На чем основывается концепция пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Концепция теории когнитивного развития

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже охватывает период с младенчества до достижения зрелого возраста. До разработки этого учения педагоги полагали, что мышление ребёнка отличается от взрослого только меньшей степенью логичности. Швейцарский психолог впервые выделил несколько особенностей: эгоцентризм, синкретизм, трансдукцию.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Это значит, что до достижения определённого возраста человек воспринимает все явления и объекты по отдельности, не связывая их логической цепочкой. Кроме того, дети нечувствительны к противоречиям, часто не согласуют объём и содержание.

Согласно теории, ребёнок изучает предмет или явление и создаёт собственные схемы действия. Например, когда малыш впервые видит изображение собаки, он запоминает её характерные особенности: 4 лапы, хвост, шерсть, мордочка. Это и есть схема, по которой он будет идентифицировать других собак.

Развитие когнитивных навыков происходит путём адаптации субъекта к изменяющейся среде. Жан Пиаже выделял три важнейших процесса:

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Эти процессы легко рассмотреть на нескольких примерах. Малыш, впервые повстречавший собаку на улице, обнаружит, что животное может лаять, лизать руку, быстро бегать. Его предыдущая схема, характеризующая животное, будет дополняться новыми элементами. Именно таким образом происходит ассимиляция. Если ребёнку впервые встретиться не пёс, а кошка, то начнётся процесс аккомодации. Он будет сравнивать образ кошки с известной ему схемой собаки, и вскоре найдёт существенные различия. Малыш создаст новый образ и научится отличать этих животных.

И ассимиляция, и аккомодация должны привести к состоянию равновесия или когнитивной гармонии. То есть любые противоречия между «схемой» и окружающей средой должны быть устранены в результате мыслительной деятельности.

Стадии формирования интеллекта

Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка построено на наличии нескольких этапов освоения когнитивных навыков. Каждая стадия развития имеет свои особенности.

Сенсомоторный период

Согласно теории Ж. Пиаже, первая стадия развития детского мышления начинается с самого рождения и длится до двух лет. Изначально человек имеет только безусловные рефлексы, которые развиваются день ото дня. Малыш не может ставить перед собой конкретных целей, поэтому его первые действия всегда совершаются случайно.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Если простая манипуляция многократно повторяется, в мышлении ребёнка создаётся схема поведения. Например, малыш приучается к определённому режиму кормления, издаёт шум погремушкой, учится хватать предметы, слушать и наблюдать. Постепенно от элементарных действий дети переходят к более сложным.

В сенсомоторный период ребёнок познаёт окружающий мир через органы чувств и моторики. Поэтому на этой стадии необходимы:

Важно понимать, что до 2 лет ребёнок плохо соотносит объём и размер объектов, поэтому малышей всегда тянет к крупным и ярким предметам. Детям доступны только манипуляции с вещами, действия с символами и представлениями ещё не совершаются.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

В первые месяцы жизни к средствам коммуникации относится плач, улыбка, смех и слёзы. В 6-месячном возрасте начинают формироваться первые слоги, а к одному году малыш может научиться говорить простейшие слова.

Подготовка и организация конкретных операций

Вторую стадию психического развития делят на 2 этапа. Первый называется подпериод дооперационных представлений, продолжающийся с 2 до 7 лет. В этом возрасте происходит переход от сенсомоторных функций к символическим. Это значит, что у ребёнка появляется способность отличать обозначение слова от обозначаемого. Например, во время игры стол может заменить обычная коробка, а листки бумаги — тарелки. Индивид отождествляет эти предметы, так как находит в них сходства по форме и размеру.

Мышление ребёнка при этом остаётся эгоцентричным. Дети с трудом принимают чужую точку зрения и не способны поставить себя на место другого человека. Психологи считают, что именно из-за этого ребёнок до 7 лет не умеет обманывать и иронично шутить.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Швейцарский психолог проводил опыт, во время которого он показывал детям 2 одинаковых глиняных шарика, а затем раскатывал один из них в колбаску. Пиаже просил испытуемых сказать, в каком из предметов больше глины. Все дети в возрасте до 7 лет ответили, что в раскатанной колбаске глины больше, так как этот предмет длиннее. В психологии эти явления стали называть феноменами Пиаже. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что в подпериод дооперационных представлений индивиды ещё не способны к рассуждению и доказыванию.

Этот этап развития характеризуется и другими интересными особенностями:

Ребёнок может совершать множество сложных действий, но при этом он до конца не понимает правил и механизмов. Именно поэтому подпериод называют дооперационным.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

С 7 до 11 лет продолжается подпериод конкретных операций. Для решения задач индивид начинает использовать логические и математические операции. Человек овладевает понятием сохранения вещества, легко отличает предметы по форме, размеру и объёму. Тем не менее для совершений операций детям до 11 лет нужен наглядный пример. Абстрактное мышление на этой стадии ещё не используется.

Заключительный этап

Последним этапом умственного развития является стадия формальных операций. Она характерна для детей от 11 до 15 лет. В возрастной психологии выделяют несколько особенностей этой стадии:

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

В каждой выделенной стадии индивид может достигнуть трёх результатов: успеха, частичного успеха или неудачи. Возрастные рамки в теории Пиаже весьма приблизительны.

Психолог признавал, что ребёнок может потратить больше времени на освоение одного навыка и меньше на развитие другого, поэтому родителям и педагогам следует проявить терпение.

Критика учения

Теория Жана Пиаже отличалась своей фундаментальностью и новизной. Тем не менее нашлось немало специалистов, подвергших критике его подход. Психолога осуждали за то, что в своих опытах он использовал только детей из семей, имеющих высокий социальный статус. Учёный почти не учитывал влияние факторов окружающей среды. Очевидно, что интеллект детей из неблагополучных семей развивается по другому сценарию.

Некоторые критики писали о том, что Пиаже недооценивал мышление 5-летних детей. Их уровень интеллекта часто отличается меньшим эгоцентризмом, чем полагал психолог. К тому же возраст, к которому индивид достигает стадии формальных операций, всегда разный. Несмотря на критику, идеи Жана Пиаже послужили основой для других теорий о становлении личности.

Источник

На чем основывается концепция пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

1.1 Генетическая психология

Объект генетической психологии Пиаже – изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но всё определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод даёт необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это умственная аускультация и перкуссия, это искусство – искусство спрашивать.
Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребёнка и взрослого человека.
Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трём направлениям:
определяются проблемы, которые составляют её предмет;
разрабатывается техника исследования;
происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

1.2 Генетическая эпистемология

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на её основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убеждён в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Главная эпистемалогическая проблема – понять, с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания. Нельзя реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека, но можно обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевёл традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи – продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каковы происхождение и развитие основных научных понятий?
При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего, это положение о взаимоотношении целого и части. Всегда целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребёнка. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врожденна изначально, а развивается постепенно.
Пиаже изучал связи между мыслью ребёнка и реальностью, которая познаётся им как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

1.4Идеи теории Пиаже

Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из неё следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Источник знания, считал Пиаже, лежит во взаимодействиях субъектов и объектов. Проблема познания сводится к анализу способности субъекта познавать объекты всё более адекватно, то есть того, каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребёнку с самого начала. Для её понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, всё более приближающихся к ней.
Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определённым структурам действия. Эти структуры – результат конструкции – они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку последний должен научиться координировать свои действия.
Субъект, по Пиаже, это организм, наделённый функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры – структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.
Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит их перестройка, приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

1.5 Понятие схемы действия

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

2.Открытие эгоцентризма детского мышления

Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической умственной позиции.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребёнок на определённой ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребёнку рассматривать вещи независимо от субъекта.
Дети до определённого возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребёнок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к их различению.
«Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребёнок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребёнок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, материальному результату.
На ранних ступенях развития каждое представление о мире для ребёнка истинно; мысль и вещь для него почти не различаются. Знаки начинают своё существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта они отделяются от них. Тогда ребёнок начинает рассматривать своё представление о вещах как относительное для данной точки зрения.
Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партисипации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются.
Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идёт развитие детских идей от абсолютности («реализма»), к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок открывает для себя точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно данную ему самому, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как по мнению Пиаже, представления об объективной реальности – это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чём разные умы согласны друг с другом.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Источник

Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Что выяснил Жан Пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Этап конкретных операций

Возраст: от 7 до 11 лет.

На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения — что количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком, тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать от конкретной информации к общему принципу.

Хотя дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении на данном этапе развития, они становятся намного более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают задумываться о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию. Но этим возрастная периодизация Пиаже, естественно, не исчерпывается.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Хотя мышление становится более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями.

На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети на конкретном операционном этапе также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Тем не менее ключевым является все же следующий этап возрастной периодизации Пиаже.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Что такое когнитивное развитие

Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.

Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:

Особенности развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет. Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов. При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:

Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.

Основные понятия теории Пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Сенсормоторный этап

Возраст: от рождения до 2 лет.

Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они — отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Как детское мышление связано с речью

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.

Ассимиляции и аккомодации

Жан Пиаже рассматривает интеллектуальную рост как процесс адаптации(корректировка) в мире. Это происходит за счет:

Ассимиляция

— Какие использует существующую схему иметь дело с новым объектом или ситуацией.

Жилье

— Это происходит, когда существующую схему (знания) не работает, и должен быть изменен, чтобы иметь дело с новым объектом или ситуацией.

Уравновешивание

-Это сила, которая движется процесс разработки. Пиаже считал, что умственное развитие не пошло с постоянной скоростью, а в дрожжах.Равновесие имеет место, когда схемы ребенка может иметь дело с самой новой информацией через ассимиляцию. Тем не менее, неприятный состоянии неравновесия происходит, когда новой информации не могут быть установлены в существующие схемы (ассимиляция).

Равновесие это сила, которая приводит в процессе обучения, поскольку мы не хотели бы быть разочарованы и будет стремиться восстановить баланс, осваивая новый вызов (проживание).

Как только новая информация усваивается процесс ассимиляции с новой схемой будет продолжаться, пока в следующий раз мы должны сделать корректировку его.

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Пример Ассимиляция

2-летний ребенок видит человека, который на лысой макушке, и уже давно вьющихся волос по бокам. К ужасу отца, малыш кричит «клоун, клоун» (Сиглер и соавт., 2003).

Пример размещения

В «клоуном» инцидент, отец мальчика объяснил сыну, что человек не был клоуном и, что, хотя его волосы были как клоун, он не носил смешные костюмы и не делал глупостей, чтобы заставить людей смеяться

С этим новым знанием, мальчик был в состоянии изменить его схему «Клоун» и сделать эту идею лучше вписываются в стандартную концепцию «Клоун».

Этапы развития

Когнитивное развитие ребенка о ребенке развивается или построения мысленной модели мира.

Представьте себе, что было бы, если бы у вас не было ментальную модель вашего мира. Это будет означать, что вы не были бы в состоянии сделать столько использование информации из вашего прошлого опыта, или при планировании действий.

Жан Пиаже были заинтересованы как в том, как дети узнали и в том, как они думали.

Пиаже изучал детей от младенчества до подросткового возраста, и осуществляются многие из его собственных исследований с использованием своих троих детей. Он использовал следующие методы исследования:

Наблюдения в естественных условиях : Пиаже сделал осторожный, детальные наблюдения детей. В основном это были его собственные дети и дети друзей. Из них он писал дневник описания графиков их развития.

Клиническое интервью и наблюдения детей более старшего возраста, которые были в состоянии понять вопросы и вести беседу.

Пиаже считал, что дети думают иначе, чем взрослые, и заявили, что они проходят через 4 универсальных стадий когнитивного развития. Развитие Поэтому и биологически обусловленных изменений как ребенок взрослеет.Познание, следовательно, развивается у всех детей в той же последовательности этапов.

Каждый ребенок проходит через этапы, в том же порядке, и ни на одном этапе не может быть упущена, — хотя некоторые люди никогда не может достигать более поздних стадиях. Существуют индивидуальные различия в скорости, с которой детям прохождения этапов.

Пиаже не утверждал, что определенный этап был достигнут в определенном возрасте — хотя Описания туров часто включают в себя указание на возраст, в котором средний ребенок достигнет каждого этапа.

Пиаже считал, что эти этапы являются универсальными — то есть та же последовательность развития встречается у детей во всем мире, независимо от их культуры.

Стадии разработкиОсновные функцииНаучном исследовании
Сенсомоторная 0 — 2 лет.Постоянства объектаОдеяло & Бал Исследование
Предоперационная 2 — 7 лет.ЭгоцентризмТри горы
Конкретные оперативные 7 — 11 лет.СохранениеСохранение Число
Формальных операций 11лет +Манипулировать идей в голове, например, абстрактное мышлениеМаятник целевая

Образовательные последствия

Пиаже явно не относятся к его теории образования, хотя позже исследователи объяснили, как особенности теории Пиаже может быть применен к преподаванию и обучению.

Discovery обучения — идея, что дети лучше всего учатся через действие и активно изучает — рассматривается как центральное преобразование начальной школы.

‘Повторяющиеся темы сообщения являются индивидуальное обучение, гибкость в учебном плане, центральное игры в обучении детей, использование окружающей среды, обучение на открытие и важность оценки прогресса детей — учителя должны «Не думайте, что только то, что измеримых ценно.

Потому что теория Пиаже основана на биологической стадии созревания и понятие «готовность» важно. Готовность проблем, когда определенная информация или понятия должны преподаваться. По словам детей Пиаже теория не должна преподаваться некоторых понятий, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.

В рамках обучения в аудитории должны быть студента осуществляется через активное обучение открытие. Роль учителя является для облегчения процесса обучения, а не прямое обучение. Поэтому учителя должны поощрять в следующих классах:

О Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не конечный продукт его.

вывода с помощью активных методов, которые требуют реконструкции или заново «истин».

О, используя совместные, а также отдельных видов деятельности (чтобы дети могли учиться друг у друга).

O Разработка ситуаций, которые представляют полезную проблемы, и создать нарушение равновесия у ребенка.

Ø оценить уровень развития ребенка, поэтому Подходящие должностные обязанности могут быть установлены.

Мои рекомендации для родителей

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

На чем основывается концепция пиаже. Смотреть фото На чем основывается концепция пиаже. Смотреть картинку На чем основывается концепция пиаже. Картинка про На чем основывается концепция пиаже. Фото На чем основывается концепция пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *