На что лучше клеить гербарий
На что лучше клеить гербарий
Гербарий запись закреплена
По учебно-методическому пособию Павловой М.Е., Суркова В.А.
Так как гербарные образцы могут и должны храниться десятилетия и даже века, для монтирования надо употреблять самые качественные из доступных материалов. Даже если монтировать гербарий на настоящей ватманской бумаге, стоимость этой бумаги окажется очень небольшой по сравнению с общей стоимостью труда, затраченного на сбор, сушку и дальнейшую обработку образца (не говоря уже о научной и культурной его ценности). Тонкую бумагу для монтирования лучше не употреблять, даже если она прочная и жесткая. Нехорош и картон: он не гарантирует, что растения не сломаются; монтированная на картоне пачка слишком рыхла и занимает много места в шкафу.
Нельзя, подшивая растение, протягивать нитку от одного стежка к другому под нижней стороной листа: при всякой перекладке гербарных листов этими натянутыми снизу нитками будут ломаться и портиться образцы, которые окажутся внизу. Каждый стежок должен быть отдельным, завязанным двойным узлом на верхней стороне, т.е. поверх прикрепляемой части растения.
Бумажные полоски, удерживая растение, не должны исключать его некоторой подвижности. Полоски следует приклеивать только к бумаге, но не к частям растений; особенно нежелательно заклеивать нежные части. Полоски обычно готовят следующим образом: листы высококачественной писчей бумаги равномерно покрывают слоем разогретого и несколько разведенного столярного клея, в который добавлено немного глицерина (1 чайная ложка на 250 мл раствора клея). Густота покрытия бумаги клеем определяется на опыте. Высохшие листы бумаги не должны скручиваться или слипаться между собой. Это зависит от правильного подбора соотношения столярного клея, воды и глицерина. Бумага будет скручиваться, если глицерина недостаточно. Если глицерина слишком много, листы бумаги, положенные друг на друга, будут слипаться. Подобрать наилучшую пропорцию можно опытным путем. После высыхания клея листы кладут на картонку и по металлической линейке режут лезвием бритвы на полоски шириной 1,5-2 мм. Можно с этой целью использовать резак для фотобумаги. При монтировании растения ножницами отрезают полоску нужной длины, обмакивают ее в воду, после чего с помощью чистой салфетки прижимают к прикрепляемой части растения (при этом салфетка впитывает лишнюю воду.) Использование скотча не рекомендуется: клеящий слой лент не всегда прочен и равномерен; по краям ленты налипает пыль, придавая образцу неопрятный вид; лента прилипает ко всей перекрытой ею поверхности растения, что для тонких частей, как уже было отмечено, нежелательно. Во многих случаях достаточно пришивания растения в нескольких местах нитками, подходящими по цвету гербарному образцу: зелеными, коричневыми разных оттенков.
Приступая к монтированию, необходимо иметь под руками пакетики различной величины. В них кладут запасные (дополнительные) цветки, срезы плодов, подклеенные на картонки для изучения части расчлененных цветков, различные обломившиеся части, осыпавшиеся семена и т.п. Пакетики должны быть предельно просты и свободно открываться после подклейки на лист. Чтобы пакетик не раскрывался самопроизвольно, можно заколоть его канцелярской скрепкой.
Если у растения летучие семена (например, у тополей) или же растения очень нежны и хрупки, хорошо закрыть образец листом прозрачной кальки, однако так, чтобы она была приклеена только одним краем и легко могла быть отвернута. Для этой же цели (а отчасти и для пакетиков) можно использовать и прозрачную полимерную пленку. Не годится целлофан, так как он скоро деполимеризуется и делается хрупким.
В некоторых гербариях каждый монтированный гербарный лист вкладывают в «рубашку» (двойной лист) из тонкой бумаги или кальки. Это способствует лучшей сохранности образцов, но в то же время требует значительного увеличения объема шкафов и замедляет работу с материалами. Для подклейки этикеток, пакетиков и пр. следует пользоваться синтетическим клеем ПВА. Ни в коем случае не следует употреблять при монтировании так называемый конторский силикатный клей: он разрушает бумагу и обесцвечивает любые надписи.
Нельзя ничего прикреплять канцелярскими скрепками за край листа. Демонстрационные образцы можно оборачивать тонкой полиэтиленовой пленкой. При размере листа 28×42 см берут кусок пленки размером 32×46 см, заворачивают за края листа с четырех сторон и аккуратно скрепляют маленькими металлическими скобками с помощью степлера или используют машинку для склеивания полиэтилена.
На что лучше клеить гербарий
Убедительная просьба (если она не затруднит) в сообщениях, в которых дается ответ на вопрос, цитировать сам вопрос. Эта просьба обусловлена тем, что вопросов в теме много. Спасибо!
Сестры, помогите плиз, есть несколько вопросв и нужен компетентный ответ
1. Клей ПВА. Почему-то тянет бумагу, когда клеишь на него гербарий. Может быть использую не тот клей? Какой лучше всего брнать клей для бумажный работ, чтобы не стягиваю бумагу любой фактуры (от кальки и плотнее)?
2. Каким клеем вклеивать в открытки ткань?
3. Гербарий. Есть ли какие-то правила сушки? Я сушила по-старинке в книжке и некоторые цветы совсем потеряли цвет. это неизбежный процесс или зависит от условий засушивания?
4. Видела в загранице елки на улицах, которые украшают засушеными срезами лимонов и др. цитрусовых, покрашеных разноцветными красками. Как цитрусовые правильно сушить?
4. Видела в загранице елки на улицах, которые украшают засушеными срезами лимонов и др. цитрусовых, покрашеных разноцветными красками. Как цитрусовые правильно сушить?
вобщем, думаю экспериментальным путем на малой мощности можно добиться нужного результата.
лимоны и прочие дольки обрабатывают каким-то составом, потому они такие вонючие. их как-бы мумифицируют.
а с ними может тоже в микроволновке побаловаться? в подвешеном состоянии? или в простой духовке.
4. Видела в загранице елки на улицах, которые украшают засушеными срезами лимонов и др. цитрусовых, покрашеных разноцветными красками. Как цитрусовые правильно сушить?
1. Попробуйте использовать клей ПВА, но не обычный для бумаги, а супер ПВА для паркета, ламината (продается в строительных магазинах в красной пластмассовой банке). Он более густой, мазать тонким слоем, и не весь листик, а достаточно одно или несколько мест, он быстрее схватывает, чем просто ПВА. Хранить плотно закрытым, а то очень быстро загустевает. Но все-таки, если листочки очень тонкие, то, наверное, он не подойдет. Плотные листья клею даже клеевым пистолетом.
2. Ткань клею или им же (супер ПВА) или же клеевым горячим пистолетом (тоже продается в строительных магазинах, на рынках), там же к нему клеевые палочки.
Но тоже не всякая ткань им клеится. Если есть синтетика может плавиться.
3. Дольки цитрусовых сушу на батарее, на листе бумаги, периодически переворачивая, высыхают очень быстро. Затем крашу краской из баллончика (золото, серебро).
Но однажды с этими сушеными дольками (сухими, но не крашеными) произошел очень неприятный случай, а именно: в коробке с ними завелась гадкая моль, которая потом летала по всей квартире, и я с трудом ее извела. Вот так я познакомилась с пищевой молью, до этого даже и не знала, что бывает такая. Теперь я эти дольки сразу крашу, в крашеных вроде не заводится.
Да еще забыла про гербарий. Цветы должны быть сорваны в самом начале роспуска.
Сушить лучше не просто в книжке (хотя сама только так и делаю, так же легче), а под прессом (например, кирпичи) в газетах, периодически их меняя. Существуют цветы, которые очень хорошо сохраняют свой цвет (например, анютины глазки, дельфиниум).
Если цветок красивый, но совсем стал бесцветный, можно его и подкрасить. Я крашу краской из баллончика не яркой, а флористической пастельных цветов. Но кто-то, конечно, не любит крашеные цветы.
Ну, а кому лень всем этим заниматься, и, конечно, есть деньги, могут купить замечательные наборчики «Новву» голландской фирмы Hogewoning. Разные плоские высушенные цветочки и листочки, очень аккуратные и красивые.
3. Гербарий. Есть ли какие-то правила сушки? Я сушила по-старинке в книжке и некоторые цветы совсем потеряли цвет. это неизбежный процесс или зависит от условий засушивания?
2. Каким клеем вклеивать в открытки ткань?
А можно еще на какие-нибудь композиции полюбоваться? Поделитесь, не жадничайте.Наврядли я смогу что-нибудь засушить в сезон дождей и без отопления, но вот на ваши смотрю и появляется чувство праздника, даже апельсиновый запах Нового года ощущаю.
Привет, Обыскал вес нет. но нигде не могy найти как плести рыбки из капельницы.
Может кто-нибудь помнит. Спасибо
Как засушить растения: делаем объемный гербарий
Летом материалы для творчества и источники вдохновения растут и цветут, куда ни глянь. Гербарий — очень полезная вещь, как для художника, так и для других мастеров декоративно-прикладного творчества. Детям тоже может быть интересно растения собирать, а уж поделки из природных материлов получатся очень красивыми и интересными. Я расскажу про свой эксперимент использования силикагеля для сохранения объёмных сухих растений. А также расскажу, как я храню образцы.
Для того чтобы сушить цветы, нужен силикагель в объёме, достаточном, чтобы покрыть растение целиком. Силикагель можно собирать из мелких пакетиков от обуви и прочих вещей, но это долго. Можно купить, я видела фасовку от килограмма. Также используют сухой песок, но я не пробовала. Ещё, думаю, можно попробовать использовать наполнитель для кошачьего туалета на основе силикагеля, но это не более, чем предположение.
Итак, вот мои растения. Для гербария лучше брать растение целиком, чтобы потом не пришлось додумывать, как будут выглядеть почки, соцветия, бутоны. Хотя вот корни я не беру, всё ж это не ботанические образцы.
Вот тут, в в течение пары недель, засыпанные силикагелем, лежали мои образцы. Я насыпаю силикагель на дно кладу растение и аккуратно засыпаю его шариками. Так растение после сушки сохранило естественную форму, осталось целым и не помялось.
Это уже совершенно сухая веточка!
Один листочек я сушила в книжке для сравнения.
Соцветья сохранили цвет и форму.
Веточка сухая и объёмная.
Высушить — это половина работы. Теперь надо сохранить хрупкие материалы.
Для создания гербария понадобится:
Сухой листочек клею к файлу на двусторонний скотч. Файл лучше выбрать плотный такие стоят дороже, но гербарий будет сохраннее. Файл предпочтительнее просто прозрачной плёнки, можно сразу складывать в обычные офисные папки и самоклейки уходит меньше, я заклеиваю только растение. Можно, наверно и просто скотч использовать, но он всё же узкий.
Объёмные бутончики разрезала резаком пополам, предварительно отделив их от ветки, потом на двусторонний скотч приклеиваю, чтобы восстановить вид веточки. Лучше сушить с запасом, чтобы не страшно было испортить.
Наклеиваю все образцы кусочками скотча на файл сверху, внутрь не обязательно закладывать.
Заклеиваю всё прозрачной самоклеющейся плёнкой. Лучше не отрывать защитный слой плёнки целиком, потом сложно клеить. Сначала лучше оторвать край, приклеить с основе и постепенно отрывая защитный слой приклеивать плёнку к поверхности. Больше растениям ничего не страшно, я слегка придавила самые объёмные части цветов, что б были более плоскими. Просто что б хранить удобнее было, ведь целью был именно объёмный образец.
Файлы храню в большой архивной папке, не страшно если получится не совсем плоским.
Страшненькая, но информативная фотография. Этот цветок куда лучше подойдёт для референсов, чем фото — проверено.
Прозрачный файл позволяет видеть растения со обеих сторон, это важно, когда листы отличаются, как у мать-и-мачехи, например.
Этим листьям уже больше трёх лет, цвет под плёнкой остался без изменений.
Надеюсь, информация будет полезной. Так можно сушить цветы для всяких композиций в маленьких стеклянных баночках, заливать их эпоксидкой, да мало ли зачем нужны образцы творческому человеку. Я по ним рисую эскизы. Зимой особенно ценный материал, да и лето всегда приятно вспомнить, когда за окошком снег.
Водяной знак в центр поставился автоматом в моём конвертере фото, а оригиналов я не сохранила, но думаю, для восприятия он не слишком мешает.
Вот мои примеры, с просторов интернета.
Создание живописных композиций, здесь только плоские растения, но можно добавить объёмные. Оформить в раму с углублением, как работы в технике квиллинг.
Растения между двумя стёклами, но такое решение только для светлых однотонных стен.
Использование частей растений в арт-буке.
Создание миниатюрных или не очень, композиций для интерьера. Фейских и гномьих домиков и прочего волшебства.
Здесь используют живые растения, но их можно заменить на сухие.
А вот и композиция объёмных и плоских цветов в пределах одной работы.
Спасибо всем, кто дочитал! Традиционно рада вашим комментариям по теме. Или красивым фото с готовыми гербариями, а также способам применения сухих цветов в творчестве.
Засушивание растений плоским методом в домашних условиях. Способы крепления гербария на лист
Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.
— К. Линней «Философия ботаники» (Википедия)
Итак, Вы принесли домой свежесобранные растения и хотите превратить их в настоящий гербарий. Как это сделать?
Способы высушивания растений плоским методом
1) Сушка растений в книге
Чем она старее, тем лучше её страницы впитывают влагу, тем быстрее и с наименьшей потерей цвета сохнут растения. Конечно, для сушки плохо подходят страницы с глянцем. Чем бумага старее и пористее, тем лучше.
А страницы книги приобретают желтоватый оттенок с разводами в форме силуэтов растений. Хорошо, если есть специально предназначенная Вами для этих целей книга. У меня есть такая, найденная среди выброшенного хлама.
* Для веса можно положить несколько книг одна на другую.
* Удобно сушить будущий гербарий вместе с закладками, особенно если растения тонкие и маленькие. Тогда легко будет найти и открыть страницу с нужным экземпляром, хорошо придерживая руками разворот, чтобы не потревожить соседние листы с растениями. Ведь полностью высохшие в книге небольшие цветы, листья при неосторожном открывании книги легко съезжают к корешку, выпадают, перемешиваются и ломаются. Или, если растения ещё не высохли, а только подвялились, они могут скомкаться, и исправить это бывает очень трудно.
* Если во время сушки Вы планируете перекладывать растения (например, если их много, и страницы книги будут промокать, не успевая просушиваться), то лучше закладывать их сразу между дополнительными слоями газеты или салфеток. Чтобы растения было удобно перемещать не тревожа.
Это фото взято из интернета.
Очень красиво, правда? Небольшие цветы сушатся в моей старой книге:
2) Сушка растений под прессом
Более универсальный способ, больше подходящий для подготовки настоящего гербария. Поскольку позволяет высушивать крупные, объёмные и хорошо оводнённые растения. Включать в коллекцию плоды, корневища и корни, большие листья, толстые стебли и прочие растительные сложности, если они есть.
Как и положено при подготовке гербария. Например, такого:
Гортензия метельчатая. Белокрыльник болотный. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Хоста прямолистная. Ангелика. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
От ботаника, практикующего этот способ, требуется гораздо больше внимания, аккуратности и настойчивости. Но зато и результат гораздо интереснее.
Обычно рекомендуют использовать специальные сушильные прессы на струбцинах или сетки в деревянных рамах (при использовании их затягивают двумя веревками в единый блок).
Такие прессы можно сделать самостоятельно или найти в продаже (конечно, тоже ручной работы). Для прокладывания растений используют газеты, салфетки, крафт-бумагу, грубую фильтровальную бумагу, пергамент. Или ватные матрасики, специально склеенные из гигроскопической ваты и папиросной бумаги.
Изображения прессов взяты из интернета.
Если нет возможности сделать или приобрести такой специальный пресс, или он просто не очень нужен, то можно сделать так.
Растения разложить между газетными листами (они служат для сохранения формы растений и удобства манипуляций), а каждый лист газеты с растениями переложить сверху и снизу самыми дешёвыми бумажными салфетками (они впитывают влагу). Конечно, можно использовать и дорогие салфетки
Все эти слои бумаги кладутся на лист МДФ, ДСП или другой деревянной поверхности и придавливаются другим листом МДФ или ДСП. Можно положить сверху что-то тяжёлое. Например, книги или ещё один лист МДФ
* МДФ или ДСП во время сушки практически не коробятся, в отличие от фанеры.
Получается вот такой бутерброд.
Такую конструкцию можно двигать и переносить. Лучше его положить её в хорошо проветриваемом, нехолодном и нежарком помещении, чтобы сушка шла быстрее.
Иногда, когда растений много, стопа у меня получается достаточно высокой, разделённой несколькими слоями МДФ, но во время сушки она проседает.
* Салфетки лучше менять каждый день или через день, так как они быстро впитывают влагу. Чем чаще Вы будете менять салфетки, тем быстрее пойдёт процесс сушки, а растения лучше сохранят естественные оттенки: меньше будут темнеть, желтеть, обесцвечиваться.
* Если растения имеют объёмные стебли, корневища, плоды, цветы или соцветия, которые сложно будет высушить и хранить целиком, то можно разрезать их вдоль. У объёмных соцветий можно удалить часть лепестков с «изнаночной» стороны и придавить их пальцами, чтобы расплющить и облегчить сушку.
Так, в зависимости от количества и оводнённости растений, их толщины, а также частоты смены салфеток, растения сушатся от нескольких дней до двух-трёх недель.
3) Очень быстрые способы высушивания
Ещё полезно для сбора и переноса растений обзавестись ботанической папкой.
Иногда она бывает очень нужна, если в коллекции собранных растений есть болотные или чисто водные экземпляры, или растения с тонкими нежными цветами или листьями. Они быстро теряют тургор и скукоживаются, и часто их невозможно расправить обратно. Такие растения не донести домой в пакете, а лучше сразу положить в папку.
Вот пример классической ботанической папки. Можно сделать что-то такое.
Изображение взято из интернета.
Растения прокладываются слоями бумаги, и, если сбор большой и из разных мест, то можно снабдить каждый экземпляр временной этикеткой.
Способы крепления гербария на картонный лист
Итак, растения высушены и готовы к монтированию в гербарный альбом или папку.
* Крепление в альбом более ответственно, чем в папку, так как при переворачивании страниц альбома сухоцветы испытывают бо́льшие нагрузки, чем при перекладывании листов в папке. И очень важны для каждой страницы защитные вставки из кальки или пергамента, чтобы ломкие растения не тёрлись и не цеплялись друг за друга.
* Очень важно закреплять растения не намертво, предоставляя гербарию некоторую долю свободы. Небольшую, но важную. Чтобы при переворачивании страниц растения могли немного нивелировать деформации бумаги за счет своей небольшой подвижности. При глухом креплении хрупкие растения могут повреждаться вместе с перегибами бумаги.
* Лучше не закреплять самые кончики растений, если они тонкие. При общей небольшой подвижности гербария они могут легко отломиться. Но обязательно нужно закреплять более прочные части растения: основание всего растения, основания листьев, стеблей, цветов, соцветий и т.п.
Одуванчик крупночешуйный. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
* Если длина стебля растения не позволяет разместить его в полный рост на листе, то стебель можно разрезать или вырезать его часть, и вставить растение частями. Также допускается надрезать стебель и изогнуть его, но так, чтобы было явно видно, что это рукотворный изгиб, а не естественное положение растения.
Лютик едкий. Гвоздика пышная. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
1) Пришивание нитью
Посконник. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Ландыш Кейске. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Аралия высокая. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
2) Приклеивание растений полосками бумаги
Полоски бумаги можно нарезать разной ширины и длины. Для проклеивания их можно использовать ПВА, нанося его кистью, или просто клей-карандаш. Это тоже смотрится красиво и естественно для гербария. Удобный способ для альбома. Конечно, полоски пересыхают со временем, но на годы или десятилетие их должно хватить.
Вех ядовитый. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Мятлик болотный. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
3) Крепление с помощью скотча
Можно использовать канцелярский прозрачный или матовый скотч, или малярный. Вполне подходит для крепления растений в альбоме. Этот лёгкий способ требует наименьших усилий и временных затрат, но результат всё же не прекрасен. Мне кажется, природный гербарий не очень хорошо смотрится в сочетании с синтетическим скотчем, особенно канцелярским.
Гречиха Сахалинская. Дуб курчавый. С повреждениями японским жуком. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Мискантус китайский. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Плаун булавовидный. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
4) Крепление с помощью рыбьего клея
Это, наверное, самый дорогостоящий способ, поскольку одна упаковка этого чудо-клея стоит порядка 3000 рублей. Но он наиболее древний из имеющихся, и его рекомендуют как хороший до сих пор. Я не пробовала.
Это натуральный продукт, обладает очень большой начальной липкостью. При высыхании образует эластичную плёнку.
Репяшок японский. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Воронец красноплодный. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Клинтония удская. Фото с сайта Сахалинского областного краеведческого музея.
Рыбий клей можно комбинировать с другими способами крепления, нанося его точечно.
Вот и всё, что я хотела бы рассказать о простых способах засушивания растений и креплении растений на картон. Надеюсь, это было интересно и красиво, и что я ответила на многие связанные с этими темами вопросы.
В следующей записи расскажу подробнее о гербарных альбомах, которые я делаю для красивого и удобного хранения засушенных растений. Покажу много фотографий и «широту вариации» этих альбомов. Чтобы, просмотрев статью, можно было сразу понять, что это такое и каким оно может быть.