На чем написан ozon

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

К анализу таких развивающихся IT-компаний как Ozon, нужно подходить комплексно. Поставить на нее красную метку — «убыточная», не самое лучшее решение. Помимо оценки финансовых результатов, в первую очередь, для нас будет иметь значение их динамика. Да и в этой статье постараемся затронуть другие аспекты деятельности. А в конце подведем итог и решим, нужно ли вкладываться в Ozon.

Вообще, что такое Ozon и какой деятельностью он занимается? Ozon. ru один из крупнейших интернет-магазинов в России. С прошлого года активно развивает сеть пунктов выдачи товаров по всей стране. Объем заказов за 2019 год вырос более чем в 2 раза. А ассортимент на начала уже этого года увеличился в 3 раза и составил 5 млн различных товаров. Почти каждому активному покупателю в интернете, в нашей стране хоть раз в жизни приходилось пользоваться услугами Ozon. В состав компании входит не только сам одноименный сайт, но и целый ряд обслуживающих предприятий: Ozon Logistic, Ozon Solutions, Ozon Invest, O-courier. Несколько предприятий в сфере туризма: Internet Travel и Ozon Tour. А также ей принадлежит 42,3% сайта Litres.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Напомню, что официальное название компании Ozon Holdings PLC, который зарегистрирован на Кипре. Вот такая исконно российская компания. В отличие от общеизвестного владельца компании АФК Система, у Ozon есть еще один владелец с таким же пакетом акций. Это инвестфонд Майкла Калви Barring Vostok. После размещения акций на бирже размер долей этих двух мажоритариев снизился до примерно 33%. Однако, каждая из них будет бороться за контрольный пакет акций и далее. В этом заключается определенная интрига.

А вот в финансовых результатах никакой интриги я не нашел. Ozon классическая развивающаяся IT компания. За 9 месяцев только этого года ей удалось увеличить выручку на 70% до 66,6 млрд рублей. Рост продаж происходит благодаря массированной рекламе, открытию пунктов выдачи и наращиванию ассортимента. Это же и увеличивает долговую нагрузку, которая и так велика.Например себестоимость продаж за 9 месяцев увеличилась на 46,4%, а расходы на доставку почти вдвое.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Только благодаря этому, Ozon получил операционный убыток по итогам отчетного периода. А если сюда добавить процентные расходы, то чистый убыток за 9 месяцев 2020 года составил 12,9 млрд рублей, оставшись на уровне прошлого года. Только вдумайтесь, два года подряд компании удается показывать убыток в 13 ярдов и это на фоне бешено-растущей выручки. Руководству однозначно нужно работать над рентабельностью, увеличением маржинальности и сокращением затрат на продажи.

При изучении аналогичных компаний нельзя заострять внимание только на убытке. Ведь рост выручки и денежных потоков оставляет шанс, что руководству удастся справиться с увеличением маржинальности и выходом в плюс результатов в будущем. Правда сколько ждать этого, мы не можем рассчитать.

На растущем и недооцененном рынке e-commerce в России, компания Ozon не представлена единолично. Рассматривать ее в вакууме нельзя. Но остальные конкуренты, такие как Wildberries, Ситилинк или DNS не являются публичными компаниями и в их отчеты МСФО нам не удастся взглянуть. Но если взять безусловного лидера сектора Wildberries, убыточных годов сейчас мы вряд ли найдем, как и отрицательного капитала. Продажи Wildberries только за 2019 год превосходят Ozon более чем в 2 раза. И наряду с этим, компании удается показывать положительные денежные потоки и прибыль. Оставшись без «диких ягод», довольствуемся тем, что есть.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Ozon — продукт умелых маркетинговых действий со стороны основных акционеров. Я не говорю, что целью той же Системы был вывод на IPO и выход из актива. Отнюдь, оба акционера наращивали свои доли с момента размещения. Однако, пока не понятно, благодаря чему будут сокращены расходы и финансовые показатели приведены в норму. Но ажиотаж вокруг IPO пошел на руки Ozon, котировки которого в момент начала торгов на Московской бирже подскочили на 13% к цене размещения. К слову, на Nasdaq акции все же подешевели. Я, традиционно, в такие идеи не инвестирую в момент размещения. Хотя признаюсь, соблазн вложить деньги в хайповую идею есть. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Источник

OZON изнутри: feels like a startup

Ozon.ru — почти ровесник Рунета, в свои 20 лет мы старше многих наших клиентов. Из книжного интернет-магазина компания выросла в e-commerce платформу, которая объединяет инфраструктуру fulfillment-центров и логистики, веб и мобильные приложения, выдерживает и набеги десятков миллионов пользователей во время распродаж, и атаки интернет-мошенников.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

В этом посте мы немного расскажем про себя: о том, как перестраиваем и развиваем платформу, одновременно обслуживая 1,2 млн пользователей ежедневно. А заодно покажем офис, где трудится IT-лаборатория OZON, ну и пару шикарных видов из его окон.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

За последний год технологическое подразделение компании выросло в восемь раз — сейчас у нас больше 600 человек. В июле OZON переехал в новую штаб-квартиру — она располагается в одной из башен Москва-сити. Мы заняли восемь этажей (и пока вы это читаете, захватываем девятый).

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Замена стека

Чем дольше существует компания и чем больше у нее клиентов, тем многообразнее зоопарк IT-систем и сложнее их поддерживать и развивать. За годы работы OZON выстроил одну из лучших систем логистики и управления fulfillment-фабриками, в то же время платформа e-commerce оставалась массивным MS SQL с хранимыми процедурами и логикой в базе.

Жить с закрытым стеком Microsoft Windows, IIS тяжко — эти технологии относительно дешевы на входе, но в какой-то момент становятся невыносимо дорогими в поддержке.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Помимо MS стека, в наследство команде IT досталось множество систем, написанных почти 20 лет назад на Delphi— их переписывать нужно просто потому, что они не отвечают требованиям современных реалий.

В итоге около года назад в OZON началась глобальная перестройка IT. Мы начали активно нанимать разработчиков, переходить на опенсорс и микросервисы.

Первоочередная задача — распил логики, которая находится в базах, чтобы сделать ее масштабируемой. Часть этой работы уже проделана — и в том числе благодаря этому OZON может расти на 80-90% в год.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Сейчас многие системы пишутся на GO — это разумный компромисс между производительностью, сложностью освоения и скоростью разработки. Язык достаточно низкоуровневый, чтобы писать производительные сервисы, и в то же время достаточно простой — ему можно быстро научить. В Москве (да и в России) нет такого количества GO-шников, которое нам нужно, поэтому мы нанимаем специалистов, готовых осваивать новый стек, и учим. Подход работает как win-win — специалисты приобретают знания, а мы можем наконец отказаться от проприетарных решений, заменив их собственными. Причем для своих задач команда, вероятнее всего, напишет решение более оптимальное, чем имеющиеся на рынке.

Обживаемся

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Про новый офис мы уже упомянули выше, и сейчас постепенно обживаемся в нем: дизайнеры разрисовывают стены, разработчики разбирают устаревшие харды на магнитики и приносят на работу самокаты и коллекции банок из-под Pepsi.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

У нас нет сложной иерархии и субординации — а у генерального директора нет кабинета. Ему можно написать на емейл — и получить ответ в тот же день, или в Slack — там он доступен практически постоянно.

Такой подход позволяет решать проблемы быстро и небольшими командами. Ключевые показатели проектов отображаются в реал-тайм на экранах с Grafana, которые стоят у каждой из команд.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

На экране в кабинете CTO anatolix таких графиков десяток. Например, видно, что на складе сейчас несколько десятков тысяч еще не собранных посылок. Это нормально — в день мы развозим больше 100 000 заказов, и несколько десятков тысяч посылок — это бэклог меньше, чем на смену. Но если бэклог больше, чем на день — это уже проблема. Благодаря графикам сразу видно, «копится» ли какая-то проблема и в какой из систем что-то пошло не так.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Тест на устойчивость OZON проходит несколько раз в год в период распродаж. Так, в этом ноябре в «Черную пятницу» число заказов увеличилось в 2,5 раза — на тот момент это был рекорд за все время существования сервиса, но декабрьские распродажи этот рекорд побили.

В системе fulfillment и логистики, где товары сортируются и собираются в посылки — свои сложные IT, которые пользователю не видны, и серьезные нагрузки. И оно тоже могло захлебнуться в моменты пиковых нагрузок.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Параллельно растет количество товаров, меняется алгоритм поиска (недавно мы переехали на Elasticsearch) и рекомендаций (теперь на основе Machine Learning), появляются новые фичи. За последние полгода мы почти полностью переписали сайт (с ASP.NET Web Forms на node.JS), обновили мобильные приложения и сейчас работаем над сокращением технического долга.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

IT сейчас переживают взрывной рост — у нас есть люди и технологии, которых OZON ранее никогда не видел. Мы многое пробуем, и если что-то не полетело — отказываемся и берем другое решение. Так, мы строили кластер Kubernetes, и как в любом кубер кластере, там стоит роутинг трафика — мы решили использовать модный Linkerd, которым пользуется, например, Twitter. Но с ним были постоянные проблемы: он то падал, то выжирал все ЦПУ, то вел себя неадекватно. Мы потратили уйму времени на ресерч, пытались что-то запатчить — а потом выкинули и сделали проще на Ingress и nginx.

Мы активно развиваем data engineering — там список технологий огромный. Пробуем разные хранилища данных, алгоритмы и вообще все технологии, которые есть в machine learning.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Мы постоянно находимся между желанием сделать максимально правильно и темпами роста бизнеса. У команд нет полугода на обдумывание лучших решений, ведь чтобы оставаться на месте, нужно бежать очень-очень быстро. Мы работаем в режиме: фичи-фичи-фичи — обеспечение устойчивости.

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

В новом году OZON планирует увеличить продажи в некоторых категориях в 10 раз, и площадь fulfillment-фабрик — в 2,5 раза, запустить новые направления и развивать недавно созданные.
В 1998 году мы были интернет-магазином книг, потом добавляли-добавляли-добавляли категории и стали онлайн-гипермаркетом. Но сегодня мы и его переросли. OZON стал e-commerce платформой, в рамках которой развиваются не только товарные категории и поддерживающая их инфраструктура логистики, но и финансовые услуги и еще около 20 новых проектов.

В 2018 году, например, мы в бета-режиме запустили маркетплейс — несмотря на то, что мы пока его тестируем, на нем уже сотни селлеров.

Следующая задача в рамках этого конкретного проекта — создать экосистему, предоставив витрину, fulfilment и логистику, инструменты аналитики и мониторинга supply chain для селлеров. В идеале, на маркетплейсе партнерам будут доступны все инструменты, которые есть у команды коммерции в OZON, и даже больше.

В общем, нашему IT-департаменту предстоит много работы. Хотя отдыхать мы тоже любим. Кстати, приходите в гости — по пятницам у нас вечеринки.

Источник

🔍Обзор бизнеса OZON от А до Я

На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

Начинаем обзор бизнеса Ozon, почти всеми сервисами которого мы сами активно пользуемся. Как таковых бизнес-сегментов нет, поэтому будем просто по-порядку описывать то, из чего состоит Озон.

🛒 Торговая площадка OZON

Это известный интернет-магазин, которым активно пользуются более 13 млн. россиян. Важно, понимать, что платформа разделена на две части: маркетплейс и бизнес прямых продаж. В первом случаесторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону копеечку (расскажем далее).

Во втором случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца (хотя можно и сам Озон рассматривать как посредника). То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую. Чтобы ехать дальше, нужно разобраться с парой показателей.

Общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). Не включает скидки, возвраты и отмены. Сюда также не входят денежные потоки от Ozon.travel. И еще раз: GMV не то же самое, что и выручка: выручка в 2р меньше и растет медленней, чем GMV.

Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у бизнеса прямых продаж (БПП — сами придумали, запомните, дальше будем использовать сокращение). Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV.

2019г — 14,4%
2020г — 47,8%
1кв 2021г — 58,4%.

Соответственно,доля БПП обратна доле маркетплейса в общем GMV. Как вы видите, наблюдается тенденция масштабирования именно маркетплейса, в то время как БПП уходит на второй план. Однако вряд ли компания перестанет продавать товары напрямую. Здесь интересен тот факт, чтовыручки от БПП и от маркетплейса сильно различаются.

Результаты за 2020г:

Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 78%;

Маркетплейс:

Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 16%❗️

Почему такая разница? Потому что в случае БПП компания кладет себе в карман разницу между своими затратами и ценой продажи (чистая выручка), а в случае маркетплейса сторонний продавец платит Озону лишь комиссию.

Конечно, у маркетплейса есть ряд преимуществ, которые упираются в то, что у Озона становится меньше головной боли в виде самостоятельных маркетинга, расширения линейки товаров (SKU) и т.д. Все эти заботы перекладываются на стороннего продавца, который не всегда может доставить товары сам и вынужден пользоваться инфраструктурой Озон. В связи с этим переходим к логистическим моделям.

🚂 Логистические модели Озон

Компания предлагает3 разновидности взаимодействий с продавцом, в зависимости от его способностей и желаний по доставке товаров.

Модель FBO

(Fulfillment by Operator/Ozon — кому как нравится) — в задачу продавца входит доставка товаров на склад Ozon, в упакованном виде или нет, с заполненными документами. То есть эта модель подходит для тех, у кого нет возможности, например, отвезти товары в другой город или заниматься развозом по пунктам выдачи.

Модель FBS

(Fulfillment by Seller) — здесь продавец хранит товары на собственном складе, а когда приходит заказ, самостоятельно их собирает, упаковывает и маркирует по требованиям Ozon. Затем необходимо доставить товар в сортировочный центр или в пункт выдачи заказа. Подходит, если продавец работает с несколькими платформами и отгружать все только Озону не хочется.

Озон вообще никак не участвует в доставке, продавец сам и хранит, и упаковывает, и доставляет товары. Подходит крупным магазинам с собственной инфраструктурой доставки, которые могут экономить на масштабе и не платить Озону за доставку и другие сопутствующие услуги.

Вероятно, дальше Озон будет стимулировать развитие этой модели, так как компания хочет диверсифицировать логистическое направление и не зависеть только от своих возможностей.

В рамках всех 3 моделейсхема оплаты следующая: покупатель оплачивает товар на Озон — Озон оставляет себе комиссию и другие платежи — переводит оставшуюся сумму продавцу. Комиссия на товар есть всегда, а вот другие платежи зависят от модели и могут включать в себя сборы за хранение, доставку и др. Озон платит продавцам 2 раза в месяц, однако буквально неделю назад появилась функция ежедневных выплат.

📌 Комиссионная от сторонних продавцов за размещение на маркетплейсе (записывается в выручку от услуг, в млрд. руб., в % от общей):

2018 — 0,045 (0,1%);
2019 — 2,1 (3,5%);
2020 — 16,5 (15,8%);
1кв 2021 — 7,0 (20,9%)

🚂 Логистическая инфраструктура

Вся инфраструктура Озона выполняет две функции: консолидацию товаров и их доставку как для БПП (бизнес прямых продаж), так и для сторонних продавцов. Далее подробней о каждой из них:

📦 Консолидация

Включает приемку, хранение и упаковку заказанных товаров в посылки на складах Озон. Они расположены по всей России,имеют площадь 227 тыс. м2. Крупнейшие находятся в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Важно отметить, что абсолютно все офисы и склады Озон арендует, а складское оборудование, компьютеры и т.д. имеет в собственности.
На чем написан ozon. Смотреть фото На чем написан ozon. Смотреть картинку На чем написан ozon. Картинка про На чем написан ozon. Фото На чем написан ozon

🛫 Доставка

После того, как пришел заказ на товар, онпередается в сортировочный центр. С него заказ должен быть доставлен оператору «последней мили». Последняя миля — это условное название для доставки до заказчика. Намного проще привезти крупную партию товара в какой-то пункт, чем потом по одному их развозить конкретным потребителям.

Вэтом и заключается проблема логистического бизнеса: отправить фуру в другой город — одно дело, а вот доставить ее грузы «до двери» — требует куда больше усилий. Соответственно, Озон умеет это делать, а поэтому у него большое преимущество перед собственными службами доставок продавцов, поскольку имеется серьезная экономия на масштабе.

У компании есть следующие способы реализации последней мили (для потребителей это просто способы доставки): курьерская доставка, ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматы OZON.Box, Почта России и другие способы. Благодаря широкой инфраструктуре большинство товаров Озон может доставить уже на следующий день. В Москве компания также реализовала сервис экспресс-доставки (за час).

Как пишет компания в отчете, плата за доставку вышеназванными способами не взимается, если цена заказа >2500, либо если у вас премиальный аккаунт. Однако у нас, например нет такого аккаунта, цена менее 2500, но доставка в ПВЗ все равно бесплатная, так что этого момента мы не поняли.

📌 Выручка от доставки (вероятно, как от потребителей, так и от сторонних продавцов, в млн. руб., в % к общей):

2018 — 1,6 (4,3%)
2019 — 1,8 (2,9%)
2020 — 1,8 (1,7%)
1кв 2021г — 0,5 (1,4%)

📌 Общее количество заказов (в млн.):

2018 — 15,3
2019 — 31,8
2020 — 73,9
1кв 2021г — 34,1

🔊 Ассортимент и маркетинг

В настоящее время Озон смог добиться 11 млн. SKU (торговых наименований) на своей платформе. Для сравнения, у Детского Мира число SKU (вместе с маркетплейсом) составляет всего 321 тыс. (меньше в 34 раза), а у X5 Retail Group 112 тыс. По Wildberries не нашли (подскажите в комменты, если в курсе). В общем-то понятно, что Озон здесь абсолютный лидер.

Озон, конечно же, занимается рекламой своей платформы. Обычно реклама демонстрирует какой-то товар с позиции наличия на маркетплейсе. В этом случае рекламную акцию полностью или частично оплачивает продавец соответствующего товара.

♨️ Реклама на Озон

В марте 2019г платформа запустила рекламные услуги для продавцов. Суть заключается в том, что Озон показывает пользователям рекламные баннеры, либо выдает какой-то товар в приоритетном порядке при соответствующем поисковом запросе.

Если Озон продает товар какого-либо бренда напрямую, то есть через свой БПП, то данный бренд платит Озон еще и за рекламу (типа размещение на маркетплейсе — это уже своего рода реклама).

📌 Рекламная выручка (в млн. руб.):

2018 — 0,3 (0,7%)
2019 — 1,4 (2,4%)
2020 — 4,0 (3,8%)
1кв 2021 — 1,4 (4,1%).

💰 Финансовые услуги от Озон

Озон старается удержать как можно больше клиентов на своей платформе, стимулировать спрос через рассрочку, а также финансово поддерживать продавцов. Но обо всем по-порядку.

B2C (business to consumer):

💳OZON.Card — дебетовая карта от Озона, которую можно выпустить виртуальной или в пластике. Она дает 5% кэшбек на покупки всегда + иногда повышенный кэшбек на отдельные товары + повышенный кэшбек у партнеров (включая Ozon.Travel, хотя это не партнер, а сам OZON) + 1% кэшбек на все покупки. А обслуживание бесплатно.

На самом деле, прикольная вещица, сами пользуемся ей для покупок на Озон. Вообще у нас Сбер, но его дурацкая программа Спасибо иногда «слетает», и приходится 3 месяца сидеть без повышенных бонусов. Вот в этом случаена помощь пришла OZON.Card, так как 1% гарантирован всегда. Знаем, что есть предложения получше, но в целом нас устраивает.

🤝OZON.Рассрочка — можно купить любой товар (вроде) в рассрочку на 6 месяцев. Сильно не вдавались в подробности, так как не пользуемся, но вроде, там нужно оформлять кредитный договор, но сама рассрочка никаких доп платежей не требует.

B2C (business to business):

🏛 Кредитные линии от партнеров Озон. Видимо, от МТС-банка (ха-ха, у Системы очередная синергия). Короче суть в том, что можно взять кредит на развитие. Партнеры Озон имеют доступ к отчетности и другим данным продавцов, поэтому, изучив эти данные, партнеры могут предложить продавцу индивидуальные условия кредита.

📚 Литрес

Озон владеет 42,27% акций продавца онлайн-книг (цифровых) Литрес. Не знаем, как там сейчас с платформой, но как по нам, у нее мало, так как почти все книги можно найти в интернете бесплатно (мы сами покупаем только физические книги). Тем не менее у Литреса дела идут неплохо.

📌 Выручка (в млрд. руб.):

2018 — 2,6
2019 — 3,8
2020 — 5,1

Маржа ЧП в 2020г составила 5,5%. Литрес продает книги за скачивание с платформы, а также через платные подписки Mybook и «Звуки слов». Также там можно издать собственную книгу.

🛬 OZON.Travel

Это платформа для покупки билетов на авиа и ж/д транспорт и для бронирования отелей. Платформа работает как для B2C, так и для B2B. Причем направление B2B очень интересно, поскольку OZON.Travel позволяет бронировать все для командировок сотрудников, а также предоставляет полную отчетность.

Если вы еще не покупали билеты на лето, искренне советуем обратить внимание на связку OZON.Card + OZON.Travel, поскольку можно получить кэшбек за билет от 3 до 4,5% (но бонусами, которые можно потратить только на Озон). Это не реклама!

📱 Мобильное приложение

Озонфиксирует рост совершения покупок через свое мобильное приложение. Это и понятно, поскольку оно удобное и красивое. Но за картинкой кроются куда более важные вещи. Во-первых, через него анализируются потребительские привычки и модели поведения. Во-вторых, Озон использует эти данные для себя и продавцов. Так что каждое ваше действие не остается незамеченным.

📌 Количество активных покупателей на Озон (через приложение/сайт, в млн. чел.):

2018 — 4,8
2019 — 7,9
2020 — 13,8
1кв 2021г — 16,0

🛍 OZON.Seller

Приложение для продавцов, через которое они могут «зайти» на Озон. Помогает анализировать поведение клиентов, вести отчетность, управлять запасами и ассортиментов и т.д.

Ну и если вам все понравилось, подписывайтесь на наш телеграмм Заяц с Мосбиржи (там куча обзоров).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *