Мыслитель древней греции полагавший что философия должна сделать
Читать контрольная по философии: «Особенности античной философии, ее школы» Страница 13
3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образы «огня « и «реки «?
бытие философский школа элеат Задание пятое. Тестовая проверка знаний.Завершите определение:
«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
4. Что такое философская категория?
а. Обозначение чего- либо
б. Форма «чистого разума «
в. Понятие, отражающее связь любого типа
г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а. О неизменности Бытия
б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости
в. О том, что основой всякого Бытия являются атомы
6.Кого из философов древности называли «отцом диалектики «?
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется гносеологией «.
8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление, был:
9.Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?
Мыслитель древней греции полагавший что философия должна сделать
В книге «Истоки истории и ее цель» немецкий философ К. Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность, свои возможности. Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Сознание стало самосознанием, мышление обратилось к самому себе. Усилились внутренние духовные конфликты.
«В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Однако духовный порыв не был подхвачен большинством населения, и, когда осевой период потерял свою творческую силу, начался процесс догматизации достигнутых результатов. Вскоре во всех трех регионах — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — образовались созданные завоевателями империи, правители которых, впрочем, поддерживали сформировавшиеся в осевой период буддизм, конфуцианство, греческую философию, способствуя их вхождению в сокровищницу мировой культуры. «Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи».
Несколько очагов загорелось почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии. Почему произошло именно так? Дело в том, что помимо общих причин, имевших место во всех трех регионах, — развития мифологии и культуры в целом и благоприятной политической ситуации — в Древней Греции существовали еще и специфические причины, которых не было у других народов. Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу.
Философия зародилась за 500 лет до Рождества Христова и начала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. В многочисленных мифах о возникновении и управлении Вселенной действовал целый сонм богов во главе с Зевсом. Примерно за 700 лет до появления философии были созданы Гомером выдающиеся произведения литературы — «Илиада» и «Одиссея».
Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сейчас. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей. Амфитеатры, в которых показывали трагедии, могли вместить несколько тысяч жителей города. Широкое распространение получили скульптура, музыка и физкультура. Древняя Греция — родина Олимпийских игр. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия» (так назывались до 1917 г. школы в России, и это слово снова входит в оборот), потому что в древнегреческих гимнасиях не только изучали науки, но занимались атлетическими и физическими упражнениями на различных снарядах, уделяя им по нескольку часов в день. Поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» пришла из Древней Греции. Образование было направлено на то, чтобы воспитать целостного, гармонически развитого человека, о чем мечтают и поныне.
Гармонически развитый человек должен быть умным. Но можно ли научить уму-разуму? Чувство собственного достоинства, свойственное грекам, не переходило в самомнение и сознание собственной непогрешимости, и они оставались достаточно критичными в области мышления.
Подлинно мудрые называли себя в отличие от софистов философами, т.е. не мудрецами, а лишь любящими мудрость. Многие удивятся: при чем здесь любовь, если речь идет о знании? На самом же деле, именно любовь побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьется успеха в выбранной им деятельности.
Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности. Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Прежде всего, там существовала прочная традиция свободных дискуссий, развившаяся в эпоху демократии — власти народа (от «демос» — народ, «кратос» — власть), когда все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств) и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.
Особо следует подчеркнуть, что философы в Древней Греции были свободными людьми, отдававшими себя полностью философии. Они не были жрецами, как в Древней Индии, что привязывало бы их к традиционной религии, и не обязаны были находиться на государственной службе, как в Древнем Китае, что связывало бы их с существующими социальными традициями. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.
Конечно, люди мыслили со времен своего появления на Земле. В широком понимании мудрого, целостного постижения бытия философия существовала во всех культурах. Она зародилась именно в Древней Греции. Мудрые изречения мы находим и в произведениях, созданных на Ближнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае, но философия как дисциплина с определенной системой понятий начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу и выступающих в качестве предмета мышления (т.е. того, о чем мыслят).
Еще одна причина появления философии именно в Древней Греции, тесно связанная с другими, — высокий престиж «любящих мудрость». Когда, завоевав очередной город, Александр Македонский подошел к сидящему на земле философу, чтобы облагодетельствовать его, и, нагнувшись над ним, спросил: «Что я могу для тебя сделать?», Диоген Синопский гордо ответил: «Отойди, не загораживай мне солнца». И Александр Македонский не наказал дерзнувшего отказаться в довольно грубой форме от помощи «властителя Вселенной», а сказал, обратившись к приближенным: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Да ведь и учителем его был знаменитый философ Аристотель.
Фалес Милетский.mp4
Откуда произошло все существующее в мире? Этот вопрос с давних времен волнует людей, и философия ищет на него ответ. Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о первоначалах, из которых, по их мнению, все существующее возникло. Фалес (ок. 625 — ок. 545 до н.э.) признавал первоосновой воду, Гераклит (ок. 544— 483 до н.э.) — огонь, Анаксимен (585 — 525 до н.э.) — воздух, другие — землю, число, атом, идею и т.п. Конечно, это совсем не та вода и не тот атом, какие мы знаем сейчас. «Вода» Фалеса — невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая всеми вода. То же самое можно сказать и о других первоначалах, открытых древнегреческими философами.
Анаксимандр (ок. 611 — 545 до н. э.), отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве исходной сущности беспредельное (апейрон). Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору (ок. 500 — 428 до н.э.), который называл их гомеомериями («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные своим невидимым прообразам. Он считал, что в каждом из тел содержатся любые частицы, но имеет оно облик в соответствии с тем, какие частицы в нем преобладают. Гомеомерии, которых бесконечно много, содержат все разнообразие мира как бы в миниатюре.
