На что направлена педагогическая деятельность в дополнительном образовании
Билет №8. 1. Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
1. Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
2. Художественные навыки в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
3. Разработать примерный план мероприятий на каникулы в детском творческом объединении.
1. Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
— осуществляет дополнительное образование детей и подростков, организует их разнообразную творческую деятельность;
— комплектует состав воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;
— обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
— обеспечивает соблюдение прав и свобод детей; участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
— составляет план и программу занятий. Обеспечивает их выполнение;
— выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
— поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
— организует участие воспитанников в массовых мероприятиях;
— оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
— при проведении занятий обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Специалисты системы дополнительного образования детей подразделяются на несколько категорий не только по образованию (педагогическое и непедагогическое) и направлениям деятельности (наиболее часто встречающиеся в практике перечислены выше), но и по характеру реализуемых функций. На этом основании можно выделить:
— специалистов, работающих непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);
— специалистов, обеспечивающих систему на разных уровнях (программно-проектировочная, методическая, финансово-экономическая и др. обслуживающая деятельность).
В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности ПЕДАГОГА, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер. Эталоном действий педагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:
— целеустремленность в работе;
— четкость и деловитость;
— любовь к детям и педагогическому труду;
— творческий подход к делу.
1 Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.
Содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической поддержке и социальной защите личности ребенка.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.
Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:
— уважительное отношение к людям, ко всему живому,
природе;
— чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
— интерес к получению знаний, навыки самостоятельного
поиска творчества;
— физическая культура, стремление к здоровому и гармоничному образу жизни;
— умение конструктивно общаться;
— умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;
— умение реалистично оценивать свои возможности и конструктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.
3. Предмет профессиональной деятельности педагога дополнительного образования включает выполнение нескольких функций:
— исследовательской и прогностической;
— диагностической и педагогической поддержки;
Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них может доминировать над другими.
Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:
— участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
— успешное освоение ими образовательной программы;
— увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
— ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – о рганизация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение учащихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы учащихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся. Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе с учащимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей.
Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: обсуждение сообщений; докладов, рефератов; конференции; защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги; КВН; час вопросов и ответов; конкурс; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Занятие рассматриваю с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий по параметрам:
а) обстановка и гигиенические условия на рабочем месте;
б) количество видов учебной деятельности;
в) средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности;
д) наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (комплекс упражнений продолжительностью не более трёх минут на утомляемость глаз, позвоночника и т.д.)
ж) психологический климат на занятие (комфорт-напряжение);
з) наличие на занятие эмоциональных разрядок;
и) темп и плотность урока.
Методы организации занятия в объединении:
— словесный, наглядный, практический;
— метод программированного обучения;
-интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
— психологические и социологические методы и приёмы.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы учащихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Контроль может проводиться в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, собеседование, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Кроме того, можно использовать всевозможные смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, открытых занятий. Такие традиционные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует уникальная возможность каждому ребенку отвести необходимое время для усвоения материала, скомплектовать уровневые учебные группы, или организовать внутри такой группы работу по индивидуальным планам.
Технологически цепочку группового творческого воспитательного дела можно выстроить следующим образом:
• психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
• коллективное планирование (его можно выстроить в виде «мозгового штурма»).
• коллективная подготовка дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
• собственно деятельность, осуществление разработанного плана.
• завершение, подведение итогов (сбор, круглый стол, результаты коллективного дела).
Новые педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ.
По структуре нашего учреждения учащиеся приходят к нам после занятий в школе, наполненные предыдущими впечатлениями и информацией. Важно учитывать степень психической утомляемости при длительном изложении материала. Применяю вначале организационную беседу, что побуждает учащихся воспроизвести ранее усвоенные знания или сделать самостоятельные обобщения на основе усвоенного фактического материала.
Существующие программы и образовательный стандарт позволяет мне организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое занятие было познавательным. Учебный процесс строю как процесс решения постоянно усложняющихся мыслительных задач, включаю виды работы, предусматривающие мыслительный поиск, что требует от учащихся интеллектуальных поисковых умений. Современная педагогика утверждает, что практике в обязательном порядке должны предшествовать теоретическое усвоение и теоретический тренинг. Предварительный тренинг, проигрывание действий в уме готовит учащегося к безошибочному освоению.
Развитие памяти реализуется через все этапы учебного процесса, которые я использую при организации занятия, а именно:
презентация нового материала;
активизация полученных знаний на практике;
систематизация знаний и умений;
Гуманно-личностный подход к ребенку реализую на каждом занятии, необходимо помнить, что сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает процесс обучения к личности ученика, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Основными принципами моей работы являются:
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип прочности усвоения знаний и нывыков;
— принцип индивидуального подхода к учащимся;
принцип доверия и открытости.
Усвоение материала осуществляется от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН.
Я использую различные приемы в работе: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие мотивационной сферы. Наиболее эффективным приемом своей работы считаю дифференцированный подход к учащемуся, который позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности обучаемого, его личностные свойства, так называемую индивидную индивидуализацию. Этот прием работы помогает мне осуществлять обучение наиболее рациональным путем, а значит добиться необходимых результатов.
Считаю, что педагогу дополнительного образования следует уделять должное внимание развивающему аспекту, выделяя при этом мотивационную сферу. Для развития мотивационной сферы учащихся важен их личный опыт, «контекст» деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, направленность личности, статус в группе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию (как общую, так и ситуативную). Немаловажную роль играют и межличностные отношения учитель – ученик, поэтому я строю взаимоотношения с учениками на основе доверия, сотрудничества и уважения. Уважительное отношение друг к другу играет ключевую роль при обучении и особенно способствует развитию творческого потенциала учащегося. Для преподавателя адекватные взаимоотношения важны при осуществлении контроля, анализа, оценивания, а для ученика восприятие всего вышеперечисленного.
Для достижения успеха в межличностных отношениях и с целью выполнения модернизации образовательного процесса, я использую в своей профессиональной деятельности элементы новых образовательных технологий. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка.
В своей дальнейшей работе считаю необходимым искать пути и способы решения существующих проблем: содействие в накоплении ТСО, соблюдение преемственности в обучении, осуществление непрерывной связи между теорией и практикой, укрепление межпредметных связей, сохранение целостности обучения.
Успех и уверенность учащихся в обучении зависит от того, насколько раскрыты его индивидуальные способности, преподаватель поэтому должен развить в ребёнке внутреннее стремление к приобретению прочных знаний путём настойчивого упорного труда, вырабатывать у учащихся стремление к преодолению возможных трудностей на пути продвижения от незнания к знанию.
Методические рекомендации «Деятельность педагога ОДОД»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2013 г. №___
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Вид трудовой деятельности (группа занятий):
Преподаватели в средней школе
Специалисты по методике обучения и воспитательной работы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Образование дополнительное детей и взрослых
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Выполнение на данном этапе
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 3
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
Организация досуговой деятельности обучающихся
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания 4
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий
Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим 3
Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Возможные наименования должностей
педагог дополнительного образования
старший педагог дополнительного образования 5
Требования к образованию и обучению
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. 9
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). 10
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности 11
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования
Педагогика дополнительного образования
Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
3.1.1. Трудовая функция
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
Уровень (подуровень) квалификации
Выполнение на данном этапе
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала и т.д.), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению обучающихся
Понимать мотивы поведения обучающихся, образовательные потребности и запросы обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей))
Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
Проводить диагностику предрасположенности (задатков) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала и т.д.), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
— задач и особенностей образовательной программы
— возрастных особенностей обучающихся
— современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов и т. п. (в зависимости от направленности (профиля) программы)
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования
Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе при необходимости использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
— избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы
— состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)
Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (по профилю осваиваемой программы)
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения программы
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений и т. п. (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)
Лично соблюдать требования охраны труда
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации обучающихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы)
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля)
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля)
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
Особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся)
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфику работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с их предназначением и направленностью (профилем) реализуемых программ
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения
Требования охраны труда в избранной области деятельности
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
3.1.2. Трудовая функция
Организация досуговой деятельности обучающихся
Уровень (подуровень) квалификации
Выполнение на данном этапе
Планирование подготовки досуговых мероприятий
Организация подготовки досуговых мероприятий
Проведение досуговых мероприятий
Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
— привлекать обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся
— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей
— проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием
— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении
— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью обучающихся при проведении досуговых мероприятий
Лично соблюдать требования охраны труда
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся ( для программ дополнительного образования детей ) иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
Особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся)
Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнёрами
3.1.3. Трудовая функция
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания 4
Уровень (подуровень) квалификации
Выполнение на данном этапе
Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей
Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию
Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и т.п.
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями,
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей и т. п.)
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
3.1.4. Трудовая функция
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
Уровень (подуровень) квалификации
Выполнение на данном этапе
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по программам в области искусств)
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки
Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности (профиля)
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания
Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и обучающихся
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы
Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля)), в том числе в рамках установленных форм аттестации
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности
3.1.5. Трудовая функция
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
Уровень (подуровень) квалификации
Выполнение на данном этапе
Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля))
Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы и т. п.)
Выявлять интересы обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
— задач и особенностей образовательной программы
— образовательных запросов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
— фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – в зависимости от контингента обучающихся)
— особенностей группы обучающихся
— специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации)
— санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся
Проектировать совместно с обучающимся (для детей – с обучающимися и их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий и т.п. по результатам анализа их реализации
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
Определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации
Способы выявления интересов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
Основные технические средства обучения (ТСО), включая информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью (профилем) программы (занятия)
ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста
Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (при их реализации)
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Нормативно-правовые и локальные акты в части, регламентирующей документационное обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы, в т.ч. порядок доступа к учебной документации педагогических работников, уполномоченных должностных лиц, обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) и других категорий граждан
Возможности использования информационно-коммуникационные технологий (ИКТ) для ведения документации
Правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
3.2. Обобщенная трудовая функция
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Требования к образованию и обучению
Высшее педагогическое образование – магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет.
При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Специалисты по методике обучения и воспитательной работы
Педагогика дополнительного образования
Любые направления подготовки и специальности
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Организация разработки и(или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организация и(или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее – исследования), ресурсы, необходимые для его проведения и источники их привлечения
Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования
Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования
Организовывать апробацию разработанного инструментария
Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования
Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами
Проводить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению
Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа
Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность
Теория и практика маркетинговых исследований в образовании
Методические основы маркетинговых исследований в образовании
Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых
Нормативно-правовые, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и(или) взрослых
Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов
Контроль и оценка качества программно-методической документации
Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования
Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога(ов)
Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие
— порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
— современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования
— образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания
— требованиям охраны труда
Анализировать состояние и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции
Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами
Оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта
Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в т.ч. с применением ИКТ и возможностей сети Интернет
Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы)
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса
Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
Стадии профессионального развития педагогов
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников
Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами
Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
Проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ
Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации
Знания, необходимые для выполнения трудовой функции В/02.6
3.3. Обобщенная трудовая функция
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Требования к образованию и обучению
Высшее педагогическое образование – магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет
При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Педагогика дополнительного образования
Любые направления подготовки и специальности
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Планирование массовых досуговых мероприятий
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в т. ч. конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т. п.
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий
Планирование подготовки мероприятий
Организация подготовки мероприятий
Проведение массовых досуговых мероприятий
Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий
Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения / группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
— поддерживать социально значимые инициативы обучающихся
— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся
— координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий
— выполнять роль ведущего досуговых мероприятий
— привлекать к участию в мероприятиях одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении
— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
Контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий
Лично соблюдать требования охраны труда
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей) иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий
Способы выявления интересов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) в области досуговой деятельности
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
Особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся)
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)
Меры ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под руководством педагогического работника
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования
Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента обучающихся различного возраста
Организация набора и комплектования групп обучающихся
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в т.ч. социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий
Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации и другое) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними
Эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами
Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций и других материалов) на бумажных и электронных носителях
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам
Заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому и другим
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации
Координация и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность
Анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, ориентации в тенденциях его развития
Проводить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций
Контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций и т.п.), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов
Анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации
Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности
В нутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
Стадии профессионального развития педагогов
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу
Меры ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под руководством педагогического работника