кривая безразличия показывает что
Кривая безразличия показывает что
Кривая безразличия: понятие, свойства и наглядные примеры
Кривая безразличия — это график различных комбинаций двух продуктов, к которым потребитель безразличен, то есть ему одинаково нравятся обе комбинации.
Давайте рассмотрим Марка, который хочет определиться с количеством обедов и количеством фильмов в месяц.
Он проанализировал свою модель потребления за последний год и выяснил следующее: (1) если он смотрит 2 фильма в любой месяц, он обедает 8 раз, (2) если он смотрит 4 фильма, он обедает 3 раза и (3) если он смотрит 6 фильмов, он обедает 1 раз и так далее.
Он одинаково любит все возможности и не отдает предпочтения какой-то одной комбинации. Если мы построим эти комбинации на графике с фильмами на одной оси и обедами на другой, мы получим его кривую безразличия, как показано ниже.
Очевидно, Марк предпочел бы смотреть 4 фильма и обедать в ресторане 4 раза, потому что эта комбинация лучше, чем все текущие комбинации. Она показывает, что у одного потребителя может быть более одной кривой безразличия.
Такая группа кривых безразличия, которая показывает одинаково привлекательные альтернативы для потребителя при разном уровне дохода, называется семейством кривых безразличия.
Самая внешняя кривая безразличия IC2 имеет более высокий рейтинг, потому что она предлагает больше как фильмов, так и обедов во всех случаях.
Вы, должно быть, заметили, что существует компромисс между обоими товарами, то есть по мере увеличения количества фильмов количество обедов уменьшается и наоборот.
Скорость, с которой потребитель отказывается от потребления одной единицы одного продукта ради другого, называется предельной нормой замещения (или коэффициентом замещения).
Свойства кривых безразличия
Ниже приведены некоторые важные свойства кривых безразличия:
[1]. Кривые безразличия не наклоняются вверх. Это происходит потому, что кривая безразличия показывает компромисс между двумя товарами, то есть один должен уменьшаться, если другой увеличивается.
Если мы имеем кривую безразличия, направленную вверх, это означает, что потребление обоих товаров может одновременно увеличиваться.
[2]. Самая внешняя кривая безразличия наиболее предпочтительна потребителю, и рейтинг уменьшается по мере того, как мы движемся внутрь, то есть влево.
[3]. Кривые безразличия не пересекаются. Это происходит потому, что разные кривые безразличия представляют разные уровни достатка, и пересечение означало бы, что потребитель безразличен между комбинациями продуктов, представленными двумя кривыми безразличия.
Бюджетные ограничения и кривые безразличия
Бюджетное ограничение потребителя (также называемая бюджетная линия) — это прямая линия, которая показывает различную комбинацию двух продуктов, которые потребитель может позволить себе купить.
Давайте еще раз рассмотрим Марка. Если у него есть в общей сложности 200 долларов, чтобы потратить на фильмы и обеды, это его бюджетное ограничение.
Если фильм стоит 35 долларов, а ужин — 20, мы можем определить его потребительские возможности.
Если он тратит все свои деньги на фильмы, он может позволить себе смотреть 5,7 фильмов (то есть 200 долларов/35 долларов). В качестве альтернативы, если он тратит все 200 долларов на обеды, возможны 10 обедов (200 долларов/20 долларов).
Точка, в которой линия бюджета потребителя касается кривой безразличия (то есть точка E), это комбинация, которую он потребляет.
Анализ кривой безразличия может быть использован для объяснения эффекта замещения и эффекта дохода.
Свойства, наклон и положение кривой потребительского безразличия
10.11.2021 No Comments Posted in
В статье вы узнаете, что такое кривая безразличия, какими свойствами она обладает, почему у кривой безразличия отрицательный наклон, что такое предельная норма замещения, какое положение у кривой потребительского положения на графике, а также, что такое карта кривых безразличия.
Любой экономический субъект в какой-то мере является потребителем тех или иных товаров и услуг. Он предъявляет спрос на нужный ему продукт и действует с учетом собственных потребностей, вкусов и предпочтений. Именно они определяют величину спроса на рынке и, соответственно, масштабы производства.
В условиях различных ограничений (уровня дохода, времени и т.д.) потребитель вынужден постоянно искать альтернативу, то есть планировать состав своей потребительской корзины.
Графически система предпочтений потребителя изображается в виде кривых безразличия, впервые использованных ирландским экономистом и статистиком Фрэнсисом Исидором Эджуортом в 1881 году.
Создавайте презентации, запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva. После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Что такое «кривая безразличия»
Кривые безразличия используются для исследования многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора оптимального набора благ.
Кривая безразличия — это линия, геометрическое место точек, определяющее комбинацию благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивида.
Для примера будем считать, что потребитель имеет фиксированную величину дохода и полностью тратит ее на потребление. Пусть он приобретает только два различных товара: X и Y. Любое благо потребитель оценивает с точки зрения полезности, поэтому наверняка найдется такая комбинация этих товаров, которая будет давать одинаковый уровень полезности.
Получается, что отказываясь от некоторого количества одного товара, потребитель приобретает большее количество другого. При этом ему абсолютно безразлично, какую комбинацию предпочесть, поскольку в любом случае потребности будут удовлетворены в равной степени.
Графически кривую безразличия можно изобразить следующим образом:
Свойства кривых безразличия
Кривые потребительского безразличия обладают следующими свойствами:
Коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое, при условии, что общая полезность или уровень удовлетворения для потребителя не меняется, называется предельной нормой замещения (MRS).
Наклон кривой безразличия
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, что характеризуется обратной зависимостью между количествами благ X и Y, то есть их альтернативностью при ограниченном доходе. Это свидетельствует о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются заменителями и по отдельности представляют собой особую ценность.
Кривые безразличия могут иметь различный вид в зависимости от вида товара. Так, например, для товаров-субститутов (взаимозаменяемых благ) кривая безразличия будет функцией линейной зависимости U1.
Для комплементарных или взаимодополняемых благ кривая безразличия U2, при этом MRS=0.
Для товаров, которых чем больше у потребителя, тем большее количество он хочет иметь, кривая безразличия U3:
Угол наклона кривой безразличия определяется предельной нормой замещения двух благ X и Y (MRSxy), то есть количеством одного блага Y, от которого потребитель отказывается, чтобы увеличить потребление другого блага X на одну единицу.
Для увеличения потребления блага X на величину ΔX потребитель должен отказаться от блага Y на величину ΔY, то есть происходит движение вдоль кривой безразличия из точки A в точку B:
Формула расчета предельной нормы замещения:
Знак «-» в данном случае обозначает то, что для увеличения одного блага нужно сократить потребление другого. При этом предельная норма замещения — это положительная величина, так как она соответствует абсолютному наклону кривой безразличия.
Положение кривой безразличия
Кривая безразличия не может быть представлена в единственном виде. Она способна проецироваться на различные части плоскости в зависимости от того, какой уровень потребления выбирает потребитель.
При более высоком уровне потребления кривая смещается вверх относительно первоначальной, при сравнительно низком потреблении — вниз.
Карта кривых потребительского безразличия
Таким образом, накладывая все возможные в результате потребления кривые безразличия на одну плоскость, мы получаем карту кривых безразличий.
Она показывает ранжирование всех потенциальных благ от менее до более предпочтительных.
Путем составления кривых потребительского безразличия решается проблема оптимального выбора, что позволяет экономическому субъекту найти рациональный способ потребления.