Философия — искусство рассуждения, способ обучения критическому мышлению. Только возникновением новой традиции обсуждения мифов, основу которой составляет «изобретение критического мышления», можно «объяснить тот факт, что в ионийской школе три первых поколения философов создали три различных философских учения». Имеются в виду Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморского побережья малой Азии — Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле слова представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.
Особенности античной философии, ее школы
Другие контрольные работы по предмету Философия
2. В чем их противоположность размышлениям элеатов?
В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
бытие философский школа элеат
Задание пятое. Тестовая проверка знаний
Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
4. Что такое философская категория?
а. Обозначение чего- либо
б. Форма чистого разума
в. Понятие, отражающее связь любого типа
г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а. О неизменности Бытия
б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости
в. О том, что основой всякого Бытия являются атомы
8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление, был:
9.Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?
10.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:
Список используемой литературы
. Трубецкой Е. Политические идеалы Платона и Аристотеля в их всемирно-историческом значении //Вопросы философии, М., 1890. № 4, с. 2.
. Линицкий П. Общий взгляд на философию// ТКДА, 1867, т. 4, с. 81.
. Трубецкой С.Н. История древней философии. Ч. 1. М., 1906, с. 156.
. Линицкий П. Нравственные и религиозные понятия у древних греческих философах // ТКДА, 1870, т. 4, с. 184.
. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. Т.9. Собр. соч. Брюссель, 1966, с. 205.
. Козлов А.А.. Метод и направление философии Платона. Философские э
Античная философия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:44, контрольная работа
Описание работы
Файлы: 1 файл
философия 2.docx
Пифагор, исходя из мистериальной базы и желая, так же, как и Орфей, преобразовать общественную жизнь, обновил содержание религии, основывая ее на знании. Он исцелял религией тягу к знанию и души, и общества в целом, потому что, когда религиозные убеждения уходят своими корнями в знание, тогда духовные плоды, которые рождаются, будут наилучшими (достойными*). Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией. Сумма четырех первых цифр, из которой берет своё начало священная декада (десятка*) — источник и корень вечной, неиссякаемой природы. Вселенная разделяется на три части: первая — Олимп, который несет в себе совершенные начала, эфир и сферу вечного; вторая — Космос, который охватывает сферу неподвижных звезд и планет, место обитания рожденных богов и третья — Небо, которое вмещает в себя все, что существует под луной и подвержено разрушению. Вселенная для пифагорейцев, так же, как и для орфиков, является вечной и божественной. Она окружена бесконечным, необозримым духом (дыханием), дающим ей жизнь. Людей много, они разобщены и смертны в телах своих, но душа их, которая существует задолго до существования тела, бессмертна, она является частью божественной души, задача которой состоит в том, чтобы связывать персональную судьбу с космическим порядком. Душа, оторванная от своего божественного истока, заключенная в темницу смертного тела, чтобы искупить вину за грехи свои, должна пройти путь очищения чередой целого ряда перевоплощений в телах (орфическая теория перевоплощений). Итак, дело человеческой жизни состоит в нравственном очищении и усовершенствовании себя. Целью этого является освобождение души от круга рождений и обретение утраченного состояния божественного блаженства посредством соединения с Богом. Путь к этому лежит через очищение от всего плотского, чувственного, уход от земного. Однако существует разница в способе, которым достигается это очищение. Церемониальный характер, который мы встречаем у орфиков, здесь обретает новое духовное наполнение. Новый элемент, то новое, что вносит Пифагор — это возможность очищения и соединения с богом посредством философии. Пифагор как философ утверждает, что, если мы хотим отождествить себя с «космосом», с которым мы фактически «состоим в родстве» нам нужно будет, не относясь с небрежением к древним религиозным канонам, исследовать пути их. Поскольку каждый из нас — это «космос» в миниатюре, развивая порядок внутри нас, мы становимся «космосом» в душе. Философия очищает человека, освобождая его от алогичного элемента материи и смертного тела, и совершенствует его путем сравнения с Богом. Однако для достижения божественного качества необходимо прежде обрести человеческое. Практическая философия, развивая в человеке нравственные достоинства, делает его добрым, подготавливая его тем самым для познания истины и божественного достоинства, что достигается занятиями наукой (геометрия, математика), теоретической философией. Цель философии состоит в том, чтобы сопровождать человека на пути познания самого себя и способствовать освобождению его от его смертной природы. Это является совершеннейшим зерном философии: созерцание ритмов Вселенной. Пифагорейская мораль объединяет действие и молитву. Человек трудится, но разум его всегда нацелен на первопричину блага. Необходимы готовность, горячее желание для подражания богу, жизнь, которую отличают гармония и порядок, знание и соблюдение во всём чувства меры. Воздержание и умение терпеливо переносить страдания и боль, как и в орфизме являются основными моральными достоинствами и вытекают из закона воздаяния за совершённое нами.
Элейская школа– одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.э.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля. Элейская школа и ее представители. Учение Парменида о Бытии: переход мышления от конкретно-наглядных образов к предельно общим понятиям. Категория Бытия, ее основные характеристики. Разделение знания на чувственное («мнение») и высшее, рациональное («знание по истине»). Умозрительно-спекулятивная конструкция модели бытия как первый шаг к рационализму в философии.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА — одна из древнегреческих философских школ (кон. 6-1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля
Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.
Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества
Фалес первоначало видел в воде, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух.
Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией
Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли.
Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет, все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.
Элейская школа Парменид
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе.
В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
1.Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
Физический мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды». В большей части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.
2. В чем их противоположность размышлениям элеатов?
В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет.
3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образы «огня» и «реки»?
Первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.
«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общие видение и понимание мира и места человека в нем называется Мировоззрение.