криворучко уходим по одному если что мы геологи откуда фраза
21 октября 1945 года, 75 лет назад, родился Никита Сергеевич Михалков
Журнальной полосы не хватит, чтобы перечислить все должности, государственные награды, звания и регалии Никиты Сергеевича Михалкова. Выдающийся русский кинорежиссёр и актёр, общественный деятель и телеведущий. Народный артист РСФСР. Председатель Союза кинематографистов России с 1998 года. Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) за фильм «Урга – территория любви». Лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомлённые солнцем». Обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство. И – ещё многое другое.
Родился юбиляр в знаменитой творческой семье. Прадед по материнской линии – великий русский художник Василий Суриков. Дед по материнской линии – художник Пётр Кончаловский. Отец – Сергей Михалков – представитель старинной дворянской фамилии, знаменитый детский писатель, многолетний руководитель Союза писателей России, автор всех трёх редакций Гимна СССР и России. Мать – поэтесса, переводчица Наталья Кончаловская, автор стихотворной книги «Наша древняя столица».
В 1963 году Никита Михалков поступил в театральное училище имени Щукина; в 1966 году, будучи студентом четвёртого курса, принял участие в киносъёмках, за что был исключён (студентам в то время это запрещалось). Перешёл на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа. В 1971 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым. В возрасте 27 лет совершил неординарный поступок – добровольно пошёл на военную службу, в 1972–1973 годах проходил её на Камчатке на флоте, на крейсере «Михаил Кутузов». До сих пор заканчивает свою острую телевизионную программу «Бесогон» словами: «Как говорил наш мичман Криворучко: расходимся по одному, если что, мы – геологи».
В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 году сыграл роль школьника в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году – в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл главную роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там одноимённую песню, после чего получил широчайшую известность.
В 1974 году Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это был оглушительный успех отечественного боевика, который мало кто развил. Десятилетие с 1974 по 1984 год прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы; многие из них получили международное признание, завоевали множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. На рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимался в кино: «Сибириада» (1979), которую поставил Андрон Кончаловский, «Собака Баскервилей» (1981) Игоря Масленникова, фильмы Эльдара Рязанова «Вок-зал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову даже с запозданием было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 1992 году Михалков выпустил авторскую телевизионную программу «Перекрёсток», которая сразу же была запрещена. Снимали с эфира и его недавнюю программу «Бесогон» за критику главы Сбербанка Грефа или американского мультимиллиардера Гейтса – у нас не поймёшь. Ясно, что просчитались: программа в сети набрала миллионы просмотров, вызвала небывалый ажиотаж, многим раскрыла глаза.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России. Много пахал на этом посту, но родной Союз в декабре 2008 года не избрал Михалкова делегатом на свой VII съезд. Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными. Никита Сергеевич продолжает это хлопотное дело…
Что бы ни говорили о Михалкове его недоброжелатели, наш юбиляр вошёл в историю советского и российского кинематографа, остаётся крупнейшим русским художником, общественным деятелем, в главное – народным любимцем. Михалков пел в кино своим сипловатым голосом нечасто, но все песни в его исполнении стали широко известны, полюбились простым людям. В фильме «Я шагаю по Москве» молодой актёр исполнил песню на слова Геннадия Шпаликова («Над лодкой белый парус распущу…»). Спустя два десятилетия популярность получил романс на стихи Редьярда Киплинга («А цыган идёт»), который Михалков исполнил в фильме «Жестокий романс». В своём фильме 2014 года «Солнечный удар» Михалков исполняет романс «Не для меня» с Государственным академическим Кубанским казачьим хором под руководством Анатолия Арефьева. В его исполнении великая казачья песня пережила второе рождение.
В октябре этого года сайт Никиты Михалкова «Бесогон» взломали неизвестные хакеры, которые мало того что сорвали выпуск очередной программы, так ещё и уничтожили архив выпусков, начиная с апреля нынешнего года. На следующий день Никита Сергеевич вышел на ютуб-канале программы с видео-обращением по этому поводу: «Мы, конечно же, сможем всё восстановить. А вы, дорогие зрители, делайте выводы сами, кому это могло быть выгодно. »
Понятно, что выгодно это бесам, которых корёжит от передачи «Бесогон», как от святой воды. Ведь за что ни берётся Никита Михалков – по самому крупному счёту – это всегда творческая и гражданственная удача во имя России и русского народа. Мичман Криворучко поблагодарил бы за выполнение любого задания. С чем его и поздравляет «Русский Дом»!
Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ
Мы не такие
Уходим по одному, если что – мы геологи!
мичман Криворучко
Середина полевого сезона. Часть площадей геологи уже отработали и вылетели на базу партии. Готовят снаряжение, продукты, подбирают необходимые топоматериалы и т.д. Одним словом, «гоношатся» к продолжению полевых работ и вылету на другой участок. Состояние немного расслабленное. Такие «маневры» не очень приветствуются, т.к. выбивают из рабочей колеи. Можно и части контингента не досчитаться. Полевая жизнь не всем по плечу.
На базе первым делом надо помыться, а то и в баньку городскую сходить, попариться, привести себя в порядок после тундры, отдохнуть душой и телом. Не мешает посидеть вечерком «за рюмкой чая» с коллегами по нелегкому геологическому ремеслу.
На дворе вторая половина 80-х годов. С алкоголем наблюдались некоторые трудности. В Игарке с этим делом было полегче. Вот и решили побаловать себя немного винцом. Взяли рюкзачок (не ходить же два раза) и отправились в магазин, который находился аж в Северном городке – поселке, где жили сезонные рабочие. На выбор магазинчика повлиял вероятный ассортимент винной продукции.
Добрались быстро. Страждущий народ толпился у прилавка. Дебелая девица с уже пожелтевшим фингалом под глазом сноровисто отпускала бутилированный товар. Позвякивали бутылочки с живительной хмельной влагой. Очередь продвигалась без задержек. Отоварившись, мужики время зря не теряли. Наиболее болящие и нетерпеливые употребляли прямо у магазина.
Продавщица, взяв деньги, брякнула на прилавок сильно запыленные бутылки вина. Один из геологов возмутился этим фактом: «Вы их протерли хотя бы!». Девица долго не думала, так как уже давно привыкла общаться с пьющей публикой и изрекла бессмертную фразу: «Как под заборами валяться, так ничего, а здесь бутылки им протирай!». Оно и понятно, видок у геологов был бичеватый: полевые «энцефалитки», сами все обросшие и давно небритые. Они мало чем отличались от окружающей публики Северного городка.
Слова эти несколько покоробили коллег. Один все-таки МГУ закончил и другой не без высшего образования с красным дипломом, да и к нашему славному ВМФ ранее имели отношение, а здесь такое неуважение. Были еще случаи, когда работники магазина относились с недоверием к такого рода покупателям. Например, как-то кассирша попросила отойти подальше от кассы, опасливо посматривая на одного из них.
Что делать? Сложили бутылки в рюкзачок и отправились к себе на базу.
Я впервые услышала эту фразу в онлайн-трансляции выпуска авторской программы «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова, в которой он обсуждал политическую ситуацию в стране, гражданское общество, сравнивал западные фильмы и российский фильм Юрия Быкова «Спящие», который так поносили «демократы» на Эхо Москвы, выпуск назывался «Пернатые сенаторы». Этой фразой заканчивается выпуск.
Фраза о которой идет речь в данном вопросе известна благодаря известному режиссеру Никиты Михалкова. Он эту фразу указал в одном из своих дневников. А сама фраза принадлежит одному мичману, который служил с Михалковым.
Эту фразу прославил известный режиссер Никита Михаков, причем сдела это навека, так как опубликовал ее в своей книге «Мои дневники», а книги, умеют хранить память. Там по его описаниям ее говорил мичман, на флоте где он служил.
Фразу произнес мичман Криворучко, а в народные массы для нас донес ее Никита Сергеевич Михалков в программе «Бесогон ТВ».
Всем известный кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков занимается не только режиссурой и съёмками кинофильмов, но также как и многие талантливые люди пишет и публикует книги.
Эту фразу можно найти в книге, автором которой является известный режиссер и актер Никита Михалков («Сибирский цирюльник», «Родня»). Никита Сергеевич написал ни одну книгу, одна из них называется «Мои дневники». В этой книге Михалков вспоминает в том числе годы своей службы, а служил он в военно-морском флоте. Эта фраза принадлежит мичману.
Подобную фразу использовал мичман (прапорщик в сухопутных войсках) в годы службы Никиты Михалкова (актёр, режиссер) на флоте.
Фраза довольно смешная, применить можно в различных ситуациях, «геологи» в данном случае собирательный образ что-то вроде «это не мы», «я это не я» и.т.п.
Фраза «Уходим по одному, если что, мы геологи» записана со слов мичмана Криворучко и опубликована в книге Михалкова «Мои дневники, 1972-1993». Книга является автобиографическим произведением и содержит сборник флотских и армейских высказываний.
Эта фраза также прозвучала в одном из выпусков программы Н.Михалкова «Бесогон».
Режисер Никита Михалков. Он прославил эту фразу еще в то время, когда служил на флоте. В самой же книге, а точнее Дневнике Михалкова, фразу » Уходим по одному, если что, мы геологи» произнес мичман Криворучко. И с тех пор, она у многих звинит в голове.
сваливаем отсюда по одному, друг друга мы не знаем.
Жизнь не топчется на месте, пока мы строим свои планы на будущее. Без планов, конечно, жить нельзя, что-то себе нужно намечать, ставить цели, добиваться их. Однако же при этом стоит помнить, что жизнь уходит с каждой минутой. И уже не возвращается, а человек становится взрослее, старше и приближается к старости.
Наверное, автор цитаты Джон Леннон имел в виду именно это, что не стоит только строить планы, а стоит их добиваться. Но также стоит помнить, что не всегда будет так, как человек хочет. Есть обстоятельства, которые он не в силах изменить. Как говорится, не стоит смешить Бога своими планами).
Сделать новогоднюю звезду из бумаги можно разными способами, но лучше, на мой взгляд, смотрятся объемные звезды. Можно использовать приемы оригами или собрать из конусов, можно взять вообще бросовые подручный материал, из которого получится очень красивая звезда.
Самую простую объемную звезду можно собрать из двух звездочек, сделанных из плотной бумаги или картона.
новогодняя объемная звезда
делается из плотной бумаги, окрашенной с двух сторон.
Квадраты 4-х размеров (по 8 квадратов каждого) нужно сложить так, как на картинке, а потом склеить их по размерам. Самым первым будет большой квадрат и далее по убывающей.
сделать оригами-звезду
Ниже процесс изготовления таких звездочек подробно показан на фото.
Звезда из книжных страниц
в данном случае используются старые ненужные, потерявшие актуальность технические книги, можно заменить старыми газетами.
В качестве основы для неё используется пластмассовая или картонная объемная звезда. Делать её очень просто. Из половинок страниц делают конусообразные заготовки (в виде кулечков) и наклеивают на основу. После этого на края звезды можно нанести немного клея и обсыпать блестками.
Вифлеемская звезда
делается из бумаги формата А-4 (нужно примерно 50 листов, можно взять цветную)
Листы бумаги разрезать вдоль пополам, скрутить из каждой половинки «кулёчки», смазать края клеем и плотно скрутить. Скрепить с помощью степлера по 3 «луча» в виде веера, а затем нанизать вееры на нитку, крепко стянув и завязав концы. Должна получиться звезда, по форме похожая на шар. Если бумага белая, можно окрасить аэрозольной краской.
маленькие объемные звёздочки
можно использовать и для украшения интерьера, и для открытки, подарка.
Понадобится цветная бумага (можно использовать глянцевые журналы). Полоски бумаги должны быть ровными и делать нужно осторожно, чтобы не порвать заготовку.
Как делать такую звездочку. Из полоски нужно сделать петельку, потом её короткий хвостик завернуть, завязав в узелок. Узелок аккуратно затянуть, прижать и спрятать оставшийся хвостик в середину. Должен получиться ровный пятиугольник.
Чтобы придать звездочке объем, нужно взять 5-угольник двумя пальцами и кончиком пальца другой руки легонько надавить на одну грань (нужно попасть в её середину). Аналогичную операцию нужно проделать со всеми гранями, тогда получится красивая объемная звездочка.
Вот ещё несколько видео-уроков, как сделать новогоднюю объемную звезду
Альтернатива
Если что – мы геологи
Ироничный Никита Михалков, видимо, чтобы несколько снизить пафос своих видеосюжетов, заканчивает их фразой своего давнего наставника-мичмана: «Расходимся по одному. Если что – мы геологи». Наставление по своей форме относится к жанру военного абсурдизма. Но меня неизменно цепляет. И доказывает, что абсурд (нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу – по «Википедии») часто глубже проникает в суть жизни, чем любая логистика. Просто один абсурд раскрывается лишь другим абсурдом. Но хватит гегельянщины.
Вот из его-то рассказов я и проникся особым отношением к этой то ли касте, то ли расе. Да и время было такое. Песня «Держись геолог» была чуть ли не национальным союзным гимном. Точнее, национальной мечтой. В этой мечте тогда еще не присутствовали пармезан и хамон, но маячила «сырая палатка и почты не жди».
Да, День геолога в начале апреля отмечали как всенародный праздник. Я тогда как раз был под абсолютным влиянием романа Олега Куваева «Территория». Там, наверное, впервые эта профессия была показана не как способ заработка, а как стиль бытия, не как нормированная работа, а как развернутая в пространстве и времени захватывающая авантюра. Уже тогда я пришел к мысли, что все это дико созвучно глубинному архетипу русского человека. Если по-честному, есть в этом архетипе неприязнь к рутинной «пахоте», ненависть к монотонной, предсказуемой и размеренной деятельности. И есть наивная жажда приключений, вечного поиска, бессмысленного риска. Мы – кладоискатели по натуре: чтобы сразу и все – золотой самородок и струнный оркестр! Да, гунны мы.
Хотя мой тогдашний кумир Куваев ушел, точнее, сбежал из геологии, посчитав, что она из вольного приключения гуннов превращается в регламентированное производство работяг. Даже попытался оправдать себя, набросав заметки под общим названием «Правила бегства». Но не получилось у него. И перед уходом в мир бесконечных залежей всех богатств он изрек: «Убегая – ты предаешь». Это в чужих странах убегают от других. И у них иногда получается. А русские всегда убегают от себя. И у них никогда не получается – не любят быть предателями.
Когда-то я подстерег Олега в маленьком гастрономе на Старом Арбате, где он всегда покупал кофе. (Был страстным и привередливым кофеманом.) Кстати, сейчас в этом помещении магазин украинских сувениров. Спросил у него про редкую розовую чайку, которую он вроде видел в верховьях Индигирки, про мифического камчатского медведя кайнын-кхутхо. Он сказал, что все это правда. И я тогда уехал с геологами (точнее, с геофизиками, как сам Куваев) в Восточную Сибирь. Ничего от производства там не было. Бесконечные переходы в снегу по пояс. Двухпудовая ручная колотуха для сейсморазведки. Водка, замерзающая до половины бутылки. Благодатное тепло на базе с всезнающим поваром. От него я узнал не меньше, чем из специальных справочников.
Например, что в Союзе выпускали 69 сортов колбасы. Не знали мы тогда, что это число станет позднее символом изысканного сексуального участия, а сама колбаса, точнее её отсутствие, поучаствует в развале страны. А повар еще рассказывал, что лучший подарок американским, аляскинским геологам как раз является томас (палка) «московской» – ну нет у них такого качества. (Я не удивлялся, мы ведь с амерами настолько похожи, что взаимоотталкиваемся, как одинаковые магнитные полюса.) Но это отдельная колбасная история, а я сейчас о геологии.
Так вот, мир безусловно на пороге особых испытаний. У меня много друзей – политиков и философов – в различных странах. Все они алармируют про грядущий кризис. Политиков я не слушаю. У них всегда все плохо, когда они не у власти. А к философам по корпоративной солидарности прислушиваюсь.
По их пророчествам, симптомы будущих потрясений вовсе не предстоящий распад западной политсистемы, не выхолащивание демократии и бесплодность либерализма, не грядущий вариант жесткого брексита, даже не гибель классической партийной модели в лице увядающей старейшей в мире партии тори. Нет. Они говорят о том, что «те, кто работают в офисе», оказались слабее «тех, кто работал в поле». Обыватели не заменили искателей приключений. Романтика странствий была более сильным стимулом открытий, чем прагматизм, комфорт и сытость. Поэтому мы не можем бродить по Луне, как сорок лет назад, или летать через океан за три часа, как тридцать лет назад. А все достижения Apple или Теслы – это всего лишь доработки идей прошлого века. «Сырая палатка, и почты не жди. ».
Лихорадит весь мир. Трусит благодатный Запад. Но я не боюсь. Если, что – мы геологи!
Смех и слезы в диафрагме: Михалков готов к «офигительной авантюре»
День рождения Никита Сергеевич проведет в семейном кругу, а на следующий день, как сообщил «Известиям» его друг Николай Бурляев, приступит к «офигительной авантюре». Что это будет — секрет даже для друзей. Официальное празднование юбиляр решил перенести на декабрь и приурочить к премьере нового спектакля с участием студентов своей Киноакадемии. Там «Известиям» сообщили, что надеются на ослабление коронавируса и возможность отметить дату как полагается — без лишнего пафоса, но в меру широко.
Ставить планируется сценическую версию фильма Михалкова «12», написанную режиссером в соавторстве с братьями Пресняковыми. Сам Никита Сергеевич выступит в той же роли, которую играл в кино. Это старшина присяжных, офицер, ветеран чеченских войн. Он лучше других понимает, что происходит, но до поры до времени молчит.
В отличие от своего персонажа Михалков молчать не привык, всегда высказывает свое мнение, независимо от того, совпадает оно с генеральной линией или нет. Но одно дело быть убежденным в своей правоте, другое — убедить в ней других. У Никиты Сергеевича это получается. Трудно сказать, чем он больше берет — логикой или обаянием, но число подписчиков его «Бесогона» растет день ото дня.
Часть интернет-пользователей к фильмам Михалкова пришла через его авторский канал, и за них можно только порадоваться. Потому что абсолютно все картины, в которых юбиляр играл, режиссировал или продюсировал, отмечены мастерством и талантом. Они могут нравиться или не нравиться, потрясать или раздражать, но о потраченном времени точно не придётся пожалеть. В юбилейный день можно заняться ретроспективой — пересмотреть звёздные роли Никиты Сергеевича. И пусть на наших экранах вновь улыбнется душа-парень Колька из «Я шагаю по Москве», прогалопирует статный Александр III («Сибирский цирюльник), блеснет золотой фиксой криминальный авторитет Михалыч («Жмурки), заворожит красавец Паратов («Жестокий романс»).
В послужном списке Михалкова-актера более 50 ролей, в том числе в собственных картинах, где он, как правило, появлялся в эпизодах. Главную же роль он приберег для себя в трилогии «Утомленные солнцем». Первая картина про несгибаемого комдива Котова получила «Оскар», две других провалились в прокате. Но Михалков уверен, что они просто опередили свое время, им нужен повторный выход к зрителю. Зная, с каким упорством Никита Сергеевич идет к намеченной цели, в грядущем приходе на экран «Предстояния» и «Цитадели» можно не сомневаться. Не вызывает сомнений и успешное завершение застопорившегося из-за пандемии «Шоколадного револьвера». Судя по синопсису, нас ждет микст психологической драмы и политического детектива. Речь пойдет о русском режиссере, чья дочь трагически погибла в Каннах в результате теракта, в планировании которого обвиняют самого режиссера. Помимо России, съемки пройдут в Лос-Анжелесе, Каннах, Берлине, осталось только дождаться открытия границ.
В эпическом ролике «Русская Одиссея», посвященном открытию Олимпиады в Сочи, Михалков появляется в образе одного из строителей стадиона, чтобы сказать: «С Богом, ребята. Начали!» Для самого Никиты Сергеевича эта фраза, надо полагать, привычная. Он и по жизни строит, созидает. Основал студию ТРИТЭ, выпустившую как минимум десяток российских кинохитов, инициировал строительство Дворца фестивалей, содействует возрождению русского Голливуда — Ялтинской киностудии, продвигает премию «Золотой орел», где к удивлению недоброжелателей награждает фильмы не только своей студии. И много чего ещё делает для родной индустрии, не обращая внимания на критику, двигаясь вперед могучим ледоколом.
Где берет силы? Наверное, в семье, в православной вере, возможно, в восточных философиях. В дзен-буддизме, по мнению Никиты Сергеевича, много схожего с нашим менталитетом, русской созерцательностью.
«Гениальная фраза: «Кидай в меня камни, кидай в меня грязь — я река». Чувствуете масштаб? Нам он тоже не чужд, — замечает режиссёр. — Следуй высшему замыслу, зачем — один Бог ведает. А понятно будет только через 500 лет».
Увы, то, что будет понятно через 500 лет, мы, его почитатели, не оценим. А вот Академию кинематографических искусств, в просторечье Академию Михалкова, которая сегодня видится главным делом его жизни, оценить можем. Там Никита Сергеевич и строит-созидает, и творит-преобразует. Не волюнтаристски, а в строгом соответствии с традициями.
— Я вообще думаю, что режиссерские уроки Вахтангова, система Станиславского и актерская техника Чехова покрывают абсолютно весь необходимый материал. Надо только уметь всем этим пользоваться, — делился он с «Известиями». — Перед любой творческой единицей стоят два вопроса: что и как. Так вот, «что» дают родители и Господь Бог. А «как» — хорошие учителя. 98% актеров просто не знают, что смех и слезы находятся в диафрагме. Это чисто техническая вещь, бензин, который обеспечивает эмоцию. В актерском ремесле много таких, казалось бы, простых вещей, которым тем не менее нужно учиться.
И он с соратниками-друзьями учит до «Метаморфоз». Так называется брендовый спектакль академии, где видно, как преобразились студенты в процессе обучения. Кстати, декабрьская постановка «12» тоже окажется хорошим поводом оценить уровень подопечных Михалкова — будет с кем сравнивать. На сцену вместе со студентами выйдут звездные актеры, участвовавшие в фильме. Кто из них, пока держится в секрете, но смычка молодых амбиций и зрелого мастерства в любом случае обещает захватывающее зрелище.
Композитор, народный артист России Эдуард Артемьев
— Никита — мой ближайший друг. Он зовет меня так, как звала меня только бабушка: Лёша. Это имя мне дали при крещении. Я с детства для близких только Алексей, а Эдуард — официально на бумаге. Я работал на всех его картинах, кроме одной — «Очи черные». Потому что там итальянцы так контракт составили, что музыку писал их композитор.Мы познакомились с Никитой более 50 лет назад. Мне было 28, а ему 20 лет. Случайная встреча в Театре киноактера стала судьбоносной. Там мой друг Александр Орлов, муж Аллы Будницкой, ставил спектакль «Мертвые души». Я для постановки написал музыку. А Никита жил в доме по соседству, в квартире отца Сергея Владимировича Михалкова. Как-то, проходя мимо театра, Никита забежал посмотреть, что там репетируют. Когда он вошел, в зале играла моя музыка. Он прислушался и предложил мне поработать с ним.
Никита тогда учился во ВГИКе и снимал дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». Так началось наше сотрудничество. И с тех пор мы не расстаемся. Ну разве только, когда его на два с половиной года забрали в армию. Так захотел его отец. Никита очень хотел попасть на Камчатку, и когда оказался во флоте, даже обрадовался. Для него служба была школой жизни. Он там многому научился. А своего мичмана Криворучко надолго запомнил. Командир был строгий и спуску им не давал. Вот служивые и запомнили его уроки на всю жизнь. Теперь каждый раз Никита завершает свою программу «Бесогон» словами: «И, как говорил наш мичман Криворучко: «Уходим по одному. Если что — мы геологи».
