На чем играл шопен в детстве
Фредерик Франсуа Шопен биография детство, личная жизнь, друзья, национальность, интересные факты о творчестве, лучшие музыкальные произведения композитора и пианиста
Фредерик Шопен, биография которого отражает своеобразную судьбу и уникальную одаренность — самый знаменитый польский композитор и музыкант.
Его творчество, полное искренности и достоверности, было откровением для своей эпохи и стало основой современного музыкального языка.
Новаторский стиль пианиста дал толчок развитию национальных школ музыки.
Семья и детство
Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.
Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.
Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.
С раннего детства будущего композитора обучали музыке. В 5 лет он уже исполнял небольшие пьесы, разученные вместе с Людвикой. Одна из младших сестер, Эмилия, обладала литературным талантом.
Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию. Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.
Начальное образование
В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.
Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.
Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.
Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.
Формирование таланта
Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.
В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.
Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.
На прогулках с отцом он мог часами слушать доносящиеся из какой-нибудь хаты напевы, а позже, бывая в имениях у своих друзей — лицеистов, и сам присоединялся к народным песням и пляскам. Через три года завершил учебу в лицее и впервые издал свой музыкальный опус — Рондо соль минор.
Творчество в юности
В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.
В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:
После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.
Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.
Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».
В 1829−30 гг. были написаны и два фортепианных концерта. Как писал в письмах своему другу Тихусу Войцеховскому сам Фредерик, воспоминания о своем идеале вдохновляли его во время работы над ними.
Добровольное изгнание
После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.
11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.
Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.
Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.
Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.
Фредерик решил прервать турне, чтобы вернуться и поддержать своих друзей, принимавших участие в восстании, но близкие и друзья уговорили его не приезжать и творить на свободе.
Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.
Французский этап
Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.
На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.
Успех в Париже
Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.
Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.
Друзья и личная жизнь
Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.
Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».
Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.
Последние годы
С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.
Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.
Наследие композитора
Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара.
Он достиг художественной многогранности, которой другие композиторы добивались, используя множество инструментов, в рамках одной только фортепианной музыки.
Всестороннее развитие, тонкий ум, благородный характер и непринужденность манер придают образу Фредерика Шопена особую привлекательность, не обойденную кинематографом.
Список интересных фильмов о композиторе:
Самый новый фильм «Шопен. Жажда любви» — 2002 года выпуска.
Автобиографии польский музыкант не оставил, а другие биографы отметили главное в его творчестве — все оно пронизано любовью к Польше и тоской по родине. Книги о Шопене написали Жорж Санд, Борис Пастернак, Фаина Оржеховская.
Биография Шопена краткая
Фредерик Шопен – великий польский композитор периода романтизма. Его произведения стали шедеврами мировой классической музыки. Он был основателем школы пианино в Польше. Краткая биография Шопена позволит узнать много интересного о жизни и творчестве великого композитора.
Родители и детство Шопена
Фредерик Шопен появился на свет 17 октября 1910 года в польской деревне Желязова-Воля около Варшавы. Отец мальчика, Николай Шопен (1771-1844), был из простой семьи французских рабочих. В 1802 году он переехал в Польшу и остался работать воспитателем детей графа Скарбека. Был капитаном во время восстания. Впоследствии, несмотря на риск, остался жить в Польше. Он занимался педагогикой в Варшаве и получил репутацию одного из лучших учителей.
В 1806 году ему сосватали дальнюю родственницу графа по имени Юстина Кшижановская (1782-1861). Женщина была из дворянского рода. Она получила хорошее образование в Варшаве, любила играть на фортепьяно и очень красиво пела. Именно мама прививала великому композитору любовь к музыке и повлияла на всю последующую биографию Шопена. Осенью 1810 семья переехала в Варшаву.
У супругов родилось трое дочерей и сын. Интеллигентные и чуткие родители благоприятно влияли на развитие ребят в детстве и на всю их последующую биографию.
Образование великого композитора
С детства было понятно, что Фредерик склонен к музыке и красивой игре на фортепьяно. Окружение благоприятствовало этому. У него с детства была особая чуткость к звукам. Мальчик часами, словно одержимый, мог сидеть за инструментом. Сам подбирал на слух красивые мелодии или выучивал новые произведения.
С самого раннего детства Фредерик поражал публику своей тягой к музыке. Мальчику едва исполнилось 5 лет, а он уже начал давать концерты игры на фортепьяно. К 7 годам он поступил в класс к знаменитому польскому пианисту Войцеху Живному. За пять лет преподаватель сделал из него виртуоза. Несмотря на юный возраст, по технической игре и музыкальным умениями он был наравне со взрослыми.
Фредерик не ограничился просто игрой на пианино, а решил выучить музыкальную композицию. С этим он обратился к столичному музыканту Юзефу Эльснеру. Во время обучения игры на фортепьяно у будущего великого композитора было время на поездки по Европе. Музыкант побывал в Берлине, Праге и Дрездене, где посещал оперу.
Князь Антон Радзвилла был поражен юным музыкантом и стал его покровителем в высшем обществе. Он сыграл довольно значимую роль в биографии Шопена.
Музыкальная карьера биографии Шопена
Поскольку в детстве Фредерик много времени уделял обучению, к 19 годам его карьера уже успешно шла в гору. Публичные концерты в его биографии начались с выступлений в Варшаве и Кракове. Именно они принесли исполнителю известность. Спустя год Фредерик отправился в турне по Европе и на Родину больше не возвращался.
В биографии Шопена указано, что он был сторонником восстания за независимость Польши. Пока Фредерик жил в Германии, ему пришла весть о подавлении восстания. Таким образом, великий композитор был вынужден остаться за границей. Вторым домом для музыканта стал Париж. Громкие события потрясли Фредерика, и он написал свой первый красивый опус этюдов, самым известным из которых был Революционный этюд.
