На чем играл высоцкий

10 гитар Владимира Высоцкого

Сегодня 74 года со дня рождения Владимира Высоцкого. В связи с чем, хотелось бы немножко рассказать его о гитарах. Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах. Зафиксировать самую его первую гитару сложно.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Было несколько «ширпотребовских» гитар, одну из них можно узнать по узкому темному канту вокруг резонансного отверстия.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников).

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Владимир Высоцкий, в гостях у Ю.Манина, рассказывает:

«Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл. Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!» Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится…» Она говорит: «Ну, что ж… Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы…» И отдала мне… Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».

Была и похожая на нее гитара, лады у нее обозначены белыми кружочками, расположенными параллельно как 3:2:1 в три ряда поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары князей Гагариных гораздо выше над резонансным отверстием и талия уже, чем у этой гитары.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Еще была интересная гитара с двумя грифами. Как вспоминает В.А.Шуляковский: «Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался…”

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Также была гитара с двумя вырезами, у которой лады обозначены ромбиками, и черная гитара c белым кантом по краю и коротким вырезом.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

С апреля 1978 года появляется гитара с вырезом без лиры

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

С этой гитарой Владимир Высоцкий на съемках кинопанорамы 22 января 80г., на видеосъемке В.Виноградова и фотографиях В.Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ, об этой же гитаре Высоцкий говорил в «Монологе», на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара — лучшая…

Конечно, гитар на которых поиграл Высоцкий было куда больше десяти. Но не столь важно сколько их было точно. Ведь гитара это инструмент, и лишь в руках умелого исполнителя она раскрывается и обретает силу. Высоцкий это прежде всего стихи, точнее стихи его голосом. Наложенные на гитарный бой, они приобретают невероятную силу. Они пробирают до мурашек на коже. Кто бы не пытался повторить, какую бы аранжировку не делали. Все не то..

Источник

Высоцкий. Глава 133. Последняя гитара

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года

В прошлой Главе мы говорили о том, насколько образ Владимира Высоцкого неразрывно связан с его семиструнной гитарой, о том, как мама, Нина Максимовна подарила ему самый первый инструмент, и как самоучка Высоцкий нашел свою характерную манеру игры, и как ему в этом помогли советы его ближайших друзей.
Гитар у Высоцкого было много. Были среди них инструменты удивительные, с историями под стать самому Владимиру Семеновичу.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Казань, октябрь 1977 года

Составить точный список всех гитар, на которых играл Высоцкий, невозможно.
Да и приблизительный список все равно будет неполным. Особенно это касается ранних лет, когда гитары у молодого актера и начинающего автора-исполнителя были совсем простые, ширпотребовские. Такие можно было купить в любом музыкальном магазине. Обычно это ничем непримечательные на вид советские инструменты. После реформы 1961 года такие стоили примерно 6 рублей 50 копеек. Разве что одну из них можно отличить по заметному узкому черному канту резонансного отверстия.

Так что все ранние песни, в том числе практически все так называемые блатные, сыграны под аккомпанемент вот таких гитар.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Ленинград, апрель 1963 года

Простые гитары, незамысловатые аккорды и песни пока еще несложные.
Впрочем, не все, конечно.

«За меня невеста отрыдает честно…»: слушать

После съемок «Вертикали» у Высоцкого появляется уже совсем другой инструмент.
Инструмент в буквальном смысле с историей. Записи выступления Высоцкого во ВГИКе случайно и услышала Александра Александровна Дикая, вдова знаменитого артиста Алексея Дикого.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Алексей Дикий

Алексей Денисович сам прошел сталинские лагеря, а потом по иронии судьбы играл Сталина и был лауреатом Сталинской премии.
И владел уникальной гитарой. Ну а как она попала к Высоцкому, об этом он сам рассказывал 10 ноября 1966 года в гостях у Юрия Мамина: слушать

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
1966 год

Характерной приметой гитары князей Гагариных, назовем ее так, была не только изогнутая, как у скрипки спинка, но и отсутствие обозначения ладов.
На различных съемках эта гитара появляется вплоть до 1979 года. Где она теперь, к сожалению, неизвестно.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Москва, 1972 год. Фото Аркадия Гершмана

Ее часто путают с другой гитарой, внешне похожей на нее.
Но мы не зря отметили, что у гитары князей Гагариных лады не обозначены. А у похожей на нее гитары лады отмечена шестью белыми кружочками: 3+2+1.

Инструмент, приобретенный у вдовы Алексея Дикого, был не единственной раритетной гитарой Высоцкого.
В спектакле «Преступление и наказание», поставленном в Театре на Таганке в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Владимир Алеников

Алеников отдал ее для этой роли Высоцкому, которому гитара очень понравилась своим антикварным видом.
И окраска у нее была необычная, и звук несовременный.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание», 1979 год. Фото Александра Стернина

Гитару сделал известный петербургский мастер Ягодкин.
После смерти Высоцкого Владимир Алеников попросил разыскать гитару, ее нашли, но из Театра вернули в совершенно плачевном состоянии, и в Союзе никто не взялся за ремонт. В 1991 году Алеников увёз инструмент в Штаты, где её привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер. А фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar» под именем «Высоцкий».

Близкий друг Высоцкого Бабек Серуш справлял новоселье на Речном Вокзале, и Высоцкий подарил ему необычную гитару.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Бабек Серуш

Бабек сам не играл, но Высоцкий ему ответил: мол, стану приезжать к тебе в гости – будет на чем играть.
Гитаре потребовался ремонт. Знакомый Бабека композитор Леонид Гарин показал инструмент специалистам, и те сказали, что это не просто гитара. Ее изготовил знаменитейший гитарный мастер Василий Климов, делавший в конце 19 – начале 20 века инструменты с удивительным звучанием.

Была у Владимира Семеновича гитара, которую можно назвать даже пижонской.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Кентау, август 1970 года. Фото Н.Алексеева

Темная, близкая к вишневой, с двумя вырезами, лады обозначались крупными ромбами, и некоторые в начале 1970-х по ошибке вообще принимали ее за электрогитару.

В одной из первых Глав нашего цикла мы рассказывали о скандальных концертах Высоцкого в Новокузнецке в 1973 году.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Новокузнецк, февраль 1973 года. Фото Владимира Богачева

Между тем и гитара тогда в руках у Высоцкого была необычная.
Одна из самых красивых, безусловно. Почти черная, с белой окантовкой с узорами вокруг отверстия. Мы можем видеть этот инструмент у Владимира Семеновича и на съемках в Будапеште и в Париже, где он был в гостях у Михаила Шемякина (1978 год).

К слову, одна из гитар Высоцкого, судьба которых известна и после его смерти, осталась именно у Михаила Шемякина.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Мастерская Михаила Шемякина в Сохо. Лондон, 1981 год

Сохранилась и, пожалуй, самая оригинальная из всех гитар, на которых играл Владимир Семенович – гитара с двумя грифами.
Одна из гитар хранится, по его словам, у Михаила Боярского.

Среди многочисленных гитар, под аккомпанемент которых исполнял свои песни Высоцкий, были, разумеется, и такие, что оказывались у него в руках совершенно случайно, порой вообще единожды в жизни.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Теплоход «Аджария», октябрь 1969 года. Фото М.Ганкина

Далеко не каждому такому инструменту повезло сохраниться, а уж тем более стать впоследствии памятным экспонатом.

На гитаре, которую предложили Высоцкому во время их пребывания в Касабланке с Мариной Влади, он после импровизированного концерта оставил на память хозяевам вот такой поэтический автограф:
В желтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.
Африка, Касабланка, 1976 г., апрель
Хасану
Володя

Спустя сорок лет, уже в наши дни, этот инструмент был подарен польскому Музею Высоцкого в Кошалине, где его сохранила легендарная Марлена Зимна.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Музей Владимира Высоцкого в Кошалине. Польша, 2014 год. Фото Наталии Рахмановой

Мы чуть выше упоминали инструмент, похожий на электрогитару, на которых тогда играли музыканты вокально-инструментальных ансамблей.
Когда ВИА станут называть уже рок-группами, в моду войдут гитары с двумя грифами.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Воскресенск, 8 декабря 1976 года. Фото Виктора Васенина

Но та, которая была у Высоцкого, никакого отношения к року не имела.
Это старинная цыганская разновидность гитары. Струны на добавочном грифе не прижимаются и создают полноту звучания.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Москва, Дом культуры АЗЛК, 7 января 1977 года. Фото Игоря Данилова

Впрочем, вторым грифом Владимир никогда не пользовался – гитара ему просто понравилась своим необычным видом.
28 ноября 1976 года во время концерта в Кунцево на заводе «Красный богатырь» Владимир Семенович аккомпанировал себе именно на этом инструменте.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Москва, ДК завода «Красный богатырь», 28 ноября 1976 года. Фото Евгения Миткевича

Гитару с двумя грифами для Владимира Высоцкого изготовил Александр Шуляковский.
Инженер-электрик по образованию, во время Великой Отечественной трудившийся за Уралом на танковом заводе, Шуляковский еще до войны отучился в Киевской консерватории и прекрасно играл на гитаре, домбре, балалайке, а в послевоенные года стал главным инженером черниговской фабрики музыкальных инструментов.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Александр Шуляковский. Фото из архива Александра Стернина

Он сам разрабатывал модели, эскизы, преподавал игру на гитаре.

А с Высоцким Александр Шуляковский познакомился благодаря сыну – актеру Театра на Таганке Виктору Шуляковскому.
Высоцкий однажды взял в руки инструмент Виктора, попробовал и пришел в восхищение. А узнав, что гитару сделал его отец, попросил и себе такую же. И мастер Шуляковский сделал знаменитую гитару с головкой грифа в виде лиры.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Высоцкий не просил об этом – просто Шуляковскому захотелось сделать инструмент именно таким, в буквальном смысле «лирическим».
Он известен по многим фотографиям и записям. Например, в МВТУ им. Баумана 6 марта 1976 года.

День святого никогда: слушать

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
МВТУ им.Баумана, 6 марта 1976 года. Фото Александра Веселухина

Шуляковский сделал для Высоцкого еще несколько гитар, но как ни парадоксально, наиболее известная из них Владимиру Семеновичу формально не принадлежала.

Эту гитару многие из нас сразу узнают по характерному пятну.
Пальцы Высоцкого безжалостно били по струнам, а заодно сбивали краску под резонансным отверстием.

Но изначально эту гитару Александр Шуляковский сделал не для Высоцкого, а для сына Виктора.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Виктор Шуляковский

Высоцкому же он изготовил шикарную красную гитару из крашеного клена.
И это была одна из последних работ великолепного мастера. Вскоре Александр Викторович ушел из жизни. Но увы, когда он делал свою последнюю гитару для Высоцкого, он где-то просчитался – и гитара быстро рассохлась и треснула. Чинить было уже некому. А другой концертной гитары у Высоцкого в тот момент не было. И тогда Виктор Шуляковский на время дал ему свою, палисандровую. Ту самую, с пятном.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Нью-Йорк, Квинс Колледж, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

Высоцкий был с ней и в Америке, и во время последнего публичного выступления, снятого на кинопленку на малой сцене БДТ 16 апреля 1980 года.
И во время легендарной записи для «Кинопанорамы»: слушать

К сожалению и эта гитара из палисандра и во время съемок в Останкино, и даже раньше уже была повреждена.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Москва, Останкино, ЦТ СССР, 22 января 1980 года. Фото Бориса Палатника

Владимир Семенович не очень бережно обращался со своими инструментами.
Он их ронял, бил. Однажды Шуляковский восстановил гитару, которую Высоцкий просто привез ему в мешке, разбитую почти в щепки!

Палисандровая гитара с пятном была превосходной.
Но из-за повреждения постоянно теряла строй, фальшивила, и Высоцкий с ней намучился. Однако именно этот инструмент, который каждый сегодня может увидеть в Доме Высоцкого на Таганке, был с ним на всех последних выступлениях.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Белгород, ДК Энергомаш, 17-19 апреля 1978 года. Фото Юрия Марченкова

Давно нет на свете никого из тех мастеров, на чьих гитарах играл Владимир Высоцкий.
Не так много сохранилось и самих инструментов. Но Гитара Высоцкого жива. Как жив его голос и живы его песни.

«Один музыкант объяснил мне пространно…»: слушать

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий
Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Фото Владимира Меклера

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Симакова. «У меня гитара есть…»;
– Валерий Перевозчиков. «Гитары Высоцкого»;
– 10 гитар Владимира Высоцкого;
– Гитары Высоцкого.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!

Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

На чем играл высоцкий. Смотреть фото На чем играл высоцкий. Смотреть картинку На чем играл высоцкий. Картинка про На чем играл высоцкий. Фото На чем играл высоцкий

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Источник

Проба пера

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.

В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери в Москву: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги». В свободное время Высоцкий учился играть на пианино.

В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир Высоцкий пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

В школе Владимир Высоцкий увлекся литературой: в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. В 1953 году Высоцкий сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва».

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии.
Владимир Высоцкий

Некоторые эпизоды из школьной жизни он позже использовал в своих сочинениях. Одноклассник Высоцкого, Владимир Акимов, вспоминал: «В 8-м классе, допустим, преподаватель зоологии дала ученикам задание вырастить плесень на куске черного хлеба. Выполнил задание отличник и Володя… Он принес плесень на морковке — то ли вырастил, то ли случайно обнаружил и принес на урок. У учительницы было прозвище Морковка, поэтому простить эту выходку Высоцкому она не могла до окончания школы. Позже эта автобиографическая история попала в прозаическое произведение Высоцкого «Роман о девочках».

Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спек­такли.

«Навстречу искусству»

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. В январе 1956 года Владимир Высоцкий вернулся в театральный кружок Богомолова.

У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона — все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.

У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря — никого из людей искусства. Но моя мама очень любила те­атр и с самых-самых малых лет каждую субботу, лет до 13–14, водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе ка­ждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Владимир Высоцкий

Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна. На втором курсе стал пробовать себя в прозе — сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности. », затем — цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы.

