Музыка 5 класс что роднит музыку с литературой тест
Тестовые задания по музыке 5 класс на тему «Музыка и литература»
Проверочный тест по музыке 5 класс
Тема: «Что роднит музыку и литературу»
1. Что роднит музыку и литературу
Б) Средства выразительности
2. Романс «Жаворонок» принадлежит перу
3. В финале 4 симфонии П. И. Чайковский использует народную песню
А) Во поле берёза стояла
В) Выходили красны девицы
4. Кто изображен на портрете
5. Самый распространённый жанр музыкально-литературного творчества – это
А) Произведение для хора и оркестра
Б) Камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом
7. В. Гаврилин «Перезвоны» – симфония-действо, написал под впечатлением от рассказов
8. Песни без слов – это
А) Небольшие инструментальные пьесы лирического характера
Б) Песни без аккомпанемента
В) Песни под гитару
9. Что такое баркарола
А) Музыкальное произведение для скрипки
Б) Песня без аккомпанемента
10. Песню «Умывает красно солнышко» написал композитор
1в 2а 3а 4б 5в 6б 7в 8а 9в 10б
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный тест разработан по предмету «Музыка» для 5 класса на основе авторской программы «Музыка», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина. Тема теста «Музыка и литература». Данный тест содержит основные термины, понятия, средства выразительности, объединяющие два вида искусств: музыку и литературу.
Номер материала: ДБ-1362382
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыка 5 класс что роднит музыку с литературой тест
Тестовые задания по музыке для 5 класса.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
а) пространственное искусство;
+б) временное искусство;
в) прозрачное искусство.
2. Что роднит литературу с музыкой? Бывает ласковой, угрожающей, взволнованной:
3. Кто из этих композиторов русский:
4. В какую группу симфонического оркестра входит скрипка:
5. Родина оперы:
6. На что опираются большинство композиторов при создании своих произведений:
а) на музыку других композиторов;
б) на старинные придания;
7. Австрийский композитор-песенник:
8. Самый распространенный жанр музыкального творчества:
9. Как называется небольшое музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано или гитары:
тест 10. Жанр вокально-инструментальной музыки:
11. Кто из композиторов написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основанную на сюжете русских сказок:
б) Н. А. Римский-Корсаков;
12. В творчестве какого композитора переплетаются: живопись, музыка, поэзия:
13. Обращаясь к литературным источникам, композиторы создают «эти» произведения:
+а) программные произведения;
б) литературные произведения;
в) произведения изобразительного искусства.
14. Песня, исполняемая только на гласном звуке:
15. В каком жанре написаны «Песни венецианских гондольеров» Ф. Мендельсона:
16. Какое историческое событие стало основой для создания кантаты С. Прокофьева и одноименного фильма С. Эзенштейна:
а) Куликовская битва;
в) Бородинское сражение.
17. Этот композитор написал свое произведение для солистов, хора и ударных инструментов «Перезвоны», основанное на рассказе о родине В. М. Шукшина:
18. Польский композитор, пианист, подаривший нам ноктюрны, вальсы, мазурки:
19. Произведение траурного характера для хора с оркестром называется:
тест-20. Жанр, зародившийся в Италии, в котором театральные актеры стали петь. В его основе происходит соединение музыки и действие:
21. «Книжечка», в которой излагается сюжет оперы:
а) музыка, исполняемая голосом без слов;
б) музыка, исполняемая на инструменте;
+в) музыка, исполняемая голосом.
23. Опера-былина, написанная Н. А. Римским-Корсаковым, в основе которой, сюжет легла былина об отважно путешественнике и гусляре:
24. Жанр, в котором, соединятся танец, музыка и литературу. В переводе с латинского название этого жанра переводится как «танцую»:
25. Как называется балет, написанный великим русским композитором П. И. Чайковским, в основе которого легла сказка Э. Т. А. Гофмана:
26. М.И. Глинка – это:
+а) русский композитор, основоположник русской музыки;
б) норвежский композитор;
в) создатель жанра балет.
27. «Музыкальная комедия». Развлекательное представление, в котором присутствуют все виды искусства (песня, танец, изобразительное искусство)?
28. Вид древнерусского церковного пения?
+а) знаменный распев;
б) гвардейский распев;
в) церемониальный распев.
29. Как называлась кантата, написанная С. Прокофьевым на исторический сюжет про князя:
+б) Александр Невский;
тест_30. Картина из трех частей называется:
31. Низкий женский голос называется:
32. Как называется песня австрийского композитора Ф. Шуберта «про рыбу»:
а) название музыкального инструмента;
+ в) оркестровое вступление.