Проживая во Франции, великий композитор чаще всего давал концерты в домах своих покровителей и аристократических знакомых. Именно тогда Фредерик начал сочинять концерты для игры на фортепьяно. Сам же исполнял их в Вене и Париже.
Переломным моментом в биографии Шопена была его встреча с другим композитором романистом Робертом Шуманом. Немец присутствовал на его концерте и был настолько поражен, что воскликнул: «Господа, пора снимать шляпы, это гений». Последователем Фредерика был его ярый поклонник Ференц Лист, венгр по происхождению. Он был восхищен творчеством музыканта и решил написать о жизни кумира. Исследовательский труд писателя был посвящен творчеству и жизни Шопена.
Достижения Фредерика Шопена
С начала 1830 года в биографии Фредерика началось время расцвета его творчества. Великий композитор, вдохновленный поэзией другого поляка из Варшавы – Адама Мицкевича, пишет красивые четыре баллады, которые посвящает родному краю и переживаниям о судьбе Польши.
Мелодии баллад напоминают польские фольклорные песни и танцы. Музыкант вложил в них понравившиеся еще с детства мотивы, прослеживающиеся в его творчестве на протяжении всей биографии. Таким образом Фредерик Шопен смог через призму собственных переживаний с помощью красок музыки нарисовать картины из жизни соотечественников. Параллельно автор пишет 4 скерцо, мазурки, вальсы, ноктюрны и полонезы.
Свою биографию, ситуации, возникающие в личной жизни, и переживания музыкант решил выразить с помощью фортепьяно, написав особую мазурку. В ней были представлены яркие национальные образы. А это и народные танцы, и аристократичные светские балы.
Как видно из биографии великого композитора, он нередко прибегал к модному на тот момент романтизму. Современники музыканта с помощью него обращались к национальному самосознанию народа. Бурдоном Шопен имитирует звуки фольклорных инструментов, которые были характерны для польской народной музыки, а острая синкопа напоминает пунктирный ритм польского звучания.
Иначе проявляется у великого композитора жанр ноктюрна. Музыкант расширил границы и ввел до этого звучавшую исключительно, как «ночную песнь», драматически играющую лирическую зарисовку. Но и сам музыкант изменял настроение, первые опусы похожи на музыку природы, а последние направлены на описание трагических переживаний.
Считается, что в биографии музыканта одним из главных творческих произведений стал цикл, состоящий из 24 прелюдий. Он их писал в период неудачной первой влюбленности. Тогда отношения были разорваны, и музыкант был подавлен.
Прелюдии, написанные музыкантом – это маленькие, но очень глубокие описания внутренних переживаний автора. В тот период было популярно писать музыкальный дневник, и композитор сохранил данную концепцию.
Помимо достижений в музыке, в биографии Шопена присутствует еще одна важная глава. Музыкант был еще и отличным педагогом. Он разработал новую методику обучения красивой игры на фортепьяно. Именно она помогла многим новичкам стать профессионалами своего дела.
Часто к великому композитору, согласно фактам из его биографии, на обучение отдавали аристократических барышень. Но самым знаменитым учеником музыканта считается Адольф Гутман, который был музыкальным редактором и пианистом.
Личная жизнь великого композитора
Согласно биографии, Шопен так и не был женат. Его первой любовью была полячка Мари Водзиньская, с которой он был помолвлен. Родители невесты ожидали более состоятельного жениха и расторгли помолвку. Композитор очень тяжело переживал расставание с возлюбленной, это был нелегкий период в его жизни.
Спустя год музыкант увлекся красивой баронессой Авророй Дюдеван, поклонницей зарождающегося феминизма. Она писала романы под псевдонимом Жорж Санд, носила мужские костюмы и не состояла в браке.
Из биографии музыканта известно, что Аврора была старше Шопена на 5 лет. Отношения влюблённых были очень эмоциональными, молодые часто ссорились. Жили в ее владениях на Майорке. Как оказалось климат не подошел композитору, и Фредерик заболел туберкулезом.
Изображения композитора
У композитора был широкий круг творческих друзей. Благодаря им сохранилось множество портретов Фредерика, которые позволяют лучше узнать биографию Шопена.
Самым знаменитым изображением считается работа автора Эжена Делакруа, которая и по сей день хранится в музее Лувра.
Интересные факты биографии Шопена
И.С. Бах оказал влияние на выбор жанра прелюдий Фредерика и всю его биографию.
В биографии Шопена указано, что Фредерик посещал Россию. Он исполнял свою красивую музыку перед Александром I, который в благодарность подарил ему бриллиантовый перстень.
Композитор завещал после смерти вынуть его сердце из груди и отвезти на родину. Его замуровали в одном из католических храмов Варшавы.
Смерть Фредерика Шопена
После окончательного разрыва отношений с Авророй в 1847 году, здоровье Фредерика начало стремительно ухудшаться. Музыкант был ослаблен и сломлен. Композитор отправился в тур по Великобритании и дал несколько концертов в Париже.
Умер Шопен в середине октября 1849 года по причине осложнений от туберкулеза. Рядом с ним в последние минуты была его младшая сестра Людовика из Варшавы и друзья.
В Варшаве хранятся посмертная маска композитора и слепок рук. Фредерик Шопен по сей день считается гордостью Польши.
О лучших произведениях Фредерика Шопена можно узнать из следующего видео:
Топ 9 интересных фактов из биографии Фредерика Шопена:
Проект Владимира Петухова «История жизни». Шопен поможет лучше узнать великого композитора:
Документальный фильм из цикла «По следам великих композиторов» про Фредерика Шопена смотрите уже сейчас:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Баха.