Мы можем предположить что так ломоносов мог изобразить нам беседу
M. В. Ломоносов: рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два Астронома в пиру. » — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка. » (М. В. Ломоносов)
План конспект по литературе 5 класс
Тема: M. В. Ломоносов: рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два Астронома в пиру. » — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка. » (М. В. Ломоносов)
Цель: рассказать о выдающемся ученом – М.В. Ломоносове; раскрыть его вклад в российскую науку.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран.
II. М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность
Просмотр презентации, сопровождаемый комментарием учителя.
С. И. СТРОМИЛОВ
ЛОМОНОСОВ
III. «Случились вместе два Астронома в пиру. » — научные истины в поэтической форме
Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру. », затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.
Словарная работа
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили. в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
Беседа
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »? (2-й вопрос, с. 53.)
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.
IV. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка. » (М. В. Ломоносов)
Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):
«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».
— Как вы понимаете это высказывание?
Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.
Обращаемся ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.
Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру. » (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство. »).
Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от. »
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.
Презентация М.В.Ломоносов биография поэта
Описание презентации по отдельным слайдам:
Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»
У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.
В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения. В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.
С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.
Московский государственный университет В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика
Могила М.В.Ломоносова Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система). Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея. В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни? Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
Вопрос №2 стр.45 В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »? Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление Впереди книги». Н.В. Гоголь.
В.Г.Белинский. «С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».
Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…». Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-917149
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «М.В.Ломоносов. Случились вместе два Астронома в пиру. «
познакомиться с жизнью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова;
дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу;
показать юмористический характер стихотворения;
дать понятие о родах и жанрах литературы;
формировать познавательные УУД.
развивать устную речь, умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения;
совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации;
формировать регулятивных, коммуникативных УУД.
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности;
формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
формировать личностные УУД.
Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка
Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация, Интернет-ресурсы
Урок открытия новых знаний
Форма работы обучающихся
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Используемые методы, приемы, формы
Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся
Цель: включение в деятельность
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем
Приветствие, проверка готовности к уроку
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других
Полная готовность к уроку
II. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Сегодня мы поговорим о 18 веке. Его называют веком Просвещения. Учёные и писатели многих европейских стран, стоявшие на передовых рубежах своей эпохи, видели в просвещении народа путь к улучшению его жизни. Были и в России свои патриоты-просветители. Первое место среди них принадлежит тому человеку, о котором мы будем сегодня говорить. Отгадав кроссворд, вы узнаете фамилию этого человека.
— Сформулируйте тему и цели урока.
Михаил Васильевич Ломоносов – гениальный учёный и поэт. (Потрет)
Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки
Прием создания проблемной ситуации и ее решение
В парах решают кроссворд
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Выполнены задания, сформулированы тема и цели урока
III. Формирование новых знаний
— В качестве эпиграфа я выбрала стихотворение Семена Стромилова о М.В.Ломоносове. Послушайте его.
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели.
И пышным севера сияньем озарён.
Покинув дом отца, в стане чужой, далёко,
Как хлеба он искал познаний и наук.
— Что вы знаете об этом великом человеке? (выслушивание ответов ребят)
Обобщение знаний о биографии М.В.Ломоносова (сообщение учителя с опорой на презентацию)
В чем заключается вклад М.В. Ломоносова в культуру, науку и искусство?
Прием создания проблемной ситуации и ее решение
Выявляются полученные ранее знания детей (на уроке окружающего мира в 4 классе осуществлялось знакомство с М.В.Ломоносовым)
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV .Первичное закрепление.
Работа над выразительным чтением
«Случились вместе два астронома в пиру…»
Учитель читает стихотворение
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили. в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное)
Ребята слушают, готовятся к выразительному чтению
Выразительное чтение стихотворения учителем
Ребята слушают, готовятся к выразительному чтению
Познавательные УУД: знакомятся с произведением, отмечают особенности чтения текста.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать.
Познакомились с текстом
V .Анализ стихотворения
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точных дат жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем 1300 лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
— Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.
— Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
— Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »?
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
— Прочитаем стихотворение еще раз (вторичное чтение)
Создание проблемной ситуации и ее решение
2 человека находят дополнительную информацию о Птолемее и Копернике с помощью Интернет-ресурсов, сообщают ее остальным
Чтение стихотворения учащимися
Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УДД: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные УДД: прогнозирование, саморегуляция.
Стихотворение выразительно прочитано учениками, проанализировано, понята идея
V I . Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока
— Итак, давайте подведем итог.
— Какое впечатление сложилось у вас о данном стихотворении?
-В чем необычность стихотворения?
Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.
М.В.Ломоносов не был пассивным сторонником учения Коперника; в своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мира, построенную польским астрономом. Во многих отраслях знаний, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения.
Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной.
«В безделицах я стихотворца не вижу…» — писал Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Выводы по уроку сделаны
VII .Домашнее задание
Выберите себе задание:
— Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру. »
— Объяснить смысл высказывания Н.В.Гоголя или В.Г.Белинского (высказывания даны на слайдах)
Выбирают себе задание
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Домашнее задание выбрано
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Оценить то, как вы усвоили материал
1.Я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/ длинным
4.За урок я устал/не устал
5.Мое настроение стало лучше/ хуже
6.Материал урока мне был понятен/непонятен, полезен/не полезен, интересен/неинтересен
7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным
Отмечают результаты работы
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов. Случились вместе два астронома в пиру..»
Конспект удобен для проведения урока литературы в октябре, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, приветствие, повторение, проверка домашней работы, физкультминутка, новая тема, итог урока.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов. Случились вместе два астронома в пиру..»
Цель – разберём стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».
· увидим, как о серьёзном можно сказать со смехом.
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
— О чем говорили на прошлом уроке?
— Какая лит-ра называется ДР?
— С каким событием связано появление ДРЛ?
— Какие жанры выделяют в ДРЛ?
— Какой жанр самый распр?
— В чем заключается смысл жанра летописи? (запись по годам)
— Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков ( Никон и Нестор)
3) Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были прочитать рассказ из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и ответить на вопросы
— Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте послушаем его еще раз и потом побеседуем по его содержанию. (видеоролик)
— Итак, кто может сказать вкратце, о чем этот текст? (как на русскую землю напали печенеги и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток-отрок решился выйти из Киева и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. Отрок перебрался на другую сторону Днепра и позвал на помощь воеводу. Воевода Претич приблизился к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что позади идет со своей дружиной Святослав, чтобы разгромить печенегов. Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город, прогнал окончательно врагов)
— В этом тексте очень много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (просмотр презентации)
— Скажите, поучителен ли этот рассказ Повести? (да)
— Чему он нас учит? (быть патриотом своей страны, уметь защитить себя и свой народ)
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Можно глазки открывать!
— Сегодня мы с вами начинаем знакомство с произведениями, у которых есть автор в лице одного какого-то человека. И первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Запишем тему урока …..
— Что вы знаете об этом человеке? Кто он такой? (ответы детей)
— Ребята, М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Внимание на слайд (презентация о жизни Ломоносова)
6) Знакомство с произведением
— Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились вместе 2 астронома в пиру…» (читает учитель)
— Что значит «случились 2 астронома»? (встретились)
«спорили в жару»? (вели жаркий спор, громкий, серьезный)
“Круг Солнца ходит» (вокруг Солнца ходит)
«Как ты о сем сомненье рассуждаешь»? (Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?)
« Такова » (прил.) ( такого )
«Жаркова» (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?