34. Русский композитор-песенник с тяжелой с тяжелой судьбой. Даже вдали от Родины, он передавал свою любовь к ней через музыку:
35. Какому городу посвящена симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта:
36. Инструмент, который сравнивают со звучанием человеческого голоса, и часто его звучание похоже на плач. Этот инструмент раньше был любимым у бродячих музыкантов:
37. Великий скрипач-виртуоз, живший в XVIII веке, и написавший популярный «Каприс №24»:
38. Руководитель оркестра:
39. Оркестр состоит из 4 групп: струнные, медные духовые, ударные и …:
а) оловянные духовые;
б) стеклянные духовые;
+в) деревянные духовые.
тест*40. Великий композитор, который написал 9 симфоний. К концу жизни оглох:
41. Этот величественный инструмент можно встретить в храмах и соборах:
в) ударная установка.
42. Пение без музыкального сопровождения называется:
43. Музыкальное произведение, созданное И. С. Бахом, в котором одна и та же тема повторяется в разных голосах:
44.В переводе с греческого, названия такого вида музыкального произведение, в котором одновременно могут звучать несколько мелодий, переводится как «многозвучие»:
45. Это произведение обычно в трех частях с глубоким содержанием. Части этого произведения обычно разные по характеру:
46. Основоположник импрессионизма в музыке, французский композитор. Его творчество основывалось на творчестве русского композитора Н. Римского-Корсакова:
47. Произведение С. Прокофьева, в котором нет реальных пейзажей, а только что-то абстрактное, похожее на ломаные линии:
48. Русский композитор, который написал «Картинки с выставки», «Рассвет на Москве-реке»:
49. В какую группу оркестра входит барабан:
тест№ 50. Что является главным в песне:
в) мелодия и исполнитель.
51. Что не относится к русскому народному фольклору:
52. Песня без слов – это…:
а) песня без сопровождения;
+б) небольшая инструментальная пьеса лирического характера;
53. Родина жанра «баркарола»:
54. Жанр вокальной музыки:
55. Жанр симфонической, инструментальной музыки:
56. Произведение «Картинки с выставки» М. Мусоргского было написаны под впечатлением выставки картин:
57. Когда поют сразу много человек это:
58. Симфонии исполняет:
тест: 59. Бельканто означает:
Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)
Урок музыки №1 5 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: Что роднит музыку с литературой.
Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Установить связи между музыкой и литературой;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Музыкально –пластическое интонирование
Н.Тананко «Здравствуй, школа!»
М.И.Глинка романс «Жаворонок»
1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)
2. Актуализация знаний
«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер
— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).
— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).
— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)
— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.
— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?
Вывод: музыка рождена самой жизнью
— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)
— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)
— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:
— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.
— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)
литература музыка изобразит иск кино театр прикладное
— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?
Живопись- краски, карандаши, пастель
— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).
— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).
Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.
Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…
Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»
Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…
Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.
— Что роднит музыку и литературу между собой?
Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.
Читаем учебник стр. 6-8
— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.
Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.
Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.
— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»
— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника
— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?
В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.
— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)
-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)
— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?
Тест по музыке на тему «Музыка и литература» ( 5 класс)
Тест 5 класс 2 четверть УМК Музыка 5 класс авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
1.Исполнение музыкального произведения
а) Хор б) Оркестр в) Ансамбль г) А капелла
2.Как называется высокий женский голос
а) Тенор б) Сопрано в) Альт г) Бас
3.Как называется низкий мужской голос
а) Баритон б) Тенор в ) Бас г) Альт
4. «Кантата» обозначает:
а) Название инструмента б) Оркестровое выступление
в) Произведение для хора г) Определение темпа
5.Найдите лишний инструмент среди группы
струнных смычковых инструментов:
а) арфа б) скрипка в) виолончель г) гобой
6. В основе симфонии-действо «Перезвоны»
композитора Гаврилина лежат:
а) впечатления композитора от поездки по России
б) впечатления композитора от картины
в) впечатление композитора от рассказов
писателя Василия Шукшина
г) впечатления композитора от просмотра фильма
«Александр Невский» Эйзенштейна
7. Найди несоответствие:
а) опера: поют, танцуют б) симфония: танцуют, оркестр
в) балет: только танцуют г) кантата: хор, оркестр
8.Жанр музыкального спектакля,
в котором герои поют:
а) балет б) опера в) спектакль г) концерт
9.Кто из композиторов написал музыку
к кантате «Снег идёт»
а) П.Чайковский, б) Г.Свиридов, в) С. Прокофьев г) В.Гаврилин
10.Музыкальное произведение для голоса без слов:
а) ария б) вокализ в) романс г) серенада
11.Перечислите жанры, в которых соединились
музыка и литература
(возможно несколько вариантов ответа):
а) песня б) опера в) симфония г) балет
12. Программная музыка это:
а). вокальная музыка б). инструментальная музыка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обобщающий тест по музыке во 2 четверти по теме «Музыка и литература». Проверяются такие понятия как а капелла, виды голосов, группы музыкальных инструментов, знание фактов из биографии композитора, соответствие названия произведения и композитора, знание музыкальных жанров, взаимосвязь музыки и литературы.
Номер материала: ДБ-1212392
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.