Мыслители античной эпохи считали что недостойным профессиональным занятием является
История экономических учений (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
История экономических учений
История экономических учений: Учебно-практическое пособие
Печатается по решению Ученого Совета Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета
Михаил Георгиевич Покидченко, доктор экономических наук, профессор (Московский государственный университет им. )
Учебно-практическое пособие. Ц Ульяновск: УлГУ, 200с.
© Ульяновский государственный университет.
Рабочая программа курса
Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности А Л К
Тема 2. Экономические учения средневековья А Л К
Тема 3. Меркантилизм А Л К
Тема 4. Экономические учения конца XVII-XVIII вв. А Л К
Тема 5. Классическая политическая экономия А Л К
Тема 6. Марксизм А Л К
Тема 7. Гетеродоксия XIX века А Л К
Тема 8. Маржинализм А Л К
Тема 9. Неоклассическое направление А Л К
Тема 10. Институционализм А Л К
Тема 11. Кейнсианство А Л К
Тема 12. Современное «основное направление» А Л К
Тема 13. Современная гетеродоксия А Л К
Тема 14. Экономическая наука в дореволюционной России А Л К
Тема 15. Экономическая теория государственного социализма А Л К
Ключи к тестовым заданиям
Глоссарий историко-экономических понятий и терминов
Хронологическая матрица новых идей, теорий и школ в экономической науке
Учебно-практическое пособие направлено на изучение истории экономических учений как дисциплины социально-гуманитарного или общепрофессионального блока, предусмотренной государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. Оно предназначено главным образом для дистанционного образования, но может быть эффективно использовано и для других форм обучения. Особенность учебно-практического пособия заключается в том, что оно включает ряд методических средств, помогающих студенту в самостоятельном освоении учебного материала.
Пособие включает пятнадцать тем, раскрывающих содержание всех дидактических единиц, предусмотренных стандартом. Изучение каждой темы состоит из двух этапов. Сначала предлагается ознакомиться с кратким изложением основного содержания темы, а затем перейти к самостоятельному изучению основной и дополнительной литературы и выполнению контрольных заданий.
Учебно-практическое пособие содержит Список литературы, который состоит из двух частей: основная литература и дополнительная литература. Здесь в алфавитном порядке указаны первоисточники, то есть работы выдающихся мыслителей, внесших значительный вклад в развитие экономической науки, а также учебники и учебные пособия, научные публикации как отечественных, так и зарубежных авторов.
В изучении основной литературы поможет Алгоритм самостоятельной работы, включающий список первоисточников, а также указывающий путь от учебников с простым изложением материала к учебной литературе с более углубленным рассмотрением темы. В Алгоритме в квадратных скобках указан порядковый номер, по которому в списке основной литературы следует искать полные данные об указанной публикации.
Аннотированный список дополнительной литературы поможет ознакомиться с работами авторов, дающих различную интерпретацию исторического процесса возникновения и развития экономических идей и теорий, и таким образом сориентироваться в современной историко-экономической литературе. Полную информацию о литературе, указанной в Аннотированном списке, можно найти в списке дополнительной литературы.
В самостоятельной работе помогут Глоссарий историко-экономических терминов, а также Хронологическая матрица новых идей, теорий и школ в экономической науке.
После изучения темы необходимо выполнить контрольные задания, позволяющие самостоятельно проверить усвоение учебного материала. При выполнении тестовых заданий по методике множественного выбора необходимо выбрать только один правильный ответ из предлагаемых вариантов.
Рабочая программа курса, краткое описание основного содержания тем, алгоритм самостоятельной работы, хронологическая матрица, глоссарий историко-экономических терминов, контрольные задания разработаны И. Гуровой, список литературы и аннотированный список дополнительной литературы Ц С. Сазановой.
Интерналисты утверждают, что наука развивается в результате движение от ошибочных суждений и выводов к истинным, от неправильного понимания действительности к правильному, руководствуясь своей собственной внутренней логикой и внутринаучной рациональностью. Согласно интерналистскому подходу внешние для самой науки факторы (общественная практика, смежные научные дисциплины, экономическая политика и др.) оказывают лишь второстепенное и эпизодическое воздействие. Экстерналисты, не отрицая значимости внутринаучных факторов, считают, что решающую роль в развитии науки играют внешние факторы. С точки зрения экстерналистcкого подхода наука развивается как ответ на потребности общественной практики; каждая историческая эпоха имеет определенную господствующую теорию, которая в наибольшей степени приспособлена для решения ее практических проблем.
В историко-экономической литературе пока еще встречаются различные объяснения таких событий как появление маржинализма в последней трети XIX в., кейнсианская революция 30х гг. ХХ в., еще не разработана единая периодизации исторического процесса возникновения, развития и смены экономических идей и теорий. Тем не менее, мы можем выделить главные вехи в истории экономических учений: первое отделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпоху меркантилизма; отделение экономической науки как самостоятельной области научного знания, имеющей собственный предмет и метод исследования в последней четверти XVIII в.; возникновение в последней трети XIX в. экономической профессии, то есть профессиональной группы, специально занимающейся научными изысканиями в области экономики; признание в 30-е гг. ХХ в. социального статуса экономической науки, необходимости научного обоснования экономической политики и активного участия экономистов в решении практических проблем общества.
В учебно-практическом пособии используется экстерналистский подход, нацеленный на изучение социальной истории экономической науки. Это позволяет не только обнаружить закономерности ее развития в широком общественно-политическом и культурно-историческом аспекте, но и понять общественную значимость экономической профессии и социальную ответственность экономиста.
Рабочая программа курса
Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Экономический строй традиционных обществ. Проблемы государственной регламентации хозяйственной жизни восточных деспотий в кодексе Хаммурапи, Артхашастре, Гуань-цзы. Особенности античной экономики. Платон и Аристотель о разделении труда. Модель идеального государства Платона. Платон и Аристотель о частной собственности, богатстве и деньгах. Аристотель об объективном характере общественных законов. Экономика и хрематистика. Аристотель о потребительной и меновой стоимости, концепция естественной цены. Экономическая мысль в Древнем Риме. Особенности средневекового общества. Схоластика и христианский аристотельтизм. Фома Аквинский. Отношение к частной собственности и богатству. Концепция справедливой цены. Природа доходов. Металлистическая концепция денег. Эпоха Великих географических открытий. Экономическая доктрина меркантилизма. Экономическая политика меркантилизма. Концепция денежного баланса. Концепция торгового баланса. Концепция «полезности нищеты».
Первые теоретические системы конца XVII-XVIII вв. Критика меркантилизма в эпоху мануфактурного капитализма. Экономические воззрения У. Петти и П. Буагильбера. Кантильона в формирование экономической науки. Школа физиократов. Концепция естественного порядка. Концепция «чистого продукта». Ф. Кенэ: первая модель макроэкономического оборота.
Классическая политическая экономия. Теоретическая система А. Смита. Доктрина экономического либерализма. Концепция «невидимой руки». «Парадокс Смита». Теория трудовой стоимости. Естественная и рыночная цена. Факторы экономического роста. Концепция производительного и непроизводительного труда. Классическая теория экономического роста (Д. Рикардо). Закон народонаселения Мальтуса. Классическая теория доходов. Закон рынков Сэя. Особенности методологии и теории Дж. Ст. Милля.
Историческая концепция К. Маркса. Теоретическое обоснование революционного решения «рабочего вопроса». Теория капиталистической эксплуатации. Трудовая теория стоимости. Объяснение тенденции нормы прибыли к понижению. Теория капиталистического цикла.
Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржинализм. Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас). «Маржиналистская революция». Неоклассическое направление. Австрийская школа (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер): концепция вменения, теория капитала и процента. Кэмбриджская школа (А. Маршалл, А. Пигу, Ф. Эджуорт): неоклассическая теория ценности, теория частичного равновесия, «крест Маршалла», теория благосостояния. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето): теория общего равновесия, математические методы экономического анализа. Американская школа (Дж. Б. Кларк, И. Фишер): теория предельной производительности, количественная теория денег.
Американский институционализм (Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс). Критика неоклассической теории. Социально-психологическое направление. Критика «большого бизнеса» и финансового капитала. Эмпирическое направление. Социально-правовое направление.
Великая депрессия гг. «Новый курс» Рузвельта. Теория Дж. М.Кейнса. Критика неоклассической теории. Особенности методологии макроэкономического анализа. Теория управления совокупным спросом, модель доходы-расходы, «кейнсианский крест». Теория предпочтения ликвидности. Кейнсианская теория экономического цикла (Э. Хансен) и экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Кейнсианско-неоклассический синтез (Дж. Хикс, П. Самуэльсон). Модель IS-LM («крест Хикса»). Посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа, П, Дэвидсон). Неорикардианство и «Антимаржиналистская революция». Особенности политики кейнсианского типа.
«Неоконсервативное возрождение» середины 70-х гг. ХХ в. Неоклассическая теория экономического роста (Р. Солоу). Чикагская школа (Ф. Найт, Я. Винер). Монетаризм (М. Фридмен). Новая классическая макроэкономика (Р. Лукас, Т. Саржент, А. Уоллес). Экономическая теория предложения (А. Лаффер). Политические рекомендации современных неоклассиков.
Критика современной неоклассической теории. Неоавстрийская школа (Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек). Неоиснтитуциональная теория (Р. Коуз, Д. Норт, Дж. Бьюкенен, О. Уильямсон). Современные теории традиционного (американского институционализма) (Дж. Гэлбрейт). Новое кейнсианство (Дж. Стиглиц).
Особенности развития экономической науки в дореволюционной России. Дискуссии о пореформенном развитии России второй половины XIX в. Особенности маржинализма (М. Туган-Барановский, В. Дмитриев). Идеи революционного марксизма в России (В. Ленин).
Экономическая теория государственного социализма в СССР. Методологические и теоретические дискуссии 20-х гг. ХХ в. Дискуссии о планировании (Н. Кондратьев). Модель экономического роста социалистической экономики (Г. Фельдман). Организационно-производственная школа в аграрной теории (А. Чаянов). Создание первого учебника политической экономии (1954 г.). Развитие математической экономии и создание системы оптимального функционирования экономики (В. Новожилов, Л. Кантарович).
Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности
В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства.
В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение.
Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства; норма накопления не превышала 5%. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения.
В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы.
В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н. э.) и Аристогг. до н. э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы.
Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов.
В своих работах «Государство» и «Законы» Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.
Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством.
Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.
Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.
Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики.
По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.
Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.
Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества.
Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.
Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.
Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы.
Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю Ц это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.
Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.) и Колумеллы (I в. до н. э.).
В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т. д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.
Алгоритм самостоятельной работы
Аристотель Сочинения [ 2 ]
Сельское хозяйство[ 9 ] Гуань-цзы [ 15 ]
Платон Государство. Закон. Политика. [53 ]
[57], С. 10-38. История экономических учений [21], С.13-28.
История экономических учений [ 24 ], С. 12-17.
Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. I
[ 13 ] С. 94-107, 117-127, 130-147.
Аннотированный список дополнительной литературы
Особенности хозяйственной системы и экономической мысли Древнего мира исследованы в монографии А. Аникина «Юность науки: жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса». Несомненно, полезно будет познакомиться с работой историка-экономиста и переводчика В. Штейна, ставшей библиографической редкостью. В ней перевод памятника древнекитайской экономической мысли «Гуань-цзы» сочетается с анализом рекомендаций авторов «Гуань-цзы» в области ценовой, аграрной и финансово-кредитной политики государства.
1. Экономические учения эпохи традиционных обществ характеризовалась следующими особенностями:
А) имели фрагментарный характер
Б) опирались на специальные методы экономического исследования
В) развивались профессиональными экономистами
Г) все перечисленное верно
2. Главными проблемами экономической мысли Древнего Востока являлись:
А) вопросы организации и управления частновладельческим хозяйством
Б) вопросы организации и управления царско-храмовым хозяйством
В) вопросы организации и управления мануфактурами
Г) все перечисленное верно
3. По Аристотелю наука об управлении домашним хозяйством называется
Г) моральная философия
4. Проблему разделения труда в античный период рассматривал
5. В античный период рабовладение критиковал
В) все перечисленное не верно
6. Мыслители античной эпохи считали, что недостойным профессиональным занятием является
В) сельское хозяйство
Г) все перечисленное верно
7. Платон отрицал следующую функцию денег:
В) средство накопления
Б) средство обращения
8. Взгляды Аристотеля на природу денег были близки
А) количественной теории денег
В) номиналистической теории денег
Б) металлистической теории денег
Тема 2. Экономическая мысль средневековья
Средневековье Ц это многовековой период эпохи традиционных обществ, начавшийся с падения Римский империи (474) и продолжавшийся до середины пятнадцатого века. Средневековое общество имело феодальный характер. Феодализм характеризовался частной собственностью на землю и господством крупного землевладения. Феодальное общество имело жесткую сословную структуру, основанную на принципе «господин-вассал». Основное средство производства Ц земля Ц принадлежало королю (ставленнику Бога на земле) и распределялось по законам сословной иерархии. Земля передавалась по наследству от отца к сыну. Земля, капитал, труд не являлись товаром. Большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. Однако развитие рыночных отношений постепенно подрывало феодальные устои; значимость таких явлений экономической жизни как частная собственность, денежная цена, процент и проч. возрастала.
Большую роль в организации феодального общества, а также в его интеллектуальной жизни играла церковь. В этот период преобладала не светская, а религиозная (каноническая) мысль; экономические идеи развивались как часть учения христианской церкви. Наиболее типичным явлением в мышлении средневековья является схоластика (от греч. «школьный», «ученый»), возникшая в XI-XII вв. Это тип религиозной философии, соединяющий в себе теолого-догматические предпосылки с рационалистическими представлениями. Раннее христианство отрицательно относилось к частной собственности и предпринимательству. Однако прогресс экономики в эпоху позднего средневековья в связи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынков приходил в противоречие с христианским учением. Схоласты, не отрицая религиозных канонов, стремились найти рациональное объяснение действительности. Они восприняли многие идеи Аристотеля, что привело к своеобразному синтезу канонического учения и воззрений древнегреческого философа в виде христианского аристотельтизма. Этот принцип позволил найти компромиссное решение некоторых важных проблем феодальной экономики.
Схоласты развили учение Аристотеля, в частности его тезис о естественном характере общественных законов. Они разработали доктрину естественного права. Схоласты считали, что естественное право Ц это комплекс правил, соответствующих общественной необходимости, налагаемых на человека природой и потому непреложных.
Наибольший вклад в экономическую мысль средневековой схоластики внес итальянский мыслитель Святой Фома (Фома Аквинский) (). Его экономические воззрения изложены в работе «Сумма теологии» (Summa Theologica). Во взглядах на экономику он опирался на теорию, развитую Аристотелем. Ф. Аквинский доказывал, что частная собственность в том виде, в каком ее признавал Аристотель, вполне совместима с религиозной моралью. Частная собственность, связанная с удовлетворением потребностей (собственность на одежду, жилище и проч.), а не стремлением к обогащению, не является противоестественной.
Схоласты восприняли идею Аристотеля о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена, который позволяет приобретать другие необходимые товары. Так же, как и Аристотель, они разделяли потребительную стоимость и меновую стоимость, а также монопольную цену, установленную продавцом, и естественную цену, независимую от какого-либо лица. В условиях феодализма существовали механизмы, которые препятствовали конкуренции и формированию рыночной цены. Например, монопольный характер имели цены, которые устанавливались ремесленными цехами. В концепции справедливой цены схоластов идея ценности означала нормальную (конкурентную) цену товара, а превышение ее расценивалось как нарушение норм морали. Они считали монопольную цену ненормальной и несправедливой, а конкурентную цену нормальной и справедливой.
Опираясь на учение Аристотеля о естественных и неестественных видах экономической деятельности, а также на доктрину естественного права схоласты определили свое отношение к различным видам деятельности и доходов. Такие доходы как заработная плата и рента они рассматривались как естественные, данные Богом виды дохода. Достаточно терпимо схоласты относились к предпринимательской прибыли, рассматривая ее как плату за «общественные услуги» предпринимателя и результат действия расчетливого экономического разума, понимая под расчетливостью намерение извлекать денежную выгоду при помощи законных методов.
Торговля, согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом. Этот вывод следовал из предпосылки о неизменности совокупного богатства. Действительно, в традиционных обществах экономический рост практически отсутствовал. Следовательно, обогащение было возможно только за счет перераспределения богатства. Поэтому торговля рассматривалась как выигрыш одного лица за счет другого. Рассматривая торговлю как не очень престижное занятие, схоласты, тем не менее, оправдывали торговлю тем, что в целом она приносила обществу пользу.
Отношение к ростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранняя схоластическая доктрина осуждала ростовщичество; оно рассматривалось как недостойное занятие. Однако в более поздних взглядах осуждалась не столько практика взимания процента, сколько слишком высокая процентная ставка.
Во взглядах на деньги схоласты продолжали идеи Аристотеля, то есть придерживались металлистической концепции. Они осуждали государственные злоупотребления по уменьшению золотого содержание монеты, которые приводили в непрерывным расстройствам денежного обращения.
Светскую экономическую мысль эпохи феодализма представляет французский ученый Никола Орем (Оресм) (ок.), который предпринял попытку обосновать металлистическую теорию денег в своей работе «Трактат о происхождении, природе и юридическом основании и изменении денег». Он следовал логике Аристотеля в объяснении причин возникновения денег, но более детально остановился на тех свойствах, которыми должны обладать товары, используемые в качестве денег. Так же, как и Аристотель, он признавал товарную природу денег. Рассматривая закономерности денежного обращения в денежной системе биметаллизма, он настаивал на том, что соотношение золота и серебра как денежных товаров должно соответствовать их рыночному соотношению. Никола Орем настаивал на том, что чеканка монеты должна быть привилегией королевской власти как представителя общества, который имеет наибольшие полномочия и власть; однако он требовал исключить злоупотребления, ведущие к ухудшению качество монеты.
Средневековым мыслителям удалось уточнить содержание многих экономических понятий, развить логику научного понимания экономических процессов. Однако в целом экономическое мышление оставалось под контролем религиозных норм.
Алгоритм самостоятельной работы
Фома Аквинский Сумма теологии [ 71 ]
История экономических учений [ 2 1], С. 31-48.
История экономических учений [ 2 4], С. 18-27.
Аннотированный список дополнительной литературы
К сожалению, экономические воззрения схоластов, а также светских ученых средневековья не получили достаточного внимания в работах современных историков-экономистов. В статье А. Арсеневича наряду с переводом «Суммы теологии» Фомы Аквинского с латинского языка содержатся интересные комментарии и анализ влияния воззрений Аристотеля на средневекового мыслителя.
Во взглядах на деньги схоласты придерживались
А) металлистических воззрений
В) количественной теории денег
Б) номиналистических воззрений
Схоласты считали, что справедливой является