В студенчестве Высоцкий играл в спектаклях «Иванов», «Ведьма», «Свадьба» по произведениям Антона Чехова, участвовал в учебном этюде по «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского, снялся в эпизодической роли студента Пети в фильме «Сверстницы» режиссера Василия Ордынского. В дипломном спектакле «На дне» Высоцкий сыграл Бубнова.

Песенное творчество Высоцкого

В 1960 году Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» в Школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Актер остался практически без работы и денег.

Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.

Я однажды услышал магнитофон, услышал при­ятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструмен­том и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже рабо­тать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди на­зывают это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу.
Владимир Высоцкий

Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными. Автор говорил от первого лица, поэтому многие думали, что он много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. На самом деле материалом для большинства сочинений Высоцкого послужили истории, услышанные в детстве и юности.

Чуть позже он пополнил свой песенный репертуар новыми темами и персонажами — они были логическим продолжением старых. Например, военные произведения «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» рассказывали дальше истории из прошлых песен о заключенных.

Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них — Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев». Критик Наталья Крымова назвала сцену с Высоцким «в силу особого дарования актера кульминационной».

В этот же период Владимир Высоцкий начал публично выступать со своими песнями. В 1965 году артист исполнил песни «блатного цикла» в ленинградском кафе «Молекула», а через год — в Институте русского языка. Со временем география и репертуар концертов стали расширяться. Выступления проходили в институтах и домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах.

Кинематографическая «высота»

После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Это были второстепенные персонажи. Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни.

Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.

Однако карьеру Высоцкого подорвала публицистическая кампания против его песен. Сначала газета «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Затем газета «Советская Россия» опубликовала разгромную статью о песнях из репертуара Высоцкого, «что крутят по вечерам в подворотнях». Чуть позже в этой же газете напечатали материал «О чем поет Высоцкий»: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

Я играю очень примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст.
Владимир Высоцкий

Личная жизнь

Первой супругой Владимира Высоцкого стала актриса Иза Жукова. Они познакомились на первом курсе Школы-студии МХАТ, на репетициях спектакля «Гостиница «Астория». Вскоре у артистов завязались отношения, в 1957 году они стали вместе жить. Правда, брак не могли заключить: Иза Жукова была замужем. Поженились актеры в 1960 году. Однако семейная жизнь продлилась недолго. Сначала Жукова уехала служить в ростовский театр, затем переехала в Нижний Тагил, Высоцкий же остался играть в московском театре. Из-за работы они все меньше времени проводили друг с другом, и в итоге пара распалась.

В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Несколько лет они прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец, в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына — Аркадий и Никита. Формально Высоцкий и Абрамова находились в браке до 1970 года, но в действительности супруги перестали жить вместе раньше.

Третьей женой Владимира Высоцкого стала иностранная актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако, когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Несколько лет артисты виделись урывками, живя на две страны — Францию и СССР. Зарегистрировали брак Высоцкий и Влади в 1970 году. Актриса надолго стала музой и надежной опорой мужа.

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера одноименного спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую классику режиссер Юрий Любимов представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы — свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

И Высоцкий, и гитара — в «Гамлете» для мыслящих «академически» были кощунством. Но для тех, кто жил современностью, спектакль и образ героя сразу обретали определенность. Это наш Гамлет, человек нашего времени. Было известно: все Гамлеты страдали от того, что «пала связь времен». Этот Гамлет будет страдать от боли и мук нашего времени. На его стороне правда. И опять образ датского принца сливается с образом поэта, а не только актера. Негодует Гамлет и Высоцкий, издевается Гамлет — и Высоцкий, скорбит Гамлет — и Высоцкий. Гибнет и побеждает Гамлет — и Высоцкий.

Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет», в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Под влиянием шекспировского персонажа Высоцкий сочинил «Песню конченого человека» и «Мои похорона». Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему — в этот период появились «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали…», «Баллада о детстве».

В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них — зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек». В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий».

В 1975 году сценический арсенал Высоцкого пополнила роль купца Ермолая Лопахина из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу.

Дра­матург Александр Володин писал: «Я никогда не понимал Лопахина. Ну что Лопахин? Купец. Губит этих интеллигентных, хороших, утонченных, милых людей, покупает, скупает. Ему все равно — все под топор. А в «Вишневом саде» на «Таганке» я впервые понял простую-препростую вещь, почему он что-то тянет, не женится на Варе. Почему? А потому, что он любит Раневскую. Он любит ее. И в нем это было всегда видно. Он был самый положительный персонаж в этом спектакле».

Последним театральным персонажем, которого Высоцкий сыграл на сцене, был Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание» 1979 года. После этой постановки Высоцкий не брался за новые образы и все свое внимание посвятил кино, концертам, песенному творчеству.

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить. 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *