На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Основы музыкальной драмматургии спектакля

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СПЕКТАКЛЯ

Музыкальной драматургией называется комплекс му­зыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматиче­ ских ситуациях, в конфликтных столкновениях и в раз­ витии. Основным элементом музыкальной драматургии является музыкальная тема, которая воплощает основные существенные черты художественного образа.

По своим музыкальным особенностям темы чрезвы­ чайно разнообразны, так как зависят от характера во­ площенного в них образа.

Музыкальная тема может представлять собой обоб­ щенный музыкальный образ действующего лица (или группы персонажей), какой-либо значительной идеи или какого-нибудь понятия.

Музыкальные темы могут давать характеристику не­ одушевленных предметов, фигурирующих в спектакле, если они играют существенную роль в развитии действия. Бывают темы, обрисовывающие обстановку действия, создающие своего рода музыкальный, пейзаж, на фоне которого происходит событие.

По ходу действия значительные и наиболее острые драматические ситуации также нередко выделяются осо бой музыкальной темой.

Важнейшим видом музыкальных тем являются темы, выражающие одну из ведущих идей спектакля. Таковы, например, темы, воплощающие идею патриотизма, темы, создающие обобщенные образы драматических сил, про тиводействующих в спектакле.

Музыкальные темы, несущие основную идею, довольно часто бывают связаны с образами и музыкальными характеристиками главных действующих лиц — конкрет­ ных носителей этих идей.

Музыкальная характеристика может быть выражена любыми вокальными и инструментальными жанрами.

Наиболее часто для создания музыкальных образов и характеристик обращаются к инструментальной или оркестровой музыке. Именно инструментальная музыка способна наиболее выразительно раскрыть главную мысль данной драматической сцены или ее подтекст — мысли и чувства героев, не высказанные в словах и в сценическом действии.

С инструментальной музыкой бывает связано прове­ дение или развитие музыкальных тем — воспоминаний и лейтмотивов. Развитие тематического музыкального материала, сопоставление, повторение и видоизменение отдельных тем — средство, при помощи которого можно воплотить драматургическое развитие пьесы.

Простейшим видом музыкально-драматургического развития являются так называемые темы-воспоминания, с помощью которых сцена приобретает большую выра­ зительность и глубину, конкретность.

Своего рода разновидностью служат темы музыкаль­ ных ассоциаций, то есть темы, которые вызывают в соз­ нании зрителя представление о каком-либо образе, уже знакомом по предыдущим действиям, хотя они не носят характера воспоминаний самого героя. В этом случае отображается или общность мыслей героев, или сходная ситуация, или же просто вызываются* у зрителя воспоми­ нания, ассоциации с ранее происшедшим действием.

Большое значение имеют музыкальные темы, которые несколько раз повторяются на протяжении всего спектак­ ля, выражая какую-либо определенную идею, чувство или черту характера героя. Такие темы называются лейттемами или лейтмотивами.

Виды лейтмотива довольно разнообразны и зависят от характера воплощаемого образа, от жанровых особен­ ностей драматического произведения. Это могут быть неизменяющиеся лейттемы, в основном портреты дейст­вующих лиц, если образ по пьесе статичен и в характере героя больших изменений не происходит. В этом случае лейттемы — это своего рода музыкальные «маски» тех или иных персонажей или звуковых символов отвлечен­ ных идей.

Но не всегда лейтмотив остается неизменным, наобо­ рот, он развивается, видоизменяется в зависимости от конкретных сценических ситуаций и психологического со­ стояния героя в данный момент действия.

Видоизменение лейтмотивов, развитие тем-характеристик называют обычно тематическим развитием. Тематическое развитие является одним из важ­ ных элементов музыкального оформления спектакля.

Довольно часто два противоположных стремления, две каких-либо идеи сталкиваются в пьесе. И в этом столкновении обычно заключается основной драматиче­ ский конфликт произведения, приводящий к развязке. В этом случае музыка помогает ярко и образно воплотить столкновение противоборствующих сил путем противо­ поставления двух резко различающихся по своему харак­теру музыкальных тем, которые воплощают эти противо­ положные начала.

Бывает музыкальное оформление спектакля и без лейтмотивов, и далеко не всегда принцип тематического развития применяется широко и является главным. Не­редко композиторы пользуются тематическим развитием в очень ограниченном объеме, либо вовсе от него отка зываются, предпочитая другие средства музыкальной драматургии.

Наряду с лейтмотивами в музыкальном оформлении спектакля часто применяются лейтритмы, лейтгармоиии, лейттембры, то есть повторяющиеся ритмические рисун­ ки, имеющие определенное смысловое значение аккорды или связанные с каким-либо действующим лицом звуча­ ния отдельных групп инструментов, приобретающие значение конкретных музыкальных характеристик.

Большую роль в развитии музыкальной драматургии играют выраженные музыкой живописные картины и изображение разбушевавшихся сил природы (буря, гроза, метель и т. д.). Часто они связаны с переживания­ ми героев и помогают раскрыть их характеры и чувства.

Разнообразие различных музыкальных форм и жан­ ров неисчерпаемо так же, как неисчерпаемы средства му­зыкальной образности. Знание и глубокое понимание всех возможностей музыкальной драматургии дается посте­ пенно, вместе со слуховым опытом и знанием музыкаль­ ной литературы.

Каждый раз, когда музыка вводится в ткань спектак­ ля, необходимо оправдать ее, найти «закон включения» в сценическое действие. Подчиняясь этому закону, она перестает жить как самостоятельный род искусства, становится музыкой драмы.

Предусмотреть заранее эти законные случаи невоз­ можно, как невозможны всякие рецепты в творчестве, но одно несомненно: вне этого закона музыка в драматиче­ ском спектакле противозаконна.

Источник

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.

Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.

Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанраРассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанраНа чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:

1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?

2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.

Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Источник

Пусть музыка звучит

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.





Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.

Спасибо за работу. До встречи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.

Источник

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческий проект «Музыкальная драматургия-развитие музыки» Работу выполнила: ученица 7б класса Сокол Валентина <

Цель и задачи: Узнать как можно больше музыкальной драматургии 1.Найти информацию 2.Сделать проект 3.Представить проект классу

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля. В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Драматургия, драматический — эти слова образованы от словадрама. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.

В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.

Номер материала: ДБ-1039166

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Картинка про На чем основана драматургия музыкально театрального жанра. Фото На чем основана драматургия музыкально театрального жанра

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *