На чем основывается школьное химическое образование

На чем основывается школьное химическое образование

Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, О.Н.Рыжова
Химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Реформа проявилась в другом. Принципиально новое ее следствие состоит в том, что впервые в стране подготовлен единый государственный стандарт школьного образования, в котором четко сформулировано, чему и как учить в школе. В стандарте закреплено преподавание химии по концентрической схеме с разделением общего (8-9 классы) и среднего (10-11 классы) образования. Несмотря на свою жесткую структуру, новый стандарт учитывает тенденции развития современной химии и ее роль в естествознании и в обществе и может послужить инструментом развития химического образования. Первый шаг в использовании нового стандарта школьного химического образования уже сделан: на его основе создан проект школьной программы и написаны школьные учебники по химии для 8 и 9 класса.

Реферат. Обсуждается современное состояние школьного химического образования в России. Принципиальная новизна ситуации состоит в том, что впервые подготовлен единый государственный стандарт школьного образования. Рассмотрены идейные предпосылки и содержание стандарта по химии. Представлены концепция и методические принципы новой школьной программы по химии и нового комплекта школьных учебников, написанных авторским коллективом химического факультета МГУ на основе этого стандарта. Обсуждена роль химических олимпиад в системе школьного образования.

Естественные науки во всем мире переживают нелегкие времена. Финансовые потоки уходят из науки и образования в военно-политическую сферу, престиж научных работников и преподавателей падает, а необразованность большей части общества растет стремительными темпами. Миром правит невежество. Дело доходит до того, что в Америке правые христиане требуют юридической отмены второго закона термодинамики, который, по их мнению, противоречит религиозным доктринам.

Содержание

Сведения об авторах

Работа выполнена благодаря частичному финансированию Государственной программой поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (проект НШ № 1275.2003.3).

На чем основывается школьное химическое образование. Смотреть фото На чем основывается школьное химическое образование. Смотреть картинку На чем основывается школьное химическое образование. Картинка про На чем основывается школьное химическое образование. Фото На чем основывается школьное химическое образование На чем основывается школьное химическое образование. Смотреть фото На чем основывается школьное химическое образование. Смотреть картинку На чем основывается школьное химическое образование. Картинка про На чем основывается школьное химическое образование. Фото На чем основывается школьное химическое образование

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору

Источник

На чем основывается школьное химическое образование

Важными элементами процесса обучения химии являются:

Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:

Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:

Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:

Построение и содержание программы химии должны отвечать определенным учебным правилам, требованиям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

Правила построения школьной программы по химии:

Первые представления о веществах и химических реакциях ученики получают в темах: «Первоначальные химические понятия», «Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Основания. Растворы», «Кислород. Оксиды. Горение». Начальные знания ученики по данным вопросам изучаются на первых уроках химии. Полученные знания являются основой для изучения периодического закона и периодической системы. Развитие понятий о веществе и химической реакции формируется при изучении теории электролитической диссоциации. Улучшаются знания о периодическом законе, суммируется материал о классах неорганических соединений, о химических реакциях, протекающих в водных растворах, раскрываются их закономерности, углубляется сущность обменных и окислительно-восстановительных процессов. Систематический курс неорганической химии включает изучение металлов и неметаллов на основе теоретических знаний о строении атомов, о периодическом законе и периодической системе.

По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.

Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.

В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавательская деятельность учителя и результаты его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников. В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы. В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.

Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.

В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.

В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на выбор учителя.

В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.

В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.

Литература

Источник

Современные требования к учителю химии

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

(Материалы из книги С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянскай «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОО» )

Современные требования к деятельности учителя химии

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении 5 основных теоретических концепций:

— теория электролитической диссоциации;

— механизм и условия протекания химических реакций;

— периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

— теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, которые определяющим компонентом всего процесса, способствующие отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Поэтому на каждом уроке учитель должен четко и аргументировано проговорить основные цель и задачи урока. Продолжением такой системности является определение учителем подцели каждого из этапов урока. Только определив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить вест процесс обучения и воспитания. Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.

В основе отбора содержания и построения школьного курса химии лежат следующие принципы:

— системности и последовательности;

— связи теории с практикой.

Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществах и системой знаний о химических реакциях.

Из огромного многообразия веществ для изучения отобраны следующие: имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли); имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.); играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.); на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.); отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.). Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе. Современный учитель химии должен не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.

Долгое время документом, определяющим критерии учителя химии, являлась профессиограмма, акцентируя внимание на следующие основные задачи учителя.

1. Формулировать общие, специфические и частные цели и задачи химического образования в основной и полной средней (общеобразовательной и профессиональной) школе современного типа.

2. Осуществлять отбор и реализацию содержания учебного материала по химии в соответствии с целями и задачами химического образования с учетом важнейших функций обучения химии, а также особенностями данной школы, учебных групп, отдельных учащихся.

3. Структурировать содержание обучения химии в разнообразные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий и факультативных занятий.

4. Выбирать и реализовывать в процессе современной технологии обучения химии оптимальные традиционные и инновационные методы, средства и формы воспитания.

5. Проектировать и умело использовать различные условия обучения (учебно-материальные, санитарно-гигиенические морально-психологические экономические, эргономические и др.).

6. Прогнозировать и организовывать в соответствии с научной организацией труда (НОТ) познавательную деятельность учащихся, работу учебного кабинета, лаборанта, а также собственную педагогическую деятельность учителя химии.

7. Мобилизовать учащихся на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач путем использования в процессе обучения химии методов мотивации и стимуляции учащихся.

8. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения химии в разных типах школ (лицей, колледж и др.).

9. Корректировать процесс обучения химии с учетом ожидаемого и реального его протекания.

10. Организовывать не только процесс учебного познания и труда, но и общение между субъектами образовательной деятельности. 22

11. Создавать в процессе учебных, внеклассных и факультативных занятий по химии частично поисковые и исследовательские ситуации, необходимые для формирования творчески активной личности.

12. Воспитывать у учащихся в процессе обучения химии интерсоциальные свойства личности: гуманность, потребность в познании и труде, ценностное отношение к материальной и духовной культуре, к природе, творческую активность, саморефлексию.

13. Развивать у учащихся представления о химических объектах окружающего мира, различные виды памяти, интегративный стиль мышления, эмоционально-волевые качества, социально-позитивные мотивы и потребности, познавательный интерес к химии.

14. Оценивать результаты обучения химии (уровни сформированности химических знаний, специфических предметных умений и ценностных отношений к химической науке, химическому образованию, природе, химической технологии, химическому производству и другим объектам).

15. Изучать и использовать инновационный опыт работы учителей химии, осуществлять самоанализ своей деятельности, самоконтроль, самосовершенствование и самообразование с целью достижения педагогического мастерства, высокого уровня профессионализма. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования основные задачи российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Для того чтобы добиться успехов в обучении химии, учителю химии необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная с пропедевтических курсов и завершая профильным обучением в 10–11 классах. К основным компонентам процесса обучения химии относят следующие: цели и задачи обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию).

Функциональные компоненты модели учителя современной школы

1. Гностическая (познавательная) функция:

• умение легко ориентироваться в содержании преподаваемого предмета «химия» (выделять главное, существенное; видеть проблемные для школьников темы; предвидеть затруднения и т.д.);

• умение учитывать индивидуально-психологические особенности усвоения учебного материала учащимися;

• умение диагностировать процессы развития учащихся, как в когнитивном, так и в общепсихологическом планах.

2. Конструктивная функция:

• умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;

• умение планировать системы педагогической деятельности по химии на уроках и во внеурочной работе;

• умение осуществить отбор содержания, форм и методов реализации плана.

3. Коммуникативная функция:

• умение использовать психологические законы передачи, восприятия и усвоения учебного материала по химии;

• умение оптимально представлять информацию для восприятия учащимися с учетом ее содержания и характера;

• умение организовать пространство общения;

• умение регулировать формы подачи информации (использование технических средств обучения, таблиц, схем и т.д.);

• умение формировать эмоционально-ценностное отношение к информации;

• умение работать в режиме диалога;

• умение стимулировать процессы общения;

• умение использовать выразительные средства общения (вербальные и невербальное).

4. Организационная функция:

• умение организовать работу учащихся на уроке по химии;

• умение делегировать часть функций учащимся;

• умение распределять функции и обязанности в классе;

• умение «чувствовать» учебную ситуацию;

• умение объективно оценивать ход и результаты работы;

• умение организовать не формальную, а рабочую дисциплину;

• умение контролировать план выполнения работы на уроке, в четверть, за год.

5. Функция самореализации:

• умение отслеживать, анализировать и обобщать личный профессионально-педагогический опыт;

• умение адаптировать удачные методические приемы других учителей в свою педагогическую систему;

• умение комплексно рефлексировать динамику собственной «Я-концепции».

В соответствии с основными требованиями к выпускникам новой

школы учитель химии должен:

— понимать роль учебных заведений в обществе, основные

проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

— знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

— понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

— учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

— обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Учитель химии должен знать:

 сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

 пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;

 методику преподавания своего предмета;

 содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

 требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

 вопросы частных методик школьных курсов по предмету;

 различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

 методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

 научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;

 методы компьютерной обработки информации.

Учитель химии должен уметь:

 проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

 планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

 обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

 разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

 отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

 анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

 организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

 применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

 использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

 создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

 развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Итак, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что современные требования к деятельности учителя химии определены компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных учебных программ.

Источник

На чем основывается школьное химическое образование

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Долгое время изложение школьного курса химии носило несистематический характер и имело прикладное значение, так как не было системообразующего стержня, вокруг которого этот курс мог бы формироваться. На рубеже XIX-XX веков изучение химии в школах России было отменено.

Изучение учебного материала на основе периодического закона и периодической системы химических элементов не только обеспечивает возможность его логического развертывания, но и является лучшим и с методической точки зрения, так как дает учащимся возможность глубже понять содержание курса и сознательно усвоить подлежащий изучению материал. Но, как часто это бывает, в средних учебных заведениях периодический закон долгое время не изучался, так как считался для учащихся недоступным. Как было указано выше, первый стабильный учебник по неорганической химии в стране был написан в начале 30-ых годов XX века В.Н. Верховским, Л.М.

Сморгонским, Я.Л. Гольдфарбом. В дальнейшем содержание обучения химии в результате развития химической науки и общества в России неоднократно претерпевало изменения.

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении следующих основных теоретических концепций:

1. атомно-молекулярное учение, 2. теория электролитической диссоциации, 3. механизм и условия протекания химических реакций, 4. периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, 5. теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, способствующих отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения.

Поэтому на каждом уроке учитель не только должен четко и аргументировано проговорить основную цель и задачи урока, но и определить подцели каждого из этапов урока. Только обозначив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить весь процесс обучения и воспитания.

Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законами, теориями, понятиями, что способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся.

Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществе и системой знаний о химических реакциях. Из огромного многообразия веществ для изучения были отобраны следующие:

— имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли);

— имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.);

— играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.);

— на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.);

— отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.).

Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе.

Вариативность школьных программ по химии определяет инвариантное ядро, то есть, материал, являющийся единым для всех программ. Содержание школьного предмета химии должно содержать следующее: систему научных, химических, знаний; систему умений и навыков (специальных, интеллектуальных, общеучебных); описание опыта творческой и производственной деятельности, накопленной человечеством в области химии;

отображение положения химии в окружающей действительности; возможности развития и воспитания учащихся на материале предмета.

Содержание и построение курса химии должны соответствовать определенным дидактическим принципам, критериям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

Принципы построения школьных программ по химии:

Принцип научности устанавливает отбор в учебной программе только тех теорий, законов, фактов, явлений и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений. Кроме того, необходимо ознакомить учащихся с методами исследования.

Принцип доступности определяет уровень и объем научной информации, а также перечень методов исследований данной науки, чтобы ученики, в силу различных возрастных особенностей и объема приобретенных знаний, смогли бы усвоить весь материал учебника.

Принцип систематичности предусматривает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного — к неизвестному, от простого — к сложному (дедукция и индукция).

Принцип системности предполагает отражение в учебнике целостной системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д.

Принцип историзма требует приведение в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой определяет использование в учебниках примеров прикладного значения химии, что в значительной степени обеспечивает интерес учащихся к химии, то есть мотивацию учения.

Кроме этого и учебник, и все обучение химии должны соответствовать принципу безопасности и принципу здоровьесбережения (валеологический аспект обучения).

Дополняют указанные принципы и критерии отбора содержания учебного материала для школьных дисциплин (по Ю.К. Бабанскому):

Критерий научной значимости, отражающий широту применения научных знаний. Знания, носящие всеобщий характер, должны включаться в первую очередь. На этом основании в действующие программы по химии включены Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, закон о сохранении и превращении энергии, теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и др.

Критерий соответствия объема содержания предмета времени, отведенному на изучение химии. В связи с сокращением часов на изучение химии должно изменяться и содержание предмета.

Критерий соответствия имеющимся в массовой школе условиям. В школах должны быть типовые кабинеты химии, оснащенные в соответствии с перечнями необходимого химического оборудования в соответствии с современными требованиями. Содержание практической (экспериментальной) составляющей школьного учебника должно соответствовать возможностям проводить необходимые опыты в школе.

Критерий соответствия государственным образовательным и международным стандартам.

Критерий целостности содержания учебного материала.

3.2. Место темы в курсе химии общеобразовательной школы В настоящее время количество учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, достаточно велико. Авторы каждой линии программ и учебников предлагают свои подходы к изучению вводной темы школьного курса химии в 8 классе.

Например, согласно авторской программе и учебнику О.С. Габриеляна на изучение первоначальных химических понятий отводится 26 часов. Причем изложение понятий происходит в рамках нескольких тем: «Введение» – 3 часа;

«Атомы химических элементов» – 9 часов; «Простые вещества» – 7 часов;

«Изменения, происходящие с веществами» – 7 часов.

Л.С. Гузей и Р.П. Суровцева в своей линии учебников на изучение первоначальных понятий отводят 16–22 ч. из них 7/9 ч. отводится на тему «Предмет химии», 4/5 – на тему «Химический элемент» и 5/9 на тему «Количественные отношения в химии». Все три темы излагаются в начале учебника и следуют одна за другой. Предусмотрено проведение 2 практических работ: «Очистка загрязненной поваренной соли» и «Признаки химических реакций».

По Е.Е. Минченкову и др. на изучение первоначальных химических понятий отводится 21 ч. в рамках темы «Важнейшие химические понятия».

Включено проведение практических работ: приемы обращения с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности; прокаливание медной проволоки и взаимодействие мела с кислотой, как примеры химических явлений.

Сам процесс школьного химического образования основан на применении принципа концентра. Система знаний о химических реакциях связана со сложными термодинамическими понятиями, учащиеся изучают основные типы химических реакций, закономерности их протекания, способы управления процессами. Первоначальные представления о веществах и химических реакциях учащиеся получают в темах: «Первоначальные химические понятия», «Кислород. Оксиды. Горение», «Водород. Кислоты.

Соли», «Вода. Основания. Растворы». Совершенно необязательно, что во всех школьных учебниках 8-го класса есть именно так названные темы, но первоначальные знания учащихся по данным вопросам обязательно изучаются на первых уроках химии. Приобретенные знания являются основой для изучения периодического закона и периодической системы, а значит, для дальнейшего изучения всего школьного курса химии. Дальнейшее развитие понятий о веществе и химической реакции предусматривается при изучении теории электролитической диссоциации. На е основе углубляются знания о периодическом законе, обобщается материал о классах неорганических соединений, о химических реакциях, протекающих в водных растворах, раскрываются их закономерности, углубляется сущность обменных и окислительно-восстановительных процессов. Систематический курс неорганической химии включает изучение металлов и неметаллов на основе теоретических знаний о строении атомов, о периодическом законе и периодической системе. Первыми изучаются неметаллы. Непосредственное рассмотрение систематического курса начинается с галогенов как элементов главной подгруппы VII группы. Сначала дается общая характеристика подгруппы, затем более подробно характеризуются один или два важнейших элемента главной подгруппы и по аналогии, в дальнейшем, более кратко разбираются другие элементы.

Изучение металлов начинается с их общих свойств. Учащиеся знакомятся с причиной проявления их физических и химических свойств – с металлической связью и особенностями кристаллической рештки металлов, представлениями о сплавах, электрохимическим рядом напряжений, с важнейшими химическими свойствами металлов, изучают электролиз солей, коррозию металлов. Некоторых методисты рекомендуют вопросы классификации металлов определять в начале изучения темы.

По требованиям Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Теоретическую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. В основу построения данной темы положена идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Изучение материала по органической химии в 9-ом классе основано на понятии гомологии, когда вначале рассматриваются один-два представителя, затем установленные признаки распространяются на весь гомологический ряд. Без указанного принципа ориентации на гомологию веществ строится изучение жиров, углеводов, аминов, аминокислот, белков.

Школьный курс химии завершается обзорным теоретическим обобщением и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Но есть и исключения, например, по программе Л.С. Гузея курс органической химии перенесен в 11 класс, а в 10-ом происходит обобщение материала по общей и неорганической химии. Выбор учителем необходимой программы из многообразия вариативных комплексов программ должен соотноситься с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как конкретный курс химии. Он должен составлять инвариантное ядро содержания любых вариативных программ и учебников по химии, которые могут отличаться друг от друга по широте и глубине раскрытия учебного материала.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по химии разработанна Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Документы, регламентирующие разработку экзаменационных материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме по химии включают: кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов;

спецификацию экзаменационной работы; демонстрационный вариант (демовариант) экзаменационной работы.

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по химии. Кодификатор предполагает следующие элементы, проверяемые заданиями экзаменационной работы:

вещество; химическая реакция; элементарные основы неорганической химии, представления об органических веществах; методы познания веществ и химических явлений; химия и жизнь.

Спецификация содержит характеристику структуры и содержания экзаменационной работы по химии, распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности, по уровню сложности, план экзаменационной работы.

Назначение демонстрационного варианта состоит в том, чтобы дать возможность любому выпускнику, сдающему экзамен в форме ЕГЭ по химии, и широкой общественности составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы, о числе, разнообразии форм и уровнях сложности заданий. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (часть С), включенные в демонстрационный вариант, позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

3.3. Содержание и построение школьного курса химии До недавнего времени все действующие программы и учебники по химии соответствовали линейному построению курса. Данная программа была рассчитана на изучение неорганической химии в 8 классе (3 часа в неделю) и в 9 классе (3 часа в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии), органической химии в 1011 классах и общей химии в 11 классе (2 часа в неделю).

В основе новой структуры образования лежит концентрический принцип построения курса химии. Этот принцип предполагает обучение основам неорганической и органической химии в 89 классе (первый уровень) и более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов химии в классах (второй уровень). На втором уровне обучения возможно совершенствование знаний учащихся в процессе изучения дополнительных курсов в зависимости от специализации класса или школы.

Современное содержание школьного курса химии реализуется в три этапа:

1 этап – пропедевтический (14 классы, курс «Окружающий мир»; классы, в одном из таких курсов, как «Естествознание», «Физика. Химия 56», «Введение в химию»; 57 классы, в курсах биологии, географии и физики);

2 этап основной (89 классы, в систематическом курсе химии);

3 этап профильный (1011 классы, в систематических курсах химии, различных по объему и глубине изложения теоретического и прикладного материала, спецкурсах, факультативных курсах).

В основной школе вариативность содержания при изучении химии представлена в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования по выбору учителя во всех видах общеобразовательных учреждений.

Деятельность учителя и результаты всей его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы раскрывает цель, задачи и общие идеи, стоящие перед методикой обучением химии. В программе определены: цель преподавания учебного предмета, раскрыты учебно-воспитательные задачи, которые необходимо решить в процессе обучения, развития и воспитания учащихся. В ней также указаны общие мировоззренческие идеи, понимание которых необходимо сформировать у школьников, перечислены требования к результатам обучения, раскрывающие уровень усвоения учащимися содержания курса. В содержательной части программы указаны факты, понятия, законы, теории науки, исторические сведения, знания методологического характера, которые должны усвоить учащиеся. Наряду с этим в содержательную часть программы входит перечень демонстрационных опытов и ученического эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), а также типы расчетных задач, которые школьники должны уметь решать после изучения данного курса. Содержание учебного курса сгруппировано в отдельные темы, для каждой из которых указано примерное время на ее изучение. В заключительной части программы содержатся требования к результатам обучения.

Каждая из программ реализована в соответствующих линиях учебников.

Для обеспечения завершенности основного общего образования курс химии в 89 классах обязательно включает раздел «Сведения об органических веществах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *