Мусорные тэс что это
«Совет рынка» выступил против поддержки мусорных ТЭС
«Совет рынка» проанализировал различные технологии обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включая мусорные теплоэлектростанции (ТЭС). И пришел к выводу, что они имеют наибольший срок окупаемости и не могут быть реализованы без мер поддержки. Результаты анализа представили на прошлой неделе на заседании наблюдательного совета «Совета рынка». «Ведомости» ознакомились с материалами, их подлинность подтвердил представитель «Совета рынка».
Сейчас в России строится пять мусорных ТЭС – четыре в Московской области общей мощностью 280 МВт и одна в Татарстане – 55 МВт. Проекты реализует «РТ-инвест» Андрея Шипелова и «Ростеха» по программе поддержки генерации на возобновляемых источниках энергии. Она предусматривает возврат инвестиций с гарантированной базовой доходностью 12% через повышенные платежи промышленных потребителей электроэнергии. Предприятия должны быть построены в 2020–2022 гг. Строительство подмосковных станций оценивается в 155 млрд руб., они будут вырабатывать до 2,2 млрд кВт ч в год и смогут ежегодно перерабатывать 2,8 млн т мусора.
Мусоросжигательные заводы позволяют быстро снизить объем захораниваемых отходов, однако в их строительство закладывается идеологическое отставание в способах обращения с мусором, говорится в материалах «Совета рынка». Ввод избыточных энергетически неэффективных мощностей окажет негативное влияние на электроэнергетику. Кроме того, без действующих мер поддержки технология является убыточной и не сможет окупиться в обозримом будущем.
Как будет работать новый госоператор отходов
«Совет рынка» считает, что строительство и эксплуатацию мусорных ТЭС должны оплачивать только потребители электроэнергии того региона, в котором строятся заводы. Размер ежемесячных платежей для станций нужно сократить до цены, установленной по результатам долгосрочного конкурсного отбора мощности, причем этот подход должен распространяться на уже заключенные договоры по мусорным ТЭС, рассказал «Ведомостям» представитель регулятора: «Недополученную выручку мусорных ТЭС при этом возможно обеспечивать за счет иных субсидий, например из федерального бюджета, формируемого в том числе за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду».
Проект строительства мусорных ТЭС включает также раздельный сбор отходов и переработку во вторичное сырье, что позволит полностью отказаться от полигонов. А раздельный сбор и переработка особо опасных отходов исключат их поступление на электростанции, уверяет представитель «РТ-инвеста»: «На термическую переработку будут направляться только отходы, которые уже прошли сортировку и непригодны для вовлечения во вторичный оборот». В трех кластерах Московской области стекло, пластик и бумага уже собираются отдельно от других отходов, также компания строит восемь комплексов по переработке, рассказал представитель «РТ-инвеста».
Мусорные ТЭС действительно очень дорогие, говорит партнер практики «Электроэнергетика» Vygon Consulting Алексей Жихарев. Ежемесячный платеж за их мощность составляет около 4 млн руб. за 1 МВт, тогда как на 2022–2024 гг. цена за мощность на конкурентном рынке сложится в диапазоне 150 000–200 000 руб. за 1 МВт в месяц.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан подготовит международную экспертизу проекта по строительству мусоросжигательного завода, который реализует компания «РТ-«Инвест» («дочка» ГК «Ростех»).
Решение о строительстве спорного МСЗ было принято в конце 2016 г. в рамках федерального проекта «Чистая страна». Завод стоимостью 28 млрд руб. рассчитан на сжигание до 550 тыс. тонн мусора в год. Реализация проекта в срок до 2022 г. должна уменьшить объем захоронения отходов на 30 %. В пользу строительства завода, при сооружении которого будут использоваться самые современные технологии переработки отходов, высказывались многие влиятельные лица, в том числе экс-глава федерального Минприроды Сергей Донской.
Против выступают инициативные группы граждан и экологические активисты, которые приводят свои контраргументы – в частности, итоги общественной экспертизы проекта, которую провела столичная общественная организация «Принцип», указывающая на спорные места – от выбора площадки строительства до оставленных «за скобками» альтернативных способов утилизации отходов.
Свои претензии к «мусорным» проектам, планируемым не только в Татарстане, но и в других регионах России, высказывают и правозащитные организации – такие, как Совет по правам человека при Президенте РФ, указывающий на то, что выбор в пользу «наименее предпочтительного» метода решения проблемы – термического обезвреживания отходов, провоцирует «обоснованную социальную напряженность и оправданные протесты населения».
Ответ на опасения СПЧ дало в середине марта Министерство промышленности и торговли России: там согласились, что политика обращения с отходами вызывает недоверие граждан, отметили, что необходимо учитывать и реализовывать альтернативные способы утилизации. Но опора исключительно на альтернативные меры нереальна для регионов, находящихся в критическом положении, таких, как Подмосковье и Республика Татарстан, где реализуются проекты «РТ-Инвеста».
«Строительство МСЗ с выработкой электроэнергии предполагает использование наилучшей доступной технологии, предусматривающей сжигание твердых коммунальных отходов на колосниковых решетках с дальнейшим применением системы замкнутой трехступенчатой газоочистки, – подчеркивает министерство. – Говоря об отказе европейских стран от сжигания отходов, важно отметить, что Москва является крупнейшим по численности населения городом в Европе. Его численность с учетом Московской области составляет более 20 миллионов человек, что больше, чем численность населения в 85 % европейских стран. В связи с этим объемы образующихся здесь твердых коммунальных отходов, даже учитывая перспективное внедрение принципа 3R (reduce, reuse, recycle – сокращение, повторное использование, утилизация), будут превышать приемлемые для захоронения объемы».
«Термическая переработка твердых коммунальных отходов – завершающий этап комплексного решения проблемы санитарной очистки, – сообщает ассоциация «НП «Совет рынка», выполнившая сравнительный анализ технологий обращения с ТКО, включая строительство мусоросжигательных ТЭС. – Для городов, особенно крупных, на текущий момент и на долгосрочную перспективу термические методы играют и будут играть ключевую роль в решении проблемы. В связи с этим в первом десятилетии XXI века в мире устойчиво прослеживается тенденция увеличения количества отходов, утилизируемых термическими методами.
По данным фирмы Ecoprog GmbH, сейчас в мире эксплуатируется примерно 2200 предприятий по термической переработке ТКО общей производительностью 280 миллионов тонн отходов в год. С 2010 по 2014 год было построено более 250 новых заводов суммарной мощностью примерно 60 миллионов тонн в год, в последующие 10 лет планируется строительство еще примерно 550 заводов суммарной производительностью 150 миллионов тонн в год. Наблюдается строительство предприятий для сжигания отходов в тех странах, где ранее этот способ утилизации ТКО вообще не рассматривался как метод решения проблемы, поскольку считалось, что такие предприятия могут наносить существенный вред окружающей среде. Другая особенность новых европейских предприятий состоит в том, что они, по сути, являются ТЭС, на которых основное топливо – ТКО, с комбинированным отпуском электроэнергии и тепла. Как правило, эти ТЭС подключены к городской тепловой сети и играют заметную роль в обеспечении теплом».
При этом, как подчеркивает «Совет рынка», «мусоросжигательные» проекты требуют тщательной проработки, поскольку содержат немало рисков – от проблемы сжигания несортированных ТКО до опасности возникновения избыточных, неэффективных энергетических мощностей.
«В российских условиях при создании предприятий для обращения с отходами необходимо учитывать свойства, присущие российским ТКО (с учетом отсутствия раздельного сбора), повышая требования к адаптации зарубежных технологий термического обезвреживания, – сообщает ассоциация. – Реализация технологических цепочек по обращению с отходами в каждом регионе должна быть экономически обоснованной и базироваться на территориальной схеме обращения с отходами, учитывающей характер отходов, их логистику, потребности в тепловой / электрической энергии и возможности ее реализации».
Отдельный вопрос – выбор механизмов окупаемости проектов по строительству «мусорных» ТЭС с минимизацией перекрестного субсидирования. Строительство и эксплуатацию мусорных ТЭС должны оплачивать только потребители электроэнергии того региона, в котором строятся заводы, считает ассоциация. Размер ежемесячных платежей для станций нужно сократить до цены, установленной по результатам долгосрочного конкурсного отбора мощности, причем этот подход должен распространяться на уже заключенные договоры по мусорным ТЭС. Недополученную выручку мусорных ТЭС при этом можно обеспечивать за счет иных субсидий, например из федерального бюджета, формируемого в том числе за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Энергия из отходов: новейшие технологии против мусора
До конца 2022 года в Московской области предполагается построить четыре объекта по термической переработке отходов в электроэнергию, еще один должен появиться в Казани. Современные мусоросжигательные заводы будут возведены в рамках проекта «Энергия из отходов», реализацией которого занимается «РТ-Инвест» Госкорпорации Ростех. Новая технология позволит без ущерба для экологии навсегда решить проблему мусорных полигонов и свалок.
Мусоросжигательный завод как источник энергии
Один из основных принципов, заложенных в основу мусоросжигательного завода нового поколения – экологичность и безопасность. Заводы проекта «Энергия из отходов» выполняют важную задачу – вовлечение во вторичный оборот отходов, не пригодных к классической переработке. Все это приведет к снижению объемов захоронения отходов, что позволит избежать ущерба, наносимого окружающей среде свалками и полигонами.
Только Москва и Московская область ежегодно производят 11 млн тонн отходов, и при этом 95% этого объема в итоге оказывается на полигонах. Не стоит даже упоминать о том, насколько захоронение отходов пагубно влияет на природу и общественные настроения.
Кроме того, полигоны и свалки занимают огромные территории: только в Московской области требуется 100 га ежегодно. По мнению экспертов, ситуация в Москве и Подмосковье наиболее серьезна – спустя несколько лет места для мусорных полигонов вовсе не останется. Как отметил гендиректор компании «РТ-Инвест» Андрей Шипелов, в общей сложности с помощью этого проекта Россия может сэкономить 500 га земли, не допустив создание «грязного» полигонного захоронения.
Мусоросжигательный завод проекта «Энергия из отходов» отличается от классических МСЗ не только своей экологичностью, но и самим подходом к переработке отходов. Отходы считаются возобновляемым источником энергии, который можно сравнить с энергией солнца или ветра.
Инфографика: Проект «Энергия из отходов»
К примеру, один такой завод в Московской области переработает около 700 тыс. тонн отходов и выдаст в сеть 485 млн кВт/ч электроэнергии в год. Это может обеспечить электричеством примерно 250 тыс. жителей или город с населением примерно 100 тыс. человек.
«РТ-Инвест» строит новые заводы по технологии японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova (HZI), мирового лидера в отрасли переработки отходов в энергию. При этом производство значительной части оборудования заводов будет локализовано на территории России. Hitachi Zosen Inova уже построила более 500 таких заводов в крупных городах, в том числе и в самой Японии и Швейцарии.
Как это работает: мусоросжигательный завод в действии
На заводы поступают только те отходы, что остались после сортировки и непригодны для вторичного использования. Заезжающие на территорию завода мусоровозы проходят обязательный радиационный контроль, процедуру взвешивания и учета, после чего отходы выгружаются в приемный бункер-накопитель. Здесь отходы могут накапливаться до двух недель, а затем поступают в котел, который рассчитан на 7 тыс. тонн отходов и представляет собой 7-этажную конструкцию. На заводе их три, и в каждом из них – по две зоны.
В первой – отходы термически обрабатываются при температуре 1260 °С. Такие критические температуры сжигают абсолютно все, даже ядовитые диоксины. В этой зоне экстремального высокотемпературного сжигания исчезают все вредные элементы.
Вторая зона – камера дожига газовых выбросов. Сюда поступают дымовые газы, образующиеся в процессе сжигания. Даже если допустить, что какие-то вредные вещества прошли первую зону, то при вторичном дожиге, где температура превышает 850 °С, они точно будут уничтожены. Кроме того, в камеру дожига впрыскивается специальный раствор карбамида, чтобы полностью убрать органические соединения и обезвредить дымовые газы.
Инфографика: Проект «Энергия из отходов»
Затем дымовые газы и шлак попадают в реактор. Там происходит обработка активированным углем и аммиаком, добавляются химические элементы для дополнительного обезвреживания.
Из реактора выходят уже очищенные дымовые газы, они попадают в рукавные фильтры, где очень тонкие трубки отбирают любую фракцию, вплоть до микрочастиц, которые просто витают в воздухе. Как уверяют специалисты, если взять замеры воздуха в городе и воздуха после рукавного фильтра, то на заводе он намного чище.
Итак, тонна мусора через 15 минут после поступления в котел превращается в пар. Этот пар направляется в турбогенератор для производства электроэнергии. При этом на собственные нужды завода расходуется всего 5-10% производимой энергии, остальное поступает в сеть.
Безотходное производство: обработка шлака и золы
После сжигания отходы уменьшаются на 90% в объеме. После термической переработки мусора остаются зола и шлак.
Шлак – это пятый класс опасности отходов, такой же класс опасности имеют несортированные отходы. Он может сразу применяться для отсыпки дорог. Предварительно из шлака отбираются черные и цветные металлы, которые впоследствии направляются на переработку.
Проект «Энергия из отходов»
Летучая зола составляет примерно 3-5% от перерабатываемых отходов и относится к более высокому, третьему, классу опасности. Поэтому «РТ-Инвест» планирует строительство в Московской области также завода для переработки такой золы в строительный материал по технологии Carbon8. Эта технология получила признание ООН и была удостоена награды за вклад в циклическую экономику Евросоюза.
Carbon8 представляет собой химическое обезвреживание золы методом ускоренной карбонизации. Из третьего класса опасности зола обезвреживается до сырья для производства строительных материалов. Зола успешно превращается в различные блоки, бордюры, плитку и даже может заменить цемент. Таким образом, новые технологии предоставляют уникальную возможность – не зарывать под землю ни одного килограмма мусора.
События, связанные с этим
Энергичная утилизация: как превратить отходы в энергию
Отходной путь: куда отправят бытовые отходы
Энергия из отходов: новейшие технологии против мусора
Кто заплатит за мусорную генерацию
Промышленные энергопотребители выступают против расширения перекрестного субсидирования
Проекты по сжиганию отходов в пересчете на стоимость электроэнергии обойдутся экономике гораздо дороже классических электростанций. Фото с сайта www.kzn.ru
Компания «РТ-Инвест», занимающаяся созданием в России пяти пилотных мусоросжигательных заводов (МСЗ), не оставляет надежды получить средства оптовых потребителей электроэнергии на строительство новой серии из 25 предприятий. Руководитель компании Андрей Шипелов в интервью РБК оценил рост энерготарифа для промышленности в этом случае в 0,18% за киловатт в год. Оптовые энергопотребители сомневаются в данных расчетах и призывают полностью отказаться от перекрестного субсидирования, напоминая, что реализация первых проектов уже идет не по плану.
«РТ-Инвест» строит в России пять пилотных МСЗ, они должны быть введены в эксплуатацию в конце 2022 года. Объекты приравнены к генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) и возводятся за счет сборов с потребителей оптового рынка по механизму договоров предоставления мощности электростанций на основе сжигания твердых бытовых отходов (ДПМ ТБО). Механизм ДПМ гарантирует инвестору повышенные платежи за мощность. Общая мощность возводимых мусорных ТЭС невелика – 355 МВт. При этом из-за высоких капитальных затрат (379 тыс. руб. на 1 кВт) энергоцена будет в разы выше, чем в других типах генерации, включая ВИЭ, АЭС, угольные и газовые ТЭС.
В настоящее время в правительстве РФ по инициативе инвестора рассматриваются послабления для пилотных проектов. В том числе – перенос даты начала поставки мощности без уплаты штрафов и продление срока действия ДПМ для всех пяти МСЗ на срок до 1 года, увеличение доли расхода природного газа с 5% до 20% и сохранение дублирования доходов за счет оптового энергорынка и бюджетных источников.
Как отмечала «НГ» (см. номер от 19.05.21), эти предложения вызвали критику ассоциации «Сообщество потребителей энергии», объединяющей крупную энергоемкую промышленность. Так, по оценкам ассоциации, перенос даты начала поставки мощности и продление срока действия ДПМ ТБО на 1 год ведут к нарушению интересов потребителей энергии – дополнительным некомпенсируемым расходам для предприятий и организаций на сумму около 25 млрд руб. относительно действующих условий. А изменение пропорции топливного баланса с увеличением доли ископаемого топлива с 5% до 20% сокращает отличие МСЗ от обычных газовых или угольных электростанций, стоимость содержания которых в 25 раз ниже цены мощности МСЗ, составляющей около 5 млн руб./МВт в месяц. Таким образом, с точки зрения потребителей, инвестор оказался некомпетентен уже в исполнении пилотных ДПМ ТБО, нарушая сроки ввода и долю газа в энергобалансе даже на этапе строительства.
Надо отметить, что энергопотребители изначально, с 2017 года, когда запускалась программа ДПМ ТБО, выступали против ее финансирования за счет энергорынка. Одна из главных причин заключается в том, что такая схема подразумевает наращивание перекрестного субсидирования, от которого власти вроде бы призывают, наоборот, отказываться. В частности, межотраслевого: проекты по сжиганию отходов окупаются не за счет роста тарифов на утилизацию в ЖКХ, а за счет увеличения платы за мощность в электроэнергетике. Если рассматривать такой платеж в контексте сдерживания тарифов для населения – тогда это новый «классический» вид перекрестного субсидирования, когда на промышленность возлагаются расходы, которые должны оплачивать домохозяйства. Наконец, это и межтерриториальная перекрестка, ведь заводы по утилизации отходов ЖКХ строятся в отдельных регионах, а платить за них будут все оптовые потребители обеих ценовых зон энергорынка, то есть почти всей страны.
Территориальный аспект проблемы усугубляется наличием в энергосистеме избытка генерации. Дело в том, что МСЗ вводят не там, где нужна генерация, а там, где уже есть ее излишек. В целом, по данным «Совета рынка», установленная мощность энергосистемы составляет 246 ГВт, фактическое потребление – 180 ГВт, соответственно, профицит составляет 66 ГВт. В местах, где из-за постоянной выработки мусорных заводов возникнет дополнительный локальный избыток, это может сильно затруднить регулирование технологических режимов работы энергосистемы. Дорогие МСЗ из-за приоритетности своей загрузки могут вытеснить с рынка более дешевые ТЭС. Это искусственно увеличит цену электроэнергии.
С энергоценами – отдельный вопрос. Есть поручение президента о том, что их рост не должен превышать уровень инфляции. Согласно расчетам, циркулирующим в правительстве, в 2021-2022 годах темпы роста средней цены в ценовых зонах оптового энергорынка для предприятий и организаций на 1,63-2,36 процентных пункта превысят прогнозные уровни инфляции (5,1% и 4,2% соответственно). Это приведет к переплате потребителями энергии суммы в размере около 102,9 млрд руб. за два года. Значительная часть придется на платежи по ДПМ ТБО, увеличивающие стоимость электроэнергии.
И это не говоря о том, что на МСЗ предусматривается только выработка электрической энергии – от тепла отказались, возможно, без достаточных оснований. Это значительно снижает эффективность сжигаемого топлива. При этом с учетом климата потребность в тепловой энергии в России выше, чем, например, в Европе. А в Европе МСЗ могут получить поддержку только при условии значительной доли выработки тепловой энергии (более 50%).
Инвестор между тем предлагает запустить еще одну программу, по которой планирует построить дополнительно 25 МСЗ на 1,5 ГВт. Источники финансирования для нее продолжают дискутироваться. Вице-премьер Виктория Абрамченко в феврале назвала ее стоимость «платиновой»: по оценкам, она составит не менее 1,3 трлн руб. «Так не пойдет. Зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и «золотой» мусор?» – подчеркнула она. Глава Минэнерго Николай Шульгинов заявлял, что использование ДПМ для финансирования проекта приведет к росту тарифа на электроэнергию для некоторых потребителей в два раза.
В правительстве прорабатывают варианты оплаты без новых ДПМ. Инвестор, в свою очередь, допускает ограничение объема ДПМ ТБО 2.0 суммой в 100 млрд руб. Однако другие источники финансирования все еще остаются под вопросом: по крайней мере, в марте кабмин поручил провести анализ финансовой модели проекта не только без новых ДПМ, но и без экологического сбора в рамках расширенной ответственности производителей. С использованием ДПМ есть и другие сложности. По подсчетам главы «РТ-Инвест», рост энерготарифа для промышленности в этом случае составит 0,18% за киловатт в год, причем заплатят за это якобы в том числе потребители российской экспортной продукции на внешних рынках, заявил он в интервью РБК. Проблема в том, что мировые цены определяются рыночной конъюнктурой, а не российскими производителями, то есть на самом деле ровно на это значение лишь уменьшится конкурентоспособность отечественных экспортеров.
По данным «НГ», некоторые энергопотребители считают, что сумму, двукратно превышающую заявленную, инвестор смог бы получить с оптового рынка электроэнергии без дискредитировавших себя механизмов ДПМ, а всего лишь путем участия в конкурентных отборах электроэнергии и мощности в рамках действующих правил рынка. Возведение новых МСЗ могло бы в таком случае производиться за счет роста тарифов на утилизацию бытовых отходов в ЖКХ, бюджетного субсидирования и налоговых льгот. Более того – в сектор ЖКХ можно было бы перевести и оплату пилотных проектов МСЗ, по крайней мере в размере, превышающем стоимость электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ) и стоимость мощности в рамках конкурентного отбора мощности (КОМ) – то есть сегментов оптового энергорынка с конкурентным ценообразованием.
«Поскольку на общих условиях в рамках рынка электроэнергии и мощности компания могла бы без каких-либо доплат получить больше, чем 100 млрд руб., предполагаем, что «РТ-Инвест» на этом этапе интересует сам факт заключения ДПМ, объем платежей по которому впоследствии можно увеличить, – отметил «НГ» заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Целесообразно не допустить этот сценарий и не плодить тем самым перекрестное субсидирование – между коммуналкой и электроэнергетикой, между регионами, между промышленностью и домохозяйствами, а финансировать мусоропереработку непосредственно за счет коммунальных платежей, при необходимости используя налоговые льготы и бюджетные субсидии. А выработку электроэнергии при мусоросжигании – оплачивать на общих рыночных условиях, без преференций и доплат».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.