На чем основан социализм
Социализм — что это такое простыми словами, суть и примеры стран
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В чисто социалистической системе все законные решения о производстве и распределении принимаются правительством, и люди полагаются на государство во всем, от продуктов питания до здравоохранения. Правительство определяет объемы производства и уровень цен на эти товары и услуги.
Социалисты утверждают, что совместное владение ресурсами и централизованное планирование обеспечивают более равномерное распределение товаров и услуг и более справедливое общество. О том что такое социализм и в чем его суть поговорим в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Что такое социализм?
Социализм — это популистская экономическая и политическая система, основанная на общественной собственности (также известной как коллективная или общая собственность) на средства производства. К этим средствам относятся машины, инструменты и фабрики, используемые для производства товаров, предназначенных для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Коммунизм и социализм — это общие термины, относящиеся к двум левым школам экономической мысли. Оба понятия выступают против капитализма, но социализм на несколько десятилетий старше «Манифеста Коммунистической партии», брошюры 1848 года Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Подробнее о сути социализма
Общая собственность при социализме может формироваться через технократическое, олигархическое, тоталитарное, демократическое или даже добровольное правление. Ярким историческим примером социалистической страны является бывший Советский Союз. Современные примеры включают Кубу, Венесуэлу и Китай.
Из-за своих практических проблем и плохой репутации социализм иногда называют утопической или «пост-дефицитной» системой, хотя современные сторонники считают, что она могла бы работать, если бы ее правильно внедрили. Они утверждают, что социализм создает равенство и обеспечивает безопасность — ценность рабочего зависит от количества времени, которое он или она работает, а не от стоимости того, что он или она производит, — в то время как капитализм эксплуатирует рабочих на благо богатых.
Социалистические идеалы включают:
Или, как описывает это старый социалистический лозунг, «От каждого по его способностям, каждому по его труду».
Зарождение социализма
Социализм развивался в противовес крайностям и злоупотреблениям либерального индивидуализма и капитализма. В условиях ранней капиталистической экономики в конце 18 и 19 веков страны Западной Европы испытали быстрое промышленное производство и общий экономический рост. Некоторые люди и семьи быстро разбогатели, в то время как другие погрузились в бедность, создавая неравенство доходов и другие социальные проблемы.
Самыми известными ранними социалистическими мыслителями были Роберт Оуэн, Анри де Сен-Симон, Карл Маркс и Владимир Ленин. В первую очередь Ленин разъяснил идеи прежних социалистов и помог вывести социалистическое планирование на национальный уровень после большевистской революции 1917 года в России.
После провала социалистического централизованного планирования в Советском Союзе и маоистском Китае в 20 веке многие современные социалисты приспособились к жесткой регулирующей и перераспределительной системе, иногда называемой рыночным социализмом или демократическим социализмом.
Социализм и капитализм
Капиталистические экономики (также известные как свободный рынок или рыночная экономика) и социалистические экономики различаются по своей логической основе, заявленным или подразумеваемым целям и структурам собственности и производства. Социалисты и сторонники рыночной экономики склонны соглашаться в фундаментальной экономической теории — например, в структуре спроса и предложения, — но не соглашаться с ее надлежащей адаптацией. Несколько философских вопросов также лежат в основе дебатов между социализмом и капитализмом: какова роль государства? Что составляет право человека? Какую роль в обществе должны играть равенство и справедливость?
Функционально социализм и рыночный капитализм можно разделить на права собственности и контроль над производством. В капиталистической экономике частные лица и предприятия владеют средствами производства и правом извлекать из них прибыль. К правам частной собственности относятся очень серьезно и применимы практически ко всему. В социалистической экономике государство владеет средствами производства и контролирует их. Личное имущество иногда разрешено, но только в виде товаров народного потребления.
В социалистической экономике государственные чиновники контролируют производителей, потребителей, вкладчиков, заемщиков и инвесторов, принимая на себя и регулируя торговлю, поток капитала и другие ресурсы. В рыночной экономике торговля ведется на добровольной или нерегулируемой основе.
Рыночная экономика полагается на отдельные действия самоопределяющихся людей для определения производства, распределения и потребления. Решения о том, что, когда и как производить, принимаются в частном порядке и координируются стихийно разработанной системой цен, а цены определяются законами спроса и предложения. Сторонники говорят, что свободно плавающие рыночные цены направляют ресурсы на их наиболее эффективные цели. Прибыль поощряется и стимулирует производство в будущем.
Социалистические экономики полагаются либо на государство, либо на рабочие кооперативы, чтобы управлять производством и распределением. Потребление регулируется, но частично это остается на усмотрение частных лиц. Государство определяет, как используются основные ресурсы, и облагает налогом богатство для целей перераспределения. Социалистические экономические мыслители считают иррациональными многие виды частной экономической деятельности, такие как арбитраж или использование заемных средств, поскольку они не создают немедленного потребления или «использования».
Отличия социализма и капитализма
Между этими двумя системами существует много разногласий. Социалисты считают капитализм и свободный рынок несправедливыми и, возможно, неустойчивыми. Например, большинство социалистов утверждают, что рыночный капитализм не способен обеспечить достаточно средств существования для низших классов. Они утверждают, что жадные владельцы подавляют заработную плату и стремятся сохранить прибыль для себя.
Сторонники рыночного капитализма возражают, что для социалистической экономики невозможно эффективно распределять ограниченные ресурсы без реальных рыночных цен. Они утверждают, что возникающие в результате нехватка, излишки и политическая коррупция приведут к еще большей бедности, а не к ее уменьшению. В целом, они говорят, что социализм непрактичен и неэффективен, страдая, в частности, от двух основных проблем.
Первая проблема, широко называемая «проблемой стимулов», заключается в том, что никто не хочет работать санитарным работником или мыть окна в небоскребах. То есть социалистические планировщики не могут стимулировать рабочих к принятию опасной или неудобной работы без нарушения равенства результатов.
Гораздо более серьезной является проблема расчетов, концепция, восходящая к статье экономиста Людвига фон Мизеса «Экономические расчеты в Социалистическом Содружестве» 1920 года. Социалисты, как писал Мизес, не могут производить никаких реальных экономических расчетов без механизма ценообразования. Без точных факторных затрат не может быть точного учета. Без фьючерсных рынков капитал никогда не сможет эффективно реорганизоваться с течением времени.
Может ли страна совмещать и то, и другое?
Хотя социализм и капитализм кажутся диаметрально противоположными, в большинстве капиталистических экономик сегодня есть некоторые социалистические элементы. Элементы рыночной экономики и социалистической экономики могут быть объединены в смешанную экономику. Фактически, большинство современных стран работают со смешанной экономической системой и правительство, и частные лица влияют на производство и распределение.
Экономист и социальный теоретик Ганс Герман Хоппе писал, что в экономической жизни есть только два архетипа — социализм и капитализм, и что каждая реальная система представляет собой комбинацию этих архетипов. Но из-за различий архетипов философии смешанной экономики присуща проблема, и она становится бесконечным балансирующим действием между предсказуемым подчинением государству и непредсказуемыми последствиями индивидуального поведения.
Как развиваются смешанные экономики
Страны со смешанной экономикой все еще относительно молоды, и теории вокруг них были систематизированы только недавно. «Богатство народов», новаторский экономический трактат Адама Смита, утверждал, что рынки были спонтанными и что государство не могло направлять ни ими, ни экономикой. Более поздние экономисты, включая Джона-Батиста Сэя, Ф.А. Хайека, Милтона Фридмана и Джозефа Шумпетера, расширили эту идею. Однако в 1985 году теоретики политической экономии Вольфганг Стрик и Филипп Шмиттер ввели термин «экономическое управление» для описания рынков, которые не являются спонтанными, а должны создаваться и поддерживаться институтами. Государству для достижения своих целей необходимо создать рынок, который следует его правилам.
Исторически смешанные экономики следовали двумя типами траекторий. Первый тип предполагает, что частные лица имеют право владеть собственностью, производить и торговать. Государственное вмешательство развивалось постепенно, обычно во имя защиты потребителей, поддержки отраслей, имеющих решающее значение для общественного блага (в таких областях, как энергетика или связь), обеспечения благосостояния или других аспектов сети социальной защиты. Большинство западных демократий, например США, следуют этой модели.
Вторая траектория включает государства, которые произошли от чисто коллективистских или тоталитарных режимов. Интересы отдельных лиц считаются второстепенными по сравнению с интересами государства, но элементы капитализма принимаются для содействия экономическому росту. Китай и Россия являются примерами второй модели.
Переход от социализма к рынку
Нации необходимо передать средства производства для перехода от социализма к свободным рынкам. Процесс передачи функций и активов от центральных органов власти частным лицам известен как приватизация.
Приватизация происходит всякий раз, когда права собственности переходят от принудительного государственного органа к частному субъекту, будь то компания или физическое лицо. Различные формы приватизации включают заключение контрактов с частными фирмами, предоставление франшиз и прямую продажу государственных активов или продажу путем девистиции.
В некоторых случаях приватизация на самом деле не приватизация. Показательный пример: частные тюрьмы. Вместо того, чтобы полностью уступить услугу конкурентным рынкам и влиянию спроса и предложения, частные тюрьмы в Соединенных Штатах на самом деле являются лишь государственной монополией, заключенной по контракту. Объем функций тюрьмы в значительной степени регулируется государственными законами и осуществляется в соответствии с государственной политикой. Важно помнить, что не все передачи государственного контроля приводят к свободному рынку.
Примеры приватизации социалистической экономики
Некоторые общенациональные усилия по приватизации были относительно умеренными, в то время как другие были драматичными. Наиболее яркими примерами являются бывшие страны-сателлиты советского блока после распада СССР и модернизации китайского правительства после Мао.
Процесс приватизации включает в себя несколько различных видов реформ, не все из которых полностью экономические. Необходимо дерегулировать предприятия и разрешить движение цен на основе микроэкономических соображений. Необходимо устранить тарифы и импортные/экспортные барьеры, госпредприятия нужно продавать, инвестиционные ограничения должны быть ослаблены, а государственные органы должны отказаться от своих личных интересов в средствах производства. Материально-технические проблемы, связанные с этими действиями, не были полностью решены, и на протяжении всей истории предлагалось несколько различных теорий и практик.
Должны ли эти переводы быть постепенными или немедленными? Каковы последствия шока для экономики, построенной на централизованном контроле? Можно ли эффективно деполитизировать фирмы? Как показывает борьба в Восточной Европе в 1990-х годах, населению может быть очень трудно приспособиться от полного государственного контроля к внезапному обретению политических и экономических свобод.
В Румынии, например, Национальному агентству приватизации было поручено контролировать контролируемую приватизацию коммерческой деятельности. Фонды частной собственности, или ФЧС, были созданы в 1991 году. Фонду государственной собственности, или ФГС, было поручено ежегодно продавать 10% государственных акций ФЧС, что позволяло ценам и рынкам адаптироваться к новому экономическому процессу. Но первоначальные усилия не увенчались успехом, поскольку прогресс был медленным, а политизация поставила под угрозу многие переходные процессы. Дальнейший контроль был передан большему количеству государственных учреждений, и в течение следующего десятилетия бюрократия захватила то, что должно было стать частным рынком.
Эти неудачи указывают на главную проблему постепенных переходов: когда политические субъекты контролируют процесс, экономические решения по-прежнему принимаются на основе неэкономических обоснований. Быстрый переход может привести к сильнейшему первоначальному шоку и сильному начальному смещению, но он приводит к скорейшему перераспределению ресурсов на наиболее ценные рыночные цели.
А на этом сегодня все про социализм. Надеюсь статья оказалась для вас интересной. Делитесь ей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. У спехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Что такое социализм?
Идеология социализма. Суть и принципы социализма
Основные идеалы социализма:
Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения
Общественная собственность на средства производства
Социальное равенство, справедливость
Основные принципы и ценности
Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия
Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность
Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность
Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения
Роль государства в экономической жизни
Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции
Государство защищает частную собственность как основу экономики
Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность
Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику
Отношение к социальным вопросам
Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально
Люди не равны, часть из них может иметь привилегии
Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов
Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей
Пути решения социальных вопросов
Реформы, постепенные изменения общества
Укрепление традиционных устоев и институтов общества
Контроль государства, обеспечение социального равенства
При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы
SOPA Images/LightRocket via Getty Images
Что такое утопический социализм?
Немецкий философ Карл Маркс превратил социализм из философского идеала в революционную теорию: он утверждал, что социалистический строй уничтожит капитализм в результате пролетарской революции.
Социализм в СССР. Развитой социализм
После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.
Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.
Конституция РСФСР 1918 года
При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.
В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.
Конституция СССР 1977 года
Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева
Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.
Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.
Критика социализма. Чем плох социализм?
В настоящее время принято считать, что «социалистический эксперимент» XX века закончился провалом. Анализируя причины его неудачи, критики указывают на фундаментальные экономические, социальные и политические недостатки социализма.
Отсутствие экономических стимулов и уравнительная оплата труда неизбежно вели к низкой производительности. Ориентация на количественный план вредила качеству продукции. Не было заинтересованности во внедрении новых технологий. В результате усугублялся товарный дефицит, усиливалась скрытая инфляция, социалистические страны проигрывали в конкурентной борьбе капиталистам.
Depositphotos
Все концепции рыночного благополучия в экономике товарно-денежных отношений нынешние экономисты и политики, не понимая того, строят на теории социального дарвинизма. Закономерности естественного отбора в борьбе за существование в дикой природе ими распространяются и на отношения в человеческом обществе. Капиталистическое животное самоутверждается в результате рыночного отбора среди конкурирующих друг с другом индивидов за экономическое и социальное господство. При выходе из экономической практики в пласт морально этических норм поведения это порождает расизм, фашизм, нацизм. Такой капитализм ужасает пытающегося вырваться из дикости человека. Но в экономике вся мерзость фашизма нашими современниками ещё не осознана.
Противоположностью индивидуализму, дикой конкуренции, борьбе каждого против всех является коллективизм. Максимально высокий коллективизм достигается в общинном взаимодействии людей. Критики коммунистов ещё в XIX веке заявляли, что такой коммунистический коллективизм подавляет всякую самостоятельность и проявление ценных индивидуальных качеств.
Производственных общин, подобных тем, что существовали в России в форме территориальной крестьянской общины, в капиталистических странах Европы уже не было. Примером общинного взаимодействия для критиков являлась лишь европейская религиозная община. Религиозное влияние на людей было сильным. Опасения критиков такой общины являлись обоснованными. Религиозная неволя, диктат религиозных догм действительно подавляет всякую индивидуальность.
Вместе с тем, христианство определено Марксом как «специфическая религия капитала» Религиозные проповеди стали одной из форм ведения бизнеса и усмирения протеста против социальной несправедливости. Борьба с капиталом предопределяла и борьбу марксизма с религией.
Маркс писал: «Социальные принципы христианства переносят на небо компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле. Выше этого христианский миропорядок подняться не может; он должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому, разумному строю».
«Манифест коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом в 1848 году стал программным документом для международного коммунистического движения, охватившего почти 100 стран мира в которых жили католики, протестанты, мусульмане, буддисты и представители прочих враждующих между собой религиозных конфессий. Возник диссонанс между названием «коммунистическое», соотносимого с религиозной общиной, и идейными принципами, на которых под этим наименованием создавались политические партии и провозглашалось новое общественное устройство.
Считается, что французский журналист Пьер Леру в 1834г. в работе «Индивидуализм и социализм» нашёл компромисс между двумя прямо противоположными формами общественных отношений: между частнокапиталистической и коллективистской общинной формой.
Он утверждал, что принцип свободы не должен мешать принципу равенства. Свобода не должна выражаться в эгоизме, противостоящем коллективному взаимодействию людей, а общинное равенство не должно мешать развитию личности, своим коллективизмом подавлять всякую самостоятельность. Ему потребовался термин для обозначения среднего между индивидуализмом и коллективизмом. Понадобился термин для обозначения солидарности индивидуумов. Термин получил название «социализм».
Термин «социализм» образован от латинского слова с греческим окончанием; «socialis» что означает «общественный», принадлежащий к некоему социуму. Такое понятие довольно расплывчато и даёт возможность обозначать данным термином множество различных форм общественного взаимодействия. Но тем ни менее новый термин вошёл в моду и стал употребляться всеми, кто имел критическое отношение к существовавшей общественно-политической системе, порождающей социальное неравенство людей и несправедливое распределения материальных благ.
С XIX века всякое политическое течение, противостоящее капитализму стало именоваться модным словом – «социалистическое» (социалистическая идея, социалистическая партия, социалистическое общество). Когда Маркс и Энгельс выстраивали своё учение, впоследствии названное научным коммунизмом, они вынуждены были использовать общепринятую терминологию. В теоретических работах Маркса и Энгельса мы можем встретить как термин «коммунизм», так и термин «социализм», употребляемые в одном и том же смысле. Но применительно к своему учению они считали слова с корнем «социал» не совсем подходящими для точного отражения их теории и называли себя коммунистами.
Употребления Марксом и Энгельсом то одного, то другого термина, связанного с разными самоназваниями политических течений, характеризующих одно и то же направление общественного развития, в литературной полемике особых проблем не вызывало. Всегда можно было уточнить, о чём конкретно идёт речь. Другое дело, когда нужно закрепить эти понятия в юридических документах о политическом устройстве государства. В юридической практике неприемлемо одно и то же явление связывать с разными терминами.
Ленин накануне социалистической революции 1917г. в работе «Государство и революция» попытался упорядочить употребление терминов «социализм» и «коммунизм» и развёл их по разным смысловым значениям. Ленин писал: «Научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм».
Спорящим об определении общественного устройства в СССР, советую обратится за разъяснением к тому кто был в России главным среди тех, кто взялся за реализацию проекта Маркса на практике. Ленин писал: «Вместо схоластически-выдуманных, «сочиненных» определений и бесплодных споров о словах (что социализм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 25, стр. 442).
То есть на первую ступень коммунизма СССР к концу 30-тых годов встал. Наименование того периода социализмом по сути ничего принципиально не меняет. Это был коммунистический социализм.
Сталин, построенный к 30-тым годам в СССР социализм так же относил к названию первой фазы развития коммунистического общества. В его работе «Экономические проблемы социализма в СССР» можно прочитать следующее высказывание: «Совершенно неправильно также утверждение, что ПРИ НАШЕМ НЫНЕШНЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СТРОЕ, НА ПЕРВОЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, закон стоимости регулирует будто бы “пропорции” распределения труда между различными отраслями производства» (И. Сталин. газета Правда. 4 октября 1952 года).
Мало того, КПСС, чтобы очистить коммунистическую идею от всего порочного, что возникло при её осуществлении в СССР за прошедший исторический период, сам коммунизм в своей идеологии стала преподносить как непорочное зачатие райского существования.
Но, как писал классик, – «История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное «государство», это вещи, которые могут существовать только в фантазии» (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.).
На внеочередном съезде КПСС прозвучало заявление Н.С. Хрущёва о начале «развернутого строительства коммунизма» (1959 год). То есть, то что строилось при Сталине уже не считалось строительством коммунизма. То был как бы отдельно стоящий извращённый социализм.
С подачи Хрущева социализм и коммунизм стали восприниматься как два разных общественных устройства. Следствием такого восприятия социализма явился дрейф экономики СССР со средины 60-тых годов к главенству в ней закона стоимости. Затем со второй половины 80-тых (во времена Горбачёва) началась полная перестройка экономики с плановой на рыночную, живущую по законам стоимости. При передаче в частную собственность средств производства и перехода от плановой экономики к рыночной разразился экономический кризис и произошёл развал СССР.
Перестройка шла под лозунгом отказа от Сталинской авторитарной модели экономики и перевода её на общемировые демократические принципы взаимодействия людей. Это называлось возвращением к Ленинскому НЭП и переходом к социализму с «человеческим лицом» типа Шведского.
Сегодня правильным социализмом, якобы отличающимся от целей Социалистического интернационала, рядом коммунистов считается социализм в Китае. По их мнению, чтобы считать этот строй социалистическим достаточно того, что во главе государства находится коммунистическая партия. Существование капиталистических отношений частной собственности на средства производства для них уже не является поводом отнесения этого строя к капиталистическому социализму. По сути к одной из разновидностей капитализма. Субъективный фактор в лице КПК у рычагов государственной власти для них главнее формы материальных отношений.
Коммунизм стал преподносится уже не как существующая окружающая реальность со всеми её достоинствами и недостатками. Как у любого живого организма. Как у человека проживающего свою историю со всеми его заблуждениями и не всегда примерным поведением от младенческого возраста до своей зрелости и старости. Коммунизм пропагандистами КПСС стал описываться как нечто непорочное, как нечто идеальное.
Поэтому и гражданами страны коммунизм перестал восприниматься как уже существующее в стране общественное устройство, как реальное дело по совершенствованию существующего строя, как его развитие, как трудный подъём к ещё неизведанной вершине со всеми неизбежными в поиске правильного пути ошибками. И отношение к этой идее стало соответствующее, типа – мы хотели бы жить в обществе с идеальными коммунистическими отношениями между людьми, но в реальной жизни ничего идеального нет, а значит и коммунизм неосуществим. Социализм-да! Его понимаем. Он был. Он есть. Он будет. Коммунизма не будет никогда.
Сегодня, когда доказываешь, что коммунистическое общество по лекалам марксизма в реальности со всеми своими минусами и плюсами в СССР существовало, для многих это становится открытием.