. Япония переживает экономический кризис, который усугубляется незавершенной индустриализацией. Чтобы выйти из экономического тупика Япония начинает колониальную экспансию.
Для Японии война началась значительно раньше, чем для Европы. В 1931 году Япония вторглась в Китай и оккупировала Манчжурию. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций. В 1937 году Япония пошла на эскалацию конфликта и объявила войну Китаю. То есть вооруженное противостояние на Востоке началось задолго до прихода к власти Адольфа Гитлера.
В 1930 году Япония владела Корейским полуостровом, островом Тайвань и Южным Сахалином. «Ястребам» из числа молодых и амбициозных офицеров этого казалось мало, и они рассчитывали оккупировать Китай, для начала.
«Мицубиси» и «Накадзима» были крупнейшими японскими монополиями в сфере машиностроения, в том числе гражданской и военной авиации. Они вели жесткую конкуренцию за государственные заказы на производство боевых самолетов. Тендеры за счет госбюджета размещали Императорская армия и Объединенный флот, эти две ветви японских вооруженных сил постоянно соперничали между собой и стремились перетянуть именно на свою сторону бюджетное финансирование и лучших конструкторов. «Мицубиси» надеялись с помощью гениальных способностей Дзиро Хорикоси победить своих заклятых конкурентов из «Накадзима».
«Накадзима» производила cамолеты наземного базирования для армии, воюющей в Китае. «Мицубиси» удалось заполучить более сложные заказы на создание авианосной авиации от Объединенного флота Японии.
Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Его компания занималась преимущественно созданием пассажирских самолетов. Во время Первой Мировой немецкое правительство принудительно передало разработки Юнкерса и его производительные мощности под нужды военной промышленности. После прихода к власти нацисты потребовали от Юнкерса передать им все патенты и заводы, Хьюго безуспешно пытался сопротивляться, его собственность была экспроприирована, а сам авиатор отправлен в ссылку.
Компания “Junkers” прославилась своими тяжелыми и пикирующими бомбардировщиками. Мало кто знает, что ее основатель был пацифистом и с риском для жизни сопротивлялся нацистской диктатуре.
Несмотря на подписание антикоминтерновского пакта в 1936 году отношения между Японией и Германией перед войной были напряженными. Япония всегда была союзником Великобритании и участвовала на стороне Антанты в Первой Мировой войне, поэтому немцы воспринимали японцев как пронырливых азиатов, которые готовы ударить в спину при первой возможности. Многие высокопоставленные деятели Третьего Рейха не одобряли союз с Японией.
В первой половине ХХ века немецкая культура имели огромное влияние. Независимо от политических убеждений каждый образованный человек считал необходимым ознакомиться с трудами немецких философов, публицистов и композиторов. Особенной популярностью пользовался роман Томаса Манна «Волшебная гора». Это произведение рассказывает о путешествии инженера Ганса Кастропа в изолированный горный санаторий, по мнению критиков «Волшебная гора» дает панораму идейной жизни европейского общества в канун мировой войны.
В романе «Волшебная гора» (кадр из экранизации 1982 года) красочно описан буржуазный образ жизни и манеры европейской интеллигенции. Неудивительно, что многие японцы восприняли его как учебник по заморским обычаям, которым они стремились подражать.
«Ветер крепчает» и «Волшебная гора» уделяют немало времени описанию процедур по лечению туберкулеза. Единственным способом спастись от этой болезни в начале ХХ века было продолжительное пребывание в горном санатории.
В Японии 30-х курили практически все и везде. Наиболее популярной маркой японских сигарет была “Cherry” (производились с 1904 года трестом Japan Tobacco Inc).
Миядзаки и сам большой любитель подымить за работой. Он не упустил такой мелкой детали как дизайн пачек японских сигарет в 30-е годы.