Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школеЖанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник

Поступающим-2018. Музыкальный фольклор: с шутками и хороводами сохраняем многовековые традиции России!

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Сегодня речь пойдет о, наверное, самом задорном, самом веселом и необычном отделении нашей школы – «Музыкальный фольклор». А расскажет о нем выпускница нашей школы, преподаватель и заведующая Фольклорным отделением – Татьяна Владимировна Мусальникова.

С ШУТКАМИ И ХОРОВОДАМИ СОХРАНЯЕМ МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ!

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе— В чем особенность Фольклорного отделения? Чему учатся дети на отделении «Музыкальный фольклор»?

— Фольклорное отделение – одно из старейших в нашей школе. Программа отделения состоит из 5 предметов: специальность – фольклорный ансамбль, инструмент – фортепиано, сольфеджио,
народная хореография и народное творчество. Фольклор – это народная мудрость, и именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважении к ближнему и любви к Родине. Ребята, обучающиеся на нашем отделении, знакомятся с многовековыми традициями России, изучают народную культуру, обычаи наших бабушек и дедушек. Помимо обучения вокалу и основам народной хореографии, мы учим детей играть на народных инструментах, изучаем народный календарь с обрядами и праздниками, делаем сценические постановки, активно участвуем в различных концертах, путешествуем, принимаем участие в конкурсах, фестивалях и форумах, посвященных народной культуре.

— Как проходят занятия на вашем Отделении?

— Как рассказать современному ребенку XXI века, воспитанному на гаджетах, планшетах и мультфильмах, о старине, о народной культуре, о фольклоре? Как на начальном этапе, на этапе выбора отделения, его заинтересовать и привлечь «на фольклор»?

— Чаще всего к нам приходят те ребята, кто видел нас на сцене или на праздниках. Обычно наши выступления не оставляют равнодушными никого, даже ультрасовременных детей, воспитанных на мультиках и популярной музыке. Мы много выступаем, соответственно, о нас многие знают, многие видят, что это – весело, необычно, интересно. Мы вызываем положительные эмоции и остаемся в памяти. Нам уже не приходится привлекать к себе учеников – ребята идут к нам сами. Часто их приводят родители, которые понимают насколько важно воспитать личность ребенка и правильно сформировать его культурные потребности. А бывает и наоборот: родители не знают о существовании нашего отдела, записывают ребенка на Фольклорное отделение просто так, по случаю. В сентябре, когда начинаются занятия, они довольно смутно представляют, чем именно будет заниматься их ребенок в музыкальной школе, но уже спустя несколько месяцев вместе со своими детьми увлеченно колядуют и распевают старинные рождественские песни.

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе— Учащиеся отделения «Музыкальный фольклор» на всех мероприятиях и концертах выделяются своими необычными костюмами. Кто их придумывает и создает?

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе— Расскажите, какие фольклорные ансамбли сегодня существуют в школе?

— Какими качествами необходимо обладать вашим ученикам, чтобы войти в состав этих коллективов?

— Для того, чтобы активно выступать вместе с нами, достаточно просто быть учеником Фольклорного отделения. У нас в концертах участвуют все ребята без исключения, каждый имеет возможность выступить и проявиять себя. Мы убеждены, что все дети талантливы, и каждому найдется место в наших коллективах и на нашей сцене.

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе— Какими достижениями вы особенно гордитесь?

— Самое почетное и долгожданное достижение – это получение «Соловушками» звания Образцового коллектива. Это звание
присваивается объединениям и коллективам, достигшим высокого
художественного уровня в своей творческой и исполнительской деятельности. В этом учебном году мы участвовали и побеждали на международных конкурсах «Сибирские родники», «На стыке континентов», на международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, взрослых и профессиональных коллективов «Краски народов мира» и «Уральский Калейдоскоп», на IV Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена и «Лазоревый цвет», на Московском международном фестивале славянской музыки 2018 и многих других фестивалях и конкурсах… Вообще ребятам, которые поступают к нам на Отделение, и их родителям нужно быть готовыми к активной конкурсной и концертной деятельности. Скучать нам точно некогда!

— А к чему еще нужно готовиться поступающим? Может быть, раскроете секреты, как поступить на Фольклорное отделение?

— Самый главный совет – не лениться, не бояться и прийти на прослушивание с хорошим настроением. Мы всему научим сами!

ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ!

18 мая в 18:30 в актовом зале Школы №64 (ул.Громова, 138а) состоится отчетный концерт отделения «Музыкальный фольклор»!

Источник

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость».

По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое.

Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр — это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания.

Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.).

В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Что называют музыкальным фольклором?

Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству.

Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме.

Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому.

Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д.

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах).

Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое.

Многообразие музыкального фольклора

Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д.

Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой.

Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство.

Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни.

До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности.

Календарные и обрядовые песни

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян.

Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен:

А кому сбудется, не минутся. Слава!»

Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну.

Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев.

Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой.

Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов.

Трудовые и рабочие песни

Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая.

Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий.

Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!»

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.

Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни.

В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы.

И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.

Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.

Частушки

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек — это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок — социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен.

В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским».

В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д.

Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его. В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

Герои русских народных песен

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Термин и краткая история

Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.

Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.

Виды песен

Из единого музыкального ствола с каждым столетием разрасталось множество веток, тянущихся в совершенно разных направлениях.

Существуют 2 вида песни:

Главное их отличие друг от друга кроется в самих названиях. Искусство предполагает действие, а действие совершается субъектом или субъектами.

Определение первое

Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка — следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми «Калинку-малинку».

Песнь встречается как одноголосного склада, так и многоголосного. Одна из характерных черт русской народной композиции — начало, которое запевает единственный солист либо ансамбль в унисон.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

Также существуют такие жанры народных песен:

Одни из лучших песен жанра фольклора:

Жанры композиторских песен

Написано неисчисляемое количество музыкальных композиций в различных песенных жанрах. О них мы поговорим ниже.

Авторская

К авторской композиции можно подобрать синоним — бардовская песня. В середине XX века бардовское творчество начинает селиться в разных странах.

Можно выделить несколько особенностей:

Предшественником авторской песни считается городской романс. С момента возникновения магнитофона в 1950-х годах происходит резкий рост бардовских песен.

Самые известные авторы жанра русской песни: Окуджава, Высоцкий, Новиков, Розенбаум, Старчик, Митяев, Соснора.

Композиция несет в себе задачу восхвалять кого-либо или что-либо. Во всех странах он считается «главной песней» и занимает один пост из трех государственных символов страны (наряду с гербом и флагом).

Эстрадная

Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.

Ответвления песен поп-жанра:

Шансон

Во Франции термин был введен в обиход как песня в стиле кабаре (заведение для отдыха с небольшими концертными выступлениями).

Как жанр русской песни включает в себя собирательный образ из:

Является вторым видом (наряду с поп) востребованной музыки в настоящее время. Направление зародилось в начале XX века.

Включает в себя огромнейшее количество поджанров и их разновидностей. Только некоторые из них:

Направление зародилось благодаря заслугам африканских ритмов и европейской гармонии. Оно включает в себя, помимо вокальных композиций, и чисто инструментальный вид.

Интересный факт: джазовый инструментальный и песенный жанры являются для восприятия самыми сложными видами музыки, которые требуют от головного мозга анализа гармонического построения. Виртуозы, несомненно, обладают высоким интеллектуальным уровнем, так как импровизация требует еще куда более глубокой работы.

Другие виды

Помимо вышеперечисленных, существует еще огромное количество песенных жанров:

Мир полон вокального творчества, и каждый может найти для себя излюбленный жанр.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Смотреть картинку Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Картинка про Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе. Фото Музыкальный фольклор что это в музыкальной школе

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Жанровая классификация музыкального фольклора

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В народном творчестве жанр — это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио¬нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра¬диция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песен¬ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со¬ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто¬роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту¬пает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традицион¬ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей¬ствия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с.

быть неприуроченными. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст¬рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь¬ные наигрыши. 1.

В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают: • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.); • к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.

; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.); • сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб¬ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.). 2.

К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со¬провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при¬надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб¬лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави¬сит от образно-поэтического содержания песен. Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо • обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.

) • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные) •трудовые припевки •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские) • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши • эпические песни (былины, исто¬рические песни, баллады, духовные стихи) •плясовая песня • частушка • детский репертуар (загадки, сказ¬ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были¬ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона¬жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях). И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе¬ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели¬кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют пес¬ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко¬торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра­диция, лирическая песня и пр.

Однако в огромном массиве обрядового песен­ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со­ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто­роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту­пает се функциональное назначение в общинной жизни.

Как известно, традицион­ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей­ствия или обряда, т.е.

быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.

• к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша

идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб­ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.).

2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со­провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при­надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб­лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави­сит от образно-поэтического содержания песен.

Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонамЖанры, не приуроченные к чему-либо
обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.)

Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были­ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона­жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе­ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика.

Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели­кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши.

Сами исполнители очень четко разделяют пес­ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко­торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии «фольклор», «детский фольклор», выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии «фольклор» рассматривается именно как синоним категории «народное творчество» и определяется как «художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства» [3; 6].

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение «народное» интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности.

При таком подходе традиционная народна культура и её звенья — фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие — теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности [19; 31].

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что «фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими» [23; 8].

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории «жанр», понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие «жанр» трактуется как «род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания» [3; 47].

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].

Детский фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой — собственно детское творчество.

Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов — ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко.

Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки.

С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической [18].

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от «пестовать») — песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка.

Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку — ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову [18].

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки — песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним — либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь.

В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты.

Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

Сказки с песнями — особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество.

В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым.

По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня — это чаще всего речь одного из персонажей [9].

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, — считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях — наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему («Родион! Выйди вон!»)

Дразнилки — сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками — основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем — к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка [9]:

Скороговорки — словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки — логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого — либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д.

Собственно детский календарный фольклор — заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора — один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу.

Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра.

По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен — пожеланий.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось — они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.

), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их.

Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр — приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62, c.63].

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *