На чем писали финикийцы
История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту
QR-КОД сайта:
ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Рукан Иван, 5в класс
Сайт создан по материалам исследовательского проекта «История письменности».
Финикийская письменность
Финикийским торговцам нужна была письменность для ведения записей и расчетов.
Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.
Финикийское алфавитное письмо
Величайшим изобретением финикийцев стало алфавитное письмо, которое появилось около 15 века до н.э. В Египте и Междуречье писать и читать умели немногие. Ведь и иероглифическое письмо, и клинопись содержат более 700 знаков, каждый из которых обычно изображает целое слово или слог. Все их нужно было знать на память. Финикийцам-торговцам, ведшим постоянные торговые записи, нужна была такая письменность, на изучение которой не надо было бы тратить полжизни. Нужно было что-нибудь простое и функциональное. Таким образом, появилось алфавитное письмо, там, где каждая буква соответствовала одному звуку. Всего букв в финикийском алфавите было 22. Они были просты, писать их было легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные пропускали. Но несмотря на это, финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что им стали пользоваться почти все страны Средиземноморья.
Финикийские города-государства
Города Финикии располагались на узком участке побережья Ливана и Сирии (приблизительно 200 километров) с IV тысячелетия до нашей эры. Самыми крупными поселениями являлись Тир, Сидон и Библ. Их жители принадлежали к западным семитам, и сами себя они называли ханаанеями, а страну — Ханаамом. Название связано с оттенком тканей, производимых в этой местности и окрашенных в пурпурный цвет при помощи морских ракушек-иглянок. В переводе «Ханаам» означает «страна пурпура».
В Финикии не было полноводных рек и обширных пастбищ, что определяло род деятельности жителей. Они выращивали виноград и оливковые деревья, но главным богатством территории и очень нужным материалом являлся ливанский кедр. Из брёвен, отправляемых в Египет, строились корабли.
Имеет место гипотеза, что название «Финикия» произошло от египетского слова «фенеху», то есть «строители кораблей». Это была цивилизация с ра́звитой торговлей, ремёслами, культурой.
Предпосылки для возникновения письма
Географическое положение Финикийского государства способствовало активному развитию торговых отношений с другими странами и территориями. Корабли ханаанейцев побывали на всём побережье Средиземного моря. Более того, судна финикийцев плавали к Иберии (Испания), Оловянным островам (Великобритания). Торговцы Ханаана продавали душистое оливковое масло, вино, ливанский кедр. Взамен привозили на свою территорию папирус из Египта, светлый металл для выплавки бронзы из Великобритании и многое другое.
С целью максимально успешной торговли купцам требовалось быстро подсчитывать товар и записывать выгоду, полученную в результате проведённых операций. Использовать для этого ассиро-вавилонскую или египетскую письменность не представлялось возможным. Причинами были недостатки этих систем:
Торговцам из Финикии для осуществления учёта товаров требовался простой метод веде́ния записей, обучиться которому можно за кратчайшее время. Способ сохранения информации должен был стать понятным и функциональным.
Характерные особенности алфавита
Древнейшая форма финикийского линейного алфавита возникла приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры на юге побережья Средиземного моря. Существует гипотеза, в соответствии с которой основой письма финикийцев является ещё более древний алфавит — западно-семитский.
Происхождение письменности финикийцев по праву можно признать одним из величайших изобретений человечества. Алфавит возник около XV века до нашей эры. Особенностью этой системы явилось то, что каждому звуку соответствовала одна буква. Изображать знаки было просто и быстро. Всего алфавит состоял из 22 букв, при этом они обозначали исключительно согласные звуки, тогда как гласные просто пропускались. Финикийцы вели записи не слева направо, а, наоборот, справа налево. Создать запись, хотя бы кратко, мог практически любой человек.
Наименование букв происходило от сходства изображения с определёнными предметами, которые эти символы напоминали внешне. Непосредственно слово «алфавит» берёт начало от первых двух букв: «алеф» и «бет». При этом вторая буква иногда произносилась как «вита». Так и сформировалось слово «алфавит», то есть «алеф» + «вита».
Ещё одним несомненным преимуществом финикийского алфавита стала возможность вести запись на любом доступном материале. Например, клинопись предполагает начертание знаков на глине, а новая система была не так требовательна. Достоинство заключалось также в языковой адаптируемости. Используя некоторое количество знаков, теоретически можно записать послание на любом языке.
Такая возможность делать записи быстро прижилась и получила распространение по всему Средиземноморью. Постепенно она вытеснила все прочие способы сохранения дат, событий и расчётов в письменной форме.
Развитие письма Финикии в дальнейшем пошло по пути совершенствования буквенного изображения. Появилась скоропись, символы стали записываться с более мягкими очертаниями.
Интересные факты о письменности Ханаана
Алфавит финикийцев сделал возможным быстро обучаться грамоте. После его возникновения уже не требовалось тратить много лет на кропотливое запоминание большого количества иероглифов. В IX веке до нашей эры греки начали использовать этот алфавит, внеся в него некоторые изменения:
От греческого языка получили развитие славянский (а затем и русский), грузинский, латинский и армянский алфавиты. От финикийской письменности произошли следующие виды письма:
Поскольку именно финикийцы приняли активное участие в распространении папируса, наиболее удобного материала для письма, то в греческом языке появились слова «библион» (книга) и «библос» (папирус). Название шло от финикийского названия папируса и города Библа. Многие существующие сегодня системы письма выступают в качестве потомков письменности Ханаана.
Изучается история финикийского алфавита в 5 классе, и школьники получают возможность ознакомиться с докладами, посвященными этой тематике. Такие уроки всегда проходят интересно, поскольку сообщения дополняются картинками древних символов и сравнительными таблицами.
Мало древних народностей оставили такой же заметный след в истории, как финикийцы. Их цивилизации человечество обязано появлением и распространением прозрачного стекла, пурпура и, конечно, алфавита.
Финикийская письменность. Троянский след
Финикийская письменность. Троянский след.
Часть 1. Троянская война
Уже в глубокой древности финикийцы занимались торговлей и навигацией, как купцы, мореплаватели и колонисты, они в течение многих веков не имели себе соперников. Финикийцы были хорошо знакомы с астрономией и арифметикой; им же приписывают изобретение письменности.
Первое на что хочется обратить внимание, это то, что время появления финикийского фонетического алфавита совпадает со временем нашествия «народов моря», которое историки увязывают с Троянской войной:
В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие «народов моря». С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако «народы моря» ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 г. д.н.э., когда внутренние области Палестины были заняты израильтянами, а Сирия — арамеями. Тогда же у финикийцев появляется письменность.
События, которые происходили в это время:
Таким образом, народы, покинувшие Трою, или точнее Троаду, могли иметь самое прямое отношение к «народам моря».
Часть 2. Троя и славяне
На то, что Троя (Троянь?) возможно имела самое непосредственное отношение к славянам, есть указания в «Слове о полку Игореве»:
«О Боян, соловей старого времени! Как бы ты эти полки воспел, скача славою по мыслену древу, летая умом под облаками, свивая славы обе полы сего времени, рыща в след Трояни, через поля да горы?» («О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы?»);
«Были века Трояни, минули годы Ярослава, были походы Олеговы, Олега Святославича» («Были в;чи Трояни, минула л;та Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя»);
«Встала обида в жилах Дажь-Божего внука, ступила девою на землю Трояню, всплеснула лебедиными крылами на синем море у Дона, плескаясь разбудила лихие времена» («Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила д;вою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на син;мъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена»);
«На седьмом веке Трояни бросил Всеслав жребий о девице себе милой» («На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребій о д;вицю себ; любу»).
«А тамо Грьцi налэзша на не, яко бо усэдьлiца на нь. А бiя сэща велька а многая мэсящi. Сты краты пощiнасе Русе а сты краты розбiена бя. Од полуноще до полудене… Тако скътi вэдша Праоцове наша, а бя Оцем Орiем до крае Руська веденi, поневждi тамо пребытi. А утрпеня многая несоуща, ранi а хлудне. Се тако отыдша до сiу, а тако оуселiщася огнiщаны, на земэ Руштэi. То бо се оутворi за две теме до суть, а по тема двэ темi Врязi прiдоша, а земе беряi од Хъзаром до роуце сва, тем бо одерене работахомо»
«И тогда Греция напала на неё [Русь], чтобы оседлать нас. И была сечь великая и многие месяцы. Стократно начиналась Русь, и стократно разбита была. От полуночи до полудня… Также как скот ведомый Праотцами нашими, и были Отцом Орием до края Русского ведены, и вынуждено там остались. И претерпенья большие понесли, раны и холод. Вот так дошли до неё, и так поселились огнищане, на земле Русской. Это произошло за две тьмы до настоящего, а после тех двух темей Варяги пришли, и землю прибирая от Хазар к своим рукам, за тем, чтобы в неволе работали».
американские ученые на основании ряда астрономических событий, описанных в «Одиссее» Гомера, пришли к выводу, что возвращение на Итаку состоялось 16 апреля 1178 года до нашей эры.
Римский писатель Юстин, обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога 1 в. до. р.х. написал:
«Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из Лидии, так и венеты, известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои».
(о вятичах см. Через пень-колоду).
Ломоносов М.В. «Древняя Российская История. «
Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими.
Плиний пишет, что «за рекою Виллиею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоименных им венетов в Италии от них происшедшими быть утверждает».
Непоту после согласовался Птоломей, хотя прежде иного был мнения. Согласовался Курций, Солин. Катон то же разумеет, когда венетов, как свидетельствует Плиний, от троянской породы производит. Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет. «Антенор, — пишет он, — пришел по многих странствованиях во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были и у Трои лишились короля своего Пилимена: для того места к поселению и предводителя искали. По изгнании евганеев, между морем и Алпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюду имя селу — Троя; народ весь венетами назван».
Егор Классен. «Древнейшая история славян. «
Известно из истории, что Трояне назывались сперва Пеласгами, потом Фракийцами, после того Тевкрами, затем Дарданами и, наконец, Троянами, а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами; ибо Кемь и Пергам построил Эней после падения Трои и в них поселились Трояне, избежавшие гибели в Илионе. Эти факты заимствованы как у греческих и римских историков, так и из самой Илиады. Греки называют Троян, Македонцев и Фригиян Фракийцами, да и сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев. Если бы мы даже и не знали, что Фракийцы происходят от Пеласгов, то и тогда на вопрос, кто же были фракийцы, мы отвечали бы по историческим фактам так: у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины. Кроме того, Фракийцы носили чубы, как Малороссияне; могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плакальщицы. На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славянское. Это подтверждается всеми древними историками; следовательно, Фракийцы должны были быть Славяне. Но теперь, имея выводы Apendini о том, что Фракийцы и Македоняне говорили славянским языком, и подробнейшие выводы Г. Черткова о Пеласго-Фракийском племени, мы убеждаемся несомненно, что Фракийцы были славяне, следовательно, и Трояне также. Относительно славянства последних заметим еще в дополнение, что два сына Приамовы носили имена чисто славянские, а именно Троил и Дий. Первое имя сохранилось у нас на пушке, стоящей в Московском Кремле; другое известно из славянской мифологии.
Историю покорения Трои писал Дит, грек, и Дарий, а по другим Дарет, фригиец. Оба они были личными свидетелями этой битвы и оба утверждают, что Трояне не знали греческого языка во время пристания к Берегам их Язона. Этим ясно определяется, что Трояне не греческого племени. По сказанию тех же летописцев, Трояне называли Греков зверонравными; этим свидетельствуется, что просвещение Троян было выше такового же у Греков. Впрочем, это последнее мнение подтверждается еще и тем, что Троянам известны уже были живопись, механика, музыка, комедия и трагедия, когда Греки знали одну только грабительную войну, ее зверство и хитрости. Упомянутые историки пишут, что в Трое были отдельные улицы для каждого мастерства, как, например, бронная, котельная, таганная, кожевенная, рогожная, кошельная, усмарьная (что значит на малороссийском языке сапожная) и пр. То же самое мы встречаем в древних больших городах русских; возьмем для образца Москву; в ней мы находим улицы или бывшие отдельные слободки промышленников с подобными названиями: так, вы видите бронную, котельники, таганку, кожевники, рогожскую, кошели, сапожки, а также сыромятники, звонари и проч.
Бальзамирование трупов было известно и употреблялось, кроме Египтян, только у Скифов и Троян. Историки Фригии и Илиада повествуют, что у Троян был обычай рыданий по усопшим и за гробом шли обыкновенно плакальщицы с распущенными волосами, сопровождая покойника рыданием и причитаниями. Этот обряд существует у нас на Руси и по сие время.
Руссы во время осаждения Трои были союзниками Троян, ибо Антиф (Антип, Antyphos) привел Русь к Троянам; он начальствовал 30-ю кораблями, с народами из Nisyros, Karpathos, Kasos, и Ros, т.е. Нижанами-Руссами, Хорватами, Казями (Казарами) и Русью.
Дополним к этому, что италийский надгробный памятник Энея ясно говорит, что Трояне были Руссы.
Скандинавские предания, разобранные нами в 4-м выпуске, также утверждают связь славяно-русского севера с Троянами; кроме того, многие Франки доказывали, что они выселенцы из Трои (Франки = Фракийцы); в числе их франкский герцог Оттон и брат его Бруно впоследствии Папа, Григорий V, утверждали происхождение свое из Трои. А как Франки же построили и город Руссилион, то самое название города свидетельствует, что он построен был Руссью Илионскою.
Заметим здесь, что не одни мы признаем Троян за Славяно-руссов, еще в прошлом столетии Р. Ch. Levesque (род. 1736) доказывал, что Латины обязаны Славянам корнями своих слов и предки Латинов и Славян слишком рано, т.е. до происхождения от них Троян и Венетов, разделились.
Часть 3. Финикийская письменность
Из книги Александра Волкова «Загадки Финикии»:
Немногие древние народы могут похвастаться таким количеством изобретений, изменивших судьбу человечества, как финикийцы: корабли и пурпур, прозрачное стекло и алфавит. Пусть не всегда они сами были их авторами, но именно они внедряли эти находки и усовершенствования в жизнь, а также популяризовали их.
Говорили они на языке, которого давно уже нет. Финикийский язык – это один из семитских языков, и его ближайшие родственники – древнееврейский (иврит) и моавитский, о котором мы знаем лишь по одной сохранившейся надписи. Обычно три этих языка, именуемых также «ханаанейскими», противопоставляют арамейскому. В то же время вместе с арамейским языком они составляют северо-западную ветвь семитской языковой семьи, в которую входят также восточная (аккадская) и южная, или арабо-эфиопская, ветвь.
Почти все ханаанейские языки мертвы. Единственное исключение – иврит, государственный язык Израиля. Мы можем судить о родственных ему языках лишь по сохранившимся текстам.
На финикийском языке говорили жители прибрежных районов Ливана, Палестины и Южной Сирии, а также часть населения Кипра. Он известен нам лишь по надписям, древнейшая из которых датируется примерно 1000 годом до нашей эры. Литература на финикийском языке, о существовании которой говорят и греческие, и римские авторы, полностью утрачена.
Создание алфавита – величайшее культурное достижение финикийцев. С их родины, с узкой береговой полоски на территории современного Ливана, алфавит начал триумфальное шествие по миру. Постепенно финикийский алфавит и родственные ему системы письма вытеснили практически все другие древние формы письменности, кроме китайской и производных от нее. Кириллица и латиница, арабское и еврейское письмо – все они восходят к финикийскому алфавиту. Со временем буквенный шрифт стал известен в Индии, Индонезии, Средней Азии и Монголии. Финикийцы создали «универсальную систему письма, совершенство которой доказано всей последующей историей человечества, ибо ему с тех пор не удалось придумать ничего лучше», – писал Г.М. Бауэр.
Для создания своей оригинальной системы финикийцы использовали в качестве букв, как считает большинство специалистов, видоизмененные египетские иероглифы. Самые древние надписи, напоминающие более позднее финикийское письмо, были найдены в Палестине и на Синайском полуострове, где египтяне и семиты довольно тесно контактировали.
Однако, как подчеркивал И.Ш. Шифман, «знаки синайской и собственно финикийской письменности, служившие для обозначения одних и тех же звуков, сильно отличались друг от друга. Это не дает возможности считать синайское письмо непосредственным предком финикийской графики, несмотря на всю соблазнительность такого рода предположений, широко распространенных в научной литературе».
Долгое время в Финикии сосуществовали разные системы письма: аккадская клинопись, псевдоиероглифика, линейное. Лишь к концу II тысячелетия до нашей эры более доступное линейное письмо победило. Финикийское линейное письмо насчитывало всего 22 согласные буквы. Другое неудобство связано с тем, что финикийцы со временем отказались от так называемых словоразделителей (в нашем языке их роль играет пробел, разделяющий слова). В древнейших надписях имелись вертикальные линии или точки, помечавшие, где кончается слово. Начиная с VIII века до нашей эры эти значки вышли из употребления. Теперь слова в надписях сливаются друг с другом.
Самые ранние финикийские надписи, известные нам, относятся лишь к ХI веку до нашей эры. Выполненные на наконечниках стрел, они указывали на имена владельцев. Были найдены в долине Бекаа и неподалеку от палестинского Вифлеема. Пять надписанных наконечников являются важнейшими памятниками письменности ХI века до нашей эры. Самый длинный образец раннеалфавитного письма – надпись на саркофаге царя Ахирама из Библа.
Когда финикийцы проникли в бассейн Эгейского моря, греки познакомились с их алфавитом и, поняв его преимущества, заимствовали. По-видимому, это произошло в IХ веке до нашей эры. Очевидно, первыми переняли новую систему письма греки, проживавшие на островах Эгейского моря по соседству с финикийцами. Они не забывали, кому обязаны этим шрифтом, и довольно долго называли его «финикийскими знаками». Со временем греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, в отличие от принятого у финикийцев и евреев направления справа налево. Форма их написания стала стандартной самое позднее к IХ веку до нашей эры. Этот тип написания букв колонисты увозили с собой на запад. Поэтому классическая финикийская письменность почти не отличалась во всех областях Средиземноморья. Именно эту форму письменности восприняли греки, а также этруски.
Финикийский алфавит:
Источник: http://www.ancientscripts.com
Трудно не заметить сходство финикийского алфавита с кириллицей: Ниже приведена сравнительная таблица алфавитов.
Финикийский алфавит XXIII век до н.э.
Финикийский алфавит с поворотом/отражением букв
Этрусский алфавит VIII век до н.э.
Византийский унициал IX-X веков н.э.
Кириллица XI век н.э.
Совпадение с финикийским алфавитом (с учётом поворота/отражения букв):
Этрусский алфавит. Сходны в написании 17 букв, из них подобны в произношении 17 букв.
Византийский алфавит. Сходны в написании 18 букв, из них подобны в произношении 16 букв.
Кириллица. Сходны в написании 22 букв (т.е. все!), из них подобны в произношении 18 букв.
Часть 4. Славянские корни финикийцев или финикийские корни славян?
Татищев В.Н. «История Российская»:
Ниже из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии, гл. 33, 34, где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во время Троянской войны с именем генеты, галлы и мешины, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особенно Стрыковский, Бельский и другие, рассказывают.
Шамбаров В.Е. Беседы о Руси древнейшей.
Беседа 10. «Загадки письменности»
До сих пор утверждалось, что большинство общеупотребительных алфавитов произошли от финикийского. Но правильно ли это? Для соседней с Финикией египетской культуры было характерно идеографически-ребусное письмо, иероглифы. Для семито-хамитских культур, к которым принадлежала и сама Финикия, была характерна клинопись. Алфавитное, буквенно-звуковое письмо не имело здесь «исторических корней». Мало того, оно противоречило традициям, сложившимся у народов данного региона. Теория о происхождении финикийского алфавита от синайского письма кажется искусственной: синайское письмо тоже было иероглифами, и ни малейшего сходства между знаками, в общем-то, не обнаруживается.
Однако, как уже говорилось, при раскопках Фив, где царствовал Кадм, действительно установлено финикийское присутствие. И действительно обнаружена финикийская письменность. Но это опять же клинопись! Характерная и для ранних финикийских культур Сирии и Палестины! Здесь же найдены образцы другого письма — но опять не алфавита, а того же самого линейного, слогового, которое обнаружено и во всех других центрах ахейской цивилизации!
Наконец, в Европе мы находим огамическое письмо древних ирландцев и пиктов, которое не имеет уж совсем ничего общего ни с одним из известных алфавитов: знаки в нем различаются количеством черточек и их расположением относительно горизонтальной черты-строки. Но оно тоже буквенно-звуковое! Итак, для всего европейского региона, для всех индоарийских культур оказываются характерными буквенно-звуковые алфавиты. Практически у всех народов Европы самые древние памятники письменности связаны сразу с алфавитами! Отметим и то, что арийские народы Средней Азии и соприкасавшиеся с ними степные древнетюркские народы, имевшие письменность, тоже пользовались только алфавитами. Встает вопрос — а нет ли фактов, которые позволили бы предположить иное, не финикийское происхождение алфавитного письма? Оказывается, есть.
Например, греческий историк Диодор Сицилийский в I в.до н.э. писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических, так как ими пользовались пеласги». Он же рассказывал об этрусках: «Они изобрели письмо, ревностно изучали науку о богах, овладели навыками в наблюдении за молнией». Может, изобрели, в может, принесли с какой-то своей пра-родины. В этом плане обращает на себя внимание и письменность элимов, живших на Сицилии, которых все древние авторы единодушно называют выходцами из Трои, а Павсаний именует фригийцами.
Но древнейшие находки письменности в материковой Италии принадлежат этрускам, которые тоже пришли откуда-то из Малой Азии, а по ряду версий даже являлись, как и элимы, выходцами из Трои. Не логично ли предположить, что и те, и другие принесли свои алфавиты оттуда? Ведь у фригийцев (кстати, по многим версиям родственных пеласгам, на которых ссылается Диодор Сицилийский) письменность тоже существовала, причем по надписям, обнаруженным на скалах и надгробиях, делается вывод, что и их алфавит был «на основе греческого» — и хотя эти надписи обычно датируют все тем же VIII в. до н.э., но опять-таки не строго, а лишь на основе субъективных умозаключений.
Между прочим, производя греческое письмо по эллинской мифологической традиции «от Кадма» ученые почему-то не обращают внимание на другой миф, тоже греческий, согласно которому изобретателем письма называется Паламед. Ему же приписывалось введение греческих мер веса, длины, времени, разработка календаря. Видимо, это объясняется тем, что Кадм в легендах — более древняя фигура, относимая к XV в. до н.э. А Паламед — участник. все той же Троянской войны. Датируемой XIII в. до н.э. Но как раз к этому времени относятся древнейшие из найденных образцы «финикийского» алфавита!
. Да и сами финикийцы не были чистыми семитами — они произошли от смешения семитов-хананеян с филистимлянами (пеласгами) и другими индоарийскими «народами моря», активно осваивавшими Средиземноморье во второй половине II тысячелетия до н.э. Похоже, именно от них финикийцы получили искусство кораблестроения и навигации, некоторые религиозные обряды. Не исключена и вероятность преемственности письменности.
И в связи с этом хочется перенестись на пару тысячелетий вперед и коснуться другой загадки письменности. Как и когда она пришла на территорию Руси? Коснувшись сложившихся исторических представлений, мы опять столкнемся с очень прочным, устоявшимся стереотипом, что славяне узнали письменность только вместе с обращением в христианство, а до этого ее, вроде, и не существовало. Однако строгими фактами эта версия опровергается — причем фактами далеко не единичными. Взять хотя бы многочисленные находки «славянских рун» — на ритуальном сосуде из села Войсковое на Днепре, на глиняном черепке из Рипнева, на Микоржинском камне, на камнях острова Валаам и др. Русские летописи упоминают о некой древнейшей письменности в виде «черт и резов» — и различные образцы этих «черт и резов» действительно обнаруживаются на некоторых археологических находках. О надписях, существовавших в языческих храмах прибалтийских славян, сообщают в своих трудах Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Саксон Грамматик, Гельмгольд. А в воспоминаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана язычники-русы подписывают на надгробии имя покойного и имя «своего царя». Некоторые знаки, явно представляющие собой письменность — скажем, найденные на Рязанщине, настолько древние, что не только не поддаются дешифровке, но и вообще не позволяют отнести их к культуре каких-то известных нам народов.
Отметим, что римский папа Иоанн VIII в одном из своих посланий прямо утверждал, что славянские письмена существовали до Св. Кирилла — он лишь усовершенствовал и упорядочил их. О том же, кстати, говорит и «Житие Св. Кирилла» — во время пребывания в Херсонесе он видел две книги, выполненные «русьскими письмены», изучил их и на их основе разработал свою кириллицу.
Латинский алфавит происходит от этрусского алфавита.
Наиболее известные памятники этрусской письменности — надгробия и керамика. В настоящий момент известно около девяти тысяч надписей, выполненных с помощью этрусского алфавита — найдены на надгробных плитах, вазах, статуях, зеркалах и драгоценностях. Направление письма: в основном справа налево, изредка слева направо и бустрофедон: одна строчка написана слева направо, вторая строчка — справа налево, третья — слева направо и т. д.
Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной.
Часть 6. Протописьменность культуры Винча
Говоря про письменность этрусков, нельзя не вспомнить о культуре Винча.
Эти символы были найдены на многих артефактах Юго-Восточной Европы, в частности у г. Винча под Белградом, но также и в Греции, Болгарии, Румынии, восточной Венгрии, Молдавии, на юге Украины и бывшей Югославии. Артефакты датируются промежутком между 7-м и 4-м тысячелетием до н.э. Некоторые ученые считают, что символы Винча представляют собой раннюю форму когда-либо найденной письменности, предшествовавшей древнеегипетской и шумерской за тысячи лет:
Symbols dating from the oldest period of Vin;a culture (6th-5th millennia BC)
Common Vin;a symbols
Common symbols used throughout the Vin;a period
Other Vin;a symbols
О влиянии протописьменности культуры Винча на письменность этрусков и финикийцев, красноречиво говорит следующее:
Из книги выдающегося слависта Матея Бора «Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации» (см. отрывок из книги):
Родство же этруской и финикийской письменности, мы рассмотрели выше.
Матей Бор с помощью этих символов расшифровал грамматическую таблицу из культуры Винча со склонением глагола «плакать». В дальнейшем им были расшифрованы ещё около полусотни древних надписей из западно-балканского региона. Язык нашёл ближайшее сходство со словенским, русским и латышским.
Сафронов В.А. Индоевропейские прародины:
В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на «варварский» мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевание), а также в длительности и глубине воздействия.
Сенсационные археологические открытия последних 20 лет на памятниках Подунавья и центральнобалканского неолита – в Румынии, Югославии и Болгарии (Васич, 1932-1936; Грбич, 1933-1934; Гарашанин, 1951; Милойчич, 1949; Иованович, Глишич, 1960; Гарашанин, 1979; Брукнер, 1978), а также уточнение дат этих памятников в пределах V-IV тыс. до н. э. на основании созданной колонки радиокарбонных дат для европейского неолита заставляют изменить устоявшиеся представления о рассматриваемом регионе как периферии древневосточных цивилизаций. В свете этих открытий Юго-Восточная Европа в ареале распространения культуры Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда.
В существовании в Винче письменности исследователи, начиная с первооткрывателя этой культуры М. Васича, не сомневались и до находки глиняных табличек в Тэртэрии. Датировка поселения в Тэртэрии ранним этапом культуры Винча – Винча-Тордош – и обнаружение в этом слое табличек с письменностью свидетельствует о том, что винчанское письмо сложилось в жреческом кругу еще до того, как оформились все признаки культуры и экономики, которые позволяют нам утверждать существование цивилизации, археологически представленной культурой Винча.
Часть 7. Генетические связи
Культура Винча (Турдаш, Градешница) — северобалканская археологическая культура эпохи неолита (Старая Европа, V—III тыс. до н. э.). Генетически связана с земледельческими культурами Малой Азии (Чатал-Гююк), новая экспансия которых мирно накладывается на старчево-кришский субстрат. Родство с малоазиатскими культурами доказал многолетний исследователь культуры Винча сербский археолог М. Васич. В дальнейшем северо-западные популяции носителей Винча участвовали в формировании культуры Лендьел, восточные — Гумельница, а западные — Баденской культуры. Культура Винча оказала влияние на формирование ласиньской культуры, а также могла быть связана с пеласгами, которые, по свидетельству ряда античных авторов, населяли Грецию до греков.
Лендель (венг. Lengyel) — европейская археологическая культура эпохи неолита (4900-3400 год до н. э.). Сформировалась на базе локального варианта культуры линейно-ленточной керамики (вернее, культуры накольчатой керамики). Преемником Лендьел является Культура воронковидных кубков.
Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) — мегалитическая культура (4000 — 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.
В начале III тысячелетия до н. э. КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров. Быстрота перемен и предварительное наличие смешанных погребений предполагают внутренние подготовительные изменения КВК, возможно, связанные с проникновением индоевропейского населения из степей юго-востока Европы.
Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики (нем. Schnurkeramik) — археологическая культура медного и бронзового веков, распространенная на обширных территориях Европы и датированная 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э. Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.
Согласно распространению по континенту явно прослеживается слияние более ранних археологических культур в разной степени, вероятно с элементами культур востока и юга. Культура представляла собой не единое целое, а скорее проникновение технологических и культурных нововведений. Тот факт, что Культура шаровидных амфор занимает большу;ю часть области Культуры шнуровой керамики, подтверждает это. Различные народы, живущие рядом друг с другом, оставляют после себя различающиеся археологические памятники. Вокруг Балтийского моря и далее на запад в прибрежных районах Скандинавии очевидно влияние приморского хозяйственно-культурного типа, где море являлось объединяющим элементом — так же, как Эгейское море объединяло греков. На западе включает в себя все области более ранней культуры воронковидных кубков и, очевидно, является её наследником (не обязательно единственным).
Культуру шнуровой керамики часто рассматривают как исходную индоевропейскую. В свете вышеизложенного надежнее рассматривать ее как одну из индоевропейских. Но безусловно, что именно связанный с ней антропологический тип ближе всего стоит к «классическому» кроманьонцу. В эпоху позднего неолита и бронзы (конец III — II тыс. до н.э.) культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-запада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы, где она входит в соприкосновение с культурой ленточной керамики. Именно основной антропологический тип населения, связанный с культурой шнуровой керамики, озадачил антропологов чрезвычайно широкой географией своего распространения. К тому же к названным областям надо прибавить Кавказ (кавкасионская группа населения) и Балканы (динарский тип в районе Албании и Черногории).
Культура шнуровой керамики долгое время считалась наиболее подходящей для того, чтобы быть прародиной народов Индоевропейской языковой семьи. Эта точка зрения всё ещё отражена в литературе последнего времени, но существенно поколеблена работой Марии Гимбутас и её энергичным продвижением Курганной гипотезы. Роль культуры шнуровой керамики в истории народов Индоевропейской языковой семьи активно оспаривается, но не отвергается. Народ культуры шнуровой керамики чаще всего рассматривается в качестве предка протобалтославян на востоке и протогерманцев, протокельтов и протоиталийцев на западе.
Гипотеза о связи пеласгов с культурой Винча, возможно, хорошо согласуется с источниками, помещающими пеласгов в состав «народов моря» — в основном доиндоевропейского населения запада Малой Азии.