За всю жизнь я с ним ни разу не поссорился. Во-первых, потому что никогда с ним не спорю. Всегда уступаю. Во-вторых, спором истины не добьешься, только напряжение создашь в отношениях. Даже если не согласен, я просто замолкаю. Да какие с Никитой могут быть творческие споры. Он сам режиссирует свою картину, знает, что ему надо.Мы с ним раз в неделю обязательно перезваниваемся. Просто так, без всяких дел. Обычно он мне звонит: «Как дела? Как жизнь?» А когда работаем, общаемся чаще. Вот уже несколько раз откладывалась работа над картиной «Шоколадный револьвер», хотя должны были снять еще год назад. Несмотря на то что музыка пишется, когда фильм снят, один заказ Никиты я уже выполнил. Создал песню для героя, потому что он ее поет в кадре. Пока это маленькая тайна.
Мне даже трудно представить, что на его месте был бы кто-то другой рядом. Отношусь к нему, как к ближайшему родственнику. Мы уже даже породнились. Он крестный отец моего внука, а я крестил Анечку, его дочку. Никита Михалков для меня единое целое, неделимое на человека, художника, режиссера, друга. Я люблю его за всё. Если меня спросить, кто такой Михалков, ответ будет один: Михалков — гений!21 октября поеду на Николину гору, поздравлять его с юбилеем. Праздник будет в узком семейном кругу. Пока надо поберечься. Серьезная болезнь этот коронавирус.
Кинодраматург, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Александр Адабашьян
— Быть другом Михалкова легко. А вот работать вместе бывало непросто. Когда писали с ним «Механическое пианино», полтора месяца сидели в Пущино. У него был люкс в конце гостиничного коридора, а у меня номер рядом. Когда собачились, расходились по своим комнатам. Но наступало время обедать, он, проходя мимо, стучал мне в дверь: «Саня, ты идешь?» — «Да, действительно, пора уже. Пойдем». Михалков отходчивый. Как человек более сильный, всегда первый шел на примирение и подавал руку.
Мало кто знает, но Никита мог стать театральным режиссером. В Театре Вахтангова он начинал ставить «Без свидетелей» с Михаилом Ульяновым и Ириной Купченко. Но спектакль не состоялся. Были какие-то сложности с Евгением Симоновым. Тогда Никита ушел из театра и снял фильм «Без свидетелей» с теми же актерами.
А в Италии он поставил спектакль по сценарию картины «Механическое пианино». На сцене, так же как и в кино, главную роль сыграл Марчелло Мастрояни. Они с постановкой даже на гастроли во Францию ездили. Зато в кино он состоялся в полной мере.
Михалкова любят за то, что он замечательный, успешный, здоровый, красивый, независимый, состоятельный, состоявшийся. Все признаки успеха налицо. Ровно за это же его и не любят. Но, чтобы не говорили о нем, Никита уже давно всем все доказал.
Режиссер, народный артист России Николай Бурляев
— Нашей дружбе более 60 лет. Мы познакомились 13-летними подростками и прошли через эту долгую жизнь, сохраняя любовь и уважение друг к другу. Он все такой же — полный юмора, устремленности к своей цели, неугомонный в творчестве, бесконечно, каторжно работающий.
Любовь к актерам и к ближним у Никиты Сергеевича, можно сказать, врожденная, он — свой среди своих и с ближними и с дальними. Верен дружбе, готов прийти на помощь. Когда в 1993-м расстреливали российский парламент и под арест взяли защитников Белого дома, тележурналисты спросил его о дружбе с опальным Руцким. Он прямо сказал: «Я не предаю дружбы в угоду неправедному режиму».
А еще я уважаю его за то, что он постоянно вписывается в истории, где нужна его помощь. Честь ему и слава за это. У Михалкова обостренное чувство справедливости. Он создал фонд «Урга», помогающий актерам. Он оплачивает медицинские услуги, поздравляет, премирует.
Родители дали имя ему — Никита, что означает «изгоняющий бесов». И он доказывает это в своей удивительной программе «Бесогон». Бесстрашно, подняв забрало, говорит правду, которую сейчас может с экрана говорить практически только он один.